Цикл занятий по профилактике употребления наркотиков и других психоактивных веществ для школьников подросткового возраста.
план-конспект занятия (9 класс) по теме

 
Цикл занятий по профилактике употребления наркотиков и других психоактивных веществ  для школьников подросткового возраста.
 
 
Темы  занятий
 
 
-  Знакомство. Ознакомление  с задачами и правилами группы.
 
- Понятие  личности. Структура моей и твоей  личности. Кто Я? Кто Ты? Что  во мне и тебе есть? Понятие  границ личности. Развитие личности.
 
- Чувства.  Сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение чувств  от поведения. Формирование умения  осознавать, что со мной происходит, анализировать собственное состояние. 
 
- Отношение  к себе, самооценка, развитие и  личностный рост. Ценность моей и твоей личности.
 
- Информация  о действиях и последствиях  употребления психоактивных веществ.  
 
- Понятие  зависимости. Зависимость как  деструктивная форма защиты личности, как   иллюзорный способ ухода  от проблем. Мое отношение к  алкоголизму и наркомании.  
 
- Человек  как социальное существо. Общение.  Формирование навыков общения.
 
- Человек  как социальное существо. Формирование  навыков эмпатии, умения принимать  и  оказывать поддержку, разрешения  конфликтных ситуаций. Самооценка  и отношение к  другому. Принятие себя и другого как личности
 
- Человек  как сексуальное существо. Проблемы  меж полового общения.
 
- Семья  как единый организм. Понятие  здоровой семьи и её отличие  от семьи  дисфункциональной. 
 
-Зависимость  от психоактивных веществ в семье. Какой я вижу свою будущую семью.
 
- Понятие  группового давления и принятие  собственного решения. Навыки  отстаивания собственного мнения, поиск компромиссов, умение противостоять  групповому давлению. Понятие насилия  и права защищать свои границы. 
 
- Формирования  навыков заботы о себе и  защиты своего Я. Умение говорить  “Нет”
 
- Развитие  заболевания зависимости от психоактивных  веществ  и выздоровление. Выбор  и ответственность. Альтернативные  употреблению психоактивных веществ  способы  получения удовольствия, решения проблем и время провождения.
 
- Понятие  стресса и проблемо-разрешающее  поведение. Формирование навыков  оценки проблемной ситуации и  принятия решения. Способы решения  проблем, личностных сложностей. Понятие личностных кризисов.
 
- Формирование умения ставить перед собой краткосрочные и перспективные цели и достигать их.
 
- Понятие  морали и нравственности, смысла  жизни и личностных ценностей.
 
- Завершение  работы, подведение итогов.
 
 
Занятие № 1
Представления программы, знакомство. Ознакомление с задачами и правилами группы.
Цель: Установление контакта с учениками. Создание доверительной атмосферы. Достижение взаимопонимания в целях работы программы.
1. Начало работы. Продолжительность 10 минут.
Цель: создать  дружелюбный и безопасный настрой, продемонстрировать открытый стиль  общения
Методы: Представление тренера. Информация о себе и о программе, о своих личных целях и целях программы.
Заметки для тренера: для эффективного начала работы можно сказать о своих  реальных чувствах по поводу начала работы в группе.
2. Разминка. Продолжительность 5-10 минут.
Цель: Знакомство, сплочение группы.
Методы: упражнения «поиск общего», «знакомство  по парам», «снежный ком»
Материалы для тренера:
Упражнение  «поиск общего»
Группа  делится на «двойки», и два человека находят определенное количество общих  признаков друг у друга, затем  «двойки» объединяются в «четверки» с той же целью и т.д. Упражнение направлено на знакомство,  внимание к личности другого человека и осознание проявлений своей личности. Ведущий по своему усмотрению может остановить процесс. В игре могут принять участие 8-30 детей.
Упражнение  «знакомство по парам».
Участники разбиваются по парам. В течение 10 минут рассказывают друг другу  о себе, потом представляют партнера остальным участникам, говоря о нем  от первого лица, стоя за спиной и  положа руки на плечи сидящего впереди партнера. Затем упражнение обсуждается. Упражнение помогает познакомиться, дает опыт общения,  опыт восприятия информации о партнере и о себе со стороны, развивает внимание к личности другого человека, способствует созданию безопасной атмосферы. В нем может принять участие четное  количество детей 8-16
Упражнение  «снежный ком».
Каждый  участник по кругу  называет свое имя  и имена всех участников, назвавших  себя перед ним. Техника направлена на знакомство и сплочение группы. В ней может одновременно принять участие до 20 детей.
3. Работа по теме  занятия. Продолжительность 30 минут.
Цель: Демонстрация демократичного и безопасного стиля  общения
Методы: Выработка правил групповой работы  при помощи техники «мозговой  штурм».
Оборудование: ватман, маркеры.
Заметки для тренера: возможно предложение готовых правил работы.
Материалы для тренера:
     "Мозговой  штурм" - генерация альтернатив  решения актуальной задачи. При  «мозговом штурме» важно очень  четкое соблюдение принципов  демократичности в общении. Возможность  демократического и ненавязчивого решения или обсуждения любых вопросов и проблем.
Все участники  обсуждают проблему и выносят  свои предложения, согласуясь со следующими принципами.
Принцип «количество порождает качество». Данный принцип предполагает генерацию разнообразных вариантов решения проблемы. Необходимо предполагать  самые  различные, возможно и не подходящие варианты. Пусть некоторые из них кажутся смешными или глупыми, главное, чтобы их было как можно  больше.
     Принцип «отсроченного решения». Предусматривает понимание того, что окончательное решение будет принято ещё не сейчас. Поэтому можно рассматривать любые  варианты. Следует подождать и  все  их обдумать спокойно без мысли о том, что это и есть единственное решение, которое будет принято.
4.Разминка. Продолжительность 10-15 минут.
Цель: организация  совместного отдыха, снятие напряжения и барьеров в общении
Методы: любая не очень сложная подвижная  игра.
Заметки для тренера: собственное участие  в игре даст возможность группе  быстрее преодолеть барьеры в общении.
Материалы для тренера:
Упражнение  «дни рождения»
Участники молча строятся в линейку по принципу  дат своего рождения. Упражнение направлено на знакомство, сплочение. Возможно участие  от 5-30 детей.
5. Работа по теме  занятия. Продолжительность 25 минут.
Цель: Общая  деятельность, выявление лидеров  в группе, сбор материала для анализа  атмосферы в группе.
Методы: «групповой рисунок».
Оборудование: ватман, фломастеры, магнитофон, музыкальные  кассеты.
Заметки для тренера: важно вовлечь в  процесс работы всех ребят.
Материалы для тренера:
Упражнение  «групповой рисунок».
Участники по очереди подходят к листу ватмана  и рисуют,  стараясь создать
общую композицию. Техника направлена на сплочение группы.
6. Завершение работы. Продолжительность 10 минут.
Цель: овладение навыками открытого стиля общения, навыками разговора о чувствах.
Методы: завершающий обмен впечатления  от занятия.
Заметки для тренера: можно оказать помощь участникам и показать на собственном  примере, как говорить о чувствах.
 
 
 
Занятие №2
Понятие личности. Структура моей и твоей личности. Кто Я? Кто Ты? Что во мне и в тебе есть? Понятие границ личности. Развитие личности.
Цель: Сфокусировать  внимание участников на собственном  мироощущении, прикоснуться к понятию  ценности каждой личности. Ощутить похожесть и индивидуальность отдельных людей.
1. Начало работы. Продолжительность 15 минут.
Цель: Обозначение  перехода к особой атмосфере в  группе, введение в тему занятия
Методы: обмен чувствами, 10 определений «Кто Я?», обсуждение и повторение правил.
Оборудование: бумага, ручки.
Материалы для тренера:
Упражнение  «Кто Я?».
Участники пишут 10 определений, отвечающих на данный вопрос. Техника  направлена на осознание  и формирование Я-концепции, помогает разобраться в себе, дает возможность  подросткам самопрезентироваться. Техника может вызвать бурные реакции участников- слезы, смех и т.п.
2. Разминка.  Продолжительность 10 минут
Цель: Разрядка, сплочение.
Методы: «Я никогда не...» или любая  подвижная игра
Заметки для тренера: в качестве разминки можно использовать любую подвижную игру.
Материалы для тренера:
Упражнение  «Я никогда не…»
Участники по очереди говорят фразу, начинающуюся со слов «Я никогда не..». (Например - «Я никогда не прыгал с парашютом»). Остальные участники загибают по одному пальцу на руке, если для них утверждение не верно (т.е. они, например, прыгали с парашютом).
Тренер  заранее говорит, что фразы должны соответствовать реальности.  Выигрывает тот, у кого останется последний  не загнутый палец на руках.  Упражнение дает возможность завязать знакомство в игровой форме, разряжает обстановку.
3. Работа по теме  занятия. Продолжительность 25 минут
Цель: Осознание  себя как ценной личности.
Методы: мозговой штурм  на тему «Из чего состоит личность»
Материалы: ватман, маркеры.
Заметки для тренера: важно следить за соблюдением правил мозгового штурма, главное из которых – признание ценности любого мнения.
4. Разминка. Продолжительность 10 минут
Цель: формирование позитивной «Я-концепции».
Методы: Рисунок «Что мне нравится в себе»
Оборудование: бумага, фломастеры.
Заметки для тренера: важно поддерживать участников в поиске позитивных сторон личности.
Материалы для тренера:
Рисунок «Что мне нравится в себе».
Рисунок на чистом листе на данную тему или  надписи на бланках (например, на листе  нарисованы пустые шарики, звездочки и т.д., которые надо заполнить информацией о себе на заданную тему). По желанию можно показать рисунок группе и рассказать о нем. Помогает формированию позитивной самооценки, внимания к собственной личности и к особенностям другого.
5. Работа по теме  занятия. Продолжительность 20 минут.
Цель: осознание  собственных границ и права защищать свои границы
Методы: игра в границы «Скажи стоп!»
Заметки для тренера: собственное участие  в игре необязательно.
Материалы для тренера:
Игра  в границы «Скажи стоп».
Участники по очереди подходят друг к другу. Тот, к кому подходят, должен сказать  «Стоп», тогда, когда, на его взгляд, партнер приблизился на оптимальное  расстояние. Игра направлена на осознание  собственных физических и психологических границ.
6. Завершение работы. Продолжительность 10 минут.
Цель: сплочение  группы, навык разговора о чувствах
Методы: завершающий обмен впечатлениями.
Материалы для тренера:
Игра  «путаница».
Каждый  из участников берет за руки двух других, стоящих, далеко друг от друга. Задача – «распутаться» не разнимая рук. Игра направлена на сплочение, выработку бережного отношения друг к другу, снятие возбуждения. В ней могут принимать участие 5-10 ребят.
 
 
 
Занятие №3
Чувства. Сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение  чувств от поведения. Формирование умения осознавать, что со мной происходит, анализировать собственное состояние.
Цель: Научиться  идентифицировать собственные эмоциональные  состояния.
1. Начало работы. Продолжительность 5 минут.
Цель: Вхождение в атмосферу группы, создание специфического климата, подтверждение уникальности каждого участника
Методы: Обмен чувствами, повторение правил.
2. Разминка. Продолжительность 5 минут
Цель: Развитие навыка спонтанного реагирования
Методы: упражнение «ассоциации».
Оборудование: мяч.
Материалы для тренера:
Упражнение  «ассоциации».
Мяч перекидывается в кругу (произвольно) и тот, у  кого в руках оказывается мяч, называет любое слово. Тот, кому мяч  был брошен заново, называет слово - ассоциацию к сказанному предыдущим участником. Техника направлена на знакомство участников, на развитие ассоциативного мышления.
3. Работа по теме  занятия. Продолжительность 25 минут.
Цель: Осознание  чувств, знакомство с диапазоном чувств, ощущение чувств телом - знакомство с  собственным телом
Методы: упражнения- «чувства», «закрашивание  контуров человечков», мозговой штурм: «Какие бывают чувства», обсуждение негативных и позитивных  чувств.
Оборудование: мяч, пустые человечки, ватман и маркеры
Заметки для тренера: техники могут провоцировать глубокие интер- и интраперсональные процессы.
Материалы для тренера:
Упражнение  «Чувства».
Мяч перекидывается в кругу (произвольно) и каждый участник, у кого в руках мяч называет чувство. Тот, кому мяч достался заново, называет чувство  - противоположное названному предыдущим участником. Техника направлена на знакомство участников, на развитие эмоциональной сферы.
Упражнение  «закрашивание контуров человечков»
     Участникам  раздаются листы бумаги с контурами  человека (листы  подготовлены заранее). Под медитативную музыку членам группы предлагается вспомнить, когда они  испытывали то или иное чувство, свои ощущения в теле в это время, мысли и действия, а затем изобразить на контуре человека данное чувство (желательно  используя разные цвета).
     Упражнение направлено на развитие внимания к собственным чувствам и переживаниям,  установление связей между переживанием эмоций и  проявлением этих переживаний на телесном, интеллектуальном и поведенческом уровне.
4.Разминка. Продолжительность 10 минут.
Цель: разрядка, сплочение группы
Методы: «техника» перемигивания.
Материалы для тренера:
Упражнение  «перемигивания».
     Половина  группы сидит на стульях лицом  в круг, другая половина стоит за стульями сзади. На одном стуле никто  не сидит и задача того, кто стоит  сзади, переманить кого-то на свой стул так, чтобы это не заметил тот, кто стоит за стулом. Задача того, кто стоит за стулом не пустить (поймать) «своего» сидящего. Упражнение направлено на разрядку, сплочение, проявление личных симпатий. В технике могут принять участие нечетное количество человек.
5. Работа по теме  занятия. Продолжительность 25 минут.
Цель: Осознание  сложности процесса возникновения  чувства и реагирования на него, навык внимательного отношения  к внутреннему состоянию.
Методы: эмоциональная гимнастика  с элементами медитации, построение «живых цепочек».
Заметки для тренера: Важно говорить  о  реальных состояниях.
Материалы для тренера:
«Эмоциональная  гимнастика»
Участникам  предлагается:
-походить  как -  младенец, глубокий старик, лев, балерина;
-посидеть  как  - пчела на цветке, наездник  на лошади, падишах, пассажир в  «Мерседесе»;
-попрыгать  как - кузнечик,  кенгуру;
-нахмуриться  как  - осенняя туча, рассерженный  учитель,  разъяренный отец,
-улыбнуться  как -  кот на солнышке, само  солнышко, хитрая лиса, радостный ребенок; 
 удивиться  «как будто ты увидел   чудо»;
-испугаться  как - ребенок, потерявшийся в  лесу,  заяц, увидевший волка, котенок  на которого лает собака;
-позлиться  как - ребенок, у которого  отняли  мороженое, два барана на мосту,  человек, которого ударили;
Упражнение  «Построение живых цепочек»
Один  из участников выступает в роли водящего, говорит, что он «увидел- почувствовал-подумал-сделал»... Другие участники выстраиваются  в цепочку, изображая его слова, стараясь при помощи пантомимы выразить сказанное. Затем игра продолжается по кругу, каждый участник за время игры успевает побыть водящим и «звеном живой цепочки».
6. Завершение работы. Продолжительность 10 минут.
Цель: сплочение  группы, разговор о чувствах.
Методы: завершающий обмен впечатлениями.
 
 
 
Занятие №4.
Отношение к себе, самооценка, развитие и личностный рост. Ценность моей и  твоей личности.
Цель: Осознание  возможности формирования адекватной самооценки.
1. Начало работы. Продолжительность 10 минут.
Цель: вхождение  в атмосферу группы.
Методы: Обмен чувствами,  техники «Имена- качества», заполнение листа «Как я  сегодня себя чувствую».
Оборудование: листы бумаги.
Материалы для тренера:
Упражнение  «Имена-качества».
Каждый  участник называет какое-либо качество личности или свойство характера, начинающееся на первую букву собственного имени  (например: Лариса - любовь, Сергей - скромность). Упражнение направлено на знакомство, создание доброжелательной атмосферы, осознание себя как личности. Оно подходит для начала 3-4 занятия, когда участники уже чувствуют себя достаточно безопасно
Лист  «Как я сегодня себя чувствую».
Участники делают записи по поводу своего самочувствия на чистом листе бумаги. Затем каждый из участников делится с группой  написанной информацией. Проводится обсуждение.
2. Разминка. Продолжительность 10 минут.
Цель: Расслабление, разрядка, позитивные эмоции
Методы: упражнение «Зоопарк».
Материалы для тренера:
Упражнение  «зоопарк».
По предложению  тренера все участники изображают каких-либо животных (движения и звуки).
Упражнение направлено на разрядку, проявление фантазии, выход энергии. В упражнении может принять участие от 5-25 ребят.
3. Работа по теме  занятия. Продолжительность 30 минут.
Цель: Формирование навыка позитивного отношения к  себе и другому.
Методы: Работа с листком «Мои особенности и преимущества», обсуждение в небольших группках. Обсуждение проблемы развития и роста.
Оборудование: Бумага, фломастеры
Заметки для тренера: если группа готова, возможно использование техники «горячий стул».
Материалы для тренера:
«Мои  особенности и преимущества».
Рисунок на чистом листе на данную тему или  рисунок или надписи на бланках (например, на листе нарисованы пустые шарики, звездочки и т.д., которые  надо заполнить информацией о  себе на заданную тему). По желанию можно  показать рисунок группе и рассказать о нем. Техника помогает формированию позитивной самооценки, внимания к собственной личности и к особенностям другого.
Упражнение  «горячий стул»
Один  из участников садится в центр  круга, остальные члены группы сообщают ему, с чем (или кем) он у них ассоциируется, какие чувства вызывает. Затем обсуждаются переживания всех участников во время упражнения.  Упражнение помогает участникам получить навык восприятия мнения окружающих о себе, провоцирует возникновение сильных переживаний, развитие группового процесса. Выполнение этого упражнения возможно только при достаточно высоком уровне безопасности в группе и способности участников говорить о своих переживаниях, не высказывая оценочных суждений. В упражнении могут участвовать от 10 –20 человек.
4. Разминка. Продолжительность 10 минут.
Цель: осознание  собственного поведения.
Методы: упражнения «Эхо», «зеркало».
Материалы для тренера:
Упражнение  «Эхо»
Один  человек  что-либо говорит  группе,  стоящей напротив него. Группа повторяет его слова как эхо. При желании можно добавлять жесты.  В упражнении могут участвовать от 5-25 человек.
Упражнение  «Зеркало»
Упражнения  проводится в парах. Один человек  повторяет движения другого. Затем  происходит обмен ролями. Возможен вариант - вся группа повторяет движения одного человека.   Количество участников может быть любым.
5. Работа по теме  занятия. Продолжительность 20 минут.
Цель: Знакомство с собой, формирование навыка глубокого  и позитивного отношения к  своей личности
Методы: Рисунок «карта моей души». Материалы: бумага (бланки), фломастеры.
Заметки для тренера: Если участники не возражают, возможно, обсуждение рисунков в группе.
Материалы для тренера:
«Карта  моей души»
Рисунок на чистом листе бумаги. Участникам дается инструкция нарисовать карту своей души, представив ее произвольным образом, например  в виде: земного шара, материка, острова или чего-то еще. Необходимо дать названия объектам, находящимся на карте. Затем рисунок показывается группе, участник  рассказывает о своем рисунке. Упражнение направлено на формирование «Я-концепции»,  более глубокого отношения к себе и друг к другу. Количество участников 10-20 человек.
6. Завершение работы. Продолжительность 10 минут.
Цель: Навык  внимательного отношения к себе
Методы: медитация «Я - это Я», Обмен впечатлениями.
Оборудование: магнитофон, аудио кассеты с медитативной музыкой.
Материалы для тренера:
Медитация «Я - это я»
Я - это  Я. Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я. Есть люди, чем то похожие на меня, но нет никого в  точности такого же как Я. Поэтому все, что исходит от меня, - это подлинно мое, потому что именно Я выбрала  это. Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они не были – тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить, - вежливые, ласковые и грубые, правильные и неправильные; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или ко мне самому (или самой). Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и мои страхи. Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки. Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу очень близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне содействовало моим интересам. Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня, и есть во мне что-то такое, чего я не знаю. Но поскольку я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнать все больше и больше разных вещей о себе самом (самой). Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю, и что Я делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, - это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент. Когда я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видел (а) и ощущал (а), что Я говорил (а) и что я делал (а), как Я думал (а) и как Я чувствовал (а). Я вижу, что это вполне меня устраивает. Я  могу отказаться от того, что кажется мне неподходящим, и сохранить то, что кажется очень нужным, и открыть что-то новое в себе самом (ой). Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать,  говорить и действовать. Я имею все, чтобы быть близким (ой) с другими людьми, чтобы быть продуктивным (ой), вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня. Я принадлежу себе, и поэтому я могут строить себя. Я –это Я, и Я –это замечательно.
* В.  Сатир. Как строить себя и свою семью
 
 
 
Занятие №5
Информация о действиях и последствиях употребления психоактивных веществ. Понятие зависимости. Зависимость как деструктивная форма  защиты личности, как иллюзорный способ ухода от проблем. Мое отношение к  алкоголизму и наркомании.
Цель: Обеспечение  детей и подростков объективной  информацией о действии наркотиков и других психоактивных веществ, формирование собственного отношения  к этой проблеме.
1. Начало работы. Продолжительность 5 минут.
Цель: Вхождение  в атмосферу группы
Методы  работы: Обмен чувствами
2. Разминка. Продолжительность 10 минут.
Цель: Переход  к обсуждению серьезных проблем. Возможность увидеть, что у других есть похожие сложности.
Методы: Игра «Да - Нет», «Клубок».
Оборудование:  клубок шерсти.
Материалы для тренера:
Упражнение  «Да-нет»
Ведущий произносит утверждение (например - «Я люблю смотреть футбол»). Все вытягивают руку и если согласны, поднимают  большой палец вверх, если не согласны - вниз. Постепенно характер утверждений  становится более серьезным (прим. - «Мне иногда бывает одиноко»). Утверждения может произносить любой участник группы. Данное упражнение помогает увидеть общность и уникальность каждого. Можно использовать для перехода к работе над серьезными темами. Количество участников может быть любое.
Упражнение  «клубок»
Каждый  из участников, держа в руках клубок ниток, говорит о том, как его  лично коснулась обсуждаемая  проблема. Затем наматывает на палец  нитку и отдает клубок следующему, кто хочет говорить. Готовую «паутинку» можно распутать, а можно скомкать.  Упражнение направлено на осознание общности проблем и возможности взаимной поддержки.  Тренеру следует задать тон серьезного разговора. В результате упражнения могут возникнуть глубокие переживания.
3. Работа по теме  занятия. Продолжительность 35 минут.
Цель: знакомство с объективной информацией о  действии психоактивных веществ
Методы: мозговой штурм «Зачем люди употребляют  психоактивные вещества». Лекция –  беседа (см. материалы для тренера).
Заметки для ведущего: имеет смысл задать тон серьезного и открытого  разговора своим примером.
Материалы для тренера:
План  лекции - беседы «Проблемы злоупотребления  психоактивными веществами»
1.Что  такое зависимость от психоактивных  веществ.
-Что  дает людям употребление наркотических  веществ?
-Каковы  последствия употребления?
-Какие  вещества вызывают развитие зависимости?
-Почему  зависимость от психоактивных  веществ - это хроническое неизлечимое  и смертельное заболевание?  
2. Биологический  аспект зависимости от психоактивных  веществ.
- Биологические предпосылки возникновения зависимости
Механизм  возникновения и развития зависимости  от психоактивных веществ.
3.Психологический  аспект зависимости от психоактивных  веществ.
-Психологические  предпосылки начала употребления  психоактивных веществ (низкая самооценка, трудности в общении со сверстниками и взрослыми, закрепощенность,  отсутствие навыков решения личностных проблем, неумение противостоять давлению окружающих и  т. д.)
-Психологическая  зависимость, механизмы ее развития.
-Психологические  проявления зависимости от психоактивных веществ (усиление негативных чувств, отрицание наличия проблемы, изоляция и т.д.)
4.Социальный  аспект зависимости от психоактивных  веществ.
-Социальные  предпосылки употребления психоактивных  веществ (высокий уровень социальной проблематичности общества, экономическая выгода от продажи наркотиков, трудности в общении, культурная приемлемость употребления некоторых веществ, неумение противостоять давлению общества и т.д.)
-Проявление  зависимости  от психоактивных  веществ на социальном уровне   (криминальный путь, изоляция, вращение в социальной среде, где принято употребление, зависимость как семейное заболевание  и т.д.)
5. Духовный  аспект зависимости от психоактивных  веществ.
-Что  такое духовность (потребность каждого  человека - чувствовать себя духовным,  чувствовать, что его жизнь это часть чего-то большего, что он приобщен к мировой культуре, искусству, нравственности и т.д.)
-Психоактивные   вещества – ложная и разрушительная  возможность заполнения духовного  вакуума.
6.Возможность  выздоровления.
-Признание  наличия проблемы.
-Обращение  за помощью.
-Выздоровления  должно касаться всех четырех  аспектов заболевания.
7.Ответственность  подростка за собственное употребление  психоактивных веществ.
-Кому  выгодно употребление подростками наркотиков и алкоголя.
-Какие  существуют способы для приобщения  подростка к употреблению.
-Способы  противостояния давлению сверстников  и распространителей.
Тренер  должен иметь четкое представление  об основных понятиях  данной темы.
4.Разминка. Продолжительность 10 минут.
Цель: Разрядка, взаимовыручка.
Методы: Игра «Салки –обнималки»
Материалы для тренера
Игра  «Салки –обнималки»
Ведущий объясняет, что водящий может  осалить того, у кого нет пары (за пару надо крепко держаться). Если образовалась тройка, салить можно того, кто присоединился последним. В игре могут принимать участие 6 – 30 человек.
5. Работа по теме  занятия. Продолжительность 20 минут.
Цель: Осознание  собственной роли и ответственности  в отношениях с психоактивными веществами.
Методы: Деловая игра «Предотвращение употребления психоактивными веществами»
Оборудование: бумага, ручки
Материалы для тренера:
Деловая игра «Предотвращение употребления психоактивными веществами».
Участникам  предлагается представить себя руководителями учебных учреждений. Задача – предотвращение употребления психоактивных веществ в их учебном заведении. Задача решается с помощью техники мозгового штурма. Упражнение направлено на осознании степени своего участия в решении проблемы. Обязательно соблюдение правил проведения мозгового штурма  - см. занятие № 2
6. Завершение работы. Продолжительность 10 минут.
Цель:  Навык разговора о чувствах.
Методы: обмен впечатлениями
 
 
 
Занятие № 6.
Человек как социальное существо. Общение. Формирование навыков общения.
Цель: Осознание собственной потребности и способности к общению. Решение некоторых проблем в общении
1. Начало работы. Продолжительность 10 минут.
 Цель: создание рабочей атмосферы в  группе
Методы: Разговор о чувствах, об итогах прошедших  занятий.
2. Разминка. Продолжительность 15 минут.
Цель: Осознание  и активизация невербального  компонента в общении.
Методы: Техника «невербальное знакомство»
Заметки для ведущего: техника вызывает сильные  переживания. Могут возникать сложности.
Материалы для тренера:
Упражнение «невербальное знакомство»
Участникам  предлагается молча и хаотично знакомиться  друг с другом: руками с закрытыми  глазами. Упражнение помогает осознать собственные сложности общения, приобрести опыт преодоления барьеров в общении. Может быть любое количество участников.
3. Работа по теме  занятия. Продолжительность 25 минут.
Цель: осознание  возможности разных способов общения.
Методы: игра «кораблекрушение», анализ упражнения с точки зрения общения.
Оборудование: списки для раздачи к игре «кораблекрушение», бумага, ручки.
Заметки для тренера: упражнение может затянуться, нужно четко следит за временем.
Материалы для тренера:
Игра  «кораблекрушение»
Инструкция. «  Вы дрейфуете на яхте в южной части  Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза  уничтожены. Яхта медленно  тонет. Ваше местонахождение неизвестно  из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно Вы находитесь на расстоянии 2 тысячи километров к юго-западу от ближайшей земли. Ниже дан список из предметов, которые остались целыми и невредимыми после пожара. В дополнении к этим предметам вы располагаете прочным надувным спасательным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, всю вашу группу и все перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляют несколько коробок спичек и пять десятирублевых банкнот… Ваша задача классифицировать ниже перечисленные предметов в соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 – у второго  по значению и так далее до пятнадцатого, наименее важного для вас».
Сначала  каждый участник выполняет задание  самостоятельно, затем объединяются в пары или группы по - 4 человека, приходят к общему мнению, затем  делают то же самое всей группой. Упражнение направлено на  формирование навыка противостояния групповому давлению и отстаивания собственного мнения, ознакомление с ролевой структурой группы – выявление лидеров, пассивной части, негативных лидеров, группировок. Упражнение занимает много времени (40минут минимум), возможно проявление агрессии и резкое разделение на непримиримые друг с другом подгруппы.
список  предметов для раздачи:
-зеркало  для бритья,
-25-литровая  канистра с водой,
-противомоскитная  сетка,
-1 коробка  с армейским рационом,
-карта  Тихого Океана,
-подушка  - плавательное средство,
-10-литровая  канистра с бензином,
-маленький  транзисторный радиоприемник,
-репелленты, отпугивающие акул,
-10 кв. м.  непрозрачной пленки,
-5 метров  нейлонового каната,
-2 коробки  шоколада,
-рыболовные  снасти.
4. Разминка. Продолжительность 10 минут.
Цель: разрядка
Методы: игра «слепые паровозики»
Материалы для тренера:
Игра  «слепые паровозики»
Участники сцепляются в маленькие паровозики по двое или по трое. Тот, кто находится  спереди, закрывает глаза и прислушивается к движениям последнего. Тот, кто в середине – ведом последним членом паровозика. Игра происходит молча. Интересно когда одновременно двигается не меньше 5 паровозиков.
Упражнение  направлено на сплочение группы, снятие напряжения, получение опыта ответственности  и доверия или недоверия к партнеру, развитие внимания к телесным ощущениям. Из–за включения телесного компонента, у подростков возможно возникновение разнообразных эмоций. Изучение материала этой игры дает возможность исследовать телесные проявления доверия и недоверия участников. В игре может  участвовать любое количество участников.
5. Работа по теме  занятия. Продолжительность 20 минут.
Цель: осознание  возможных проблем в общении.
Методы: Ролевые игры (по В. Сатир). Обсуждение и проигрывание стилей в общении
Заметки для ведущего: ролевые модели общения по В.Сатир (см. приложение).
Материал  для тренера:
Ролевые модели общения (по В. Сатир).
Элементы, составляющие общение:
- тело (движения, внешний вид, форма);
-ценности  – представления о том, что  должен делать человек, а что  – окружающие его люди;
-органы  восприятия: глаза, уши, нос, рот  и кожа;
-способность  говорить: голос, слова;
-интеллект  – переживания, знания человека.
Каждый  человек, прежде чем вступить в контакт  с другим человеком, считывает информацию о своем партнере – зрительную, слуховую, кинестетическую  и т.п. Затем происходит когнитивная переработка информации, в результате которой происходит сравнение с собственным предыдущим опытом (родителей, идеалами и т.д.). Полученная информация интерпретируется, и  человек приходит к выводу о том, как вести себя с данным партнером.
Разговор  людей друг с другом можно выразить в виде  несложной схемы:
-Вербальное  общение = слова;
-Невербальное  общение = выражение лица, поза  тела, мышечный тонус, дыхательный  ритм, тон интонации.
Существует  четыре типа преодоления стрессовых ситуаций в общении. Во всех четырех  случаях человек реагирует на опасность, но не желая показать свою слабость, пытается скрыть ее следующим  образом:
1.Заискивать, чтобы партнер не сердился.
2.Обвинять  так, что партнер чувствует в вас силу.
3. Рассчитывать  все с конечной целью, чтобы  окружающие поняли, что вы справились  с угрозой, не причинив никому  вреда. Попытка укрепить собственную  самооценку, используя громкие слова.
4.Отвлечься  и проигнорировать угрозу, вести себя так, как будто ее и нет.
Игры  на развитие общения (по В. Сатир)
Модели  общения приобретаются еще в  раннем детстве. Ребенок начинает использовать ту или иную  модель общения, когда  ищет свой путь в сложном, грозящем опасностями мире. 
Для того чтобы осознать  собственные позиции в общении, тренер просит участников изобразить описанные модели в ролевых играх.  Затем проводится обсуждение.
В следующих  четырех моделях наблюдается  двусмысленность в общении, расхождение  тона голоса, жестов, позы.
1.Миротворец (заискивающий). 
    Миротворец всегда говорит в  заискивающем тоне, пытаясь угодить,  извинясь, со всеми соглашаясь. Он  человек, который всегда говорит  «да». Он говорит так, как будто  не способен к самостоятельным  действиям, и ему нужен кто-то, кто его действия одобрит. Поза – человек стоит на одном колене, одна рука прижата к груди, вторая поднята кверху, как будто он просит подаяние. Голос: хныкающий и скрипучий.
2.Обвинитель.
     Это человек, который всюду  находит вину, диктатор. Он – главный  и, как будто,  говорит: «Если бы не ты, все было бы хорошо». Физически он находится в напряжении. Его голос - резкий и часто громкий. Обвинитель постоянно указывает на кого-то пальцем и начинает все свои высказывания со слов: «ты всегда», «ты никогда». Поза – человек одной рукой держится за талию, другую – вытянул вперед с вытянутым указательным пальцем. Его лицо напряжено, губы сжаты, ноздри расширены.
3.Расчетливый  (компьютер).
Представитель этого типа – очень правильный, уравновешенный, никогда не демонстрирующий своих чувств. Он спокоен, бесстрастен, собран. Его можно сравнить с компьютером или словарем. Его голос монотонный, слова –  длинные, носят абстрактный  смысл. Поза – человек сидит неподвижно, с  вытянутым позвоночником, руки безжизненно и изнуренно сложены на коленях. Его мозг сосредоточен на отборе нужных слов и на том, чтобы не допустить проявления какого-либо движения или проявлений чувств.
4.Отвлекающийся  (сбитый с толку).
Чтобы не делал этот человек это –  неуместно и не связано со словами  и поступками окружающих. Он отвечает на заданные вопросы неопределенно. Его внутреннее ощущение – постоянное головокружение. Его голос похож на песню со словарем, но без музыки. Человек ходит безо всякой цели из стороны в сторону, так как он полностью рассредоточен. Этот человек слишком занят процессом артикуляции, движениями тела, рук, ног, говорит невпопад. Не реагирует на вопросы, теряет мысль, затем находит, но уже – другую. Поза - тело движется сразу в нескольких направлениях, колени изогнуты вовнутрь, плечи сгорблены. Он размахивает руками в разные стороны.
5.Уравновешенный (гибкий).  Преимущество этого  типа общения в том, что человек,  его проявляющий, может жить  как гармоничная личность в  мире с сердцем и разумом,  с чувствами и телом. Чтобы  перейти к этой модели общения, необходимы мужество, храбрость, новые навыки и убеждения. Когда люди набираются смелости и пробуют общаться таким образом, барьеры непонимания рушатся.
В этой модели слова соответствуют жестам, позе и тону. Взаимоотношения просты, свободны и честны.  Этот тип общения подразумевает ваше право соглашаться, если вы согласны, возражать – если вы не согласны, свободно выражать свои мысли и менять жизненные позиции, потому, что вы испытываете в этом потребность. Быть гибким человеком значит быть прямым ответственным, честным, не бояться открыться людям до конца, быть компетентным, творческим, уметь решать проблемы.
6. Завершение работы. Продолжительность 10 минут.
Цель: навык  разговора о чувствах.
Методы: обмен впечатлениями.
Заметки для тренера: обычно к этому занятию участники уже могут адекватно выражать свои чувства. Если откровенного разговора не получается, стоит обратить на это внимание.
 
                                                                                                                                                                                                                     Поделилась опытом Щербань Т.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon babochka.pps330.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок бабочки Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка.

Слайд 2

Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась все такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.

Слайд 3

Тогда человек решил помочь бабочке: он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были неразвитыми и едва двигались.

Слайд 4

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она сможет летать.

Слайд 5

Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.

Слайд 6

А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покинуть эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Слайд 7

Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.

Слайд 8

Я просил сил ... а жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня сильным. Я просил мудрости… а жизнь дала мне проблемы для разрешения. Я просил богатства… а жизнь дала мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать.

Слайд 9

Я просил возможности летать ... а жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевал. Я просил любви ... а жизнь дала мне людей, которым я мог помогать в их проблемах.

Слайд 10

Я просил благ ... а жизнь дала мне возможности. Я ничего не получил из того, о чем просил… Но я получил все, что было мне нужно.

Слайд 11

Живи без страха, смело встречай все препятствия и докажи, что ты можешь их преодолеть Отправь это послание своим друзьям, чтобы они знали, какую цену они имеют в твоих глазах. Отправь его любому человеку, которого ты считаешь своим другом, даже если тебе придется отправить послание приславшему его тебе. Если послание возвратится к тебе, значит тебя окружают настоящие друзья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка группового занятия по профилактике употребления психоактивных веществ (ПАВ). Тема занятия: «Мой выбор».

Цели занятия:1.     Выявить причины употребления ПАВ.2.     Сформировать представление о вредном воздействии ПАВ на организм человека.3....

Программа по профилактике злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди учащихся

Программа в настоящее время очень актуальна, так как в ней рассаматриваются  проблемы профилактики употребления наркотических веществ и формирования ценностного отношения  к здоровью у подро...

Занятие по профилактике употребления психоактивных веществ с обучающимися старших классов «Остановись и подумай…»

Цель:  Развитие навыков противостояния психологическому давлению, принятия жизненно-важных решений....

план-конспект урока «Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ».

План-конспект урока по теме: «Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ»Тема: Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ.Класс 6.Цель: Изучение профи...

Программа «Профилактика злоупотреблений наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи».

Программа имеет профилактическую направленность. В ней происходит обучение подростков  новым формам поведения, формируется  стрессоустойчиваяличность, способная самостоятельно,эффективно...

Тема: «Социально-психологические условия профилактики употребления психоактивных веществ в подростковом возрасте в условиях образовательного учреждения»

laquo;Социально-психологические условия профилактики употребления психоактивных веществ в подростковом возрасте в условиях образовательного учреждения»...

Методическое пособие практико-ориентированных методов первичной профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди учащихся

Данное пособие предназначено для психологов, работающих в сфере первичной профилактики наркомании. В пособии рассматривается комплекс теоритических и методических вопросов, связанных с проблемой подро...