Проектно- исследовательская деятельность на уроках литературы в урочное и внеурочной деятельности. Проект работы литературного кружка «Моя малая родина – село Красный Яр
материал по теме
Jпыт работы убедил меня в необходимости применения исследовательских методов обучения. Ценность исследовательской деятельности в том, что в ходе исследования школьники учатся самостоятельно приобретать знания, вооружаются способами и методами учебной деятельности путем развития познавательной активности, мыслительных способностей и их творческое применение
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проектно- исследовательская деятельность на уроках литературы
в урочное и внеурочной деятельности.
Проект работы литературного кружка «Моя малая родина – село Красный Яр»
Плугатырева Ольга Николаевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ « СОШ с.Красный Яр»
Если действовать не будешь,
Ни к чему ума палата.
Школа – это живой организм, чутко реагирующий на все изменения, происходящие в социальной, политической и экономической жизни страны. Несмотря на вековые традиции, школа всегда активно включается во внедрение новых технологий. Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы является одним из приоритетов современного образования.
Вопрос: как при малом количестве часов, довольно обширной программе (все, но «по верхам») сделать преподавание курса литературы интересным, наглядным, изучаемый материал – запоминающимся надолго, а не на один урок - возник давно. Главное для учителя – не убить заложенные природой исследовательские задатки, потому что убивает познавательный интерес пассивное слушание учебного материала без личной заинтересованности в его изучении, а знания и умения становятся прочными только при условии, когда они добыты самостоятельным трудом
Мой опыт работы убедил меня в необходимости применения исследовательских методов обучения. Ценность исследовательской деятельности в том, что в ходе исследования школьники учатся самостоятельно приобретать знания, вооружаются способами и методами учебной деятельности путем развития познавательной активности, мыслительных способностей и их творческое применение
В современном информационном обществе педагог должен не столько давать знания, сколько научить эти знания добывать. Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Проектная и исследовательская деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль преподавателя — помочь детям в этом.
Я уже на начальном этапе предлагаю каждому учащемуся следующую памятку:
Памятка «Как готовиться к уроку-исследованию»
1. Перечитайте (просмотрите) еще раз художественные произведения, отберите в них главы, эпизоды, анализ которых будет необходим для ответов на вопросы, сделайте отметки в тексте или выпишите цитаты на карточки.
2. Прочитайте рекомендованную преподавателем критическую литературу, осмыслите позицию автора, сделайте необходимые выписки.
3. Сопоставьте противоречивые суждения, отметьте те, которые совпадают с вашими, продумайте аргументы, подтверждающие ваше мнение.
4. Составьте план (тезисы) вашего выступления, включая пересказ ключевых эпизодов, необходимые цитаты, сделайте выводы. Проговорите вслух, проверьте, сколько времени займет выступление.
Основные этапы исследования:
выявление и постановка проблемы исследования;
формулирование гипотезы;
планирование и разработка исследовательских действий;
сбор данных на основе изучения литературы, наблюдений и экспериментов;
анализ, сопоставление полученных данных, формулировка выводов и их проверка;
подготовка выступления;
презентация проекта;
переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы и выступлений оппонентов;
внесение корректив в работу и оформление отчета.
Метод поиска литературы
— Обращение к энциклопедическим словарям — для получения самой информации, или для нахождения ссылок на референтных авторов
— Использование библиотечных каталогов и указателей
— Консультации с работниками библиотеки
— Обращение к реферативным журналам
— Просмотр периодической печати
Информационное обеспечение решаемой задачи
· Сбор, обработка и обобщение сведений о проблеме
· Подбор и изучение разнообразной литературы, имеющей отношение к решаемой задаче
· Изучение опыта по решению аналогичных задач, оценка уровня и эффективности их решения
Критерии выполнения исследовательской работы.
1. Актуальность темы и предлагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы.
2. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность к опубликованию.
3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений.
4. Аргументированность решений, подходов, выводов, полнота библиографии, цитируемость.
Оформление, соответствующее стандартным требованиям.
Критерии защиты исследовательской работы.
1. Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; убедительность и убежденность.
2. Объем и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи.
3. Культура речи, манера, использование наглядности, чувство времени,
удержание внимания аудитории.
4. Ответы на вопросы: полнота, аргументируемость, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы.
5. Деловые и волевые качества докладчика: ответственность решения, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, доброжелательность, контактность.
Анкета
- Какое впечатление произвело произведение, что в нём особенно запомнилось, почему?
- Какие проблемы в нём ставит автор?
- Какие проблемы, по – твоему, надо обсудить в классе?
- Какими мыслями можешь поделиться с одноклассниками?
- По какой проблеме, с чтением и анализом какой главы (сцены, эпизода, отрывка, стихотворения) хотелось бы выступить на уроке?
- Что ты оцениваешь иначе, чем автор, и почему?
- Какие трудности встретились при чтении? Какие слова и выражения остались непонятными? Какие эпизоды, страницы не осознал до конца?
- Какие вопросы возникли в процессе чтения?
- Какие высказывания автора или его героев привлекли твоё внимание?
В зависимости от объекта исследования ученические работы по литературе можно разделить на следующие виды:
- работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов. Например: «Способы создания образов-персонажей в рассказах А. П. Чехова», «Приёмы изображения полесских жителей «полесского цикла» повестей А. И. Куприна», «Поэтика рассказов «Тёмные аллеи» И. Бунина»;
- работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер – теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический. Например, сопоставление текста произведения, написанного на иностранном, с его переводами на русский язык. Изучая в разделе древнерусской литературы «Повесть временных лет» (7 класс), сравниваются древнерусский текст и его переводы, «Слово о полку Игореве» (8 класс) – древнерусский текст и перевод Д. Лихачёва, переложения В. Жуковского, А. Майкова, Н. Заболоцкого, А. Чернова, Н. Рыленкова;
- работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методологические подходы к анализу явлений искусства и жизни. Например: «Образ «маленького человека» в русской литературе XІX », «Литературный тип «лишнего человека» в русской литературе»;
- работы, посвящённые изучению жизни и творчества писателей, чьи судьбы связаны с историей города, области (литературное краеведение). Учащиеся могут на основе анализа произведений, изучения эпистолярной и мемуарной литературы, критических статей создать нравственно-психологический портрет писателя, отразив своё восприятие его личности в форме художественно-публицистического очерка.
Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст.
В заключении хочется сказать, что системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволила достичь положительных результатов.
Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, стали более коммуникативны, активно участвуют в деятельности школьной, районной научно-практических конференций, в конкурсах исследовательских работ разного уровня.
Предлагаю проект под названием « Моя малая родина – село Красный Яр».Для создания данного проекта была проведена большая исследовательская работа .
Были организованы встречи и беседы с старожилами села, написана истории нашего села, был организован поиск фотографий достопримечательностей с.Краный Яр, на занятиях кружка ребята сочиняли стихи о селе, в классе был проведен конкурс « Гимн нашей школе»,итогом данного проекта было создание презентации и внеклассное мероприятие «Село мое родное» с приглашение всех участников данного проекта .
Литература.
- Новые педагогические информационные технологии в системе образования. Под редакцией доктора пед. Наук проф. Е. С. Полат. М.,ACADEMA, 2002
- Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М. Аркти, 2008
- Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. М., 1998.
- Горбич О. И. Технологии личностно – ориентированного обучения. Метод проектов. Русский язык. № 21, 2009.
- Черкашина Т. В. Литература 10 класс. Проектная деятельность. Волгоград: ИТД «Корифей». 2008.
\
- Журнал «Литература в школе» - № 7, 2002. Ст. Борисенко Н. Б. «Как мы работали над проектом, или технология исследовательской деятельности учащихся».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектно – исследовательской и проектной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности.
Обобщение опыта работы...
Научно-методическая разработка. Организация проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся
Изменения в сфере применения и использования высоких технологий происходят так быстро, что порой трудно уследить даже за названиями её новых программных продуктов, не говоря уже об их назначении. Одна...
Развитие индивидуальных познавательных способностей школьников в процессе проектно – исследовательской деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в отборе и разработке методов и приемов проектно – исследовательской деятельности как средства развития индивидуальных познавательных способностей школьни...
Моя малая родина - село Красный Яр
Мы хотим пригласить Вас в заочное путешествие в наше красивое село Красный Яр, расскажем историю нашего села, проведем по старому и новому Красному Яру, рассказ наш будет как в прозе, так и в ст...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средство повышения мотивации к предмету
Результат каждой проектно-исследовательской работы – это шаг в личностном развитии учащегося, поэтому, по определению известного ученого А.В. Леонтовича, современная ситуация требует перехода от в...
«Проектно-исследовательская деятельность на уроках географии и во внеурочное время при работе одарёнными детьми ».
Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно о...
Доклад "Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературы и во внеурочной работе»
Выступление на РМО учителей литературуры и русского языка...