Программа по профилактике злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди учащихся
рабочая программа на тему
Программа в настоящее время очень актуальна, так как в ней рассаматриваются проблемы профилактики употребления наркотических веществ и формирования ценностного отношения к здоровью у подростков. Отсутствие знаний, навыков и современно социальных стратегий поведения у взрослой части населения - родителей, - не позволяет им оказывать необходимое воспитательное воздействие , психологическую и социальную поддержку. Все эти условия приводят к необходимости в разработке нового подхода к профилактике злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по профилактике
злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди учащихся
Содержание:
- Пояснительная записка
- Цель
- Задачи
- Структура программы
- Предполагаемые результаты:
- Критерии эффективности
- План мероприятий
- Список литературы
- Приложения
Пояснительная записка
Современная социальная ситуация неизбежно привела молодое поколение к необходимости взятия ответственности за свое будущее на себя, самостоятельного выбора и контроля своего поведения. В то же время совершенно очевидно, что подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Прогрессивно нарастающие требования социальной среды вызвали появление массовых состояний психоэмоционального напряжения, лавинообразное увеличение форм саморазрушающего поведения, на первое место из которых вышла наркотизация подростков, а также различные виды злоупотреблений психоактивными веществами.
Отсутствие знаний, навыков и современных социально адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения - родителей, педагогов, не позволяет им оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку. Подростки оказались одиноки и психологически беспомощны в связи с утраченными связями со старшим поколением. Профессиональные группы лиц, работающие с детьми и подростками – социальные работники, инспектора ГДН и т.д., также нуждаются в выработке совершенно нового подхода к взаимодействию со своими подопечными. Для того чтобы обучить их новым формам поведения, сформировать стрессоустойчивую личность, способную самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь, требуется, во-первых, самим обладать необходимыми для этого качествами и демонстрировать их в процессе профессионального взаимодействия с подростками, а во-вторых, обладать знаниями, умениями и навыками обучения способности эффективно преодолевать жизненные проблемы, развивать стереотипы здорового поведения.
Все эти экстремальные, в социально-психологическом смысле, условия приводят к необходимости разработки нового, специфического для данной конкретной ситуации, подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами, одним из которых является разработка и внедрение концептуально обоснованных профилактических программ нового поколения.
Реализация программы основана на использовании научных знаниях происхождения и укрепления зависимостей, поэтому имеет приоритет позитивных ценностей, так как психологический, социальный и биологический факторы прогрессивного развития человека предполагают в первую очередь позитивную перспективу. К таким ценностям относятся, прежде всего – самодостаточная личность, уважающая себя и других, полноценный досуг, эффективная адаптация в социуме, стрессоустойчивость, имидж здорового образа жизни, самоуправление, доверие, свобода выбора.
Цель программы: профилактика злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди учащихся
Задачи:
- Создать систему антинаркотической пропаганды в школе.
- Организовать досуг учащихся старших классов.
- Оказать психологическую помощь учащимся, столкнувшимся с проблемой химической зависимости.
- Оказать психологическую помощь в адаптации учащихся к окружающей действительности, повышение стрессоустойчивости, формирование самодостаточной личности.
- Формировать имидж здорового стиля жизни силами самих учащихся.
- Осуществлять сбалансированное применение воспитательных мер по ликвидации проблем аддективного и девиантного поведения учащихся.
- Способствовать овладению: учащимися, классными руководителями, администрацией школы - эффективными методами профилактики химической зависимости среди молодёжи.
- Осуществлять разъяснительную работу среди молодёжи микрорайона.
- Привлечь всех заинтересованных лиц и организаций.
Основные принципы и задачи профилактической работы:
- Дать детям объективную информацию о действии химических веществ на организм.
- Сориентировать детей на их способность сделать правильный выбор.
- Дать детям возможность овладения определенными поведенческими навыками, облегчающими следованию здоровому образу жизни.
Структура программы:
Программа предполагает работу с подростками старшего (15-17 лет) и среднего (12-14 лет) школьного возраста.
Программа состоит из четырех разделов:
- Информационный раздел;
- Когнитивное развитие;
- Развитие личностных ресурсов;
- Развитие стратегий высокофункционального поведения и навыков.
В процессе проведения программы проводится работа, как с самими подростками, так и с учителями. Выделяются группы волонтеров для проведения дальнейшей профилактической активности: группа лидеров - подростков; группа лидеров - учителей. Предусматривается также проведение «круглых столов» для администрации региона и комиссий по делам несовершеннолетних. Этапы работы:
Используются как долговременные, так и краткосрочные формы проведения программы.
1этап - подготовка субспециалистов из числа школьных психологов и учителей.
II этап - работа со школьниками - подростками
В начале и в конце программы предусматривается проведение межведомственных «круглых столов» для анализа и подведения итогов работы.
Предполагаемые результаты:
1. Уменьшение факторов риска употребления ПАВ среди подростков.
2. Формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков.
3. Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления химическими веществами.
- Развитие профессиональной и общественной сети профилактики злоупотребления наркотическими веществами;
Критерии эффективности:
Уменьшение факторов риска злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами:
• усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения;
• наличие навыков противодействия наркотизирующейся среде, решения жизненных проблем, поиска, восприятия и оказания социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях, принятия ответственности за собственное поведение, эффективного общения;
• развитие стратегий проблем преодолевающего поведения и избегания ситуаций, связанных с риском наркотизации.
До и после программы предполагается проведение экспериментально-психологического обследования ее участников по вышеназванным критериям. Проводится также отсроченное тестирование, спустя 6-8 месяцев после проведения программы.
Методы работы:
- Групповая работа
- Тренинг поведения
- Дискуссия
- Мозговые штурмы
- Беседы
- Лекции
- Ролевые игры
- Круглые столы
- Психогимнастика
- Психодрамма
- Элементы групповой психотерапии
Работа с подростками.
9 занятий, 1 занятие в неделю, 1 час.
- Представление программы, знакомство. Ознакомление с задачами и правилами группы. Анонимное анкетирование учащихся.
- Информация о действиях и последствиях употребления психоактивных веществ. Понятие зависимости. Миф о наркотиках: иллюзорный способ ухода от проблем.
- Серьезный разговор о простых вещах. Отношение к себе. Самосознание и самооценка. Ценность жизни.
- Семья. Понятие здоровой и дисфункциональной семьи. Какой я вижу свою будущую семью.
- Формирование навыков заботы о себе и защиты своего Я. Умение говорить «нет»
- Понятие стресса. Что нужно знать о стрессе?
- Альтернатива употребления психоактивных веществ, способы получения удовольствия, решение проблем и времяпровождения.
- Самоорганизация времени жизни. Формирование умения ставить перед собой краткосрочные и перспективные цели и достигать их. Методика «Сосредоточенное мечтание».
- Понятие морали, нравственности, смысла жизни и личностных ценностей. Завершение работа, подведение итогов. Заключительное анкетирование.
Работа со специалистами
Соответствует темам и содержанию практических занятий с подростками. Специалисты погружаются в роль подростков и на «себе» проходят все упражнения.
Рекомендации для взрослых по работе с подростками:
- Имейте ясное представление о подростках. Старайтесь понять их мир. Принимайте их такими, какие они есть
- Осознавайте свои границы как взрослого. Вы можете оказывать определенное влияние на поведение подростка, но оно никогда не абсолютно. По мере роста детей авторитарная власть должна уступить место чему - то новому: заботе и поддержке, любви и терпимости.
- Научитесь доверять молодежи их способности выжить в мире.
- Объясните, что именно вы ждете от подростка. Ваши объяснения должны быть понятны ему, так же как и ваши побудительные мотивы. Подросткам надо также знать, какие последствия их ждут, если они решать не соблюдать эти правила.
- Будьте честными в отношении своих чувств, потребностей и ограничений. Не бойтесь делиться с подростками своей неуверенностью в чем – либо. Они прекрасно чувствуют, когда другие избегают каких – то тем или не говорят правды. Им также необходимо видеть, что взрослые тоже имеют слабости и недостатки, которые они признают.
- Действуйте разумно относительно различных «экспериментирований» подростков. Ваше спокойствие и понимание может свести проблему к минимуму.
- Не наказывайте подростков, если они обратились к вам за помощью. Помогите подростка найти способ изменить свою жизнь к лучшему.
Список литературы:
- Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1980.
- Беличева С.А. Проблемы становления отечественной психологической работы. Методика и практика социальной работы. // Российский журнал социальной работы. – 1995. – № 5. – С. 42-53.
- Гришко А.Я. О наркомании среди подростков //Социологические исследования. 1990. №2
- Данилин, А. Как спасти детей от наркотиков: Пособие для родителей.- М.: Центрполиграф, 2001 Дунаевский В.В. Наркомания и токсикомания. Л. 1990; Кириллов И.Н., Шиленко Ю.В. Отношения учащихся к употреблению спиртных напитков и токсических веществ //Социологические исследования. 1992. №4
- Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста. СПб.:Спецлит, 2001.
- Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. Минск, 1984.
- Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Психология и профилактика ранней наркомании. Самара, 1996.
- Лэнг Р. Расколотое "Я". М., 1995.
- Педагогическая профилактика наркомании в школе/ Под ред. А.Г. Макеевой. – М., 1999.
- Подьячина В. Лечение – это социокультурный процесс//Курьер ЮНЕСКО. 1982.
- Полятыкин, С.А. и др. Опыт применения препарата антаксон в наркологической практике. - М.: б. и.,1999
- Психологические особенности наркоманов периода взросления (опыт комплексного экспериментально–психологического исследования) / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого. Самара: Изд–во «Самарский университет», 1998.
- Пути и методы предупреждения подростковой и юношеской наркомании /Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. Самара: Изд–во «Самарский университет», 1999.
- Профилактическая работа с несовершеннолетними различных групп социального риска по злоупотреблению психоактивными веществами/Под ред. Л.М. Шипицыной, Л.С. Шпилени. М., 2004.
- Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными вешествами в студенческой среде/ Под ред. Н.А. Сироты.2003.
- Свядощь А.М. Неврозы. М., 1982.
- Теория и методика социальной работы. – М.: Норма, 1994. – 418 с.
- Теория и методика социальной работы: Краткий курс. – М.: Норма, 1994. – 395 с.
- Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технология. – М.: Книга, 1994. – 394 с.
- Технология социальной работы: Учебно-методические материалы. – М.: Книга, 1996. – 385 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/19/picture-148776-1639921284.jpg)
Профилактика злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростков Основные принципы построения профилактических программ
Профилактика злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростковОсновные принципы построения профилактических программ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/21/picture-271800-1413902163.jpg)
Программа «Профилактика злоупотреблений наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи».
Программа имеет профилактическую направленность. В ней происходит обучение подростков новым формам поведения, формируется стрессоустойчиваяличность, способная самостоятельно,эффективно...
План мероприятий по профилактике употребления психоактивных веществ среди учащихся.
План мероприятий по профилактикеупотребления психоактивных веществ среди учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/13/picture-47556.jpg)
Повышение эффективности профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди учащихся
Отчёт классного руководителя о проведённой работе по профилактике злоупотребления психоактивными веществами...
Методическая разработка на тему Профилактика потребления никотиносодержащих веществ и алкогольной продукции и других психоактивных веществ
Методическая разработкаТема:«Профилактика потребления никотиносодержащих веществ и алкогольной продукции и других психоактивных веществ»Составил педагог-организатор ОБЖТесленко Иван Василь...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/24/picture-1292604-1606239536.jpg)
Методическое пособие практико-ориентированных методов первичной профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди учащихся
Данное пособие предназначено для психологов, работающих в сфере первичной профилактики наркомании. В пособии рассматривается комплекс теоритических и методических вопросов, связанных с проблемой подро...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/24/picture-1366291-1637714371.jpg)
ЛУЧШИЕ ПРОГРАММЫ АДРЕСНОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ И ДРУГИХ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ (ПАВ)
Сборник материалов Республиканского конкурса лучших программ адресного психолого-педагогического сопровождения обучающихся.Авторы-составители: Пагбаева Билигма Цыренжаповна, педагог-психолог Республик...