Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности «Кулинарная география»
календарно-тематическое планирование (5, 6 класс)
Данная программа разработана для кружка "Кулинарная география". Сейчас, к сожалению сложно путешествовать из за ограничений в связи с пандемией. А кулинария так связана с географией. Поэтому, в школе ведется кружок "Кулинарная география". На нем мы изучаем кухню разных народов мира. К данной программе у меня сделан курс презентаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
utverzhdeno.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждено»
Директор МБОУ Подлесовская ОШ
. Киреева С..В.
Приказ №
от « » августа 2020 г.
Рабочая программа кружка
по внеурочной деятельности
«Кулинарная география»
Срок реализации – 1 год
Возраст обучающихся – 11-14 лет
Разработала:
учитель географии
Кузнецова О.Н.
2000- 2021 уч год.
Пояснительная записка.
Рабочая программа кружка «Кулинарная география» рассчитана на 35 учебных часов. Тема кружка способствует актуализации знаний обучающихся о народах мира, образе их жизни, влиянию природных особенностей на рацион, состав, способ переработки, сохранения, приготовления и употребления пищи, подробнее знакомит с богатейшей кулинарной историей родного края, вырабатывает понятия большая и малая Родина, на практике знакомит с кулинарными особенностями, традициями и технологией приготовления блюд разных народов.
В конечном итоге, данная программа способствует как расширению кругозора обучающихся, повышению интереса к предметам географии, истории, биологии и материальным технологиям, так и приобретению начальных практических навыков приготовления блюд разных кулинарных традиций, способствует приобщению к рациональному здоровому питанию.
Направленность программы.
Данная программа представляет собой разработанный курс культурологического направления. Культурологическое образование и эстетическое воспитание подразумевает и предполагает овладение простейшими умениями и навыками как на уроках географии, так и на уроках материальной технологии. На уроках учащиеся получают лишь основные знания. Для наиболее полного изучения, овладении большим количеством информации в данной области в современных школах создаются кружки, а также вводятся элективные курсы, что в дальнейшем способствует профессиональному становлению учащихся, увеличению их кругозора.
Обязательное условие занятий – соблюдение санитарно-гигиенических требований. Одно из правил гигиены приготовления пищи – наличие спецодежды: фартука и косынки, сменной обуви. Только при соблюдении правил личной гигиены, гигиены помещения, рабочих мест, посуды и продуктов можно приготовить доброкачественную, полезную, вкусную пищу.
Работа кружка связана с использованием нагревательных приборов (электрическая плита, духовой шкаф, электрический чайник, микроволновая печь), режущих инструментов (ножи, кухонный комбайн), с варкой, жарением, выпечкой. Это обязывает особое внимание обращать на правила безопасности труда.
Знания в области экологии необходимы каждому человеку как умение читать, писать и считать. Экология – наука о взаимоотношении живых организмов и условий среды.
Поэтому в области кулинарии экологические знания необходимы. Накапливающаяся пыль в помещении, испарения жидкостей для мытья посуды и сантехники загрязняют воздух в помещении. Чтобы снизить загрязнения воздуха в помещениях необходимо плотно закрывать крышки емкостей с хим. жидкостями и выбрасывать пропитанную химикатами ветошь в герметичные контейнеры. Огромное значение имеет вентиляция. Регулярно проветривать помещение и проводить влажную уборку. В кухонном помещении должна быть установлена вытяжка. Большая роль в очистке воздуха в помещение отводится комнатным растениям.
Наиболее характерна комбинированная структура занятий: организационный момент, повторение пройденного материала, изложение новой темы, вводный инструктаж, подготовка к практической работе, практическая работа и текущий инструктаж, уборка рабочих мест, сервировка стола, дегустация. Заключительный инструктаж, мытье посуды, уборка помещения.
На занятиях применяется широкий арсенал методов:
- словесные (объяснения, рассказ, беседа);
- наглядные (демонстрация приемов выполнения операций, вариантов оформления готовых блюд);
- проблемные (постановка проблем и поиск ее решения);
- исследовательские (самостоятельный анализ задачи и ее решение);
- метод практического сотворчества;
- метод коллективных и групповых работ;
- метод творческого показа.
Актуальность и новизна программы.
Познание человеком всего разнообразия мирового пространства, по большей части, было продиктовано интересом к образу жизни, особенностям питания, природным условиям и способам комфортного проживания в них. Возможность на практике познакомиться с кулинариями разных народов, проживающих в непохожих природных условиях, - это замечательный способ погружения, более глубокого изучения, целого ряда предметов школьной программы, таких как география, история, технология.
Мир открывался и осваивался постепенно, так же построена и программа. Сначала учащиеся изучают и практикуются в приготовлении традиционных блюд, затем, знакомясь с расширением географического пространства связей народов, обменом их жизненного опыта, не всегда шедшего мирным путем торговых отношений, постигают на практике особенности кухонь других народов. Связь с предметом биологии прослеживается при ознакомлении с центрами культурных растений Вавилова, а также распространением эндемиков в другие регионы мира. Многие заимствованные из других языков названия блюд, куханной утвари, обрядовых праздников пополнили богатство русского языка,что заинтересует учащихся глубоко изучающих такие дисциплины, как русский язык, литература и иностранные языки.
Знания различныхкулинарных традиций в приготовлении пищи, способах ее заготовки и употребления, а также практические навыки, связанные с ними, обязательно найдут применение в кругу семьи.
Отличительной особенностью
данной программы является интеграция теоретических знаний многих предметов школьной программы, полученных в процессе и для практического применения в жизни, что является положительным моментом при переходе к новым ФГОС ООО.
Цели кружка:
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе знакомства с историей родного края и жизнью мира.
- Научить понимать связь природы с жизнью людей, их психологией, обычаями и традициями питания.
- Сформировать понятие «Здоровое питание» и здоровый образ жизни с целью применения полученных знаний в своей повседневной жизни.
В задачи кружка входит:
- Познакомить обучающихся с историей родного края, национальным составом населения, кулинарными традициями народов, населяющих страну.
- Показать связь природных условий и образа жизни народа с понятием тип питания.
- Сформировать понятие о здоровом образе жизни.
- Познакомить с кухней народов страны и мира.
- Познакомить и способствовать освоению технологии приготовления некоторых блюд, являющихся наиболее типичными для кулинарии той или иной страны.
- Познакомить с различными способами и традициями употребления пищи, о ее роли и церемониях в разных странах.
- Научить делать презентации (мини-портфолио).
Возраст обучающихся. Срок реализации данной программы.
Программа занятий рассчитана на учащихся 5- 7 классов. Это позволяет учащимся перенимать навыки правильного поведения на кухне, другим умение делиться опытом, преподавателю необходимо строить занятия с учетом разной подготовленности школьников, целесообразно полагаться на помощь старших учащихся.
Рекомендуется группа не более 15 человек. Для наилучшей организации работы кружка группу делят на 3 бригады по 5 человек в каждой во главе с бригадиром.
Формы и режим занятий.
Программа совмещает в себе две формы реализации: групповую и индивидуальную.
Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основная часть материала отводится практическим занятиям, которые включают в себя приготовление и дегустацию кулинарных блюд.
Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей творческого развития учащихся педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями.
Способы проверки результатов обучения и формы подведения итогов.
Во время занятий применяется поурочный, тематический и итоговый контроль. Уровень усвоения материала выявляется в беседах, выполнении творческих индивидуальных заданий, применении полученных на занятиях знаний. Выполнение задания в группе формирует чувство ответственности перед собой и коллективом, а также взаимопомощь и выручку. Все эти качества помогают развиваться правильной, адекватной самооценке .Однако, необходимы как групповые, так и индивидуальные занятия, благодаря которым обучающиеся могут продемонстрировать свой собственный опыт в освоении темы. Это может быть фотоотчет или презентация самостоятельно выполненного блюда в домашних условиях после прохождения темы. Наиболее подходящая форма оценки – совместная дегустация блюд. Он позволяет справедливо и объективно оценить работу каждого, сравнить, сделать соответствующие выводы, порадоваться не только своей, но и общей удачи. В течение всего периода обучения педагог ведет индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого обучаемого.
Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому целесообразнее применять различные критерии, такие как
-текущая оценка достигнутого самим ребенком;
-оценка законченной работы;
-реализация творческих идей.
В конце года организуется и проводится совместными силами участников кружка и школьного ученического актива КТД «Кулинарное путешествие».
Ожидаемые результаты обучения.
Работа творческой группы имеет большое воспитательное значение для развития у школьников познавательного интереса и кулинарного вкуса, интереса к культуре, истории и традициям разных народов, населяющих наш общий дом – планету Земля. Вся работа направлена на достижение развития творческой активности учащихся. В конце курса учащиеся должны:
- Знать правила ТБ и соблюдать санитарно-гигиенические нормы при выполнении кулинарных работ.
- Уметь самостоятельно готовить изученные блюда в соответствии с технологией приготовления.
- Знать особенности кухонь некоторых народов.
- Знать основы и уметь рассказывать о здоровом питании;
- Уметь составлять презентации о питании (мини-портфолио).
- Оказывать помощь родителям в разнообразии семейного рациона.
- Признаки качества продуктов.
Условия реализации программы.
Занятия проводятся в кабинете технологии, в оборудованном помещении для кулинарии, отвечающим санитарно-гигиеническим требованиям. Кабинет светлый, сухой, с естественным доступом воздуха и хорошей вентиляцией.
Учебная кухня оборудована подвесными шкафами, разделочными столами. Для работы имеется необходимый инвентарь.
Продукты питания, необходимые для практических занятий, учащиеся приобретают самостоятельно. Нормы продуктов указаны в инструкционных картах приготовления блюд.
Тематический план.
№ п/п | Тема | Количество часов |
1. 2. 3. 4. 5. | Вводное занятие. История русских кулинарных традиций в связи с природными особенностями территории. Приготовление блюд русской кухни. Продукты-переселенцы, ставшие неотъемлемой частью русского стола, блюда из них и истории этих блюд. Кухня народов России Кухня народов мира. Технология приготовления отдельных блюд некоторых стран мира. ИТОГ: | 1 9
12 5 8 35 часов. |
Календарно – тематическое планирование курса
«Кулинарная география».
№ занятия п/п | Тема | Всего часов |
1. 2. 3. 4. 5. 6.
7. 8. 9. 10.
11. 12. 13 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25.
26. 27.
28. 29. 30. 31. 32.
33. 34.
35. | Вводное занятие. История русских кулинарных традиций в связи с природными особенностями территории. Технология приготовления: 1. Холодные супы (тюря, ботвинья, окрошка) – традиционные супы Древней Руси. Технология приготовления тюри и окрошки. 2. Традиционные горячие супы Руси (щи, похлебки, рассольник, грибной суп, суп-лапша) 3 Традиционные русские каши и кашицы. История и технология приготовления Гурьевской каши. 4. Как на Руси кисель ложкой ели, а сыту пили. Технология приготовления сыты и киселей. 5.Традиционные русские обрядовые блюда: блины, блинчики, оладьи. Технология приготовления блинов с припеком и без. 6. Праздничные лакомства. Пряничная история. Петушки на палочке. Технология приготовления петушков на палочке (или пряников). 7. Пельмени и их родственники. 8. Пироги. Русские традиции в хлебопечении. 9.Традиционные украшения в выпечке. Традиционные праздничные русские блюда. Продукты-переселенцы, ставшие неотъемлемой частью русского стола, блюда из них и истории этих блюд. 1.Центры происхождения культурных растений по Вавилову. История путешествий картофеля и блюда из него. 2.Откуда прибыла капуста, как закрепилась и стала традиционным блюдом. 3.Морковь и тыква в мифах древних греков и славян. Технология приготовления морковных и тыквенных оладий. 4. Где родина яблок? Первые упоминания о яблоках на Руси. Разнообразие традиционных блюд из яблок. О сортах и пользе яблок. Технология приготовления яблок печеных . 5. История и значение репы на Руси (не только в пословицах и поговорках). О пользе продукта. Технология приготовления пареной репы. 6. История, отраженная в названиях, и разные пути появления (восточный и западный) на Руси огурца и помидора. О способах заготовки этих продуктов впрок. 7. Технология приготовления малосольных огурчиков. Различные способы нарезки огурцов и помидоров. 8. Украшения из овощей. 9. Украшения из овощей. 10. История и география появления хорошо знакомых кулинарных названий. 11. История и география появления хорошо знакомых кулинарных названий. 12. История и география появления хорошо знакомых кулинарных названий. Кухня народов России 1. Кавказская национальная кухня. Роль открытого огня в приготовлении национальных кавказских блюд. Мясные блюда на Кавказе. 2. Кавказские супы. Пряности и соусы. Плов. Шашлык - визитная карточка Кавказа. 3. Особенности Башкирской кухни и история возникновения национального блюда - "Бешбармак". Кухня народов мира. Технология приготовления отдельных блюд некоторых стран мира. 1. Японская национальная кухня Использование риса в традиционных японских блюдах. Роль морепродуктов в рационе питания японцев. Суши. 2. Культ чая. Чайная церемония. Праздничные японские блюда. 3.Итальянская национальная кухня. Итальянские сыры. Итальянская паста. 4. Пицца - изобретение итальянцев. Праздничные итальянские блюда. 5. Белорусская национальная кухня. Картошка - королева белорусской кухни. Дранки. Клецки из картофеля. 6. Особенности украинской кулинарии. Место свеклы в блюдах украинской кухни.7. Особенности французской кухни. Салаты. Использование сельдерея, лука-порея, салата-латука, спаржи, авокадо, шампиньонов. 8. Национальные традиции питания Индии. Корейская кухня. Салаты. Приправы и пряности. География пряностей и трав Соусы мира. ИТОГ: | 1 9 12 5 8 35 |
Используемая литература.
- Серия книг из цикла Кухни народов мира изд. Аванта +
- Е.А. Жижина « Поурочные разработки по географии» 8 класс. М.,2007г.
- Журнал « География в школе».
- Узун Л.А. «Рецепты вкусной жизни», М.,2008г.
- Интернет-ресурсы: supercook.ru
- Вольпер И.Н. “Легенды и быль о продуктах”, М. “Экономика”, 1969.
- Ковалев В.М., Могильный Н.П. “Традиции, обычаи и блюда русской кухни”, М. “Терра”, 1998.
- Лазерсон И. “Французская кухня”, М. “Центрполиграф”, 2005.
- Похлебкин В.В. “Все о пряностях”, М.“Центрполиграф”, 1997.
- Похлебкин В.В. “Занимательная кулинария”, М. “Центрполиграф”, 1997.
- Похлебкин В.В. “Специи и приправы”, М.“Центрполиграф”, 1997.
- Райченок Ж.Е. “Самые популярные блюда мира”,Мн.Литература,1998
- Сенгурова Е. “Пир на весь мир”, М. “Терра”, 1998.
- Халин А.А.,Сунин Н.С. “Русский дом”, Н.Новгород, “Нижний Новгород”, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Юный исследователь"
Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе "Юный исследователь"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по социальному направлению кружок «Страна мастеров» 1-4 класс
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, мехом, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом и бисером) и направ...
Внеурочная деятельность 5 класс . Рабочая программа кружка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Диалог или навстречу друг другу» составлена на основе «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.С...
Рабочая программа кружка в 5 классе «Растим патриота» (внеурочная деятельность)
Возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представле...
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Юный натуралист"
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Юный натуралист" предназначена для учащихся 5 классов, для более углубленного изучения биологии и знакомства с особенностями природы Астраханской обла...
Рабочая программа кружка по географии: "За страницами учебника географии"
Данная программа предназначена для организации повышения географических знаний учащихся. Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Этот вопрос в...