Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Юный исследователь"
рабочая программа на тему

Игнатьева Наталья Владимировна

Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе "Юный исследователь"

Скачать:


Предварительный просмотр:

№ урока

Дата

Наименование

разделов

программы

Тема урока

Кол-во часов

Форма занятий

Требования к уровню подготовки

Элементы

 содержания (практическая часть занятия)

Информационное сопровождение

Вид контроля

Домашнее задание

1

06.09

Что такое исследование? Кто такие исследователи?

1

Урок-ознакомление

Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов.

Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Понятия: проект, проблема, информация

текущий

2

13.09

Как задавать вопросы?

1

Урок-наблюдение

Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание

Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.

Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира.

текущий

3

20.09

Интеллектуальная игра-исследование

.

1

урок-игра

Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия.

Понятие о гипотезе, вопрос, ответ. Вопрос и ответ.

текущий

4

27.09

Учимся выделять главное и второстепенное. Схема исследования

1

урок-игра

Игра «Найди причину».

понятие: главное и второстепенное

текущий

5

04.10

Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления

1

урок-презентация

Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Понятия: вопрос, ответ.

текущий

6

11.10

Путешествие в Загадкино

1

урок-игра

Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово».

Правила совместной работы в парах.

текущий

7

18.10

Путешествие в Загадкино

1

урок-исследование

Поиск информации на заданную тему

знакомство с понятием « источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета).

текущий

8

25.10

Путешествие в Загадкино

1

урок-исследование

Работа с энциклопедиями и словарями. Изучение правил общения.

Понятия: информация, источники информации. Библиотека. Беседа.

текущий

9

01.11

Путешествие в Загадкино

1

урок-игра

Решение занимательных задач по математике

Понятия: число, нумерация чисел. История числа.

текущий

10

15.11

Путешествие в Загадкино

1

Урок-игра

Игры с числами

Понятия: число, нумерация чисел. Натуральный ряд чисел.  

текущий

11

22.11

Что такое Новый год?

1

урок-ознакомление

Сообщения о возникновении праздника Новый год

Понятие: традиция История праздника Новый год. Слайды

текущий

12

29.11

Что такое Новый год?

1

урок-практикум

Изготовление новогоднего сувенира - цепочки

Встреча нового года в разных странах мира. Понятие: сувенир

текущий

13

06.12

Что такое Новый год?

1

урок-практикум

Изготовление новогоднего сувенира -фонарика

Понятия: традиция, сувенир, самооценка

текущий

14

13.12

Что такое Новый год?

1

урок-практикум

Изготовление новогоднего сувенира – елочной игрушки

Понятия: традиция, сувенир, самооценка

текущий

15

20.12

Что такое Новый год?

Проект «Новогодние подарки»

1

урок-практикум

Изготовление сувенирной коробочки для новогоднего  подарка

Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки

текущий

16

27.12

Проект «У меня растут года»

.

1

урок-ознакомление

Знакомство с забытыми традиционными играми народов России. Подготовка к проекту

Понятия: игра, товарищ, друг. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Слайды

текущий

17

10.01

 «У меня растут года»

1

урок-игра

Игра «Красивый сад»

Понятия: игра, товарищ, друг. Правила игры

текущий

18

17.01

 «У меня растут года»

1

урок-игра

Игра «Следуй за лидером»

Понятия: игра, товарищ, друг. Игры современных детей.

текущий

19

24.01

 «У меня растут года».

1

урок-игра

Игра «Опиши и нарисуй»

Понятия: игра, товарищ, друг. Игры современных детей.

текущий

20

31.01

 «У меня растут года».

1

урок-обобщение

Защита проектов «У меня растут года»

Понятия: игра, товарищ, друг. Игры современных детей.

текущий

21

07.02

Проект «Меры длины».

1

урок-ознакомление

Знакомство с старинными мерами длины на Руси. Подготовка к проекту

Слайды. Понятие: мера длины. Величины

текущий

22

14.02

Проект «Меры длины»

1

урок-презентация

Просмотр презентации «Старинные меры длины»

Слайды старинных мер длин

текущий

23

21.02

Проект «Меры длины»

1

урок-практикум

Игра «Меры длины в пословицах и поговорках»

Слайды пословиц. поговорок

текущий

24

28.02

Проект «Меры длины»

1

урок-практикум

Знакомство с англо-американскими  мерами длины

Слайды. Понятие: фут, миля

текущий

25

07.03

Проект «Меры длины»

1

урок-практикум

Защита проектов о мерах длин

текущий

26

14.03

Проект «Знакомые незнакомцы»

1

урок-исследование

Выбор проекта и изделия

Слайды редких растений. Понятие:  Красная книга

текущий

27

21.03

Проект «Знакомые незнакомцы». Растения Красной Книги

1

урок-презентация

знакомство с растениями Красной Книги. Охраняемые растения Сибирского региона

Слайды редких растений. Исчезающие виды растений Сибирского региона.

текущий

28

04.04

Проект «Знакомые незнакомцы». Редкие виды цветов планеты

1

урок-презентация

Знакомство с редкими цветущими  растениями

презентация редких цветов планеты

текущий

29

11.04

Проект «Знакомые незнакомцы».

1

урок-практикум

Изготовление панно из сухих веточек и искусственных цветов

слайды изделий, книги, иллюстрации

текущий

30

18.04

Проект «Знакомые незнакомцы».

1

урок-практикум

Изготовление панно из сухих веточек и искусственных цветов

слайды изделий, книги, иллюстрации

текущий

31

25.04

Проект «Праздники в России»

1

урок-исследование

Изготовление шаблона открыток к празднику

какие бывают праздники в России. Презентация праздников.

текущий

32

06.05

Проект «Праздники в России». Праздник Победы

1

урок-конкурс

конкурс открыток к  9 Мая

плакаты к 9 мая, слайды

текущий

33

23.05

Проект «Праздники в России». День защиты детей

1

урок-соревнование

конкурсы-соревнования, посвященные Дню защиты детей

текущий

33 часа

текущий

Пояснительная записка

к рабочей программе внеурочной деятельности для 2 класса

ЮНЫЙ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

Программа курса для 2 класса рассчитана на 34 часа   Содержание программы «Юный исследователь» связано с многими учебными предметами, в частности математика, литературное чтение, окружающий мир. На курс «Юный исследователь» отводится 1 час в неделю.  

В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов.

В итоге внеурочная проектная деятельность организуется как двухкомпонентная.

Первый компонент – работа над темой – это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах. Второй компонент – работа над проектами – это специально организованный учителем или воспитателем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т.е. продукта).

Основные виды творческих работ – это поделки и мероприятия.

Примеры проектов: создание рисунков, коллажей, макетов, постановка спектаклей и концертов и т.д

Каковы основные этапы внеурочной проектной деятельности?

1. Выбор темы.

2. Сбор сведений.

3. Выбор проектов.

4. Реализация проектов.

5. Презентации.

       Программа  курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также  креативных качеств – гибкость ума, терпимость  к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

Главная цель:   выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них  познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей. 

Задачи:  

  • познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;        
  • мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
  • прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
  • прививать интерес к исследовательской деятельности;

Курс «Юный исследователь» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.

Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Юный исследователь» имеет отличительные особенности:

  • имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
  • в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
  • проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
  • проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
  • проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
  • в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
  • реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.

         Характеристика результатов по окончании курса внеурочной деятельности для 2 класса

Обучающийся будет знать:

- основные особенности проведения исследований разных видов;

- методы исследования;

- правила выбора темы и объекта исследования;

- правила успешной презентации работы.

Обучающийся будет уметь:

- самостоятельно выбирать тему исследования;

- выделять главное и второстепенное в собранном материале;

- указывать пути дальнейшего изучения объекта;

- презентовать свою работу.

Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

- самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;

- реализовывать право на свободный выбор.

Обучающийся способен проявлять следующие отношения:

- общаться с людьми разных возрастов;

- работать в группе, коллективе;

- презентовать работу общественности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Юный исследователь"

Программа расчитана на учащихся 4-6 классов.главная цель программы научить детей основам исследовательской деятельности.За основу взяты разработки А.И.Савенкова, но адаптированные к более старшему воз...

Рабочая программа кружка "Юный исследователь"

Рабочая программа кружка «Юный исследователь»  разработана на основе ФГОС второго поколения, с использованием «Программы внеурочной деятельности.  Познавательная деятельнос...

Рабочая программа кружка по биологии: «Я - исследователь»

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у обучающихся  умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.Занятие научно-ис...

Рабочая программа кружка "Биолог - исследователь" 7 класс

Рабочая программа кружка составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Ро...

Рабочая программа кружка "Я исследователь"

Программа составлена на основе авторской программы А.И.Савенкова...

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности «Кулинарная география»

Данная программа  разработана для кружка "Кулинарная география". Сейчас, к сожалению сложно путешествовать из за ограничений в связи с пандемией. А кулинария так связана с географией. П...