Программа элективного курса «Познай себя»
элективный курс по биологии (8 класс) по теме
Руководствуясь концепцией предпрсфильной подготовки, в том числе концепцией модернизации российского образования предлагаю программу элективного курса "ПОЗНАЙ СЕБЯ". Эта программа является дополнением к основному курсу "Анатомии человека" программа курсов рассчитана на 16 часов для учащихся 8-9 классов предпрофильного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
13._rabochaya_programma_elektivnogo_kursa_-_poznay_sebya.doc | 105.5 КБ |
13._rabochaya_programma_elektivnogo_kursa_-_poznay_sebya.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 5
Программа элективного курса
«Познай себя»
Автор-составитель:
Стреколовская Нина Николаевна,
учитель биологии МОУ СШ №5
г. Саяногорск – 2013г.
Пояснительная записка
Руководствуясь концепцией предпрсфильной подготовки, в том числе концепцией модернизации российского образования предлагаю программу элективного курса "ПОЗНАЙ СЕБЯ". Эта программа является дополнением к основному курсу "Анатомии человека" программа курсов рассчитана на 16 часов для учащихся 8-9 классов предпрофильного обучения.
В содержании элективного курса прослеживаются основные темы, предусмотренные государственным образовательным стандартом для средней школы. Каждое занятие элективного курса несет дополнительную информацию под рубрикой: "Известно ли вам... ?" что привносит новизну и научность содержания курса. Данный курс отличается инвариантностью, т.к. может являться дополнением к основному курсу "Биология. Раздел анатомии человека", либо изучаться как отдельный курс с целью познания самого себя. В программе курса предусмотрены практические занятия, экскурсии - что способствует развитию познавательного интереса учащихся. В процессе прохождения курса ребята познают свой организм, осознают важность здорового образа жизни. Воспитывают привычку сознательного ухода за собой и соблюдения её всю жизнь.
Контроль знаний учащихся осуществляется ежеурочно взаимопроверкой (можно попарно) т.о. ребята ещё и дополняют знания друг друга. Итоговый контроль осуществляется учителем в виде контрольного теста на заключительном занятии.
Цели курса:
- Формирование научного мировоззрения и развитие понимания сущности человека как живого организма.
- Воспитание нравственных и гуманистических знаний о человеке.
- Расширение кругозора учащихся в познании самого себя.
- Апробация учащимися своих потребностей и возможностей на предмет выбора профиля.
Задачи курса:
- Актуализировать знания учащихся о строении и физиологии организма.
- Формировать гуманное отношение к своему организму, пропагандировать полезные привычки здорового образа жизни.
Освоение курса предполагает знать:
- Строение и физиологию организма.
- Технологию выполнения практических работ: измерять АД, пульс и др.
- Требования, предъявляемые к личности и профессиональным качествам будущей профессии.
Учащиеся должны уметь:
- Пользоваться справочным материалом, документацией соответствующего профиля.
Определять местонахождение органов в организме. - Пользоваться тонометром, измерять АД и пульс.
- Выполнять санитарно-гигиенические требования.
Методические рекомендации:
- Содержание курса должно быть доступным, чтобы не вызывать демотивации.
- Обратить внимание на формирование практической деятельности школьников по будущему профилю.
Для повышения и эффективности усвоения и расширения знаний необходимо использовать методы:
Объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения, частично-поисковый, традуктивный и использовать различные формы работы.
Дата | Тема | Кол-во часов | Практ-е экскурсии | Контроль |
Вводное занятие (общий обзор организма) | 1 | - | - | |
"30 тыс. шагов ежедневно!" | 1 | практ. | взаимопроверка | |
(опора и движение) | ||||
"От руки до руки за 15 сек." | 1 | практ. | взаимопроверка | |
(кровеносная система) | ||||
"Постоянство всегда!" | 1 | - | взаимопроверка | |
(внутренняя среда | ||||
организма) | ||||
"Воздушные ворота в | 1 | практ. | взаимопроверка | |
организме" (дыхательная | ||||
система) | ||||
Пищеварительная фабрика | 1 | практ. | взаимопроверка | |
Закон сохранения (обмен | 1 | |||
веществ и энергии) | -. | взаимопроверка | ||
Естественный фильтр | 1 | |||
(выделительная система) | взаимопроверка | |||
Кожа - экран здоровья | 1 | |||
экскурсия | - | |||
Маленькие железки, но | 1 | |||
большого значения, | - | взаимопроверка | ||
Управление организмом | 1 | |||
(нервная система) | практ. | взаимопроверка | ||
Наше мировосприятие | 2 | |||
(органы чувств) | пракг. | взаимопроверка | ||
Речь и мысль -достояние | 1 | |||
человека. (8НД) | взаимопроверка | |||
Воспроизведение жизни | 1 | |||
Зачётный урокурок | 1 | |||
Зачётный урок | 1 | |||
Календарно-тематическое планирование
Содержание программы.
- Значение знаний о строении, жизнедеятельности и гигиене организма
человека для охраны его здоровья. Общий обзор организма человека. - ЗО тыс. шагов, т.е. 20 км проходит человек ежедневно. За каждые
5,5 года он совершает путь, равный окружности экватора. Скелет человека,
его строение и функции. Мышцы, их функции. Значение физического воспитания и труда для формирования скелета и развития мышц. Практическая работа.
- От руки до руки за 15 секунд проходит кровь по большому кругу
кровообращения. Состав крови. Группы крови. Органы кровообращения
Кровяное давление. Пульс. Вредное влияние курения и употребления
алкоголя на сердце и сосуды. Практическая работа. - "Постоянство всегда" - внутренняя среда организма: кровь, межклеточная жидкость, лимфа.
- "Воздушные ворота в организм"- органы дыхания. Значение дыхания. Голосовой аппарат. Дыхание - в основе речи и пения. Гигиена органов
дыхания. Практическая работа: "Жизненная ёмкость легких". - "Пищеварительная фабрика. Сырой материал, поступающий в завод, проходит длинный ряд учреждений, в которых он подвергается механической и химической обработке..."- И.П. Павлов. Значение пищеварения. Важнейшие питательные вещества и пищевые продукты, Строение и функции органов пищеварения.
Гигиена питания и предупреждение заболеваний, пищевых отравлений. Вред курения и алкоголя на процесс пищеварения: Лабораторная работа "Действие слюны на крахмал".
- "Закон сохранения!" Характеристика обмена веществ и энергии Пластический и энергетический обмены, их взаимосвязь. Витамины. Их роль
в обмене веществ. Рациональное питание. - "Естественный фильтр" Органы мочевыделительной системы их
функции, профилактика заболеваний. Значение выделения из организма
конечных продуктов обмена веществ. - Кожа - экран здоровья. Строение, функции, гигиена кожи. Гигиенические требования к одежде и обуви. Экскурсия в салон красоты.
- Маленькие железки, но большого значения! Значение желез внутренней секреции для роста, развития и регуляции функций организма. Гормоны.
- "Управление организмом" Значение нервной системы в регуляции в
согласованности функций организма человека. Центральная и периферическая нервная система человека. Строение и функции спинного мозга - Отделы головного мозга. Кора больших полушарий. Безусловные и
условные рефлексы. Практическая работа "Коленный рефлекс"
13. "Наше мировосприятие" Органы чувств, анализаторы, их строение, виды, роль в восприятии окружающего мира. Практическая работа с различными видами анализаторов.
14. "Речь и мышление-достояние человека" Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и мышление. Сознание как функция мозга. Социальная обусловленность поведения человека.
16. Воспроизведение жизни. Особенности полового размножения Оплодотворение, его биологическая сущность и значение для жизнедеятельности организма. Развитие зародыша, беременность и роды. Планирование семьи. Вредное влияние алкоголя, никотина и других факторов на потомство. Характеристика подросткового периода.
16. Обобщение: санитарно - гигиенические знания - основа сохранения и укрепления здоровья. Контрольный тест.
Рекомендуемая литература
Для учащихся:
- «Биология человека» авторы: Н.И.Сонин, В.З.Резникова, А.Б.Ренёва, изд. «Дрофа».
- Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека, автор: И.Д.Зверев.
Для учителя:
1. "Анатомия человека" (М.М. Курепина, ГГ. Воккен) учебник для ВУЗа
биологического факультета. Изд. "Просвещение"
2. "Человек и его здоровье". Книга для учителя. - М.: Издательство
"Первое сентября", 2000.
3."Педагогика здоровья". - М.: Педагогика, 1990. - (Библиоля
родителей).
4."Человек и окружающая среда" (Л.П. Анастасова, Д.П. Гольнева,
Л.С. Короткова). Москва "Просвещение" 1980
5.Анатомический атлас (Тревор Уэстон). Издательство "Маршалл Кэвендиш» 1988г.
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 5
Программа элективного курса
«Познай себя»
Автор-составитель:
Стреколовская Нина Николаевна,
учитель биологии МОУ СШ №5
г. Саяногорск – 2013г.
Пояснительная записка
Руководствуясь концепцией предпрсфильной подготовки, в том числе концепцией модернизации российского образования предлагаю программу элективного курса "ПОЗНАЙ СЕБЯ". Эта программа является дополнением к основному курсу "Анатомии человека" программа курсов рассчитана на 16 часов для учащихся 8-9 классов предпрофильного обучения.
В содержании элективного курса прослеживаются основные темы, предусмотренные государственным образовательным стандартом для средней школы. Каждое занятие элективного курса несет дополнительную информацию под рубрикой: "Известно ли вам... ?" что привносит новизну и научность содержания курса. Данный курс отличается инвариантностью, т.к. может являться дополнением к основному курсу "Биология. Раздел анатомии человека", либо изучаться как отдельный курс с целью познания самого себя. В программе курса предусмотрены практические занятия, экскурсии - что способствует развитию познавательного интереса учащихся. В процессе прохождения курса ребята познают свой организм, осознают важность здорового образа жизни. Воспитывают привычку сознательного ухода за собой и соблюдения её всю жизнь.
Контроль знаний учащихся осуществляется ежеурочно взаимопроверкой (можно попарно) т.о. ребята ещё и дополняют знания друг друга. Итоговый контроль осуществляется учителем в виде контрольного теста на заключительном занятии.
Цели курса:
- Формирование научного мировоззрения и развитие понимания сущности человека как живого организма.
- Воспитание нравственных и гуманистических знаний о человеке.
- Расширение кругозора учащихся в познании самого себя.
- Апробация учащимися своих потребностей и возможностей на предмет выбора профиля.
Задачи курса:
- Актуализировать знания учащихся о строении и физиологии организма.
- Формировать гуманное отношение к своему организму, пропагандировать полезные привычки здорового образа жизни.
Освоение курса предполагает знать:
- Строение и физиологию организма.
- Технологию выполнения практических работ: измерять АД, пульс и др.
- Требования, предъявляемые к личности и профессиональным качествам будущей профессии.
Учащиеся должны уметь:
- Пользоваться справочным материалом, документацией соответствующего профиля.
Определять местонахождение органов в организме. - Пользоваться тонометром, измерять АД и пульс.
- Выполнять санитарно-гигиенические требования.
Методические рекомендации:
- Содержание курса должно быть доступным, чтобы не вызывать демотивации.
- Обратить внимание на формирование практической деятельности школьников по будущему профилю.
Для повышения и эффективности усвоения и расширения знаний необходимо использовать методы:
Объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения, частично-поисковый, традуктивный и использовать различные формы работы.
Дата | Тема | Кол-во часов | Практ-е экскурсии | Контроль |
Вводное занятие (общий обзор организма) | 1 | - | - | |
"30 тыс. шагов ежедневно!" | 1 | практ. | взаимопроверка | |
(опора и движение) | ||||
"От руки до руки за 15 сек." | 1 | практ. | взаимопроверка | |
(кровеносная система) | ||||
"Постоянство всегда!" | 1 | - | взаимопроверка | |
(внутренняя среда | ||||
организма) | ||||
"Воздушные ворота в | 1 | практ. | взаимопроверка | |
организме" (дыхательная | ||||
система) | ||||
Пищеварительная фабрика | 1 | практ. | взаимопроверка | |
Закон сохранения (обмен | 1 | |||
веществ и энергии) | -. | взаимопроверка | ||
Естественный фильтр | 1 | |||
(выделительная система) | взаимопроверка | |||
Кожа - экран здоровья | 1 | |||
экскурсия | - | |||
Маленькие железки, но | 1 | |||
большого значения, | - | взаимопроверка | ||
Управление организмом | 1 | |||
(нервная система) | практ. | взаимопроверка | ||
Наше мировосприятие | 2 | |||
(органы чувств) | пракг. | взаимопроверка | ||
Речь и мысль -достояние | 1 | |||
человека. (8НД) | взаимопроверка | |||
Воспроизведение жизни | 1 | |||
Зачётный урокурок | 1 | |||
Зачётный урок | 1 | |||
Календарно-тематическое планирование
Содержание программы.
- Значение знаний о строении, жизнедеятельности и гигиене организма
человека для охраны его здоровья. Общий обзор организма человека. - ЗО тыс. шагов, т.е. 20 км проходит человек ежедневно. За каждые
5,5 года он совершает путь, равный окружности экватора. Скелет человека,
его строение и функции. Мышцы, их функции. Значение физического воспитания и труда для формирования скелета и развития мышц. Практическая работа.
- От руки до руки за 15 секунд проходит кровь по большому кругу
кровообращения. Состав крови. Группы крови. Органы кровообращения
Кровяное давление. Пульс. Вредное влияние курения и употребления
алкоголя на сердце и сосуды. Практическая работа. - "Постоянство всегда" - внутренняя среда организма: кровь, межклеточная жидкость, лимфа.
- "Воздушные ворота в организм"- органы дыхания. Значение дыхания. Голосовой аппарат. Дыхание - в основе речи и пения. Гигиена органов
дыхания. Практическая работа: "Жизненная ёмкость легких". - "Пищеварительная фабрика. Сырой материал, поступающий в завод, проходит длинный ряд учреждений, в которых он подвергается механической и химической обработке..."- И.П. Павлов. Значение пищеварения. Важнейшие питательные вещества и пищевые продукты, Строение и функции органов пищеварения.
Гигиена питания и предупреждение заболеваний, пищевых отравлений. Вред курения и алкоголя на процесс пищеварения: Лабораторная работа "Действие слюны на крахмал".
- "Закон сохранения!" Характеристика обмена веществ и энергии Пластический и энергетический обмены, их взаимосвязь. Витамины. Их роль
в обмене веществ. Рациональное питание. - "Естественный фильтр" Органы мочевыделительной системы их
функции, профилактика заболеваний. Значение выделения из организма
конечных продуктов обмена веществ. - Кожа - экран здоровья. Строение, функции, гигиена кожи. Гигиенические требования к одежде и обуви. Экскурсия в салон красоты.
- Маленькие железки, но большого значения! Значение желез внутренней секреции для роста, развития и регуляции функций организма. Гормоны.
- "Управление организмом" Значение нервной системы в регуляции в
согласованности функций организма человека. Центральная и периферическая нервная система человека. Строение и функции спинного мозга - Отделы головного мозга. Кора больших полушарий. Безусловные и
условные рефлексы. Практическая работа "Коленный рефлекс"
13. "Наше мировосприятие" Органы чувств, анализаторы, их строение, виды, роль в восприятии окружающего мира. Практическая работа с различными видами анализаторов.
14. "Речь и мышление-достояние человека" Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и мышление. Сознание как функция мозга. Социальная обусловленность поведения человека.
16. Воспроизведение жизни. Особенности полового размножения Оплодотворение, его биологическая сущность и значение для жизнедеятельности организма. Развитие зародыша, беременность и роды. Планирование семьи. Вредное влияние алкоголя, никотина и других факторов на потомство. Характеристика подросткового периода.
16. Обобщение: санитарно - гигиенические знания - основа сохранения и укрепления здоровья. Контрольный тест.
Рекомендуемая литература
Для учащихся:
- «Биология человека» авторы: Н.И.Сонин, В.З.Резникова, А.Б.Ренёва, изд. «Дрофа».
- Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека, автор: И.Д.Зверев.
Для учителя:
1. "Анатомия человека" (М.М. Курепина, ГГ. Воккен) учебник для ВУЗа
биологического факультета. Изд. "Просвещение"
2. "Человек и его здоровье". Книга для учителя. - М.: Издательство
"Первое сентября", 2000.
3."Педагогика здоровья". - М.: Педагогика, 1990. - (Библиоля
родителей).
4."Человек и окружающая среда" (Л.П. Анастасова, Д.П. Гольнева,
Л.С. Короткова). Москва "Просвещение" 1980
5.Анатомический атлас (Тревор Уэстон). Издательство "Маршалл Кэвендиш» 1988г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса "Познай себя" для обучающихся в 9-ом классе
Программа факультативного курса «Познай себя» ориентирована на перспективу развития профильного обучения в старшем звене школы, и предназначена для формирования компетенций учащихся в обла...
Программа факультативного курса "Познай себя" для 5 класса
Программа рассчитана для пятиклассников в периода адаптации.Цель программы: создание условий развития у школьников способностей адекватного и наиболее наиболее полного самопознания и познания дру...
Рабочая программа по курсу « Познай себя»
Ведущими идеями современной школы являются идеи гуманизации образовательного процесса. В связи с этим большое внимание уделяется личности ученика как субъекту учебного процесса, равноправному партнеру...
Программа элективного курса Познаем физику через решение задач на 17 часов
Программа элективного курса Познаем физику через решение задач на 17 часов для 10 или 11 классов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу « ПОЗНАЕМ РУССКИЙ ЯЗЫК» 9 класс
Рабочая программа дает возможность повысить орфографическую и пунктуационную грамотность, уделить должное внимание формированию коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенции учащихся....
Рабочая программа по курсу "Познай себя" 7 класс
Внеурочная деятельность...
Программа факультативного курса "Познай себя"
Факультативный курс "Познай себя" для обучающихся 10 класса...