Программа факультативного курса "Познай себя" для 5 класса
рабочая программа (5 класс) на тему
Программа рассчитана для пятиклассников в периода адаптации.Цель программы: создание условий развития у школьников способностей адекватного и наиболее наиболее полного самопознания и познания других людей. Механизм реализации программы
Занятия являются тематическими и определены структурой проведения, частота проведения 1 час в неделю в объеме 34 часа в год.
План занятий:
· ориентировка и подготовка учащихся;
· разминка;
· структурированные упражнения;
· резюме занятия.
Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:
Рассказ, беседа, иллюстрации, психологические игры, тренинги, информационно-коммуникативные технологии, групповая работа, практическая работа, индивидуальный подход к ребенку, тесты, опросники.
В результате изучения данного факультативного курса дети:
· Овладеют определенными психологическими знаниями;
· Овладеют приемами конструктивного взаимодействия;
· Умеют правильно управлять своими эмоциональными реакциями;
· Совершенствуют навыки общения;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_5_fakull.docx | 29.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Железногорская средняя общеобразовательная школа №4»
| Утверждаю: Директор МБОУ « Железногорская СОШ №4» ______ Е.И.Коробейникова Приказ по №_____ от «____»_______2015 г. |
ПРОГРАММА
факультативного курса для учащихся 5 класса
«Познай себя»
Педагог-психолог : Шуляк Н.В.
2015-2016г.
Пояснительная записка.
Пятый класс для учащихся является довольно сложным периодом, так как они переходят к новым условиям обучения в среднем звене. В начальной школе дети привыкают исполнять требования в основном одного учителя, находиться постоянно в сфере его постоянного внимания и контроля. Поэтому в среднем звене можно ожидать, что у части учащихся возникнут трудности при необходимости следовать требованиям разных учителей.
В то же время дети активно начинают осваивать внутренний мир. Но они сами ещё плохо в нем ориентируются, не уверенны в его устойчивости.
Преподавание курса по изучению личности школьников представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни. Психологическая культура, толерантность, позитивное отношение к себе и другим, способность к рефлексии и саморазвитию, умение строить свои отношения с людьми, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом - все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества. Социально-психологическая и личностная зрелость человека характеризуется способом решения жизненных противоречий и проявляется в умении соединять свои индивидуальные особенности, статусные, возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества, окружающих. Помощь в формировании индивидуальной "стратегии жизни" учеников является главной ценностью курса по познанию себя и окружающих. Чтобы научиться жить соответственно своим возможностям, способностям, характеру, необходимо знание, понимание самого себя. Свободная атмосфера творческого поиска ответов на вечные вопросы о смысле человеческого бытия, понимания себя и своего места в мире отвечает возрастным особенностям и актуальным потребностям школьного возраста. Их реализации способствуют занятия по программе занятий факультативного курса «Познай себя!». Программа рассчитана на учащихся 5 класса.
Цель программы:
Создание условий для развития у школьников способностей адекватного и наиболее полного самопознания и познания других людей.
Задачи:
1. Формировать стремление к самопознанию, погружению в свой внутренний мир и ориентации в нем.
2. Расширять знания школьников о чувствах и эмоциях, развитие способности без оценочного их принятия, формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.
3. Формировать навыки общения, умение слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.
4. Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.
Формы проведения занятий:
Форма работы групповая.
Принципы программы:
- принцип коллективности обучения и воспитания детей;
- принцип преемственности, последовательности и систематичности педагогического процесса;
- принцип наглядности;
- принцип сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе;
- принцип опоры на положительное в человеке, поддержки сильных сторон его личности;
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности.
Механизм реализации программы
Занятия являются тематическими и определены структурой проведения, частота проведения 1 час в неделю в объеме 34 часа в год.
План занятий:
∙ ориентировка и подготовка учащихся;
∙ разминка;
∙ структурированные упражнения;
∙ резюме занятия.
Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:
Рассказ, беседа, иллюстрации, психологические игры, тренинги, информационно-коммуникативные технологии, групповая работа, практическая работа, индивидуальный подход к ребенку, тесты, опросники.
В результате изучения данного факультативного курса дети:
∙ Овладеют определенными психологическими знаниями;
∙ Овладеют приемами конструктивного взаимодействия;
∙ Умеют правильно управлять своими эмоциональными реакциями;
∙ Совершенствуют навыки общения;
План работы
в 2015-2016 учебном году
№ п/п | Тема | Содержание | Кол-во часов |
I. | Раздел 1 Введение в мир психологии | 1 | |
1 | Зачем человеку занятия психологией? | Цель: мотивировать учащихся к занятиям психологии. | 1 |
II. | Раздел 2 Я – это я | 8 | |
2 | Кто я, какой я?» | Цель: способствовать осознанию своих качеств и повышению самооценки | 1 |
3 | «Я – могу» | Цель: способствовать осознанию своих качеств и повышению самооценки | 2 |
4 | «Я нужен! | Цель: способствовать осознанию своих качеств и повышению самооценки | 1 |
5 | «Я мечтаю» | Цель: способствовать осознанию своих качеств и повышению самооценки | 1 |
6 | «Я – это мои цели» | Цель: способствовать развитию ставить перед собой цели и составлять план их достижения. | 1 |
7 | «Я – это моё детство» | Цель: ознакомить учащихся с позициями общения, научить распознавать их в повседневных ситуациях, моделировать ситуации общения с различных позиций и выбирать оптимальную для данной ситуации. | 1 |
8 | «Я – это моё настоящее. Я – это моё будущее» | Цель: научиться грамотно дискутировать | 1 |
III. | Раздел 3 Я имею право чувствовать и выражать чувства | 3 | |
9 | «Чувства бывают разные» | Цель: способствовать рефлексии эмоциональных состояний | 1 |
10 | «Стыдно ли бояться?» | Цель: способствовать рефлексии эмоциональных состояний | 1 |
11 | «Имею ли я право сердиться и обижаться» | Цель: способствовать адекватному самовыражению | 1 |
IV. | Раздел 4 Я и мой внутренний мир | 2 | |
12 | «Каждый видит мир и чувствует по – своему» | Цель: подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека | 1 |
13 | «Любой внутренний мир ценен и уникален» | Цель: подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека | 1 |
V. | Раздел 5 Кто в ответе за мой внутренний мир? | 3 | |
14 | «Трудные ситуации могут научить меня» | Цель: подчеркнуть ответственность человека за свои чувства и мысли | 2 |
15 | «Внутренняя сила» | Цель: подчеркнуть ответственность человека за свои чувства и мысли | 1 |
VI | Раздел 6 Я и Ты | 6 | |
16 | «Я и мои друзья» | Цель: обсудить проблемы подростковой дружбы | 2 |
17 | «У меня есть друг» | Цель: ознакомить с понятием о знаках внимания в процессе коммуникации, освоить навыки пассивного и активного слушания. | 1 |
18 | «Я и мои колючки» | Цель: повысить коммуникативный уровень учащихся. | 1 |
19 | «Что такое одиночество» | Цель: обсудить проблемы подростковой дружбы | 1 |
20 | «Я не одинок в этом мире» | Цель: обсудить проблемы подростковой дружбы | 1 |
21 | Раздел 7 Мы начинаем меняться | 13 | |
22 | «Нужно ли человеку меняться» | Цель: помочь детям осознать свои изменения | 2 |
23 | «Самое важное – захотеть меняться» | Цель: мотивировать детей к позитивному самоизменению | 1 |
24 | «Какой я и чем отличаюсь от других» | Цель: способствовать развитию самопознания, рефлексии и уверенности в себе | 1 |
25 | «Мир эмоции» | Цель: научить определять эмоциональное состояние других людей, тренировать умение владеть своими эмоциями. | 2 |
26 | «Понимаем ли мы друг друга» | Цель: показать важность взаимопонимания | 1 |
27 | Знаки внимания при общении. | Цель: ознакомить с понятием о знаках внимания в процессе коммуникации, освоить навыки пассивного и активного слушания. | 2 |
28 | Как научиться общаться лучше. | 2 | |
29 | Качества, важные для межличностного общения. | Цель: определить качества, важные для процесса общения. | 1 |
30 | Поддержка. | Цель: показать важность проявления искреннего благожелательного отношения к собеседнику для успешности коммуникативного процесса. | 1 |
Итого : | 34 | ||
Литература
1. «Неповторимые МЫ» Т.Л. Богатырева, Москва «просвещение» 2007г.
2. «Уроки самопознания», Е.А. Сорокоумова Москва 2007 г.
3."Тропинка к своему Я: уроки психологии в средней школе (5-6 классы)" О. В. Хухлаева, Издательство: Генезис, 2005 г.
4. "Тропинка к своему Я: уроки психологии в средней школе (7-8 классы)" О. В. Хухлаева, Издательство: Генезис, 2005 г.
5. «В пятый класс – в первый раз» Н.Л. Сомова, Пособие по профилактике и коррекции проблем детей 10—11 лет, Санкт- Петербург, КАРО 2001
6. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах, С.А.Коробкина
Изд-во «Учитель», 2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультативных занятий 8 класс "Логика и компьютер"
Факультативные занятия знакомит учащихся с логическими задачами и некоторыми методами их решения с использованием возможностей компьютера для наглядной иллюстрации процесса решения. Для логическ...
программа факультативного курса 8 класса
Программа рассчитана на 35 часов, с учетом содержания учебного материала авторов: Дорофеева Г.В., Суворовой С.Б., дополняя и расширяя его....
рабочая программа факультативного курса 6 класс
рабочая программа факультативного курса 6 класс...
Рабочая программа факультативного курса, 7 класс
Рабочая программа факультатива «Успешный английский» для 7 класса составлена на основе: Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А. Т...
Программа факультативных занятий 10 класс
Программа содержит пояснительную записку, КТП...
Рабочая программа факультативного курса 5 класс
Рабочая программа факультативного курса «Занимательная биология» ...
Рабочая программа факультативного курса 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАфакультативного курса «Клуб путешественников»для 5 б класса...