Рабочая программа внеурочной деятельности. Кружок "Моя малая родина"
рабочая программа по географии (5 класс) на тему
Данная программа предназначена для проведения кружка в основной общеобразовательной школе, расчитана на учащихся 5-6 классов. Содержание программы включает в себя изучение истории и географии родного края. Программа учитывает возрастные особенности обучающихся, разработаны различные формы проведения занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_moya_malaya_rodina_14-15.docx | 44.86 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Савиной Елены Михайловны
учителя географии высшей квалификационной категории
по внеурочной деятельности.
Кружок «Моя малая родина»
Принято на заседании
педагогического совета
протокол № ____
от «____»___________2014г.
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка
Краеведение – один из элементов исторического образования в школе, одна из важных отраслей обществоведческой системы. Краеведение является источником обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков. Краеведение в школе играет существенную педагогическую роль в идейно-политическом, трудовом, нравственном и эстетическом воспитании учащихся, а так же занимает важное место в формировании патриотических качеств молодого поколения.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.
Актуальность данного курса заключается в необходимости формирования патриотических чувств учащихся в современных условиях расширяющегося информационного пространства, в создании предпосылок исследовательской деятельности школьников.
Программа «По малой Родине моей» построена на принципе взаимосвязи истории малой родины с историей страны. Местные материалы играют важную роль, увязывают жизнь и быт нашего маленького сельского уголка с огромным понятием Россия, помогают усвоению учащимися самых сложных вопросов развития страны.
Данная программа предназначена для проведения кружка в основной общеобразовательной школе, рассчитана на учащихся 11-12 лет. Программа реализуется в течение 2014-2015 учебного года, 36 часов (один час в неделю).
Цель программы:
на основе собранного местного материала способствовать изучению отечественной истории, формированию мировоззрения, воспитанию нравственности, убежденности, активной жизненной позиции через поисково- исследовательскую направленность.
Задачи программы:
1.Изучение прошлого и настоящего села, Новобурасского района, Саратовской области, обычаев, традиций и духовной культуры.
2.Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о родной деревне.
3.Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
4.Активизация поисковой деятельности учащихся.
5.Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
6.Формирование у школьников навыков информационной культуры.
7.Использование Интернет и информационных технологий в изучении краеведения.
Формы проведения занятий:
- Практические
- Рассказ педагога и рассказы детей
- Беседы
- Дискуссии
- Встречи с интересными людьми
- Походы, экскурсии
- Конкурсы, викторины
- Составление презентаций Power Point
- Работа с документами, СМИ, Интернет-ресурсами
- Исследовательская деятельность
- Создание стенгазеты «По малой Родине моей»
Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном селе.
Прогнозируемые результаты:
Формирование у детей знания основ народной жизни; воспитание уважения и интереса к истории своей «малой Родины», создание стенгазеты «По малой Родине моей». Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии. Ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю. Через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.
Запланированная программа поможет ребятам овладеть краеведческими знаниями, умениями и навыками, шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности народной культуры.
Предполагается, что учащиеся обретут в процессе новых друзей, испытают радость успеха, смогут реализовать свой творческий потенциал в различных видах краеведческой деятельности.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов | Количество часов | Дата | Планируемые результаты | Формы контроля | |
план | факт | |||||
1 | 1.Введение. Краеведение - наука о родном крае | 1 | Работа с источниками | |||
2 | 2.Источники изучения родного края | 1 | Умение анализировать, сравнивать и обобщать. Работать с энцикло-педической литературой. | |||
3 | 1.Красотою славится наша земля | 1 | Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Умения аргументировать свои предложения. | памятка | ||
4 | 2.Правила поведения в природе | 1 | ||||
5 | 3.Изготовление памятки «Всё в твоих руках | 1 | ||||
6 | 1.Саратовская земля | 1 | Работать по инструкции, с документацией, таблицами | Работа с картой | ||
7 | 2.Работа с картой области | 1 | ||||
8 | 1.Откуда пошёл мой род | 1 | Выполнять самоконтроль. Оценивать правильность выполнения задания | Составление родословной | ||
9 | 2.Составление родословной своей семьи | 1 | ||||
10 | 1.Семейные традиции, праздники | 1 | Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | презентация | ||
11 | 2.Презентация семейного праздника | 1 | ||||
12 | 1.Я и моя деревня. Памятники истории вокруг нас | 1 | Развитие морально – эстетического сознания – норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми. Умение анализировать, сравнивать и обобщать. | фотовыставка | ||
13 | 2. Моя деревня через 50 лет. | 1 | ||||
14 | 3. Создаем проекты домов и природы нашей деревни в будущем. | 1 | ||||
15 | 4. Фотовыставка «Вот моя деревня» | 1 | ||||
16 | 1.« Их имена навечно останутся в нашей памяти» (о ветеранах- односельчанах) | 1 | Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | презентация | ||
17 | 2.Сбор материала о ветеранах труда | 1 | ||||
18 | 1.История края | 1 | Способность к самооценке на основе критерия успешности в деятельности. Умение работать с картой. Задавать вопросы. Контролировать действия партнёра | презентация | ||
19 | 2.Исторические памятники нашего района | 1 | ||||
20 | 3.Легенды нашего района | 1 | ||||
21 | 4. Топонимика села и района | 1 | ||||
22 | 5.Исторические места области (презентации) | 1 | ||||
23 | 6.Работа с письменными источниками | 1 | ||||
24 | 7.Презентация проектов | 1 | ||||
25 | 1.География края | 1 | Формировать мотивационную основу учебной деятельности. Способность к самооценке на основе критерия успешности в деятельности | презентация | ||
26 | 2.Природные памятники района и села | 1 | ||||
27 | 3.Животный мир | 1 | ||||
28 | 4. Растительный мир | 1 | ||||
29 | 5. Работа с картой области | 1 | ||||
30 | 6.Работа с географическими источниками | 1 | ||||
31 | 7.Презентация проектов | 1 | ||||
32-33 | Создание папки « Путеводитель по Новобурасскому району» | 2 | Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Умения аргументировать свои предложения | путеводитель | ||
34-35 | Создание стенгазеты «Моя малая Родина» | 2 | Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Умения аргументировать свои предложения | стенгазета | ||
36 | КТД «Мой край родной» | 1 | Участие в мероприятии | |||
Итого | 36 |
Литература для учителя
- Востряков А.В., Ковальский Ф.И. Геология и полезные ископаемые Саратовской области. – Саратов. Издательство СГУ, 1986.
- География Саратовской области/ под ред. Н.В. Тельтевской. – Саратов. Издательство Саратовского университета, 1993.
- Горцев В.И. Саратовская область в географических названиях. – Саратов. Издательство СГУ,1984.
- Саратовской губернии черты: сост. В.Х. Валеев. – Саратов. Приволжское издательство, 1997.
- Семенов В.Н. Саратов геологический. – Саратов. Издательство СГУ, 2000.
- Хижняк Л.Г., Новоженова З.Л. Зелёный остров, Серый ключ, Красная речка. – Саратов. Приволжское книжное издательство, 1990.
- Худяков Д.С. Земля Саратовская. – Саратов. «Соотечественник», «Кадр», 1998.
- Энциклопедия Саратовской области. - Саратов. Приволжское издательство, 2002.
Литература для учащихся
- А.М. Демин, Л.В. Макарцева, С.В. Уставщикова. География Саратовской области. – Саратов. Издательство «Лицей», 2005.
- Леденцов Н.И. Страна загадок и чудес.- Саратов. Приволжское книжное издательство, 1983.
- Начало маршрута. (Сборник). Сост. В.И. Игошин. - Саратов. Вып.1 Приволжское издательство, 1989.
- Оскольская О.Б. Зеленое зодчество Саратовского Поволжья. – Саратов. Издательство СГУ, 1993.
- Палькин Н.Е. О, Волга! – Москва. Молодая гвардия, 1985.
- Смилевец И.Д. Дороги к белым горизонтам.- Саратов. Приволжское книжное издательство, 2005.
- Студенцов Н.Н. Две загадки Саратова. – Саратов. Издательство СГУ, 1989.
- Худяков Д.С. Земля Саратовская. - Саратов. «Соотечественник», «Кадр», 1998.
- Худяков Д.С. Путешествие по берегам морей, которых никто никогда не видал. – Саратов. Приволжское издательство, 1980.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Моя малая Родина"
Программа внеурочной деятельности "Моя малая Родина"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя малая родина"
Данная рабочая программа внеурочной деятельности "Моя малая родина" для 5-6 классаов. Соответствует ФГОС ООО....
Программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина-Управленческий городок»
Приводится программа внеурочной деятельности для 6 класса...
Рабочая программа веурочной деятельности "Моя малая Родина"
Приводится рабочая программа внеурочной деятельности "Моя малая Родина"...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Моя малая Родина» (литературное краеведение) 5 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Моя малая Родина» (литературное краеведение) 5 класс . Программа включает следующие разделы: "Пояснительную з...
Программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина» для учащихся 6 классов
Программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина»для учащихся 6 классов...
ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Моя малая родина»
Направленность программы: программа предусматривает повышение уровня краеведческих знаний среди участников программы, учащихся 6 «а» класса, формирование и развитие...