Программа краеведческого кружка "Память"
методическая разработка по теме
Основные направления в деятельности кружка – изучение истории родного края и села, оформление и пополнение экспозиций школьной краеведческой комнаты - музея.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что при изучении истории России в школе на краеведческую тему отводится недостаточно времени. Занятия в кружке призваны помочь расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.
Данная программа является актуальной. Так как изменения последних лет в социально- экономической жизни страны и в общественном сознании вынуждают общество опираться на то, что устоялось, не искажено временем имеет ценность не для одного, двух, трёх, а для десятков поколений людей, то есть искать опору в краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого, в своей природе.
Программа адаптирована к условиям образовательного процесса общеобразовательной школы, в которой проводится работа по изучению истории малой Родины, собран краеведческий материал (документы, воспоминания, предметы материальной культуры) ведётся летопись села и школы, создана краеведческая комната - музей
Целью образовательной программы краеведческого кружка «Память» является воспитание детей исторически грамотных, приобщенных к историческому наследию нашей страны, родного края, села Березово средствами музейной педагогики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kraevedcheskogo_kruzhka_2011-2012.rar | 15.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа краеведческого кружка "Память"
Пояснительная записка
Основные направления в деятельности кружка – изучение истории родного края и села, оформление и пополнение экспозиций школьной краеведческой комнаты - музея.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что при изучении истории России в школе на краеведческую тему отводится недостаточно времени. Занятия в кружке призваны помочь расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.
Данная программа является актуальной. Так как изменения последних лет в социально- экономической жизни страны и в общественном сознании вынуждают общество опираться на то, что устоялось, не искажено временем имеет ценность не для одного, двух, трёх, а для десятков поколений людей, то есть искать опору в краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого, в своей природе.
Программа адаптирована к условиям образовательного процесса общеобразовательной школы, в которой проводится работа по изучению истории малой Родины, собран краеведческий материал (документы, воспоминания, предметы материальной культуры) ведётся летопись села и школы, создана краеведческая комната - музей
Целью образовательной программы краеведческого кружка «Память» является воспитание детей исторически грамотных, приобщенных к историческому наследию нашей страны, родного края, села Березово средствами музейной педагогики.
Задачи:
1. Образовательные: овладение обучающимися системой знаний об историческом прошлом края, села.
2. Развивающие: развитие навыков исторического познания, анализа и сопоставления источников, работы с историческими источниками;
овладение навыками оформления полученных материалов в экспозициях школьного музея и творческих работах.
3. Воспитательные: воспитание гражданственности, патриотизма, бережного отношения к историко-культурному наследию.
Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия проводятся в школьной краеведческой комнате - музее.
Программа предусматривает использование межпредметных связей с историей, литературой, ИКТ, мировой художественной культурой, рисованием, музыкой. Возможно осуществление обратной связи, когда экспонаты и документальный материал, собранные кружковцами, будут использоваться на уроках и во внеклассной работе.
Возраст обучающихся участвующих в реализации данной программы 14-17 лет.
Сроки реализации программы – 1 год (68 часов).
Формы занятий.
Ведущей формой организации занятий является групповая. Некоторые занятия целесообразно проводить со всем составом объединения, например, лекции, беседы, походы. Для подготовки мероприятий и экскурсий более продуктивной будет работа в подгруппах.
Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуальная форма ведения занятий по темам «Поисково-исследовательскую деятельность», «Проектно-исследовательская деятельность».
Режим занятий | Продолжительность занятий | Периодичность в неделю | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
Пятница 15-00 | 30 | 1 | 2 | 68 |
Прогнозируемый результат и способы определения результативности.
В ходе реализации программы учащиеся приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности работы кружка.
Учащиеся должны знать: историю своего села Березово, своей школы.
Учащиеся должны уметь: работать с историческими источниками; оформлять полученные материалы в творческих работах, уметь публично представлять результаты поисково-исследовательской деятельности.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются: участие в школьных, муниципальных и региональных краеведческих викторинах, конкурсах, конференциях.
Учебно-тематический план.
№п/п | Тема | Теория | Практика | Всего |
1 | Вводная | 2 | - | 2 |
2 | Музей и история Родного края | 8 | 10 | 18 |
3 | История села | 10 | 10 | 20 |
4 | Поисково-исследовательская деятельность | 4 | 12 | 16 |
5 | Проектно-исследовательская деятельность | 4 | 6 | 10 |
6 | Подведение итогов | 2 | - | 2 |
7 | Всего | 30 | 38 | 68 |
Тематическое планирование занятий краеведческого кружка
№п/п | Тема занятия | Сроки | Тип занятий | ИКТ, оборудование | Примечание |
П | Ф |
1-2 | Организационное. Определение основных направлений деятельности. Планирование работы на год | Теория | Компьютер и мультимедийный проектор |
3-4 | «Школа вчера, сегодня, завтра» Работа над проектом. Организация и определение основных направлений исследования. | Теория | Фото, и документы школьного музея |
5-6 | Сбор материала для творческого проекта «Школа вчера, сегодня, завтра» | Практика | Фотоаппарат |
7-8 | Сбор материала для творческого проекта «Школа вчера, сегодня, завтра» | Практика | Фотоаппарат |
9-10 | Сбор материала по истории школы. Фотографирование зданий. Работа с историческими документами | Практика | Документы школьного музея |
11-12 | Оформление фото - выставки «Школа вчера, сегодня, завтра» | Практика | Фотоаппарат |
13-14 | Оформление презентации «Школа вчера, сегодня, завтра» | Практика | Компьютер и мультимедийный проектор |
15-16 | Работа над публикацией в СМИ «Век живи, век учись» | Теория | Компьютер |
17-18 | Работа над проектом «Земляки – танкисты». Изучение вопроса, определение основных направлений исследования. Работа с историческими документами | Теория | Компьютер и мультимедийный проектор |
19-20 | Практика |
21-22 | Интервьюирование членов семьи Ямковых. | Практика | Фотоаппарат |
23-24 | Сбор материала и оформление мультимедийной презентации для участия в конкурсе школьных музеев | Практика | Компьютер и мультимедийный проектор |
25-26 | Подготовка материала о семье Ямковых для публикации в газете «Провинциальная жизнь» | Практика | Компьютер |
27-28 | Интервьюирование членов семьи Румянцева В.И. | Практика | Фотоаппарат |
29-30 | Сбор документов, оформление материала в «Биографическую книгу памяти жителей села Березово», оформление мультимедийной презентации | Практика | Фотоаппарат |
31-32 | Подготовка материала для публикации в газете «Провинциальная жизнь» о Румянцеве В.И. | Теория | Компьютер и мультимедийный проектор |
33-34 | Планирование и начало работы над проектом «Земляки – артиллеристы» | Теория | Компьютер и мультимедийный проектор |
35-36 | Изучение документов и других материалов школьного музея по теме исследования. | Теория |
37-38 | Беседы с жителями села, пополнение имеющихся материалов новыми сведениями | Практика | Фотоаппарат |
39-40 | Исследовательская работа по теме «Церковь моего села». | Теория | Компьютер |
41-42 | Исследовательская работа по теме «Церковь моего села». | Практика | Компьютер |
43-44 | Исследовательская работа по теме «Землевольческие поселения в Саратовской губернии». | Теория | Компьютер |
45-46 | Исследовательская работа по теме «Землевольческие поселения в Саратовской губернии» | Практика | Компьютер |
47-48 | Подготовка результатов исследовательской деятельности на региональные конкурсы «Отечество», «Православие и современность» | Теория | Компьютер и мультимедийный проектор |
49-50 | Продолжение работы над проектом «Школа вчера, сегодня, завтра…». Подготовка публикации в СМИ | Практика | Компьютер |
51-52 | Сбор исследовательского материала по теме «Имя В.И. Чапаева на карте нашей страны» | Теория | Компьютер |
53-54 | Оформление исследовательского материала по теме «Имя В.И. Чапаева на карте нашей страны» в виде реферата и мультимедийной презентации | Теория | Компьютер и мультимедийный проектор |
55-56 | Практика |
57-58 | Посещение семьи Бушуевых. Исследование темы «История ткацкого станка». | Практика | Фотоаппарат |
59-60 | Оформление исследовательского материала для школьного музея «История ткацкого станка». | Практика | Компьютер и мультимедийный проектор |
61-62 | Поздравление ветеранов с праздником Победы | Практика | Поздравительные открытки |
63-64 | Подготовка материала для участия в муниципальном конкурсе школьных музеев | Теория | Компьютер и мультимедийный проектор |
65-66 | Подготовка материала для участия в муниципальном конкурсе школьных музеев | Теория | Компьютер и мультимедийный проектор |
67-68 | Подведение итогов работы за год. Определение предварительных направлений исследования на следующий год. Задания на лето. | Теория | Компьютер и мультимедийный проектор |
69-70 | Резерв |
Тема. Музей и история Родного края. 18 часов
Теория: знакомство с историей основания и легендами села Березово, историей родной школы и освещением данных вопросов в периодической печати.
Практика: учащиеся работают с папками «СМИ о селе», «Биографическую книгу памяти жителей села Березово»; обновляют стенды школьного музея.
Тема. История села. 20 часов
Теория: изучение истории села Березово, основных вех его развития, личности в истории села
Практика: составление схем по истории села, статей о селе Березово, оформление экспозиционных материалов.
Тема. Поисково-исследовательская деятельность. 16 часов
Теория: знакомство с источниковедением, как вспомогательной исторической дисциплиной; с этапами работы с историческими источниками, с типами исследовательских работ, а также требованиями, оформлением и критериями защиты работы.
Практика: составление индивидуальных исследовательских работ, выступления и защита своих работ.
Тема. Проектно-исследовательская деятельность. 10 часов
Теория: знакомство с типами исследовательских работ, а также требованиями, оформлением и критериями защиты работы.
Практика: составление индивидуальных проектных работ, выступления и защита своих работ.
Используемые технологии:
технология проектной деятельности (Д. Дьюи., У.Х. Килпатрик, Коллингс и др.);
технология активного обучения (Д. Дьюи, Г.П.Щедровицкий и мн. др.);
технология коллективного творческого воспитания (И.П.Иванов).
Элементы данных технологий реализуются через теоретические и практические занятия. Основными видами и методами работы являются лекции, беседы, встречи с жителями села Березово, оформление выставок и экспозиций, проведение экскурсий, поисково-исследовательская деятельность, составление летописи села. Лекции и беседы строятся в плане знакомства с историей, культурой и бытом жителей Пугачевского района. Посещение и беседы с жителями села, тематические экскурсии и походы дают опыт этнографической работы, помогают приобрести коммуникативные навыки.
Библиографический список.
Литература для учителя:
Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся / Н.И. Дереклеева. – М.: «5 за знания», 2008. – 224с.
Журавлёва О.Н. Учимся писать рефераты по истории: Методические рекомендации / О.Н.Журавлёва – Санкт- Петербург: СМИО Пресс, 2002.-32с.
Лутовинов В.И. В патриотизме молодёжи - будущее России /В.И. Лутовинов. - М.: «Фонд Андрея Первозванного», 1999- 207с.
Митрофанов К. Г., Шаповал В.В. Как правильно написать реферат и эссе по истории / К.Г. Митрофанов, В.В. Шаповал. – М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003. – 64с.
Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории/ А.Ф.Родин, Ю.Е. Соколовский - М.: «Просвещение», 1974. – 155с.
Савидова Е.П. Школьный краеведческий музей как форма организации поисково-исследовательской деятельности учащихся. Интернет ресурсы, 2009г.
Селевко Г.К. Воспитательные технологии. / Г.К.Селевко - М.: НИИ школьных технологий, 2005.-320с.
Литература для обучающихся:
Книга Памяти: Саратовская область.Т.5.- Саратов: Регион. Приволж. изд-во «Детская книга»,1994.
Книга Памяти: Саратовская область.Т.6.- Саратов: Регион. Приволж. изд-во «Детская книга»,1994.
Родники победы. Боевые традиции войск тыла /Б. К. Джегутанов, В. И. Цветков, В. В. Яробков и др.-М.: Воениздат, 1989.
Румянцев Н.М. Люди легендарного подвига. Краткие биографии и описание подвигов героев советского Союза – тех, кто родился, жил и живет в Саратовской области. Саратов, Приволж. кн. изд.,1986
Информационные ресурсы:
Video – «Великая Отечественная война на территории Мурманской области».
Video – патриотическая работа в школе (для музея).
Video – 2000-2001 учебный год – часть 1 – экскурсии к местам захоронения.
Интернет - ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа краеведческого кружка "Следопыт"
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования...
ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА краеведческого направления «МОЙ КРАЙ» для детей 4 - 8 лет
Праздник стихийЦель; Способствовать разностороннему развитию творческих способностей детей.Задачи:- Развивать у детей творческое мышление....
Программа краеведческого кружка "Родная сторона"
Ребята знакомятся с письменными и устными источниками, различными архивными документами, выявляют архивные документы, связанные с историей села, школы. Итогом 1 года является краеведческая...
рабочая программа краеведческого кружка "По страницам прошлого"
данная рабочая программа предназначена для организации работы с краеведческим материалом...
Программа краеведческого кружка
Программа краеведческого кружка для школьников 10-15 лет на основе местных материалов. Предусматривает преимущественно экскурсии и полевые исследования....
Программа краеведческого кружка «Тропами родного края»
Курс рассчитан на изучение основ краеведения Фурмановского муниципального района, раскрывающих особенности основных этапов развития истории региона. Цели курса:1. Систематизация имеющихся з...
Программа краеведческого кружка "Здесь Родины моей начало"
Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и...