Техкарта к уроку "Вышивка лентами"
план-конспект урока по технологии (7 класс)
Урок технологии 7 класс. Вышивка лентами. Изготовление игольницы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehkarta_moego_uroka.docx | 39.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Данные об учителе: Белова Альбина Борисовна МБОУ СОШ № 2 с. Усть-Большерецк.
Предмет: «Технология»
Класс: 5
Раздел программы: «Художественные ремесла»
Тема: «Вышивка лентами. Изготовление игольницы»
Цель урока: прививать интерес к различным видам декоративно-прикладного творчества; познакомить учащихся с одним из видов декоративно-прикладного творчества – «Вышивка лентами»
Задачи:
- Образовательная: сформировать знания о «Вышивке лентами», как виде декоративно-прикладного творчества;
- Развивающая: способствовать развитию внимания, памяти при работе с информацией, развивать познавательный интерес к предмету, творческие способности, образное мышление;
- Воспитательная: способствовать формированию навыков коммуникативного общения, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, целеустремленность;
Тип урока: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике)
Планируемые результаты:
- Личностные: осознание личностной и практической значимости учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осознание своих возможностей и ответственности за качество своей деятельности;
- Метапредметные: умение осуществлять учебное сотрудничество, умение работать с источниками информации, умение грамотно строить устное монологическое высказывание, умение осуществлять самооценку и взаимооценку;
- Предметные: понимание и определение понятий «Декоративно-прикладное творчество» и «Вышивка лентами», умение устанавливать взаимосвязь по разным темам, умение применять теоретические знания в практической деятельности;
Средства обучения:
- Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер;
- Презентация: «Вышивка лентами»;
- Раздаточный материал:
- печатные тексты: «Материалы, инструменты и оборудование, необходимые для изготовления»;
- таблица подбора гармоничных цветов;
- инструкционная карта по выполнению практической работы «Изготовление розы на каркасе»;
Цели урока:
- Образовательная – формирование специальных умений и навыков в изготовлении игольницы; учить самостоятельной работе с инструкционными картами и оценке своего результата; совершенствовать навыки аккуратной и точной работы; закрепить выполнение ручных швов.
- Развивающая – развитие познавательных интересов, умений сравнивать, делать выводы; развивать творческое мышление, моторные навыки, самостоятельность.
- Воспитательная – воспитание трудовой дисциплины, культуры труда, аккуратности, художественного вкуса; воспитание самокритичности и адекватности оценки, потребность в творческом труде; воспитание бережливости, заинтересованности в конечном результате.
Методы обучения: словесный (устное изложение нового материала, беседа, объяснение), наглядный (образцы игольниц, презентация, технологическая карта), практический (упражнения, показ трудовых приемов), эвристический (продумывание последовательности работы и конечного результата).
Оборудование и материалы: компьютер с проектором, презентация 1, презентация 2, экран, ножницы, иглы для ручных работ, швейные нитки, распарыватель, рабочая тетрадь, ручка, линейка, простой карандаш, лекала (круги: D=10см, D=16см, D=18см), плотный картон, стаканчик из-под йогурта, хлопчатобумажные ткани, инструкционная карта (приложение), тесьма, ленты, кружево.
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи: история, ОБЖ, русский язык, математика.
Время: 2 часа по 45 мин.
Словарь: игольница, шов «вперед иголку», потайной шов, шелковая лента фурнитура, лекало.
Терминология: прометать, приметать, пришить.
Этап урока | Обучающие и развивающие компоненты | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1.Организационно-мотивационный | Организует начало учебной деятельности; - Проверяет готовность обучающихся к уроку; - Создает эмоциональный настрой на совместную работу; | Готовятся к уроку; - Погружаются в благоприятную атмосферу; | Личностные: - эмоциональный настрой на урок; - самоорганизация; Регулятивные: - способность регулировать свои действия, прогнозировать свои | |
2. Актуализация знаний | Подготовка учащихся к изучению нового материала. Рассказ с элементами беседы. | Слайд 1. Сплетаются стежки, сливаются в цепочку, Иголочка ведёт их строго за собой, Бежит, бежит она и не поставит точку, Пока не завершит рисунок непростой. Стежок стежок ещё стежок… Что проще может быть, Когда в кресте наискосок Укладываешь нить. Но расцветают под иглой Волшебные цветы! Секрет у чуда есть? Какой? О нём расскажешь ты? Слайд 2. Разнообразие видов вышивок. -Какие виды вышивок вам известны? (Изучались в 5, 6 классах) Слайд 3. В ней хранятся мелочи – Те, что очень колкие; У одних – на гвоздике, У меня – на полке. Мастерят умелые Школьники и школьницы К маминому празднику Мягкие ... -Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься. Обозначим тему урока. Слайд 4. Определение темы урока | Слушают учителя, отвечают на вопросы, формулируют тему урока. Предполагаемые ответы: - ВЫШИВКА - Гладь, крестом, решелье, бисером, верхошов, золотом(канитель -ИГОЛЬНИЦЫ Вышивка лентами. Изготовление игольницы. | Личностные: - активизация имеющихся ранее знаний; - активное погружение в тему; - умение осознавать значимость поставленных учебных задач; Регулятивные: - умение поставить учебную цель; Познавательные: - умение анализировать, структурировать знания; - умение выделять и формулировать задачи; Коммуникативные: - умение выражать свои мысли в устной форме; Предметные: - закрепление знаний по предыдущим темам; |
3. Введение новых знаний | Объяснительно- иллюстративный. Рассказ с элементами беседы | - Сообщает новые знания; - История вышивки лентами начинается с древнейших времен. Первоначально, конечно же, не было лент, поэтому использовали веревку из растительных волокон. (Какие растительные волокна мы знаем? Волокна какого происхождения вы знаете еще?) И эта веревка постепенно превратилась сначала в тесьму, а со временем и в ленту. Женщины Древнего Рима и Древней Греции украшали волосы полосками ткани и лентами, расшитыми золотом и драгоценными камнями. Также женщины отделывали цветными лентами одежду. А по определенным материалам и цвету лент можно было определить ЧТО? Широкое же применение шелковых лент началось в XIV веке. Во французском городе Лионе довольно быстро стало развиваться производство шелковых тканей и ниток. В 1446 году, по приказу будущего короля Людовика XI, были завезены станки для выделки шелка и изготовления лент. Чуть позже в моде были камзолы и плащи, которые отделывали парчовыми и золотыми лентами. Начинал расти спрос на такой товар. Город Лион со временем стал крупнейшим текстильным центром Людвиг XIV призывал всех своих придворных одеваться красиво и с выдумкой. При его дворе все предметы туалета (от панталон до обуви) стали украшать лентами, расшитыми жемчугом и драгоценными камнями. Следующий французский монарх, Людовик XV, сам любил вышивать лентами и дарил свои изделия придворным. В XIX веке вышивка лентами стала популярна практически среди всех слоев населения. Например на волокна и нити из Японии существовал налог, а на ленты не было налога. В нашей стране ленты для декорирования применялись с древнейших времен. В незапамятные времена невеста, которую засватали, надевала на голову венок с лентами, который называли красота. Низ праздничных рубах украшали двумя полосками красных шелковых лент. Другие рубахи обшивали пестрыми лентами. По центру сарафана нашивали вертикальную полосу из хлопчатобумажных и шелковых лент. Часто вышитые ленты использовали вместо поясов в праздничном одеянии. Лентами украшали даже обувь. Постепенно под влиянием стилей рококо и барокко в России становится популярной вышивка шелковыми лентами различных цветочных узоров. Лентами украшали одежду, перетягивая рукава и формируя букетики цветов. В 1870 годы вышивка шелковыми ленточками получила наибольшее распространение. Лентами декорировали юбки, рукава, лифы, воротники, манжеты платьев, перчатки, шали, муфты. Кроме того, объемной вышивкой украшали стеганые одеяла, абажуры, зонтики и разнообразные предметы обихода. А также стали модными различные накладные отделки из украшений: шелковых лент, фигурных блесток, объемных аппликаций из подкрашенного газа с синелью. Могли комбинироваться различные виды вышивок, например, аппликацию из шелковых ленточек совмещали с цветной гладью. время переживает второе рождение. | Предполагаемые ответы: - Лен, хлопок -Животного, химические - социальный статус человека. | Личностные: - проявление интереса к новому содержанию; - осмысление основных вопросов, подлежащих усвоению; Коммуникативные: - умение осуществлять учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем в поиске и сборе информации; - умение выражать свои мысли в устной форме; |
5. Физминутка | Показывает физические упражнения, создает условия для снятия переутомления у учащихся; | - Выполняют физические упражнения; | Личностные: - формирование ценности здорового образа жизни; | |
4. Первичное закрепление нового материала | - Актуализирует полученные на уроке новые знания; - Предлагает продолжить фразы: «Я не знал, что……» «Я понял, что……» «Теперь я смогу……» | - Слушают учителя; - Обобщают новые знания; | Познавательные: - умение анализировать, структурировать знания; - выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений; Коммуникативные: - умение с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли в устной речи; | |
| -Ребята, знаете ли вы без каких навыков невозможно шить и вышивать? Слайд 5 «Инструменты и приспособления». -Какие инструменты могут понадобиться? -Что здесь лишнее и почему? Слайд 6. «Материалы». - Для изготовления игольницы нам понадобятся следующие материалы Слайды 7-10. «Технология вышивки розы на каркасе». - Проводит инструктаж по выполнению учащимися практической работы:
- Контролирует выполнение учащимися практической работы; - Оказывает помощь слабо подготовленным к выполнению задания учащимся; - Осуществляет контроль рационального использования учащимися учебного времени; -Какие трудности возникли при выполнении работы? Слайды 11-14. «Технология изготовления игольницы». Проводит инструктаж по выполнению учащимися практической работы:
- Контролирует выполнение учащимися практической работы; - Оказывает помощь слабо подготовленным к выполнению задания учащимся; - Осуществляет контроль рационального Какие трудности возникли при выполнении работы? | Предполагаемые ответы: -без техники безопасности, -умение шить ручными стежками Повторяем технику безопасности «Инструкция №2 по охране труда при выполнении ручных работ» -Секатор, ножницы, вспарыватель, иголка, наперсток, клей Предполагаемый ответ: -Швейная машина -выполняем ручные работы Организуют рабочее место; - Готовят необходимые для выполнения практической работы материалы; - Выполняют практическую работу: «Вышивка розы на каркасе»; - Готовят необходимые для выполнения практической работы материалы; - Выполняют практическую работу: «Вышивка розы на каркасе»; | Личностные: - осознание своих возможностей; - мотивация на творческую деятельность; - осознание ответственности за качество своей деятельности; - проявление самостоятельности; Регулятивные: - умение планировать свою деятельность; - умение осуществлять контроль по результату; Познавательные: - умение решать практические задачи на творческом уровне; - умение организовать рабочее место и осуществлять подбор материалов и инструментов, необходимых для выполнения практической работы; - умение соблюдать трудовую дисциплину; - умение применять методы художественного оформления изделий; - умение выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления; - умение обосновывать критерии качества конечного результата; Коммуникативные: - умение вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные: - закрепление знаний по выбору цветовой гаммы; - применение знаний на практике по вышивке лентами с использованием шаблонов | |
- Проводит заключительный инструктаж:
| - Обсуждают, что получилось, что не получилось, выявляют причины и способы устранения | |||
7. Рефлексия | - Мотивирует учащихся на рефлексию о достижении целей урока; -Подведём итог урока. Какое новое знание вы сегодня открыли? Когда это знание будет вам необходимо? Как вы открыли новое знание? Оцените свою работу на уроке. - Дает объективную и комментированную оценку результатов индивидуального труда учащихся на уроке; | - Проводят самооценку; - Оценивают работу одноклассников; | Личностные: - умение провести самооценку и организовать взаимооценку; Регулятивные: - умение осуществлять оценку, как выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению; Коммуникативные: - умение формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать мнение одноклассников; | |
8. Домашнее задание | - Инструктирует учащихся по выполнению домашнего задания и подготовке к следующему уроку:
Подобрать и принести кусочки хлопчатобумажной ткани; | |||
8. Домашнее задание | - Слушают инструктаж, осмысливают домашнее задание; - Записывают домашнее задание в дневник; | |||
2. Правила техники безопасности при выполнении ручных работ (слайды 4,5)
- Труд – дело важное.
Порой небезопасное.
Правила должны мы знать,
Их четко нужно выполнять - Ты с иголкой не шути,
И в руках не тереби,
А, уж взяв ее за ушко,
Уколи ее в подушку. - С ножницами не играй,
Высоко не поднимай.
И, держа за острый край,
Подружке их передавай.
Лишь окончена работа -
Ножницам нужна забота:
Не забудь ты их закрыть
И на место положить.
3. Повторение приемов выполнения ручных швов (слайд 6)
5. Физкультминутка (слайд 21)
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два:
Думай, думай, голова!
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
6. Самостоятельная работа учащихся и текущее инструктирование.
- Проверка своевременного начала работы и организация рабочего места.
- Проверка правильности размещения лекал на ткани и раскроя деталей.
- Проверка соблюдения технологической последовательности выполняемой работы.
- Проверка соблюдений правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований.
- Индивидуальная работа с учащимися, помощь в работе.
IV. Закрепление материала
(слайд 22)
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научились на уроке?
- Какие швы вы использовали при изготовлении игольницы-шляпки?
- Почему шов называется потайным?
- Как вы будете использовать свои игольницы-шляпки?
V. Итог урока
- Сообщение о достижении цели урока.
- Анализ выполненных работ.
- Выставка ученических работ.
- Разбор ошибок.
- Рассмотрение потери рабочего времени.
- Выставление оценок и их аргументирование.
VI. Рефлексия
(слайд 23)
Теперь вы должны оценить свою работу.
- Кто считает, что работал в полную силу и у него все получилось, покажите первый смайлик
- Кто хорошо работал, старался, но не все получалось, покажите второй смайлик.
- Кому нужна была помощь, покажите третий смайлик.
VII. Работы учениц
(слайды 24-29)
VIII. Информационные ресурсы
Предмет, класс, тема | Методы обучения | Тип урока | Планируемые результаты освоения содержания урока | Виды учебной деятельности | Система средств обучения | ||||||
Личностные | Метапредметные | Предметные | |||||||||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | |||||||||
|
|
| - Установление связей и значимости данного вида деятельности; - Умение мотивировать свою деятельность; - Осознание своих возможностей; - Проявление интереса к новому содержанию; - Осознание ответственности за качество своей деятельности; | - Умение извлекать необходимую информацию из различных текстов; - Самостоятель-ное решение творческих задач; - Выбор способа выполнения задания, аккумулирование нужной информации; - Умение строить логическую цепочку рассуждений; - Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; | - Составление плана действий и применение его для решения творческих задач; - Прогнозирова-ние результата труда; - Умение осуществлять самооценку и взаимооценку; - Ответственное отношение к практической деятельности; | - Умение осуществлять учебное сотрудничество; - Умение слышать одноклассников, учителя, понимать точку зрения другого; - Умение выражать свое мнение, аргументировать, участвовать в коллективном обсуждении; - Умение вести диалоговую беседу; | - Понимание и определение понятий: «Декоративно-прикладное творчество», «Лоскутное шитье», «Цветовой круг», «Шаблон», «Прокладочные материалы»; - Умение устанавливать взаимосвязь знаний по разным предметам и темам для решения практических учебных задач; - Умение применять знания в практической деятельности; - Овладение способами эстетического оформления изделия; |
| Оборудование: мультимедийный проектор; - экран; - компьютер; Презентация: - «Лоскутная техника»; Раздаточный материал: - кроссворд по теме: «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов»; - печатные тексты: «Особенности выбора ткани», «Цветовая гамма, выбор ткани по цвету и рисунку», «Материалы и инструменты», «Шаблоны для раскроя элементов орнамента»; -образцы тканей; -цветовой круг; - инструкцион. карта по выполнению практической работы ; | ||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||||||||
1.Организационно-мотивационный | - Организует начало учебной деятельности; - Проверяет готовность обучающихся к уроку; - Создает эмоциональный настрой на совместную работу; | - Готовятся к уроку; - Погружаются в благоприятную атмосферу; | Личностные: - эмоциональный настрой на урок; - самоорганизация; Регулятивные: - способность регулировать свои действия, прогнозировать свои действия на уроке; | ||||||||
2. Актуализация знаний | - Организует работу с кроссвордом, с последующим обсуждением; - Организует подводящий диалог, пошагово подводит учащихся к формулированию темы и цели урока; | - Работают с кроссвордом, оценивают личный опыт, делают выводы; - Слушают учителя, отвечают на вопросы, формулируют тему урока; | Личностные: - активизация имеющихся ранее знаний; - активное погружение в тему; - умение осознавать значимость поставленных учебных задач; Регулятивные: - умение поставить учебную цель; Познавательные: - умение анализировать, структурировать знания; - умение выделять и формулировать задачи; Коммуникативные: - умение выражать свои мысли в устной форме; Предметные: - закрепление знаний по предыдущим темам; | ||||||||
3. Введение новых знаний | - Сообщает новые знания; - Организует работу в группах. Мотивирует учащихся на совместную деятельность. Нацеливает на активную работу всех членов группы; - Предлагает проанализировать информационные источники и составить опорный конспект; - Предлагает заслушать отчет групп; - Контролирует и подтверждает правильность выводов; - Обобщает полученные результаты; | - Делятся на группы; - Работают с информационными источниками, составляют опорный конспект; - Озвучивают полученные результаты; - Фиксируют в тетради основные мысли; | Личностные: - проявление интереса к новому содержанию; - осмысление основных вопросов, подлежащих усвоению; Регулятивные: - умение слушать и выполнять задание в соответствии с целевой установкой; Познавательные: - умение работать с различными источниками информации; - выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений, структурирование новых знаний; - умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; Коммуникативные: - умение осуществлять учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем в поиске и сборе информации; - умение выражать свои мысли в устной форме; Предметные: - умение давать определения новым понятиям темы; - характеризовать особенности «Лоскутного шитья», особенности выбора ткани по волокнистому составу, цвету и рисунку, правила изготовления шаблонов для лоскутного изделия; | ||||||||
4. Физминутка | - Показывает физические упражнения, создает условия для снятия переутомления у учащихся; | - Выполняют физические упражнения; | Личностные: - формирование ценности здорового образа жизни; | ||||||||
5. Первичное закрепление нового материала | - Актуализирует полученные на уроке новые знания; - Предлагает продолжить фразы: «Я не знал, что……» «Я понял, что……» «Теперь я смогу……» | - Слушают учителя; - Обобщают новые знания; | Познавательные: - умение анализировать, структурировать знания; - выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений; Коммуникативные: - умение с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли в устной речи; | ||||||||
6. Применение знаний на практике | - Проводит инструктаж по выполнению учащимися практической работы:
- Контролирует выполнение учащимися практической работы; - Оказывает помощь слабо подготовленным к выполнению задания учащимся; - Осуществляет контроль рационального использования учащимися учебного времени; - Проводит заключительный инструктаж:
| - Организуют рабочее место; - Готовят необходимые для выполнения практической работы материалы; - Выполняют практическую работу: «Изготовление эскиза для лоскутного изделия»; - Обсуждают, что получилось, что не получилось, выявляют причины и способы устранения; | Личностные: - осознание своих возможностей; - мотивация на творческую деятельность; - осознание ответственности за качество своей деятельности; - проявление самостоятельности; Регулятивные: - умение планировать свою деятельность; - умение осуществлять контроль по результату; Познавательные: - умение решать практические задачи на творческом уровне; - умение организовать рабочее место и осуществлять подбор материалов и инструментов, необходимых для выполнения практической работы; - умение соблюдать трудовую дисциплину; - умение применять методы художественного оформления изделий; - умение выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления; - умение обосновывать критерии качества конечного результата; Коммуникативные: - умение вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные: - закрепление знаний по выбору цветовой гаммы; - применение знаний на практике по составлению эскиза лоскутного изделия с использованием шаблонов; | ||||||||
7. Рефлексия | - Мотивирует учащихся на рефлексию о достижении целей урока; - Дает объективную и комментированную оценку результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке; | - Проводят самооценку; - Оценивают работу одноклассников; | Личностные: - умение провести самооценку и организовать взаимооценку; Регулятивные: - умение осуществлять оценку, как выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению; Коммуникативные: - умение формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать мнение одноклассников; | ||||||||
8. Домашнее задание | - Инструктирует учащихся по выполнению домашнего задания и подготовке к следующему уроку:
| - Слушают инструктаж, осмысливают домашнее задание; - Записывают домашнее задание в дневник; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Техкарта урока
Сейчас стали требовать техкарту урока когда вы даете открытый урок или участвуете в конкурсе. Вот вам помощник....
Методическая разработка открытого занятия по вышивке на тему «Розочка-паутинка из лент» в технике вышивка шелковыми лентами.
Вашему вниманию представляю авторскую разработку занятия по вашивке лентами. Это занятие я проводила с двумя воспитаницами объединения для учащихся педагогического коллежда....
Техкарта и презентация к уроку "Имя существительное" в 5 классе
Материал содержит полную техкарту и презентацию к открытому уроку в 5 классе "Имя существительное как часть речи"....
Техкарта урока по теме "Шар".
Технологическая карта урока математики по теме "Шар" для 6 класса. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Спринтерский бег 5 класс (Техкарта) .
Тема: Обучение технике спринтерского бега....
Техкарта урока в 5 классе по ФГОС "Морфологический разбор имени прилагательного"
Технологическая карта урока по ФГОС в 5 классе на тему "Морфологический разбор имени прилагательного" по УМК Т.А. Ладыженской....
Проект «Красота и изящество атласных лент» Декоративная подушка, вышитая лентами
Создание декоративной подушки, вышитой лентами...