Программа кружка декоративно-прикладного творчества "Своими руками"
календарно-тематическое планирование на тему
Кружок декоративно-прикладного творчества "Своими руками" работает в МБОУ Морозовская СОШ с 2009года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_2012-15g.doc | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ-
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА КАРАСУКСКОГО РАЙОНА
Рассмотрено и одобрено
На педагогическом совете.
Протокол № Утверждаю
Директор МОУ ДОД
ДДТ Карасукского района
_______________________
«____»__________20___г.
Программа кружка
Декоративно-прикладного творчества
«Своими руками»
Рассчитана на детей от 10 до 14 лет.
Реализуется в течение трёх лет.
Педагог дополнительного образования:
Кириченко Андрей
Владимирович.
2012-15г.
Структура рабочей программы
1. Титульный лист.
2. Пояснительная записка.
3. Учебно – тематический план.
4. Содержание изучаемого курса.
5. Методическое обеспечение.
6. Список литературы.
Пояснительная записка
Рабочая программа по изучению декоративно-прикладного искусства создана в соответствии с концепцией модернизации российского образования, в соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании».
История развития прикладного искусства — это история талантливого русского народа и своеобразия окружающей среды. Меняемся мы, меняется природа, но красота, сделанных народными умельцами вещей, остается неизменной. Художественный вкус в сочетании с максимальными удобствами, многофункциональностью вещи — все это характерно для русских мастеров. По своему происхождению декоративно-прикладное искусство - один из самых важных и древнейших видов искусства. Произведения декоративно-прикладного искусства обладают художественно-эстетическими свойствами, имея практическое назначение в быту и труде.
Данная образовательная программа предоставляет детям возможность обучаться по следующим видам декоративно-прикладного творчества:
- Пользоваться ручными инструментами для обработки древесины и металла
- Выпиливание лобзиком
- Выжигание по дереву
- Работой с природными материалами
- Изготовление изделий точением на токарном станке
- Конструкции изделий выполненных различными способами и соединёнными между собой
- работа с различными материалами отходами.
Содержание программы не ново. Такие виды прикладного творчества используются во многих программах (школьного и дополнительного образования). При составлении всех разделов индивидуальной программы по прикладному творчеству использованы некоторые разделы существующих программ и рекомендаций: Образовательная программа «Золотая стружка» автор-составитель: Левченко Игорь Виленович; А.А.Деркачёв «Внеклассная работа по техническому труду.» Минск «Народная асвета»1986; Образовательной программы «Декоративно-прикладного творчества» Буланова Надежда Александровна; Примерной программы
Данная программа адаптирована для учащихся сельского образовательного учреждения.
Но есть и новизна. Она состоит в следующем:
- дает возможность знакомства с различными видами декоративно-прикладного творчества в определенной степени;
- позволяет максимально разнообразить инструменты и материалы;
- помогает ребенку в течение короткого промежутка времени сделать осознанный выбор в пользу того или иного вида декоративно-прикладного творчества, т. е. самореализоваться и самоопределиться;
- обеспечивает у младших школьников подготовку к трудовой деятельности, т. к. ребенок учится работать в коллективе, адаптируется в системе учебных занятий, а также развивается мелкая моторика рук, внимание, усидчивость и терпение;
- популяризует знания по этнокультуре (дети получают информацию о ремеслах и художественных промыслах России и родного края, подкрепленную практическими навыками).
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники обработки дерева, как один из способов декоративно-прикладного творчества.
Задачи программы:
Обучающие
- Знакомить детей с основными понятиями обработки древесин.
- Обучать различным приемам работы с деревом.
- Формировать умения следовать устным инструкциям.
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
- Создавать композиции с изделиями, выполненными в различной технике: выпиливание, токарной обработке древесины, выжигание, резьбой по дереву.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
- Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к творческой деятельности, самоорганизацию, самостоятельность и самооценку.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 10-14 лет и рассчитана на три года обучения. Основываясь на действующее положение программы первый год 36 недель по 4 часа в неделю -144часа в год (при занятиях два раза в неделю по 2 часа), второй год 36 недель по 4 часа в неделю -144часа в год (при занятиях два раза в неделю по 2 часа),
Третий год 36 недель по 4 часа в неделю -144часа в год (при занятиях два раза в неделю по 2 часа), для школьников 5-8 классов в возрасте 10-14лет.
Форма занятий: индивидуальная, групповая, выставка, экскурсия, творческий конкурс.
Основной вид занятий – практический, теоретический материал излагается по мере необходимости и составляет 10-15 минут включая в себя – краткое пояснение по темам занятий с показом дидактического материала и приёмов работы, а также теоретическая и практическая помощь во время занятия.
Используются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично поисковый или эвристический, исследовательский.
В результате обучения школьники должны знать:
- виды декоративно – прикладного творчества;
- народные художественные промыслы России и их историю;
- названия и назначение инструментов;
- названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
- правила организации рабочего места;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами.
Должны уметь:
- правильно организовать рабочее место;
- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на практике;
- выполнять работы самостоятельно согласно технологии;
- сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность.
- доводить начатое дело до конца.
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
Формы подведения итогов реализации программы.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
- Вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
- Текущий, проводится в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме. Он позволяет обучающимся усвоить последовательность технологических операций;
- Рубежный, который проводится после завершения изучения каждого блока, он закрепляет знания и умения, связанные с технологической характеристикой изделия;
- Итоговый – проводимый после завершения всей учебной программы.
Уровень усвоения материала выявляется в беседах, выполнении творческих индивидуальных заданий, применении полученных на занятиях знаний. В течении всего периода обучения педагог ведет индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого обучаемого, результатом которого может стать авторская разработка или выполнение творческой работы по самостоятельно выполненному эскизу.
Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому целесообразнее применять различные критерии, такие как
- текущая оценка достигнутого самим ребенком;
- оценка законченной работы;
- участие в выставках, играх и т.д.
- реализация творческих идей.
УЧЕБНО-ТЕМЕТИЧЕСКИЙ ПЛАН
КРУЖКА ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА
Тема | Количество часов. | |||
Всего | На теоретические занятия. | На практические занятия | ||
Первый год обучения | ||||
1. Вводное занятие | 2 | 2 | - | |
2.Древесные материалы | 8 | 2 | 6 | |
3.Инструменты, приспособления и станки для работы с древесиной. | 14 | 4 | 10 | |
4.Изготовление деталей из древесины | 36 | 4 | 32 | |
5.Сборка изделий из древесины. | 26 | 4 | 22 | |
6.Отделка изделий из древесины и фанеры | 24 | 2 | 22 | |
7.Художественная обработка древесины | 20 | 2 | 18 | |
8.Клеи | 4 | 2 | 2 | |
9.Экскурсии | 8 | 8 | - | |
10заключительное занятие | 2 | 2 | - | |
Итого: | 144 | 32 | 112 | |
Второй год обучения | ||||
1.Вводное занятие | 2 | 2 | - | |
2.Используемые материалы | 10 | 2 | 8 | |
3.Инструменты и их подготовка К работе, заточка инструмента. | 12 | 3 | 9 | |
4.Создание декоративных Изделий из древесины. | 104 | 10 | 94 | |
5.Отделка деревянных изделий | 6 | 2 | 4 | |
6.Реставрвция деревянных изделий. | 8 | 2 | 6 | |
7.Заключительное занятие. | 2 | 2 | - | |
Итого: | 144 | 23 | 121 | |
Третий год обучения | ||||
1.Вводное занятие | 2 | 2 | ||
2.Проектирование сборных конструкций | 16 | 4 | 12 | |
3.Изготовление отдельных частей конструкции. | 78 | 10 | 68 | |
4.Соединение деталей конструкции. | 32 | 6 | 26 | |
5.Выбор наилучшего способа отделки изделия. | 8 | 2 | 6 | |
6.Демонстрация и защита проекта. | 4 | 4 | - | |
7. Заключительное занятие. | 2 | 2 | - |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕРВЫЙ ГОД
1.Вводное занятие.
Знакомство с кружком. Цели и задачи кружка. Обсуждение плана работ. Деревообработка – одна из древнейших профессий. Дерево в истории отечественной архитектуры. Деревянные конструкции в современном мире. Охрана лесных богатств. Безопасность труда при деревообработке. Технология безотходного производства.
2.Древесные материалы.
Основные породы деревьев, применяемые в деревянных конструкциях: Мебели, архитектуре, народных промыслах, яхто и планеростроении. Практическая работа. Изготовление стенда «Древесные породы» (радиальный и тангенциальный срезы, семя, лист, внешний вид и пороки древесины). Заготовка материалов для выполнения плана работы кружка.
3.Инструменты, приспособления и станки для работы с древесиной. Классификация инструмента, ознакомление с ним.
Практическая работа. Отработка приёмов работы с деревообрабатывающим инструментом, его ремонт и изготовление оснастки и приспособлений.
4.Изготовление деталей из древесины.
Черновая обработка поверхности материалов перед их разметкой. Разметка. Припуск на торцевание и усушку. Распиливание вдоль и поперёк волокон. Распиливание по лекальным линиям.
Практическая работа. Чтение чертежа и изготовление по нему детали. Технология изготовления детали. Ремонт деревянных конструкций.
5.Сборка изделий из древесины.
Соединение деревянных деталей шурупами, винтами, нагелями (деревянными стержнями). Усиление деревянных конструкций металлическими накладками. Соединение на шкантах.
Практическая работа. Сборка изделий из заготовленных деталей. Участие в ремонте школьного оборудования.
6.Отделка изделий из древесины и фанеры.
Чистовая обработка поверхности материалов. Приёмы, инструмент. Пропитка олифой и нанесение лакокрасочного покрытия. Травление древесины, лакировка, шлифовка. Отделка в зависимости от условий эксплуатации. Безопасность труда при отделочных работах.
Практическая работа. Отделка изделий из древесины.
7.Художественная обработка древесины.
Сквозная (пропильная) резьба или выпиливание. Резьба поддереву, подбор материала. Обжиг и гравировка. Роспись деревянных изделий.
Практическая работа. Выполнение различных видов художественной обработки древесины.
8.Клеи
Виды клеев для древесины. Связывающие способности клея. Прочность клеевого соединения. Подготовка поверхности древесины и фанеры к нанесению клея. Технология склеивания. Точность сопряжения деталей.
9.Экскурсия.
Организуется в краеведческий музей.
10.Заключительное занятие.
Подведение итогов работы кружка за год. Составление плана работы на следующий год.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
1.Вводное занятие.
Знакомство с целями и задачами на новый учебный год. Обсуждение плана работ. Применение декоративной обработки в современном производстве и по современной технологии. . Безопасность труда при деревообработке.
2.Используемые материалы. Древесина и её строение, физико-механические свойства древесины, пороки древесины и их устранение, используемые части древесины. Классификация пиломатериалов. Материалы на основе древесины.
Породы древесины, клеи животного происхождения и синтетические применяемые для склеивания. Подготовка материала, сушка дерева и его склеивание. Техника безопасности при работе с материалом.
3.Инструменты и их подготовка к работе. Необходимые инструменты: ножи-резаки, ножи-косяки, стамески, долота, молотки, киянки, пилы, лобзики, топоры, дрели и коловороты, свёрла, рубанки, шерхебели, фуганки, рашпили и напильники, клещи, зажимы, электроинструменты, измерительные приборы и инструменты.
Техника безопасности при работе с инструментами.
Чертежи деталей и сборочные чертежи.
Практическая работа. Ознакомление с инструментами, освоение приёмов работы с ними. Устройство токарного станка по дереву, технология точения древесины. Заточка дереворежущего инструмента, настройка рубанков, фуганков и шерхебелей. Точение декоративных изделий из дерева.
4.Создание декоративных изделий из древесины. Резьба по дереву. Виды резьбы и их характеристика. Домовая резьба, плоскорельефная, ажурная, геометрическая, скульптурная, контурная резьбы, орнамент. Техника безопасности при работе.
Практическая работа. Перевод рисунка на заготовку , разметка заготовки при помощи линейки и чертёжных инструментов. Работа с материалом.
5.Отделка деревянных изделий. Подготовка к отделке: шлифование, полирование, вощение, окраска, морение, травление, лакирование, грунтовка, шпаклёвка и масляно-эмалевое покрытие, защитное покрытие.
Техника безопасности при работе с лакокрасочными материалами.
6.Реставрация деревянных изделий. Облицовка изделий, морение. Покрытие лаком.
7. Заключительное занятие. Подведение итогов за год.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
1.Вводное занятие.
Знакомство с целями и задачами на новый учебный год. Обсуждение плана работ. Применение декоративной обработки в современном производстве и по современной технологии. . Безопасность труда при деревообработке.
2.Проектирование сборных конструкций.
Разработка конструкторской и технологической документации
Выполнение чертежей конструкции и отдельных деталей.
3.Изготовление отдельных частей конструкции.
Разметка заготовок и изготовление деталей согласно чертежей и технологических карт.
4.Соединение деталей конструкции.
Выполнение соединения деталей в зависимости от выбранного способа:
Шиповое, шкантами и шурупами.
5.Выбор способов отделки изделий.
Применение различных способов отделки: шлифовка ,восщение, лакирование, окраска изделий.
6.Демонстрация и защита проекта.
Подготовка к выставке составление плана и конспекта выступления.
7.Заключительное занятие.
Подведение итогов обучения в кружке с вручением дипломов об окончании курса с присвоением квалификации.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Формы и методы проведения занятий
Образовательная программа предусматривает проведение занятий в групповой, парной и индивидуальной формах. Применение нетрадиционных форм проведения занятий (экскурсии, викторины, конкурсы, диспуты, и т.д.) позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать смекалку, воображение, фантазию.
При организации учебно-воспитательного процесса используются следующие методы:
Объяснительно-иллюстративный метод обучения.
(знакомство с готовыми изделиями и образцами)
Приёмы: беседа, объяснение, сообщение, показ действий, экскурсия, работа с литературой.
Репродуктивный метод обучения.
(для формирования знаний, умений, навыков)
Приёмы: опрос, игра, задания по образцу, изготовление по чертежу.
Проблемно-поисковые (проблемное изложение, частично-поисковые, исследовательские) методы:
(для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к делу)
Приёмы: поиск, анализ, исследование, эксперимент, сравнение, обобщение, рассказ, составление плана работы, эвристическая беседа.
На занятиях широко применяются наглядные пособия, дидактические материалы, образцы выставочных работ детей и педагога. Отслеживать усвоение учащимися образовательной программы помогает диагностическая карта, по результатам которой разрабатываются и подбираются дидактические материалы различной сложности для каждого ученика, что позволяет широко внедрить дифференцированный подход и создать условия для творческой самореализации личности ребенка.
Условия реализации программы
Занятия проходят в мастерской оборудованной в соответствии с техникой безопасности и санитарно-гигиеническими норами. В качестве рабочего места для детей используется столярные верстаки, ученические столы и токарные станки дляобработки древесины. Материалы и инструменты, используемые педагогом и воспитанниками подбираются из материально-технической базы школьной мастерской к каждому занятию.
Оборудование и инструменты: линейки разной длинны, треугольники, карандаши, циркуль, шило, стамески штангенциркули, угольники, токарные станки, сверлильный станок, столярные верстаки.
Материалы: береза и другие породы древесины, клей ПВА, клей «Мастер».
Иллюстративный материал, наглядные пособия:
• Техника безопасности.
• Основные линии чертежа.
• Чертежи токарных изделий.
• Технологические карты сборки токарных изделий.
• Инструкционные карты токарных изделий
• Словарные слова.
• Коллекция образцов пород древесины.
• Таблицы по токарной обработке древесины.
• Таблицы по безопасности труда при деревообработке.
• Образцы изделий изготовленных на токарных станках.
• Чертежи изделий.
• Рисунки и фотографии изделий.
• Технологические карты изготовления изделий на токарных станках.
Учебно-методический комплекс
Учебные и методические пособия
Научная , специальная, методическая литература
(см. список литературы)
Материалы из опыта работы педагога.
Инструкционные карты приёмам работы ножовкой по дереву.
Инструкционные карты приёмам работы на древообрабатывающем станке
Технологические карты изготовления стула.
Образцы изделий из древесины.
Методические разработки:
Компьютерные презентации
- Районная выставка 2010, 2012г.
- Синие цветы гжели.
- Жостовская роспись.
- Хохлома.
Интернет сайты
- http://sdelay-sam.su/rabota-po-derevu
- http://www.helpmaste.ru/catalog-1.html
Список оборудования и материалов не обходимых для работы.
- Учебные столы и стулья.
- Верстаки.
- Токарный станок по дереву СТД-120М.
- Токарный станок ТВ-4
- Сверлильный станок.
- Рубанки.
- Набор стамесок.
- Ножовки по дереву.
- Лобзики.
- Линейки.
- Карандаши.
- Клей.
- Лак.
- Кисточки.
Форма подведения итогов
Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому целесообразнее применять различные критерии, такие как
- текущая оценка достигнутого самим ребенком;
- оценка законченной работы;
- участие в выставках, играх и т.д.
- реализация творческих идей.
Ожидаемые результаты обучения.
По итогам первого года обучения ребёнок должен:
- знать основные породы дерева применяемые при изготовлении изделий,
- знать технологию безотходного производства,
- знать инструменты , станки и приспособления для работы с древесиной,
- иметь представление о резьбе по дереву,
- уметь распиливать дерево столярной ножовкой вдоль и поперёк волокон,
- уметь соединять изделия гвоздями,
- уметь выпиливать лобзиком по лекальным линиям,
- уметь выполнять отделку изделия шлифованием.
По итогам второго года обучения ребёнок должен:
- знать строение древесины, её физико-механические свойства, пороки древесины и их способы устранения,
- знать устройство токарного станка по дереву,
- знать виды резьбы по дереву,
- уметь изготавливать простые изделия на токарном станке,
- уметь резать по дереву геометрической резьбой,
- уметь выполнять прорезную резьбу,
- уметь выполнять отделку изделия морением и лакированием.
По итогам третьего года обучения ребёнок должен:
- знать способы декоративной обработки на производстве ,
- знать порядок проектирования сборных конструкций,
- уметь изготовлять сборные изделия по чертежам ,
- уметь соединять в шип, шкантами и шурупами,
- уметь украшать поделки в зависимости от конструкции йзделия.
Литература:
А.А.Деркачёв Внеклассная работа по техническому труду. Минск «Народная асвета»1986
А.И. Емельянов Резьба по дереву для начинающих. Владис: М,: РИПОЛ классик 2009.
В.И. Рыженко Декоративная резьба. Материалы. Инструменты. Технология изделий.
- М.: Издательство Оникс, 2005.
В.Д.Буланин Мозаичная работа по дереву. - М.: Лесная промышленность 1981.
Д.С.Золотухин Трудовое воспитание сельских школьников. М.Просвещение 1990.
Д.М. Комского Техническое творчество и сельскозозяйственное опытнечество во внеклассной работе с учащимися. М.Просвещение 1989.
Л.Н.Крейдлин Столярные работы. Профессионально-техническое образование.
Москва «Высшая школа» 1986.
Э.В.Рихвк Мастерим из древесины. М.: Просвещение, 1988.
Н. Гиббс столярные работы по дереву практический курс. Издательство Москва.
В.М. Якобсон Русский сувенир. Издательство «МАЛЫШ» МОСКВА 1982г.
Деннис Мур Резьба по дереву. Москва «АСТ-ПРЕСС»
Ник Гибсс Столярные работы по дереву. Издательство Москва.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Декоративно-прикладное творчество.Дизайн"
Рабочая программа кружка «Декоративно-прикладное творчество. Дизайн»...
Программа кружка декоративно-прикладного творчества"Казачий сувенир"
Программа дополнительного образования для классов казачьей направленности....
Программа кружка декоративно-прикладного творчества"Казачий сувенир"
Программа дополнительного образования для классов казачьей направленности....
Программа кружка декоративно-прикладного творчества
Кружковая работа необходима каждому ребенку для того, чтобы он имел возможность удовлетворить свою склонность к излюбленному виду деятельности - вышивке, художественному конструированию,...
Программа кружка декоративно – прикладного творчества «Мастерица» Возраст детей 2-5 классы Срок реализации 1 год
Декоративно-прикладное творчество составляет значительную часть духовного богатства народа. Оно охватывает широкий спектр художественных ремесел, связан...
Программа кружка декоративно-прикладного творчества «Умелые руки» (вышивка, вязание, бисеронизание)
Программа рассчитана на детей в возрасте от 12 до 14 лет. Курс обучения планируется на два учебных года и включает в себя теоретическую и практическую части, а также творческую работу....
Образовательная программа Кружка декоративно-прикладного творчества «Прекрасное своими руками »
В процессе реализации образовательной программы осуществляется учебно-воспитательный процесс через различные направления работы: накопление знаний о декоративно – прикладном творчестве, воспитани...