Рабочая программа кружка "Юный исследователь"
рабочая программа (6 класс) на тему
Рабочая программа кружка «Юный исследователь» разработана на основе ФГОС второго поколения, с использованием «Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений» ( Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2011).
Цель программы: формирование устойчивых познавательных интересов, универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к самостоятельности в поисках способов решения поставленных задач, самообразованию и саморазвитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа кружка "Юный исследователь" | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Юный исследователь» разработана на основе ФГОС второго поколения, с использованием «Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений» ( Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2011).
Цель программы: формирование устойчивых познавательных интересов, универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к самостоятельности в поисках способов решения поставленных задач, самообразованию и саморазвитию.
Задачи программы:
1. Развивать глубину, самостоятельность, критичность, гибкость, вариативность мышления. Продолжить развитие способности обучающихся к мыслительным операциями – анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, а также их производным – творчеству и абстрагированию. Обучать приемам доказательства.
2. Продолжить обучение школьников способам самостоятельной организации учебной деятельности – мотивации, планированию, самоконтролю, рефлексии при выполнении исследовательских и проектных работ.
3. Способствовать расширению кругозора, развивать навык интеграции содержания смежных дисциплин при решении проблемных задач.
4. Продолжить обучение школьников работе с различными источниками информации, включая электронные образовательные ресурсы.
5. Развивать коммуникативную компетентность, самостоятельность и ответственность обучающихся через парную и групповую работу, интерактивные формы взаимодействия. Создавать условия для самореализации школьников – свободы и умения достигать своих индивидуальных целей в окружающей среде во взаимодействии с другими людьми.
6. Продолжить формирование рефлексивной культуры школьников.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Особенности реализации программы: Структура программы «Юный исследователь» для основного общего образования состоит из нескольких разделов, предусматривает выполнение проектных и/или исследовательских работ, проведение конференции по итогам года, направлена на формирование у обучающихся практических навыков выполнения работ для ученической конференции от выбора темы до публичной презентации.
Продолжительность реализации на год обучения – 35 часов.
Содержание курса
ВВЕДЕНИЕ (2 часа)
Введение в курс. Обоснование полноты и качества понятийного аппарата исследования.
ТЕМА 1: МЕТОДЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ (8 часов)
Постановка проблемы исследования, выбор темы исследования. Формулировка цели исследования, определение задач. Формулировка исходной гипотезы. Эмпирический уровень познания (опыт, измерения, научное описание). Стадии эмпирического исследования. Теоретическое исследование. Стадии теоретического исследования. Метод эксперимента.
Метод анализа и синтеза. Социологические методы исследования Метод анкетирования. Метод наблюдения. Метод моделирования. Метод мысленного эксперимента. Творчество как метод исследования.
ТЕМА 2: ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ (3 часа)
Порядок действий при проведении научно-исследовательской работы Анализ этапов исследования, их определение на примере конкретных исследований учащихся. Обработка результатов исследования.
ТЕМА 3: ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ (4 часа) (4 часа)
Реферат. Отчет об исследовательской работе. Статья. Учебно-научный доклад.
ТЕМА 4: ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОТРАБОТКЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ ИССЛЕДОВАНИЯ (18 часов)
Выбор темы исследования, выработка умения формулировать цель и задачи исследования. Формирование замысла и подготовка к проведению экспериментального исследования. Непосредственное проведение эксперимента. Работа с литературой. Выбор источников, сбор и структурирование материала исследования. Аннотация. Цитаты. Ссылки. Справочный аппарат книги, ее оформление, справочные издания, работа с ними. Библиографическое описание. Оформлению библиографии для исследований учащихся. Обобщение сведений о библиографии. Самостоятельная работа в библиотеке. Составление реферата. Разбор типового реферата. Интеллектуальные занятия по развитию лингвистических способностей. Тренировка в изложении основной части реферата. Составление заключения реферата.
Разбор типового учебно-научного доклада. Разбор типового отчета по научно-исследовательской работе. Элементы коммуникативной культуры. Психологический аспект готовности к выступлению. Развитие дикции. Распространённые ошибки при выполнении учащимися исследовательских работ.
Итоговое занятие. Официальное заслушивание докладов, защита рефератов.
Возраст детей, участвующих в реализации программы:
Данная программа может быть реализована в кружке « Юный исследователь» и адресована учащимся 5 -9 классов, проявляющих высокий уровень способностей к исследовательской деятельности. В этом возрасте подростком прилагаются усилия для расширения научных знаний, ребенок впервые начинает самостоятельно искать решение поставленной перед ним задачи, выстраивая логические цепочки действий. Результат исследования обеспечивает подростку значимое место среди сверстников, расширение знаний, кругозора, интеллекта, речи, что является залогом хорошего общения. Участие в социально признаваемой и одобряемой деятельности позволяет подростку осознать и оценить себя, приобрести уверенность в собственной значимости и при этом адекватно отнестись к оценкам других.
Форма занятий: • занятия лекционного типа с демонстрацией таблиц, фотографий и другого иллюстративного материала;
• групповая практическая работа;
• самостоятельная работа с литературой;
• индивидуальные консультации.
• участвовать: в диспутах и дискуссиях, аргументируя свою точку зрения; представлять полученные данные в виде оформленной учебно-исследовательской работы, готовить тезисы, доклады, мультимедийную презентацию; защищать учебно-исследовательскую работу на различного рода конференциях, слётах и т.д..
Форма подведения итогов реализации программы осуществляется в виде:
• школьных, городских и республиканских учебно-исследовательских конференций.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | количество часов | |
1 | Введение в курс. Обоснование полноты и качества понятийного аппарата исследования. | 1 | |
2 | Введение в курс. Обоснование полноты и качества понятийного аппарата исследования. | 1 | |
3 | Постановка проблемы исследования, выбор темы исследования | 1 | |
4 | Формулировка цели исследования, определение задач. Формулировка исходной гипотезы | 1 | |
5 | Разработка инструментария, эксперимента | 1 | |
6 | Разработка инструментария, эксперимента (групповая работа) | 1 | |
7 | Планирование методов обработки данных | 1 | |
8 | Практическое занятие (индивидуальное). Формулировка темы, разработка программы и плана исследования | 1 | |
9 | Практическое занятие (групповое). Обсуждение планов исследований учащихся. | 1 | |
10 | Особенности работы в библиотеке | 1 | |
11 | Практ. занятие в библиотеке Работа с научной литературой | 1 | |
12 | Практ. занятие в библиотеке. Составление таблицы «двойной дневник» | 1 | |
13 | Практ. занятие в библиотеке. Цитирование | 1 | |
14 | Практ. занятие в библиотеке. Конспектирование | 1 | |
15 | Практ. занятие в библиотеке. Составление глоссария | 1 | |
16 | Сканирование выбранных материалов, ксерокопирование | 1 | |
17 | Практ. занятия с компьютером: взаимообучение | 1 | |
18 | Практ. занятия с компьютером: использование электронных энциклопедий | 1 | |
19 | Практ. занятия : хранение и обработка информации в электронном виде | 1 | |
20 | Работа в режиме on line: использование поисковых серверов Интернет | 1 | |
21 | Использование поисковых серверов Интернет для подбора информации по теме | 1 | |
22 | Составление плана текста исследования | 1 | |
23 | История научного поиска | 1 | |
24 | Специфические обороты научного стиля | 1 | |
25 | Структура исследовательской работы | 1 | |
26 | Практ. занятие. Обсуждение планов текстов исследований | 1 | |
27 | Практ. занятие: обсуждение структуры исследовательских работ учащихся: введение исследовательских работ учащихся | 1 | |
28 | Практ. занятие: цель и задачи исследовательских работ учащихся | 1 | |
29 | Практ. занятие: основная часть исследовательских работ учащихся | 1 | |
30 | Оформление текста работ | 1 | |
31 | Практ. занятие. Обсуждение оформления текста исследовательских работ | 1 | |
32 | Композиция ораторского выступления на конференции | 1 | |
33-35 | Публичные выступления учащихся на научных конференциях, | 1 |
Планируемые результаты:
Ученик научится
1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
7. Понимать точку зрения другого
8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений
9.Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
10. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.
11.Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа экологического объединения "Юный исследователь" на 144 часа (4 часа в неделю)
Программа ориентирована на обучающихся 12 - 14 лет....
Рабочая программа и тематическое планирование экологического кружка "Эколог-исследователь"
Данная программа содержит пояснительную записку,пути экологизации школьного образования,цели и задачи программа и саму программу экологического воспитания школьников на занятиях школьного кружка «Экол...
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Юный исследователь"
Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе "Юный исследователь"...
Рабочая программа кружка "Юный исследователь"
Программа расчитана на учащихся 4-6 классов.главная цель программы научить детей основам исследовательской деятельности.За основу взяты разработки А.И.Савенкова, но адаптированные к более старшему воз...
Рабочая программа клуба "Исследователь" для 5 класса
Курс построен в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы, указанными в федеральном государственном образовательном стандарте, и направлен на решение следую...
Рабочая программа индивидуальных занятий "Я-исследователь"
Компетентностный подход в обучении предполагает формирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьников, создание условий для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей ...
Рабочая программа "Я-исследователь 8 класс 2015-2016
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, для 8 классов. В программе отражены практические и проектные работы...