Занятие по профилактике употребления психоактивных веществ с обучающимися старших классов «Остановись и подумай…»
план-конспект по психологии на тему

Милютина Марина Викторовна

Цель:  Развитие навыков противостояния психологическому давлению, принятия жизненно-важных решений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по  профилактике употребления  психоактивных веществ с обучающимися старших классов «Остановись и подумай…»

Педагог-психолог Милютина М.В.

Цель:  Развитие навыков противостояния психологическому давлению, принятия жизненно-важных решений.

Форма работы:  занятие с элементами тренинга.

Возрастная группа: обучающиеся 10-11 класса

Приветствие. 

Здравствуйте!

- Что означает слово, которое мы говорим и слышим каждый день по нескольку раз? (пожелание здоровья)

- А что такое здоровье?

- Здоровье это отсутствие болезней, при этом есть болезни, которые зависят только от нашего образа жизни и поведения. Именно об этих заболеваниях, которыми,  к огромному сожалению, болеет большое количество молодежи мы и поговорим.

- Как вы думаете, отчего зависит здоровье человека?

По-разному беда приходит к нам –

Болезнью, непризнанием, потерей…

Наперекор судьбе, назло врагам

Жить остаемся, в будущее веря

И если в час твоей большой беды

Подавишь боль, сумев в строю остаться,

То это будет значить, что и ты

Имеешь право человеком называться.

Грустно осознавать, что в последние годы наблюдается падение нравов, рост пьянства, наркомании. Становится тревожно за человека и окружающую его среду. Сегодняшний час общения  посвящается пагубным привычкам и болезням, к которым они приводят. Мы должны сделать выбор в пользу здорового образа жизни.

Дискуссия «Знаете ли вы?...»

1) что американцы называют чумой 20 века?

Курение. Сегодня курит треть населения планеты. В странах Европейского союза курят 42 % мужчин и 28 % женщин. В России, по данным Минздрава, курят 70 % взрослых мужчин и 49 % женщин. Но за этими цифрами скрывается ещё более угрожающая статистика: только в Швейцарии курение ежегодно уносит жизни более 8 000 человек. Это больше, чем от СПИДа, героина, кокаина, алкоголя, пожаров, ДТП, убийств и самоубийств вместе взятых. В Германии ежегодное число жертв курения составляет 100 000, а в Индии доходит до миллиона. И тем не менее, табачная индустрия продолжает процветать, так как сигарета- источник значительной доли годовых доходов правительства.

2)Почему табачная индустрия до сих пор не использовала своё политическое влияние, чтобы убрать надпись «Курение опасно для вашего здоровья» с рекламных плакатов и пачек сигарет?

В действительности, эта надпись защищает табачную индустрию от судебных исков. Если человек, начав курить с 12 лет, а в 45 заболев раком лёгких, решил предъявить табачной компании иск, то у неё есть хорошее оправдание: мы предупреждали, что курение опасно для вашего здоровья. Курение – не единственный порок нашего времени. Есть ещё одно страшное слово- алкоголизм. Слово «алкоголь» пришло к нам из арабского языка и означает «тонкая сущность предмета», а спирт –от латинского «дух».

3)Справедливо ли утверждение: вино родилось вместе с человеком, человечество пьёт всю свою историческую жизнь?

Виноделие, как и изготовление пива, возникло 7-8 000 лет назад. Так что, приобщение к алкоголю - сравнительно молодая ошибка человечества. Но наши предки пили вовсе не для того, чтобы напиться, а в рамках строго заданных обычаев. Например, вино отождествлялось с кровью языческого божества.

4)В начале 20 века говорили, что «сухой закон в Америке потонул….» О каком напитке идёт речь?

После неудачного опыта с введением сухого закона в США был введён закон, который запрещал употребление любых спиртных напитков, кроме пива. В результате за короткое время только за счёт пива были достигнуты ещё большие показатели употребления спиртного. Сегодня эта проблема касается и нашего государства.

Педагог-психолог: К сожалению, многовековая борьба с алкоголизмом пока так и не увенчалась успехом. Мы по-прежнему поднимаем бокал за здоровье, хотя с каждым новым бокалом здоровья становится всё меньше и меньше. И есть те, которым знакомства с алкоголем оказалось недостаточно. Те, кто в погоне за более сильными ощущениями шагнул ещё дальше навстречу пропасти и начал принимать наркотики. Слово «наркотик» в переводе означает «онемение», «оцепенение». Принимая наркотики, человек попадает от них в зависимость в физическую и психологическую. В результате вся жизнь летит под откос. Друзья, родные, семья, учёба, карьера теряют свою значимость. Остаётся одно - как достать наркотики. Хотя, может у вас есть другое мнение на этот счёт?...

Упражнение «Чёрное - белое»

Группа (класс) делится на 2 команды. Даётся список утверждений. Первая команда доказывает, что они верны и приводит аргументы «за», а вторая команда- доказывает обратное и приводит аргументы «против».

1.Наркотики употребляют сильные и талантливые люди.

2.Наркотик делает человека свободным.

3.Наркотики бывают «всерьёз» и «не всерьёз».

4.Наркоману не добиться успеха в жизни, мысли о будущем только мешают ему.
5.Наркоман не может создать собственной семьи, вряд ли кто-то согласится связать свою жизнь с больным человеком.

Педагог-психолог: Почему люди употребляют наркотики? Одна из причин по статистике – экономическая. Но тогда почему наркомания процветает в таких экономически развитых странах, как Канада, США….? Не от беспросветной нищеты в наркотическом угаре умер Элвис Пресли. Не от бедности покупают кокаин, цена которого – сотни долларов. Причины в другом. Они гораздо глубже - они в каждом из нас. И, как ни странно, не озвучивается ещё одна причина – любовь…

Упражнение «Давайте разберёмся»

Коля и Маша любят друг друга. Они учатся в одном классе. Однажды Коля во время дискотеки завёл Машу в класс и предложил ей попробовать наркотик. Он объяснил, что начал недавно колоться, ему очень нравится, и он хочет, чтобы и Маше тоже было хорошо. Но Маша отказалась от предложения и убежала из школы. Она всю ночь не спала, думала, что делать и решила всё рассказать своей лучшей подруге, однокласснице Свете. Так и сделала. Света обещала подумать и помочь. Она рассказала всё классному руководителю, а та - директору школы. Вызвали родителей Коли в школу, рассказали про сына, Колю положили в закрытый стационар на лечение. Никто из класса, даже Маша, не приходил к нему. И только его друг Ваня не изменил к нему своего отношения и посещал в больнице. Когда Коля пришёл в школу, он уже твёрдо знал, что употреблять наркотики не будет больше никогда, но и поддерживать отношения с Машей тоже не собирается. 
Оцените правильность действий всех участников этой истории. Предложите свои варианты действий того или иного участника. 

Педагог-психолог: Главные действующие лица этой истории должны были сделать свой выбор, принять решение. Мы ежедневно принимаем массу решений, но есть и такие, которые сильно влияют на нашу жизнь, т.е. жизненно-важные решения. Для принятия таких решений полезно использовать модель принятия решений «Шаг за шагом».

Упражнение «Шаг за шагом»

Используя модель «Остановись и подумай!», помогите Маше принять правильно жизненно-важное решение.

Модель принятия решения «Остановись и подумай!»

шаги

вопросы-действия

Остановись. Определи проблему.

Чего это касается? В чём заключается проблема? (попытайтесь встать на позитивную точку зрения и определить позитивные стороны)

Подумай. Определи основную цель.

Чего я хочу? (желаемые и возможные решения)

Подумай о последствиях.

Определи доводы «за» и «против». Что может произойти? (рассмотри обе стороны последствий-позитивную и негативную)

Решай, что делать?

Принятие решения. Каково моё решение? (взвесь все последствия, сделай наилучший выбор)

Оцени исход.

Был ли предшествующий процесс решения трудной для тебя работой? Подумай.

Пример решения проблемы:

Проблема касается жизни и физического и психического здоровья любимого человека. Есть ли позитив? Да - Коля недавно начал употреблять наркотики, Коля любит Машу, он ей доверяет.

Я хочу ему помочь избавиться от пагубной привычки, я хочу предотвратить беду. Возможные решения:

- помочь Коле, попросить помощи у взрослых,

- всё оставить как есть, отвернуться от Коли,

- начать употреблять наркотики вместе с Колей

«За»: 
- Коля мне дорог, он мой парень, я не могу его бросить в беде,
- Он мне доверяет, ему небезразлично моё мнение, ему нужна моя поддержка,
- Взрослые помогут решить эту проблему, они знают, как это сделать,
- Коля вернётся к нормальному образу жизни, мы будем счастливы вместе.
«Против»:
- Коля продолжит употреблять наркотики и однажды погибнет,
- От Коли отвернутся все друзья, близкие, его ждёт одиночество,
- Я тоже стану наркоманкой и меня ждёт такое же будущее…
Я принимаю правильное решение: помогу Коле, обращусь за помощью к взрослым (значимым)………

Да, мне было сложно принять решение:

- возможно, сейчас меня Коля не поймёт;

- я не знаю, какова будет реакция взрослых, родителей Коли…

  • мне всё-таки интересно, почему Коле нравится употреблять наркотики…
    Рефлексия

     Прощание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика употребления психоактивных веществ несовершеннолетними.

В настоящее  время употребление подростками психоактивных веществ (алкоголь, наркотики, табак, токсические вещества и др. средства) представляет собой серьезную проблему современного общества.Сог...

Разработка группового занятия по профилактике употребления психоактивных веществ (ПАВ). Тема занятия: «Мой выбор».

Цели занятия:1.     Выявить причины употребления ПАВ.2.     Сформировать представление о вредном воздействии ПАВ на организм человека.3....

Профилактика употребления психоактивных веществ

Анализ программы по профилактике психоактивных веществ "Я за здоровье"...

Разработка группового занятия по профилактике употребления психоактивных веществ (ПАВ) «Мой выбор».

Система школьного образования в современных условиях часто уходит от дела воспитания личности, полностью передовая эту ответственность родителям, основным оставляя для себя лишь процесс обучения - тра...

Занятие по первичной профилактике употребления психоактивных веществ «Мой выбор»

Данное занятие посвящено обсуждению жизненного выбора учащимися и его влияния на наше будущее. Изучение данной темы может помочь учащимся оценить события своей жизни, осознать необходимость оказания с...

Мастер-класс по проведению тренинга по профилактике употребления психоактивных веществ среди подростков «Мы против наркотиков»

Мастер-класс был проведён на базе муниципального бюджетного учреждения ддополнительного образования "Центр дополнительного образования детей" города Тамбова в октябре 2019 года для социальны...