Внеурочное занятие "Россия - Родина моя"
методическая разработка (5 класс) по теме
Занятие способствует формированию гражданской идентичности и поликультурной компетенции обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osipova_l.a._rossiya_-_rodina_moya.zip | 1.77 МБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ ДПО ПКС «КРИПК и ПРО»
Факультет повышения квалификации
Кафедра гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин
Кабинет духовно-нравственного воспитания
Россия – Родина моя
Технологическая карта внеурочного занятия
Итоговая работа выполнена
на курсах повышения квалификации 09.08.2012-25.08.2012
Исполнитель:
Осипова Лилия Анатольевна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «ООШ №29» г.Калтан
Консультант:
Вертелецкая Инга Геннадьевна,
заведующая кафедрой гуманитарных
и художественно-эстетических дисциплин
Содержание
1. Введение…………………………………………………………………….. 3
2. Технологическая карта внеурочного занятия ………………… 4-7
3. Заключение ………………………………………………………. 8
4. Приложения ………………………………………………….. 9-10
5. Презентация
Введение
17 декабря 2010г. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации утвержден федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Образовательные стандарты нового поколения призваны стать основой процесса модернизации общего образования. В концепции стандартов констатируется, что «цель общего образования – формирование разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем общекультурного и личностного развития, способной к самостоятельному решению новых, еще неизвестных задач».
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является также их ориентация на результаты образования, причем последние рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода к образованию. «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, а также ценносно-смысловых оснований личностного морального выбора. Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, т.е. таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от ученика школы требуется мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.
Стратегическая задача системы образования в современном понимании – создание педагогических условий для овладения школьниками универсальными (метапредметными) способами познания мира, формирование у молодых людей готовности к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий, толерантности к иному мнению. Эта задача решается, в том числе, и в рамках внеурочной деятельности.
Представленная технологическая карта первого занятия во втором классе является продолжением внеурочных занятий в первом классе по теме «Я – гражданин России».
Технологическая карта внеурочного занятия
Предметная область: внеурочная деятельность
Класс: 2
Тема: Россия – Родина моя.
Цели:
- Мотивация на получение новых знаний.
- Воспитание гражданской идентичности и чувства гордости за свою Родину.
- Формирование УУД:
- Личностные УУД – умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и правовыми нормами; умение выделить нравственный аспект поведения.
- Регулятивные УУД – целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- Коммуникативные УУД – учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; проявление инициативы в поиске и сборе информации; умение полно и точно выражать свои мысли;
- Познавательные УУД – готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
Термины и понятия: Родина, нации, национальности, религии, христианство, буддизм, мусульманство, толерантность, веротерпимость, равноправие, патриот, гражданин, мужество, героизм, самопожертвование
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формировать уважительное отношение к иному мнению, к иной национальности; к иной религиозной принадлежности;
- формировать положительное эмоционально – ценностного отношение к своей Родине.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- формировать умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);
- формировать умение отличать гражданина России от граждан других стран (познавательные УУД);
- формировать умения выстраивать речевые высказывания;
- формировать умение работать в статичных группах и парах (коммуникативные УУД);
- формировать начальные формы рефлексии (регулятивные УУД).
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- повторить символику государства;
- расширить знания о нациях и народностях РФ
- познакомить с историческими личностями и современными героями РФ.
Оборудование урока (создание подготовленной информационно – образовательной среды): ПК учителя, мультимедийное оборудование, презентация к уроку, учебники, карточки для работы в статичных группах, карточки для рефлексии.
Проблемные вопросы для детей:
- Какая самая лучшая нация в России?
- Кого можно назвать героем, кем может гордиться наша Родина?
Технология изучения темы
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Воспитательный аспект |
1. | Мотивация к деятельности (орг. момент) Слайд 1 | Мотивирует учащихся на начало урока, предлагая совместно сформулировать тему урока | Вступают в диалог с учителем по государственным символам, представленным на слайде | Психологический настрой на тон партнеров по общению |
2. | Актуализация знаний Слайд 2 | Использует игровой метод - организует игру-эстафету | По рядам подбирают и записывают однокоренные слова к слову «РОД» | Формирование компетенции социально-группового взаимодействия |
3. | Постановка учебных задач Слайд 3 Слайды 4-5 | - Организует работу в статичных парах для определения темы урока. -Учитель в позиции консультанта – фасилитатора побуждает учащихся к выдвижению гипотез по принятию учебных задач. | - Работают в парах, формулируют тему урока по слайдам 1,2 и соотносят её с темой предложенной учителем. - Опираясь на проблемный вопрос, конструируют учебные задачи урока. | Воспитание ответственности за коллективно принятые решения |
4. | Построение проекта решения учебных задач урока (организация взаимодействия с учащимися по теме урока) Слайды 4-5 - эвристическая беседа Слайды 6-7 | Организует обмен мнениями по вопросам: «Какие нации и народности населяют нашу Родину?» «Как они различаются внешне?» «Какую нацию можно назвать самой лучшей и почему?» Организует обмен мнениями по вопросам: «Какие нравственные ценности и моральные нормы вы знаете»» «Из каких источников взяты эти правила и нормы?» «Как в нашей стране регулируется религиозная принадлежность граждан?» | Обмениваются мнениями, вносят дополнения и поправки. Делают вывод о том, что все нации и национальности равны Опираясь на собственный опыт и слайд 6, приходят к выводу о первоисточниках моральных норм и нравственных принципов. Выясняют, что право на свободу совести записано в Конституции РФ | Расширение кругозора знаний, углубление патриотических чувств Формирование эмпатии Формирование компетенций в сфере гражданско-общественной деятельности |
Динамическая пауза | ||||
- актуализация знаний Слайды 8-10 - работа в ста- тичных группах Приложение 1 | Актуализирует знания о былинных героях и известных исторических личностях Создаёт инструкционные карты по формированию образа героя Организует подведение итогов работы в статичных группах | Обмениваются информацией по теме Выполняют работу в статичных группах с последующей проверкой. Делают вывод о том, кого можно назвать героем, кем может гордиться наша Родина. | Расширение кругозора знаний, углубление патриотических чувств Воспитание ответственности за коллективно принятые решения | |
5. | Первичное закрепление Слайды 11-14 | Организует обмен мнениями по вопросам: «Кем из наших современников может гордиться Россия?» | Делают вывод о том, что героем может стать каждый человек | Расширение кругозора знаний, углубление патриотических чувств |
6. | Рефлексия деятельности (итог урока) Приложение 2 | Выдаёт листы ассоциаций, даёт инструктаж по их заполнению | Заполняют листы ассоциаций к слову «Родина» | Формирование способности осмысливать собственную познавательную деятельность |
7. | Домашнее задание Слайд 15 | Предлагает подготовить рассказ о своем родственнике, которым может гордиться наша Родина | Записывают домашнее задание | Формирование способности осмысливать собственную познавательную деятельность, мотив работы |
Заключение
Современное российское общество является поликультурным, его составляют люди - носители различных мировоззрений. Мировоззренческое разнообразие общества естественным образом представлено и в школе. Педагог не должен в пространстве внеурочного занятия противопоставлять друг другу разные взгляды, подходы, мировоззрения. Противопоставление может вызывать непонимание со стороны обучающихся, ценностные и мировоззренческие конфликты в их сознании, поэтому учителю нужно избегать абсолютизации тех или иных взглядов.
Преподавание внеурочного курса «Я – гражданин России» основывается на общих для всех россиян гражданских нравственных ценностях и нормах. В рамках преподавания курса могут решаться задачи:
1) разработки технологий и содержания преподавания курса с учетом региональных условий и возможностей образовательного учреждения;
2) выстраивания системы межпредметных связей между курсом и другими предметами;
3) организации педагогической работы с семьями учеников, изучающих новый курс;
4) организации проектной деятельности обучающихся.
Приложение 1
«Образ героя»
или каким должен быть настоящий герой?
- Возраст……………………………………………………………………
- Пол………………………………………………………………………..
- Рост………………………………………………………………………..
- Национальность…………………………………………………………..
- Место жительства………………………………………………………..
- Профессия………………………………………………………………...
- Место работы или учебы………………………………………………...
- Какими качествами характера должен обладать герой?…………….
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
- Кому герой должен оказать помощь?…………………………………
………………………………………………………………………………...
- Какую награду он должен потребовать за свой подвиг?…………….
………………………………………………………………………………..
Приложение 2
Запишите ассоциации к слову «Родина»
1 | 9 |
2 | 10 |
3 | 11 |
4 | 12 |
5 | 13 |
6 | 14 |
7 | 15 |
8 | 16 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности (ФГОС) "Гляжу на Родину глазами художника"
Программа «Смотрю на Родину глазами художника» разработана для обучающихся 1 класса и составлена на основе примерных программ по внеурочной деятельности ФГОС. В Программе представлена...
Внеурочное занятие во 2 классе "Мы поём о Родине"
Внеурочное занятие во 2 классе "Мы поём о Родине"...
Программа внеурочной деятельности "Большая история моей малой Родины"
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьника....
Проектно- исследовательская деятельность на уроках литературы в урочное и внеурочной деятельности. Проект работы литературного кружка «Моя малая родина – село Красный Яр
Jпыт работы убедил меня в необходимости применения исследовательских методов обучения. Ценность исследовательской деятельности в том, что в ходе исследования школьники учатся самостоятельно прио...
Рабочая программа внеурочной деятельности. Кружок "Моя малая родина"
Данная программа предназначена для проведения кружка в основной общеобразовательной школе, расчитана на учащихся 5-6 классов. Содержание программы включает в себя изучение истории и географии родного ...
внеурочное занятие по направлению "Я и моя Родина" для воспитанников 7 класса школы 8 вида "Белоствольная березка - символ Родины моей"
тема занятия: "Белоствольная березка - символ Родины моей"...