Программа «Профилактика злоупотреблений наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи».
рабочая программа по психологии на тему
Программа имеет профилактическую направленность. В ней происходит обучение подростков новым формам поведения, формируется стрессоустойчиваяличность, способная самостоятельно,эффективно и ответственно строить свою жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 198 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,
ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ «ЛИЧНОСТЬ»
городского округа Тольятти
445057, РФ, Самарская обл., г. Тольятти, ул. Юбилейная, 81, тел. 34 81 41
Утверждено На заседании педагогического совета ГБОУ ЦПМСС «Личность» Председатель: |
_________________Л.П.Жидкова «______»_________________2015г. |
Программа
«Профилактика злоупотреблений наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи»
Составитель программы:
педагог-психолог
ГБОУ ЦПМСС «Личность»
Лисицына Е.А.
2015 год
Аннотация
Очевидным является тот факт, что молодое поколение России переживает кризисную социально-психологическую ситуацию. Разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации, выработка новых происходит хаотично, бессистемно и лавинообразно. Молодежь утрачивает ощущение смысла происходящего и не имеет определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный жизненный стиль.
Современная социальная ситуация неизбежно привела молодое поколение к необходимости взятия ответственности за свое будущее на себя, самостоятельного выбора и контроля своего поведения. В то же время совершенно очевидно, что подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Прогрессивно нарастающие требования социальной среды вызвали появление массовых состояний психоэмоционального напряжения, лавинообразное увеличение форм саморазрушающего поведения, на первое место из которых вышла наркотизация подростков, а также различные виды злоупотреблений психоактивными веществами.
Отсутствие знаний, навыков и современных социально адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения - родителей, педагогов, - не позволяет им оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку. Подростки оказались одиноки и психологически беспомощны в связи с утраченными связями со старшим поколением. Задача психологов обучить их новым формам поведения, сформировать стрессоустойчивую личность, способную самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь, способную эффективно преодолевать жизненные проблемы, с развитыми стереотипами здорового поведения.
Все эти экстремальные, в социально-психологическом смысле, условия приводят к необходимости разработки нового, специфического для данной конкретной ситуации, подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами.
За основу программы взята концептуальная программа профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи Н.А.Сироты, В.М.Ялтонского, И.Л.Баушевой, О.В.Зыкова.
Опираясь на теорию стресса и копинга Р. Лазаруса и учитывая особенности нашего общества, Н.А.Сирота и В.М.Ялтонский разработали концептуальную модель копинг-профилактики наркоманий («копинг» - преодоление стресса, совладание с ним). Основной целью этой программы является развитие процесса осознания, понимания собственного поведенческого выбора, наиболее оптимального и эффективного для данной личности.
Таким образом, у подростков происходит развитие и модификация поведенческих стратегий, способствующих совладанию с требованиями социальной среды, а так же развитие ресурсов личности, с помощью которых можно делать эффективный здоровый и осмысленный поведенческий выбор. Программа предполагает профилактическое воздействие на когнитивный, аффективный и поведенческий компонент личности.
Цели программы:
- Обучение школьников подросткового возраста поведению, ведущему к здоровью;
- Изменение ценностного отношения подростков к наркотикам и другим ПАВ;
- Развитие у подростков высоко-функционального поведенческого копинг-стиля, направленного на психосоциальную интеграцию, психическое и физическое здоровье.
Задачи программы:
- Формирование здорового жизненного стиля, высоко-функциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению наркотическими и другими психоактивными веществами.
- Создание условий для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы работы.
- Информирование о действиях и последствиях злоупотребления наркотическими и психоактивными веществами, причинах и формах заболеваний, связанных с ними, путях к выздоровлению, связи злоупотребления наркотиками и других форм саморазрушающего поведения с особенностями личности, общения, социальными сетями, стрессом и путями его преодоления.
- Направленное осознание имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:
- Я-концепции (самооценки, отношения к себе, своим возможностям и недостаткам);
- собственной системы ценностей, целей и установок, способности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение и жизнь, решать простые и сложные жизненные проблемы, умения оценивать ту или иную ситуацию и свои возможности контролировать ее;
- умения общаться с окружающими, понимать их поведение и перспективы, сопереживать и оказывать психологическую и социальную поддержку;
- осознание потребности в получении и оказании поддержки окружающим.
- Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:
- Развитие стратегий и навыков поведения, ведущего к здоровью и препятствующего злоупотреблению психоактивными веществами:
Структура программы:
Программа предполагает работу с подростками старшего (15-17 лет) и среднего (12-14 лет) школьного возраста.
Программа состоит из четырех разделов:
- Информационный раздел;
- Когнитивное развитие;
- Развитие личностных ресурсов;
- Развитие стратегий высокофункционального поведения и навыков.
Предполагаемые результаты:
- Уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других психоактивных веществ среди подростков.
- Формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков.
Критерии эффективности:
Уменьшение факторов риска злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами:
- усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения;
- наличие навыков противодействия наркотизирующейся среде, решения жизненных проблем, поиска, восприятия и оказания социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях, принятия ответственности за собственное поведение, эффективного общения;
- развитие стратегий проблем - преодолевающего поведения и избегания ситуаций, связанных с риском наркотизации.
До и после программы предполагается проведение экспериментально-психологического обследования ее участников по вышеназванным критериям.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Программы профилактики злоупотреблений наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи.
Цель:
- Обучение школьников подросткового возраста поведению, ведущему к здоровью;
- Изменение ценностного отношения подростков к наркотикам и другим ПАВ;
- Развитие у подростков высоко-функционального поведенческого копинг-стиля, направленного на психосоциальную интеграцию, психическое и физическое здоровье.
Категория участников: подростки старшего (15-17 лет) и среднего (12-14 лет) школьного возраста.
Срок обучения: 36 часов
Режим занятий: 2 часа в день 1 раз в неделю
№ п/п | Название разделов и дисциплин | Всего часов | В том числе | Форма контроля | |
лекц. | практ. | ||||
1. | Представление программы, знакомство.
| 2 | 0,8 | 1,2 | Рефлексия. |
2. | Понятие личности. Развитие личности. | 8 | 2,5 | 5,5 | Рефлексия, анализ продуктов «мозгового штурма» и сравнение их с научными данными. |
3. | Информация о действиях и последствиях употребления психоактивных веществ. | 4 | 2 | 2 | Рефлексия, анализ продуктов «мозгового штурма» и сравнение их с научными данными. |
4. | Человек как социальное существо.
| 4 | 1,2 | 2,8 | Рефлексия |
5. | Человек как сексуальное существо. | 2 | 0,3 | 1,7 | Рефлексия, анализ продуктов «мозгового штурма» и сравнение их с научными данными. |
6. | Семья как единый организм. | 2 | 0,4 | 1,6 | Рефлексия, анализ продуктов «мозгового штурма» и сравнение их с научными данными. |
7. | Понятие группового давления и принятие собственного решения.
| 2 | 0,5 | 1,5 | Рефлексия |
8. | Формирования навыков заботы о себе и защиты своего Я. | 2 | 0,8 | 1,2 | Рефлексия |
9. | Понятие стресса и проблемо-разрешающее поведение. | 8 | 2,5 | 5,5 | Рефлексия, анализ продуктов, полученных в ходе деловой игры |
10. | Завершение работы. | 2 | 0,2 | 1,8 | Рефлексия, анкетирование |
Итого: | 36 | 11,2 | 24,8 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Профилактической программы профилактики злоупотреблений наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи.
Цель:
- Обучение школьников подросткового возраста поведению, ведущему к здоровью;
- Изменение ценностного отношения подростков к наркотикам и другим ПАВ;
- Развитие у подростков высоко-функционального поведенческого копинг-стиля, направленного на психосоциальную интеграцию, психическое и физическое здоровье.
Категория слушателей: подростки старшего (15-17 лет) и среднего (12-14 лет) школьного возраста.
Срок обучения: 36 часов
Режим занятий: 2 часа в день
№ п/п | Наименование учебных разделов, дисциплин | Всего час. | В том числе | Форма контроля | |
лекции | деловые игры, тренинговые упражнения практические, задания | ||||
1 | Представления программы, знакомство. Ознакомление с задачами и правилами группы. | 1 | 0,4 | 0,6 | Входное анкетирование, рефлексия. |
2 | Понятие личности. | 4 | 1,25 | 2,75 | Рефлексия, анализ продуктов «мозгового штурма» и сравнение их с научными данными. |
2.1 | Структура моей и твоей личности. Кто Я? Кто Ты? Понятие границ личности. Развитие личности. | 1 | 0,3 | 0,7 | Анализ продуктов «мозгового штурма» и сравнение их с научными данными |
2.2 | Чувства. Формирование умения осознавать, что со мной происходит анализировать собственное состояние. | 1 | 0,3 | 0,7 | Рефлексия. |
2.3 | Отношение к себе, самооценка, развитие и личностный рост. Ценность моей и твоей личности. | 1 | 0,15 | 0,85 | Результаты работы с «картой моей личности». |
2.4 | Понятие морали и нравственности, смысла жизни и личностных ценностей. | 1 | 0,45 | 0,55 | Анализ продукта, полученного в ходе деловой игры. |
3 | Информация о действиях и последствиях употребления психоактивных веществ. | 2 | 1 | 1 | Рефлексия, анализ продуктов «мозгового штурма» и сравнение их с научными данными |
3.1 | Понятие зависимости. Зависимость как деструктивная форма защиты личности, как иллюзорный способ ухода от проблем. Мое отношение к алкоголизму и наркомании. | 1 | 0,35 | 0,65 | Анализ продуктов «мозгового штурма» и сравнение их с научными данными |
3.2 | Развитие заболевания зависимости от психоактивных веществ и выздоровление. Выбор и ответственность. Информация о действиях и последствиях употребления психоактивных веществ. | 1 | 0,25 | 0,75 | Анализ общего рисунка. |
4 | Человек как социальное существо. | 2 | 0,6 | 1,4 | Рефлексия |
4.1 | Общение. Формирование навыков общения. | 1 | 0,3 | 0,7 | Рефлексия. |
4.2 | Формирование навыков эмпатии, Самооценка и отношение к другому. Принятие себя и другого как личности | 1 | 0,3 | 0,7 | Анализ хода ролевой игры, общая рефлексия |
5 | Человек как сексуальное существо. Проблемы межполового общения. | 1 | 0,3 | 0,7 | Рефлексия, анализ продуктов «мозгового штурма» и сравнение их с научными данными. |
6 | Семья как единый организм. Понятие здоровой семьи и её отличие от семьи дисфункциональной. | 1 | 0,2 | 0,8 | Рефлексия, анализ продуктов «мозгового штурма» и сравнение их с научными данными. |
7 | Понятие группового давления и принятие собственного решения. Навыки выражения и отстаивания собственного мнения, поиск компромиссов, умение противостоять групповому давлению. | 1 | 0,25 | 0,75 | Рефлексия |
8 | Формирования навыков заботы о себе и защиты своего Я, границ личности. Умение говорить “Нет” | 1 | 0,4 | 0,6 | Рефлексия |
9 | Понятие стресса и проблемо-разрешающее поведение. | 4 | 1,25 | 2,75 | Рефлексия, анализ продуктов, полученных в ходе деловой игры |
9.1 | Формирование навыков оценки проблемной ситуации и принятия решения. Способы решения проблем, личностных сложностей. Понятие личностных кризисов | 1 | 0,3 | 0,7 | Анализ хода ролевой игры, общая рефлексия |
9.2 | Развитие когнитивной оценки проблемной или стрессовой ситуации. | 1 | 0,3 | 0,7 | Рефлексия. |
9.3 | Преодоление проблемных и стрессовых ситуаций. | 1 | 0,3 | 0,7 | Анализ хода ролевой игры, общая рефлексия |
9.4 | Формирование умения ставить перед собой краткосрочные и перспективные цели и достигать их. | 1 | 0,35 | 0,65 | Анализ планов, полученных в ходе работы по теме. |
10 | Завершение работы. | 1 | 0,1 | 0,9 | Рефлексия, анкетирование |
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Пояснительная записка
Современное развитие России связано с модернизацией в сфере образования, которая в первую очередь затрагивает проблемы формирования человека и гражданина, интегрированного в современное общество. Успешным в различных областях жизнедеятельности может быть человек, который ориентирован на здоровый образ жизни (ЗОЖ). Однако, как свидетельствует анализ исследований в данной области, у большинства россиян, особенно молодого поколения страны, не сложились ценности, обусловливающие такой образ жизни.
В настоящее время в государственной политике остро необходим перенос акцента (средств, ресурсов, усилий) с лечения зависимых лиц и узко направленной профилактики (отдельных видов саморазрушающего поведения и психологической зависимости) на формирование саногенной ментальности, в первую очередь — у подрастающего поколения, повышение психологической культуры, освоение умений и навыков личной психогигиены. Чрезвычайно важны: повышение психологической и социальной компетентности подростков и юношей, психологическая поддержка процесса личностного саморазвития и обретения психологической устойчивости.
Известно, что потребностями и мотивацией личности напрямую управлять невозможно. Потребность в здоровье имеет сложную возрастную динамику. Просто информировать различные слои населения о ценности здоровья нет необходимости. Важно помнить, что ценности могут быть «знаемыми» (но необязательно признаваемыми или принятыми) и усвоенными. Призывы вести здоровый образ жизни или запугивания негативными последствиями пренебрежительного отношения к своему здоровью не дадут желаемого результата.
Цели программы:
- Обучение школьников подросткового возраста поведению, ведущему к здоровью;
- Изменение ценностного отношения подростков к наркотикам и другим ПАВ;
- Развитие у подростков высоко-функционального поведенческого копинг-стиля, направленного на психосоциальную интеграцию, психическое и физическое здоровье.
Задачи программы:
- Формирование здорового жизненного стиля, высоко-функциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению наркотическими и другими психоактивными веществами.
- Создание условий для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы работы.
- Информирование о действиях и последствиях злоупотребления наркотическими и психоактивными веществами, причинах и формах заболеваний, связанных с ними, путях к выздоровлению, связи злоупотребления наркотиками и других форм саморазрушающего поведения с особенностями личности, общения, социальными сетями, стрессом и путями его преодоления.
- Направленное осознание имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:
- Я-концепции (самооценки, отношения к себе, своим возможностям и недостаткам);
- собственной системы ценностей, целей и установок, способности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение и жизнь, решать простые и сложные жизненные проблемы, умения оценивать ту или иную ситуацию и свои возможности контролировать ее;
- умения общаться с окружающими, понимать их поведение и перспективы, сопереживать и оказывать психологическую и социальную поддержку;
осознание потребности в получении и оказании поддержки окружающим.
- Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:
- Развитие стратегий и навыков поведения, ведущего к здоровью и препятствующего злоупотреблению психоактивными веществами:
Четкая формулировка и понимание задач стоящих перед исполнителем любой деятельности вне всяких сомнений делает работу более организованной четкой и успешной. Нам представляется чрезвычайно важным понимание ведущими цели своей работы. Тогда будет понятнее, какой должна быть такая работа. Итак, какова же цель профилактической работы? По определению, профилактика - это система мер, направленных на предупреждение возникновения явления. Цель профилактики употребления психоактивных веществ - отказ детей и подростков от употребления химических веществ изменяющих состояние сознания. Могут ли какие- либо мероприятия привести к намеченной цели? Можем ли мы гарантировать, что проведение определенных мероприятий приведет к тому что дети не станут употреблять вещества никогда? Конечно нет. Мы можем только с той или иной степенью вероятности предположить, что наша работа сделает это употребление менее вероятным. Поэтому для того чтобы работа стала более продуктивной, нам представляется целесообразным формулировка более конкретных задач. Таких задач, про которые можно сказать - да, мы это сделали или наоборот.
Какие задачи стоят перед действенной профилактической работой в школах и других учебных заведениях?
- дать детям объективную информацию о действии химических веществ на организм.
- сориентировать детей на их способность сделать свой собственный выбор. Они должны чувствовать, что они действительно могут сделать правильный для себя выбор, что им это доверяют.
- дать детям возможность овладения определенными поведенческими навыками, облегчающими следование здоровому образу жизни.
Эти задачи единственно реальные для практикующего специалиста. Постановка более глобальных целей и задач может привести к кризису, как работы, так и личности ведущего.
Соответственно этим задачам грамотная профилактическая работа должна необходимо включать в себя три компонента.
- Образовательный компонент
Специфический - знание о действии химических веществ изменяющих состояние сознания на организм, о механизмах развития заболевания зависимости во всех аспектах, принятие концепции болезни и понимание последствий, к которым приводит химическая зависимость
Цель: научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком (с любым, и возможно и с ним самим) при употреблении психоактивных веществ.
Неспецифический - знание о себе, понимание своих чувств, эмоций, знание о возможных способах работы с ними, заботы о себе.
Цель: формирование развитой концепции самосознания у подростка
- Психологический компонент - коррекция определенных психологических особенностей
личности способствующих развитию зависимости от употребления химических веществ, создание благоприятного доверительного климата в коллективе, психологическая адаптация подростков из группы риска и др. Работа с чувствами вины, страха, неуверенности в себе, проблемами ответственности, принятия решений, чувством личной защищенности. Работа с планом личного выздоровления.
Цели: психологическая поддержка подростка, формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия решений, умения сказать “нет”, постоять за себя, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умения обратиться при необходимости за помощью.
- Социальный компонент - помощь в социальной адаптации подростка, овладение навыками общения, решение проблемы занятости и т.д.
Цель: Формирование социальных навыков необходимых для здорового образа жизни.
Программа рассчитана на 18 часов.
Примерная структура каждого занятия
Этапы | Задачи | Средства | Роль ведущего |
Приветствие | Обозначить начало занятия, создать особую атмосферу, подчеркнуть безопасность | Определенные ритуалы | Обеспечить для каждого участника максимально комфортное вхождение в группу |
Начало работы | Самоопределение участников (с чем они пришли на группу, как себя сейчас ощущают) | Ритуализированная форма, которая каждый раз наполняется новым содержанием | Предоставить каждому участнику возможность поделиться своими переживаниями, помочь осознать и принять свои чувства |
Разминка | 1.Объединение, сплочение группы 2.Развитие межличностных связей 3. Включение в совместную деятельность | Более или менее подвижные игры с четко определенными правилами | 1. Обозначение правил и границ 2. Обеспечение безопасности участников. |
Работа по теме | Задачи соответствуют теме занятия | Самые разнообразные формы активности (игры, рисование, психодрама и т.д.) | 1. Дать определенную информацию в доступной форме. 2. Предоставить возможность выразить свои чувства 3. Помочь овладеть новыми навыками, основываясь на полученной информации |
Завершение занятия | 1.Возможность выплеснуть накопившееся напряжение 2. Завершение работы в позитивном эмоциональном состоянии | Подвижные и/или релаксационные игры | Обеспечение безопасности участников |
Прощание | Обозначить конец занятия | Определенные ритуалы | Эмоциональная поддержка детей |
Методы, используемые при реализации программы:
- Групповая работа;
- Дискуссии;
- Мозговые штурмы;
- Беседы;
- Лекции;
- Ролевые игры.
Лекция — систематическое, последовательное, монологическое изложение учебного материала, как правило, теоретического характера. Поскольку процент усвоения лекционного материала учащимися не высок из-за их пассивной позиции слушателя, то в лекционной части занятия используются наглядные пособия и метод беседы, а закрепление материала происходит в практической деятельности.
Беседа — вопросно-ответный метод, при котором ведущий путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала, применяется с целью активизации умственной деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний или повторения и закрепления полученных ранее. Очень важно создать доверительную атмосферу для беседы, а так же не оставлять без ответа возникающие у учащихся вопросы.
Дискуссия — метод группового обучения, обеспечивающий активное вовлечение учащихся в обмен мнениями, идеями и соображениями о способах разрешения какой-либо проблемы, используемый для целенаправленного влияния на сознание и формирование социально ценных убеждений.
Мозговой штурм - это самый оперативный метод решения творческой задачи. Классический вариант "мозгового штурма" предполагает свободное, без ограничения высказывание идей, в том числе и самых немыслимых. "Штурм" проводится в группе 5-8 человек. В течение получаса высказываемые идеи стенографируются или записываются на диктофон и только потом оцениваются с критической точки зрения. Формулировка задачи - подготовительный этап мозгового штурма, главной задачей которого является постановка задачи и четкое формулирование проблемы. В процессе мозгового штурма очень важно, чтобы в начале второго этапа все участники правильно и одинаково представляли себе цель мозгового штурма. Генерация идей - это основной творческий этап мозгового штурма. Он заключается в том, чтобы все участники озвучивали все свои – пусть даже самые нелепые и абсурдные – идеи. На этом этапе категорически запрещена критика или позитивная оценка озвучиваемых идей. Все идеи должны обязательно фиксироваться, но пока не обсуждаться. Подведение итогов - это заключительный этап, на котором происходит критика и обсуждение предложенных идей, отбор самых подходящих из них. Именно на этом этапе и формируется результат мозгового штурма.
Ролевая игра - это многофункциональная диалоговая диагностическая и коррекционно-тренинговая методика, в которой моделируются условия для выявления определенных психических свойств в ходе условно-игрового взаимодействия испытуемого с другими людьми – партнерами.
Предлагаемые методы работы соответствуют возрастным особенностям адресата программы, а также делают его субъектом происходящего процесса.
Программа не имеет ограничений и противопоказаний.
Гарантия прав участников программы обеспечивается с помощью реализации принципа «закрытости информации», которую получает ведущий и обсуждает группа, и введения определенных правил работы группы.
Выбор правил работы группы на тренинге - процесс крайне значимый и от него во многом зависит дальнейшая работа на группе. Ведущему важно решить насколько авторитарно он будет предлагать свои правила и насколько он способен принять правила предлагаемые группой.
Возможные правила работы группы:
- Конфиденциальность (Ведущему важно сказать учащимся о том насколько он способен не сообщать никому информацию, которую получит на тренинге. Для подростков важно отделить информацию о себе от информации о других)
- Говорить по одному (Стоит при этом обсудить как будет соблюдаться очередность и как обозначить свое желание высказаться)
- Право сказать «пас» (В случае слишком большого изначального сопротивления группы это правило не стоит вводить именно как правило. Но ведущему все равно стоит иметь его в виду)
- Каждый имеет право высказать свое собственное мнение
- Не критиковать , не оскорблять и не оценивать другого (для подростков важно обговорить заранее что является оскорблением, каков критерий нарушения данного правила)
- Начинать и заканчивать во время.
Возможно принятие любых других правил на усмотрение группы.
Также крайне важно обсудить критерии нарушения правил и санкции предпринимаемые в случае нарушения по отношению к нарушителю. Желательно, чтобы ребята сами выработали эти санкции важно только чтобы они не были обидными и унизительными (например отжиматься в центре круга может быть унизительным, а делать то же самое где-нибудь в сторонке - нет). Нужно иметь в виду, что на ведущих группы эти санкции распространяются в той же степени.
Сферы ответственности, основные права и обязанности специалистов и учреждения, на базе которого реализуется программа, определяются договором, который заключается перед началом работы. Перед началом реализации программы, рекомендуется ознакомить родителей учащихся (родительское собрание) с целью и задачами программы, ее содержанием и режимом проведения.
Требования к специалистам, реализующим программу:
1. Ведущий должен иметь достаточное представление о проблеме употребления ПАВ, обладать необходимыми знаниями и информацией. Ему надо очень ясно понимать что:
- зависимость от психоактивного вещества - это комплексное хроническое заболевание имеющее определенный генез, симптоматику и развитие, это болезнь имеющая биологические, психологические, социальные и духовные корни, что это семейное заболевание.
- подростки имеют вполне определенные физиологические возрастные особенности и они имеют право быть не такими как взрослые.
- существует группа риска по развитию химической зависимости среди подростков.
- экономическая, политическая, социальная и психологическая обстановка в стране является фактором способствующим обострению проблемы химической зависимости среди детей и подростков.
- Ведущий должен иметь свою собственную определенную позицию по отношению к употреблению химических веществ. Подростки, как никто другой, остро чувствуют ложь и замешательство ведущих. До начала работы по предлагаемым программам, ведущий должен прояснить для себя какое место в его жизни занимают химические вещества и быть готовым говорить об этом с детьми.
- Ведущий должен обладать достаточно высоким уровнем личностного здоровья. Ему самому необходимо быть ответственным за свою жизнь, иметь адекватную самооценку, уметь делать выбор, иметь навыки общения и решения своих личных проблем - одним словом уметь и иметь все то, что мы хотим от детей с которыми работаем. Это важный момент, потому что иначе ребенок не сможет овладеть необходимыми навыками и решить психологические задачи которые ставится перед ним в ходе работы по программе.
- Ведущий должен обладать определенными профессиональными навыками, которые скорее можно назвать талантами. Специалисты, имеющие опыт ведения детских и подростковых профилактических групп выделяют следующие важные способности ведущего:
- Умение войти в мир подростков, не нарушая границ личности (своей и подростка)
- Умение создать безопасную и поддерживающую обстановку
- Умение нести знания «между слов», т.е. умение пользоваться невербальным компонентом общения
- Помнить и уважать себя в подростковом возрасте
- Знание подростковых стилей и способов овладения материалом и иметь большой багаж различных форм активности.
- Уметь получать удовольствие от работы с подростками и веселиться вместе с ними.
Для реализации данной программы необходим следующий учбно-методический материал:
- Описание игр;
- Описание модели принятия решений «Остановись и подумай»;
- Схема формирования зависимости;
- Варианты рекламы табачных и алкогольных изделий.
Для проведения работы по программе необходимо отдельное помещение, отвечающее следующим требованиям:
- Помещение должно быть достаточно просторным для проведения подвижных игр но не слишком большим, т.к. это нарушает ощущение безопасности
- В помещении не должно быть ничего лишнего - предметов, плакатов и т.д.
- Не должно быть острых и опасных углов, предметов и т.д.
- Помещение всегда должно быть одним и тем же, иначе нарушается ощущение безопасности
- Помещение должно быть не проходным и не просматриваемым для посторонних
- Стулья должны быть легко перемещаемыми и не скрепленными друг с другом, иногда их приходится отодвигать к стенкам
- В помещении должно быть достаточно светло
- Помещение должно достаточно звукоизолированно - иногда будет шумно
- В помещение не должны проникать посторонние звуки
- Дверь должна быть закрыта на время занятий
- Оптимально, если есть возможность сидеть и рисовать на полу
- Должна быть возможность крепить ватман к стенам
- Помещение должно быть проветриваемо
Учащимся для работы потребуются цветные карандаши, ручки, блокноты, альбомные листы, скотч.
Программа состоит из18 занятий продолжительностью 1 час каждое. Оптимальный режим встреч по 1 занятию в неделю.
По окончании программы участники должны иметь представление о последствиях приема ПАВ, осознавать ценность своего здоровья, иметь активную потребность в здоровом образе жизни.
Ответственность за реализацию программы ложится на ведущего. Контроль над реализацией осуществляется через заполнение «Журнала групповых форм работы», и «Журнала посещаемости», через проведение входной и итоговой диагностики. По окончании работы собираются отзывы участников. Ведущий подводит итог, оформляя его в виде рефлексивного отчета, включающего в себя качественный и количественный анализ.
Достижение планируемых результатов оценивается по двум показателям: качественному и количественному. Качественный - повышение уровня информированности учащихся о последствиях употребления ПАВ, изменение отношения старшеклассников к своему здоровью, овладение умением прогнозировать последствия своих действий в различных жизненных ситуациях. Количественный показатель – увеличение числа учащихся с оптимизацией вышеописанных показателей.
Основное содержание
- Представление программы, знакомство.
Цель: Установление контакта с учениками. Создание доверительной атмосферы. Достижение взаимопонимания в целях работы программы. Ознакомление с задачами и правилами группы.
Задания: «Поиск общего», «Представление участников по парам», «Снежный ком». Выработка правил (мозговой штурм). Общий рисунок.
- Понятие личности.
Цель: Сфокусировать внимание участников на собственном мироощущении, прикоснуться к понятию ценности каждой личности. Ощутить похожесть и индивидуальность отдельных людей.
Структура моей и твоей личности. Кто Я? Кто Ты? Что во мне и в тебе есть? Понятие границ личности. Развитие личности.
Задания: Мозговой штурм на тему «Из чего состоит личность». Рисунок «Что мне в себе нравится». Игра в границы «Скажи стоп».Проблема перехода границ (обсуждение в тройках).
- Чувства.
Цель: Научиться идентифицировать собственные эмоциональные состояния.
Сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения. Формирование умения осознавать, что со мной происходит, анализировать собственное состояние.
Задания: Мячик – чувства. Закрашивание человечков-чувств, обсуждение. Мозговой штурм «Какие бывают чувства», обсуждение «плохих» и «хороших» чувств. Эмоциональная гимнастика с элементами медитации. Построение живых цепочек - (увидел-почувствовал-подумал-сделал-почувствовал...)
- Отношение к себе.
Цель: Осознание возможности формирования адекватной самооценки.
Самооценка, развитие и личностный рост. Ценность моей и твоей личности.
Задания: Работа с листком «Мои особенности и преимущества», обсуждение в небольших группках. Обсуждение проблемы развития и роста. Рисунок «карта моей личности». Медитация «Я - это Я». Обмен впечатлениями.
- Информация о действиях и последствиях употребления психоактивных веществ.
Цель: Обеспечение детей объективной информацией о действии ПАВ, формирование собственного отношения к этой проблеме.
Понятие зависимости. Зависимость как деструктивная форма защиты личности, как иллюзорный способ ухода от проблем. Мое отношение к алкоголизму и наркомании.
Задания: Мозговой штурм «Зачем люди употребляют ПАВ». Деловая игра «Предотвращение употребления ПАВ».
- Человек как социальное существо.
Цель: Осознание собственной потребности и способности к общению. Решение некоторых проблем в общении.
Общение. Формирование навыков общения.
Задания: «Кораблекрушение» и анализ упражнения с точки зрения способов общения. Обсуждение и проигрывание стилей общения (по В.Сатир) в ролевых играх.
- Человек как социальное существо.
Цель: Формирование способности к гармоничному и поддерживающему общению.
Формирование навыков эмпатии, умения принимать и оказывать поддержку, разрешения конфликтных ситуаций. Самооценка и отношение к другому. Принятие себя и другого как личности
Задания: Ролевая игра с обсуждением форм общения персонажей. Игра «Надписи на спине».
- Человек как сексуальное существо.
Цель: Разрешение конфликтного отношения между полами, донесение информации об объективных сложностях, возможных при сексуальных отношениях.
Проблемы межполового общения.
Задания: Мозговой штурм «Идеальный мужчина и идеальная женщина». Обсуждение сложностей (внешних) в отношениях между мужчинами и женщинами. По парам (смешанным) обмен ролями и обсуждение требований к партнеру.
- Семья как единый организм.
Цель: формирование позитивного отношения к понятию семьи и ответственного отношения к межполовому общению.
Понятие здоровой семьи и её отличие от семьи дисфункциональной. Химическая зависимость в семье. Какой я вижу свою будущую семью.
Задания: Обсуждение проблемы «Зачем нужна семья». По тройкам - рассказ о своей семье, о правилах в семье. Лекционный материал о дисфункциональной семье. Ролевая игра – семья. Мозговой штурм «Хорошая семья - права и обязанности».
- Понятие группового давления и принятие собственного решения.
Цель: Формирование навыков противостояния групповому давлению и насилию и осознание права и необходимости защищать себя.
Навыки выражения и отстаивания собственного мнения, поиск компромиссов, умение противостоять групповому давлению. Понятие насилия и права защищать свои границы.
Задания: Игра в границы - «Стоп», «Нет». Ролевая игра «Давление группы». Обсуждение происходящего с человеком в ситуации давления. Медитация, обмен чувствами.
- Формирования навыков заботы о себе и защиты своего Я.
Цель: Формирование навыков противостояния групповому давлению и насилию и осознание права и необходимости защищать себя.
Умение говорить “Нет”
Задания: Игра «Волк и семеро козлят». Обсуждение помогающих и мешающих мотивов и способов поведения. Конверт «Я забочусь о себе».
- Развитие заболевания зависимости от психоактивных веществ и выздоровление.
Цель: Более глубокое понимание проблем зависимости от ПАВ, осознание личной вовлеченности в эту проблему уже сейчас, варианты выхода.
Выбор и ответственность. Альтернативные употреблению психоактивных веществ способы получения удовольствия. решения проблем и время провождения.
Задания: Игра «Велосипед». Коллективное составление определение болезни - зависимости от ПАВ. Ролевая игра - семья, где кто-то страдает зависимостью от ПАВ. Поиск способов моего личного участия в решении проблемы. Общий рисунок на тему – «Альтернативные способы получения удовольствия и решения проблем».
13 -15. Понятие стресса и проблемо-разрешающее поведение.
Цель: Ознакомление с процессом разрешения проблем и его этапами. Ознакомление участников программы с процессом разрешения проблем по его этапам и этапами проблем-преодолевающего поведения. Ознакомление с процессом первичной, вторичной оценки проблемной ситуации.
Формирование навыков оценки проблемной ситуации и принятия решения. Способы решения проблем, личностных сложностей. Понятие личностных кризисов.
Задания: Дискуссия на тему «Как я справляюсь с жизненными трудностями». Обсуждаются проблемы, возникавшие последние месяцы и о том, как они вели себя в этих ситуациях. Разработка рабочего листа "Навыки поведения, способствующие эффективному преодолению проблем". Упражнение «Оценка ситуации», можно делать небольшими группами и сразу обсуждать что сложно, что просто. Работа с моделью "Остановись и подумай". Дискуссия на тему «Как я справляюсь с жизненными трудностями». Ролевая игра (участники демонстрируют конструктивные и деструктивные стратегии преодоления проблем) Обсуждение.
16. Формирование умения ставить перед собой краткосрочные и перспективные цели и достигать их.
Цель: Формирование навыков изменения себя.
Задания: «Создай скульптуру». Игра заключается в том, что её участники создают живую скульптуру, исходя из осознания возможности изменить себя. Обсуждение. Знакомство со схемой "Шаги постановки цели". Обсуждение возможных краткосрочных и долгосрочных целей, которые можно поставить перед собой в своей жизни. Написание реального плана и обсуждение в тройках.
17. Понятие морали и нравственности, смысла жизни и личностных ценностей.
Цель: Навыки формирования активной жизненной позиции.
Задания: Рисунок «Улучшение - ухудшение», обсуждение. Деловая игра - выработка декларации прав и обязанностей личности. «Ценности» - осознавание и чувствование своей ценностной иерархии, обсуждение.
- Завершение работы, подведение итогов
Цель: Обсуждение результатов совместной работы, подведение итогов, поддержка настроя на дальнейшую самостоятельную работу.
Задания: Общий рисунок. Завершающий обмен впечатлениями. «Ритм».
Литература.
- Белогуров С.Б. Наркотики и наркомания. – СПб.: Университетская книга, 1197
- Березин С.В., Лисецкий К.С., Назаров Е.Н. Психология наркотической зависимости и созависимости. Монография. – М.:МПА, 2001 – 213 с Битенский В.С., Херсонский Б.Г. Наркомании у подростков. – Киев: Здоровье,1989.
- Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте. – «Питер», СПб, 2004
- Гинзбург М.Р. Сформированность личностной идентичности как показатель успешности социализации в старшем подростковом возрасте./ Мир психологии, №1, 1998. – 160 с.
- Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие. – М.: Педагогика,1991. – 98 с.
- Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. М.: «Академия»,2001
- Лисецкий К.С., Литягина Е.В. Психология не-зависимости. – Самара, 2004
- Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Психология ранней наркомании. – Самара,1996
- Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркомания. – Медицина, 1991
- Макеева А.Г. Педагогическая профилактика наркомании в школе. – М.: «Сентябрь», 1999. – 54 с.
- Малюченко Г.Н. Профилактика наркомании в образовательной среде: проблемно-ориентированный подход. Балашов, Изд-во БГПИ, 2001. – 76 с.
- Научно-методические основы профилактики наркомании в семье./ Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого. – Москва: Изд-во РАО. – 2000.
- Подросток на перекрестке эпох./ Под ред. Кривцовой С.В. – М. Генезис. 1997 – 146 с.
- Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. – Самара: Изд-во Института психотерапии, 2001.
- Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. – М.:Мир, 1994.
- Розенбаум М. Безопасность прежде всего. Подростки, наркотики и образовательные программы: реалистичный подход. – Москва, 2002.
- Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Хажилина И.И. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике. / Под науч. ред. Л.И. Шипициной и Е.И. Казаковой. – СПб.: Изд-во «Речь», 2004.
- Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. – М.: Интерпракс, 1994. – 210 с.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.
Литература, рекомендуемая для самообразования учащихся.
Аргайл М. Психология счастья. – М., 1984
Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность: О природе антиобщественных поступков и путях их преодоления. – М., 1989
Немов Р.С. Психология. – М., 1990
Орлов Ю.М. Самопознание и воспитание характера. – М.: Просвещение,1987
Снайдер Д. Практическая психология для подростков. – М. АСТ - пресс, 1997
Методические рекомендации.
При работе с целым классом его целесообразно делить на две подгруппы. Деление лучше всего производить методом «случайного выбора», это позволит разбить уже сложившиеся микрогруппы в классе и исключить возможные обиды по-поводу деления. На первых занятиях ведущему желательно работать в круге со всеми, отвечая на вопросы упражнений. Это создает атмосферу доверия и принятия взрослого в группу.
Если в ходе работы возникает необходимость дать учащимся домашнее задание (подумать над проблемой, посоветоваться с родителями, узнать их мнение) то следующее занятие надо начать именно с материала домашнего задания.
Необходимо познакомить учащихся с логикой программы. Окончание занятия своим проблемным вопросом, домашним заданием и т.д. должно подводить группу к теме следующего занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл занятий по профилактике употребления наркотиков и других психоактивных веществ для школьников подросткового возраста.
Цикл занятий по профилактике употребления наркотиков и других психоактивных веществ для школьников подросткового возраста. Темы занятий - Знакомство. Озна...
Программа по профилактике злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди учащихся
Программа в настоящее время очень актуальна, так как в ней рассаматриваются проблемы профилактики употребления наркотических веществ и формирования ценностного отношения к здоровью у подро...
план-конспект урока «Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ».
План-конспект урока по теме: «Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ»Тема: Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ.Класс 6.Цель: Изучение профи...
Мастер-класс по проведению тренинга по профилактике употребления психоактивных веществ среди подростков «Мы против наркотиков»
Мастер-класс был проведён на базе муниципального бюджетного учреждения ддополнительного образования "Центр дополнительного образования детей" города Тамбова в октябре 2019 года для социальны...
Программа профилактики наркомании, распространения и употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних «Линия жизни»
При разработке данной программы учитывались возрастные психологические особенности младшего школьного возраста. В этот период происходит формирование произвольности, и таких познавательных процессов к...
Методическое пособие практико-ориентированных методов первичной профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди учащихся
Данное пособие предназначено для психологов, работающих в сфере первичной профилактики наркомании. В пособии рассматривается комплекс теоритических и методических вопросов, связанных с проблемой подро...
Программа профилактики употребления психоактивных веществ среди подростков, комплекс мероприятий для учителей, педагогов - психологов, социальных педагогов.
Программа профилактики употребления психоактивных веществ среди подростков, комплекс мероприятий для учителей,педагогов - психологов, социальных педагогов....