Рабочая программа кружка по биологии: «Я - исследователь»
рабочая программа по биологии (5, 6 класс) на тему
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у обучающихся умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.Занятие научно-исследовательской деятельностью – это хорошая стартовая площадка для тех учащихся, которые планируют в будущем продолжить свое образование в высших учебных заведениях. Задача педагога – организатора исследовательской работы, - выявить одаренных учащихся и спланировать совместную работу таким образом, чтобы ребята смогли проявить себя в том или ином направлении деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_kruzhok.docx | 34.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 37» города Смоленска
РАССМОТРЕНО Руководитель МО _______/Е.А.Иванова / Протокол № ______ от « » августа 2017 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора МБОУ «СШ №37» ______/Е.Е.. Филимоненкова от « » августа 2017 г. | РАССМОТРЕНО Заседание педагогического совета. Протокол № _____ от « » августа 2017 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СШ №37» _______/Г.В.Шуневич / Приказ №_____ от « » сентября 2017 г. |
Рабочая программа кружка по биологии
« Я - исследователь»
5 класс
Учитель Л.Ф. Горчанинова
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Программа кружка предусмотрена для обучающихся 5-6 класса. Содержание занятий расширяет и углубляет знания школьников по ботанике и содержит информацию об особенностях строения листа, процессе фотосинтеза. На теоретическую часть занятий отведено значительно меньше времени, чем на практику, так как главная задача кружка – научить ребят проводить исследования, наблюдения, выполнять лабораторные работы, оформлять результаты практических работ. Учащиеся, участвующие в выполнении практических работ, имеют возможность реализовать свои способности.
Социальная направленность кружка отражается в умении учащихся строить свои отношения к группе, отстаивать свою точку зрения и прислушиваться к мнению других. Организация лабораторно-исследовательской работы учащихся повышает их интерес к биологии, помогает определиться с выбором будущей профессии. У учащихся формируется комплекс специфических умений, подкрепленных соответствующей теоретической базой.
Программа кружка предусматривает 34 теоретических и лабораторно-практических занятий. Содержание кружка составлено, учитывая возрастные особенности ребят. Основной формой обучения кроме теоретических занятий являются практические работы. Практическое ознакомление с строением листа, клетки листа, процессе фотосинтеза развивает наблюдательность, познавательную активность способствует формированию экологической культуры учащихся. Программа предусматривает практико-ориентированную и аналитическую деятельность учащихся, что способствует развитию у них самостоятельности. Содержание курса включает коллективную и индивидуальную работу.
Цель кружковой работы: углубление и расширение знаний учащихся по разделу «Растения» и вовлечение школьников в активную практическую деятельность.
Задачи, решаемые в процессе обучения в кружке:
1.Формирование основных знаний о жизнедеятельности растений.
2.Формирование навыков исследовательской деятельности, умения самостоятельно работать с лабораторным оборудованием, справочной и научно-популярной литературой.
3.Развитие логического мышления школьников.
4.Развитие творческих способностей.
5.Формирование активной жизненной позиции школьников.
Формы и методы организации образовательного процесса:
- методы практико-ориентированной деятельности (упражнения, тренинги);
- словесные методы (объяснение, беседа, диалог, консультация);
- метод наблюдения (визуально, зарисовки, рисунки);
- метод игры (дидактические, развивающие, познавательные; игры на развитие памяти, внимания, глазомера, воображения; игра-конкурс; игра-путешествие; ролевая игра);
- наглядный метод: показ плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, коллекций, натуральных объектов, влажных препаратов и др.
- метод демонстраций: демонстрация приборов, опытов, технических установок, компьютер и др.
- практические: распознавание и определение объекта, наблюдение, эксперимент, упражнение, лабораторные и практические работы, экскурсии.
В процессе обучения различные методы и приёмы применяются в различных сочетаниях в зависимости от изучаемых тем.
Прогнозируемые педагогические результаты:
1.Систематизация знаний учащихся об основных процессах жизнедеятельности растений.
2.Раскрытие творческих способностей школьника путем вовлечения его в практическую деятельность.
3.Развитие умения работать с необходимыми методическими рекомендациями, применять соответствующие термины и использовать полученную информацию при проведении практических и лабораторных работ.
4. Составлять отчет о проведенной работе.
Образовательным продуктом кружковой работы является защита творческих работ обучающихся.
Обучающиеся будут знать:
- формы и методы исследовательской деятельности;
- правила работы с источниками получения информации;
- особенности чтения научно-популярной литературы;
- особенности и приемы конспектирования.
- требования, предъявляемые к оформлению исследовательских работ;
- вклад каждого участника группы (если работает несколько авторов) в работу.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- анализировать научно-популярную литературу
- оформлять исследовательские работы в соответствии с требованиями;
- логически выстраивать текстовой материал;
обрабатывать результаты экспериментальной деятельности
Место данного курса в учебном плане.
Программа рассчитана на 1 год обучения (34 часа в год, 1 час в неделю). Занятия по программе проводятся во внеурочное время.
Место учебного предмета в учебном плане
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения:
- Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
- - осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
- – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
3. – понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
Содержание программы:
Раздел 1. Введение (2 часа)
Цели, задачи, формы работы кружка. Программа кружка и ее значение в подготовке к последующей теоретической и экспериментальной работе. Знакомство с оборудованием лабораторных работ. Правила поведения в лаборатории. Техника безопасности.
Раздел 2. Технология исследовательской деятельности по биологии. Оформление исследовательских работ. (4 часа).
Организация и содержание учебно-исследовательской работы. Последовательность выполнения научно-исследовательской работы. Основы научного исследования. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач исследования. Выбор темы исследовательской работы. Отбор и анализ методической и научно-популярной литературы по выбранной теме. Составление рабочего плана исследования. Обоснование выбранной темы. Оформление титульного листа. Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Используемая литература».
Работа индивидуальная и коллективная. Вклад каждого участника группы в работу.
Логическое построение текстового материала в работе. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения.
Объемы исследовательской работы. Эстетичное оформление.
Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности. Выводы и оформление «Заключения».
Раздел 3. Разнообразие растений (4 часа)
Низшие и высшие растения. Споровые и семенные растения.
Раздел 4. Физиология растительной клетки. Строение растительной клетки (4 часа)
Структура растительной клетки. Строение и функции клеточных структур. Проницаемость клетки для воды и солей.
Практическая работа.
Изучение движения цитоплазмы у элодеи, плазмолиз. Изучение ядра в растительных клетках, хлоропластов в клетках элодеи.
Раздел 5. Анатомическое строение листа (4 часа)
Значение листа. Внешнее и внутреннее строение листа.
Практическая работа.
Анатомическое строение листа. Строение и механизм открывания и закрывания устьиц.
Раздел 6. Фотосинтез (8 часов)
Клеточные структуры, связанные с фотосинтезом. Фотосинтез и его природа. Фотосинтез и урожай.
Практическая работа.
Получение спиртовой вытяжки хлорофилла. Разделение пигментов по методу Крауса. Образование крахмала в листьях растений на свету. Поглощение зеленым растением углекислого газа из воздуха. Выделение кислорода при ассимиляции углерода. Влияние температуры на фотосинтез.
Раздел 7. Оформление творческих работ (4часов)
Практические работы:
1. Оформление исследовательских работ для участия в районной экологической конференции и других конкурсах по проблемам окружающей среды.
2. Выступление с результатами исследований перед обучающимися своей школы.
3. Конспектирование научно-популярной статьи.
Раздел 8. Итоговое занятие. Защита творческих работ(2 часа)
№ п/п | К-во часов | Раздел, темы занятий | Дата |
1-2 | 2 2 | Раздел 1. Введение (2 часа) Цели, задачи, формы работы кружка. Техника безопасности. Программа кружка и ее значение в подготовке к последующей теоретической и экспериментальной работе. Знакомство с оборудованием лабораторных работ. | |
3-6 | 4 | Раздел 2. Технология исследовательской деятельности по биологии. Оформление исследовательских работ. (4часа) Организация и содержание учебно-исследовательской работы. Последовательность выполнения научно-исследовательской работы. Правила оформления результатов исследования. | |
7-10 | 4 | Раздел 3. Разнообразие растений (4 часа) Низшие и высшие растения. Споровые растения. Семенные растения. | |
11-14 | 4 | Раздел 4. Строение растительной клетки (4 часа) Структура растительной клетки. Строение и функции клеточных структур. Проницаемость клетки для воды и солей. Практическая работа. Изучение движения цитоплазмы у элодеи, плазмолиз. Изучение ядра в растительных клетках, хлоропластов в клетках элодеи. | |
15-18 | 4 | Раздел 5. Анатомическое строение листа (4часа) Значение листа. Внешнее и внутреннее строение листа. Практические работы: Анатомическое строение листа. Строение и механизм открывания и закрывания устьиц | |
19-26 | 8 | Раздел 6. Фотосинтез (8 часов) Клеточные структуры, связанные с фотосинтезом. Фотосинтез и его природа. Фотосинтез и урожай. Практические работы: Получение спиртовой вытяжки хлорофилла. Разделение пигментов по методу Крауса. Образование крахмала в листьях растений на свету. Поглощение зеленым растением углекислого газа из воздуха. Выделение кислорода при ассимиляции углерода. Влияние температуры на фотосинтез. | |
27-32 | Раздел 7. Выполнение творческих работ (6часа) Индивидуальные творческие работы. | ||
33-34 | Раздел 8. Итоговые занятия Защита творческих работ (2 часа) |
Список использованной литературы:
1.Анохина В.С.. Эксперименты и наблюдения на уроках биологии. – Минск, Белорусская энциклопедия, 1998.
2.Васильева Е.М. Эксперимент по физиологии растений в средней школе. - М., Просвещение, 1998.
3.Блукет Н.А. Ботаника с основами физиологии растений и микробиологии.- М., Просвещение, 2005.
4.Генкель П.А. Физиология растений. - М., Просвещений, 2005.
5.Грин Н. и др. Биология в 3 томах. - М., Мир. 2000.
6.Петерман М. П. Интересна ли ботаника? - М., Мир, 2000.
7.Якушкина Н.И. Физиология растений. - М., Просвещение, 2005.
Приложение. Оформление титульного листа.
Оглавление:
I.Введение: ………………………………………………………………………. 3
II.Основная часть
2.1. Строение зеленого листа. Структурная организация фотосинтетического аппарата, строение листа как органа фотосинтеза…………………………………………...................6
2.1.1.Внутреннее строение листа…………………………………………………..6
2.1.2.Эпидерма (кожица)……………………………………………………………7
2.1.3.Основная ткань (мезофилл)…………………………………………………..7
2.1.4.Сосудисто-волокнистый (проводящий) пучок………………………………8
2.1.5.Строение и работа устьиц…………………………………………………….8
2.2.Газообмен у растений…………………………………………………………..9
2.3.Транспирация…………………………………………………………………...10
2.4.Пластиды………………………………………………………………………..10
2.4.1.Строение хлоропласта ………………………………………………………11
2.4.2.Строение хромопласта……………………………………………………….12
2.4.3.Строение лейкопласта………………………………………………………12
2.5.Значение пигментов для растений……………………………………………13
2.6.Хроматография………………………………………………………………...14
2.7. Фотосинтез…………………………………………………………………….15
2.8.Использование растением образуемых органических веществ…………….15
2.9.Листопад………………………………………………………………………..15
III.Исследовательская часть
3.1.Изучение внешнего и внутреннего строения листа пеларгонии…………..16
3.2. Обнаружение крахмала в листьях пеларгонии……………………………..17
3.3.Получение хлорофиллов из листа пеларгонии……………………………..18
3.4. Какие пигменты содержатся в зеленом листе. Разделение красителей из растений методом бумажной хроматографии………………………………………………………..19
3.5.Разделение пигментов по методу Крауса…………………………………...20
3.6. Изучение зависимости цвета вытяжки пигментов листа от количества хлорофилла………………………………………………………………………..21
3.7. Взаимодействие хлорофилла с кислотой………………………………….22
3.8. Образование колец отмирания на листьях…………………………………23
3.9. Действие щелочи на хлорофилл…………………………………………….23.
IV.Заключение…………………………………………………………..25
V.Литература …………………………………………………………...26
VI.Приложения………………………………………………………… 27
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по биологии "Жизнь растений"
Изучение данного курса направлено на углубление знаний учащихся о жизнедеятельности растительного организма, многообразии дикорастущих, декоративных и культурных растений нашего края, их взаим...
рабочая программа кружка по биологии
Рабочая программа кружка "Занимательная биология", целевая аудитория 10-11 лет. Пригодится во внекласной работе по предмету...
Рабочая программа кружка по биологии "Занимательная биология"
Рабочая программа кружка "Занимательная биология" составлена с целью стимулировать учащихся к получению новых знаний, проектной деятельности....
Рабочая программа кружка "Занимательная биология"
Рабочая программа содержит пояснительную записку, цели и задачи, ожидаемые результаты, методы организации детей. программа рассчитана на 34 часа....
Рабочая программа кружка «Увлекательная биология»
Предлагаемая программа рассчитана на изучение этой дисциплины учащимися, мотивированными на углублённое изучение биологии. Программа предназначена для подготовки одаренных дете...
Рабочая программа кружка по биологии "Живая планета"
Программа кружка «Живая планета» составлена для учащихся 11-13 лет и рассчитана на 34 учебных часа, 1 час в неделю....
Рабочая программа Кружка «Юный биолог» для учащихся 7 класса
Программа ориентирована на учащихся 7 классов, изучающих курс зоологии. Она предусматривает последовательное расширение знаний, умений, навыков, полученных учащимися на уроках, а также повторени...