Внеклассные мероприятия по математике для 5, 7, 8 классов
план-конспект занятия (5 класс) на тему
Внеклассные мероприятия для 5, 7, 8 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Математический КВН для 5 класса | 53 КБ |
Игра "Счастливый случай" для 7 класса | 52 КБ |
Игра "Счастливый случай" | 332.83 КБ |
Математический вечер для 8 класса | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Математический КВН в 5 классе.
Цели игры: расширить знания учащихся, развивать познавательный интерес, интеллект, воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний; формировать дружеские, товарищеские отношения, умение работать командой; показать необходимость знаний по математике в других науках.
Оформление: компьютер, диск с мелодией «Мы начинаем КВН», легкая музыка, плакаты с высказываниями о математике, портреты математиков, два плаката с числами от 1 до 25, сводная таблица результатов «КВН» конкурса.
Ход игры:
Два чтеца открывают игру следующим стихотворением:
Почему торжественно вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь?
Это о царице всех наук
Поведем сегодня с вами речь.
Не случайно ей такой почет,
Это ей дано давать советы,
Как хороший выполнить расчет
Для постройки зданий, ракеты.
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит.
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку.
Учится с тобой молодежь
Развивать и волю, и смекалку.
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.
Девиз КВН: «Дорогу осилит идущий, а математику мыслящий!» (Написано на плакате).
Вступительное слово учителя:
(Звучит музыка- вступление к телевизионной программе КВН)
Дорогие гости и участники нашей игры!
Все вы, конечно, хорошо знаете это вступление к телевизионной передаче КВН - для кого, для чего?
Для кого же мы сегодня начинаем КВН – конечно, для вас, мои ученики! Чтобы вы сегодня немножко отвлеклись и повеселились, лучше узнали таланты и способности друг друга (а их у вас очень много!), подумали над вопросами и ответами, повысили свой интеллект, заразились чувством здорового азарта и соревнования, в общем – провели время с пользой!
А для чего мы начинаем КВН? Для того, чтобы никто из вас не задавал такой знакомый всем учителям математики вопрос: «А зачем мне математика? Мне она в жизни не пригодится!» Ведь слово «математика» пришло к нам из древнего языка, где «мантейн» означает «учиться и приобретать знания». И если есть упражнения для развития тела, то математика призвана развивать логическое мышление, внимание, мозг. Недаром ее называют «гимнастикой ума».
Я хочу, чтобы вы убедились, что математика – чудесная, не сухая наука, и что заниматься ею так же увлекательно, как и играть в КВН.
Итак, мы начинаем КВН!
Название команд – называет ведущий; их расшифровывают команды.
1-й ведущий: Чтоб нам КВН не нарушить порядок –
Приветствия ваши мы выслушать рады!
(Приветствия команд).
2-й ведущий: Чтоб все в КВНе прошло без заминки…
Его мы начинаем... Ну конечно, с разминки!
Разминка.
- Пильщики режут бревна на метровые отрезки. Каждый разрез занимает 1 мин. За сколько минут они распилят 5 метровое бревно? (Ответ:4мин)
- Скорый поезд вышел из Москвы в Тамбов со скоростью 90км/ч. Другой поезд вышел навстречу ему из Тамбова в Москву со скоростью 80км/ч. На каком расстоянии будут поезда через час после встречи? (Ответ:170км)
- Экипаж, запряженный тройкой лошадей, проехал за 1час 15км. С какой скоростью ехала каждая лошадь? (Ответ:15км/ч)
- Спутник Земли делает один оборот за 1ч.40мин. Однако другой оборот он совершает за 100мин. Как это объяснить?
А теперь я предлагаю задачи – шутки:
- Прилетели галки и стали садиться на палки. Если на каждую палку сядет по 2 галки, то останется палка, если сядет по 1 галке, то не хватит одной палки. Сколько было палок и сколько прилетело галок? (Ответ:3 палки и 4 галки).
- Почему парикмахер в Женеве охотнее подстрижет 2-ух французов, чем одного немца? (Ответ: за двух получит большую зарплату).
- Математик, устав лег спать в 10ч. вечера, предварительно он завел будильник на 12ч. следующего дня. Сколько часов он успеет проспать, прежде чем будильник его разбудит? (Ответ: 2часа).
- Представь себе, что ты машинист поезда ведущего пассажирский состав из Москвы в Санкт-Петербург. Всего в составе поезда 13 вагонов. Обслуживается поезд бригадой в 30 человек. Начальнику поезда 46 лет. Кочегар на 3 года старше машиниста. Сколько лет машинисту?
- Летела стая уток. Одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько летело уток?
- У берега реки стояла лодка, которая вмещает только одного человека. К реке подошли двое, они оба переправились. Как это произошло?
(Ответ: подошли к разным берегам)
Учитель: слово жюри: выход, приветствие, представление команд, разминка. Следующий конкурс: задачи – шарады. Слово, зашифрованное в шараде, разгадайте по частям.
- К названию животного приставь одну из мер, получив полноводную реку России. (Ответ: Вол-га)
- Какой музыкальный инструмент состоит из меры площади и музыкальной ноты? (Ответ: Ар-фа)
Конкурс художников.
- Каждой руке - свое дело
( Правая рука чертит окружность, левая - треугольник.)
- Нарисуйте из цифр человека.
Конкурс на внимание.
Считаем до 30, вместо чисел, кратных трем, говорим: « Ай, да я»
1-ый ведущий: Ну, а теперь, команды, стоп!
Математический калейдоскоп!
Кто в терминах не знает затрудненья,
Напишет все сейчас без промедленья!
По 1 – 2 человека из команды пишут математические термины на заданную букву. Например:
С Д
Свойство деление
Степень дробь
Сумма движение
Объявляется конкурс «Борьба за число». По одному человеку из команды подходят к плакатам и считают. Играющие стараются как можно скорее показать указкой и назвать подряд все числа от 1 до 25, расположенные в клетках в беспорядке. Жюри учитывает время, затраченное каждым игроком, и следит за правильностью ответа. Побеждает (2 балла) тот, кто потратит на это задание меньше времени. Если победитель выполнит задание быстрее, чем за 1 мин, то он принесет команде 4 балла.
1команде
21 12 7 1 20
6 15 17 3 18
19 4 8 25 13
24 2 22 10 5
9 14 11 23 16
2команде
22 25 7 21 11
6 2 10 3 23
17 12 15 5 18
1 16 20 9 24
19 13 4 14 8
Слово предоставляется жюри.
Конкурс капитанов.
2-ой ведущий: Как песня не может прожить без баяна,
Команда не может без капитана!
Вопросы капитанам:
- На грядке сидят 6 воробьев. К ним прилетели еще 5. Кот подкрался и схватил одного воробышка. Сколько осталось воробьев на грядке?
(Ответ: 1 или не одного воробья)
- Какое время показывают часы, когда они бьют 13? (Ответ: час дня)
- Какие часы показывают верное время два раза в сутки? (Ответ: сломанные)
- Сколько яиц можно съесть натощак? (Ответ: 1)
- Шла бабка в Москву, а навстречу ей 3 старика, у стариков по мешку, а в каждом мешке по кошке. Сколько всего шло в Москву? (Ответ: 1)
- Если 2 петуха закричат изо всей силы, то человек проснется. Сколько петухов должны закричать, чтобы проснулись 10 человек? (Ответ: 2)
Слово учителя: Число – как много в этом звуке
Для математики, друзья!
Но и в простой, обычной жизни
Без чисел нам никак нельзя!
Числа вторгаются в каждый наш день: встать в 7 часов, сесть на автобус, успеть к восьми часам. Мы все привыкли к этому и не придаем числам особого значения, но так было не всегда: древние люди считали числа особым кодом, часто придавали им сказочный и мифический смысл. Например: «7» считалось магическим, счастливым числом (7 цветов радуги, 7 тонов музыки); «13» - наоборот, число несчастливая (чертова дюжина); «2» лежит в основе противопоставлений (жизнь – смерть, холодно – горячо, день – ночь и т.д.); число «3» получило значение священного. Древние пифагорийцы считали его совершенным, т.к. оно имеет начало, середину и конец и обозначают его в виде треугольника.
Учитель предлагает капитанам записать строки из песен, пословиц, стихов, сказок, где есть числа, время 3 минуты.
1-ый ведущий: Сейчас для болельщиков конкурс у нас,
Они пусть покажут смекалку и класс.
Команды свои пусть поддержат хоть баллом,
Ведь им от команд отставать не пришлось!
Конкурс болельщиков.
Вопросы:
- Пара лошадей пробежала 30км. Сколько км пробежала каждая лошадь?
- Одна девочка написала «Двести сорок, да двести сорок будет четыреста сорок», она не ошиблась, но в чем дело?
- Кто может назвать подряд 5 дней, не называя ни числа, ни названия этих дней? (Ответ: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
- Что легче пуд железа или пуд сена? (Ответ: одинаково)
- Что больше сумма всех цифр или их произведение?
(Ответ: сумма 45, произведение 0)
Слово предоставляется жюри.
Команды представляют домашнее задание.
Каждой команде нужно показать в виде пантомимы какую-нибудь пословицу или поговорку, в которой встречаются числа. Игроки других команд и болельщики должны отгадать пословицу или поговорку.
Жюри оценивает качество, оригинальность, доступность.
Подведение итогов жюри. Заключительное слово учителя.
21 12 7 1 20
6 15 17 3 18
19 4 8 25 13
24 2 22 10 5
9 14 11 23 16
22 25 7 21 11
6 2 10 3 23
17 12 15 5 18
1 16 20 9 24
19 13 4 14 8
Вол - га
Ар - фа
Вопросы капитанам:
- На грядке сидят 6 воробьев. К ним прилетели еще 5. Кот подкрался и схватил одного воробышка. Сколько осталось воробьев на грядке?
- Какое время показывают часы, когда они бьют 13?
- Какие часы показывают верное время два раза в сутки?
- Сколько яиц можно съесть натощак?
- Шла бабка в Москву, а навстречу ей 3 старика, у стариков по мешку, а в каждом мешке по кошке. Сколько всего шло в Москву?
- Если 2 петуха закричат изо всей силы, то человек проснется. Сколько петухов должны закричать, чтобы проснулись 10 человек?
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по математике
Игра "Счастливый случай" в 7-м классе
Игра проводится в рамках недели математики. В игре принимают участие две команды из учащихся 7а класса и 7б класса (по 7 человек от каждого класса). Каждая команда придумывает оригинальное название, эмблему, девиз, связанные с математикой. В этой работе им помогают одноклассники в подготовительный период. Название команды, эмблему и девиз оценивает жюри, состоящее из старшеклассников.
Критерии оценивания прилагаются.
Цель мероприятия:
- развитие логического мышления
- формирование интереса к изучению математики
- воспитывать чувство товарищества, ответственности за свою игру и игру команды в целом
- воспитывать чувство уважения к жюри, членам команды, соперникам, ведущему, болельщикам, зрителям
Участники игры:
- команда учащихся 7а класса
- команда учащихся 7б класса
- ведущий
- жюри
- гости
Оформление зала:
на сцене – плакат “Счастливый случай = знания + удача”
таблички с названиями геймов:
“Дальше… Дальше…” (I),
“Ты - мне, я – тебе” (II),
“Темная лошадка” (III),
“Заморочки из бочки” (IV),
“Гонка за лидером” (V)
Оборудование:
- у каждого члена команды – эмблема, которая позволяет определить его принадлежность к команде
- для членов жюри – верные ответы по каждому гейму
- песочные часы на 2 минуты
- мешок с 10 пронумерованными бочонками
- магнитофон с записью мелодии из игры “Счастливый случай” (звучит перед началом мероприятия, перед каждым геймом, а также в конце мероприятия)
- проектор
- экран
- призы
- презентация “Счастливый случай”
План игры:
Гейм I .“Дальше… Дальше…”
Гейм II. “Ты – мне, я – тебе”
Гейм III. “Заморочки из бочки”
Гейм IV. “Тёмная лошадка”
Гейм V. “Гонка за лидером”
Ход мероприятия
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые учителя и родители! Я очень рад приветствовать вас на математической игре “Счастливый случай”.
Участникам наших команд предстоит нелегкое испытание – на ваших глазах продемонстрировать свои знания, эрудицию и смекалку. А также сплоченность, взаимовыручку и взаимопонимание. Ведь победу одерживает тот, кто умеет слушать и слышать.
Пусть Математика и Удача принесут вам Счастливый случай!
Итак, мы начинаем!
Г е й м I “Дальше… Дальше…”
Каждой команде ведущий задает по 6 вопросов. За верный ответ начисляется 1 балл.
Если команда не дает ответ в течение отведенного времени, а команда соперников дает правильный ответ, то 1 балл получает команда соперников.
Одновременно на экран проецируются вопросы.
Верные ответы передаются членам жюри.
По окончании гейма жюри подводит итоги и объявляет результат, который можно вывести на экран.
Вопросы первой команде: (слайд 2)
Геометрическая фигура, которая имеет три стороны, три угла, три вершины. (Треугольник)
Что тяжелее: 1 кг ваты или 1 кг железа? (Одинаково)
Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько весит петух, стоя на двух ногах? (3 кг)
Сколько получится десятков, если три десятка умножить на четыре десятка?(120)
Метод Эратосфена, в котором простые числа “отсеиваются” от составных? (Решето)
На что похожа половинка апельсина? (На свою другую половинку)
Вопросы второй команде: (слайд 3)
Прямоугольник, у которого все стороны равны. (Квадрат)
Сколько концов у четырех с половиной палок? (Восемь)
Сколько прямых можно провести через одну точку? (Много)
С помощью чего находят длину отрезка? (Линейка)
Половина от половины равна половине. Найдите число. (2)
Выразите в минутах: 1 ч 42 мин. (102 минуты)
Г е й м II “Ты – мне, я - тебе”
Каждая команда задает соперникам по три вопроса, которые члены команды подготовили самостоятельно. Каждый правильный ответ жюри оценивает в 1 балл. Верные ответы до начала игры передаются членам жюри.
По окончании гейма жюри подводит итоги и объявляет результат, который можно вывести на экран.
Примерные вопросы, подготовленные участниками игры:
Вопросы первой команды: (слайд 4)
Как могло получиться следующее равенство: 8+5=1?
Росло четыре березы. На каждой березе четыре больших ветки, на каждой большой ветке по четыре маленьких ветки, на каждой маленькой ветке по четыре яблока. Сколько всего яблок?
А и Б сидели на трубе. А – упало, Б – пропало. Кто остался на трубе?
Вопросы второй команды: (слайд 5)
Шел дождь, завывал ветер, и Толька с несколькими пассажирами ехал автобус. Как звали водителя и какой был автобус?
А и Б сидели на трубе. А – уехал за границу, Б – чихнул, и – лег в больницу. Кто остался на трубе?
Летела стая гусей. Навстречу им – один гусь. “Здравствуйте, сто гусей”. Вожак отвечает: “Если бы нас было столько, да еще столько, да пол - столько, да четверть -столько, да еще бы ты летел с нами, тогда нас было бы сто”. Сколько гусей было в стае?
Г е й м III “Заморочки из бочки”
Из мешка с десятью пронумерованными бочонками капитаны команд по очереди вынимают по одному бочонку 3 раза. Ведущий зачитывает вопрос, соответствующий номеру на бочонке. Начинает та команда, которая на данный момент имеет меньшее количество очков. За правильный ответ дается 2 балла.
По окончании гейма жюри подводит итоги и объявляет результат, который можно вывести на экран.
Номер вопроса соответствует номеру на бочонке (слайд 6)
Известно, что один бегемот весит 1 т 800 кг. Сколько бегемотов может увезти машина, если ее грузоподъемность – 5 т. (2 бегемота)
Сколько крокодилов сможет увезти машина грузоподъемностью 2 т, если один крокодил весит 175 кг? (11 крокодилов)
Как из трех спичек сделать четыре? (IV)
Как утверждают учебники истории, римский император Август родился в 63 году до нашей эры, а умер – в 14 году нашей эры. Сколько лет прожил император Август, если он в год своей смерти успел отметить свой день рожденья? (77 лет)
Почему в поездах стоп-краны всегда красные, а в самолетах – голубые? (В самолетах стоп-крана нет)
Номер вопроса соответствует номеру на бочонке (слайд 7)
Недалеко от берега стоит корабль со спущенной на воду веревочной лестницей вдоль борта. У лестницы 10 ступенек, расстояние между ступеньками - 30 см. Самая нижняя ступенька касается воды. Океан спокоен, но начинается прилив, который поднимает воду за каждый час на 15 см. Через какое время покроется водой третья ступенька веревочной лестницы? (Ступенька не покроется водой, так как корабль будет подниматься вместе с водой)
Горело 7 свечей. Три из них потухли. Сколько свечей осталось? (Три, так как остальные сгорели)
У старика спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему сто лет и несколько месяцев, но дней рожденья у него было всего 25. Как это могло случиться? (Он родился 29 февраля)
Номер вопроса соответствует номеру на бочонке (слайд 8)
Какой вывод должен сделать археолог, который нашел монету, датированную 35 г. до н. э.? (Монета фальшивая, так как чеканщики 35 г. до н. э. не могли знать о введении нового летоисчисления)
Математик, оказавшись в небольшом городке, решил подстричься. В городке было лишь две парикмахерских. Заглянув к одному мастеру, он увидел, что в салоне грязно, сам мастер одет неряшливо, плохо выбрит и небрежно подстрижен. В салоне второго мастера все было чисто, а сам владелец был безукоризненно одет, чисто выбрит и аккуратно подстрижен. Тем не менее, математик отправился стричься к первому парикмахеру.
Почему? (Так как в городе всего две парикмахерских, а второй мастер хорошо выбрит и аккуратно подстрижен, то его подстриг первый мастер)
Г е й м IV “Темная лошадка” (слайд 9)
Ведущий проводит игру с командами. Предлагается угадать, кто проведет этот гейм. В этом гейме команды получают 5 баллов за правильный ответ.
Ведущий неторопливо читает текст, чтобы участники команд могли проанализировать и понять, о ком идет речь. Когда ребята догадаются, кто это, то на сцену выходит в костюме узнанный персонаж и начинает игру с участниками команд.
Ведущий: Он – философ, религиозный и политический деятель…
Родился приблизительно в 580 году до нашей эры на острове Самос у берегов Малой Азии…
У своего первого учителя Гермодамаса он получил знания основ музыки и живописи…
У Ферекида он учился астрологии, предсказанию затмений, тайнам чисел, медицине…
В Египте ему удалось проникнуть в “святая святых” - египетские храмы, куда чужестранцы не допускались. Для этого он принял посвящение в сан жреца…
Затем попал в персидский плен. В плену в Вавилоне он встречался с персидскими магами, приобщился к восточной астрологии и мистике, познакомился с учением халдейских мудрецов…
Через двенадцать лет его освободил персидский царь Дарий. На Кротоне он создал собственную философскую школу. Жители Кротона единодушно избрали его цензором нравов, духовным отцом города…
Как только ребята поняли, что речь идет о Пифагоре, на сцену выходит старшеклассник в костюме, соответствующем эпохе Пифагора.
Пифагор: Здравствуйте, друзья мои! Да, я основал уникальную школу! В ней я учил медицине, принципам политической деятельности, астрономии, математике, музыке, этике. И так далее. Я развил теорию музыки и акустики, проведя основополагающие эксперименты по изучению музыкальных тонов. Найденные соотношения я выразил на языке математики. В моей Школе впервые высказана догадка о шарообразности Земли. Особенное внимание я уделял числам и их свойствам. Посредством чисел я пытался даже осмыслить такие категории бытия, как справедливость, смерть, постоянство, мужчина, женщина и прочее. Пифагорейцы знали также совершенные и дружественные числа.
А знаете ли вы совершенные числа?
Совершенным называлось число, равное сумме своих делителей. При этом Пифагор брал делитель 1, а само число не брал. Уже во времена Пифагора были найдены такие совершенные числа, как 6, 28, 496.
Дружественные числа – это числа, каждое из которых – сумма собственных делителей другого числа. В древности числа такого рода символизировали дружбу, отсюда и название. “Дружат” числа 220 и 284.
Ведущий: Личность Пифагора имела огромный авторитет. Его философия длительное время преподавалась только членам союза.
Пифагор: Да, большинство принципов союза носило тайный характер и было доступно только членам союза. Но для этого нужно было обладать логикой и умением зашифровывать и расшифровывать свои сообщения. Предлагаю вам еще одно задание. Посмотрим, как вы справитесь с ним:
На острове два города. В одном живут честные люди, говорящие только правду, а в другом – лжецы. Встретились три человека А, В и С. Человек А говорит: “В – лжец”. Человек В говорит: “Я и человек С из одного города”. Кто такой человек С?
(Рассмотрим два случая.
1). Пусть А говорит правду, тогда В – лжец. Так как В – лжец, то В и С – не из одного города, поэтому С – честный человек.
2). Пусть А – лжец, тогда В говорит правду. Следовательно, В и С из одного города, поэтому С – честный человек.
Ответ: С – честный человек.)
Г е й м V “Гонка за лидером”
Каждой команде задаются вопросы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда не дает никакого ответа, на этот же вопрос отвечает другая команда. Вопросы задавать начинают той команде, которая имеет меньшее количество очков.
По окончании гейма жюри подводит итоги и объявляет результат, который можно вывести на экран.
Вопросы команде – лидеру
Высший балл в школах России. (Пять)
Наименьшее четное число. (Два)
Результат деления. (Частное)
Знак сложения. (Плюс)
Полторы рыбы стоят полтора рубля. Сколько стоят пять рыб? (Пять рублей)
Профессор ложится спать в 8 часов, будильник ставит на 9 часов. Сколько часов
спит профессор? (Час)
Сколько дециметров в 1 метре? (10 дм)
Первый месяц зимы? (Декабрь)
Вопросы 2 команде
Самая плохая отметка. (Единица)
Назовите самое большое натуральное число. (Не существует)
Сколько килограммов в 1 центнере? (100 кг)
Знак умножения. (Точка или крестик)
Сколько орехов может войти в пустой стакан? (Ни одного. Орехи не умеют ходить)
Соперник нолика. (Крестик)
Сумма всех сторон многоугольника. (Периметр)
Третий месяц летних каникул. (Август)
Сколько пьес в произведении П. И. Чайковского “Времена года”? (Двенадцать)
Подведение итогов
Ведущий: Вот и подошла к концу наша игра. Жюри подводит общий итог и объявляет результат игры. Команда – победитель получает заслуженные призы. Проигравшая команда - утешительный приз. Надеемся, что счастливый случай, который произошел на этой игре, поможет вам в изучении самой интересной науки – математики.
Спасибо за игру.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гейм I .“Дальше… Дальше…” Геометрическая фигура, которая имеет три стороны, три угла, три вершины. Что тяжелее: 1 кг ваты или 1 кг железа? Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько весит петух, стоя на двух ногах? Сколько получится десятков, если три десятка умножить на четыре десятка? Метод Эратосфена, в котором простые числа “отсеиваются” от составных? На что похожа половинка апельсина?
Гейм I .“Дальше… Дальше…” Прямоугольник, у которого все стороны равны. Сколько концов у четырех с половиной палок? Сколько прямых можно провести через одну точку? С помощью чего находят длину отрезка? Половина от половины равна половине. Найдите число. Выразите в минутах: 1 ч 42 мин.
Г е й м II “ Ты – мне, я - тебе”
Г е й м III “ Заморочки из бочки” 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Г е й м III “ Заморочки из бочки” Известно, что один бегемот весит 1 т 800 кг. Сколько бегемотов может увезти машина, если ее грузоподъемность – 5 т.
Г е й м III “Заморочки из бочки” Сколько крокодилов сможет увезти машина грузоподъемностью 2 т, если один крокодил весит 175 кг?
Г е й м III “ Заморочки из бочки” Как из трех спичек сделать четыре?
Г е й м III “ Заморочки из бочки” Как утверждают учебники истории, римский император Август родился в 63 году до нашей эры, а умер – в 14 году нашей эры. Сколько лет прожил император Август, если он в год своей смерти успел отметить свой день рожденья?
Г е й м III “ Заморочки из бочки” Недалеко от берега стоит корабль со спущенной на воду веревочной лестницей вдоль борта. У лестницы 10 ступенек, расстояние между ступеньками - 30 см. Самая нижняя ступенька касается воды. Океан спокоен, но начинается прилив, который поднимает воду за каждый час на 15 см. Через какое время покроется водой третья ступенька веревочной лестницы?
Г е й м III “Заморочки из бочки” Горело 7 свечей. Три из них потухли. Сколько свечей осталось?
Г е й м III “ Заморочки из бочки” Летела стая гусей. Навстречу им – один гусь. “Здравствуйте, сто гусей”. Вожак отвечает: “Если бы нас было столько, да еще столько, да пол - столько, да четверть -столько, да еще бы ты летел с нами, тогда нас было бы сто”. Сколько гусей было в стае?
Г е й м III “ Заморочки из бочки” Почему в поездах стоп-краны всегда красные, а в самолетах – голубые?
Г е й м III “ Заморочки из бочки” У старика спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему сто лет и несколько месяцев, но дней рожденья у него было всего 25. Как это могло случиться?
Г е й м IV “ Темная лошадка” Древнегреческий математик ПИФАГОР
Г е й м V “ Гонка за лидером”
Спасибо за игру
Предварительный просмотр:
Математический вечер
«Из истории математики» (8 класс)
Подготовила и провела учитель математики Грачёва В.В.
Программа вечера:
- Итоги школьной олимпиады.
- Награждение победителей олимпиады.
- Инсценировка об Евклиде ( 3 век до н. э. )
- Выступления учеников с сообщениями о математиках:
- Архимед ( около 287 – 212 г.г. до н. э.)
- Н.И. Лобачевский ( 1792 – 1856 )
- С.В. Ковалевская ( 1850 – 1891 )
- К. Гаусс ( 1777 – 1855 )
5. Викторина.
Оформление
Портреты математиков и высказывания о них:
«Арифметика и геометрия – два старейших и важнейших раздела математической науки, и в обоих в течение ряда столетий наука в значительной степени питалась творениями Евклида»
Хинчин А.Я.
«Внимательно читая сочинения Архимеда, перестаёшь удивляться всем новейшим открытиям геометров»
Лейбниц Г.
«Гаусс в полном смысле этого слова создал современную теорию чисел и предопределил всё её дальнейшее развитие до нынешнего дня»
Клейн Ф.
«Лобачевский всю жизнь занимался созданной им «воображаемой геометрией», но в этой воображаемой науке не было ничего фантастического. Она была и есть несомненная реальная истина»
Вагнер Н
.«Огромные творческие научные силы русской женщины были впервые раскрыты перед всем миром С.В.Ковалевской»
Вавилов С.И.
Содержание
1. Евклид – древнегреческий математик, автор первого трактата по геометрии.
Там, где с морем сливается Нил,
В древнем жарком краю пирамид
Математик греческий жил –
Многознающий, мудрый Евклид.
Геометрию он изучал,
Геометрии он обучал.
Написал он великий труд.
Эту книгу «Начала» зовут.
Чтоб попасть к нему в ученики
И постигнуть мудрость старика,
Морем плыли,
Шли издалека…
А вопросы были нелегки:
- Что есть точка? –
Вопрошал Евклид,
Взглядом обводя своих гостей.
- Точка – это то, в чём нет частей, -
Архелай кудрявый говорит.
- Правильно ответил, молодец! –
Улыбнулся ласково мудрец.
- Ну, а в чём же линии секрет?
- Есть длина, а ширины в ней нет.
- Снова в точку. Я б хотел узнать,
Для чего учёным хочешь стать?
Ведь дороги к знаньям непросты!
- Я богатым стать хочу, как ты!
Я слыхал: наука – это клад!
Я уверен: ты, Евклид богат!
Две монеты достаёт мудрец,
Их берёт растерянный юнец.
- Всё, ступай! – учёный говорит.
- Ты теперь богаче, чем Евклид.
Тёплый ветер вдруг подул сильней,
Пальмы закачал на берегу.
- Кто поделит круг на пять частей?
Архилок поднялся: - Я смогу!
Осветило солнце светлый лик.
Циркуль сжав уверенно в руке,
Круг он ловко делит на песке.
Головой кивнул ему старик:
- Хорошо!
Потом спросил Евклид:
- А тебя к науке что манит? –
Юношу погладил по плечу.
- Знаменитым стать, как ты хочу,
Слышу всюду: «Как умён Евклид!»
Значит, славу знание сулит!
Взял Евклид заточенный тростник,
Пишет на папирусе старик:
«Люди! Он умней, чем я, Евклид!»
- Ну, иди! Теперь ты знаменит!
Ну, а третий думает о чём?
Что-то чертит, чем-то увлечён.
- Что ты чертишь?
- Линии черчу. Теорему доказать хочу,
Но, другим путём, не как Евклид, -
Юноша упрямо говорит.
Слёзы на глазах у старика:
Он нашёл себе ученика.
- Кто же ты?
И слышит он в ответ:
- Я из Сиракуз. Я – Архимед.
2. Сообщения о математиках
Архимед – древнегреческий математик, механик, военный инженер.
Жил в Сиракузах мудрец Архимед.
Был другом царя Гиерона.
Какой для царя самый важный предмет?
Вы все догадались: корона!
Захотелось Гиерону сделать новую корону.
Золота отмерил строго,
Взял не мало и не много –
Сколько нужно – в самый раз.
Ювелиру дал заказ.
Через месяц Гиерону ювелир принёс корону.
И царю узнать охота: честно ль сделана работа?
- Вот корона, Архимед, золотая или нет?
И задумался учёный:
Как узнать состав короны?
И однажды, в ванне моясь,
Погрузился он по пояс.
На пол вылилась вода; догадался он тогда,
И помчался к Гиерону не обут и не одет …
- Эврика! Раскрыт секрет!
Пусть весы сюда несут и с водой большой сосуд…
На весы кладём корону и теперь такой же ровно
Ищем слиток золотой.
Мы теперь корону нашу опускаем в эту чашу.
Гиерон! Смотри сюда –
В чаше поднялась вода!
Ставлю чёрточку по краю,
А корону вынимаю.
В воду золото опустим, в воду золото допустим…
Поднялась опять вода. Метку ставлю я. Куда?
Ну, конечно же по краю.
- Ничего не понимаю.
Лишь две чёрточки я вижу.
Эта – выше, эта – ниже.
- Но какой же вывод главный?
Равный вес. Объём - не равный!
Понимаешь, Гиерон, я сейчас открыл закон.
Тот закон совсем простой:
Тело вытеснит…
- Постой! Говоришь: объём неравный?
Мастер мой мошенник явный!
За фальшивую корону он ответит по закону!
А ты за разгадку получишь дары!
Гибель Архимеда.
Враги по городу бегут,
Дома пылают, как костры.
Мечи короткие остры.
Марцел кричит:
- Победа! Найдите Архимеда!
Пусть приведут его живым! –
А смерть летит быстрей, чем дым,
Копьём стучится в каждый дом.
Учёный думал о своём…
Искал в то время Архимед
Закон движения планет.
- Все тела притягиваются друг к другу…
Поэтому и яблоки падают на землю…
Вот шум и крики за стеной,
А он чертил круги.
«Нашёл! Нашёл!»
Но за спиной уже стоят враги…
От пепла чёрным стал рассвет.
Упал на землю Архимед.
Не жди пощады на войне.
Там смерть всегда привычна.
Пылали крепости в огне,
Мир полыхал античный.
То шли фаланги, будто смерч, -
Царь Македонский поднял меч.
То к Риму рвался Ганнибал,
То жаждал Рим победы.
Никто из них в расчёт не брал,
Что гибнут Архимеды.
Н.И. Лобачевский – русский учёный, один из создателей неевклидовой геометрии.
И стояла геометрия Евклида,
Как египетское чудо – пирамида.
Строже выдумать строенья невозможно,
Лишь одна была в ней глыба ненадёжна.
Аксиома называлась «Параллели»,
Разгадать её загадку не сумели.
И подумал Лобачевский:
«Но ведь связана
С природой аксиома!
Мы природу понимаем
По – земному.
Во Вселенной расстоянья неземные,
Могут действовать законы там иные!»
«Да, конечно, да!
Доказывать бесцельно!
Параллельные пойдут непараллельно!
Там, где звёздный мир
Раскинулся без края, -
Аксиома параллелей там другая!
Параллельна геометрия Евклида.
Есть ещё одна –
Совсем другого вида»
Смотрел он долго в зимнее окно:
Горели звёзды
В небе над Казанью.
Вселенная была с ним заодно –
Открылся чистый купол мирозданья
И звёзды в вышине огнём горели,
Твердя: непараллельны параллели.
А математика отправили в отставку.
Забытый всеми, быстро угасал,
Ослеп, но труд упрямо диктовал,
Внося то добавленье, то поправку.
О чём он думал
В свой последний час?
Быть может, о пространствах
Беспредельных,
Где нет привычных людям параллельных.
Иль думал он о будущем, о нас?
И физика в дальнейшем подтвердила:
Теория его не миф, не сон.
Луч света не прямой. Вблизи светила
Он силой тяготенья искривлён.
С.В. Ковалевская – выдающийся русский математик, талантливая писательница.
Только 41 год прожила эта замечательная женщина. Её труды в одной из сложных областей механики обогатили науку и поставили её имя рядом с именем величайших математиков того времени - Эйлера и Лагранжа.
В условиях старой России её талант не мог быть раскрыт полностью. Только своим огромнейшим трудом она преодолела все трудности, стоящие на её пути, и, получив блестящее образование за границей, достигла мировой славы. В 1888 году Парижская Академия наук, а через год Шведская Академия наук высоко оценили математические исследования Ковалевской и удостоили её высоких премий и учёных степеней.
Вручая почётные премии Ковалевской за её гениальные работы, президент Парижской Академии наук сказал: Между венками, которые мы даём сегодня, один из прекраснейших и труднейших для достижения возлагается на чело женщины. Наши сочлены нашли, что труд её является свидетельством не только глубокого и широкого знания, но и признаком ума великой изобретательности».
Эта великая русская женщина достигла огромнейших успехов во многих областях математики и астрономии. Самой выдающейся её работой является блестяще решённая проблема о вращении тяжёлого твёрдого тела вокруг неподвижной точки.
Эта задача ставилась Парижской Академией наук много раз, и не находился человек, которому можно было бы присудить награду за решение её. Только Софья Ковалевская дала исключительный математический анализ поставленной задачи. Её решение обусловило получение новых работ по этой проблеме последующими учёными. Работа о вращении твёрдого тела вокруг оси имеет важное техническое значение. Приборы, основанные на расчётах Ковалевской, широко применяются в современной технике и в первую очередь для определения курса самолёта, судов и для многих других технических задач.
Одарённость Софьи Ковалевской проявилась ещё в детские годы. С исключительной лёгкостью, и во многом совершенно самостоятельно, она овладела основами математических знаний. Она описывает случай, который её особенно заинтересовал и заставил заниматься высшей математикой в возрасте 14 лет.
Как-то однажды на предварительную оклейку стен обоями были использованы листы бумаги с дифференциальными и интегральными исчислениями, изложенными в лекциях профессора Остроградского. Эти непонятные математические символы захватили любознательную девочку. Долго она простаивала перед этими таинственными записями. «Листы эти, - говорит Ковалевская, - испещрённые странными, непонятными формулами, скоро обратили на себя моё внимание. Я проводила целые часы перед этой таинственной стеной, пытаясь разобрать хоть отдельные фразы и найти тот порядок, в котором листы должны бы следовать друг за другом».
Впечатлительная, трудолюбивая, обладающая острым дарованием, девочка увлеклась высокими математическими идеями, которые открыли в её детском сознании новый, чудесный мир. Удивительно то, что, будучи ещё ребёнком, Соня Ковалевская увлекалась приложением математики в естественных науках, в физике и в вопросах инженерного дела. Отец Сони вначале не очень был доволен её математическими стараниями, и она, достав литературу, самостоятельно приступила к изучению математики, просиживая при керосиновой лампе долгие ночи, потихоньку от всех взрослых.
Софья Ковалевская навсегда останется гордостью русского народа.
Карл Гаусс – величайший немецкий учёный, начинатель бурной математической мысли 19 века.
Работы Карла Гаусса оказали исключительное влияние на многие ветви математики.
Развитие высшей алгебры, дифференциальной геометрии, математического анализа во многом обязано трудам Гаусса. Он первый высоко оценил гениальные труды по неевклидовой геометрии нашего учёного Николая Ивановича Лобачевского.
Очень много сделано Гауссом в области развития теории чисел. В частности, он дал первое доказательство общего закона взаимности.
Математические дарования Гаусса стали проявляться в самом раннем возрасте. Шестилетним ребёнком он быстро вычислил в уме сумму натуральных чисел от 1 до 100, воспользовавшись при этом свойством членов арифметической прогрессии.
Юношей в семнадцать лет Карл Гаусс сделал открытие, найдя способ деления окружности на 17 равных частей. Много веков величайшие учёные мира работали над вопросом построения правильных многоугольников, однако результаты этих трудов не ушли далеко от тех исследований, которые оставили нам древние учёные. И только юноша Гаусс сделал в этом направлении стремительный скачок вперёд. Он первый после древнегреческих учёных нашёл все значения числа сторон правильного многоугольника, который можно построить циркулем и линейкой.
Это открытие Гаусса доставило ему особую радость творчества. Прожив около восьмидесяти лет, он постоянно вспоминал те счастливые дни юношества, которые дали ему возможность найти способ построения многоугольников, который люди пытались открыть в течение почти двух тысяч лет. И несмртря на то, что последующие работы Гаусса явились неоценимым вкладом в сокровищницу математических наук, первой своей задачей он восхищался и гордился больше всего. Гаусс завещал начертать правильный 17-угольник, вписанный в круг, на плите своего надгробного памятника. Такой выгравированный памятник действительно имеется на могиле этого великого человека.
3. Викторина
- Какая теорема в старину называлась теоремой невесты?
а) Фалеса б) Пифагора в) Виета
- «Конус» в переводе с греческого означает:
а) сосновая шишка б) волчок в) вулкан
- Правильный восьмигранник – это:
а) тетраэдр б) октаэдр в) икосаэдр
- «Трапеция» с древнегреческого означает:
а) столик б) парус в) лестница
- Что означает с древнеарабского слово «алгебраист»?
а) учёный-математик б) чертёжник в) костоправ
- Какой цветок назван в честь одной из женщин – математиков?
а) хризантема б) гортензия в) лилия
- Кому принадлежат слова: «Математика – царица наук, арифметика – царица математики»
а) Блез Паскаль б) Карл Гаусс в) Леонард Эйлер
Литература:
А.П.Подашов «Вопросы внеклассной работы по математике в школе», Москва, 1962г.
Газета «Математика», №45 1999г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по математике для 5 - 7 классов "Веселая математика"
Путешествие на математическом поезде в страну «Весёлая математика». Нас в пути ждут интересные станции:1. «Эрудит», отгадывание кроссвордов;2. «Ве...
Внеклассное мероприятие по математике для 8-9 классов "Математик-финансист"
Материал для внеклассного мероприятия по математике для 8-9 классов "Математик- финансист" (профориентация). Текстовый документ содержит материал по структуре и ходу данного мероприятия, презентация с...
Внеклассное мероприятие по математике для 5-7 классов. Тема:"Занимательная математика"
Оптические иллюзии, числовые узоры, цифровые стихи, магический квадрат...
внеклассное мероприятие по математике для 5 - х классов "Олимпийские игры по математике"
Данное внеклассное мероприятие проведено в рамках декады точных наук в школе. Актуальность его в том, что оно приурочено к открытию Олимпийских игр в Сочи и проходило 7.02 2014. В соревнованиях ...
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 8 класса: «ЧАС ВЕСЕЛОЙ МАТЕМАТИКИ»
Мероприятие разработано в форме игры, состоящей из следующих конкурсов: - «Звездный час»;- «Счастливый случай»;- «Поле чудес»;- «Брейн-ринг»;- «Подумай! Сообрази!».И...
внеклассное мероприятие по математике для 5-7 классов "Мисс МАТЕМАТИКА"
Это мероприятие очень популярно среди учащихся 5-7 классов на предметной неделе....
Внеклассное мероприятие по математике для 5-6 классов «За страницами учебника математики»
Цель внеклассного мероприятия: развитие познавательной активности учащихся.Задачи:образовательные:• расширить круг знаний учащихся;• способствовать выявлению знаний и умений у учащихся в нестандартных...