программа "Гражданин"
методическая разработка (7 класс) по теме
ПРОГРАММА Культурно образовательного центра « ГРАЖДАНИН» (ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-8-Х КЛАССОВ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grazhdanin.doc | 48.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Спасская СОШ
ПРОГРАММА
Культурно образовательного центра
« ГРАЖДАНИН»
(ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-8-Х КЛАССОВ)
Выполнила: классный руководитель 8 «в» класса
Тюндина О.В.
Спасское
2011год.
ПРОГРАММА « ГРАЖДАНИН»
(ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-8-Х КЛАССОВ)
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1. Название программы | «Я - гражданин» (для учащихся 7-х,8-х классов) |
2. Автор | Классный руководитель: Тюндина О.В. |
3. Заказчик | МОУ Спасская средняя общеобразовательная школа |
4. Срок реализации программы | Сентябрь 2011 года - май 2013 года
|
5. Краткое изложение идеи проекта | Своим возникновением гражданское воспитание в Российской Федерации обязано, во-первых, крушению тоталитарного режима, социализма и советской власти, во-вторых, процессам демократизации общественной жизни и каждой отдельной личности; потребностью упрочения демократии «изнутри», через создание гражданского общества как фундамента демократического, свободного, открытого общества, через воспитание гражданина. Воспитание высоконравственного гражданина возможно только на основе общечеловеческих, нравственных ценностей, любви к родному краю, его героическому прошлому, уважения к окружающим его людям. Под гражданином мы понимаем личность, которая обладает следующими качествами:
■ потребностью в труде на благо своей страны. Воспитательная деятельность строится в следующих направлениях:
|
Человек - не абстрактное существо, которое живет вне мира. Человек - это мир человека, государство, общество.
К.Маркс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание гражданина неразрывно связано с понятием «правовая культура личности», которая включает в себя правовую и гражданскую компетенции человека. Их формирование происходит в результате утверждения в сознании личности ценностей демократии и прав человека
Своим возникновением гражданское воспитание в Российской Федерации обязано, во-первых, крушению тоталитарного режима, социализма и советской власти, во-вторых, процессам демократизации общественной жизни и каждой отдельной личности; потребностью упрочения демократии «изнутри», через создание гражданского общества как фундамента демократического, свободного, открытого общества, через воспитание гражданина.
Воспитание высоконравственного гражданина возможно только на основе общечеловеческих, нравственных ценностей, любви к родному краю, его героическому прошлому, уважения к окружающим его людям.
Под гражданином мы понимаем личность, которая обладает следующими качествами:
- научным мировоззрением;
- активной жизненной позицией;
- любовью к Родине, родному краю;
- правовой грамотностью;
- умением жить в коллективе и обществе;
- потребностью в труде на благо свей страны.
Однако существует ряд проблем, которые необходимо решить, так как без изменений в данном направлении не возможно будет добиться положительных результатов в дальнейшем развитии ребенка. В классах много детей , претендующих на место лидера в детском коллективе, но не все из них правильно понимают назначение лидера в детском коллективе. Это и издержки возраста, и не совсем правильно сформированное понятие лидерства. В результате чего классы разбиты на группы, которые постоянно конфликтуют между собой. От этого страдает весь класс, педагоги-предметники, так как держать дисциплину на уроке очень сложно. Дети не всегда контролируют свои действия, у некоторых из них существует убеждение, что главное – это физическая сила, она дает право на все. У детей низкий уровень сформированности таких понятий, как:
- обязанности члена классного коллектива,
- уважительное отношение к интересам других,
- ответственное отношение к порученному делу.
Исходя из создавшейся ситуации и работая в рамках реализации основных направлений воспитательной системы класса, были определены приоритетные направления
Воспитательная деятельность строится в следующих направлениях:
- Гражданственно-правовое воспитание.
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Трудовое воспитание.
Принципы:
- Принципы гуманистической ориентации воспитания (принципы требуют уважения к каждому человеку);
- Принцип создания воспитывающей среды: создание таких отношений в классе, которые бы формировали гражданские качества ученика, взаимную ответственность всех участников процесса;
- Принцип психологической комфортности (создание ситуации успеха);
- Инициатива, самодеятельность, творчество детей;
- Толерантности (вдумчивое отношение к людям)
- Принцип индивидуализации воспитания
- Помни: вместе мы - сила;
- Сделав, проанализируй
Цели программы: Формирование гражданской позиции через воспитание личностных качеств учащихся, формирование знаний о правовых нормах и воспитание чувства любви к своему Отечеству.
Задачи программы:
- Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.
- Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей
- Формирование высокого уровня самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманности, уважения прав, свобод и достоинств других людей
- Убеждать учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
- воспитывать высокие моральные качества, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;
- сформировать основу культуры общественно-полезного труда.
ГРАЖДАНСТВЕННО-ПРАВОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведена и ответственности за него, и их применение.
Задачи направления:
- Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.
- Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав другого, способности к нравственному саморазвитию.
- Обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблеме, морального саморазвития и самосовершенствования.
Направление | Основные мероприятия |
Изучение правовых норм государства, законов и формирование ответственного отношения к ним учащихся. Основные понятия направления: право, закон, права и обязанности, правонарушение, преступление, ответственность, личность, правовые нормы | Классные часы и родительские собрания:
|
Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения |
|
Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся | Встречи с сотрудниками КДН, ГИБДД, прокуратуры, ЗАГСа. Праздник получения паспорта |
Через систему внеклассных мероприятий формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости и воспитание чувства долга, достоинства. | Конкурс «Правовые заморочки»: «Ребенок тоже человек». Фестиваль «Совесть, благородство и достоинство – вот оно святое наше воинство» Читательские конференции «О добром и прекрасном». КТД «Здоровый образ жизни». Шоу-программа «Самая обаятельная и привлекательная». Беседа за круглым столом «Преступность несовершеннолетних и наркомания» |
Нравственно-патриотическое направление
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Формируя гражданина, мы прежде всего должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин, с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий.
Цель:
формировать у школьников убеждения и взгляды, отражающие интересы государства и общества, воспитывать чувство гордости, формировать и развивать нравственные идеалы, нормы и правила общечеловеческой морали, чувство долга и чести, порядочности, правдивости, честности и др.
Задачи: 1.Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей.
2..создание условий для развития отношений, заботы друг о друге, о школе, о младших, взаимоуважение детей и взрослых
3. Раскрытие становления культурных и духовно-нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства.
Общечеловеческие, вечные нравственные ценности, лежащие в основе воспитания – это следующие фундаментальные понятия:
- Земля - общий дом человечества XXI века, Земля людей и живой природы.
- Отечество - единственная, уникальная для человека Родина, данная ему судьбой и доставшаяся ему от предков.
- Семья - начальная структурная единица общества, первая человеческая общность ребенка и естественная среда его развития.
- Труд - основа человеческого бытия, вид деятельности, адекватный сущности человека.
- Знания - результат усердного и, прежде всего, творческого труда, мощное средство развития личности.
- Культура - духовное и материальное богатство, накопленное развитием человеческих цивилизаций.
- Мир - покой и согласие между людьми, народами и государствами, главное условие существования Земли и человечества.
- Человек - высшая, абсолютная ценность, «мера всех вещей», объект, субъект
Направление | Основные мероприятия |
Обогащать нравственный опыт личности через общение со старшим поколением. Различные способы использования положительного примера в воспитании. |
|
Приобщение личности к общечеловеческим ценностям, усвоение личностью социальных норм через участие в общественной жизни класса и школы; |
|
Выработка правильного отношения детей к определённым поступкам Создать условия для формирования у школьников убеждений и взглядов, отражающих интересы государства и общества, воспитывать чувство гордости за свою Родину. |
|
Направление – Трудовое воспитание
Общеизвестно, что труд является одним из наиболее эффективных и доступных ресурсов воспитания полноценной личности с активной гражданской позицией и развитым чувством долга по отношению к своей семье, обществу, стране, способной к успешной профессиональной самореализации. Трудовое воспитание развивает волевые качества личности, формирует позитивное мировоззрение, обеспечивает эффективную социальную адаптацию. Труд как инициативная, самостоятельная и творческая работа стимулирует детей и подростков к дальнейшему плодотворному освоению социокультурной и образовательной среды, становится источником положительных эмоций, пробуждает стремление к социально-полезной деятельности и нравственному самосовершенствованию.
В труде у учащихся развиваются такие морально-волевые качества, как трудолюбие и дисциплинированность, упорство и настойчивость, творческая инициатива и самодеятельность. В труде формируется гражданское самосознание, чувство причастности к общему труду.
Цель: формировать у учащихся положительное отношение к труду как высшей ценности в жизни, высокие социальные мотивы трудовой деятельности.
Задачи: 1.развивать познавательный интерес к творческому труду;
2. воспитывать высокие моральные качества, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;
3. вооружить учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками,
4. сформировать основу культуры общественно-полезного труда.
Направление | Основные мероприятия |
развитие личности учащихся в различных видах трудовой деятельности сообразно с их способностями и возможностями; формирование культуры труда. | 1 1.беседа « что такое труд» Конкурс «Самый чистый и зелёный класс» . Беседа «Правила гигиены» Трудовой десант «уборка территории и своего класса» |
ОПТ Общественно-полезный труд. | участие в акции «Лето добрых дел»; трудовые десанты по; озеленению пришкольного участка;, организация тематических творческих выставок, конкурсы на лучшую поделку, бригады школьников по ремонту мебели. Распределение поручений на летние каникулы |
Организация трудовых десантов | 1.трудовая акция «милосердие» 2. Коллективные творческие дела. « окно в природу» 3. разведка полезных дел в школе
|
Методический план программы « Гражданин»
Срок проведения мероприятий | Вид мероприятий | названия | ответственные |
СЕНТЯБРЬ | Классный час Встреча с сотрудниками КДН, ГИБДД Конкурс Трудовой десант | Государственные символы России « встреча с интересными людьми» «Ребёнок тоже человек» «самый чистый и зелёный класс» | Классные руководители Вожатая школы Психолог школы Классные руководители |
ОКТЯБРЬ | Родительский лекторий Командная игра Конкурс Классный час Конкурс презентаций | Изучение законодательных актов Муниципального и школьного уровня «Юный правовед» «Правовые заморочки» Беседа «что такое труд?» « Благоустройство своей территории» | Классные руководители |
НОЯБРЬ | Классный час Ролевая игра Читательская конференция к дню матери Диспут КТД | «Мои права и права других людей, мои обязанности» «Азбука права» «О добром и прекрасном»
« сделай доброе дело» | |
ДЕКАБРЬ | Классный час Встреча с сотрудниками ЗАГСа Праздник получения паспорта Правовая игра | «Что я знаю о праве» «правила гигиены» « Я гражданин России» «Мой взгляд» | |
ЯНВАРЬ | Классный час Деловая игра Конкурс сочинений | «Всеобщая декларация прав человека» «Гражданином быть обязан» «Нравственный кодекс моего современника» | Учитель правоведения Учитель русского языка |
ФЕВРАЛЬ | Фестиваль Лекторий КТД Классный час галерея | «Совесть, благородство и достоинство- вот оно святое наше воинство Изучение законодательных актов федерального и регионального уровня «Здоровый образ жизни» « На кого ровняться?» «служу Отечеству» «Отечества славные сыны» | Вожатая школы |
МАРТ | ОПТ Турнир знатоков права Шоу-программа | «Разведка полезных дел» «Самая обаятельная и привлекательная» | |
АПРЕЛЬ | Правовой брей-ринг Заседание клуба Акция | « Имена в истории России» « Окно в природу» | Библиотекарь школы |
МАЙ | Акция к дню Победы Беседа за круглым столом Встреча с сотрудниками прокуратуры Диспут Трудовой десант | «Цветы –солдатам»,» Милосердие» «Преступность несовершеннолетних и наркомания» « Герои наших дней» Озеленение школьной территории | Социальный педагог Учителя технологии |
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
- Проявление гражданских качеств детьми через поступки и поведение в целом;
- Знание учащимися правовых норм общества.
- Ощущение себя равноправным членом коллектива школы;
- Сокращение числа учащихся, стоящих на внутришкольном учете, на учете в ПДН и КДН.
- Осознанный выбор учащимися дальнейшего образования.
- Раскрытие собственной индивидуальности через навыки группового взаимодействия, творческую работу коллектива класса.
- Знание учащимися героического прошлого страны и малой родины и уважения к народным традициям.
- Знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры, культурообразующей роли православия для России, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.
- .Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.
- Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
- Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности.
- Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. Воспитание экологической культуры.
- Развитие трудолюбия, ответственности, взаимодействия, дисциплинированности и бережливости, инициативы и пр;
- потребности в труде, чувства уважения к людям труда;
- Осмысление общественного значения трудовой деятельности,
- овладение навыками работы в коллективе;
- Ответственное отношение к поручению
ЛИТЕРАТУРА
- Арцев М.Н. Анкеты для родителей. //Воспитательная работа в школе. - №6, 2004;
- Афанасьева Т.М. Семья: Учеб. пособие для 9-10 кл. сред. шк. /Т.М. Афанасьева. – М.: Просвещение, 1988. - 285с.
- Балашова В.Г. Программа «Культура семьи и семейных отношений» (10-11класс, ч.1) /В.Г. Балашова, Т.В. Чистова. -Ульяновск: УлГПУ, 1999.-69с.
- Балашова В.Г., Вершинин В.Н., Засульская Л.И. Педагогическое образование родителей при школе. Теория и опыт системной педагогической подготовки родителей. / Под редакцией Вершинина В.Н. Ульяновск: ИПК ПРО. – 2004 – 92 c.
- Бестужев-Лада И.В. Ступени к семейному счастью / И.В. Бестужев-Лада. – М.: Мысль, 1988. – 301 с.
- Вершинин В.Н. Домашнее воспитание: книга для учителей, воспитателей, родителей. - Чебоксары: изд-во «КЛИО», 2000. -198 с.
- Гребенников И.В. Школа и семья: Пособие для учителя /И.В. Гребенников. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.
- Дереклеева Н. И. Родительские собрания !-4 классы. – М. : Вако, 2005.
- Дьячкова Г. Т, Волкова Е. В. Родительские собрания в начальн6ой школе. – Волгоград изд. “Учитель”. 2006
- Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. пед. учеб завед. /Т.А.Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 232 с.
- Л. Байбородова. Этапы работы по созданию программы сотрудничества семьи и школы. //Воспитательная работа в школе. - №6, 2003;
- Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. Собр. Соч.: т. 3. М., 1956
- М. Шакурова. Практика работы с семьей - программа, содержание, мониторинг. //Воспитательная работа в школе. - №3, 2003;
- Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе. /Авторы – составители Т. М. Кумицкая, О. Е. Жиренко. – М. :5 за знания, 2006. /
- Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов /А.В. Мудрик; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200с.
- Семейное воспитание: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Сост. П.А. Лебедев.– М.:Академия, 2001.– 407 с.
- Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека /В.А. Сухомлинский.- Киев, 1975. - 205 с.
- Титаренко В.Я. Семья и формирование личности /В.Я. Титаренко. – М.:Мысль,1987. – 351 с.