программа "Гражданин"
методическая разработка (7 класс) по теме

Тюндина Ольга Викторовна

ПРОГРАММА Культурно образовательного центра « ГРАЖДАНИН» (ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-8-Х КЛАССОВ)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grazhdanin.doc48.6 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Спасская СОШ

ПРОГРАММА

Культурно образовательного центра

 « ГРАЖДАНИН»

(ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-8-Х КЛАССОВ)

Выполнила: классный руководитель 8 «в» класса

                       Тюндина О.В.                

             Спасское

             2011год.

ПРОГРАММА  « ГРАЖДАНИН»

(ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-8-Х КЛАССОВ)

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

1. Название программы

«Я - гражданин» (для учащихся 7-х,8-х классов)

2. Автор

Классный руководитель: Тюндина О.В.

3. Заказчик

МОУ Спасская средняя общеобразовательная школа

4. Срок

реализации

программы

Сентябрь 2011 года - май 2013 года

                   

5. Краткое изложение идеи проекта

Своим возникновением гражданское воспитание в Российской Федерации обязано, во-первых, крушению тоталитарного режима, социализма и советской власти, во-вторых, процессам демократизации общественной жизни и каждой отдельной личности; потребностью упрочения демократии «изнутри», через создание гражданского общества как фундамента демократического, свободного, открытого общества, через воспитание гражданина.

Воспитание высоконравственного гражданина возможно только на основе

общечеловеческих, нравственных ценностей, любви к родному краю, его

героическому прошлому, уважения к окружающим его людям.

Под гражданином мы понимаем личность, которая обладает следующими

качествами:

  1. научным мировоззрением,
  2. активной жизненной позицией;
  3. любовью к Родине, родному краю;
  4. правовой грамотностью;
  5. умением жить в коллективе и обществе;

■        потребностью в труде на благо своей страны. Воспитательная деятельность строится в следующих направлениях:

  1. Гражданственно-правовое воспитание.
  2. нравственное воспитание
  3. Трудовое воспитание

Человек - не абстрактное существо, которое живет вне мира. Человек - это мир человека, государство, общество.

К.Маркс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитание гражданина неразрывно связано с понятием «правовая культура личности», которая включает в себя правовую и гражданскую компетенции человека.   Их формирование происходит в результате утверждения в сознании личности ценностей демократии и прав человека

Своим возникновением гражданское воспитание в Российской Федерации обязано, во-первых, крушению тоталитарного режима, социализма и советской власти, во-вторых, процессам демократизации общественной жизни и каждой отдельной личности; потребностью упрочения демократии «изнутри», через создание гражданского общества как фундамента демократического, свободного, открытого общества, через воспитание гражданина.

Воспитание высоконравственного гражданина возможно только на основе общечеловеческих, нравственных ценностей, любви к родному краю, его героическому прошлому, уважения к окружающим его людям.

Под гражданином мы понимаем личность, которая обладает следующими качествами:

  1. научным мировоззрением;
  2. активной жизненной позицией;
  3. любовью к Родине, родному краю;
  4. правовой грамотностью;
  5. умением жить в коллективе и обществе;
  6. потребностью в труде на благо свей страны.

Однако существует ряд проблем, которые необходимо решить, так как без изменений в данном направлении не возможно будет добиться положительных результатов в дальнейшем развитии ребенка. В классах много детей , претендующих на место лидера в детском коллективе, но не все из них правильно понимают назначение лидера в детском коллективе. Это и издержки возраста, и не совсем правильно сформированное понятие лидерства. В результате чего классы разбиты на группы, которые постоянно конфликтуют между собой. От этого страдает  весь класс, педагоги-предметники, так как держать дисциплину на уроке очень сложно. Дети не всегда контролируют свои действия, у некоторых из них существует убеждение, что главное – это физическая сила, она дает право на все. У детей низкий уровень сформированности таких  понятий, как:

  1. обязанности члена классного коллектива,
  2. уважительное отношение к интересам других,
  3. ответственное отношение к порученному делу.

Исходя из создавшейся ситуации и работая в рамках реализации основных направлений воспитательной системы класса, были определены приоритетные  направления

Воспитательная деятельность строится в следующих    направлениях:

  1. Гражданственно-правовое воспитание.
  2. Нравственно-патриотическое воспитание
  3.  Трудовое воспитание.

Принципы:

  1. Принципы гуманистической ориентации воспитания (принципы требуют уважения к каждому человеку);
  2. Принцип создания воспитывающей среды: создание таких отношений в классе, которые бы формировали гражданские качества ученика, взаимную ответственность всех участников процесса;
  3. Принцип психологической комфортности (создание ситуации успеха);
  4. Инициатива, самодеятельность, творчество детей;
  5. Толерантности (вдумчивое отношение к людям)
  6. Принцип индивидуализации воспитания
  7. Помни: вместе мы - сила;
  8. Сделав, проанализируй

Цели программы: Формирование гражданской позиции через воспитание личностных качеств учащихся, формирование знаний о правовых нормах и воспитание чувства любви к своему Отечеству.

Задачи программы:

  1. Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.

  1. Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей

  1. Формирование высокого уровня самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманности, уважения прав, свобод и достоинств других людей

  1. Убеждать учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

  1. воспитывать высокие моральные качества, трудолюбия, долга и                         ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и   честности;

  1. сформировать основу культуры общественно-полезного труда.

ГРАЖДАНСТВЕННО-ПРАВОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведена и ответственности за него, и их применение.

Задачи направления:

  1. Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.
  2. Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав другого, способности к нравственному саморазвитию.
  3. Обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблеме, морального саморазвития и самосовершенствования.

Направление

Основные мероприятия

Изучение правовых норм государства, законов и формирование ответственного отношения к ним учащихся. Основные понятия направления: право, закон, права и обязанности, правонарушение, преступление, ответственность, личность, правовые нормы

Классные часы и родительские собрания:

  1. Государственные символы России.
  2. Мои права и права других людей, мои обязанности
  3. Что я знаю о праве.
  4. Всеобщая декларация прав человека.
  5. Изучение законодательных актов федерального, регионального, муниципального и школьного уровня

Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения

  1. Командная игра «Юный правовед».
  2. Ролевая игра «Азбука права».
  3. Правовая игра «Мой взгляд».
  4. Деловая игра «Гражданином быть обязан».
  5. Турнир знатоков права.
  6. Правовой брейн-ринг.
  7. Заседание клуба «Имена в истории России».

Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся

Встречи с сотрудниками КДН, ГИБДД, прокуратуры, ЗАГСа.

Праздник получения паспорта

Через систему внеклассных мероприятий формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости и воспитание чувства долга, достоинства.

Конкурс «Правовые заморочки»: «Ребенок тоже человек».

Фестиваль «Совесть, благородство и достоинство – вот оно святое наше воинство»

Читательские конференции «О добром и прекрасном».

КТД «Здоровый образ жизни». Шоу-программа «Самая обаятельная и привлекательная».

Беседа за круглым столом «Преступность несовершеннолетних и наркомания»

Нравственно-патриотическое направление

Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Формируя гражданина, мы прежде всего должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин, с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий.

Цель: 

формировать у школьников убеждения и взгляды, отражающие интересы государства и общества, воспитывать чувство гордости, формировать и развивать нравственные идеалы, нормы и правила общечеловеческой морали, чувство долга и чести, порядочности, правдивости, честности и др.

Задачи: 1.Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей.

  2..создание условий для развития отношений, заботы друг о друге, о школе, о младших, взаимоуважение детей и взрослых

3. Раскрытие  становления  культурных и духовно-нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства.

Общечеловеческие, вечные нравственные ценности, лежащие в основе воспитания – это следующие фундаментальные понятия:

  1. Земля - общий дом человечества XXI века, Земля людей и живой природы.
  2. Отечество - единственная, уникальная для человека Родина, данная ему судьбой и доставшаяся ему от предков.
  3. Семья - начальная структурная единица общества, первая человеческая общность ребенка и естественная среда его развития.
  4. Труд - основа человеческого бытия, вид деятельности, адекватный сущности человека.
  5. Знания - результат усердного и, прежде всего, творческого труда, мощное средство развития личности.
  6. Культура - духовное и материальное богатство, накопленное развитием человеческих цивилизаций.
  7. Мир - покой и согласие между людьми, народами и государствами, главное условие существования Земли и человечества.
  8. Человек - высшая, абсолютная ценность, «мера всех вещей», объект, субъект

Направление

Основные мероприятия

Обогащать нравственный опыт личности через общение со старшим поколением.

Различные способы использования положительного примера в воспитании.

  1. Встречи с интересными людьми.
  2. Диспут «Герои наших дней».
  3. Кл. час «На кого равняться?»

Приобщение личности к общечеловеческим ценностям, усвоение личностью социальных норм через участие в общественной жизни класса и школы;

  1. Конкурс сочинений «Нравственный кодекс моего современника».
  2. КТД «Сделай доброе дело».

Выработка правильного отношения детей к определённым поступкам

 Создать условия для формирования у школьников убеждений и взглядов, отражающих интересы государства и общества, воспитывать чувство гордости за свою Родину.

  1. Галерея «Отечества славные сыны».
  2. Конкурс рисунков «Мой край».
  3. КЛ.час «Служу Отечеству».(урок-беседа с представителем из военкомата.)

Направление – Трудовое воспитание

Общеизвестно, что труд является одним из наиболее эффективных и доступных ресурсов воспитания полноценной личности с активной гражданской позицией и  развитым чувством долга по отношению к своей семье, обществу, стране,  способной к успешной профессиональной самореализации. Трудовое воспитание развивает волевые качества личности, формирует позитивное мировоззрение, обеспечивает эффективную социальную адаптацию. Труд как инициативная, самостоятельная и творческая работа стимулирует детей и подростков к дальнейшему плодотворному освоению социокультурной и образовательной среды, становится источником положительных эмоций, пробуждает стремление к социально-полезной деятельности и нравственному самосовершенствованию.

 В труде у учащихся развиваются такие морально-волевые качества, как трудолюбие и дисциплинированность, упорство и настойчивость, творческая инициатива и самодеятельность. В труде формируется гражданское самосознание, чувство причастности к общему труду.

Цель: формировать у учащихся положительное отношение к труду как высшей ценности в жизни, высокие социальные мотивы трудовой деятельности.

Задачи: 1.развивать познавательный интерес  к творческому труду;
   2. воспитывать высокие моральные качества, трудолюбия, долга и                         ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и   честности;
3. вооружить учащихся разнообразными трудовыми умениями и     навыками,

              4. сформировать основу культуры общественно-полезного труда.

Направление

Основные мероприятия

 

развитие личности учащихся в различных видах трудовой деятельности

 сообразно с их способностями и возможностями; формирование культуры труда.

1

1.беседа « что такое труд»

Конкурс «Самый чистый и зелёный класс»

. Беседа «Правила гигиены»

Трудовой десант «уборка территории и своего класса»

ОПТ

Общественно-полезный труд.

 участие в акции «Лето добрых дел»; трудовые десанты по;

озеленению пришкольного участка;,

 организация тематических творческих выставок, конкурсы на лучшую поделку,

бригады школьников по ремонту мебели.

Распределение поручений на летние каникулы

Организация трудовых десантов

1.трудовая  акция «милосердие»

2.        Коллективные творческие дела.

 « окно в природу»

3. разведка полезных дел в школе

 

Методический план программы « Гражданин»

Срок проведения мероприятий

Вид мероприятий

названия

ответственные

СЕНТЯБРЬ

Классный час

Встреча с сотрудниками КДН, ГИБДД

Конкурс

Трудовой десант

Государственные символы России

« встреча с интересными людьми»

«Ребёнок тоже человек»

«самый чистый и зелёный класс»

Классные руководители

Вожатая школы

Психолог школы Классные руководители

ОКТЯБРЬ

Родительский лекторий

Командная игра

Конкурс

Классный час

Конкурс презентаций

Изучение законодательных актов

Муниципального и школьного уровня

«Юный правовед»

«Правовые заморочки»

Беседа «что такое труд?»

« Благоустройство своей территории»

Классные руководители

НОЯБРЬ

Классный час

Ролевая игра

Читательская конференция к дню матери

Диспут

КТД

«Мои права и права других людей, мои обязанности»

«Азбука права»

«О добром и прекрасном»

 

« сделай доброе дело»

ДЕКАБРЬ

Классный час

Встреча  с сотрудниками

ЗАГСа

Праздник получения паспорта

Правовая игра

«Что я знаю о праве»

«правила гигиены»

« Я гражданин России»

«Мой взгляд»

ЯНВАРЬ

Классный час

Деловая игра

Конкурс сочинений

«Всеобщая декларация прав человека»

«Гражданином быть обязан»

«Нравственный кодекс моего современника»

Учитель правоведения

Учитель русского языка

ФЕВРАЛЬ

Фестиваль

Лекторий

КТД

Классный час

галерея

«Совесть, благородство и достоинство- вот оно святое наше воинство

Изучение законодательных актов федерального и регионального уровня

«Здоровый образ жизни»

« На кого ровняться?»

«служу Отечеству»

«Отечества славные сыны»

Вожатая школы

МАРТ

 ОПТ

Турнир знатоков права

Шоу-программа

«Разведка полезных дел»

«Самая обаятельная и привлекательная»

АПРЕЛЬ

Правовой брей-ринг

Заседание клуба

Акция

« Имена в истории России»

« Окно в природу»

Библиотекарь школы

МАЙ

Акция к дню Победы

Беседа за круглым столом

Встреча с сотрудниками прокуратуры

Диспут

Трудовой десант

«Цветы –солдатам»,» Милосердие»

«Преступность несовершеннолетних и наркомания»

« Герои наших дней»

Озеленение школьной территории

Социальный педагог

Учителя технологии

             

 

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

  1. Проявление гражданских качеств детьми через поступки и поведение в целом;
  2. Знание учащимися правовых норм общества.
  3. Ощущение себя равноправным членом коллектива школы;
  4. Сокращение числа учащихся, стоящих на внутришкольном учете, на учете в ПДН и КДН.
  5. Осознанный выбор учащимися дальнейшего образования.
  6. Раскрытие собственной индивидуальности через навыки группового взаимодействия, творческую работу коллектива класса.
  7. Знание учащимися героического прошлого страны и малой родины и уважения к народным традициям.
  8. Знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры, культурообразующей роли православия для России, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.
  9. .Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.
  10. Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
  11. Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности.
  12. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в     борьбе за сохранение мира на Земле. Воспитание экологической культуры.
  13. Развитие  трудолюбия, ответственности, взаимодействия, дисциплинированности и бережливости, инициативы и пр;
  14. потребности в труде, чувства уважения к людям труда;
  15. Осмысление общественного значения трудовой деятельности,
  16. овладение навыками  работы в коллективе;
  17. Ответственное отношение к поручению

ЛИТЕРАТУРА

  1.   Арцев М.Н. Анкеты для родителей. //Воспитательная работа в школе. - №6, 2004;
  2. Афанасьева Т.М. Семья: Учеб. пособие для 9-10 кл. сред. шк. /Т.М. Афанасьева. – М.: Просвещение, 1988. - 285с.
  3. Балашова В.Г. Программа «Культура семьи и семейных отношений» (10-11класс, ч.1) /В.Г. Балашова, Т.В. Чистова. -Ульяновск: УлГПУ, 1999.-69с.
  4. Балашова В.Г., Вершинин В.Н., Засульская Л.И. Педагогическое образование родителей при школе. Теория и опыт системной педагогической подготовки родителей. / Под редакцией Вершинина В.Н. Ульяновск: ИПК ПРО. – 2004 – 92 c.
  5. Бестужев-Лада И.В. Ступени к семейному счастью / И.В. Бестужев-Лада. – М.: Мысль, 1988. – 301 с.
  6. Вершинин В.Н. Домашнее воспитание: книга для учителей, воспитателей, родителей. - Чебоксары: изд-во «КЛИО», 2000. -198 с.
  7. Гребенников И.В. Школа и семья: Пособие для учителя /И.В. Гребенников. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.
  8. Дереклеева Н. И. Родительские собрания !-4 классы. – М. : Вако, 2005.
  9.  Дьячкова Г. Т, Волкова Е. В. Родительские собрания в начальн6ой школе. – Волгоград изд. “Учитель”. 2006
  10. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. пед. учеб завед. /Т.А.Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 232 с.
  11. Л. Байбородова. Этапы работы по созданию программы сотрудничества семьи и школы. //Воспитательная работа в школе. - №6, 2003;
  12. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. Собр. Соч.: т. 3. М., 1956
  13. М. Шакурова. Практика работы с семьей - программа, содержание, мониторинг. //Воспитательная работа в школе. - №3, 2003;
  14.  Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе. /Авторы – составители Т. М. Кумицкая, О. Е. Жиренко. – М. :5 за знания, 2006. /
  15. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов /А.В. Мудрик; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200с.
  16. Семейное воспитание: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Сост. П.А. Лебедев.– М.:Академия, 2001.– 407 с.
  17. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека /В.А. Сухомлинский.- Киев, 1975. - 205 с.
  18. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности /В.Я. Титаренко. – М.:Мысль,1987. – 351 с.