Программа курса «Познай себя»
рабочая программа (8 класс) по теме

Докучаева Елена Ивановна.

Программа курса «Познай себя»

        по здоровому образу жизни

           для учащихся  8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kursa_poznay_sebya.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

    Программа курса «Познай себя»

        по здоровому образу жизни

           для учащихся  8 класса

      Разработана  уч. биологии Докучаевой Е. И.

Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ по валеологии (“валео” – быть здоровым, “логос”– наука). Программа по валеологии ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, за последние десятилетия состояние здоровья детей ухудшилось: увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья – с 60,9 до 67,6%, а имеющих хронические заболевания – с 15,9 до 17,3%.

Данная программа направлена на расширение знаний базисного курса биологии «Человек» Как ни странно, в наш информационный век учащиеся обладают достаточно скудными знаниями о возможности своего организма, способах поддержания здоровья. Курс носит обобщающий характер , рассчитан для изучения в  8 классе и подводит учащегося к осознанию своей роли в сохранении собственного здоровья.

Данная программа включает в себя преподавание знаний, которые в других специальных предметах не связывается с сохранением и укреплением здоровья. Это и анатомия, и физиология человека, и элементарные знания по гигиене, влияние табака и алкогольных напитков, наркотиков; психология знания таких методов оздоровления, как закаливание, использование народных средств, аутогенные тренировки и.т.д.

Программа включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Цели: 

  • Учиться быть здоровым душой и телом.
  • Стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы и бытия.

Задачи: 

  • Формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания.
  • Обеспечение физического и психического саморазвития.
  • Расширить знания о физиологических особенностях организма.
  • Формирование  понимания практического значения биологических, экологических знаний и пропаганды ЗОЖ

Методика работы

Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Уроки содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями ( познание самого себя через тесты. беседы лабораторные работы, видеофильмы лекции, объяснения ) необходимыми для развития навыков ребенка.

Игры, задания, упражнения будут способствовать развитию умений и навыков, которые позволят успешно взаимодействовать с окружающей средой и людьми. Дети научатся понимать, при каких условиях среда обитания (жилище, улица) безопасны для жизни и для здоровья. Подростки будут рассматривать свой рост, свое развитие как жизненный процесс, который зависит от разумности и правильности поведения, то есть от того, насколько их образ жизни является здоровым.

Ожидаемый результат изучения курса:

Учащиеся должны знать:

  • Строение и функции органов и систем органов.
  • Причины функциональных нарушений организма
  • Специальные упражнения при плоскостопии.
  • Правила ухода за кожей..
  • Золотые правила питания, полезные продукты.
  • Правила здорового сна, хорошего настроения.
  • Правила для поддержания правильной осанки.
  • Признаки здорового и закаленного человека.
  • Правила питьевого режима.
  • Вредное влияние алкоголя, никотина, наркотиков на организм

Уметь:

     Оказывать самопомощь и взаимопомощь

     Объяснять причины нарушения работы органов и систем

     Обосновывать необходимость соблюдения правил личной

       гигиены

     Давать определение основных терминов

     Устанавливать связь между организмом и окружающей средой

     Делать выводы о физиологических основах ЗОЖ

  • Вопросы физического и духовного здоровья.

Содержание курса:

  1. Введение. Общий обзор организма человека.

                 – изучение органов и систем органов  -  1 час.

  1. Опорно-двигательная система  - изучение костей и мышц,

понятие о нарушении осанки, плоскостопии  и их коррекция -2 час.

  1. Кровь и кровообращение -  измерение пульса и давления, изучение          

карты прививок = 2 час.

  1. Пищеварение – режим питания, полезные и вредные продукты,

витамины и авитаминозы, питьевой режим – 4 час.

  1. Организм и среда – правила поведения в окружающей среде и влияние других организмов – 3 час.
  2. Вопросы личной гигиены  -  гигиена юношей и девушек – 1 час.
  3. Изучение родословной – составление родословной и изучение предрасположенности к наследственным заболеваниям – 2 час
  4. Высшая нервная деятельность – правила здорового сна, вредные привычки, психическое здоровье, стресс – 3 час.

Всего – 18 часов

  •  

Учащиеся должны уметь:

  • Правильно умываться, мыть зубы, чистить уши.
  • Специальные упражнения при плоскостопии (катание валика, хождение босиком, массаж стопы и др.).
  • Следить за кожей, ногтями.
  • Оказывать первую помощь при порезах, ожогах.
  • Правильно ложиться спать.
  • Соблюдать правила поведения в общественных местах.
  • Выполнять правила для поддержания правильной осанки.

Краткое содержание уроков первого года обучения

“Дружи с водой” (2 ч.)

Беседа о пользе воды для организма. Знакомство с советами доктора Воды. Проводится анализ ситуации “Грязнуля”. Обсуждение вопроса: Как надо правильно мыть руки?

“Забота о глазах” (2 ч.)

Глаза – главные помощники человека. Изучается строение глаза (радужка, роговица, зрачок, хрусталик, сетчатка.) Проводится опыт по изменению размера зрачка. Выполнение оздоровительной минутки “Гимнастика для глаз”.

“Наши уши” (2 ч.)

Слух – большая ценность для человека. Проводится опыт по установлению слуховой чувствительности. Изучается строение уха (ушная раковина, наружный слуховой проход, барабанная перепонка, среднее ухо). Выполнение оздоровительной минутки “Самомассаж ушей”.

“Наши зубы” (2 ч.)

Зуб – это живой орган. Беседа о молочных и коренных зубах, о зубной щетке. Изучается строение зуба (коронка, корень, шейка). Проводится практикум “чистка зубов”.

“Наши руки и ноги” (2 ч.)

Проведение бесед о “рабочих инструментах” человека. Знакомство с пословицами и поговорками, в которых говорится о пользе рук и ног. Проведение практических занятий по определению плоскостопия, по срезанию ногтей. Выполнение специальных упражнений при плоскостопии.

“Наша кожа” (2 ч.)

Беседа по теме. Изучение строения кожи (эпидерма, сальные железы, поры, потовые железы…). Проведение опыта по проверке чувствительности. Знакомство с правилами ухода за кожей. Проведение оздоровительной минутки: “Солнышко”, “Этюд души”. Проводится практикум “Первая помощь при ранах, ожогах”.

“Наши мышцы, кости и суставы” (2 ч.)

Беседа по теме. Объяснение при помощи рисунков, что такое скелет, череп, грудная клетка, мышцы, суставы. Выполнение упражнений по укреплению мышц, по определению силы мускулов. Знакомство с оказанием первой помощи при повреждении мышц и костей.

“Как следует питаться” (2 ч.)

Изучаются правила хорошего тона, теория закрепляется практикой, формируется положительный настрой. Закрепляются здоровые принципы питания (тщательное пережевывание, разумное отношение к приему жидкости, в том числе воды.)

“Как сделать сон полезным?” (2 ч.)

Проводится беседа о пользе здорового сна. Даются советы о восстановлении сна, если нарушился сон.

“Вредные привычки” (4 ч.)

Беседа по теме. Проведение анализа разных ситуаций. Знакомство с помощью наглядных пособий о вреде табака, алкоголя, наркотика. Разыгрывание ситуаций.

“Случайные повреждения и несчастные случаи” (3 ч.)

Беседа о том, отчего могут возникнуть кровотечения, ожоги, мелкие раны. Знакомство с медицинскими вещами, лекарствами и.т.д. Проведение практической работы по оказанию первой помощи при ранах, ожогах.

“Если хочешь быть здоров” (3 ч.)

Беседа о закаливании, обтирании и обливании, о виде микробов. Знакомство с признаками здорового и закаленного человека. Выполнение оздоровительных пауз. Рисование на тему “Мы дружим с физкультурой и спортом”.

“Народные игры” (2 ч.)

Знакомство с якутской национальной и русской народной игрой. Игры могут проводиться на свежем воздухе, в зависимости от погоды, в легкой одежде. Повторение оздоровительных пауз.

Тематический план первого года обучения

“Дружи с водой”

  1. Для чего нужна вода?
  2. Советы доктора Воды. Наши друзья: Вода и Мыло.

1 ч.
1 ч.

“Забота о глазах”

  1. Глаза – главные помощники человека.
  2. Гимнастика для глаз. Болезни глаз. Как их предупредить.

1 ч.
1 ч.

“Наши уши”

  1. Чтобы уши слышали.
  2. Слух – большая ценность для человека.

1 ч.
1 ч.

“Наши зубы”

  1. Что такое зубы и почему они есть?
  2. Почему болят зубы. Чтобы зубы были здоровыми.

1 ч.
1 ч.

“Наши руки и ноги”

  1. Рабочие инструменты человека.
  2. Формы рук и ног.

1 ч.
1 ч.

“Наша кожа”

  1. Зачем человеку кожа.
  2. Если кожа повреждена. Забота о коже.

1 ч.
1 ч.

“Наши мышцы, кости и суставы”

  1. Скелет – наша опора.
  2. Осанка – стройная спина.

1 ч.
1 ч.

“Как следует питаться”

  1. Питание – необходимое условие для жизни человека.
  2. Здоровая пища для всей семьи.

1 ч.
1 ч.

“Как сделать сон полезным?”

  1. Сон – лучшее лекарство.
  2. Если нарушается сон.

1 ч.
1 ч.

“Вредные привычки”

  1. Что такое вредные привычки?
  2. Курение – опасно для жизни.
  3. Алкоголь – наша беда.
  4. Наркомания – смерть нации.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

“Случайные повреждения и несчастные случаи”

  1. Кровотечения.
  2. Мелкие раны. Ожоги.

1 ч.
2 ч.

“Если хочешь быть здоров”

  1. Как закаляться. Обтирание и обливание.
  2. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

2 ч.
1 ч.

“Народные игры”

  1. Якутская национальная игра.
  2. Русская народная игра “Городки”

1 ч.
1 ч.

Знания и умения второго года обучения

Учащиеся должны знать:

  • Добрые слова.
  • Что такое положительные эмоции.
  • Возрастные особенности развития своего организма.
  • Основные сведения о себе, своем теле, внутренних органах, душевных качествах и. т.д.
  • Что трудности являются той опорой, которая помогает подняться вверх.
  • Средства закаливания (ванна, душ, купание).
  • Что такое бессонница, неполноценный сон.
  • Простые упражнения, как сделать паузу отдыха перед сном.
  • Правила дыхательных упражнений.
  • Строение позвоночника.
  • Правильную осанку, виды неправильной осанки.
  • Упражнения “Красивая осанка”.
  • Упражнения для глаз, для лица, для ног.
  • Упражнения “Доброе утро”, “Здоровье позвоночника”, “Гибкость позвоночника”, “Равновесие”.
  • Упражнения: улучшающие кровоснабжение головного мозга успокаивающие нервную систему улучшающие работу носоглотки, бронхов, щитовидной железы и. т. д.
  • Разнообразные витамины.
  • Что такое живая пища.

Учащиеся должны уметь:

  • Говорить добрые слова
  • Изучать индивидуальную оздоровительную программу.
  • Составлять опорную карту “Какой я?”
  • Перед трудностями успокоиться, остановиться, не делать преждевременных выводов и заключений
  • Делать обливание и обтирание.
  • Делать закаливающие упражнения.
  • Правильно спать, вставать.
  • Снять умственную усталость и предотвратить головные боли.
  • Выполнять дыхательные упражнения.
  • Правильно сидеть за партой, стоять.
  • Следить за правильностью своей осанки.
  • Выполнять упражнения для глаз, лица, ног.
  • Делать самомассаж шеи, плечевых суставов, спины, ступней и.т.д
  • Выполнять различные оздоровительные упражнения.
  • Правильно подобрать полезные продукты.
  • Готовить не сложную живую пищу.

Тематический план второго года обучения

“Здравствуйте”

  1. Посмотрите в глаза друг другу.
  2. Улыбнитесь.

1 ч.
1 ч.

“Мы – здоровые дети”

  1. Какой я?
  2. Моя оздоровительная программа.
  3. Трудности даются не для страданий

1 ч.
1 ч.
1 ч.

“Гигиена тела и души”

  1. Водные процедуры как воздух нужны.
  2. Закаляюсь в радость.
  3. Здоровый сон.
  4. Как надо пить?

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

“Учимся правильно дышать”

1. Как мы дышим.

2 ч.

“Оздоровительные минутки”

  1. Что делать, чтобы осанка была хорошей?
  2. Упражнения для глаз.
  3. Упражнения для лица.

2 ч.
1 ч.
1 ч.

“Тренируем тело, укрепляем дух”

  1. Эти упражнения даны нам природой.
  2. Самомассаж.
  3. Упражнение “Доброе утро”
  4. Упражнения “Здоровье позвоночника”
  5. Упражнение “Гибкость позвоночника”
  6. Упражнение “Равновесие”
  7. Упражнения для ног.
  8. Упражнения при плоскостопии.
  9. Какие упражнения полезны при том или ином недомогании.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

“Заповеди здорового питания”

  1. Азбука полезных продуктов.
  2. Витаминный алфавит.
  3. Живая пища.
  4. Как мы вредим своему здоровью?
  5. Несколько слов о хлебе.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.

Краткое содержание уроков второго года обучения

“Здравствуйте” (2 ч.)

Мы говорим “Здравствуйте”, желая всем здравствовать, жить с радостью, с любовью в сердце. Научить детей ежедневно 1–2 минутки посвящать добрым словам, говорить добрые слова. Объяснить о том, что очень важно, чтобы каждое утро у них начиналось с положительных эмоций, с хорошего настроения. Улыбка – это положительный импульс для головного мозга.

“Мы – здоровые дети” (3 ч.)

Предлагается карта “Какой я?”, которая включает примерные вопросы, позволяющие человеку лучше узнать себя. После изучения карты составляется оздоровительная программа. Беседа о том, что жизненный опыт учит нас смотреть на трудности, препятствия с двух сторон: с одной стороны – это данные нам испытания, порой искушения, а с другой – наказание, которое мы заслужили своими неправильными поступками и даже мыслями.

“Гигиена тела и души” (4 ч.)

Проведение беседы о том, что существуют два вида грязи: внешняя и “внутренняя”, так называемые токсины, которые выделяются через потовые железы. Научить детей как правильно принимать душ, ванну. Знакомство с приемами закаливания, с приемом воды. Даются советы, как быть не совой, что делать, если не спится.

“Учимся правильно дышать” (2 ч.)

Беседа о дыхании, о частоте дыхания и.т.д. Знакомство с правилами выполнения дыхательных, звукодвигательных дыхательных упражнениях. Проведение игр “Летит пчела”, “Снежки”, “Дворник”, “Дуем в дудочку”, “Паровозик” и.т.д.

“Оздоровительные минутки” (4 ч.)

Повторение оздоровительных минуток изученных в первом классе. Изучение новых упражнений для глаз, лица, языка. Знакомство с новыми словами “гримаса”, “кривлянье”. Проведение маленьких комплексных упражнений, которые рекомендуются выполнять дома, в школе вместе с взрослыми.

“Тренируем тело, укрепляем дух” (10 ч.)

Проведение беседы о том, что сама природа подсказывает нам те или иные положения, при которых правильно формируются стопы, суставы, укрепляются мышцы, улучшается кровообращение. Учение простых приемов самомассажа, новых комплексных упражнений: “Здоровье позвоночника”, “Доброе утро”, “Равновесие” и.т.д. Учащиеся должны знать, какие упражнения полезны при том или ином недомогании.

“Заповеди здорового питания” (5 ч.)

Знакомство с жизнью американского биохимика Казимиром Функом, который придумал слово “витамин”. Беседа о том, какие витамины необходимы для нормального роста и развития, что надо есть, чтобы пополнить запас витаминов. Практическое занятие “Как можно готовить несложную, здоровую пищу”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса "Познай себя" для учащихся 7 классов.

Программу «Познай себя» мы предлагаем как одну из возможностей повышения компетентности учащихся 7 классов в поисках жизненного пути, самопознания, развития коммуникативных навыков, способов тво...

Рабочая программа факультативного курса "Познай себя" для обучающихся в 9-ом классе

Программа  факультативного курса  «Познай себя» ориентирована на перспективу развития профильного обучения в старшем звене школы, и предназначена для формирования компетенций учащихся в обла...

Программа элективного курса «Познай себя»

Руководствуясь концепцией предпрсфильной подготовки, в том числе кон­цепцией модернизации российского образования предлагаю программу элек­тивного курса "ПОЗНАЙ СЕБЯ". Эта программа является дополнени...

Программа факультативного курса "Познай себя" для 5 класса

Программа рассчитана для пятиклассников в периода адаптации.Цель программы: создание условий развития у школьников способностей адекватного и наиболее наиболее полного самопознания и познания дру...

Рабочая программа по курсу « Познай себя»

Ведущими идеями современной школы являются идеи гуманизации образовательного процесса. В связи с этим большое внимание уделяется личности ученика как субъекту учебного процесса, равноправному партнеру...

Рабочая программа по психологии курс «Познай себя» для 7 класса

Программа по курсу «Познай себя» ориентирована на учащихся общеобразовательных классов.Основная часть учащихся этих классов испытывает трудности в обучении, у многих отмечается резкое сниж...