Программа "Я - гражданин"
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Программа «Я – гражданин».
Цель программы: создание необходимых организационно – педагогических условий для активизации, содержательного обогащения и систематизации деятельности педагогического коллектива, органов детского самоуправления по формированию гражданственности как значимого личностного качества у членов школьного сообщества, гражданской компетенции как условия формирования гражданственности.
Ведущие направления деятельности.
- Создание организационно – педагогических условий для формирования компетентности и установок на активную жизненную позицию в политико – правовой и социально – экономической сферах. В частности:
- Ликвидация правовой безграмотности членов школьного сообщества путем просвещения по правовой системе России, по основным отраслям и нормам права, по личным правам и свободам граждан.
- Информирование и разъяснение политических и правовых событий, процессов в обществе и государстве.
- Профилактика противоправного поведения.
- Организация жизнедеятельности школы в духе уважения прав человека, толерантности как условии формирования правовой культуры членов школьного общества.
- Актуализация внутришкольных законов и норм жизни и гуманистически ориентированных, демократических механизмов их поддержания.
- Формирование у членов школьного сообщества осознанной необходимости участия в демократических избирательных процессах путем реализации ими своего как активного, так и пассивного избирательного права.
- Развитие способности критически мыслить (подвергать сомнению, сравнивать аргументы, строить контраргументы, выдвигать и проверять гипотезы, обновлять свои взгляды с учетом новых фактов и т.д.)
- Формирование основ экономического мышления, содействие в приобретении некоторых навыков принятия экономических решений в повседневной жизни.
- Формирование установки на приоритет духовно – нравственных основ жизнедеятельности как в рамках школьного сообщества, так и общества в целом.
- Ознакомление школьников с духовно – нравственными традициями различных сообществ, разъяснение природы и формирование терпимости к различиям.
- Формирование патриотизма как чувства уважения, гордости и ответственности перед своим сообществом и своим Отечеством.
- Профилактика политического и религиозного экстремизма, расовой неприязни в молодёжной среде.
- Побуждение учителей и родителей к изменению сознания от авторитарного к демократическому.
- Формирование экологической культуры и здорового образа жизни.
- Создание организационно – педагогических условий для актуализации активной социальной позиции членов школьного сообщества. В частности:
- Знакомство учащихся с методами и процедурами, принятыми в сфере общественно – политической деятельности.
- Осознание условий для профессионально – деятельностной самореализации ученика, педагога.
- Актуализация демократических установок в жизнедеятельности школьного сообщества.
- Развитие лидерских качеств и привлечение членов школьного сообщества к решению социально значимых проблем.
- Формирование умения вести дискуссию, логично и доказательно излагать точку зрения, уважать, слушать и слышать аппонентов.
Данные направления реализуются на различных уровнях:
- Учебном (в рамках курсов истории, обществознания, граждановедения, права и т.д.)
- Внеучебном ( организация педагогического сопровождения и педагогической помощи школьникам с учетом особенностей социализации каждой конкретной личности; организация работы как с несомненными позитивными феноменами культуры своей страны, так и режиме проблематизации, критического осмысления – с проблемными феноменами культуры.
- Институциональном ( жизнь в школе организована таким образом, чтобы в условиях школьного сообщества как демократического правового пространства востребовались гражданские качества и умения школьников, чтобы возникла ситуативная гражданская ативность, побуждающая их обращаться к совместно принятым нормам и поступать в соответствии с ними.
- Социально – проектном ( предложение и реализация общественно значимых проектов, связанных с совместными действиям членов школьного сообщества и местных органов власти).
Сроки реализации программы.
Программа реализуется в три этапа:
- диагностико – проектный (2007-2008 учебный год)
- содержательно- деятельностный (2008-2009, 2009-2010 учебные годы)
- рефлексивный (2010-2011учебный год)
Содержание деятельности на каждом этапе.
- Диагностико – проектный: коиплексное обследование уровня сформированности гражданственности у членов школьного сообщества и состояния гражданского воспитания в школе; обобщение опыта школы в организации гражданского воспитания; разработка групповых проектов по развитию отдельных аспектов гражданского воспитания отдельными классами, сбор информации, анализ и участие в таких же проектах и программах вне школы.
- Содержательно – деятельностный: реализация комплекса проектов – как вновь созданных, так и традиционных, как внутри, так и вне школы.
- Рефлексивный: выявление результативности реализуемых программ (общешкольной программы и программ классных коллективов) посредством комплексной диагностики, обобщение итогов, определение перспектив.
Ожидаемые результаты.
- Диагностический этап: получение целостной картины состояния гражданского воспитания в школе и сформированности гражданственности как личностного качества у членов школьного сообщества.
- Содержательно – деятельностный этап: активизация деятельности в рамках гражданского воспитания.
- Рефлексивный этап: изменение социальной и гражданской позиции членов школьного сообщества; определение системы дальнейшей работы по гражданскому воспитанию школьников.
Участие классных коллективов в программе.
Каждый классный коллектив конкретизирует данную программу. Исходя из особенностей жизни класса, интересов и возможностей школьников и их родителей, в каждом классе разрабатывается своя собственная система дел по её реализации.
Участники программы: учащиеся 1-11 класслв МОУ Тагайской средней общеобразовательной школы, педагоги, администрация школы, администрация поселения, сельский ЦКиД, сельский Дом детского творчества.
Общешкольный план дел на 2007-2008 учебный год.
В основе организации работы по программе лежит принцип выделения циклов и ключевых дел. Поэтому в течение года выделяются несколько центральных событий, среди которых ведущее место занимают месячник оборонно – массовой работы, месячник патриотического воспитания, неделя ОБЖ и декада, посвященная празднованию годовщины Великой Победы.
Месяц. | Мероприятие по плану классных руководителей | Общешкольное мероприятие | Участие в районных мероприятиях | Деятельность классных руководителей. |
Сентябрь | Акция «Забота».(оказание помощи пожилым). | Выборы в органы ученического самоуправления. | Совещание по планированию работы по гражданскому воспитанию (зам директора по воспитат.работе) |
Октябрь | Концерт ко Дню пожилого человека. |
Ноябрь | «Великие даты войны.» | Конкурс рисунков, сочинений «Мы лишь слышали о войне». |
Декабрь | Конкурс чтецов «Этих дней не смолкнет слава» | Выступление лекторских групп учащихся 11 классов для учащихся среднего и начального звена по теме «Переломный момент в ВО войне» | Конкурс сочинений «Я- гражданин». |
Январь | Конкурс рисунков «Подвигу народа жить в веках». День юного героя- антифашиста. | Акция «Пожелание ветерану»(адресные поздравления ветеранов ВО войны и тружеников тыла). Проект учащихся 9 кл. |
Февраль | Тематические родительские собрания в классах. Встречи с воинами – афганцами. Экскурсии по городам – героям (заочное путешествие) Конкурс «А ну-ка, мальчики!» Устные журналы по классам ко Дню Защитников Отечества. | Конкурс инсценированной военно – патриотической песни «Кто сказал, что надо бросить песню на войне». Выпуск тематических газет, боевых листков. Уроки мужества на базе школьного музея. Просмотр кинофильмов про наступления под Москвой, оборону Москвы. Военно – спортивные состязания. | Конкурс чтецов, посвященный годовщине Великой Победы. Конкурс инсценированной патриотической песни. День допризывной молодёжи. | Подговка и проведение МО кл.руководителей по теме «Формирование гражданско – патриотического сознания в контексте воспитательной системы школы» |
Март | Анкетирование старшеклассников на предмет отношения к службе в армии. | Общешкольный конкурс рисунков «Подвигу народа жить в веках». Общешкольный конкурс чтецов «Этих дней не смолкнет слава». Викторина на тему армии. Выборы директора школы на День Самоуправления проведение недели агитации. Проведение Дня Самоуправления | Подведение итогов месячника на совещании педагогов школы и заседании МО. |
Апрель | Составление проектов «Моё село в будущем» и их защита. | Общешкольный конкурс проектов «Я – гражданин России» Конкурс рисунков «Моё село в будущем». | Конкурс патриотической песни. |
Май | Вахта памяти. Участие в митинге, посвященном годовщине Великой Победы. Поздравление ветеранов ВО войны. Встречи с ветеранами ВО войны. Игра «Зарница». Литературно –музыкальная композиция «Никто никогда не забудет в веках». Уроки мужества. | Участие в районных мероприятиях, посвященных празднованию Дня Победы. |
июнь | День защиты детей и детства. Фотококурс «Любимый уголок» | Конкурс рисунков на асфальте «Должны смеяться дети!» Фотоконкурс «Любимый уголок» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная программа деятельности Детского Общественного Объединения "Россияне" МОУ СОШ № 1 г.Называевска Омской области "Я - гражданин России"
p { margin-bottom: 0.21cm; } Данная программа основана на коллективной творческой деятельности и направлена на развитие творческого потенциала подростков, построена на принципах разумности, разно...
«Текст. Тема. Основная мысль». (Работа по программе «Я – гражданин России»), урок в 5 классе.
Символы российской государственности – герб, флаг, гимн – непреходящие ценности народов России, и они должны быть предметом особого, исключительного внимания школьных педагогических коллективов ...
урок по теме "Гражданин.Права гражданина"
Урок по обществознанию в 11 классе. Изучение прав и обязанностей гражданина. Особо рассматривается право граждан выбирать и быть избранными....
Урок литературы "Я - гражданин? Я - гражданин!"
Урок проводится после изучения творчества В. Маяковского. предусмотрено проведение индивидуальной и групповой деятельности учащихся....
программа "Гражданин"
ПРОГРАММА Культурно образовательного центра « ГРАЖДАНИН» (ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-8-Х КЛАССОВ)...
Программа правового воспитания учащихся: «Гражданин Ямала – гражданин России»
Цель программы:повышение уровня правовой культуры школьников, воспитание законопослушного поведения и гражданской ответственности. Задачи программы:- обеспечить детей знаниями, навыками, ценностн...
Тест по теме "Права человека и гражданина РФ. Конституционные обязанности гражданина РФ" с ответами
Тест по теме "Права человека ии гражданина РФ" с ответами в формате ЕГЭ...