Тема: «Социально-психологические условия профилактики употребления психоактивных веществ в подростковом возрасте в условиях образовательного учреждения»
опыты и эксперименты на тему
«Социально-психологические условия профилактики употребления психоактивных веществ в подростковом возрасте в условиях образовательного учреждения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_2.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Социально-психологические условия профилактики употребления психоактивных веществ в подростковом возрасте в условиях образовательного учреждения»
Актуальность исследования. В настоящее время в сложной социально-экономической и политической ситуации в стране на жизнь многих людей негативно влияют стрессы, риск, невозможность чётко представить и спланировать будущее. У значительной части взрослого населения отсутствует уверенность в завтрашнем дне, нет чувства удовлетворенности жизнью. Слабые, размытые нравственные ориентиры в современном обществе, материальное неблагополучие ухудшает воспитательный потенциал семей. Такая ситуация отрицательно сказывается на уровне воспитанности детей, так как этому в некоторых семьях уделяется недостаточно времени и усилий.
Дети и подростки в результате, оказываются в воспитательном вакууме, что толкает некоторых из них на путь ухода от непонятной и нестабильной реальности в иллюзорный мир посредством использования различных психоактивных веществ (ПАВ). Эти вещества воздействуют на центральную нервную систему человека и приводят к изменению состояния сознания. Их длительное применение является причиной возникновения у личности состояний психологической и физической зависимости.
С каждым годом увеличивается количество детей и подростков, начинающих пробовать различные психоактивные вещества в школьном возрасте. Это явление вызывает тревогу у педагогов и родителей и даёт основания для усиления профилактических воздействий, направленных на пропаганду здорового образа жизни и снижения интереса к психоактивным веществам у учащихся. Необходимо своевременное усиление профилактической деятельности специалистами в учебных заведениях, в которых дети и подростки проводят значительную часть свободного времени.
Очевиден тот факт, что проблемой профилактики употребления психоактивных веществ в образовательных учреждениях занимаются недостаточно. В стороне от решения этой проблемы остаются и родители, которые в абсолютном большинстве не просвещены в диагностике первых симптомов употребления подростками психоактивных веществ.
Система педагогических приемов профилактики употребления психоактивных веществ разработаны: Е.Е. Тонков, С.И. Каланцев, А.И. Шатило, Л.М. Шипицына, Е.И. Казакова, В.М. Сорокин, Н.И. Алешкин, О.В. Защиринская, Л.П. Николаева, Д.В. Колесов и др.
Цель – изучить социально-психологические условия профилактики употребления психоактивных веществ в подростковом возрасте в условиях образовательного учреждения.
Объект исследования – психологические особенности личности учащихся подросткового возраста.
Предмет исследования – социально-психологические условия профилактики употребления психоактивных веществ в подростковом возрасте в условиях школы.
Снижение риска наркотизации лиц подросткового возраста в условиях общеобразовательного учреждения будет осуществляться в процессе реализации профилактической программы, отвечающей следующим социально-психологическим условиям, нацеленным на развитие личностных ресурсов таких, как:
- осознание морально-нравственных ценностей;
- формирование навыков принятия решения и поведения в ситуациях психологического давления;
- становление навыков преодоления эмоционального стресса и формирование стрессоустойчивости.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Теоретическое изучение социально-психологических условий профилактики употребления психоактивных веществ в подростковом возрасте в условиях образовательного учреждения.
2. Экспериментальное изучение отношения учащихся подросткового возраста к употреблению психоактивных веществ.
3. Разработка и апробация программы по организации профилактической работы по употреблению психоактивных веществ подростками в условиях образовательного учреждения.
В процессе решения задач была использована система методов: теоретический анализ философской, социальной и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение передового психолого-педагогического опыта, эксперимент.
2.1. Анализ результатов исследования
Экспериментальное исследование проводилось на базе МКОУ СОШ № 16 аул Малый Барханчак. Контингент испытуемых был представлен учащимися 8-х классов, средний возраст испытуемых составил 14 лет.
На констатирующем этапе эксперимента была поставлена цель – изучение отношения и предрасположенности учащихся подросткового возраста к употреблению психоактивных веществ.
Учитывая поставленную цель исследования, провели «Анкету для школьников», разработанную М.Б. Красниковой, и направленную на выявление отношения подростков к употреблению психоактивных веществ, а также основных причин их употребления. Интерпретируя данные полученные на основе этой методики, было установлено, что основными факторами здорового образа жизни 26% респондентов считают отсутствие вредных привычек. Для 18% испытуемых таким фактором является благоприятная экологическая обстановка, для 16% – удовлетворенность эмоциональными отношениями, а также правильное питание.
На вопрос о времяпрепровождении подростков, были получены следующие результаты: 41% респондентов играют в компьютерные игры (более 6-ти часов в неделю), 11% посещают спортивные секции (около 6-ти часов в неделю), 6% подростков посещают различные учреждения дополнительного образования (около 6-ти часов в неделю), 23% – проводят время на улице в компании друзей (около 2-х часов в неделю), 11% опрошенных в свободное время смотрят телевизор (около 2-х часов в неделю), 5% – слушают музыку, 3% посвящают свободное время чтению книг. Результаты свидетельствуют о том, ребята стараются не рассказывать родителям о своих проблемах в школе и о том, где они находятся в свое свободное время. Большинство родителей не знают друзей своих детей.
На вопрос об употреблении учащимися школы одурманивающих, наркотических веществ, респонденты отвечали следующим образом: 79% подростков считают, что употребление ПАВ среди учащихся не распространено, 21% подростков затруднились ответить.
Рекомендации педагогам и родителям подростков:
Родителям необходимо проводить мероприятия по профилактике наркомании и токсикомании у подростков.
- Создать в семье благоприятную атмосферу, исключающую употребление наркотиков;
- Организацию посильного труда дома, во дворе;
- Способы плотного заполнения досуга детей спортом, искусством, рукоделием, техническим творчеством;
- Проведение бесед о пагубном воздействии наркомании и токсикомании на организм ребенка.
- Посещение психолога школы, социального педагога.
- Особое внимание обращать на поступки ребенка, и его взаимосвязь с окружающими.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика употребления психоактивных веществ несовершеннолетними.
В настоящее время употребление подростками психоактивных веществ (алкоголь, наркотики, табак, токсические вещества и др. средства) представляет собой серьезную проблему современного общества.Сог...
Формы употребления психоактивных веществ в подростковый период
Формы употребления психоактивных веществ в подростковый период...
Разработка группового занятия по профилактике употребления психоактивных веществ (ПАВ). Тема занятия: «Мой выбор».
Цели занятия:1. Выявить причины употребления ПАВ.2. Сформировать представление о вредном воздействии ПАВ на организм человека.3....
Профилактика употребления психоактивных веществ
Анализ программы по профилактике психоактивных веществ "Я за здоровье"...
"Профилактика употребления психоактивных веществ (ПАВ)"
Конспект занятия с элементами тренинга...
ПРОГРАММА по профилактике употребления психоактивных веществ в студенческой среде
ПРОГРАММА по профилактике употребления психоактивных веществ в государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Октябрьский нефтяной...
Памятка для родителей "Профилактика употребления психоактивных веществ ребенком"
Документ содержит памятку для родителей "Профилактика употребления психоактивных веществ ребенком"....