Программа по внеурочной деятельности (ФГОС) "Гляжу на Родину глазами художника"
рабочая программа по теме
Программа «Смотрю на Родину глазами художника» разработана для обучающихся 1 класса и составлена на основе примерных программ по внеурочной деятельности ФГОС. В Программе представлена система работы по патриотическому воспитанию детей посредством художественно-творческой деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_glyazhu_na_rodinu_glazami_hudozhnika.doc | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Сектор образовательных учреждений службы управления персоналом ВСЖД – филиала ОАО «РЖД»
Негосударственное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат № 26 среднего (полного) общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Рабочая программа внеурочной деятельности
по военно-патриотическому направлению
«Cмотрю на Родину глазами художника»
(название разработки)
1 класс (ФГОС)
Автор разработки:
Шарапкова Татьяна Александровна
ФИО полностью
Педагог-организатор первой квалификационной категории
должность
НОУ школы-интерната №26 ОАО «РЖД»
место работы
2011, Нижнеудинск
Пояснительная записка
Цель программы — создание условий для патриотического воспитания подрастающего поколения в системе художественно-творческой деятельности.
Реализация данной цели возможна при решении следующих задач:
образовательные задачи:
- приобщать учащихся к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры своего Отечества и своего народа;
- учить детей воспринимать образ Родины посредством художественно-творческой деятельности: слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства.
- учить овладению материалами и инструментами изобразительной деятельности.
развивающие задачи:
- формировать в сознании и чувствах ребят социально значимых патриотических ценностей и взглядов, познавательного интереса и бережного отношения к культурному и историческому прошлому России и её традициям.
- развивать стремление к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
воспитательные задачи:
- воспитывать чувства гражданской ответственности, любовь к Родине, эстетическое отношение к красоте окружающего мира;
- вызвать у детей чувство гордости и уважения к творчеству поэтов и художников.
Программа «Смотрю на Родину глазами художника» разработана для обучающихся 1 класса и составлена на основе примерных программ по внеурочной деятельности ФГОС. Занятия проходят во внеурочное время и рассчитана на 32 учебных недели (один раз в неделю).
При написании программы использовались следующие нормативные документы:
- Национальная доктрина Российской Федерации
- Закон «Об образовании РФ»
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 79
- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
- Федеральный Закон «О днях воинской славы (победных днях) России от 13 марта 1995 г № 32 ФЗ (с изменениями от 22 августа 2004 года).
Происходящие изменения в политическом и социально-экономическом устройстве России создают принципиально новые требования к проблемам воспитания и образования. Патриотизм — это важнейшая сторона личной и общественной культуры. Суть патриотизма выражается в чувстве любви к Родине, заботе о ее интересах, уважении к историческому прошлому своего народа, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.
В "Национальной доктрине образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить <...> воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".
Воспитание патриотизма как ценности возможно в процессе художественного образования, которое определяется как формирование системы ценностей личности, отвечающее требованиям общества и достигнутому человечеством уровню культуры и индивидуальным способностям, входящего в жизнь человека. Опора на авторитет художественной традиции, истории, обращение к национальному прошлому, в котором художественный образ трансформируется через личностные ценности, через эмоциональную сферу ребёнка создает естественную передачу культурно-исторического опыта от старшего поколения к младшему.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.
Патриотизм — это не слепая фанатичная вера, а уважение к Родине. Хотелось бы остановиться на некоторых аспектах его проявления, а именно — на приобщении учащихся к русской культуре.
Почему именно культура русского народа выбрана для патриотического просвещения?
Во-первых, спокойное, некрикливое отношение к патриотизму — это вопрос культуры. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Достойный гражданин — это культурный гражданин.
Во-вторых, культурное бытие человека неотделимо от его природного и общественного бытия. Возникая на самых ранних стадиях развития общества, культура неотделима от его истории. Каждая эпоха, каждый народ вносят свою лепту в фонд мировой культуры, образуя процесс исторической преемственности, сочетание традиций и новаторства. Культура прошлого органически входит в жизнь современного человека.
Кроме того, и понятие культуры разнопланово. Особенности культуры русского народа проявляются во всем, начиная от устройства младенческой колыбели до сложных религиозных ритуалов и многоступенчатых производственных процессов. Это быт и фольклор, язык и общественная мысль, литература и искусство, образование, наука, техника... Наконец, в состав культуры как сферы, охватывающей всю жизнь человечества, мы должны поместить и духовные ценности: истину, добро, красоту, справедливость, веру, надежду, любовь. В них как в фокусе сходятся все лучи культурного человеческого бытия. И приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
Программа «Смотрю на Родину глазами художника» основана на таких принципах как:
- "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватных возрасту ребёнка, баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- деятельностный подход;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
- доступность содержания репродукций художников («содержание должно быть интересно для детского восприятия» Р.М.Чумичёва).
Таким образом, Родина — понятие, объединяющее в себе все стороны жизни, весь спектр отношений школьника к окружающему миру. Важно, чтобы все эти отношения (к Родине, к людям, природе, культуре, труду, коллективу, к самому себе) носили патриотическую направленность, чтобы стержнем этих отношений был идеал Родины, осознанное желание и развитое умение жить для Родины.
Ожидаемые результаты:
- ценностное отношение к России, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям;
- элементарные представления о наиболее значимых страницах истории страны и культурном достоянии малой Родины.
- умеет рассказать, что изображено на картине, о чём художник рассказал в картине; может определить и обосновать настроение и чувства картины.
Формы подведения итогов реализации программы «Смотрю на Родину глазами художника» : выставки детских рисунков, поделок.
Учебно – тематический план
№ | ТЕМЫ | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | |||
ВСЕГО | ТЕОРИЯ | ПРАКТИКА | ЭКСКУРСИОННАЯ РАБОТА | ||
1 | «Россия – моя Родина» | 5 | 4 | 1 | |
2 | «Родная природа глазами художника | 5 | 1 | 3 | 1 |
3 | «Народные промыслы России» | 9 | 1 | 8 | |
4 | «Русские богатыри» | 3 | 2 | 1 | |
5 | «Образ матери» | 4 | 3 | 1 | |
6 | «Мой город» | 6 | 1 | 2 | 3 |
Итого: | 32 | 12 | 16 | 4 |
Тематическое планирование
№ УРОКА | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ | ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ |
5 | РАЗДЕЛ I: «РОССИЯ – МОЯ РОДИНА» | |||
1. | 1 | «Я и Родина» | Вводная беседа с детьми. Чтение стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина». Рисование на тему: «Здравствуйте, это я!» | |
2. | 1 | «Богатство России» | Беседа с детьми о природе, полезных ископаемых, почве, лесах и людях нашей Родины. Работа с интерактивной доской – показ территории России и размещение природных богатств. Просмотр видеофильма «Природные богатства». Беседа | |
3. | 1 | «Наше государство – Российская Федерация» | Знакомство с различными городами России. Знакомство с флагом, гербом и гимном России. Прослушивание гимна. Разукрашивание в альбомах Российского флага. Игра «Где я путешествовал» - оформление на карте Российской Федерации мест, где были дети. | |
4, 5 | 2 | «Москва – столица нашей Родины» | 1. Рассказ об основании Москвы с использованием фотографий с изображением Красной площади, Кремля. Чтение стихотворения Ф. Глинки "Москва". Слушание песен о Москве. | |
2. Аппликация «Московский Кремль». Способ обрывания (заполнение силуэта Московского Кремля). Выставка работ «Москва - столица нашей Родины» | ||||
5 | РАЗДЕЛ II: «РОДНАЯ ПРИРОДА ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКОВ» | |||
6, 7 | 2 | «Золотая осень» | 1. Экскурсия на участке школы. Наблюдения за признаками осенней природы. Рассматривание и сбор осенних листьев. | |
2. Чтение стихотворения И. Токмаковой «Листопад». Рисование гуашью на тему «Осенний ковёр» в музыкальном сопровождении. Смешивание красок на палитре. | ||||
8. | 1 | Рассматривание репродукции картины И.С.Остроухова «Золотая осень» | Чтение стихотворения об осени А.Толстого «Осень». Беседа по содержанию стихотворения. Рассматривание картины, вопросы по содержанию картины. Рисование «Осенние деревья» (гуашь). | |
9. | 1 | Рассматривание репродукции картины И.И. Шишкина «Рожь» | Вводная беседа о художнике И.И.Шишкине. Рассказ педагога о картине. Беседа по содержанию картины. Упражнение «Кто больше назовёт красивых слов к словам «небо», «рожь». | |
10. | 1 | «Берёза – символ России» | Загадки о берёзе. Рассматривание картины И.И. Левитана «Берёзовая роща». Рассказ педагога о чудо - дереве берёзе в сопровождении слайдов. Рисование «Грустная берёза» (простой карандаш). | |
9 | РАЗДЕЛ III: « НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ» | |||
11. | 1 | «Мир народной игрушки» | Презентация-рассказ «Народная игрушка». Показ игрушек: матрёшка, дымковская, городецкий конь, каргопольская, богородская деревянная игрушка, тверская, филимоновская. | |
12. | 1 | «Матрёшка – русский сувенир» | Рассказ о народной игрушке – матрёшке. Рассматривание матрёшки. Роспись силуэта матрёшки (гуашь). | |
13. | 1 | «Игрушка-шутка» | Рассказ о богородской деревянной игрушке. Рассматривание игрушки на иллюстрации. Конструирование игрушки-шутки. | |
14, 15. | 2 | «Дымковская игрушка» | 1. Рассказ о дымковской игрушке. Рассматривание дымковских узоров. Рисование дымковских узоров. | |
2. Роспись дымковского козлика | ||||
16, 17. | 2 | «Золотая Хохлома» | 1. Рассказ о росписи по дереву – Хохломе. Рассматривание хохломских узоров. Рисование хохломской веточки (гуашь). | |
2. Роспись тарелочки по мотивам хохломы. | ||||
18, 19 | 2 | «Весёлый Городец» | 1. Рассказ о городецких изделиях. Рассматривание городецких узоров. Рисуем элементы городецкой росписи. | |
2. Роспись силуэта городецкого коня. | ||||
3 | РАЗДЕЛ IV: «РУССКИЕ БОГАТЫРИ» | |||
20 | 1 | Рассматривание репродукции картины «Богатыри» В. Васнецова. | Рассказ о картине "Богатыри" В. Васнецова. Чтение былины об Илье Муромце. Беседа по прочитанному | |
21 | 1 | «Тот герой, кто за Родину горой» | Беседа о характере богатырей Руси и о защитниках Родины. Объяснение смысла пословиц о храбрости, героизме воинов: "Смелость города берет", "Тот герой, кто за Родину горой". Просмотр видеофильма "Защитники Отечества". Беседа по содержанию фильма. | |
22 | 1 | «Папа – защитник Родины» | Беседа с детьми «Мой папа – защитник Родины». Изготовление поздравительной открытки для папы (дедушки). Аппликация. | |
4 | РАЗДЕЛ V: «ОБРАЗ МАТЕРИ» | |||
23 | 1 | Рассматривание репродукций с картин А. Дейнека «Мать» и Б. Кустодиева «Утро» | Чтение стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине». Беседа по прочитанному. Рассматривание картин детьми. Объяснение педагога о названиях картин. Рассказы детей о мамах. | |
24 | 1 | «Родимая сторона – мать» | Рассказ о том, что Родину часть называют матерью. Беседа с детьми и объяснение смысла пословиц: «Родимая сторона – мать, чужая –мачеха», «На родной стороне и камешек знаком», «При солнышке тепло, при матери –добро». Упражнение: «Назови как можно больше ласковых слов о маме и о нашей Родине». | |
25, 26 | 2 | «Очень-очень я люблю маму милую мою» | 1. Слушание песни из к/ф «Мама-коза». Знакомство с портретом – жанром живописи. | |
2. Рисование портрета "Моя мама" (цветные карандаши). | ||||
6 | РАЗДЕЛ VI: МОЙ ГОРОД | |||
27, 28. | 2 | «Город, в котором я живу» | 1.Презентация с рассказом о городе Нижнеудинске.. Чтение стихотворений о нашем городе. Беседа по прочитанному. Беседа с детьми «Назови улицу, где ты живёшь». Рисование улицы города. Выставка работ «Мой город» | |
Экскурсия по городу «Достопримечательности нашего города» |
29. | 1 | «Природа родного края» | Экскурсия в краеведческий музей г. Нижнеудинска | |
30 | 1 | Памятник «Скорбящая мать» | Экскурсия к памятнику «Скорбящей матери». Рассказ о истории памятника. | |
31 | 1 | «Праздник Победы» | Беседа о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны. Просмотр видеофильма «Вечная память». | |
32 | 1 | Салют Победы | Рассматривание фотографий, с изображением салюта. Беседа «Что значит салют Победы». Рисование салюта (гуашь) |
Учебно-методическое обеспечение
- Азбука русской живописи для дошкольного и младшего школьного возраста. – Издательство «Белый город», 2002.
- Власова И.М. Художественное образование как фактор воспитания патриотизма в старшем юношеском возрасте. - disserCat — электронная библиотека диссертаций.
- Городецкая роспись по дереву. Наглядно-дидактическое пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста: - Издательство «Мозаика –Синтез», 2005.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы».
- Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Учебно-наглядное пособие для детей младшего дошкольного возраста: - Москва «Просвещение», 2002.
- Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Учебно-наглядное пособие для детей старшего дошкольного возраста: - Москва «Просвещение», 2002.
- Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе 1-2 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений: в 2 ч. Ч.1. – М.: Дрофа, 1999.
- Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе 1-2 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений: в 2 ч. Ч.2. – М.: Дрофа, 1999.
- Макурина Е.Р. «Моя Родина Россия». Программа патриотического воспитания для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - e-mail zdch@foramail.ru.
- Маханёва М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методические рекомендации // «Слово». Православный образовательный портал.
- Михеева Л.А. Программа патриотического просвещения «С чего начинается Родина?» -
e-mail zdch@foramail.ru.
- Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребёнка в русских традициях. – М.: Айрис-
пресс, 2005.
- Чумичёва Р.М. Дошкольникам о живописи: Кн. Для воспитателя дет. Сада. – М.: Просвещение, 1992.
- Чутко Н.Я. Я-гражданин России: учебное пособие по факультативному курсу для 3 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
- Хайлова Е.Г. Природа и искусство. Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста: - Москва «Просвещение», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности. Кружок "Моя малая родина"
Данная программа предназначена для проведения кружка в основной общеобразовательной школе, расчитана на учащихся 5-6 классов. Содержание программы включает в себя изучение истории и географии родного ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Смотрю на мир глазами художника» для 1-4 классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Смотрю на мир глазами художника» для 1-4 классов...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный художник"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный художник"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по географии "Моя Родина - Республика Саха (Якутия)"
Рабочая программа по внеурочной деятельности по географии "Моя Родина - Республика Саха (Якутия)" для 8 класса. Краеведение...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «МАСТЕРСКАЯ ЮНОГО ХУДОЖНИКА» Направления развития личности школьника: общекультурное 2-4 класс
Цель программы: Формирование у учащихся основ целостного и эстетического мировоззрения; развитие творческих способностей, самостоятельности посредством различных видов декоративно-прикладного тв...
Программа по внеурочной деятельности для 5-х классов "Юный художник"
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный художник» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта 2009г., учебного плана ОУ, Примерной программы на...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Профессии глазами химика"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Профессии глазами химика» раскрывает содержание курса внеурочной деятельности по химии для учащихся 9 к...