Программа краеведческого кружка "Следопыт"
календарно-тематическое планирование по краеведению по теме

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Стемасской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю. Данная программа - авторская программа Курицыной Анны Ивановны, обобщение многолетней систематической работы по краеведению, проводимой автором в школе. Основной целью программы является формирование гражданских позиций у учащихся. Программа “Следопыт” предназначена для проведения кружковых занятий на базе Стемасской средней общеобразовательной школы. Рассчитана на учащихся 7-11 классов. Программа реализуется в течение трёх лет:1 год обучения -4 часа в неделю (144 часа); 2 год обучения – 6 часов в неделю (216 ч); 3 год обучения - 6 часов в неделю (216 ч)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_sledopyt.docx63.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Дополнительного образования для детей

Вешкаймский центр дополнительного образования детей

Программа

дополнительного образования краеведческого кружка

«Следопыт»

Возраст детей: 13-16 лет

Программа разработана на 3 года обучения

1 год обучения -4 часа в неделю

2 год обучения – 6 часов в неделю

3 год обучения - 6 часов в неделю

Программа рассмотрена и одобрена                               Программу разработала

На заседании педагогического совета                         педагог дополнительного

Протокол №___ от_______________                           образования Курицына                    

                                                                                         Анна Ивановна

                                                                                        I квалификационная

                                                                                        Категория

Пояснительная записка

        В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Стемасской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю. Данная программа - авторская программа Малеевой Ираиды Викторовны, обобщение многолетней систематической работы по краеведению, проводимой автором в школе. Основной целью программы является формирование гражданских позиций у учащихся. Программа “Следопыт” предназначена для проведения кружковых занятий на базе Стемасской средней общеобразовательной школы. Рассчитана на учащихся 7-11 классов. Программа реализуется в течение трёх лет: 1 год обучения -4 часа в неделю (144 часа); 2 год обучения – 6 часов в неделю (216 ч); 3 год обучения - 6 часов в неделю (216 ч)

  Цели программы: 

  1. Познакомить учащихся с историко - культурным наследием родного края;
  2. сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.

Задачи программы: 

  1. Изучение прошлого и настоящего Вешкаймского района, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем селе и районе.
  2. Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о селе и районе.
  3. Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
  4. Активизация поисковой деятельности учащихся.
  5. Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
  6. Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.
  7. Пополнение фондов школьной библиотеки работами учащихся по краеведению.

Основные направления: Программа “Следопыт” включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение, краеведение в области литературы и искусства.

Формы проведения занятий: 

  1. Экскурсия.
  2. Работа в архивах.
  3. Конференции.
  4. Уроки.
  5. Работа с документами.
  6. Исследовательская деятельность.

Методы работы: 

  1. Общеклассная;
  2. Групповая;
  3. Парная;
  4. Индивидуальная

Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.

Режим занятий: Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа (1 год обучения); три раза в неделю по два часа ( 2 и 3 год обучения).

Механизм реализации программы: 

  1. организация экскурсий в районные краеведческие музеи
  2. пешие экскурсии по селу;
  3. проведение концертов, лекций, экскурсий, внеклассных мероприятий и т.п.;
  4. сбор материалов;
  5. создание проектов;
  6. оформление собранных материалов;
  7. создание и оформление музейного уголка и Уголка боевой славы в школе;
  8. участие в школьных и районных краеведческих конкурсах.

Прогнозируемые результаты: Программа “Следопыт” проведение итоговых занятий (после каждого полугодия изучения), на которых подводятся итого за прошедший период. Итогом каждого полугодия  является участие кружковцев в мероприятиях, экскурсиях, конкурсах, которые позволят им встретиться с интересными людьми, узнать о народных праздниках, обычаях и традициях народов проживающих в нашем районе. Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии.

Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.

Формы реализации программы “Следопыт”. 

  1. Проведение выставок быта народов проживающих в нашем районе.
  2. Участие в районных краеведческих конкурсах.
  3. Встреча с замечательными людьми
  4. Создание проектов

Содержание:

1 год обучения

Раздел I. Введение

Школьное краеведение. Его необходимость, роль, цели, задачи. Школьное краеведение – как важнейшее средство всестороннего развития личности. Основы музееведения.

Раздел II. Этнография

Положение относительно реки, ж/д, областного и районного центров. Окрестности – озёра, болота, леса. Овраги, родники, их наименования, происхождение названий: легенды, сказания.

 Административное положение Вешкаймского района со времен появления (уезд, губерния, волость) и все последующие изменения.

Национальный состав сел: Стемасс, Канабеевка, Араповка, Кр.Эстония. Преобладающая национальность. Основные фамилии. Характерные самобытные имена и фамилии. Особенности быта, традиций.

Раздел III. Современное состояние Вешкаймского района и сел Стемасс, Канабеевка, Араповка, Кр.Эстония

Численность населения. Состояние хозяйства.

Кустарные промыслы. Пути сообщения. Связь. Торговля. Водоснабжение. Здравоохранение.

Учреждения культуры. Праздники села.

Художественное ремесло. Народные умельцы. УНТ.

Деревенская кухня

Встреча с интересными людьми.

Памятники природы. Экология.

Социальный практикум.

2 год обучения

Раздел IV. История моей Родины

История возникновения Вешкаймского района, сел Стемасс, Канабеевка, Араповка, Кр.Эстония. Название села; версии происхождения. Сведения о владельцах. Обстоятельства, дата основания или первого упоминания о селе. Части села, их названия, происхождение названий.

Исторические памятники села Стемасс,  Канабеевка, Араповка, Кр.Эстония – старинные постройки, кладбища, часовни, церковь, курганы.

История сел на фоне страны (хозяйства, колхозы, современное состояние)

«Не позволяй душе лениться».Люди села. Революция 1917 г, НЭП, коллективизация, репрессии, стихийные наводнения, голод.

Им гордится наш район. Детство и деятельность генерала А.Ф.Волчкова.

О чём рассказали фотографии из семейного альбома. История в лицах

История хозяйства (колхозы). Дата образования, названия, переименования. Сведения из истории, современное состояние.

Предприятия. История организаций и учреждений. История с/совета. Дом культуры. Детский сад. Почта. Сберкасса. Медпункт. Сбор материала. Социальный практикум.

Раздел V. Образование

Образование в вешкаймском районе.Возникновение школы в селах Стемасс, Канабеевка, Араповка. Церковно-приходская школа. Организация процесса обучения: здание, учителя, предметы, ученики

Истории Стемасской, Канабеевской, Араповской, начальных школ. Особенности обучения, традиции, мероприятия. Развитие советской школы.

Стемасская семилетняя школы. Здание школы, учителя, отдых. Школа в период Вов. Помощь фронту. Восьмилетняя школа. Особенности обучения. Внеклассная жизнь. Обычаи, традиции.

Открытие в Стемассе средней школы. Современная школа.Село и школа.

Знакомство с известными фактами из истории школы, анализ информации.

Ветераны педагогического труда. Встреча с бывшими учителями, учениками. Гордое звание – учитель

Практическое занятие «Моя школа в будущем»

Проведение экскурсий для учащихся «История моей школы»

3 год обучения

Раздел I. Жители сел Стемасс, Канабеевка, Араповка, Кр.Эстония и района в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Знакомство с имеющимися материалами, их анализ.

Реставрация Уголка Боевой Славы. Поисково-исследовательская работа.Сбор материала, связанный с участием жителей села В Вов, с погибшими, без вести пропавшими, вдовами.

Экскурсии по музеям района, области.

Изучение темы «Тыл в годы Великой Отечественной войны»

Изучение темы Ульяновская область в годы войны

Вешкайма и вешкаймцы в годы войны.

Оформление стендов для уголка Боевой славы. Календарь «Летопись Вов» и другие. Выставки по теме.

Экскурсионная работа по музейному уголку, проведение литературно-музыкальных композиций, бесед, лекций, вечеров, круглых столов, устных журналов перед учащимися и жителями села. Проведение и участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах. Участие в районных и областных мероприятиях на военную тематику.

Знакомство с книгой “Памяти”.  Наши земляки – участники Великой Отечественной войны. Наши земляки - Герои Советского Союза

Война в судьбе моей семьи. Знакомство с книгой “Они вернулись с победой”.

Благоустройство памятника воинской славы. Участие в акции «Парк моего детства», «Аллее Памяти».

Выявление людей, нуждающихся в помощи, оказание помощи. Операция «Забота»

Встречи со свидетелями войны.

Раздел II. Солдаты «спрятанной» войны

Раздел III. Современная армия и её солдаты

Раздел IV. Социализация личности

Социализация как процесс и результат усвоения человеком исторически выработанных социальных норм, ценностей, отношений.

Индивидуализация личности. Помощь ребенку как субъекту свободного сознания, свободной деятельности, свободного поведения.

Развитие и саморазвитие личности, самоопределение и самовоспитание.

Социальное воспитание как процесс создания условий для развития и духовно-ценностной ориентации человека. Акция «Я – гражданин России»

Социальный практикум ( акции, анкетирование, работа с населением, социальные опросы и т.д.)

Основы правового воспитания. Общественно-правовые основы

Что должен знать и уметь учащийся:

Знать:

- основные даты, связанные с историей села, школы, хронологические рамки значительных событий и процессов;

- соотносить события своего села с историей всей страны; устанавливать последовательность событий;

-называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий в истории села.

Уметь:

- читать карту своего края;

- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;

-сравнивать данные разных источников, анализировать их;

- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях села, их участниках, выступать с сообщениями перед учащимися, их родителями и жителями села;

- описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные эпохи; описывать исторические объекты, памятники;

- проводить экскурсии по музею;

- классифицировать исторические события и явления села по указанному признаку, обобщать;

-излагать свои суждения и взгляды на события села; объяснять мотивы деятельности людей; оценивать события села; объяснять и определять своё отношение к ним;

- уметь общаться с людьми; найти подход к каждому человеку;

- уметь быстро записывать, слушать, зарисовывать, фотографировать, правильно описывать увиденное;

- вести архивную работу;

- делать схемы, чертежи; изготавливать наглядные пособия;

- работать с техническими средствами;

- проводить археологические исследования;

- владеть теорией и практикой туризма;

- знать правила реставрации экспонатов.

Календарно-тематическое планирование занятий

Дата

Тема занятий

Кол-во

часов

примечание

1 год обучения

I.Вводные занятия

20

1

Введение.  Краеведение- наука о родном крае.

2

Цели и задачи кружка. Распределение экскурсоводов.

2

Ревизия музейного уголка. Инструктаж по ведению исследовательской работы. Инструктаж по технике безопасности

6

Ремонт таблиц

3

Основы музееведения

2

Беседа

4

Как правильно подготовить и провести экскурсию

4

Беседа

5

Репетиция экскурсий по музейному уголку

4

Отработка текста 4 экскурсий

6

Проведение экскурсий для учащихся 1-11 классов

2

экскурсия

II. Этнография

6

5

Вешкайма. Вешкаймский район

( общая характеристика)

2

6

Окрестности с.Стемасс. поиск материалов

2

Фото

7

Окрестности с.Канабеевка, Араповка, Красная Эстония. поиск материалов

III.Памятники природы

2

32

Природа Вешкаймского района

2

Фото

Болото Бритвенное  Верхнее и Нижнее – памятники природы Ульяновской области.

4

Экскурсия к природным объектам

Необычное рядом

2

Экскурсия на карьер

Плотины бобров в селах Стемасс и Канабеевка

4

Экскурсия

Пруды Араповки

4

экскурсия

Пруд села Стемасс

4

экскурсия

Река Стемасс – чистая река

4

экскурсия

Меловые горы села Канабеевки

4

Лес - наше богатство

4

IV.Административное положение села

6

Рассказ

          V.Национальный состав сел

8

Изучение статист.данных, посещение семей

Национальный состав Вешкаймского района

2

Национальный состав с.Стемасс

2

Национальный состав с.Араповка, Красная Эстония

2

Национальный состав с.Канабеевка

2

VI.Характерные самобытные имена и фамилии сел

6

Происхождение имен,фамилий

Самобытные имена и фамилии Араповки

2

Самобытные имена и фамилии Канабеевки

2

Самобытные имена и фамилии Стемасса, Красной Эстонии

2

VII. Быт и традиции сел

8

Встреча с жителями села

Быт и традиции села Стемасс

2

Быт и традиции села Красная Эстония

2

Быт и традиции села Араповка

2

Быт и традиции села Канабеевка

2

VIII.От чистого истока

( Сочиняем легенды, рассказы, стихи о любви к родному краю.)

6

практикум

IX.Современное состояние Вешкаймского района и сел Стемасс, Канабеевка, Араповка, Красная Эстония

30

Состояние хозяйства  Вешкаймского района и сел Стемасс, Канабеевка, Араповка, Красная Эстония

2

Изучение состояния хозяйства

Кустарные промыслы сел

2

Изучение состояния хозяйства

Путевые сообщения. Связь.

2

Экскурсии

Торговля. Водоснабжение. Бытовое обслуживание.

2

Анализ данных

Здравоохранение

2

Экскурсия

Учреждения культуры. Праздники села

4

Посещение СДК, просмотр материалов

Художественное мастерство. Народные умельцы.

4

Знакомство с творчеством А.И.Ядровой.

Деревенская кухня

2

беседа

Встреча с интересными людьми

4

Клокова Е.Д.

Столяров И.И.

 Экология  Вешкаймского района и сел Стемасс, Канабеевка, Араповка, Красная Эстония

2

Создание альбома

Итоговое занятие

Выступление руководителя кружка. Выступления ребят. Творческие отчёты. Выставка работ учащихся.

Резервное время

2 год обучения

I.История  моей малой Родины

126

Земли Вешкаймские просторы

6

История села Стемасс

6

Работа с документами

История села Араповка

6

Работа с документами

История села Канабеевка

6

Работа с документами

История села Красная Эстония

6

Работа с документами

II. Истории великие страницы

Рабочий поселок Вешкайма

12

Исторические памятники села Стемасс

6

Работа на местности

Исторические памятники села Канабеевка

6

Работа на местности

Исторические памятники села Араповка

6

Работа на местности

Исторические памятники села Красная Эстония

6

Работа на местности

III. История сел Стемасс, Араповка, Канабеевка, Красная Эстония на фоне страны 

Изучение материала

Хозяйства сел

История возникновения колхоза

Современное состояние

IV.Выдающиеся люди Вешкаймского района

16

Учитель. Краевед. Историк.

Петр Дмитриевич Дорогойченко

2

Сбор материала, рассказ

Генерал из Мордовского села. Виктор Степанович Чечеватов

2

Семья Зиновьевых: 285 лет на ниве просвещения

2

Наш земляк – генеральный конструктор. Сергей Аркадьевич Крутовских

2

Видный кардиохирург. Андрей Павлович Семагин

2

Поэтесса Мария Шоржина

2

Старейший фельдшер района. Таисия Федоровна Леучева

2

Врач от бога. Сыров

2

«Не позволяй душе лениться».Люди сел Стемасс, Канабеевка, Араповка, Красная Эстония

16

Сбор материала о героях социалистического труда. Они рядом с нами сбор материалов о людях разных профессий

Им гордится наш район.

4

Деревня Стемасс родина нашего земляка - Волчкова. Вклад в военное дело.

О чём рассказали фотографии из семейного альбома.

20

Составить рассказ о людях на старых фотографиях в семейном альбоме. Человек и история. История в лицах

V. Образование

74

Образование в Вешкаймском районе

6

Возникновение школы с.Стемасс

4

Рассказ, сбор материала

История Стемасской начальной школы

4

Изучение материала

История Араповской начальной школы

4

Изучение материала

История Канабеевской начальной школы

4

Изучение материала

Стемасская семилетняя школа.

4

Изучение материала

Восьмилетняя школа в с.Стемасс

4

Открытие в Стемассе средней школы.

4

Составление альбома и оформление стенда

Современная школа. Традиции. Праздники.

6

Село и школа

4

Ветераны педагогического труда

12

Сбор материала

 Клокова Е.Д.

4

Артемьева К.И.

4

Захарова М.Н.

4

Встреча с бывшими учителями, учениками

4

встреча

Гордое звание – учитель

8

Гордость нашей школы. Сбор материала об учителях работающих в нашей школе. Оформление папки.

Малеева И.В.

2

Широкова В.И.

2

Широкова Н.А.

2

Каменскова Е.Н.

2

Практическое занятие «Моя школа в будущем»

4

Составление проектов

Проведение экскурсий для учащихся «История моей школы»

6

экскурсия

Итоговое занятие

2

Экскурсия

2

Резервное время

3 год обучения

1.Жители района и сел Стемасс, Канабеевка, Араповка, Красная Эстония в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

130

Реставрация Уголка Боевой Славы

4

Обновление экспозиций работа по систематизации материалов

Сбор материала «Участие жителей села в Вов»

12

Работа с документами, работа по систематизации материалов

Экскурсия в музей Красноборской школы

4

экскурсия

Подготовка к проведению литературно-музыкальной композиции «Курская битва…»

2

Литературно-музыкальная композиция «Курская битва…»

2

«Тыл в годы Великой Отечественной войны»

6

Рефераты, доклады

Ульяновская область в годы войны и вешкаймцы в годы войны. Наши села в годы войны

10

Рефераты, доклады

Оформление стендов для уголка Боевой славы

4

Подготовка к проведению литературно-музыкальной композиции «Сталинград…»

2

Литературно-музыкальная композиция «Сталинград…»

2

Знакомство с книгой “Памяти”.  Наши земляки – участники Великой Отечественной войны

6

создание базы данных и списков ветеранов Великой Отечественной войны

Наши земляки - Герои Советского Союза

4

Доклады

Война в судьбе моей семьи. Знакомство с книгой “Они вернулись с победой”.

8

Сбор семейных архивов

Подготовка к проведению литературно-музыкальной композиции «Оборона Ленинграда»

2

Литературно-музыкальная композиция «Оборона Ленинграда»

2

Оказание помощи пожилым людям

6

Социальный практикум

Работа лекторской группы по теме: «Памяти героев сердцем поклонись» (чтение лекций для учащихся 9-10 классов)

4

лекция

Подготовка к мероприятию «Нам дороги эти позабыть нельзя…»

2

Внеклассное мероприятие «Нам дороги эти позабыть нельзя…»

2

Школа с. Стемасс в годы Великой Отечественной войны

2

Рассказ, беседа

Проведение внеклассного мероприятия для учащихся 4-5 классов «Война – ты боль моя и память»

6

Внеклассное мероприятие

Детство, опаленное войной.

8

Доклады, встреча

Женщины нашего села – труженицы тыла

6

Доклады,встреча

Подготовка к проведению литературно-музыкальной композиции «Битва за Москву»

2

Литературно-музыкальная композиция «Битва за Москву»

2

Социальный практикум ( уборка территории вокруг памятника)

4

Практикум

Социальный практикум ( помощь ветеранам)

8

практикум

Проведение круглого стола для старшеклассников «Уроки войны»

2

Круглый стол

Подготовка к проведению игры «Листая страницы. Великая Отечественная война»  

2

Проведение игры «Листая страницы. Великая Отечественная война»  

2

Проведение экскурсий «Памяти героев сердцем поклонись» для учащихся школы и жителей села

2

экскурсия

II. Солдаты спрятанной войны

28

Афганистан болит в моей душе

-  Володин Евгений Васильевич

- Воины афганцы наших сел

18

Сбор материала. встречи

Чеченская война и её герои

10

Сбор материала. встречи

III. Современная армия и её солдаты

20

Гордое звание военный

6

Создание базы данных и описание отслуживших в армии

Солдат – почетная обязанность

10

Сбор материала о земляках, проходящих военную службу

Письмо солдату

4

практикум

IV.Социализация личности

Подготовка к проведению праздничного концерта к 9 мая

2

Проведение праздничного концерта к 9 мая

2

Экологический бросок

4

Высадка цветов

Операция «Школьный двор»

2

Уборка территории

Цикл занятий «Я - подросток»

6

Подготовка к походу. Поход.

10

Итоговый отчёт о работе школьного краеведческого кружка «Следопыт»

4

Отчёт руководителя кружка. Выступления учащихся. Выставка творческих работ

кружковцев.

Резервное время


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА краеведческого направления «МОЙ КРАЙ» для детей 4 - 8 лет

Праздник стихийЦель; Способствовать разностороннему развитию творческих способностей детей.Задачи:- Развивать у детей творческое мышление....

Программа краеведческого кружка "Родная сторона"

Ребята знакомятся с письменными и устными  источниками, различными архивными документами, выявляют архивные документы, связанные с историей села, школы. Итогом 1 года является краеведческая...

рабочая программа краеведческого кружка "По страницам прошлого"

данная рабочая программа предназначена для организации работы с краеведческим материалом...

Программа краеведческого кружка

Программа краеведческого кружка для школьников 10-15 лет на основе местных материалов. Предусматривает преимущественно экскурсии и полевые исследования....

Программа краеведческого кружка «Тропами родного края»

Курс рассчитан на изучение основ краеведения Фурмановского муниципального района, раскрывающих особенности основных этапов развития истории региона. Цели курса:1. Систематизация имеющихся з...

Программа краеведческого кружка "Здесь Родины моей начало"

Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое.   У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и...

Программа краеведческого кружка "Здесь Родины моей начало"

Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое.   У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и...