Рабочая программа кружка "Юный исследователь"
рабочая программа (5 класс) на тему
Программа расчитана на учащихся 4-6 классов.главная цель программы научить детей основам исследовательской деятельности.За основу взяты разработки А.И.Савенкова, но адаптированные к более старшему возрасту детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr._yun.issledovatel_2013_g.doc | 242.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа кружка
«Юный исследователь»
на 2013 – 2014 учебный год
Руководитель: Аверьянова Надежда Петровна,
учитель высшей категории
п. Игра
2013 г.
Пояснительная записка
Современный мир требует от человека умения развивать собственную функциональную компетенцию: умение ориентироваться в информационных потоках, способность к самообразованию, к повышению квалификации. Поэтому в настоящее время актуально воспитание научного мышления, т.к. оно позволяет развивать человеческую личность, придает устойчивость человеческой психике в быстро меняющемся мире, формирует у человека строгое отношение к новой формации, новым идеям. Развитию подобных качеств у подрастающего поколения может способствовать исследовательская деятельность, так как самые ценные и прочные знания те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.
Программа детского объединения “Юный исследователь” рассчитана на учащихся 4- 6 классов, т.к. в этих классах учащиеся имеют достаточно знаний, необходимых для начала занятий исследовательской деятельностью. Причиной выбора данного возрастного промежутка послужил учет особенностей формирования отношений и взаимодействий ребёнка с окружающей его природой в данный возрастной
период. Школьникам этого возраста свойственны высокая познавательная активность, направленная в окружающий мир, к широкому кругу явлений, социальной и природной действительности, стремление к общению с природой и к познанию и исследованию мира в котором они живут.
Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у обучающихся. Сложность организации работы объединения заключается в том, что учащихся в своем большинстве не имеют представления об ученическом исследовании и не имеют опыта публичного выступления на научно-практических конференциях. Но есть и те, кто включается в работу объединения вполне осознанно. Это вызывает необходимость дифференцированного подхода при планировании занятий. Большое внимание уделяется индивидуальной работе при организации исследовательской работы
Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях, владеющих навыками научного мышления, умеющих работать с информацией, обладающих способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. И чем раньше будет организована эта деятельность, тем успешнее будут ее результаты. Развитие личности ребёнка, формирование у него информационных и коммуникационных, исследовательских умений и компетенций- именно на решение этой проблемы направлена предлагаемая программа.
Цель программы
Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Задачи программы:
- Образовательные:
- обучение алгоритмам выполнения исследования, написания и представления исследовательской работы;
- расширить знания детей в образовательных областях биология и экология;
- формирование и совершенствование знаний и умений у школьников в области информационной культуры (самостоятельный поиск, анализ, семантическая обработка информации из литературы, прессы и Интернета, обучение восприятию и переработке информации из СМИ);
- формирование умений находить, готовить, передавать, систематизировать и принимать информацию с использованием компьютера, мультимедиа.
- обучение умению правильно выбирать источники информации в соответствии с учебной задачей и реальной жизненной ситуацией;
- обучение умению трансформировать информацию, видоизменят её у детей объём, форму, знаковую систему, носитель и др., исходя из цели коммуникативного взаимодействия и особенностей аудитории, для которой она предназначена;
- Воспитательные:
- воспитать у школьников понимание необходимости саморазвития и самообразования как залога дальнейшего жизненного успеха;
- формирование ноосферного мышления;
- привить навыки рефлексии;
- Развивающие:
- развивать интеллектуальные, творческие способности воспитанников;
- развивать умение аргументировать собственную точку зрения;
- совершенствовать навыки познавательной самостоятельности учащихся;
- развитие толерантности и коммуникативных навыков (умение строить свои отношения, работать в группе, с аудиторией);
Ожидаемые результаты:
Должны знать:
- основные нормативно- правовые документы в области экологии; - главные источники загрязнения воздуха; новые типы загрязнений, в том числе техногенные. влияние хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы; меры по предотвращению загрязнения окружающей среды. -экологическое состояние природной среды в России, Удмуртии; Игринском районе; растения и животных своего края, находящихся под охраной; -влияние окружающей среды на здоровье человека; роль здорового образа жизни в жизни человека. - виды исследований; формы и методы исследовательской деятельности; - правила работы с источниками получения информации;
Должны уметь:
- Исследовательские умения:
− Приобретение учащимися практических навыков исследовательской деятельности − Выполнение простейших исследований .
-оформлять исследовательские работы в соответствии с требованиями; (логически выстраивать текстовой материал; обрабатывать результаты экспериментальной деятельности., строить и анализировать схемы, диаграммы, графики по результатам измерений; создавать презентации)
- Организационно – пропагандистские умения:
− Применение знаний законодательства об охране природы; − Планирование практических дел по охране природы; − Пропаганда здорового образа жизни.
- Поведенческие умения:
− формирование умений правильного поведения в природе. - осуществлять практическую деятельность по охране природы своего края;
- Опознавательные умения:
− Распознание объектов природы.
О результатах реализации программы можно судить по уровню усвоения школьниками заявленных знаний, умений и навыков, по тому, насколько удалось педагогу сделать своих воспитанников компетентными в заявленной области. Как известно, всё познаётся в сравнении. Поэтому, на мой взгляд, о компетентности школьников можно судить по результатам их выступлений на специализированных конкурсах и конференциях. Это внешняя диагностика.
Параметром внутренней диагностики служит уровень компетентности воспитанников в
области информационной, коммуникативной и исследовательской деятельности.
Результаты работы каждого воспитанника оцениваются по итогам выступлений на научно-практических конференциях, конкурсах исследовательских работ учащихся, как очных, так и заочных, по результатам практических работ. Проводить срезы знаний по экологическим вопросам не предполагается.
Формы работы :
В работе объединения предполагается, наряду с лекциями, беседами, занятиями с использованием ИКТ, использование познавательных игр, экскурсий, диспутов, практической работы на местности, проведение морфометрических исследований. Данные формы работы выбраны в связи с основной направленностью работы объединения- исследовательская деятельность учащихся. Поэтому теоретический материал по экологии сведен к минимуму и предполагает изучение вопросов связанных с основными темами исследований. Практическая часть программы предусматривает выполнение проектных и исследовательских работ , проведение экскурсий, полевых практик.
На занятиях используются наглядные пособия ( в т.ч. собственного изготовления), технические средства, научно – популярная литература, что способствует лучшему усвоению знаний об исторических, природных, экологических особенностях своего края.
Режим проведения занятий. Программа рассчитана на 144 часа (4 часа в неделю).Занятия проводятся два дня в неделю по 2 академических часа ( 45 минут каждый) с перерывом 10 минут после первого часа. Руководитель вправе вносить коррективы в календарно- тематическое планирование -менять порядок проведения занятий, в зависимости от обстоятельств от нас независящих ( как то погода, занятость кабинета информатики и т.д.).
Учебно-тематический план 1-го года обучения.
№ | Наименование раздела | Всего часов | теоретических | практических |
Презентация ДДТ. Знакомство с его историей возникновения,традициями и правилами. | 1 | |||
Инструктажи по ТБ | 1 | |||
Поход выходного дня «День здоровья» | 3 | |||
1 | Введение | 5 | 2 | 3 |
2 | Что такое исследование? | 3 | 2 | 1 |
3 | Как правильно формулировать и задавать вопросы. | 3 | 1 | 2 |
4 | Учимся работать с источниками информации | 13 | 5 | 8 |
5 | Учимся выдвигать гипотезы | 4 | 2 | 2 |
6 | Основы исследовательской деятельности | 20 | 8 | 12 |
7 | Методика проведения самостоятельных исследований. | 18 | 6 | 12 |
8 | Оформление исследовательских работ | 23 | 3 | 20 |
9 | Отработка навыков публичного выступления. | 10 | 2 | 8 |
10 | Исследовательская работа в природе. | 30 | 7 | 23 |
11 | Анализ исследовательской деятельности за год. | 5 | 1 | 4 |
ИТОГО | 144 | 39 | 105 |
Рабочая программа.
Методическое обеспечение занятий.
№п/п | Раздел,тема | Форма занятий | Приемы, методы | Дидактич. материалы | Оснащение | Формы контроля |
1 | Введение | Экскурсия,беседа,индивидуальные,групповые,консультации | Информационные,ИКТ | Интернет,компьютер, | тестирование | |
2 | Что такое исследование? | деловые игры, лекции, консультации, практические занятия, самостоятельная работа, Диспуты, беседы, практикумы, лекции,индивидуальная работа, групповая работа, | Поисковые, проблемное обучение, наблюдение, исследование, игровые методы, ИКТ, проектная деятельность | Карты, таблицы, компьютер, мультьмедийный проектор,презентации,Интернет,электронный словарь,справочники и т.д. | подготовленное сообщение | |
3 | Как правильно формулировать и задавать вопросы | Практические занятия, самостоятельная работа, беседы, практикумы, лекции, индивидуальная работа, групповая работа | Поисковые, проблемное обучение, | компьютер, мультьмедийный проектор,презентации,Интернет,электронный словарь,справочники и т.д. | создание банка идей в виде вопросов | |
4 | Учимся работать с источниками информации | Практические занятия, самостоятельная работа, Диспуты, беседы, практикумы, лекции, индивидуальная работа, групповая работа | Поисковые, проблемное обучение, наблюдение, исследование, игровые методы, ИКТ, проектная деятельность | Карты, таблицы, коллекции минералов, гербарий растений, таблицы компьютер, мультьмедийный проектор,презентации,Интернет,электронный словарь,справочники | выступления с сообщениями.Умение пользоваться Интернет | |
5 | Учимся выдвигать гипотезы | семинары, практикумы,творческ работа ,Беседы, сообщения учащихся, групповая работа | Поисковые, проблемное обучение, наблюдение, исследование, игровые методы, ИКТ, | таблицы компьютер, мультьмедийный проектор, презентации, Интернет, словари, справочники | Обсуждение выдвинутых гипотез | |
6 | Основы исследовательской деятельности | Практические занятия, самостоятельная работа, беседы, практикумы, лекции, индивидуальная работа, групповая работа | ИКТ, проектная деятельность, Информационные, | Интернет,компьютер, словари, справочники | готовый план исследования по выбранной теме. Написанное Введение к исследовательской работе | |
7 | Формы и методы организации исследовательской деятельности | Практические занятия, самостоятельная работа, беседы, практикумы, лекции, индивидуальная работа, групповая работа | ИКТ, проектная деятельность, Информационные,проблемно-поисковые | Интернет,компьютер, словари, справочники | устный отчет о работе по теме исследования на заседании объединения | |
8 | Оформление исследовательских работ | Индивидуальная работа, консультации, конференции, тренинги | Консультации, исследования, ИКТ, проектная деятельность | компьютер, Интернет, справочники, словари, научно-популярная литература, программа PawerPoint | готовая набранная на компьютере исследовательская работа | |
9 | Отработка навыков публичного выступления. | Индивидуальная работа, консультации. Выступления учащихся | Консультации,проговаривание | выступление перед аудиторией | ||
10 | Исследовательская работа в природе | Экскурсии, практич. занятия на местности, | наблюдения, творческая деятельность, мини исследования, ИКТ, проектная деят-ть | Измерительные приборы,Интернет,программа PawerPoint | Мини-проекты. | |
11 | Итоговые занятия | поход |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПЕДАГОГОМ:
1.Данилова В.Л. ,Дерюгина Н.Б. Основы ученического исследования. Ижевск. 2008 г.
2.Следопыт. М.,»Физкультура и спорт», 1976 г.
3.Руководство к познанию природы и населения Удмуртии. Ижевск, 1993 г.
4.География :Материалы для докладов и рефератов. М., «Дрофа», 2007 г.
5.Величковский Б.Т., Кирпичев В. И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа,1997. – 240с
6.Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2003
7.Методические указания по организации научно-исследовательской работы учащихся / Под общ. ред. Л.В.Егорова – Чебоксары. 1999. – 106с.
8.Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2001
9.Хрипкова А.Г. Возрастная физиология
10. Костко О.Н.Экология для средней школы. М.: Аквариум, 1997
11. Кучер Т.В., КолпащиковаИ.Ф. Медицинская география. М.:Прсвещение,1995
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ:
1. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2003
2.Каневский З. Крик о помощи // Знание – сила, 1990. - №1
3.Лаптев Л.П. Азбука закаливания. -.:ФиС, 1998
4.Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2001
5.Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б.Дайте планете шанс. М.: Просвещение,1996
6.Дольник В.Неразумное дитя биосферы.М. Просвещение, 1996
План воспитательных мероприятий
Месяц | Мероприятие |
сентябрь | Поход выходного дня «День здоровья» |
ноябрь | Викторина «Знаешь ли ты свой край?» |
декабрь | Конкурс Новогодних поздравлений |
Февраль | Конкурс для мальчиков «Самый,самый» |
март | Конкурс для девочек «Фея Знайка» |
май | Весенний поход |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа экологического объединения "Юный исследователь" на 144 часа (4 часа в неделю)
Программа ориентирована на обучающихся 12 - 14 лет....
Рабочая программа и тематическое планирование экологического кружка "Эколог-исследователь"
Данная программа содержит пояснительную записку,пути экологизации школьного образования,цели и задачи программа и саму программу экологического воспитания школьников на занятиях школьного кружка «Экол...
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Юный исследователь"
Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе "Юный исследователь"...
Рабочая программа клуба "Исследователь" для 5 класса
Курс построен в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы, указанными в федеральном государственном образовательном стандарте, и направлен на решение следую...
Рабочая программа индивидуальных занятий "Я-исследователь"
Компетентностный подход в обучении предполагает формирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьников, создание условий для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей ...
Рабочая программа "Я-исследователь 8 класс 2015-2016
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, для 8 классов. В программе отражены практические и проектные работы...
Рабочая программа "Юные исследователи"
Рабочая программа рассчитана на учащихся 7-8 классов...