рабочая программа краеведческого кружка "По страницам прошлого"
рабочая программа по теме
данная рабочая программа предназначена для организации работы с краеведческим материалом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_kruzhka.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СТАРОСУРКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Образовательная программа
краеведческого кружка
«По страницам прошлого»
Программу разработала
Сергиванова Л.В.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ___ от
«__» ______________ 20 __ г.
ПАСПОРТ
дополнительной образовательной программы
«По страницам прошлого»
Автор | Сергиванова Людмила Владимировна – учитель истории и обществознания |
По степени авторского вклада | Адаптированная |
Направленность | Краеведческая |
По уровню усвоения содержания | Базовая |
По уровню усвоения содержания программы и организации педагогической деятельности | Предметная |
По уровню освоения теоретического материала | Специализированная |
По форме организации детских формирований | Групповая |
По возрасту обучения детей | 11-16 лет |
По приоритетному целеполаганию | Учебная |
По срокам реализации | 1 год |
По масштабу | Учрежденческая |
По контингенту | Общая |
По степени творческого подхода | Репродуктивно-продуктивная |
По степени реализации программы | Полностью |
Год составления программы | 2010 год |
ПРОГРАММА
Пояснительная записка
По содержанию программа познавательная, уровень освоения программы углубленный.
Актуальность программы заключается в том, что она составлена по материалам школьного музея, она позволяет больше узнать, правильно понять исторические, географические, этнические особенности своей малой Родины. Эта программа помогает сохранить то, что веками создавалось чувашским народом.
Главные цели:
- создать условия для развития личности каждого члена коллектива через познание и самоопределение себя в культуре малой Родины;
- создать условия для развития личности в краеведческой деятельности.
Задачи:
- познакомиться с историей своего рода, семьи, села;
- научиться основам музейного дела, применять эти умения на практике, применяя различные формы краеведческой работы на территории села, с его жителями;
- через деятельность, творчество, отношения сформировать гуманистический микроклимат, создать условия для развития самореализации, самоопределения каждого члена коллектива.
Методические приемы:
Основными методическими приемами являются:
- исследовательская деятельность;
- поисковая деятельность;
- организационная деятельность;
- индивидуальная работа;
- методическая работа.
В основу программы положены следующие принципы образования:
- природосообразность (как соответствие возрастным особенностям ребят);
- культуросообразность (село со своими традициями, историей, этническими, природными и географическими особенностями);
- деятельность;
- личностный подход;
- опора на цели;
- интересы.
Главным условием реализации программы является наличие краеведческого музея, наличие краеведческой, библиографической литературы. Для решения познавательных и воспитательных задач важен правильный отбор материала, интересные формы работы, самостоятельное творческое отношение ребят к делу.
Программа связана с общим образованием. Работая по программе, учащиеся учатся на практике применять знания, полученные на уроках, дополняют эти знания региональным компонентом.
Основные принципы построения программы: программа состоит из 162 учебных часов, рассчитана на 1 год. В период реализации программы работа направлена на сплочение коллектива, на создание доброжелательного, творческого микроклимата коллектива. Ребята познают себя, своих товарищей, изучают свою семью, свое село, приобретают знания и умения по исследовательской и поисковой работе, формируется чувство гордости, личной причастности и причастности своей семьи, своей школы к жизни своего села, края. Ребята знакомятся с письменными и устными источниками, знаниями о прошлом, с археологией, используют археологический материал в школе, различные архивные документы, выявляют архивные документы, связанные с историей села, школы. Учащиеся самоопределяются в выборе разделов музея и проводят практические работы по ним (оформляют паспорта экспонатов, составляют экскурсии, занимаются поисково-исследовательской деятельностью, проводят экскурсии). Итогом обучения является краеведческая выставка, на которой члены кружка готовят творческие отчеты по интересам.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Вводное занятие, знакомство с программой кружка – 2 часа.
2. Письменные источники – 8 часов
2.1. Письменные источники – знания о прошлом – 2 часа. Беседа.
2.2. Древнейшие рукописные памятники: рукописи, берестяные грамоты, краеведческие сборники – 2 часа. Беседа с показом иллюстраций.
2.3. Значение журнальных, газетных публикаций – 2 часа. Лекция.
2.4. Знакомство с документами – письменными источниками школьного музея, фотодокументами – 2 часа. Практическое занятие.
3. Устные источники – 12 часов
3.1. Язык – древнейшая форма общения людей – 2 часа. Лекция.
3.2. Топонимика – изучение происхождения слов, географических названий – 2 часа. Беседа, работа с энциклопедией.
3.3. Устное народное творчество: песни, предания, праздники – 4 часа. Беседа с прослушиванием музыкальных произведений.
3.4. Изучение местного фольклора, исторических, географических названий – 2 часа. Практическая работа.
3.5. Встреча со старожилами села – 2 часа. Практическая работа.
4. Археология – 14 часов
4.1. Поселения и погребения – 2 часа. Лекция.
4.2. Археологическая разведка и раскопки – 2 часа. Лекция.
4.3. Обработка археологических материалов – 2 часа. Практическое занятие.
4.4. Знакомство с экспонатами школьного музея – 2 часа. Экскурсия.
4.5. Паспортизация экспонатов – 2 часа. Практическое занятие.
4.6. Знакомство с исторической справкой об открытии обелиска односельчанам, погибшим в годы ВОВ – 2 часа. Беседа.
4.7. Встреча с ветераном ВОВ Утнюхиным П.П. - 2 часа. Практическое занятие.
5. Архив – 12 часов
5.1. Архивные учреждения, методы и приемы работы над архивными документами – 2 часа. Беседа.
5.2. Архивные документы в учебно-воспитательной работе – 2 часа. Практическое занятие (книги приказов, журналы выдачи аттестатов, классные журналы).
5.3. Выявление архивных документов, связанных с историей села – 2 часа. Практическое занятие.
5.4. Встреча с жителями села с целью сбора материала – 2 часа. Практическое занятие.
5.5. Выявление архивных документов, связанных с историей школы – 2 часа. Практическое занятие.
5.6. Встреча с жителями села с целью сбора материала – 2 часа. Практическое занятие.
6. Изучение родного края – 16 часов
6.1. Территория и границы родного края. Понятие «родной край» - 2 часа. Беседа.
6.2. История края – 2 часа. Экскурсия.
6.3. Сбор материала по истории села – 2 часа. Практическое занятие.
6.4. Встреча со старожилами села, ветеранами труда, работниками сельского хозяйства – 2 часа. Практическое занятие.
6.5. Родной край сегодня, перспективы его развития. Улицы и происхождение их названий – 2 часа. Беседа.
6.6. Встреча с депутатом села – 2 часа. Практическое занятие.
6.7. Использование краеведческого материала на уроках. Охрана природы – 2 часа. Беседа о растениях и животных из Красной книги.
6.8. Работа с документами школьного музея – 2 часа. Практическое занятие.
7. Мир народных праздников – 14 часов
7.1. Сбор материала о народных праздниках – 4 часа. Практическое занятие.
7.2. Встреча со старожилами села – 2 часа. Практическое занятие.
7.3. Проведение праздника «Встреча Нового года» - 2 часа. Практическое занятие.
7.4. Сбор материала о народных праздниках – 4 часа. Практическое занятие.
7.5. Встреча со старожилами села – 2 часа. Практическое занятие.
8. Работа школьного музея – 44 часа
8.1. Положение о школьном музее – 2 часа. Беседа.
8.2. Профиль музея, его размещение – 2 часа. Экскурсия.
8.3. Тематика экспонатов. Паспорта к экспонатам – 2 часа. Беседа.
8.4. Оформление текстов – 2 часа. Практическое занятие.
8.5. Учет, хранение экспонатов – 2 часа. Практическое занятие.
8.6. Заполнение паспортов – 2 часа. Практическое занятие.
8.7. Уроки в музее – 2 часа. Практическое занятие.
8.8. Разработка текстов экскурсий: обзорной, тематической – 2 часа. Практическое занятие.
8.9. Сбор материала о школе – 4 часа. Практическое занятие.
8.10. Встреча с ветеранами педагогического труда с целью сбора воспоминаний о школе – 2 часа. Практическое занятие.
8.11. Встреча с выпускниками разных лет с целью сбора воспоминаний о школе – 2 часа. Практическое занятие.
8.12. Паспорта к экспонатам. Раздел «Край родной» - 2 часа. Практическая работа.
8.13. Паспорта к экспонатам. Раздел «История села» - 2 часа. Практическая работ.
8.14. Паспорта к экспонатам. Раздел «Чувашский быт» - 2 часа. Практическая работа.
8.15. Паспорта к экспонатам. Раздел «Ради жизни на земле» - 2 часа. Практическая работа.
8.16. Паспорта к экспонатам. Раздел «Школа вчера, сегодня, завтра» - 2 часа. Практическая работа.
8.17. Оформление текстов для экскурсий. Раздел «Край родной» – 2 часа. Практическая работа.
8.18. Оформление текстов для экскурсий. Раздел «История села» - 2 часа. Практическая работа.
8.19. Оформление текстов для экскурсий. Раздел «Чувашский быт» - 2 часа. Практическая работа.
8.20. Оформление текстов для экскурсий. Раздел «Ради жизни на земле» - 2 часа. Практическая работа.
8.21. Оформление текстов для экскурсий. Раздел «Школа вчера, сегодня, завтра» - 2 часа. Практическая работа.
9. Военно-патриотическая работа – 40 часов
9.1. Встречи с педагогами-ветеранами, выпускниками школы, запись воспоминаний – 2 часа. Практическая работа.
9.2. Оформление альбомов, папок – 8 часов. Практическое занятие.
9.3. Наш край в годы ВОВ – 2 часа. Беседа.
9.4. Борьба жителей нашего края против иноземных захватчиков – 2 часа. Беседа.
9.5. Односельчане – ветераны войны и труда – 2 часа. Беседа.
9.6. Прослушивание записей фонотеки. Живой голос солдата – 2 часа. Беседа с прослушиванием музыкальных произведений.
9.7. Составление карты боев участников ВОВ – 4 часа. Практическое занятие.
9.8. Встреча с ветеранами войны и труда, запись их воспоминаний – 2 часа. Практическое занятие.
9.9. История создания обелиска воинам – односельчанам в годы ВОВ – 2 часа. Беседа.
9.10. Тимуровская работа – 4 часа. Практическое занятие.
9.11. Проведение экскурсии. Раздел «Ради жизни на земле» ко Дню Победы – 2 часа. Практическое занятие.
9.12. Оформление альбома – 4 часа. Практическая работа.
9.13. Проведение экскурсии. Раздел «Школа вчера, сегодня, завтра» - 2 часа. Практическое занятие.
9.14. Подведение итогов работы кружка – 2 часа. Выставка.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Тема занятий | В том числе | Дата | |
теория | практика | |||
1. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 4. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. 4.6. 4.7. 5. 5.1. 5.2. 5.3. 5.4. 5.5. 5.6. 6. 6.1. 6.2. 6.3. 6.4. 6.5. 6.6. 6.7. 6.8. 7. 7.1. 7.2. 7.3. 7.4. 7.5. 8. 8.1. 8.2. 8.3. 8.4. 8.5. 8.6. 8.7. 8.8. 8.9. 8.10. 8.11. 8.12. 8.13. 8.14. 8.15. 8.16. 8.17. 8.18. 8.19. 8.20. 8.21. 9. 9.1. 9.2. 9.3. 9.4. 9.5. 9.6. 9.7. 9.8. 9.9. 9.10. 9.11. 9.12. 9.13. 9.14. | Вводное занятие. Знакомство с программой кружка Письменные источники. 8 часов Письменные источники – знания о прошлом Древнейшие рукописные памятники: рукописи, берестяные грамоты, краеведческие сборники Значение журнальных, газетных публикаций Знакомство с документами – письменными источниками школьного музея, фотодокументами Устные источники. 12 часов Язык – древнейшая форма общения людей Топонимика – изучение происхождения слов, географических названий Устное народное творчество: песни, предания, праздники Изучение местного фольклора, исторических, географических названий Встреча со старожилами села Археология. 14 часов Поселения и погребения Археологическая разведка и раскопки Обработка археологических материалов Знакомство с экспонатами школьного музея Паспортизация экспонатов Знакомство с исторической справкой об открытии обелиска односельчанам, погибшим в годы ВОВ Встреча с ветераном ВОВ Утнюхиным П.П. Архив. 12 часов Архивные учреждения, методы и приемы работы над архивными документами Архивные документы в учебно-воспитательной работе Выявление архивных документов, связанных с историей села Встреча с жителями села с целью сбора материала Выявление архивных документов, связанных с историей школы Встреча с жителями села с целью сбора материала Изучение родного края. 16 часов Территория и границы родного края. Понятие «родной край» История края Сбор материала по истории села Встреча со старожилами села, ветеранами труда, работниками сельского хозяйства Родной край сегодня, перспективы его развития. Улицы и происхождение их названий Встреча с депутатом села Использование краеведческого материала на уроках. Охрана природы Работа с документами школьного музея Мир народных праздников. 14 часов Сбор материла о народных праздниках Встреча со старожилами села Проведение праздника «Встреча Нового года» Сбор материла о народных праздниках Встреча со старожилами села Работа школьного музея. 44 часа Положение о школьном музее Профиль музея, его размещение Тематика экспонатов. Паспорта к экспонатам Оформление текстов Учет, хранение экспонатов Заполнение паспортов Уроки в музее Разработка текстов экскурсий: обзорной, тематической Сбор материала о школе Встреча с ветеранами педагогического труда с целью сбора воспоминаний о школе Встреча с выпускниками разных лет с целью сбора воспоминаний о школе Паспорта к экспонатам. Раздел «Край родной» Паспорта к экспонатам. Раздел «История села» Паспорта к экспонатам. Раздел «Чувашский быт» Паспорта к экспонатам. Раздел «Ради жизни на земле» Паспорта к экспонатам. Раздел «Школа вчера, сегодня, завтра» Оформление текстов для экскурсий. Раздел «Край родной» Оформление текстов для экскурсий. Раздел «История села» Оформление текстов для экскурсий. Раздел «Чувашский быт» Оформление текстов для экскурсий. Раздел «Ради жизни на земле» Оформление текстов для экскурсий. Раздел «Школа вчера, сегодня, завтра» Военно-патриотическая работа. 40 часов Встречи с педагогами-ветеранами, выпускниками школы, запись воспоминаний Оформление альбомов, папок Наш край в годы ВОВ Борьба жителей нашего края против иноземных захватчиков Односельчане – ветераны войны и труда Прослушивание записей фонотеки. Живой голос солдата Составление карты боев участников ВОВ Встреча с ветеранами войны и труда, запись их воспоминаний История создания обелиска воинам – односельчанам в годы ВОВ Тимуровская работа Проведение экскурсии. Раздел «Ради жизни на земле» ко Дню Победы Оформление альбома Проведение экскурсии. Раздел «Школа вчера, сегодня, завтра» Подведение итогов работы кружка Итого: 162 часа | 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 41 | 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 2 2 4 2 2 2 2 2 2 2 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 8 2 2 2 4 2 4 2 2 121 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа краеведческого кружка "Истоки"
Программа предназначена для учащихся 5-10 классов. Главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, село (его традиции, памя...
Рабочая программа краеведческого кружка « История школы и моего поселка».
Рабочая программа краеведческого кружка составлена на основе авторской программы « История школы и моего поселка», автор Перепеличенко Г.В Программа предназначена ...
Рабочая программа факультатива "За страницами учебника математики"
Рабочая программа разработана для учащихся 5 класса .Включает пояснительную записку, календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа краеведческого кружка "Родник"
Программа кружка «Родник» направлена на изучение истории Белгородской области, Валуйского района, своей Малой Родины, ее местных событий, явлений в трех временных измерениях: прошлого – на...
рабочая программа краеведческого кружка "Кладоискатели"
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ООП ООО школы и «Примерных программ внеурочной деятельност...
Рабочая программа краеведческого кружка
рабочая программа краеведческого кружка...
Рабочая программа краеведческого кружка "Юный краевед".
Рабочая программа краеведческого кружка "Юный краевед" рассчитана на детей 12-14 лет....