Рабочая программа кружка по технологии: "Прекрасное своими руками"
календарно-тематическое планирование по технологии (5 класс)

Хмыза Галина Дмитриевна

Программа расчитана на два года обучения. Она расчитана на возраст 10-14 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл h.g.d._kruzhok.docx59.05 КБ

Предварительный просмотр:

2ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ, «САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №21»

РАССМОТРЕНО на                                       СОГЛАСОВАНО

заседании ШМО                                                «__»____________202__г.

______________________________                        Заместитель директора по УВР

Протокол №__от «__»________202__г.            

Руководитель ШМО                                        _____________А.М. Выборнова

______________/________________/

                                ф.и.о.

СОГЛАСОВАНО                                       УТВЕРЖДАЮ

Протокол заседания                                   И.о. директора ГКООУ «СШИ №21»

Методсовета

№__от «__»_________202__г.                           _____________ А.М.Выборнова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА

 «Прекрасное своими руками»

 (68ч)

Составила учитель технологии

Хмыза Галина Дмитриевна

высшей квалификационной категории

             

с.Подлужное

2022 - 2023 учебный год

Пояснительная записка

1.Актуальность данной программы

В современном обществе стремительно возрастает потребность в воспитании творческой, неординарной  мыслящей личности, в развитии самобытности каждого воспитуемого, его творческой самореализации и саморазвитии. Проблемы совершенствования гуманитарно - эстетического образования в общеобразовательных учреждениях обуславливает необходимость нового методолого – теоретического подхода к формированию и развитию творческой индивидуальности воспитанника.

Одним из факторов, оказывающим влияние на становление творчески деятельной личности, является занятие декоративно – прикладным творчеством, так как оно дает возможность самовыражения и самореализации личности  в конкретных образах.  

Искусство выступает в качестве  своеобразного ценностного ориентира  эстетического воспитания и развития художественной творческой  активности воспитанников.  Эстетическое освоение мира приводит к гармонии чувственно-эмоциональной, рационально-интеллектуальной, волевой сфер ребенка.

Становление гармонии всех трех начал имеет особое значение для воспитанников. Народное декоративно - прикладное творчество по своей природе богато и разнообразно. Оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию творческой гармонично развитой личности.

     Декоративно-прикладное творчеств  по своему происхождению – искусство  народное. Народ создает вещи, народ находит им нужную форму и  выражение, народ сохраняет  найденную в них красоту и все свои достижения передает нам в наследство. В произведениях декоративно – прикладного искусства мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни. В них вложена душа народа, его чувства и его представления о лучшей жизни. Поэтому они имеют такое огромное значение.

Народное творчество  уникальный мир духовных ценностей - это корневая  система, питающая древо современной культуры. Чем больше утрачивает современный человек  связь с народными корнями и культурой своего народа, тем явственнее становится его обнищание. Не случайно в настоящее время так остро возникла необходимость обращения к народному декоративному творчеству как к целостной системе, ибо только целостный подход в единстве познания и разнообразных форм художественной деятельности обеспечивает осознанное и активное участие школьника (воспитанника) в творческом преобразовательном процессе в любых сферах общественной жизни. Развитие творческих способностей должно осуществляться в единстве с формированием духовно-нравственных качеств личности и ценностных ориентаций.

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощённость, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее».

      Социально – экономическая ситуация в нашей стране требует от ребят творческой инициативы и коммуникабельных способностей. Человек, обладающий умением творчески подходить к решению различных проблем, будет чувствовать себя уверенно в самых неожиданных ситуациях бытового и социального общения. Чем раньше начать формирование у ребенка перечисленных умений и навыков, тем проще ему будет адаптироваться в сложных современных условиях.

Исходя из выше перечисленного, была разработана программа, которая направлена на получение воспитанниками представлений о различных видах декоративно-прикладного творчества и практических навыков работы с различными видами инструментов и материалов, воспитание чуткого отношения к прекрасному, формирование творческой гармонично развитой личности, способной к саморазвитию.

Основу разработанной программы обучения воспитанников декоративно- прикладному  творчеству составляют следующие положения:                                                                   

   - способностью к творчеству обладает каждый ребенок;

   - различия в их деятельности, эффективность, темпы, закрепления, динамика их  изменений, особенно связи с другими личностными компонентами предполагают необходимость индивидуального подхода к педагогическому процессу;

   -  творческие качества поддаются воспитанию, существует механизм, обеспечивающий преемственность развития этих способностей в различных видах деятельности;

   -сформированные в детстве творческие качества сохраняют свою значимость в дальнейшем, выступая основанием их развития во всем многообразии социальных сфер деятельности.  

2. Новизна авторской образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: накопление знаний о декоративно – прикладном творчестве, воспитание  культуры восприятия, развитие навыков деятельности, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников детского дома.

Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор  профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профессионально-ориентационной работы.

Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.

3. Педагогическая целесообразность программы

Одно из основных направлений современной школы и системы дополнительного образования – усиление воспитывающей функции всего учебно-воспитательного процесса, дальнейшее обновление содержания, форм, методов обучения и воспитания в соответствии с поставленными целями и задачами.

Занятие детей декоративно- прикладным творчеством тесно связано с образованием и передачей культурных традиций в самом широком смысле этого слова. Знакомясь  с декоративно – прикладным творчеством, работами народных мастеров, дети приобщаются к основным культурным ценностям своей общины, к  ее традициям, верованиям и мировоззрению в целом.

В основе программы « Прекрасное  своими  руками» лежит идея  использования потенциала  декоративно – прикладного творчества, народной мудрости, позволяющей развивать личность ребенка.

Отличительной особенностью программы «Прекрасное - своими руками»» является синтез программ основного общего образования и современных образовательных технологий, она дает возможность каждому воспитаннику детского дома попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.

Программа:

  • по типу: модульная, адаптированная;
  • по уровню усвоения: общеразвивающая;
  • по цели обучения: развивающая художественную одаренность детей, познавательная,  социально – адаптированная;
  • по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности: интегрированная.

Цель программы:

 Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению, через  обучение специальным навыкам работы с инструментами и приспособлениями; овладение техниками изготовления предметов декоративно - прикладного искусства, технологией обработки различных материалов.

Задачи программы:

Воспитательные задачи

создать  условия воспитания:

          1. художественно-эстетического воспитания средствами традиционной народной и мировой культуры;

          2. духовно- нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества, толерантность и т.д.);

          3. проявление творческой активности и самостоятельности;

          4. эмоционального благополучия ребенка через увлечение его  прикладными  видами искусства;

          5. передать молодому поколению культурные ценности прошлого, чтобы они вошли в плоть и кровь, стали личностно значимыми.                  

Развивающие задачи

          способствовать развитию:

          1. творческой активности через индивидуальное раскрытие способностей каждого ребёнка;

          2. эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения;

          3.образного и пространственного мышления, креативности, памяти, внимания;

          4. навыков  по выполнению работы в команде;

          5. положительных эмоций и волевых качеств, умения доводить начатое дело до конца;

Обучающие задачи

          способствовать овладению:

          1.знаниями истории и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;

          2. техниками (работа с природным материалом,  с тканью, вышивка,  изготовление оберегов, выполнение творческих проектов, работа с бумагой,  бисером, лепка, вязание)  изготовления предметов декоративно- прикладного искусства, навыками работы с инструментами и приспособлениями;                                                    

         3. технологией обработки различных материалов;

         4.системой специальных знаний, умений, навыков, необходимых для творческого самовыражения воспитанников.

Принципы реализации программы

 Программа « Прекрасное своими руками » строится на следующих концептуальных принципах:

- принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я - концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

- принцип динамики. Предоставить ребенку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.                                                                                                                                                      

- принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.

- принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных  возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

- принцип наглядности. В  учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, мастер - классы, презентации, интернет ресурсы.

 -  принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе  воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.

Принципы жизнедеятельности детей на занятиях кружка:

- личностно-ориентировочный подход в воспитании;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

- атмосфера доброжелательности и взаимопомощи;

- общественно-полезная направленность в деятельности;

- эмоциональная насыщенность занятий;

- сотрудничество педагога и воспитанников;

- добровольное участие в совместных делах.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Программа составлена с учетом специфики воспитательной работы в детском доме. Предлагаемый вариант курса рассчитан на проведение его как в группе воспитанников от 8 до 15 лет, так и индивидуально. Количество часов на каждый год обучения может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от способности воспитанников детского дома усваивать и закреплять учебный материал, цели и задачи обучения, других особенностей группы. Общее количества занятий, отводимых на курс - составляет 34 занятия  (68 часов).

    Настоящая программа предлагает проводить занятия в небольших группах (10-12 человек), т.к. небольшая группа позволяет более активно участвовать в занятиях тем детям, которых большая группа подавляет, но которые способны открыться в небольшой группе. Поэтому группы формируются с учетом возраста, индивидуальных особенностей ребенка. Программа « Прекрасное своими руками » строится на следующих концептуальных принципах:

- принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я - концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

- принцип динамики. Предоставить ребенку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.                                                                                                                                                      

- принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.

- принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных  возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

- принцип наглядности. В  учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, мастер - классы, презентации, интернет ресурсы.

 -  принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе  воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.

Принципы жизнедеятельности детей на занятиях кружка:

- личностно-ориентировочный подход в воспитании;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

- атмосфера доброжелательности и взаимопомощи;

- общественно-полезная направленность в деятельности;

- эмоциональная насыщенность занятий;

- сотрудничество педагога и воспитанников;

- добровольное участие в совместных делах.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Программа составлена с учетом специфики воспитательной работы в детском доме. Предлагаемый вариант курса рассчитан на проведение его как в группе воспитанников от 8 до 15 лет, так и индивидуально. Количество часов на каждый год обучения может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от способности воспитанников детского дома усваивать и закреплять учебный материал, цели и задачи обучения, других особенностей группы. Общее количества занятий, отводимых на курс - составляет 34занятия  (68 часов).

    Настоящая программа предлагает проводить занятия в небольших группах (10-12 человек), т.к. небольшая группа позволяет более активно участвовать в занятиях тем детям, которых большая группа подавляет, но которые способны открыться в небольшой группе. Поэтому группы формируются с учетом возраста, индивидуальных особенностей ребенка.

Работа в кружке основана на практических занятиях, теории, правилах работы и технике безопасности и направлена на познавательно-волевое развитие личности каждого воспитанника.

Занятия в кружке по освоению декоративно- прикладного творчества строятся с учетом  природы народного творчества, его специфики, а также с учетом индивидуальных особенностей и навыков воспитанников детского дома. В кружок записываются все желающие.

Наиболее приемлемая форма –  «Творческая комната». Методика и организация этой комнаты позволяет привлечь многих воспитанников всех возрастов к самым различным видам самостоятельной творческой деятельности, поддерживать и развивать интерес к ней в течение длительного времени. В «творческую комнату»  может  прийти воспитанник любого возраста, независимо от успеваемости и уровня развития, во всякое  время учебного года и включиться в работу, установить свой ритм выполнения работы. Ребенок может включиться в работу, когда ему удобно и заниматься столько, сколько захочет и по любой из предложенных тем; каждый воспитанник получает начальную подготовку по нескольким видам труда. В течение года у воспитанников поддерживается интерес к самостоятельной работе. Если у ребят интерес к теме угасает, то она заменяется на другую.

Таким образом, преимущества формы работы «Творческая комната» в условиях детского дома в следующем:

  • все воспитанники имеют абсолютно равные возможности в отношении занятий;
  • приобщаются к многоплановой самостоятельной творческой деятельности, что способствует эффективному выявлению и развитию их склонностей и способностей;
  • свобода посещения занятий;
  • массовый охват детей;
  • стимулирование развития самопознания и самооценки;
  • выбор будущей профессии.

 В программе выделены следующие направления:

  • Работа с природным материалом
  • Работа с тканью
  • Вышивка  
  • Изготовление оберегов
  • Творческие проекты
  • Работа с бумагой
  • Работа с бисером
  • Лепка
  • Вязание

При реализации программы «Прекрасное своими руками » используются как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии:

- репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал);

-объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрации, демонстрации, мастер - классы, презентации);

-проблемный (педагог помогает в решении проблемы);

-поисковый (воспитанники сами решают проблему, а педагог делает вывод);

- эвристический (изложение педагога + творческий поиск обучаемых);

- методы развивающего обучения;

- метод взаимообучения;

- метод игрового содержания.

Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес воспитанников к учебному процессу.

В зависимости от поставленной цели (обучающей, воспитывающей, развивающей), уровня подготовки воспитанников и др. используются различные  формы работы на занятиях:

Основная форма

Методы

1. Познавательное занятие

Беседа, рассказ, доклад, прослушивание

2. Практическое занятие по отработке определенного умения.

Упражнения, репродуктивный

3.Самостоятельная деятельность детей  

Упражнения, практические пробы

4. Творческие упражнения

Упражнения, взаимная проверка, временная работа в группах частично поисковый  или эвристический; исследовательский.

5. Игровая форма

Короткая игра, игра-оболочка, , динамические упражнения

6. Конкурсы

Игра

7. Выставки

Экспозиция

8. Занятие – соревнования  

Интерактивные методы

9. Занятие – деловая (ролевая) игра

Урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-интервью, урок-презентация и т.д.

10. Занятие - лекция

Объяснительно-иллюстративный, проблемный методы

11. Занятие - зачет

Индивидуальное или групповое занятие, собеседование.

12. Интегрированное занятие

Собеседование, ролевая игра, обобщение материала в виде таблиц, бюллетеней, стенгазет

13. Модульное занятие

Самостоятельная деятельность

Ожидаемые результаты реализации программы

Дети, прошедшие все этапы  обучения  по данной программе, должны:           

      - получить общие сведения о декоративно-прикладном искусстве;

      - овладеть  трудовыми и технологическими   знаниями  и  умениями по преобразованию и использованию материалов;

       - проявлять творческую активность;  

       - активно проявлять свои индивидуальные способности в работе над общим делом;                                                                                                      

       - креативно мыслить;

       - проявлять инициативу, умственную активность;

       - проявлять самостоятельность в процессе создания декоративно- прикладных изделий;

        - овладеть технологиями декоративно- прикладного творчества;  

        - участвовать в конкурсах, побеждать в конкурсах;

        - развить  адаптивные качества личности;

        - овладеть трудовыми навыками, развить готовность к труду и профессиональной деятельности.  

         Результативность

         - получение положительных отзывов других людей;

         - оценки компетентных  судей;

         -участие в разноуровневых конкурсах (городских, областных, всероссийских).

 Критерии оценки выполненных работ:

- аккуратность;

- самостоятельность;

- индивидуальный стиль;

- использование нескольких  техник при изготовлении изделия.

        Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда. Это необходимо для того, чтобы проводить постоянный сравнительный анализ работ, важный не только для педагога, но и для детей.

 В процессе занятий у детей формируются три основные группы    практических умений и навыков:      

1.  политехнические: измерительные, вычислительные, графические, технологические;                          

2.  общетрудовые: организаторские, конструкторские, диагностические, операторские;            

3.  специальные: обработка ткани, плетение, вышивка крестом и пр.       Освоение любого трудового навыка происходит в несколько этапов.

Схема овладения навыками прикладного творчества

      Формы организации учебной деятельности:                                                                                                                         

  • индивидуальная;
  • индивидуально-групповая;
  • групповая (или в парах);
  • фронтальная;
  • экскурсия;
  • конкурс;
  • выставка.

Основной вид занятий – практический.

        Педагогические приемы:

  • Формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
  • Организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование):
  • Стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка,  взаимооценка и т.д.);
  • Сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования;
  • Свободного выбора, когда детям предоставляется возможность выбирать для себя направление специализации, педагога, степень сложности задания и т.п.

  Организация и проведение учебного занятия.                                                                

Включает следующие структурные элементы:                                                                                      

1. Организационный этап. Мотивация к деятельности и положительный настрой.                                                                                                

2. Этап постановки целей и задач занятия.    

3. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.            

4. Этап деятельностный, в котором можно выделить три основных подэтапа:

Первый - обучения разделов в процессе тренировочных упражнений воспитанники отрабатывают элементарные трудовые умения. Умение – это знание в действии. Всякое трудовое действие осуществляется воспитанником с тщательным продумыванием каждого выполненного элемента. Осмысление и освоенные трудовые действия постепенно объединяются в трудовые приемы. Основная цель упражнений на первом этапе заключается в том, чтобы ребенок ясно осознал, как правильно выполнять трудовой прием, и стремился согласовывать свои действия  имеющимися представлениями о действии.

Второй - обучения вырабатывается система трудовых движений на основе сознательного совершенствования умений, повышается культура труда. Основная цель тренировочных упражнений заключается в том, чтобы воспитанник ясно осознал пути совершенствования умений и постепенно от трудовых приемов переходил к трудовым операциям.

Третий - знания и умения (сознательные действия) становятся устойчивыми и постепенно перерастают в навыки (автоматизированные действия). Умения и навыки дополняют и обусловливают друг друга. В конечном итоге каждый ребенок осваивает следующие умения и навыки: планирует трудовой процесс, организовывает рабочее место, проводит технологические операции и самоконтроль.  

5. Этап рефлексии.

6. Заключительный этап.

         Дидактическое и техническое оснащение занятий

Для успешной реализации программы разработаны и применяются следующие дидактические материалы:

- иллюстративный и демонстрационный материал по изучаемым темам        (презентации к  теме   «Изготовление оберегов», «Работа  с  тканью», «Работа с бисером»;

 - электронный сборник иллюстративного материала по изучаемым темам;

-  раздаточный материал (карточки с формулами-схемами к теме  «Работа с бисером»;

-  схемы для вышивки к теме  «Вышивка»;

-  схемы для вязания спицами и крючком;

- шаблоны к теме «Работа  с  тканью» (мягкая игрушка, прихватки).      Кабинет для занятий оборудован необходимыми приспособлениями (столами, шкафами для хранения материалов, настольными лампами, гладильной доской, швейными машинами и пр.)

   Материалы, инструменты, приспособления: материал под основу, материал для стендов (светлая бортовка); поролон; рамки разных размеров; ножницы; клей ПВА; «Момент»; канва; лен; цветная и бархатная бумага; цветной картон; пинцеты; кисточки; иголки бисерные; вышивальные; булавки; крючки; спицы; нитки катушечные и капроновые; нитки – мулине; ирис; шерстяные и полушерстяные ярких цветов; шнуры; веревки; тесьма; лак; проволока медная; бисер;  молоток; гвозди и т.д.  

Кроме того, к оборудованию занятий по декоративно- прикладному творчеству  относятся и специальные  пособия, активизирующие восприятие произведений изобразительного искусства: репродукции картин, таблицы, журналы по рукоделию, модели и образцы декоративно- прикладного искусства, книжные иллюстрации.

            Выбор пути составления календарно- тематического плана зависит от возрастной категории детей, с которыми работает педагог.                                    Для поддержания постоянного интереса воспитанников к занятиям в тематическом плане предусматривается частая смена видов деятельности.

                

Календарно-тематический план

Раздел

Тема

Дата

Количество часов

план

факт

теория

практика

всего

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Вводное занятие.

Вводное занятие. Техника безопасности.

1

1

2

Сентябрь.   

Работа с природным материалом.

1.Экскурсия по сбору природного материала.

2.Флористика.

Фитодизайн.  Материалы и оборудование.

4.Составление цветков, листьев, веточек из семян.

Изготовление открыток, панно, композиций из природного материала.

1

8

9

3

Октябрь.  

 Работа с тканью. 

1. ТБ. История рукоделия. Виды тканей. Правила кроя.

2.  Работа с шаблонами, выкройками.  

 Шов «вперед иголку», шов «назад иголку», петельный шов.

3. Изготовление прихватки, игольниц, сувениров.

4. Приемы и элементы лоскутного шитья. Составления узоров из различных лоскутных элементов.

 Цветовое сочетание. Изготовление лоскутных мелочей (по выбору).                                                                                                

1

8

9

4

Ноябрь.  

Творческие проекты (оформление спален)

1. Вводная беседа о проектной деятельности. Формулировка задач. 2. Выполнение творческих проектов по оформлению спален. Изготовление: настенных панно, рамок, подушек, цветочных композиций и т. д.

3. Защита проектов.

1

5

6

5

Декабрь.

«Мастерская  Деда Мороза»

Работа с бумагой, тканью.

1.  История, традиции празднования нового года. Материалы и оборудование ТБ при работе с бумагой, ножницами, клеем.

2. Изготовление новогодних открыток, снежинок, игрушек из бумаги.

3. Изготовление игрушек- сувениров из ткани (снеговик, медвежонок, елочка и др.по выбору).

1

5

6

6

Январь.

 Работа с бисером

 1.ТБ. Материалы и оборудование. Организация рабочего места. Виды бисера.

2. Основные приёмы бисероплетения. Изготовление:                « Бабочка»,

3. «Стрекоза»,

4. «Пчела»,

5.  «Цветочная композиция».

1

9

10

7

Февраль.

 Изготовление оберегов.

  1.  ТБ. Обереги славян. Символика оберегов. Изготовление оберегов :  обереги на лопаточке, подкове, венике, лапте,

2. «Коса - домовушка» ,  

3. «Кукла - травница»,  Домовёнок»,« 4. Мешок счастья». Самостоятельная творческая  работа.

1

7

8

8

Март.

Вышивка  

 1. ТБ. Из истории народной вышивки. Инструменты и материалы. Гобеленовый шов.

2. Техника выполнения вышивки крестом.

3. Монохромные, полихромные вышивки (по выбору). Оформление работы.

1

5

6

9

Апрель.

 Лепка. Солёное тесто.

  1.  ТБ. Основные приёмы лепки. Цветы. Деревья.

2. Овощи. Зверушки. Панно «Чаепитие».

3. Панно «Любимая сказка» (сказка по выбору).      

1

5

6

10

Май.

Вязание.

  1. ТБ. Материалы и оборудование. 2. Основные приёмы вязания крючком. Обозначение петель. 3.Чтение схем.

4.Вязание цепочки. «Коврик», «Цветок», «Прихватка»,  «Футляра для очков, телефона».

Итоговое занятие.

1

6

7

Итого:

68 часов

В учебно-воспитательный процесс работы кружка следует включать экскурсии на выставки декоративно – прикладного искусства, экскурсии в краеведческий музей,   что  позволит накопить и расширить эстетический  опыт воспитанников, развить у них умение отличать настоящее искусство от «лживого», приходить к правильному нравственному суждению.

Содержание разделов программы

1. Введение. 1.Вводное занятие Знакомство. Цели и задачи обучения. Учебный план. Перспектива творческого роста. Знакомство с правилами поведения и требованиям к воспитанникам, посещающим кружок. Инструктаж  по ТБ.

2. Работа с природным материалом. Экскурсия по сбору природного материала. Инструктаж по ТБ во время экскурсии. Флористика. Фитодизайн.  Материалы и оборудование. Основные приемы составления цветков, листьев, веточек из семян. Составление композиции. Сочетание в композиции семян, плодов, сухоцвета, веток, коры. Выбор основы для изделия. Цветовое сочетание. Создание композиции. Использование дополнительных  материалов (сетка, лента, ткань, шпагат, перья и т.д.). Изготовление открыток, панно, композиций из природного материала. Оформление работы. Упаковка. Коллективная работа панно.  

3. Работа с тканью.  Инструктаж по технике безопасности. План работы, цели и задачи занятий. История рукоделия. Виды тканей. Правила кроя ткани. Работа с шаблонами, выкройками. Обработка срезов (изготовление прихватки), навыки работы с иголкой. Соединительные, декоративные швы (шов «вперед иголку», шов «назад иголку», петельный шов). Изготовление, игольниц, сувениров. Основные приемы и элементы лоскутного шитья. Навыки составления узоров из различных лоскутных элементов, цветовое сочетание. Изготовление лоскутных мелочей по выбору.

4. Творческие проекты (оформление спален). Вводная беседа о проектной деятельности. Формулировка задач. Выполнение творческих проектов по оформлению спален. Консультации. Изготовление: настенных панно, рамок, подушек, цветочных композиций и т. д. Защита проектов.  

        5. «Мастерская  Деда Мороза» (коллективная работа по изготовлению подарков к Новому году). Работа с бумагой, тканью.  История, традиции празднования нового года. Материалы и оборудование ТБ при работе с бумагой, ножницами, клеем. Изготовление новогодних открыток, снежинок, игрушек из бумаги. Изготовление игрушек- сувениров из ткани (снеговик, медвежонок, елочка ); из природного материала.                                                                                                                                                                                        

      6. Работа с бисером              

      История техники бисероплетения. Инструменты, приспособления и материалы, используемые для работы. Правила безопасности труда и личной гигиены. Содержание рабочего места.  Простые цепочки «в одну нить», «цветок, соединение лепестков». Разбор и зарисовка схемы (формулы) плетения. Возможные цветовые сочетания. Плетение на проволоке. Техника параллельного, дугового плетения.  Подготовка основы для плоского панно. Общие сведения о композиции. Соединения отдельных деталей, крепление фигур к основе. Оформление работы в рамках. Изготовление панно по темам: цветы («ветка жасмина», «полевой букет», «одуванчик»,);   ягоды («клубника»), насекомые («бабочка», «стрекоза», «пчела»);  сюжетные картинки, цветочные  композиции  по выбору, коллективная работа (деревья).                                                                                                                                                  

          7. Изготовление оберегов.    Обереги славян. Показ готовых изделий. Символика оберегов. ТБ при работе  с тканью, иглой, ножницами, утюгом, клеем. Использование при изготовлении плодов, семян, сухоцвета, трав. Изготовление оберегов:  обереги на лопаточке, подкове, венике, лапте, «Коса -домовушка»,   «Кукла - травница»,   «Домовёнок», «Мешок счастья». Предлагается придумать и изготовить свой оберег.

8. Вышивка  крестиком. Из истории народной вышивки. Показ готовых изделий. Техника безопасности при работе с иглой. Инструменты, материалы, приспособления. Способы закрепления нитки на ткани. «Гобеленовый шов». Техника выполнения вышивки крестом. Вышивка ряда, диагонали. Схемы для вышивания. Вышивание крестом на канве.

  Одноцветные, многоцветные вышивки (по выбору). Оформление работы (открытка, в рамке).

9. Лепка. Солёное тесто. Беседа о народных промыслах. Показ готовых изделий. Основы материаловедения. Соленое тесто-материал для лепки, изготовления сувениров. Подготовка соленого теста к лепке. Основные свойства (понятие вязкости). Практическая работа: приемы лепки, последовательность операций при выполнении простых изделий. Раскатывание. Работа с шаблонами.  Использование  подручных средств (ножницы, чесночница, расческа, пуговица- штамп, вилка и т.д.).  Склеивание, оправка, сушка, роспись. Плоские, объемные изделия. Зверушки Цветы. Деревья. Овощи. Панно «Чаепитие». Панно «Любимая сказка» (сказка по выбору).

10. Вязание крючком. Из истории вязания крючком. Основные сведения об инструментах и материалах. Требования к оборудованию рабочего места. Правила  безопасности труда и личной гигиены. Правила и приемы вязания крючком.  Вязание цепочки воздушными петлями. Вязание образцов.

Ленточка для волос, закладка, браслет.

 Вязание столбиков без накида и с накидом. Кромка, петли для подъема. Схематическое изображение узора. Вязание образцов.

Правила вязания прямого полотна. Введение в работу нитки другого цвета. Вязание плотного цветного узора по схеме. Обвязывание края. Выполнение уголков. Прихватка.

Свободное творчество Вязание изделий (по выбору): «Коврик», «Цветок», «Прихватка»,  «Футляра для очков, телефона».

План традиционных мероприятий работы кружка

Мероприятие

Сроки проведения

Подготовка и участие в городских  выставках.                                                                                                                                                  

Февраль. март

Подготовка и участие в выставках:  «Я могу», «Пасхальные колокола».                                                                                                                                

Апрель, май

- Участие в благотворительном аукционе.                                                                                

Апрель, май

-Экскурсия - знакомство с памятниками природы, сбор природного материала.                                                                                                                                    

Сентябрь, октябрь, май

-Экскурсии на городские выставки декоративно- прикладного творчества.

По мере проведения выставок

-Изготовление подарков шефам, педагогам ко дню рождения                                                                                              к   праздникам:                                                                                                                - Новый год,                                                                                                            - 23 февраля,                                                                                                      - 8 марта,                                                                                                                  - праздник Пасхи                                                                                                   - 9 Мая,                                                                                                                   - День Учителя                                                                          

                       

                           

Декабрь                          январь, февраль             февраль                                     апрель                                                                  апрель                                сентябрь

– Изготовление поздравительных открыток, сувениров для ребят-школьников, с которыми ведется переписка.  

декабрь, январь

- Изготовление работ для оформления спален, групповых комнат, кабинетов, холла в школе.

сентябрь, октябрь,  ноябрь

        В процессе изготовления художественных вещей большое внимание обращается на подбор изделий, над которыми работают дети. Народное искусство было всегда преимущественно бытовым. Изучая его приемы, традиции, своеобразную художественную структуру, дети создают нужные для всех изделия, которые сразу найдут себе применение. Такое обучение делает занятия серьезными, практическими необходимыми. Успех детей в изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства рождает в них уверенность  в своих силах, воспитывается готовность к проявлению творчества в любом  виде труда, они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новыми видами работы.                                                                      

Желание достичь лучшего результата, превзойти себя, повысить свое мастерство возникает у воспитанников на протяжении всего периода обучения.               Большие изделия выполняются коллективно, что ускоряет процесс творчества и дает навыки совместной работы.                                                                                            

Результат деятельности

В результате  обучения дети

Должны знать:    

 - виды декоративно-прикладного творчества;

 -название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда;  

 -название и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;  

 - правила организации рабочего места;  

 - правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами.

Должны уметь:                                                                      

- правильно организовать свое рабочее место;

-пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;    

- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;  

-выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения и навыки, полученные по предмету специализации;  

- сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность;  

-пользоваться необходимыми инструментами и приспособлениями.

Диагностика

В начале учебного года проводится диагностика воспитанников  в  целях изучения уровня подготовки, объема знаний  и умений, уровня творческого потенциала, для организации  процесса обучения, индивидуальной работы с воспитанниками,  коррекции.  

В конце учебного года проводится диагностика с  целью изучения уровня овладения полученными знаниями, умениями и навыками, уровня развития творческого потенциала воспитанников.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

 Для  диагностики воспитанников педагогом используется:

-анкетирование,

-тест «Определение творческого потенциала учащихся»;

-тест-опросник «Мое мнение» по О.С.Газману (адаптированный к условиям кружковой работы в детском доме).              

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Делаем сами своими руками"

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Просняковой С.Н....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Делаем сами своими руками" 3 класс

Рабочая программа составлена на основе авторской Просняковой...

Программа кружка декоративно-прикладного творчества "Своими руками"

Кружок декоративно-прикладного творчества "Своими руками" работает в МБОУ Морозовская СОШ с 2009года....

Рабочая программа кружка "Мастерим своими руками"

Работа в кружке «Мастерим своими руками» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также развития мышления детей.Цель программы - создание условий...

Рабочая программа кружка по географии «Познаём свой край» 8 класс

Изучение фактов, характеризующих местную природу, население и хозяйство, делает преподавание географии более понятным, переключая его с книжных рельсов на реальную жизнь.Использование краеведческого м...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Подарки своими руками"

Рабочая программа по внеурочной деятельсти "Подарки своими ркуами"...

Рабочая программа кружка детского технического творчества «Умелые руки»

Выпиливание и выжигание – один из самых распространенных видов декоративно-прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, до...