Программа краеведческого кружка
календарно-тематическое планирование по краеведению (6 класс) по теме
Программа краеведческого кружка для школьников 10-15 лет на основе местных материалов. Предусматривает преимущественно экскурсии и полевые исследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kraevedcheskogo.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПФ МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 р.п.Татищево» в д.Македоновка
Программа краеведческого кружка
Учитель истории высшей категории Собянин Сергей Семёнович
д.Македоновка
Пояснительная записка.
Программа рассчитана на 1 учебный год. Возраст детей: 10-15 лет. Количество членов кружка 8-12 человек. Цели программы: повысить интерес школьников к учёбе, предоставить возможность для более глубокого изучения отдельных разделов учебных программ, воспитывать патриотизм, чувство сопричастности, развивать навыки использования различных источников для самостоятельной проектной работы. Прогнозируемые результаты: достижение заявленных целей для всех членов кружка. Программа составлена на основе примерной с учётом возможностей школы и местных особенностей.
Примерный тематический план на учебный год
№ | РАЗДЕЛЫ | Количество часов | ||
Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия | ||
1 | Вводная беседа | 1 | 1 | - |
2 | Возможности краеведения в окрестностях | 2 | 2 | - |
3 | Природные особенности родных мест | 4 | 1 | 3 |
4 | Путешествия по дну исчезнувших морей | 3 | 1 | 2 |
5 | Археологические памятники вокруг села Слепцовки и деревни Македоновки | 3 | 1 | 2 |
6 | Памятники истории и кулътуры в окрестностях | 3 | 1 | 2 |
7 | Этнографические особенности наших населённых пунктов | 3 | 1 | 2 |
8 | Топонимика окрестностей | 3 | 1 | 2 |
9 | Наших населённые пункты и их окрестности в XVIII – начале XX века | 4 | 2 | 2 |
10 | Военно-патриотическая работа. Увековечение подвига земляков в годы войны. | 4 | 1 | 3 |
12 | Выходы на полевые исследования | 28 (4 похода) | ||
13 | Работы по оформлению школьного музея | 12 | 2 | 10 |
14 | Исследовательская экспедиция | трёхдневная | ||
Итого | 70 |
СОДЕРЖАНИЕ
Вводная беседа. Задачи и содержание работы туристско-краеведческого кружка. Особенности работы историков-краеведов. Организация занятий. Значение работы.
Возможности краеведения в окрестностях села. Физико-географическая и экономическая характеристика края. Географическое положение, рельеф, климат, растительный и животный мир, гидрографическая сетъ, полезные ископаемые и их значение (местное, региональное). Развитие промышленности, сельского хозяйства, транспортной сети. Экскурсионные объекты: исторические, архитектурные и другие памятные места; музеи, промышленные предприятия, сельхозпредприятия, учреждения. Рекомендуемые маршруты однодневных походов.
Работа с картой окрестностей
Природные особенности родных мест. Охрана природы — долг и конституционная обязанность граждан нашей страны, в том числе и юных туристов. Закон об охране природы. Обязанности школьников по охране природы: борьба с браконьерством, «зеленые патрули», помощь в охране и воспроизводстве леса. Охрана местных рек и водоемов, пропаганда охраны природы.
Знакомство с наиболее интересными природными объектами. Экскурсия на холмы водораздела Идолги и Малой Идолги.
Знакомство с флорой и фауной родных мест. Экскурсия к истокам реки Малая Идолга, фотографирование бобровых «хаток». Наблюдение за колонией сурков в Гусево.
Путешествия по дну исчезнувших морей. Знакомство с картой рельефа окрестностей, геологической картой. Полчанино-Слепцовская синклиналь. Экскурсия на Гусевскую гору с целью сбора палеонтологического материала для экспозиции в музее. Экскурсия на Лизину гору для знакомства с геологической стратификацией.
Археологические памятники. Археология как наука. Древнейшая история края. Археологические объекты, их выявление, изучение и охрана. Правила и порядок работы археологов. Использование данных археологии на уроках.
Знакомство с археологическими объектами по карте. Участие в археологической разведке. Сбор сведений об объекте, описание, зарисовка и фотографирование, хранение найденных предметов. Экскурсия на срубное поселение в Гусево. Экскурсия к курганной группе у Кангина сада. Археологическая разведка по рекам Глядкова и Большой Колышлей.
Памятники истории и кулътуры в окрестностях села. Памятники истории и культуры и их значение: научное, историческое и художественное. Конституция России об охране памятников истории и культуры. Закон РФ «Об охране и использовании памятников истории и культуры». Архитектурные ансамбли и отдельные здания. Стили. Архитектурные памятники в окрестностях села. Экскурсия в Петров хутор для знакомства с усадебной архитектурой второй половины XIX века. Экскурсия в Слепцовскую церковь Николая Чудотворца для знакомства с храмовой архитектурой первой половины XIX века.
Этнографические особенности наших сёл. Особенности этнического заселения села и окрестностей. Места компактного проживания отдельных этнических групп. Сбор местных легенд и обрядов. Сбор сведений о типичных для села способов постройки жилищ, особенностях быта. Сбор предметов крестьянского быта, вышедших из употребления. Подворный обход.
Топонимика окрестностей. Понятие топонимики, значение её в сохранении истории народа. Основные разделы топонимики. Работа с картой. Сбор сведений у старожилов. Подворный обход.
Наши населённые пункты и их окрестности в XVIII – начале XX века. Происхождение населённых пунктов, Глядковка и Каракозовка. Слепцовка в Пугачёвщину. Наши сёла в XIX веке. Слепцовка в революции 1905-1907 гг. История наших мест в 20-30-е годы. Экскурсия в школьный музей. Экскурсия на усадьбу Ивановых.
Военно-патриотическая работа. Увековечение подвига односельчан в годы войны. Воспитательное значение военно-патриотической работы. Слепцовка в Великой Отечественной войне. Земляки — ветераны фронта и тыла. Реконструкция и содержание памятников односельчанам - участникам Второй мировой войны. Пропаганда героизма односельчан. Работа по созданию Книги Памяти односельчан. Встречи с ветеранами войны, запись их воспоминаний. Использование военно-патриотического материала на уроках.
Экскурсия по местам, связанным с Великой Отечественной войной.
Уход за могилами воинов, похороненных в окрестностях. Сбор и подготовка материалов для школьного музея.
Выходы на полевые исследования Организация и проведение путешествия, Гигиена туриста. Самоконтроль и первая доврачебная помощь в походе. Определение цели и района путешествия. Комплектование группы и распределение обязанностей, разработка маршрута, составление схемы маршрута и графика движения.
Смета путешествия. Групповое и личное снаряжение. Продукты питания. Укладка рюкзака.
Оформление путевых документов. Порядок движения на маршруте, обязанности направляющего и замыкающего. Порядок движения по дорогам с интенсивным движением транспорта.
Режим дня. Организация бивака. Костры, приготовление пищи на костре. Сушка одежды и обуви.
Возможные естественные препятствия и способы их преодоления. Обеспечение безопасности в путешествии. Предупреждение потертостей, теплового и солнечного удара, обморожений. Порядок и правила первой доврачебной помощи в походах при ожогах, кровотечении, растяжении связок, вывихах, переломах, тепловом и солнечном ударах, обморожениях. Наложение повязок. Искусственное дыхание. Транспортировка заболевшего. Состав медицинской аптечки для однодневных походов и путешествий. Подготовка санитаров и их обязанности.
Практические занятия. Подготовка к походу. Определение цели похода, Подготовка схемы. Изготовление необходимого снаряжения. Практическая проверка знаний кружковцев и отработка туристских навыков в походе.
Подведение итогов путешествия. Оформление практических работ кружка. Состав фотоальбома. Сверка добытых историко-краеведческих данных с общей канвой исторических событий. Проверка фактов и дат. Консультация со специалистами.
Работы по оформлению школьного музея Работа школьного краеведческого музея. Положение о школьном музее. Экспозиция музея. Тематика экспонатов. Составление аннотаций. Паспорта к экспонатам. Оформление текстов. Путеводители и каталоги. Фонды музея и их значение. Совет содействия музею. Проведение урока на основе экспозиции музея. Массовая работа музея. Смотр школьных музеев как форма распространения передового опыта. Типовое положение о музее, работающем на общественных началах.
Требования, предъявляемые к изготовлению стендов (витрин) для школьных музеев. Практические занятия: Оформление стендов и альбомов. Изготовление наглядных пособий.
Практические занятия. Экспозиция музея. Составление тематико-экспозиционного плана. Подготовка экскурсоводов.
Исследовательская экспедиция Туристское путешествие (экспедиция) в верховья Чичеры на место срубного поселения, курганной группы, усадьбы Йорданов, армейского полигона времён войны. Во время экспедиции практически отрабатываются навыки и умения, полученные на занятиях кружка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа краеведческого кружка "Следопыт"
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования...
Программа краеведческого кружка "Родная сторона"
Ребята знакомятся с письменными и устными источниками, различными архивными документами, выявляют архивные документы, связанные с историей села, школы. Итогом 1 года является краеведческая...
рабочая программа краеведческого кружка "По страницам прошлого"
данная рабочая программа предназначена для организации работы с краеведческим материалом...
Программа краеведческого кружка «Тропами родного края»
Курс рассчитан на изучение основ краеведения Фурмановского муниципального района, раскрывающих особенности основных этапов развития истории региона. Цели курса:1. Систематизация имеющихся з...
Программа краеведческого кружка "Здесь Родины моей начало"
Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и...
Программа краеведческого кружка "Здесь Родины моей начало"
Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и...
Программа краеведческого кружка "Память"
Основные направления в деятельности кружка – изучение истории родного края и села, оформление и пополнение экспозиций школьной краеведческой комнаты - музея.Педагогическая целесообразность данно...