Рабочая программа кружка "Биолог - исследователь" 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс)
Рабочая программа кружка составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) и локальными актами образовательной организации.
Данная программа рассчитана на учащихся 7-х классов и опирается на знания, полученные на занятиях кружка «Юный биолог» в 6 классе. Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 города Волгореченск Костромской области»
Рабочая программа кружка по биологии
«Биолог-исследователь»
7 класс
Составила: учитель биологии
МБОУ «СОШ№2 города Волгореченск»
Зайцева Яна Алексеевна
2019-2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа кружка составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) и локальными актами образовательной организации.
Цель программы: расширение и углубление знаний учащихся, полученных при изучении основного школьного курса биологии, развитие общекультурных компетентностей учащихся, формирование устойчивого интереса и мотивации к изучению биологической науки.
Задачи:
- формирование в сознании учащихся понимания того, что биологическое образование является обязательным элементом культуры, необходимым каждому человеку;
- создание условий для углубления и расширения знаний по биологии, развития мышления, формирования интеллектуальных умений и опыта творческой учебно-познавательной деятельности;
- формирование у учащихся ценностного отношения к биологическим знаниям как к важнейшему компоненту естественнонаучной картины мира;
- развитие общекультурных компетентностей на основе внутри - и межпредметной интеграции биологии с другими учебными предметами естественнонаучного и гуманитарного циклов.
Данная программа рассчитана на учащихся 7-х классов и опирается на знания, полученные на занятиях кружка «Юный биолог» в 6 классе.
Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.
Программа предполагает проведение лабораторных работ, что обеспечивает успешное применение технологий активного и развивающего обучения. Для реализации этих технологий используются методы обучения: наглядные, практические, частично – поисковые, исследовательские.
К основным формам работы можно отнести: практические и лабораторные работы, творческие мастерские, экскурсии, творческие проекты, просмотр видеофильмов, мини-конференции с презентациями.
Форму контроля знаний и умений учащихся выбирает учитель по результатам выполнения учащимися необходимого минимума заданий по каждой теме программы.
Актуальность: введение в действие новых федеральных государственных образовательных стандартов в корне изменило концептуальный подход в учебном и воспитательном процессе школьников. На сегодняшний день учитель имеет возможность самостоятельно разрабатывать концепцию работы с классом, учитывая индивидуальность школьников. Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка, формирование умения адекватно анализировать и оценивать ситуацию, стремления к самообразованию. Программа позволяет повысить мотивацию к изучению базового учебного предмета «Биология», улучшить качество знаний, развивать познавательную деятельность, творческие способности, логическое мышление, воображение, наблюдательность, исследовательский подход к делу, расширить общий кругозор, выявить проблемные зоны в усвоении учебного материала, даёт возможность заинтересовать учащихся и популяризовать биологические знания. Ключевым звеном в изучении биологии является практическая деятельность. На данной стадии очень важно помочь школьнику осознать необходимость приобретаемых навыков, знаний, умений. Способность учиться поддерживается формированием универсальных учебных действий, которое подразумевает создание мотивации, определение и постановка целей, поиск эффективных методов их достижения.
На биологию в 7 классах выделено 2 часа, и этого порой не хватает для проведения лабораторных работ и других занятий с практической направленностью, поэтому возникла необходимость создания курса кружковой работы «Биолог-исследователь».
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Личностные УУД:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- сформированность ответственного отношения к учению, уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде;
- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.
- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
- развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Коммуникативные УУД:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;
- владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметными результатами освоения курса являются следующие умения:
- пользоваться научными методами для распознания биологических проблем;
- давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека;
- проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом;
- описывать биологические объекты, процессы и явления, ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты;
- выделять существенные признаки биологических объектов и процессов, характерных для живых организмов;
- аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
- аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
- осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
- выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
- сравнивать биологические объекты, процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы, ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
СОДЕРЖАНИЕ
1) Введение (1 час)
Биологическая лаборатория. Оборудование биологической лаборатории. Правила техники безопасности.
2) Животный мир под микроскопом (2 часа)
Правила работы с микроскопом. Изучение строения простейших под микроскопом. Творческая мастерская «Создание модели клетки простейшего из пластилина».
3) Строение и многообразие беспозвоночных животных (8 часов)
Многообразие кишечнополостных животных. Рассматривание продольного разреза гидры под микроскопом.
Типы червей. Строение и жизнедеятельность. Изучение внешнего строения Аскариды обыкновенной на влажном препарате.
Тип Моллюски. Строение и жизнедеятельность. Изучение внешнего строения аквариумного моллюска.
Тип членистоногих. Строение и жизнедеятельность. Изучение разных отрядов насекомых по коллекциям.
Охрана редких и исчезающих видов беспозвоночных животных.
Работа с текстом: поиск биологических терминов, создание словарной карты.
Работа с текстом: составление «тонких» и «толстых» вопросов.
Тестирование по теме: «Беспозвоночные животные».
4) Строение и многообразие хордовых животных (9 часов)
Особенности строения, жизнедеятельности и поведения рыб. Изучение внешнего строения рыб на примере речного окуня.
Особенности строения, жизнедеятельности и поведения земноводных. Изучение разных видов земноводных по рисункам и муляжам.
Особенности строения, жизнедеятельности и поведения пресмыкающихся. Изучение разных видов пресмыкающихся по рисункам и муляжам.
Особенности строения, жизнедеятельности и поведения птиц. Изучение разных видов птиц по рисункам и чучелам.
Создание кроссворда на тему: «Многообразие птиц».
Особенности строения, жизнедеятельности и поведения млекопитающих. Изучение разных видов млекопитающих по рисункам.
Создание кроссворда на тему: «Многообразие млекопитающих».
Охрана редких и исчезающих видов хордовых животных.
Тестирование по теме: «Хордовые животные».
5) Биоценозы (7 часов)
Естественные и искусственные биоценозы.
Факторы среды и их влияние на биоценозы.
Пищевые взаимосвязи организмов в биоценозе. Цепи питания.
Межвидовые отношения организмов в биоценозе.
Смена биоценозов.
Викторина «Биоценозы».
Тестирование по теме: «Биоценозы»
6) Животный мир и хозяйственная деятельность человека (7 часов)
Воздействие человека на животный мир.
Одомашнивание животных.
Творческий проект «Мой домашний питомец».
Охрана и рациональное использование животного мира.
Государственный природный заказник «Сумароковский».
Тестирование по теме: «Животный мир и хозяйственная деятельность человека».
Биологическое сочинение по выбору: «Промыслы – наиболее древние виды воздействия человека на природу»; «Селекция – основа одомашнивания». Представление результатов работы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата | Содержание занятий | Форма проведения |
Введение (1 час) | |||
1. | Биологическая лаборатория. Оборудование биологической лаборатории. Правила техники безопасности. | Вводная лекция с элементами беседы. | |
Животный мир под микроскопом (2 часа) | |||
2. | Правила работы с микроскопом. Л.Р. №1 «Изучение строения простейших под микроскопом». | Практикум. | |
3. | Творческая мастерская «Создание модели клетки простейшего из пластилина». | Практикум. | |
Строение и многообразие беспозвоночных животных (8 часов) | |||
4. | Многообразие кишечнополостных животных. Л.Р. №2 «Рассматривание продольного разреза гидры под микроскопом». | Семинарское занятие, практикум. | |
5. | Типы червей. Строение и жизнедеятельность. Л.Р. №3 «Изучение внешнего строения Аскариды обыкновенной на влажном препарате». | Семинарское занятие, практикум. | |
6. | Тип Моллюски. Строение и жизнедеятельность. Л.Р. №4 «Изучение внешнего строения аквариумного моллюска». | Семинарское занятие, практикум | |
7. | Тип членистоногих. Строение и жизнедеятельность. Л.Р. №5 «Изучение разных отрядов насекомых по коллекциям». | Семинарское занятие, практикум | |
8. | Охрана редких и исчезающих видов беспозвоночных животных. | Семинарское занятие. | |
9. | Работа с текстом: поиск биологических терминов, создание словарной карты. | Практикум. | |
10. | Работа с текстом: составление «тонких» и «толстых» вопросов. | Практикум. | |
11. | Тестирование по теме: «Беспозвоночные животные». | Тренировочные упражнения. | |
Строение и многообразие хордовых животных (9 часов) | |||
12. | Особенности строения, жизнедеятельности и поведения рыб. Л.Р. №6 «Изучение внешнего строения рыб на примере речного окуня». | Семинарское занятие, практикум. | |
13. | Особенности строения, жизнедеятельности и поведения земноводных. Л.Р. №7 «Изучение разных видов земноводных по рисункам и муляжам». | Семинарское занятие, практикум. | |
14. | Особенности строения, жизнедеятельности и поведения пресмыкающихся. Л.Р. №8 «Изучение разных видов пресмыкающихся по рисункам и муляжам». | Семинарское занятие, практикум. | |
15. | Особенности строения, жизнедеятельности и поведения птиц. Л.Р. №9 «Изучение разных видов птиц по рисункам и чучелам». | Семинарское занятие, практикум. | |
16. | Создание кроссворда на тему: «Многообразие птиц». | Семинарское занятие, практикум. | |
17. | Особенности строения, жизнедеятельности и поведения млекопитающих. Л.Р. №10 «Изучение разных видов млекопитающих по рисункам». | Семинарское занятие, практикум. | |
18. | Создание кроссворда на тему: «Многообразие млекопитающих». | Семинарское занятие, практикум. | |
19. | Охрана редких и исчезающих видов хордовых животных. | Семинарское занятие. | |
20. | Тестирование по теме: «Хордовые животные». | Тренировочные упражнения. | |
Биоценозы (7 часов) | |||
21. | Естественные и искусственные биоценозы. | Семинарское занятие. | |
22. | Факторы среды и их влияние на биоценозы. | Семинарское занятие. | |
23. | Пищевые взаимосвязи организмов в биоценозе. Цепи питания. | Семинарское занятие. | |
24. | Межвидовые отношения организмов в биоценозе. | Семинарское занятие. | |
25. | Смена биоценозов. | Семинарское занятие. | |
26. | Викторина «Биоценозы». | Семинарское занятие. | |
27. | Тестирование по теме: «Биоценозы» | Тренировочные упражнения. | |
Животный мир и хозяйственная деятельность человека (7 часов) | |||
28. | Воздействие человека на животный мир. | Семинарское занятие. | |
29. | Одомашнивание животных. | Семинарское занятие. | |
30. | Творческий проект «Мой домашний питомец». | Проектная работа. | |
31. | Охрана и рациональное использование животного мира. | Семинарское занятие. | |
32. | Государственный природный заказник «Сумароковский». | Семинарское занятие. | |
33. | Тестирование по теме: «Животный мир и хозяйственная деятельность человека». | Тренировочные упражнения. | |
34. | Биологическое сочинение по выбору: «Промыслы – наиболее древние виды воздействия человека на природу»; «Селекция – основа одомашнивания». Представление результатов работы. | Семинарское занятие. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках. – М.: Сфера, 2005.
2. Акимушкин И. Занимательная биология. – Смоленск: Русич, 1999.
3. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. – Ярославль: Академия развития, 1997.
4. Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.: ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2001.
5. Пелевин В. И. "Охрана природы". М.: Наука, 2010г.
6. Популярная энциклопедия животных. – СПб.: МиМ-Экспресс, 1997.
7. Я познаю мир: Загадочные животные: Дет. Энцикл. / Н.Н. Непомнящий. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-284933-1424199265.jpg)
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...