Программа краеведческого кружка "Родная сторона"
рабочая программа по краеведению по теме
Ребята знакомятся с письменными и устными источниками, различными архивными документами, выявляют архивные документы, связанные с историей села, школы. Итогом 1 года является краеведческая выставка, на которой члены кружка готовят творческие отчеты по интересам. В конце 2 года учащиеся самоопределяются в выборе раздела и проводят практические работы по ним (оформляют паспорта экспонатов, составляют экскурсии, занимаются поисково- исследовательской деятельностью, проводят экскурсии).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kr_rodnaya_storona.doc | 198.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Cреднецарицынская средняя общеобразовательная школа
Серафимовичского района Волгоградской области
Согласовано: Утверждаю:
Замдиректора по ВР Директор школы
«_____»_________________ «____»______________________
________________________ ____________________________
Программа
краеведческого кружка
«Родная сторона»
Программа разработана
учителем истории
Грибенниковой В.А.
2011-2012год
«Краеведение - дело благородное,
рожденное глубоким искренним чувством.
Это история Отечества, но не в далеких отблесках зарниц,
а по-домашнему родная, потому что гордость и зримые утраты
живут в ней рядышком, возле твоего дома или на соседней улице
и есть в ней свои предания и легенды.» С.Л. Агафонов
ПРОГРАММА
краеведческого кружка
«Родная сторона»
Пояснительная записка.
Объект изучения: история и культурное наследие Донского края, Серафимовичского района , Волгоградской области, хутора Среднецарицынского и его округи.
Изучение истории - важный элемент обучения и воспитания подрастающего поколения. Прошлое нашей Родины состоит из прошлого ее малых городов и сел.
Актуальность программы заключается в том, что она составлена по материалам школьного музея, она позволяет больше узнать, правильно понять исторические, этнические особенности малой Родины; содействует сохранению того, что веками создавалось русским народом. Учащиеся включаются в процесс исследовательской и творческой деятельности. Предполагается более осознанное освоение прошлого не только хутора Среднецарицынского и примыкающих к нему хуторов, но также Донского края, Серафимовичского района и Волгоградской области; формирование умений не только самостоятельно добывать краеведческий материал , но и умений грамотно их обработать, а затем применять на практике, представлять его на краеведческих чтениях, на мероприятиях школьного музея. Курс "Родная сторона" призван также, способствовать более успешной самореализации личности при выборе дальнейшего жизненного пути.
Программа рассчитана на 2 года.
Цель курса:
1.Приобщать учащихся к истории Малой Родины.
2.Создавать условия для успешной творческой самореализации личности в краеведческой деятельности.
Задачи:
Формирование знаний по истории Малой Родины.
Способствовать развитию интереса к краеведению, чувства гордости за добрые дела своих земляков, чувства любви к Родине
Развитие навыков исследовательской, проектной, творческой и иных видов деятельности при работе с различными видами источников.
По содержанию программа познавательная, уровень освоения программы углубленный.
Методические приемы:
Исследовательская деятельность.
Поисковая деятельность.
Организационная деятельность. (Организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов).
Индивидуальная работа с учащимися.
Методическая работа (составление сценариев и разработок развлекательно-познавательных программ, творческих отчетов музея).
Ожидаемые результаты:
Ребята знакомятся с письменными и устными источниками, различными архивными документами, выявляют архивные документы, связанные с историей села, школы. Итогом 1 года является краеведческая выставка, на которой члены кружка готовят творческие отчеты по интересам. В конце 2 года учащиеся самоопределяются в выборе раздела и проводят практические работы по ним (оформляют паспорта экспонатов, составляют экскурсии, занимаются поисково- исследовательской деятельностью, проводят экскурсии). При проведении конкурсов, викторин, творческих заданий, конференций отмечаются все положительные стороны каждой работы и каждого учащегося, награждаются наиболее ценные и значимые работы.
Предполагается, что школьники научатся работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, использовать и систематизировать статистические данные по разным периодам развития края и давать свои обоснованные оценки событиям, локализовать исторические процессы и явления во времени, используя научную периодизацию истории.
Программа предусматривает разнообразные формы исследования краеведческого материала: изучение архивных документов, встречи, переписка с интересными людьми, походы, экспедиции. Вводятся различные формы и методы занятий: лекции, опережающие задания по изучению дополнительной краеведческой литературы и архивного семейного материала, рефераты, семинары, дискуссии, экскурсии. Проходит содействие созданию архивов устной истории в результате бесед, опроса, интервьюирования или анкетирования участников исторических событий. Нацеливает на развитие навыка выступления на конференциях и популяризации накопленного опыта. Целесообразно использование проектной методики и мультимедийного комплекса.
Методы определения результативности:
Измерить чувство любви к Родине сложно. Предполагается разнообразный мониторинг навыков, умений, знаний и отслеживание уровня духовной культуры через наблюдение, беседы, анкетирование, отслеживание мастерства выступления на конференциях, публикаций работ в СМИ, проведения экскурсий.
План работы по программе: 1 год работы – 2011-12 учебный год; 2 год работы - 2012-13 учебный год.
Программа рассчитана на учащихся 6-11 классов.
Время проведения 1 занятия – 1,5 часа
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Первый год работы
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие, знакомство с программой кружка. Беседа 1,5часа
Знакомство с экспонатами школьного музея. Экскурсия 1,5 часа
1.Письменные источники. 3 часа
Письменные источники-знания о прошлом.
Древнейшие рукописные памятники: рукописи, берестяные грамоты, краеведческие сборники. Значение журнальных, газетных публикаций. Слайд -лекция с показом иллюстраций из журналов, исторических книг.
Практическое занятие. Знакомство с документами - письменными источниками школьного музея, фотодокументами.
2.Устные источники. 6 часов
Язык - древнейшая форма общения людей. Топонимика-изучение происхождения слов, географических названий. Лекция, работа с энциклопедией.
Устное народное творчество: песни, предания, праздники. Лекция с прослушиванием музыкальных произведений
Практическое занятие. Встреча со старожилами села с целью изучения местного фольклора, исторических, географических названий. Улицы, местечки и происхождение их названий. Составление карты хутора и его окрестностей.
3. Архив. 3 часа
Архивные учреждения, методы и приёмы работы над архивными документами. Архивные документы в учебно-воспитательной работе. Лекция с практическим занятием. Знакомство с архивными документами школьного музея и школы (книги приказов, журналы выдачи аттестатов, классные журналы)
Выявление архивных документов, связанных с историей села, школы. Практическое занятие. Встречи с жителями села с целью сбора материала.
4.Изучение родного края. 6 часов
Территория и границы родного края. Понятие родной край. История края. Родной край сегодня, перспективы его развития. Беседа с элементами лекции
Практическое занятие. Сбор материала для музея, встреча с односельчанами, ветеранами труда, работниками сельского хозяйства. Составление плана хутора и его окрестностей. Работа с документами школьного музея.
5.Мир народных праздников. 3 часа
Сбор материала о народных праздниках традиционных для Донского края и хутора. Встреча со старожилами хутора. Лекция, работа с энциклопедией.
Практическое занятие. Сбор материала о местных праздниках. Встреча со старожилами села.
6.Школьный музей.6 часов
Положение о школьном музее. Профиль музея, его размещение. Лекция, изучение материалов из письменных источников.
Практическое занятие. Разработка текстов экскурсий: обзорной, тематической. Подготовка экскурсоводов и определение порядка их работы.
Поездка с обзорной экскурсией в г.Серафимович. 3 часа
Подведение итогов работы кружка подготовка и проведение краеведческой выставки с творческими отчетами по интересам членов кружка. 3 часа
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Первый год работы
№ п\п | Темы занятий | в том числе | |
теория | практика | ||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1.5 | |
2 | Знакомство с экспонатами школьного музея. | 1.5 | |
3-4 | 1.Письменные источники. | 1 | 2 |
5-8 | 2.Устные источники. | 1 | 5 |
9-10 | 3. Архив. | 1 | 2 |
11-14 | 4.Изучение родного края. | 1 | 5 |
15-16 | 5.Мир народных праздников. | 1 | 2 |
17-20 | 6.Школьный музей. | 1 | 5 |
21 | Поездка с обзорной экскурсией в г.Серафимович. | 3 | |
22-23 | Подведение итогов работы кружка (краеведческая выставка) | 3 | |
7,5 | 28,5 |
Всего 36 часов
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Второй год работы
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие, знакомство с программой кружка. Беседа 1,5часа
1.Школьный музей. 9 часов
Положение о школьном музее. Профиль музея, его размещение Учет, хранение экспонатов. Тематика экспонатов. Паспорта к экспонатам. Как правильно оформлять паспорта к экспонатам. Правила фиксирования исторических событий. Снятие копий с документов. Хранение документов и обращение с ними. Лекция, изучение материалов из письменных источников.
Практическое занятие. Оформление документов хранения Заполнение паспортов
Практическое занятие. Разработка текстов экскурсий: обзорной, тематической по разделам . Подготовка экскурсоводов и порядок их работы.
2.Историческое краеведение. 9 часов
Краеведческие объекты как постоянный источник изучения родного края. История возникновения села, колхоза. Лекция, изучение материалов из письменных источников
Практическое занятие. Знакомство с историческими краеведческими объектами, их паспортизация, фотографирование, зарисовка. Работа с документами в школьном музее, оформление альбомов, Книги Почета.
Встречи со старожилами, колхозниками, сбор информации, фото, различных документов.
3.История Среднецарицынской школы. 6 часов
Знакомство с историей возникновения школы. Школа вчера, сегодня, завтра. Лекция, изучение материалов из письменных источников
Практическое занятие. Знакомство с историческими документами, работа с фотографиями, встречи с педагогами-ветеранами, выпускниками школы, запись воспоминаний. Оформление альбомов, стендов, папок.
4.Военно-патриотическая работа. 6 часов
Наш край в годы Великой Отечественной войны. Лекция, изучение материалов из письменных источников
Практическое занятие. Встречи с очевидцами войны, ветеранами войны и труда, запись их воспоминаний. Создание фонотеки воспоминаний .Уход за братским захоронением.
Поездка в музей Сталинградская панорама г.Волгограда. 3 часа
Подведение итогов работы кружка. Проведение конференции с творческими отчетами, экскурсии в школьном музее. 3часа
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Второй год работы
№ п\п | Темы занятий | в том числе | |
теория | практика | ||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1.5 | |
2-5 | 1.Школьный музей. | 3 | 6 |
6-11 | 2.Историческое краеведение. | 3 | 6 |
12-15 | 3.История Среднецарицынской школы. | 1,5 | 4,5 |
16-19 | 4.Военно-патриотическая работа. | 1,5 | 4,5 |
20-21 | Поездка в музей Сталинградская панорама г.Волгограда | 3 | |
22-23 | Подведение итогов работы кружка. (конференция, экскурсия в школьном музее). | 3 | |
10,5 | 27 |
Всего 37,5 часов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа краеведческого кружка "Следопыт"
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования...
Реализация районной программы "Моя Петроградская сторона" в условиях коррекционной школы
Работа по реализации районной программы "Моя Петроградская сторона" в условиях коррекционной школы (VII вида) для детей с ограниченными возможностями здоровья (с презентацией)....
Программа краеведческого кружка: "Родная сторона"
Программа рассчитана на 2 года. Цель кружка:приобщение учащихся к истории своей Малой Родины.Создавать условия для успешной творческой самореализации личности в краеведческой деятельности....
Программа краеведческого кружка"Родная моя сторона"
Программа кружка по краеведению...
Адаптированная образовательная программа "Совершенствование произносительной стороны речи глухих обучающихся 7-10 классов"
В связи с задачей интенсификации педагогического процесса в школе глухих важной и перспективной является разработка проблем объективного подхода к оценке результатов формирования произношения в старши...
Программа коррекции произносительной стороны речи при общем недоразвитии речи II-III уровня, обусловленном открытой ринолалией, у младших школьников в условиях школы-интерната для детей с ТНР.
Данная программа создана для оказания логопедической помощи школьникам с общим недоразвитием речи II - III уровня, обусловленным открытой ринолалией, в условиях школы-интерната для детей с...
Программа ЛОЛ "Солнечная сторона"
Программа 1 смены ЛОЛ 2019...