Внеурочное занятие "Россия - Родина моя"
методическая разработка (5 класс) по теме

Занятие способствует формированию гражданской идентичности и поликультурной компетенции обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon osipova_l.a._rossiya_-_rodina_moya.zip1.77 МБ

Предварительный просмотр:

ГОУ ДПО ПКС «КРИПК и ПРО»

Факультет повышения квалификации

Кафедра гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин

Кабинет духовно-нравственного воспитания

Россия – Родина моя

Технологическая карта внеурочного занятия

Итоговая работа выполнена

на курсах повышения квалификации 09.08.2012-25.08.2012

Исполнитель:

Осипова Лилия Анатольевна,

учитель истории и обществознания

МБОУ «ООШ №29» г.Калтан

Консультант:

Вертелецкая Инга Геннадьевна,

заведующая кафедрой гуманитарных

 и художественно-эстетических дисциплин

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………….. 3

2. Технологическая карта внеурочного занятия ………………… 4-7

3. Заключение ………………………………………………………. 8

4. Приложения ………………………………………………….. 9-10

5. Презентация

Введение

17 декабря 2010г. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации утвержден федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Образовательные стандарты нового поколения призваны стать основой процесса модернизации общего образования. В концепции стандартов констатируется, что «цель общего образования – формирование разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем общекультурного и личностного развития, способной к самостоятельному решению новых, еще неизвестных задач».

Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является также их ориентация на результаты образования, причем последние рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода к образованию. «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, а также ценносно-смысловых оснований личностного морального выбора. Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, т.е. таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от ученика школы требуется мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.

Стратегическая задача системы образования в современном понимании – создание педагогических условий для овладения школьниками универсальными (метапредметными) способами познания мира, формирование у молодых людей готовности к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий, толерантности к иному мнению. Эта задача решается, в том числе, и в рамках внеурочной деятельности.

 Представленная технологическая карта первого занятия во втором классе является продолжением внеурочных занятий в первом классе по теме «Я – гражданин России».

Технологическая карта внеурочного занятия

Предметная область: внеурочная деятельность

Класс: 2

Тема: Россия – Родина моя.

Цели: 

  1. Мотивация на получение новых знаний.
  2. Воспитание гражданской идентичности и чувства гордости за свою Родину.
  3. Формирование УУД:
  1. Личностные УУД – умение соотносить поступки и события с принятыми этическими  принципами и правовыми нормами; умение выделить нравственный аспект поведения.
  2. Регулятивные УУД – целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  3. Коммуникативные УУД – учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; проявление инициативы в поиске и сборе информации; умение полно и точно выражать свои мысли;
  4. Познавательные УУД – готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

Термины и понятия: Родина, нации, национальности, религии, христианство, буддизм, мусульманство, толерантность, веротерпимость, равноправие, патриот, гражданин, мужество, героизм, самопожертвование

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  1. формировать уважительное отношение к иному мнению, к иной  национальности; к иной религиозной принадлежности;
  2. формировать положительное эмоционально – ценностного  отношение к своей Родине.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  1. формировать умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);
  2. формировать умение отличать гражданина России от граждан других стран (познавательные УУД);
  3. формировать умения выстраивать речевые высказывания;
  4. формировать умение работать в статичных группах и парах (коммуникативные УУД);
  5. формировать начальные формы рефлексии (регулятивные УУД).

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  1. повторить символику государства;
  2. расширить знания о нациях и народностях РФ
  3. познакомить с историческими личностями и современными героями РФ.

Оборудование урока (создание подготовленной информационно – образовательной среды): ПК учителя, мультимедийное оборудование, презентация к уроку, учебники, карточки для работы в статичных группах, карточки для рефлексии.

Проблемные вопросы для детей:

- Какая самая лучшая нация в России?

- Кого можно назвать героем, кем может гордиться наша Родина?

Технология изучения темы

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Воспитательный аспект

1.

Мотивация к деятельности (орг. момент)

Слайд 1

Мотивирует учащихся на начало урока, предлагая совместно сформулировать тему урока

Вступают в диалог с учителем по государственным символам, представленным на слайде

Психологический настрой на тон партнеров по общению

2.

Актуализация знаний

Слайд 2

Использует игровой метод  - организует игру-эстафету

По рядам подбирают и записывают однокоренные слова к слову «РОД»

Формирование компетенции социально-группового взаимодействия

3.

Постановка учебных задач

Слайд 3

Слайды 4-5

 - Организует работу в статичных парах для определения темы урока.

-Учитель в позиции консультанта – фасилитатора побуждает учащихся к выдвижению гипотез по принятию учебных задач.

- Работают в парах, формулируют тему урока по слайдам 1,2 и соотносят её с темой предложенной учителем.

- Опираясь на проблемный вопрос, конструируют учебные задачи урока.

Воспитание ответственности за коллективно принятые решения

4.

Построение проекта решения учебных задач урока (организация взаимодействия с учащимися по теме урока)

Слайды 4-5

- эвристическая беседа

Слайды 6-7

Организует обмен мнениями по вопросам: «Какие нации и народности населяют нашу Родину?»

«Как они различаются внешне?»

 «Какую нацию можно назвать самой лучшей и почему?»

Организует обмен мнениями по вопросам:

«Какие нравственные ценности и моральные нормы вы знаете»»

«Из каких источников взяты эти правила и нормы?»

«Как в нашей стране регулируется религиозная принадлежность граждан?»

Обмениваются мнениями, вносят дополнения и поправки.

Делают вывод о том, что все нации и национальности равны

Опираясь на собственный опыт и слайд 6, приходят к выводу о первоисточниках моральных норм и нравственных принципов.

Выясняют, что право на свободу совести записано в Конституции РФ

Расширение кругозора знаний, углубление патриотических чувств

Формирование эмпатии

Формирование компетенций в сфере гражданско-общественной деятельности

Динамическая пауза

- актуализация знаний

Слайды 8-10

- работа в ста-

тичных группах

Приложение 1

Актуализирует знания о былинных героях и известных исторических личностях

Создаёт инструкционные карты по формированию образа героя

Организует подведение итогов работы в статичных группах

Обмениваются информацией по теме

Выполняют работу в статичных группах с последующей проверкой.

Делают вывод о том, кого можно назвать героем, кем может гордиться наша Родина.

Расширение кругозора знаний, углубление патриотических чувств

Воспитание ответственности за коллективно принятые решения

5.

Первичное закрепление

Слайды 11-14

Организует обмен мнениями по вопросам:

«Кем из наших современников может гордиться Россия?»

Делают вывод о том, что героем может стать каждый человек

Расширение кругозора знаний, углубление патриотических чувств

6.

Рефлексия деятельности (итог урока)

Приложение 2

Выдаёт листы ассоциаций, даёт инструктаж по их заполнению

Заполняют листы ассоциаций к слову «Родина»

Формирование способности осмысливать собственную познавательную деятельность

7.

Домашнее задание

Слайд 15

Предлагает подготовить рассказ о своем родственнике, которым может гордиться наша Родина

Записывают домашнее задание

Формирование способности осмысливать собственную познавательную деятельность, мотив работы

Заключение

Современное российское общество является поликультурным, его составляют люди - носители различных мировоззрений. Мировоззренческое разнообразие общества естественным образом представлено и в школе. Педагог не должен в пространстве внеурочного занятия противопоставлять друг другу разные взгляды, подходы, мировоззрения. Противопоставление может вызывать непонимание со стороны обучающихся, ценностные и мировоззренческие конфликты в их сознании, поэтому учителю нужно избегать абсолютизации тех или иных взглядов.

Преподавание внеурочного курса «Я – гражданин России» основывается на общих для всех россиян гражданских нравственных ценностях и нормах. В рамках преподавания курса могут решаться задачи:

1) разработки технологий и содержания преподавания курса с учетом региональных условий и возможностей образовательного учреждения;

2) выстраивания системы межпредметных связей между курсом и другими предметами;

3) организации педагогической работы с семьями учеников, изучающих новый курс;

4) организации проектной деятельности обучающихся.

Приложение 1

«Образ героя»

или каким должен быть настоящий герой?

  1. Возраст……………………………………………………………………
  2. Пол………………………………………………………………………..
  3. Рост………………………………………………………………………..
  4. Национальность…………………………………………………………..
  5. Место жительства………………………………………………………..
  6. Профессия………………………………………………………………...
  7. Место работы или учебы………………………………………………...
  8. Какими качествами характера должен обладать герой?…………….

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

  1. Кому герой должен оказать помощь?…………………………………

………………………………………………………………………………...

  1. Какую награду он должен потребовать за свой подвиг?…………….

………………………………………………………………………………..

Приложение 2

Запишите ассоциации к слову «Родина»

1

9

2

10

3

11

4

12

5

13

6

14

7

15

8

16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности (ФГОС) "Гляжу на Родину глазами художника"

Программа «Смотрю на Родину глазами художника» разработана для обучающихся 1 класса и составлена на основе примерных программ по внеурочной деятельности ФГОС.  В Программе представлена...

Внеурочное занятие во 2 классе "Мы поём о Родине"

Внеурочное занятие во 2 классе "Мы поём о Родине"...

Программа внеурочной деятельности "Большая история моей малой Родины"

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьника....

Проектно- исследовательская деятельность на уроках литературы в урочное и внеурочной деятельности. Проект работы литературного кружка «Моя малая родина – село Красный Яр

Jпыт работы убедил меня в необходимости применения исследовательских методов обучения. Ценность исследовательской деятельности в том, что в ходе исследования школьники учатся самостоятельно прио...

Рабочая программа внеурочной деятельности. Кружок "Моя малая родина"

Данная программа предназначена для проведения кружка в основной общеобразовательной школе, расчитана на учащихся 5-6 классов. Содержание программы включает в себя изучение истории и географии родного ...