Программа курса внеурочной деятельности «Родина моя-Кубань»
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат
ст-цы Шкуринской
ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Родина моя-Кубань»
Возраст обучающихся: 5 -10 классы (11-18лет)
Срок реализации: 6 лет
Автор программы: воспитатель Бочарникова А.Б.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Паспорт программы.
2. Пояснительная записка.
3.Содержание программы.
4.Таблица тематического распределения количества часов по разделам.
5.Содержание материала программы по темам.
6. Прогнозируемые результаты.
7. Перечень учебно-методического обеспечения программы.
1.Паспорт программы.
Наименование программы | Программа курса внеурочной деятельности «Родина моя-Кубань» |
Разработчик программы (Ф.И.О., должность) | Бочарникова Анна Борисовна, воспитатель |
Учреждение, район | ГКОУ КК школа-интернат ст-цы Шкуринской, Кущевский район Краснодарского края |
Цель программы | Развитие и воспитание гуманной, социально активной личности, ответственно и бережно относящейся к богатству природы Кубани, ее истории, культуре, и с уважением – к жителям края. |
Задачи программы | - формирование представлений о различных сторонах жизни своего города и края и его населения; - ознакомление с историей и современной жизнью своего города и Краснодарского края, как опорного края России; - стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса обучающихся к изучению малой родины; -развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю. |
Адресная группа | Обучающиеся 5-10 классов |
Срок реализации | 6 лет |
Исполнители | Воспитатель |
Ожидаемые результаты | Способность обучающихся систематизировать разнообразную информацию о Краснодарском крае на основе собственных представлений об основных закономерностях развития общества, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. |
Сведения о практической апробации программы | Программа проходит апробацию на базе ГКОУ КК школы-интерната ст-цы Шкуринской |
2. Пояснительная записка.
В современной России на первом месте стоит возрождение в российском обществе чувства истинного патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности. Именно поэтому сегодня заметно возрос интерес к изучению истории России через изучение истории своей малой родины.
Малая Родина ребенка – это и природа, которые его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного города, его исторические и культурные центры, предприятия, и, конечно, это люди, гордость и слава родного города. История малой Родины, история семьи помогают глубже осознать свою причастность к событиям, происходящим в стране, прививают чувство гордости за свою землю.
Любовь к родному краю, знание его истории – именно это положено в основу программы курса внеурочной деятельности «Родина моя-Кубань».
Программа направлена на изучение, сохранение и приумножение исторического наследия, формирование творческой активности ребят в процессе освоения ими знаний и представлений об истории, литературе, языке и культуре Кубани, национальных и этнокультурных ценностях народов, населяющих Краснодарский край.
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью воспитания у обучающихся чувства патриотизма, любви к своей малой родине, привития нравственных качеств активного гражданина Кубани.
Программа курса внеурочной деятельности «Родина моя-Кубань» разработана для занятий с обучающимися 5-10 классов на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 года № 4/15), ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования.
Предмет изучения составляют история Кубани, ее природно-климатические и экологические особенности, этносоциальные и культурные традиции народов, населяющих наш край, представленные в интегрированной форме. В ходе реализации программы школьники получают знания об охране окружающей среды и бережного отношения к ней. Кроме того, в процессе углубленного изучения своей родины дети знакомятся с жизнью замечательных людей своего города и края, занимаются изучением материальной и традиционной культуры народов, живущих рядом, обучающиеся совершенствуют навыки и умения научно-исследовательской работы.
Программа духовно-нравственной деятельности рассчитана с учетом возрастных особенностей обучающихся и соответствует их интересам.
Цель программы заключается в развитии и воспитании гуманной, социально активной личности, ответственно и бережно относящейся к богатству природы Кубани, ее истории, культуре, и с уважением – к жителям края.
Данный курс призван решать следующие задачи:
Образовательные:
- формирование представлений о различных сторонах жизни своего города и края и его населения;
- ознакомление с историей и современной жизнью своего города и Краснодарского края, как опорного края России.
Коррекционно-развивающие:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
- стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса обучающихся к изучению малой родины;
- ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;
- стимулирование участия обучающихся в повседневной реальной жизни своего города, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края.
Воспитательные:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
- формирование личностно-ценностного отношения к своей малой родине, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
- формирование толерантности и толерантного поведения;
- укрепление семейных связей;
- изучение истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;
-изучение жизни края (города) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр видеоматериалов и видеофильмов;
-общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, памятников истории и культуры;
-формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.
В процессе реализации программы используются практические и наглядные методы обучения:
-объяснительно-иллюстративные (беседа, рассказ, работа с таблицами, тематическими картинками, опорными таблицами, схемами, буклетами);
-репродуктивные (работа по образцам);
-частично-поисковые (разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок, использование дидактических игр);
-предметно-практические методы (практикумы, экскурсии, практические пробы и т.д.);
-система специальных коррекционно-развивающих методов;
-методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование);
-методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание);
-методы стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимооценка).
В процессе освоения материалов курса обучающиеся приобретут:
-мотивацию к учебной деятельности, улучшению ее результатов;
-навыки общения со сверстниками, старшими и младшими;
-знания об этике и эстетике повседневной жизни человека, о принятых в обществе нормах поведения и общения;
-знания об основах здорового образа жизни;
-знания об истории своей семьи и Отечества, о русских народных играх и традициях;
- знания о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
-знания о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
3.Содержание программы.
Курс «Родина моя-Кубань» входит в образовательную внеурочную деятельность обучающихся с умственной отсталостью и объединяет все виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации.
Программа реализуется с 5-10 класс из расчета 1 час в неделю в каждом классе. Всего-204 часа. Срок реализации программы-6 лет.
Основные направления деятельности, определяемые программой:
-получение комплекса знаний о своей малой Родине;
-формирование коммуникативных навыков;
-вовлечение обучающихся в художественно-творческую деятельность;
-воспитание свободной, творческой, образованной, толерантной личности.
Реализация программы строится на формировании самостоятельной работы обучающихся, предполагает проведение конкурсов, викторин и исследовательских проектов. Ведущим видом деятельности является развитие познавательной активности и творческих способностей обучающихся. Содержание программы носит личностно-ориентированный и развивающий характер.
При реализации программы следует учитывать, что во внеурочной деятельности на первое место выдвигается опыт применения формируемых усилий всех учебных предметов, базовых учебных действий, ценностных ориентаций и оценочных умений, социальных норм поведения, направленных на сохранение здоровья человека.
Структурно программа факультативного курса «Родина моя-Кубань» представлена следующими разделами:
«Я и моя семья» - уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим, знание традиций своей семьи, представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения.
«Наша школа» - основные правила поведения, взаимоотношения в коллективе класса и школы, изучение истории и традиции школы.
«Родной город (село)» - происхождение, название и значение родного города (села), исторические сведения, достопримечательности и географическое положение родной станицы (села).
«Моя большая и малая Родина» - местоположение на карте, границы, символика, достопримечательности страны и края, значение края в жизни страны.
«Культура и традиции края» -народный язык жителей края, национальные и традиционные костюмы, жилище казаков, обычаи и традиции, семейные и религиозные праздники, народные обряды, песни и танцы кубанских казаков.
«Мои земляки» - знаменитые люди края, традиционные занятия людей в крае, основные профессии, сотрудничество людей разных профессий с другими народами, герои-земляки.
«Памятные места края» - понятия «памятник», «памятное место», исторические памятные места края, района, станицы, значение памятных мест для человека.
«Будем жить в ладу с природой» - охрана природы, водоемы местности, края, животный и растительный мир Кубани, стихийные бедствия: землетрясения, штормы, наводнения, меры предосторожности при них, значение воды, воздуха, почвы для жизнедеятельности человека.
«Искусство родного края» - понятия «искусство», «произведение искусства», книга и ее значение в жизни человека, знаменитые поэты, писатели и композиторы Кубани, культурные памятники края.
«Я здоровье сберегу» - понятия «вредные привычки», «здоровый образ жизни», отрицательное отношение к вредным привычкам, укрепление, сохранение и защита своего здоровья как личной ценности.
«Я-будущий гражданин» - понятие «гражданин», сведения о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем.
Программа обеспечивает достижение обучающимися базовых учебных действий.
Личностные:
-воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма: любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
-формирование ответственного отношения к учению, овладение навыками саморазвития и самообразования;
-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
-развитие морального сознания, повышение уровня компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми;
-осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Регулятивные:
-адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
-выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
-делать выбор, оценивать и корректировать свои действия;
-сличать собственные действия с заданным эталоном;
-планировать свою деятельность.
Коммуникативные:
-ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
-вести работу в группах, формулировать и отстаивать свою точку зрения;
-участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
-задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других;
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.
4. Таблица тематического распределения количества часов по разделам:
№ п/п | Разделы | Количество часов | |||||
5 кл. | 6 кл. | 7 кл. | 8 кл. | 9 кл. | 10 кл. | ||
1. | «Я и моя семья» | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 |
2. | «Наша школа» | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 |
3. | «Родной город (село)» | 2 | 4 | 4 | 2 | 2 | 3 |
4. | «Моя большая и малая Родина» | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 5 |
5. | «Культура и традиции края» | 5 | 4 | 3 | 4 | 5 | 5 |
6. | «Мои земляки» | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 |
7. | «Памятные места края» | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 |
8. | «Будем жить в ладу с природой» | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 |
9. | «Искусство родного края» | 5 | 3 | 3 | 4 | 4 | 2 |
10. | «Я здоровье сберегу» | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 3 |
11. | «Я-будущий гражданин» | 2 | 2 | 4 | 4 | 3 | 3 |
Итого: | 34 | 34 | 34 | 34 | 34 | 34 |
5.Содержание материала программы по темам:
№ | Раздел | Тема | Кол-во часов |
5 класс | |||
1. | «Я и моя семья» (2 часа) | Я ученик (права и обязанности). | 1 |
Моя семья. | 1 | ||
2. | «Наша школа» (2 часа) | Наша школа. Правила поведения в школе. | 1 |
Мой класс. | 1 | ||
3. | «Родной город (село)» (2 часа) | Мой родной город (село). Происхождение, название, значение. | 1 |
Главная улица станицы. | 1 | ||
4. | «Моя большая и малая Родина» (3 часа) | Моя большая Родина- Россия. | 1 |
Моя малая Родина- Краснодарский край, станица в которой живу. | 1 | ||
Значение Родины для человека. | 1 | ||
5. | «Культура и традиции края» (5 часов) | Язык и обычаи жителей Краснодарского края. | 1 |
Национальные костюмы жителей края. | 1 | ||
Народный язык жителей Кубани. | 1 | ||
Устное народное творчество. Народные песни, пословицы, поговорки. | 1 | ||
Фольклор жителей моей станицы. | 1 | ||
6. | «Мои земляки» (3 часа) | Знаменитые люди нашего края. | 1 |
Встреча с интересным земляком. | 1 | ||
Люди каких профессий нам помогают жить. | 1 | ||
7. | «Памятные места края» (2 часа) | Что такое памятник, памятное место? | 1 |
Экскурсия к памятному месту. | 1 | ||
8. | «Будем жить в ладу с природой» (4 часов) | Почему природа нуждается в охране? | 1 |
Что я смогу сделать для охраны природы своего края. | 1 | ||
Санитарно- гигиенические правила во дворе. | 1 | ||
Санитарно- гигиенические правила на улице. | 1 | ||
9. | «Искусство родного края» (5 часов) | Что такое произведение искусства? | 1 |
Кубанский народный хор. | 1 | ||
Книга- источник знаний. | 1 | ||
Книги о Кубани. | 1 | ||
Посещение школьной библиотеки. | 1 | ||
10. | «Я здоровье сберегу» (4 часа) | Утренняя гигиена. | 1 |
Уход за одеждой, обувью, личными вещами. | 1 | ||
Вредные привычки- что это такое? | 1 | ||
Спортивные соревнования. | 1 | ||
11. | «Я – будущий гражданин" (2 часа) | Кто такой патриот? | 1 |
Дружба и товарищество. | 1 | ||
6 класс | |||
1. | «Я и моя семья» (2 часа) | Моя биография. | 1 |
Мои дальние и близкие родственники. | 1 | ||
2. | «Наша школа» (2 час) | Мои товарищи. | 1 |
Содержи в порядке книжки и тетрадки. | 1 | ||
3. | «Родной город (село)» (4 часа) | История рождения моей станицы. | 1 |
Географическое положение моей станицы. | 1 | ||
Домашние животные в моем селе, станице. | 1 | ||
Дикие животные в моем селе, станице. | 1 | ||
4. | «Моя большая и малая Родина» (3 часа) | Россия на карте мира, на глобусе. | 1 |
Государственная граница России. | 1 | ||
Краснодарский край на карте России. | 1 | ||
5. | «Культура и традиции края» (4 часов) | Обычаи и традиции- что это такое. | 1 |
Традиционный кубанский костюм, обрядовые костюмы. | 1 | ||
Казачья кухня, повседневная, обрядовая, походная и праздничная пища. | 1 | ||
Жилище кубанских казаков: мебель, утварь. | 1 | ||
6. | «Мои земляки» (3 часа) | Знаменитые люди нашего края. | 1 |
Встреча с интересным земляком. | 1 | ||
Традиционные занятия людей вашей местности. | 1 | ||
7. | «Памятные места края» (2 часа) | Исторический памятник вашего поселения. | 1 |
Экскурсия к памятнику ВОВ. | 1 | ||
8. | «Будем жить в ладу с природой» (5 часов) | Река в нашей местности. | 1 |
Охранные мероприятия рек в нашей местности. | 1 | ||
Заочная экскурсия к реке. | 1 | ||
Почва и воздух Кубани- это ценности, их нужно охранять. | 1 | ||
Наводнение в крае, меры предосторожности. | 1 | ||
9. | «Искусство родного края» (3 часа) | Любимые места твоего города (станицы). | 1 |
Кубанские поэты. Стихи о Кубани. | 1 | ||
Я читаю книгу о Кубани. Посещение библиотеки. | 1 | ||
10. | «Я здоровье сберегу» (3 часа) | Правильное питание – основа здорового человека. | 1 |
Значение витаминов, белков, жиров для здоровья человека. | 1 | ||
Спортивные игры на свежем воздухе. | 1 | ||
11. | «Я – будущий гражданин" (2 часа) | Что такое человеческое общество? (общие представления) | 1 |
Обязанности членов семьи. | 1 | ||
7 класс | |||
1. | «Я и моя семья» (2 часа) | Мои любимые места в станице, селе. | 1 |
Традиции моей семьи. | 1 | ||
2. | «Наша школа» (2 часа) | Традиции моего класса. | 1 |
Школа-территория вежливости. | 1 | ||
3. | «Родной город (село)» (4 часа) | Основные исторические события, происходившие в станице, селе. | 1 |
Зеленый наряд села, станицы: лес, парки, сады, цветники. | 1 | ||
Водоемы моей станицы. | 1 | ||
Климатические условия, полезные ископаемые в моем крае. | |||
4. | «Моя большая и малая Родина» (2 часа) | Заочное путешествие по памятным местам столицы нашей родины- Москвы. | 1 |
Заочная экскурсия в столицу края- Краснодар. | 1 | ||
5. | «Культура и традиции края» (3 часа) | Кубанские православные праздники. | 1 |
Семейные станичные праздники. | 1 | ||
Религиозные обычаи жителей Кубани. | 1 | ||
6. | «Мои земляки» (2 часа) | Знаменитые люди нашего края. | 1 |
Традиционные занятия людей в крае. (сельское хозяйство, промышленность) | 1 | ||
7. | «Памятные места края» (2 часа) | Исторические места нашего города. | 1 |
Экскурсия по историческим местам края, района. | 1 | ||
8. | «Будем жить в ладу с природой» (5 часов) | Животный мир рек и морей Кубани. | 1 |
Экологические проблемы. | 1 | ||
Охрана почв в Кубани. | 1 | ||
Леса Кубани. Их охрана. | 1 | ||
Штормовой ветер, меры предосторожности. | 1 | ||
9. | «Искусство родного края» (3 часа) | Композиторы и поэты, живущие в нашем районе, крае. | 1 |
Песни композиторов Кубани. (Г. Пономаренко, В. Захарченко) | 1 | ||
Писатели Кубани. | 1 | ||
10. | «Я здоровье сберегу» (5 часов) | Как сохранить психическое здоровье свое и своих товарищей. (правила общения в коллективе). | 1 |
Законы жизни коллектива (на примере народных традиций). | 1 | ||
О вреде курения. | 1 | ||
Как курильщики вредят не только своему здоровью, но и здоровью окружающих. | 1 | ||
Спортивные игры на свежем воздухе. | 1 | ||
11. | «Я – будущий гражданин" (4 часа) | Кто такой гражданин. | 1 |
Права и обязанности гражданина. | 1 | ||
Право на труд, образование, свободу. | 1 | ||
Личность-что это такое. | 1 | ||
8 класс | |||
1. | «Я и моя семья» (3 часа) | Я знаю и люблю свою станицу. | 1 |
История моей семьи. | 1 | ||
Моя родословная. | 1 | ||
2. | «Наша школа» (1 час) | История моей школы. | 1 |
3. | «Родной город (село)» (2 часа) | Хронология исторических событий, происходивших в селе, станице. | 1 |
Границы моего края на географической карте. | 1 | ||
4. | «Моя большая и малая Родина» (3 часа) | Флаг России. Значение и история флага. | 1 |
Гимн России. | 1 | ||
Флаг и Гимн Кубани. Ритуалы, связанные с символами. | 1 | ||
5. | «Культура и традиции края» (4 часа) | Народные обряды жителей Кубани. | 1 |
Песни и танцы кубанских казаков. | 1 | ||
Кубанская семья. Фольклор в семейной жизни. | 1 | ||
Кубанские казаки воины и хлеборобы. | |||
6. | «Мои земляки» (3 часа) | Знаменитые люди нашего края. | 1 |
Исторически сложившиеся занятия жителей Кубани. | 1 | ||
Сотрудничество жителей Кубани с жителями других регионов России. | 1 | ||
7. | «Памятные места края» (2 часа) | Исторические места в крае. | 1 |
Просмотр фильмов о местах, связанных с историей края. | 1 | ||
8. | «Будем жить в ладу с природой» (4 часа) | Значение реки Кубани, Черного и Азовского морей для народного хозяйства России. | 1 |
Климатические курорты Кубани, их развитие. | 1 | ||
Лекарственные травы Кубани. | 1 | ||
Землетрясение. Меры предосторожности при землетрясении. | 1 1 | ||
9. | «Искусство родного края» (4 часа) | Композиторы, поэты живущие в нашем районе, крае. | 1 |
Заочное посещение театра. | 1 | ||
Заочное посещение художественной выставки. | 1 | ||
Обсуждение прочитанной книги о Кубани. | 1 | ||
10. | «Я здоровье сберегу» (4 часов) | Как предупредить простудные заболевания. | 1 |
Как предупредить инфекционные заболевания. | 1 | ||
О вреде употребления алкоголя. | 1 | ||
Спортивные игры на свежем воздухе. | 1 | ||
11. | «Я – будущий гражданин" (4 часа) | Что такое государство? | 1 |
Обязанности государства по отношению к гражданам. Гарантия прав и свобод граждан. | 1 | ||
Конституция- основной закон государства. | 1 | ||
Государственные праздники России. | 1 | ||
9 класс | |||
1. 2. | «Я и моя семья» (2 часа) «Наша школа» (1 час) | Я знаю и люблю свой край. | 1 |
История моей семьи. | 1 | ||
История школы в датах и лицах. | 1 | ||
3. | «Родной город (село)» (2 часа) | История моей станицы, села. | 1 |
Границы моего края на географической карте. | 1 | ||
4. | «Моя большая и малая Родина» (3 часа) | Символы моей страны. | 1 |
Символы моего края. | 1 | ||
Значение большой и малой Родины для человека. | 1 | ||
5. | «Культура и традиции края» (5 часов) | Традиции культуры Кубани. | 1 |
Кубанский фольклор. | 1 | ||
Язык кубанских казаков. Кубанский говор. | 1 | ||
Межнациональные отношения на Кубани. | 1 | ||
Экскурсии по культурным достопримечательностям Краснодарского края. | 1 | ||
6. | «Мои земляки» (2 часа) | Знаменитые люди края. | 1 |
Сотрудничество кубанцев с народами ближнего и дальнего зарубежья. | 1 | ||
7. | «Памятные места края» (3 часа) | Отражение исторических событий в памятниках и памятных местах края. | 1 |
Памятные места боевой славы в твоем селе, станице. | 1 | ||
Заочное путешествие по местам боевой и исторической славы народа в Краснодарском крае. | 1 | ||
8. | «Будем жить в ладу с природой» (5 часов) | Охрана водных ресурсов Кубани. | 1 |
Заочная экскурсия по курортам Краснодарского края. | 1 | ||
Чай. Состав чая при разных заболеваниях. | 1 | ||
Химические отравления. | 1 | ||
Меры предосторожности при химических отравлениях воздуха. | 1 | ||
9. | «Искусство родного края» (4 часа) | Театры, музеи и культурные памятники в крае. | 1 |
Заочное посещение учреждения искусства. | 1 | ||
Что я знаю о культурной жизни моего края. | 1 | ||
Храмы Кубани. | 1 | ||
10. | «Я здоровье сберегу» (4 часа) | Что такое здоровый образ жизни? | 1 |
Что человек должен знать о своем здоровье. | 1 | ||
О вреде наркотиков. | 1 | ||
О вреде табакокурения. | 1 | ||
11. | «Я – будущий гражданин" (3 часа) | Что такое государственная власть? | 1 |
Президент, губернатор, Государственная Дума- органы власти. | 1 | ||
Местные органы власти. | 1 | ||
10 класс | |||
1. | «Я и моя семья» (2 часа) | Родной дом и семья. | 1 |
Я глазами других. | 1 | ||
2. | «Наша школа» (2 часа) | Школа сегодня. | 1 |
Трудовая жизнь в школе. | 1 | ||
3. | «Родной город (село)» (3 часа) | Село, станица в годы Великой Отечественной войны. | 1 |
Хронология исторических событий, происходивших в селе, станице. | 1 | ||
История возникновения поселений. | 1 | ||
4. | «Моя большая и малая Родина» (5 часов) | Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. | 1 |
Родной край – частица России. Символика края. | 1 | ||
Значение большой и малой Родины для человека. | 1 | ||
Дружественные народы России. | 1 | ||
Права и обязанности родителей, детей. | 1 | ||
5. | «Культура и традиции края» (5 часов) | Казачья семья в современном мире. | 1 |
Народы родного края. | 1 | ||
Одежда народов родного края. | 1 | ||
Особенности питания жителей края. | 1 | ||
Исторические песни и сказания. | 1 | ||
6. | «Мои земляки» (3 часа) | Знаменитые люди края. | 1 |
Герои-земляки. | 1 | ||
Труженики тыла. | 1 | ||
7. | «Памятные места края» (2часа) | Исторические места в крае. | 1 |
Просмотр фильмов об исторических местах края. | 1 | ||
8. | «Будем жить в ладу с природой» (4 часа) | Богатства нашего края. | 1 |
Редкие и исчезающие растения Кубани. | 1 | ||
Места отдыха нашего края. | 1 | ||
Стихийные природные явления. | 1 | ||
9. | «Искусство родного края» (2 часа) | Природа родного края в произведениях местного фольклора. | 1 |
Обзор литературы о героях Кубани. | 1 | ||
10. | «Я здоровье сберегу» (3 часа) | Почему важно быть здоровым. | 1 |
Суд над сигаретой. | 1 | ||
Алкоголь и закон. | 1 | ||
11. | «Я – будущий гражданин" (3 часа) | Президент РФ, его полномочия. | 1 |
Местные органы власти. | 1 | ||
Права и свободы человека и гражданина. | 1 |
6. Прогнозируемые результаты.
Обучающиеся должны знать/понимать:
-географическое положение кубанского региона;
-климатические условия на Кубани и внутренние воды;
-растительный и животный мир Кубани и своей местности;
-редкие и исчезающие виды растений и животных Краснодарского края;
-природные богатства родного края и их использование человеком;
- особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края;
-символику Краснодарского края;
-даты важнейших событий в истории края (станицы);
-особенности культуры и быта народов, населяющих территорию края;
-достопримечательности края и района;
- наиболее важные события исторической, общественной, спортивной и культурной жизни края;
- фамилии и имена выдающихся деятелей Кубани.
-основные этапы и ключевые события истории Кубани в контексте российской истории;
-историко-культурные и природные памятники родного края (своего района, города);
-произведения кубанских писателей и публицистов;
-фольклор народов, населявших Кубань в различные исторические периоды;
истоки и наиболее характерные черты кубанских говоров;
-литературные произведения, отражающие кубанскую тематику;
-музыкально-культурное наследие региона;
- выдающихся представителей художественной культуры Кубани прошлого и настоящего (художников, архитекторов, скульпторов, мастеров ДПИ);
- особенности декоративно-прикладного искусства местных этнических общностей.
уметь:
-показывать на карте основные географические объекты края;
-характеризовать наиболее известные природные объекты, памятники истории и культуры своей местности;
-объяснять последствия влияния человека на природные компоненты;
-описывать внешний вид представителей живого мира Кубани;
-систематизировать разнообразную информацию о Краснодарском крае на основе собственных представлений об основных закономерностях развития общества;
-объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям, аргументировать собственную точку зрения;
-понимать образный язык разных видов искусства; оценивать творчество местных художников, архитекторов, скульпторов, народных мастеров Кубани;
-использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения опасных для человека растений, грибов и животных, встречающихся в своей местности;
-понимания причин и значимости происходящих событий и определения собственного отношения к ним;
-объяснения обычаев и традиций, распространённых на Кубани;
-сохранения и дальнейшего развития культурных традиций своего народа;
-общения с людьми различных национальностей и религиозных взглядов:
-формирования художественного вкуса, эмоционально-ценностного отношения к художественно-культурному наследию;
-адекватной оценки собственных способностей и возможностей их изменения в будущем.
7. Перечень учебно-методического обеспечения программы.
1. Апостолов Л. Я. Географический очерк Кубанской области. Краснодар: Традиция, 2010
2. Бардадым В. П. Радетели земли кубанской: 2-е изд. Краснодар, 1998.
3. Гангур Н. А. Материальная культура кубанского казачества (конец XVIII - начало XX в.): В 2-х т. Краснодар, 2009.
4. Голиков В. И. Фауна Кубани: видовой состав и экология. Краснодар, 2007.
5. Денисов Н. Г., Лях В. И. Художественная культура Кубани. Краснодар, 2000.
6. Захарченко В. Г. Народные песни Кубани. Вып. 1,2. Краснодар, 1987.
7. Зеленский Ю. В. Земля незнаемая: Очерк о средневековой Тамани. Краснодар, 2014.
8. Ковешников В. Н. Населённые пункты Кубани: Краткий топонимический словарь. Краснодар, 2014.
9. Комиссинский В. Г. На пути к песенному театру: Частушки, припевки, страдания, кубанские застольные песни. Краснодар, 2002.
10. Красная книга Краснодарского края. Краснодар, 2007.
11. Литвинская С. А. Экологическая энциклопедия деревьев и кустарников (экология, география, полезные свойства). Краснодар, 2006.
12. Маслов А. В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков: 2-е изд. Краснодар, 2008.
13. Матвеев О. В. Кавказская война: от фронта к фронтиру: Историко-ан-тропологические очерки. Краснодар: Эдвин, 2015.
14. Матвеев О. В., Фролов Б. Е. Очерки истории форменной одежды кубанских казаков (конец XVIII в. - 1917 г.). Краснодар, 2000.
15. Печёрина Л. А. Занимательное кубановедение: Вопросы и ответы. Краснодар, 2014.
16. Платонов И., Рябухин А. Красавица Кубань. Достопримечательности Краснодарского края и Республики Адыгея: Фотоальбом. Краснодар, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности" 8 класс
Программа межпредметного кружка "Основы исследовательской деятельности" для учащихся 8 класса...
Программа курса внеурочной деятельности «Моя малая Родина»
Программа может быть реализована в практической деятельности учителей, воспитателей, социальных педагогов и педагогов дополнительного образования для проведения занятий в рамках внеурочной деятельност...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""
Программа направлена на развитие и реализацию творческих способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...
Внеурочная деятельность. Программа курса внеурочной деятельности "Клуб юного читателя" 2 класс
Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательног...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный, факультативный курс) «Теория и практика литературы», по предмету «Литература»
Программа внеурочной деятельности...