Рабочая программа факультативного курса "Познай себя" для обучающихся в 9-ом классе
элективный курс по физкультуре (9 класс) по теме
Программа факультативного курса «Познай себя» ориентирована на перспективу развития профильного обучения в старшем звене школы, и предназначена для формирования компетенций учащихся в области здорового образа жизни, оценки функционального состояния органов и систем организма, комплексной оценки уровня здоровья.
Актуальность предлагаемого факультативного курса обусловлена тем, что здоровье является основным составляющим элементом благополучной жизни человека. Без знаний о закономерностях здоровья, особенностях его диагностики нельзя организовать процесс формирования здорового образа жизни и достичь наивысшей ступени развития.
Факультативный курс «Познай себя» позволяет обучающимся получить необходимые знания расширения кругозора в области физической культуры и спорта.
Данный курс будет интересен обучающимся, которые интересуются вопросами здоровья, ведут активный образ жизни, занимаются различными видами спорта.
Цель курса:
Формирование устойчивых мотивов и потребностей обучающихся в бережном отношении к своему здоровью, формирование физической культуры личности посредством освоения основ содержания физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fakultativa_9a.doc | 172 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №266
Закрытого административно-территориального образования
Александровск Мурманской области»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ СОШ №266
__________/З.А.Румянцева/
Приказ № _____о.д. от «____»__________2013г.
Рабочая программа
по факультативному курсу
«Познай себя»
(наименование курса)
____________________________
9А
_______________________________________________________
(класс)
2013/2014__учебный год
(сроки реализации)
Разработчик:
Васильев Владислав Валерьевич
(ФИО)
учитель физической культуры
(должность)
Обсуждена и согласована на Методическом объединении учителей Протокол №__1_____ от «______» августа____2013 г. Руководитель ШМО ____________/______________/ | «СОГЛАСОВАНО» Зам.директора по УР _______________/______________/ «____»___________________2013г. |
Пояснительная записка.
Программа факультативного курса «Познай себя» ориентирована на перспективу развития профильного обучения в старшем звене школы, и предназначена для формирования компетенций учащихся в области здорового образа жизни, оценки функционального состояния органов и систем организма, комплексной оценки уровня здоровья.
Актуальность предлагаемого факультативного курса обусловлена тем, что здоровье является основным составляющим элементом благополучной жизни человека. Без знаний о закономерностях здоровья, особенностях его диагностики нельзя организовать процесс формирования здорового образа жизни и достичь наивысшей ступени развития.
Факультативный курс «Познай себя» позволяет обучающимся получить необходимые знания расширения кругозора в области физической культуры и спорта.
Данный курс будет интересен обучающимся, которые интересуются вопросами здоровья, ведут активный образ жизни, занимаются различными видами спорта.
В процессе изучения данного курса обучающиеся широко вовлекаются в исследовательскую и аналитическую деятельность.
Программа рассчитана на 30 часов (1 час в неделю) и предусматривается прохождение курса на 2013-2014 учебный год, возрастная группа – обучающиеся 9 класса.
Преобладающими формами организации деятельности учащихся выступают теоретические и практические занятия
В программе рассматриваются вопросы углубленного исследования физического развития и оценки функциональной деятельности состояния человека.
Цель курса:
Формирование устойчивых мотивов и потребностей обучающихся в бережном отношении к своему здоровью, формирование физической культуры личности посредством освоения основ содержания физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью.
Задачи курса:
- Воспитание у школьников потребностей заботиться о своем здоровье, привитие основ здорового образа жизни.
- Освоение знаний по вопросам здорового образа жизни и его составляющих.
- Обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой специальных физкультурно-спортивных знаний и умений.
- Развитие навыков самоконтроля и самоорганизации в процессе исследовательской деятельности.
- Интеграция базового и дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта.
Формы контроля:
- Анкетирование.
- Тестирование.
Программа составлена на основе примерной программы по физической культуре и методических разработок А.А. Никифорова, заведующего кабинетом физической культуры и технологии Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов (БелРИПКППС).
Ожидаемые результаты:
- формирование потребностей заботиться о своем здоровье;
- освоение знаний об основных критериях и особенностях индивидуального здоровья, о методах самоконтроля, о критериях оценки уровня своего здоровья;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе изучения теоретического материала и практических занятий, а также творческих способностей в организации здорового образа жизни;
- воспитание бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих;
- формирование способности и готовности к повышении функциональных возможностей организма и укреплении здоровья в целом.
Требования к уровню усвоения учебного материала
В результате изучения элективного курса «Познай себя» учащиеся должны:
знать/понимать
- основные понятия: здоровье, развитие, норма, болезнь;
- о влиянии неблагоприятных факторов на состояние здоровья человека;
- содержание и методику проведения простых функциональных проб;
- методы самоконтроля и критерии оценки уровня своего здоровья.
уметь
- оценивать состояние своего здоровья;
- осуществлять контроль за изменениями в организме, корректировать свой образ жизни;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- укрепления своего здоровья и здоровья окружающих;
- осуществления самоконтроля за состоянием организма;
- проведения самостоятельных занятий физической культурой;
- поиска информации по вопросам развития современных оздоровительных систем и укрепления здоровья.
Личностные результаты:
- осознание личной ответственности за состояние своего здоровья и здоровья окружающих;
- осмысление накопленного опыта в области медицины и здоровья, планирование личной траектории укрепления здоровья.
Метапредметные результаты:
- способность рационально планировать свою деятельность, поддерживать оптимальный уровень работоспособности;
- способность вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
- владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных занятий спортом;
- понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности.
Предметные результаты:
- освоение знаний о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек;
- овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность;
- формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья.
Содержание курса «Познай себя»
1. Введение. Здоровье и физиологические критерии здоровья.
Здоровье как важнейшее условие гармоничного и всестороннего развития личности. Основные понятия: здоровье, норма, переходные состояния, болезнь. Критерии здоровья.
2. Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии оценки.
Комплексная оценка уровня здоровья.
3.Методы исследования и оценки функционального состояния человека.
Влияние физических упражнений на человека. Показатели функционального состояния человека.
4. Методы исследования физического развития человека.
Способы измерения показателей физического развития. Методы наружного обследования человека.
- Оценка индивидуального уровня физической подготовленности и определение двигательного возраста школьников.
Тестирование. Способы выполнения тестов. Физическая подготовленность. Уровень физической подготовленности. Двигательная активность. Двигательный возраст. Показатели физической подготовленности. Возрастные оценочные нормативы. Протокол тестирования двигательной подготовленности.
Тематический план
№ | Содержание раздела | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащегося |
1. | Теоретический занятия | Понятие о здоровье и физиологических критериях здоровья | Кратко характеризовать понятие здоровье. Знать и понимать роль здоровья |
1.1 | Здоровье и физиологические критерии здоровья. | ||
1.2 | Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии оценки. | Понятие о самоконтроле | Знать методы самоконтроля и критерии оценки |
2. | Практические занятия | ||
2.1 | Вводное занятие | Инструктаж по технике безопасности ан уроках физической культуры | Знать и понимать технику безопасности |
2.2 | Баскетбол | Спортивные игры | Описывать и осваивать разучиваемые технические действия из спортивных игр Моделировать технические действия из спортивных игр Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий из спортивных игр Осваивать универсальные умения управлять эмоциями в процессе учебной и игровой деятельности Проявлять быстроту и ловкость во время игр Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности в условиях учебной и игровой деятельности Выявлять ошибки при выполнении технических действий из спортивных игр |
2.3 | Волейбол | ||
2.4 | Футбол | ||
2.5 | Практическое занятие | Оформление и заполнение «Протокол тестирования двигательной активности школьника» | Уметь составлять «Протокол тестирования двигательной активности школьника» |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов | Дата (план) | Дата (факт) | Форма | Образовательный продукт |
Теоретические занятия Здоровье и физиологические критерии здоровья. | ||||||
1 | Что такое здоровье. Понятие «здоровье», «норма», «переходные состояния», «болезнь». | 1 | 09.10.2013 | лекция, беседа | Составление частушек, слоганов о вредных привычках | |
2 | Факторы, способствующие развитию болезни. | 1 | 16.10.2013 | лекция, беседа | Систематизация и сбор информации | |
3 | Критерии здоровья. | 1 | 23.10.2013 | лекция анкетирование | Анкетирование «Взгляд со стороны» | |
4 | Физиологические критерии здоровья. | 1 | 30.10.2013 | Систематизация и сбор информации | ||
5 | Методы исследования физического развития человека. | 1 | 13.11.2013 | беседа практикум | Систематизация и сбор информации | |
6 | Способы измерения показателей физического развития | 1 | 20.11.2013 | Лекция, беседа | Систематизация и сбор информации | |
7 | Методы наружного обследования человека. | 1 | 27.11.2013 | лекция тестирование | Тест «Валеологичсекий опрос» | |
Теоретические занятия Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии оценки. | ||||||
8 | Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии оценки. | 1 | 04.12.2013 | лекция, беседа | Систематизация и сбор информации | |
9 | Комплексная оценка уровня здоровья | 1 | 11.12.2013 | лекция, беседа | Систематизация и сбор информации | |
10 | Методы исследования и оценки функционального состояния человека. | 1 | 18.12.2013 | лекция, беседа | Систематизация и сбор информации | |
11 | Влияние физических упражнений на человека. | 1 | 25.12.2013 | лекция, беседа | Систематизация и сбор информации | |
12 | Показатели функционального состояния человека. | 1 | 08.01.2014 | лекция, беседа | Систематизация и сбор информации | |
13 | Тестирование. Способы выполнения тестов Комплексная оценка уровня здоровья. | 1 | 15.01.2014 | практикум | Систематизация и сбор информации | |
14 | Уровень физической подготовленности. Двигательная активность. Двигательный возраст. | 1 | 22.01.2014 | лекция, беседа | Систематизация и сбор информации | |
15 | Показатели физической подготовленности. Возрастные оценочные нормативы | 1 | 29.01.2014 | лекция, беседа | Систематизация и сбор информации | |
Практические занятия | ||||||
16 | Инструктаж по технике безопасности на уроках физкультуры | 1 | 05.02.2014 | практическое занятие | Систематизация и сбор информации | |
17 | Игра в баскетбол | 1 | 12.02.2014 | практическое занятие | Выполнение правил игры | |
18 | Игра в баскетбол | 1 | 26.02.2014 | практическое занятие | Выполнение правил игры | |
19 | Игра в баскетбол | 1 | 05.03.2014 | практическое занятие | Выполнение правил игры | |
20 | Игра в баскетбол | 1 | 12.03.2014 | практическое занятие | Выполнение правил игры | |
21 | Игра в волейбол | 1 | 19.03.2014 | практическое занятие | Выполнение правил игры | |
22 | Игра в волейбол | 1 | 02.04.2014 | практическое занятие | Выполнение правил игры | |
23 | Игра в волейбол | 1 | 09.04.2014 | практическое занятие | Выполнение правил игры | |
24 | Игра в волейбол | 1 | 16.04.2014 | практическое занятие | Выполнение правил игры | |
25 | Игра в футбол | 1 | 23.04.2014 | практическое занятие | Выполнение правил игры | |
26 | Игра в футбол | 1 | 30.04.2014 | практическое занятие | Выполнение правил игры | |
27 | Игра в футбол | 1 | 07.05.2014 | практическое занятие | Выполнение правил игры | |
28 | Игра в футбол | 1 | 14.052014 | практическое занятие | Выполнение правил игры | |
29 | «Протокол тестирования двигательной активности школьника» | 1 | 21.05.2014 | практикум | Оформление и заполнение «Протокол тестирования двигательной активности школьника» | |
30 | Итоговое занятие | 1 | 28.05.2014 | Круглый стол |
Учебно-методические средства
- Вайнер Э. Н., Волынская Е. В. Валеология. Учебный практикум. М., 2002.
- Егорова С. А. Оценка уровня здоровья: Элективный курс для учащихся общеобразовательных школ. Ставрополь, 2010
- Киселев П.А, Киселева С.Б. Настольная книга учителя физической культуры: подготовка школьников к олимпиадам. – М.: Глобус, 2009.
- Лукьяненко В.П. Физическая культура: основа знаний. – М.: Советский спорт, 2003.
- Николайчук Л. В. Остеохондроз Сколиоз Плоскостопие. – Минск. Книжный дом. 2004.
- Петровская Е.К. Что такое ЗОЖ. Начало разговора о важном // «Физическая культура и спорт» №5 2006
- Пономарева В.В. Физическая культура и здоровье / Учебник. – Издательство: ГОУ ВУНМЦ, 2008.
- Примерные программы по учебным предметам: Физическая культура. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011.
- Смирнов Н.К. Руководство по здоровьесберегающей педагогике. Технологии здоровьесберегающего образования. М., 2008.
- Соколова Н.Г. Практическое руководство по детской лечебной физкультуре. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
- Сократов Н. В. Культура здоровья с основами безопасности жизнедеятельности. Оренбург, 2006.
Приложение №1
Анкета для учащихся
«Взгляд со стороны»
Цель: Выявить отношение школьников к своему здоровью.
Поставьте соответствующий балл: 2 — да, 1 — нет.
- Часто ли ты пропускаешь занятия по болезни?
- Делаешь ли утром зарядку?
- Регулярно ли посещаешь уроки физкультуры?
- Занимаешься на уроке физкультуры с полной отдачей?
- Соблюдаешь ли ты режим дня?
- Занимаешься закаливанием организма: воздушные ванны, обливания,обтирания и т.д.?
- Имеешь вредные привычки?
- Если на столе много вкусного будешь есть пока «не лопнешь»?
- Ведешь активный образ жизни?
- Ешь много сладкого?
- Ложишься спать не позднее 22 часов?
- Занимаешься ли в какой-нибудь спортивной секции?
- В твоем рационе питания преобладают бутерброды, консервы, «быстрая еда»?
- Имеешь хронические заболевания?
Если Вы набрали от 19 до 22 баллов:
О Вас можно сказать, что вы достаточно серьезно относитесь к своему здоровью, ведете здоровый образ жизни, следите за состоянием своего организма, активно работаете над сохранением и укреплением здоровья.
Если Вы набрали от 14 до 17 баллов:
Возможно у Вас имеются проблемы со здоровьем. Вам необходимо пересмотреть свой образ жизни: побольше находиться на свежем воздухе, избавиться от вредных привычек (если таковые имеются). Обратите внимание на рацион своего питание, ешься больше свежих овощей и фруктов. Соблюдайте режим дня: старайтесь вовремя ложиться спать, чередуйте работу с отдыхом – помните: усталость и переутомление ведут к болезням!
Приложение №2.
Тест «Валеологический опрос»
Внимательно прочитайте задание, выберете, по вашему мнению, правильный ответ:
1. Здоровье - это …
А) отсутствие болезни;
Б) состояние радости;
В) состояние полного душевного, физического и социального благополучия;
Г) устойчивость к дестабилизирующим факторам.
2. Не относятся к признакам здоровья:
А) устойчивость к действиям повреждающих факторов;
Б) функционирование в пределах нормы;
В) наличие резервных возможностей организма;
Г) регулярная заболеваемость.
3. Каким фактором в большей степени определяется здоровье человека?
А) наследственностью;
Б) условиями внешней среды;
В) образом жизни;
Г) системой здравоохранения.
4. Здоровье человека на 50% зависит от:
А) наследственности;
Б) образа жизни;
В) медицины;
Г) внешней среды.
5. . Выберите признак нездорового образа жизни:
А) активная жизненная позиция;
Б) несбалансированное питание;
В) полноценный отдых;
Г) регулярная двигательная активность.
6. Функциональная проба – это …
А) выполнение контрольных испытаний и последующий анализ результатов;
Б) достижение определенной формы фигуры за счет специальных комплексов физических упражнений;
В) способность человека преодолеть внешнее сопротивление;
Г) увеличение мышечной массы.
- Ожирение – это …
А) повышение отложение жировой ткани в организме;
Б) временная прибавка в весе;
В) потеря веса;
Г) косметический дефект.
- Плоскостопие – это…
А) нарушение осанки;
Б) нарушение обмена веществ;
В) нарушение зрения;
Г) изменение формы стопы.
9. Жизненную емкость легких измеряют с помощью …
А) секундомера;
Б) ростомера;
В) спирометра;
Г) тонометра.
10. ЧСС в покое должна составлять:
А) 60-80 уд/мин;
Б) 90-110 уд/мин;
В) 40-50 уд/мин;
Г) более 110 уд/мин.
Ключ ответов:
1-В; 2-Г; 3-В; 4- Б; 5- Б; 6- А; 7 – А; 8- Г; 9 – В; 10- А.
Приложение №3
Протокол №1
индивидуального тестирования уровня физического развития и
двигательной подготовленности учащихся (СУФП)
Класс_____9____
Количество учащихся в классе_____12___
Из них прошли тестирование (кол-во / %) _________/_________
№ | Фамилия, имя ребенка | Бег на 30 метров | Бег на 1000 метров | Прыжок в длину с места | Подтягивание | Наклон вперед | Средний уровень ученика (СУФП), определяемый по формуле 1 | |||||
Результат | Уровень СУФП (балл) | Результат | Уровень СУФП (балл) | Результат | Уровень СУФП (балл) | Результат | Уровень СУФП (балл) | Результат | Уровень СУФП (балл) | |||
1. | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
3 | ||||||||||||
4 | ||||||||||||
5 | ||||||||||||
6 | ||||||||||||
7 | ||||||||||||
8 | ||||||||||||
9 | ||||||||||||
10 | ||||||||||||
11 | ||||||||||||
12 | ||||||||||||
СУФП класса по по видам тестовых заданий (формула 2) | СУФП класса (формула 3) |
Формула 1: сумма баллов всех видов тестирования = СУФП участника
5
Формула 2: сумма баллов по виду тестовых заданий = СУФП по виду тестового задания
количество учеников в классе
Формула 3: сумма СУФП учащегося = СУФП класса
количество участников мониторинга
МАТРИЦА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
Распределение времени на 9-ом классе при одноразовых занятиях в неделю
Предмет физическая культура
Уровень ______________________________________
УМК ________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
№ п/п | Дидактические единицы | Минимальное количество часов | ||
Всего | 9 класс | |||
по примерной программе | по УМК | |||
1 | Теоретические занятия | 15 | 15 | 15 |
1.1 | Здоровье и физиологические критерии здоровья | 7 | ||
1.2 | Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии оценки. | 8 | ||
2. | Практические занятия | 15 | 15 | 15 |
2.1 | Вводное занятие | 1 | ||
2.2 | Баскетбол | 4 | ||
2.3 | Волейбол | 4 | ||
2.4 | Футбол | 4 | ||
2.5 | Практическое занятие | 2 | ||
Итого | 30 | 30 | 30 |
Список литературы
- Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. пособие для студентов вузов. – Изд. 2-е, исправленное и доп. – М., 2001.
- Матвеев А.П. Экзамен по физической культуре: вопросы и ответы. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
- Никифоров А.А., Середа Н.С., Сборник элективных курсов в профильном обучении, БелРИПКППС, 2003.
- Физическая кудьтура: Учебное пособие для подготовки к экзаменам. – СПб.: Питер, 2004.
- Физическая культура. 9-е и 11-е выпускные классы / Авт.-сост. В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса "Экономический практикум" для 7-10 классов
Программа в 7-8 классах составлена на основе авторской программы И.М.Бгажноковой «Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2003г, в 9-10 классах - на основе...
Рабочая программа факультативного курса "Элементы физики" для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Рабочая программа факультатива "Элеметы физики" содержит основные темы из курса физики средней школы, но в более сжатой и упрощенной форме. Курс предусматривает изучение элементарных сведений, доступн...
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 9 класса «Русская словесность»
Рабочая программафакультативного курса по русскому языку для 9 класса«Русская словесность» Рабочая программа составлена на основеПрограммы по русскому языку для общеобразователь...
Рабочая программа факультативных занятий по русскому языку в 8 классе "Культура речи"
Рабочая программа I вида факультативных занятий "Культура речи" для 8 классов составлена на основе авторской программы "Русский язык.Элективные курсы" под редакцией С.И.Львовой,из-во "Мнем...
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 8 класса "Секреты русской орфографии"
Данная программа, возможно, поможет словесникам, уделяющим особое внимание повышению уровня орфогафической грамотности учащихся....
Рабочая программа факультативных занятий по русскому языку для 6 классов
Рабочая прграмма факультативного курса по русскому языку для 6 классов.34 часа...
Рабочая программа факультативного курса по физической культуре для 5 класса.
Рабочая программма факультативного курса "Волейбол" для 5 класса....