Техкарта и презентация к уроку "Имя существительное" в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Иннокентьева Марина Александровна

Материал содержит полную техкарту и презентацию к открытому уроку в 5 классе "Имя существительное как часть речи".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку

Разработчик

Иннокентьева Марина Александровна, учитель русского языка и литературы

Дата

1 декабря 2014 г.

Класс

5

Тема урока

Имя существительное как часть речи

Тип урока

Урок прохождения новой темы

Цель урока

  • систематизировать и углубить знания учащихся об имени существительном;
  •  умение находить существительные в тексте, определять их морфологические признаки (род, число, падеж, склонение);
  •  умение различать лексико-грамматические разряды имен существительных (одушевленные - неодушевленные, собственные - нарицательные);
  • развить познавательные интересы учащихся.

Формировать УУД

Личностные УУД:  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли

Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.

Ожидаемые результаты

Предметные:  распознавать имя существительное  как  часть речи вопросу и общему значению, правильно определять его признаки.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, повышение заинтересованности к учебной деятельности.

Метапредметные:     

      Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)

       Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)

       Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы (Познавательные УУД)

Технология

проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.Мотивация к учебной деятельности  

Цели:

- мотивировать обучающихся на работу.

Подготовка учащихся к уроку.

Уточняет тематические рамки. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Читают текст.  Перечисляют слова, которые  называют предметы окружающего мира.

 - На какие вопросы отвечают эти слова?

-К какой части речи относятся?

Вспоминают, какие части речи они проходили в начальных классах.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II.Формулирование темы урока, постановка цели

Цели:

- подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Выдвигает проблему.

Тема урока: «Имя существительное как часть речи». Сегодня мы с вами углубим свои знания об имени существительном.

 Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели,

формулирование проблемы.

 Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: целеполагание.

III. Актуализация знаний.  

Придумывают примеры имен существительных.

Организует фронтальную работу по выполнению заданий.

Придумать примеры имен существительных разных родов.

Повторяют, что такое  имя существительное по его признакам.

Регулятивные : Работать по плану

Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной  форме;

Регулятивные: Находить и исправлять ошибки самостоятельно

IV. Изучение нового материала

Цели:

-выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией

Составляют план достижения цели и определяют средства

Выдвигает проблему.

Создает эмоциональный настрой на изучение нового материала.

Формулирует задание.

Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Смотрят слайд.

Имена существительные относятся к мужскому, женскому, женскому или среднему роду, изменяются по падежам и по числам.

Начальная форма имени существительного – именительный падеж единственного числа.

Имена существительные могут обозначать не только предметы, которые мы видим, но и понятия (радость, знания), действие (ход, помощь), признак (смелость, белизна).

Узнают, по каким признакам определять имена существительные, изменяются ли по падежам и по числам.

Как определять начальную форму имен существительных.

Узнать, что имена существительные могут обозначать не только предметы.

 Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений ,выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные: - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

- составление плана и последовательности действий

V. Физкультминутка

 Цель: Предупреждение общего утомления учащихся, переключение  их с умственной деятельности на умственно-физическую.

.

.

Мы потопаем ногами,

Мы похлопаем руками,

Покачаем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

Мы руки разведем

И побежим кругом.

VI. Закрепление  нового материала

Цель:- освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Решают типовые задания  с проговариванием алгоритма вслух

Читают задания, выполняют устно и письменно в тетрадях.

Договариваются о критериях оценивания самостоятельной работы. Выполняют самооценку по алгоритму.

Организует фронтальную работу по выполнению заданий.

Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения.

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи.

Разгадывание ребусов.

Скульптура

Шарманка

Колесница

Кокошник

Акварель

Китель

Кольчуга

Определяем род, число данных существительных (устно).

Закрепляют умение определять род, число имен существительных.

 Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

 Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

VII. Контролирующее задание

Цель:

-осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний

Подчеркнуть имена существительные, определить род, число, падеж.

Организует выполнение самостоятельной работы.

Организует самопроверку.

Контролирует выполнение работы.

Осуществляет:-индивидуальный контроль; выборочный контроль.

Организует:взаимопроверку; коллективную проверку; проверку выполнения упражнения; беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний; оценочные высказывания обучающихся; обсуждение способов решения; поисковую работу обучающихся , связывая результаты урока с его целями.

Работа в группах.

Пока Витя Малеев делал уроки, Лина положила в мышиный домик ваты, чтобы мышки могли устроить себе гнездышко, насыпала им крупы, накрошила хлеба и поставила маленькое блюдечко с молоком. Если взглянуть в окошко, можно видеть, как мышки сидят в домике и жуют крупу. Иногда какая-нибудь мышка садилась на задние лапки, а передними начинала умываться… она так быстро терла лапками свою рожицу, что нельзя было без смеха смотреть.

Закрепляют умение определять род, число, падежную форму имен существительных.

 Регулятивные: Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:- соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют  основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему).

Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.

.Что обозначает имя существительное?

На какие вопросы отвечает?

На какие виды делятся по своему значению?

Как мы определяем начальную форму имен существительных?

Что еще может обозначать имя существительное кроме предметов?

 Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность

 Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей,  мотивов, жизненных интересов.

IХ. Домашнее задание

Дает комментарий к домашнему заданию.

Стр.64, упр.150.

Списываем, вставляем пропущенные буквы. Находим имена существительные и определяем род и число.



Подписи к слайдам:

Разгадываем ребусы
Тема
урока:
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Мы потопаем ногами,
Мы похлопаем руками,
Покачаем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
Мы руки разведем
И побежим кругом.
Физкульминутка
РОДИНА
С чего начинается Родина? Не сразу ответит человек на это. Для каждого из нас – с чего-то своего, личного. Один представит себе небо юга, кипарисы, пальмы. Другой вспомнит бескрайнюю степь. Третий назовет Архангельский край, откуда пешком в столицу ушел Михайло Ломоносов, чтобы прославить потом Россию. Четвертый – таёжный лес Сибири… Для Тургенева Родина начиналась с парка в
Спасском-Лутовинове
, с широких орловских полей, с простого умного русского крестьянина. Для Льва Толстого – с Ясной Поляны, без которой он не мог представить себе Россию и свое отношение к ней.
Имя существительное
собствен-ные
нарица-тельные
одушев-лённые
неодушев-лённые
Маша
Москва
Пушкин
Шарик
Тетрадь
Село
Весна
Снег
Максим
Учитель
Кот
Гадюка
Стол
Ручка
Но
утбук
Амга
Имена существительные относятся к мужскому, женскому, женскому или среднему роду, изменяются по падежам и по числам.
Начальная форма имени существительного – именительный падеж единственного числа.
Имена существительные могут обозначать не только предметы, которые мы видим, но и понятия (радость, знания), действие (ход, помощь), признак (смелость, белизна).

м.р.,ед.ч.,им.п
.

Мн.ч.,им.п
.
Ж.р.,ед.ч.,им.п
.
М.р.,ед.ч.,им.п
Пока Витя Малеев делал уроки,
Лина
положила в мышиный

домик
Ж.р.,ед.ч.,в.п
.
Мн.ч.,им.п
.
Ср.р.,ед.ч.,им.п
.
ваты, чтобы мышки могли устроить себе гнездышко,

насыпала

им
Ж.р,ед.ч.,в.п
.
М.р.,ед.ч.,р.п
.
Ср.р.,ед.ч.,им.п
.
крупы, накрошила хлеба и поставила маленько блюдечко с
Ср.р.,ед.ч.,тв.п
.
Ср.р.,ед.ч.,им.п
.
Мн.ч.,им.п
.

молоком. Если взглянуть в окошко, можно видеть,

как мышки сидят в
М.р.,ед.ч.,пр.п

ж.р.,ед.ч.,в.п
.
Ж.р.,ед.ч.,им.п
.
домике и жуют крупу. Иногда какая-нибудь

мышка садилась на
мн.ч., им.п.
ж.р.,ед.ч.,им.п
.

задние лапки, а перед ними начинала

умываться… Она так быстро

мн.ч.,т.п
.
Ж.р.,ед.ч.,в.п

м.р.,ед.ч.,р.п
.

терла лапками свою рожицу,

что нельзя было без смеха смотреть.
Имя существительное
– часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос
кто? Что?
кольчуга
китель
акварель
кокошник
колесница
шарманка
скульптура

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО МУЗЫКЕ 5 КЛАСС "ИЛЛЮСТРАЦИИ К УРОКАМ В 5 КЛАССЕ"

Данная презентация содержит материал к урокам музыки в 5 классе по программе Д.Б. Кабалевского.Тема:"Музыка и изобразительное искусство".......

техкарта урока английского языка для 3 класса «Развитие умений письменной речи. Будущее время».

развитие умений устной и письменной речи, развитие грамматических навыков и умений, развитие коммуникативных навыков, развитие творческого и логического мышления, памяти, внимания; повышение мотивации...

Техкарта и презентация урока по теме "Русская Правда".

В данной техкарте урока представлен образец открытого урока по теме "Русская Правда" (для 10-го класса). Ниже представлена и презентация к данному уроку....

Техкарта урока по физике в 8 классе «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля – Ленца»

Тип урока: комбинированный урок.Цели урока: формирование у учащихся представления о тепловом действии электрического тока и его причинах, выведение закона теплового действия тока и выяснения условий е...

Техкарта урока физической культуры в 5 классе

Клнпект урока в 5 классе по физической культуре....

Техкарта урока русского языка в 5 классе "Фонетика, графика, орфография. Звуки речи и буквы.

На уроке используются технология критического мышления и методика развития читательской грамотности....

Техкарта урока русского языка в 5 классе "Звук и слог*. Деление слова на слоги и для переноса. Фонетический разбор".

Урок построен на технологии критического мышления и развития читательской грамотности....