Программа внеурочной деятельности "Большая история моей малой Родины"
рабочая программа (5 класс) на тему
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 28.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 20
станицы Чернореченской муниципального образования Лабинского района
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №__
от ______20__ года
Председатель педсовета
_____________ ______
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Тематическая
(тип программы)
Большая история моей малой Родины
(наименование)
8 недель
(срок реализации программы)
5 класс
(возраст обучающихся)
Разработчик:
Купчина Е.Н.
Социальный педагог
20113г.
Пояснительная записка.
Тематическая программа духовно - нравственного и патриотического воспитания «Большая история моей малой Родины» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Она учитывает возрастные и психологические особенности младшего подростка, позволяет формировать у школьников духовно - нравственное и патриотическое самосознание, культуру, самостоятельность, толерантность, способность к успешной социализации в обществе, что для наших детей в связи с особенностями развития, является затруднительным фактором. Чтобы помочь обучающимся освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности, используется педагогический потенциал социального окружения.
В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно-исторических традиций, к устойчивому развитию. Патриотизм, как нравственное чувство и совокупность социально-политических отношений является мощным социумом.
По этой причине, на данном этапе система духовно-нравственного и патриотического воспитания является актуальной. Программа основана на системном подходе к формированию духовно-нравственной, патриотической позиции школьника, создании условий для его самопознания и самовоспитания.
Реализация духовно-нравственного и патриотического воспитания происходит через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через создание атмосферы содружества предполагается достигнуть положительных результатов в ходе реализации программы.
Вся воспитательная работа строится на основе знакомства с огромным исторически ценным и интересным материалом из истории родного края.
Цель и задачи программы:
Цель:
Формирование духовно-нравственных и патриотических ценностей, взглядов, ориентаций, установок, мотивов деятельности и поведения у обучающихся, воспитанников.
Данной цели подчинён весь воспитательный процесс, интегрируя различные виды занятий, разнообразные виды деятельности воспитанников.
Задачи:
* Создание в школе духовно-нравственного и патриотического пространства, способствующего организаторской деятельности по созданию условий для эффективного духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся;
* Создание условий для формирования духовно-нравственного и патриотического сознания обучающихся на основе исторических ценностей Родного края.
* Создание условий для сохранения и укрепления нравственного и физического здоровья обучающихся;
* Приобщение к богатству общечеловеческой культуры, развитие традиций духовно- нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения на основе знакомства с исторически ценным и богатым материалом Родного края.
* Повышение качества духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся посредством применения разнообразных форм и методов работы.
Методы взаимодействия педагога и учащихся:
Программа предполагает такие методы работы как:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
- эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
Методы взаимодействия учащихся и учителя: беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, эксперименты, групповые, комбинированные, практические занятия.
Занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки, пение, рисунки), стимулируется самостоятельное творчество.
Продолжительность занятий строится в основной школе из расчёта – 1 час в неделю.
Объём учебного времени составляет 8 часов
Сроки реализации: 2013-2014 гг.
Программа обеспечивает создание условий для развития способностей, формирования ценностей и универсальных учебных действий (личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные).
- Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
Аудитор ные | Внеуади торные | ||||
1. 1.1 1.2 | Культура Кубани, народы и языки. Кубань – родина Кубанского казачества. Понятие культура, её ключевые компоненты (костюм, язык, фольклор) | 1 1 | 1 1 | Беседа. Знакомство с культурой Кубанского казачества. Показ презентации Исполнение гимна Кубани. Пение казачьих песен | |
2. 2.1 | Традиционная культура Кубанских казаков. Понятие традиционной культуры как системы жизнеобеспечения народа. | 1 | 1 | Календарные обряды, обрядовый фольклор, игры, песни, хороводы. Коллективные народные игры на природе. | |
2.2 | Жилище в детских играх и фольклоре | 1 | 1 | Игры в доме, КТД строительство жилища, разучивание фольклорных песен. | |
2.3. | Казачья кухня. Традиции | 1 | 1 | Пост и постные блюда. Свадебная и поминовальная пища. Пища в фольклорных текстах: сказках, колыбельных песнях. Посещение жительницы- «сторожилы» знакомство с традициями казачьей кухни. | |
2.4 | Поэзия родного края | 1 | 1 | Литературный журнал. Знакомство с поэзией наших земляков. | |
2.5 | Дневной кинозал «Православные храмы Кубани». | 1 | 1 | Просмотр фильма «Храмы земли Кубанской» | |
2.6 | Фольклорный праздник | 1 | 1 | Выставка детских работ. Пение фольклорных песен на природе. | |
Итого: | 8 | 4 | 4 |
3. Содержание программы
- Культура Кубани, народы и языки. (2 часа)
Кубань – родина Кубанского казачества. Знакомство с понятием культура, её ключевыми компонентами (костюм, язык, фольклор)
Зарисовки элементов казачьего костюма.
Исполнение фольклорных песен.
- Традиционная культура Кубанских казаков. (6 часов)
Понятие традиционной культуры как системы жизнеобеспечения народа. Жилище в детских играх и фольклоре.
Знакомство с традициями казачьей кухни: свадебная и поминовальная пища. Пища в фольклорных текстах: сказках, колыбельных песнях.
Поэзия наших земляков. Православные храмы Кубани.
4. Предполагаемые результаты реализации программы:
В процессе изучения тематической программы «Большая история моей малой Родины» в 5 классе должны быть достигнуты следующие результаты:
1 уровень результатов: «Приобретение социальных знаний» | 2 уровень результатов: Формирование ценностного отношения к социальной реальности | 3 уровень результатов: Получение самостоятельного общественного действия |
1) личностные качества:
2) универсальные способности
3) опыт в художественно-творческой деятельности
| 1) личностные качества:
2) универсальные способности
3) опыт в творческой деятельности | 1) личностные качества:
2) универсальные способности
традициям и культуре Кубанского казачества |
5. Формы подведения итогов:
В течение года реализации программы учащиеся
- примут участие в выставке «Кубань рукотворная».
- Создадут презентацию «У истоков».
- 6. Методические рекомендации
Для организации занятий по программе «Большая история моей малой Родины» нужен оформленный и оборудованный кабинет Кубановедения.
Кабинет необходимо оснастить музыкальными инструментами, ТСО, экраном для демонстрации слайдов, видеофильмов.
В кабинете должны находиться музейные экспонаты.
7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1 | Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. | 1 |
2 | Жиганова С.А. Детские вокальные жанры в традиционной культуре Кубани. | 1 |
3 | Матвеев О.В. История и культура Кубанского казачества | 1 |
4 | Шпикалова Т.Я. Знаменательное событие в культурной жизни Кубани. | 1 |
2. Технические средства обучения | ||
1 | оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). | 1 |
3. Оборудование кабинета | ||
1 | Мебель, стенды, музейные экспонаты. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания "Большая история моей малой Родины"
Программа духовно- нравственного и патриотического воспитания ориентирована на обучающихся специальной /коррекционной/ общеобразовательной школы - интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченны...
Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания: «Большая история моей малой Родины»…»
Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания ориентирована на возрастные группы обучающихся /5- 9кл коррекционной школы-интерната VIII вида....
Рабочая программа внеурочной деятельности. Кружок "Моя малая родина"
Данная программа предназначена для проведения кружка в основной общеобразовательной школе, расчитана на учащихся 5-6 классов. Содержание программы включает в себя изучение истории и географии родного ...
Презентация "История моей малой Родины. Краснореченке - 200 лет: много это или мало?
Краснореченка - небольшое отдаленное село от районного центра в Грибановском районе Воронежской области. В 2016 году селу исполняется 200 лет. Для человека это очень много. А для поколений? Что мы соз...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «История моего края» ФГОС ООО
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС) основного общего образования на основании документа:Письмо Министерства образования и науки...
Внеклассное мероприятие "История Комсомола моей малой Родины"
К 100-летию ВЛКСМ разработано внеклассное мероприятие, которое рассказывает об образовании комсомольской организации с. Труновского, о первых комсомольцах и трудностях, которые они преодолевали. О вел...
Страницы истории моей малой родины
Музейный урок «Страницы истории моей малой родины» предназначен для обучающихся среднего звена (5-7 кл.) . Технология - интерактивности, информационно- коммуникативная. Урок составлен на о...