Рабочая программа кружка по географии «Познаём свой край» 8 класс
календарно-тематическое планирование по географии (8 класс) на тему
Изучение фактов, характеризующих местную природу, население и хозяйство, делает преподавание географии более понятным, переключая его с книжных рельсов на реальную жизнь.
Использование краеведческого материала, знаний по географии своей местности для формирования у учащихся географических понятий, умений устанавливать важнейшие взаимосвязи между явлениями природы. Задача заключается в том, чтобы найти, какими конкретными путями должно осуществляться преподавание географии на краеведческой основе, какие конкретные связи между местными явлениями природы можно использовать для выработки у учащихся общегеографических понятий и представлений. Проведение занятий открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации, а коллективная работа над творческими проектами и исследованиями является важным моментом этой деятельности, помогает легче освоить и хорошо запомнить научную информацию, формирует коллектив единомышленников, учит детей общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Приложение к программе | 74.76 КБ |
Программа кружка Познаём свой край | 135 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие № 12 «Чем супесь отличается от суглинка?»
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Цель работы: закрепить знания о типах почв, факторах их формирования и закономерностях распространения на территории Удмуртской Республики; совершенствовать умения и навыки работы с тематическими картами атласа и контурными картами.
Источники знаний: атлас, контурная карта, опорная и дополнительная информация.
ОПОРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Почва – это рыхлый верхний плодородный слой земли, образование которого происходит в течение длительного времени в процессе взаимодействия материнской горной породы, растений, животных, микроорганизмов, климата и рельефа.
Материнская порода – верхний слой горной породы, на котором могут происходить почвообразовательные процессы.
Гу́мус (лат. humus «земля, почва») – основное органическое вещество почвы, содержащее питательные вещества, необходимые высшим растениям. Гумус составляет 85-90% органического вещества почвы и является важным критерием при оценке её плодородности.
Почвенный профиль – вертикальный разрез почвы от поверхности до материнской породы, состоящий из почвенных горизонтов и подгоризонтов. Мощность почвенного профиля от нескольких десятков сантиметров до нескольких метров.
ХОД РАБОТЫ
- Дополните схему:
- По предложенному описанию определите тип почвы:
Описание | Тип почвы |
Почвы занимают почти две трети территории республики. Плодородие почв зависит так же от степени их оподзоленности, а она, в свою очередь, - от состава растительности, под которой происходило формирование данных почв. 75 % площади УР | |
Основными признаками, по которым почвы отличаются от дерново - подзолистых, является хорошо развитый гумусовый горизонт мощностью до 40 см. Они обладают хорошим плодородием, и большая часть их используется под пашню. Они занимают около 8% территории Удмуртии. | |
Почвы отличаются от всех остальных темно - коричневым цветом, наибольшее распространение имеют в восточных и южных районах, занимая 2,7% территории Удмуртии. | |
Почвы формируются под лугово - травянистой растительностью пойм и речных долин. При распашке на них можно выращивать любые культуры, однако чаще всего небольшие их участки используют под овощи, а основные площади оставляют под сенокосы и пастбища. 6 % площади УР | |
Почвы занимают 4 % площади республики. В условиях Удмуртии плоскостному смыву подвержены 73 % площади пашни. Потери гумуса и элементов минерального питания достигают при этом огромных величин. |
3. Начертите диаграмму, которая отображает структуру типов почв Удмуртской Республики.
4. Рассчитайте, площадь сельскохозяйственных угодий республики, если они занимают 47 % территории. ___________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
5. Решите задачу. Дождевые черви играют большую роль в создании гумуса. За год они переворачивают более 30 тонн почвы. Найдите примерную массу червей на 1 га чернозема, если средняя масса червя составляет 5 гр, а общее количество червей 140 тыс. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
6. Используя информацию по определению механического механического состава почв Удмуртии (песок, супесь, суглинок, глина), определите тип почвы, взятый с пришкольного участка. Смочите почву и скатайте шнур, сравните с показаниями таблицы, сделайте вывод.
Вид образца почвы после раскатывания | Разновидность почвы. |
Шнур не образуется | песчаная |
Шнур формируется плохо, появляются лишь зачатки шнура. | супесчаная |
Шнур сплошной, в кольцо свертывается без трещин. | глинистая |
Шнур сплошной, в кольцо свертывается с трещинами | таежный суглинок |
Шнур дробится на дольки | легкий суглинок |
Шнур сплошной, при свертывание его кольцом диаметром около 3 см. рас подается на трещины | средний суглинок |
Вывод: _____________________________________________________________________-
7. На контурной карте обозначьте основные типы почв Удмуртской Республики.
Вывод. Укажите основные закономерности распространения почв на территории Удмуртской Республики. ______________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
МКОУ «Якшур-Бодьинская школа-интернат»
Рассмотрена на заседании
методического объединения
Протокол № ____
«____»________________
Принята на заседании
педагогического совета
Протокол № ____
«____»__________________
Утверждена приказом № _____ от _____
Директор школы-интернат ____________Блинов И.В.
Рабочая программа
кружка по географии
«Познаём свой край»
8 класс
Составитель: Алексеева Ю.А.
учитель географии I квалификационной категории
Рецензент: Минеева Е.В.
руководитель ШМО учителей
естественно-математического цикла, учитель математики I квалификационной категории
2017-2018 учебный год
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу кружка по географии «Познаём свой край»
для обучающихся 8 класса МКОУ «Якшур-Бодьинская школа-интернат».
№ | Направление экспертизы | Вывод эксперта |
1 | Титульный лист | Оформлен в соответствии с требованиями |
2 | Пояснительная записка к программе | Определены цели, коррекционные задачи |
3 | Учебно-тематическое планирование материала | Составлено верно. В структуре разделы: нумерация занятий, раздел и тема занятий, количество часов, вид и содержание занятий, ожидаемые результаты, формы контроля |
4 | Содержание курса | Соответствует названиям, целям и задачам |
5 | Требования к уровню подготовки обучающихся | В пояснительной записке программы формируется минимум требований к обучающимся |
6 | Список литературы | Имеется |
7 | Контрольно-измерительные материалы | Имеется |
8 | Сведения о составителе | Алексеева Юлия Александровна, учитель географии I квалификационной категории |
9 | Заключение: структура рабочей программы | Может быть использована в работе |
Август 2017
Рецензент: Минеева Е.В., руководитель ШМО учителей естественно-математического цикла, учитель математики МКОУ
«Якшур-Бодьинская школа-интернат» I квалификационной категории.
Подпись ____________________
Пояснительная записка.
Изучение фактов, характеризующих местную природу, население и хозяйство, делает преподавание географии более понятным, переключая его с книжных рельсов на реальную жизнь.
Использование краеведческого материала, знаний по географии своей местности для формирования у учащихся географических понятий, умений устанавливать важнейшие взаимосвязи между явлениями природы. Задача заключается в том, чтобы найти, какими конкретными путями должно осуществляться преподавание географии на краеведческой основе, какие конкретные связи между местными явлениями природы можно использовать для выработки у учащихся общегеографических понятий и представлений.
Проведение занятий открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации, а коллективная работа над творческими проектами и исследованиями является важным моментом этой деятельности, помогает легче освоить и хорошо запомнить научную информацию, формирует коллектив единомышленников, учит детей общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения.
Деятельность учащихся может быть:
- индивидуальной;
- парной;
- групповой.
Программа предназначена для детей 8 кл. Объём программы составляет 34часов, 1 час в неделю и рассчитана на 1 год.
Цели и задачи программы:
1. Расширение и углубление знаний учащихся по географии на краеведческом материале.
2. Развитие у учащихся интереса к предмету, любознательности, творческих способностей.
3. Выработка практических навыков по работе с различными географическими картами.
4. Формирование умений самостоятельно добывать знания, используя различные географические источники
5. Закрепление и применение ранее полученных знаний по окружающему миру и природоведению, математике.
6. Формирование навыков использования интернет ресурсов по географии.
7. Выработка навыков работы в группе, в коллективе, умение высказывать свое мнение и логически обосновывать;
8. Развитие наблюдательности, исследовательских навыков, любви к природе и гуманного отношения к окружающему миру.
Коррекционно-развивающие задачи курса:
- Развитие памяти, внимания, воображения;
- Развитие логического мышления, умения находить связи между событиями и фактами;
- Развитие умения разными способами получать необходимые знания;
- Развитие творческих способностей; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, Эссе, презентации, реферат);
- Развитие речи: образное, яркое выражение мыслей, чувств путем использования
Различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов;
- Умение работать самостоятельно, готовность к сотрудничеству, коллективной работе;
- Научить учащихся активности, действию в различных учебных ситуациях, использовать практический опыт;
- Развитие и поддержание интереса к предмету, мотивации учебной деятельности, интереса к занятиям;
- Приобщение учащихся к культуре народов мира развитие общекультурных знаний и навыков, толерантность;
- Осмысление социально- нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружение.
Требования к уровню подготовки учащихся
Организуя учебный процесс, необходимо обратить особое внимание на то, что коррекционные занятия формируют не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Современные реалии выдвигают особые требования к подготовке школьников к жизни - вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими, научить учащихся учиться, формировать универсальные общеучебные умения и навыки, развитие познавательных и творческих способностей и интересов.
Результаты обучения
УМЕНИЯ И НАВЫКИ | РЕЗУЛЬТАТ |
Учебно-организационные умения и навыки | Работать в соответствии с поставленной учебной задачей. Работать в соответствии с предложенным планом. Сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. |
Учебно-логические умения и навыки | Выделять главное, существенные признаки понятий. Сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Классифицировать информацию по заданным признакам. Устанавливать причинно-следственные связи |
Учебно-информационные умения и навыки | Поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях. Работа с текстом и вне текстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений, понятий, составление простого плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам. Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; качественно и количественно описывать объект. |
Учебно-коммуникативные умения и навыки | Кратко формулировать свои мысли в письменной и устной форме: пересказ близко к тексту, краткий пересказ, составление аннотации. Участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге. |
Специальные предметные умения | Знать основные географические понятия и термины; Определять различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; Знать результаты выдающихся географических открытий и путешествий; Понимать географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных. |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема раздела | Количество часов в теме | Теория | Практика |
Введение | 1 | 1 | - | |
1 | Удмуртская Республика в составе Российской Федерации | 3 | 1 | 2 |
2 | Общая характеристика природы Удмуртии | 15 | 12 | 3 |
3 | Население Удмуртии | 8 | 8 | - |
4 | Города Удмуртии | 7 | 7 | - |
Итого | 34 | 29 | 5 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Раздел программы, тема занятия | Количество часов | Содержание занятия | Умения и навыки |
1. | Введение. Диагностика | 1 | Обсуждение, планирование, инструктаж по ТБ | Решение познавательных задач |
Тема 1. Удмуртская Республика в составе Российской Федерации (3 ч.) | ||||
2 | Символика Удмуртской Республики | 1 | Обсуждение полученной информации | Уметь работать с источниками информации |
3 | Мой край родной на карте мира. | 1 | Практическая работа по определению ГП Удмуртии, её столицы, ГП своего административного района | Умение определять географическое положение Удмуртской Республики |
4 | Районы Удмуртии. Достопримечательности районов. | 1 | Практическая работа на определение по карте административных районов, их центров. | Умение определять по картам атласа Удмуртской республики административные районы, их центры. |
Тема 2. Общая характеристика природы Удмуртии (15 ч.) | ||||
5 | Есть ли горы в Удмуртии? | 1 | Практическая работа по определению по картам атласа Удмуртской Республики форм рельефа. | Умение определять по картам атласа Удмуртской Республики основные формы рельефа, выявлять причины – следственные связи (геология – рельеф). |
6 | «Чёрное золото» Удмуртии. | 1 | Обсуждение полученной информации | Определение по карте основных видов полезных ископаемых Удмуртии (нефть, азотный газ, бурый и каменный уголь, торф, минеральные воды), своей местности. |
7 | Возможно ли в Удмуртии образование тропической пустыни? | 1 | Сбор информации через географические источники и ресурсы интернета о климатообразующих факторах, оказывающих влияние на формирование климата Удмуртии. Обсуждение. | Определение по карте климатического пояса, в котором находится Удмуртия. |
8 | Охрана атмосферного воздуха. | 1 | Обсуждение полученной информации. | Решение познавательных задач. |
9 | Родниковый край. | 1 | Практическая работа по определению водных ресурсов Удмуртии по атласу (реки: Кама, Вятка, Чепца, Кильмезь, Иж, Сива, Вала, Лоза; пруды – Ижевский, Воткинский, Камбарский, Пудемский) | Умение определять географическое положение водных объектов Удмуртии, своей местности. Прокладка водных транспортных маршрутов из Удмуртии в Центральные районы России. |
10 | Охрана водных ресурсов. | 1 | Обсуждение полученной информации. | Составление предложений по решению возникших проблем по экологическому состоянию водных ресурсов. |
11 | Почему у нас почва цвета золы? | 1 | Обсуждение полученной информации о составе и состоянии почв Удмуртии | Умение определять по карте типы почв, Чтение почвенной карты |
12 | Чем супесь отличается от суглинка? | 1 | Практическая работа по определению механического состава почв Удмуртии (песок, супесь, суглинок, глина) | Умение определять разновидность почвы по виду почвы после раскатывания. |
13 | Каков растительный мир Удмуртии? | 1 | Обсуждение полученной информации | Определение по карте характерных представителей растительного мира. |
14 | Обитатели леса. | 1 | Сбор информации через географические источники и ресурсы интернета. Обсуждение. | Определение по карте распространенных животных Удмуртии |
15 | Сохраним природу Удмуртии | 1 | Обсуждение полученной информации об экологических проблемах Удмуртии. Работа с картами, атласами, использование интернет ресурсов | Решение задач на логическое мышление. |
16 | Знакомство с природным комплексом своей местности | 1 | Экскурсия | Знать правила поведения во время групповых экскурсий. |
17 | Природные лаборатории – заповедники. | 1 | Сбор информации через географические источники и ресурсы интернета о заповедниках Удмуртии. Работа с картами, атласами, использование интернет ресурсов | Определение по карте особо охраняемых природных территорий Удмуртии. |
18 | Человек и природа. Экстремальные условия жизни. | 1 | Сбор информации о возможных природных стихийных бедствиях на территории Удмуртии. Работа с источниками информации, атласами, интернет ресурсами. | Применять полученные знания, сопоставлять, исследовать, предполагать. |
19 | Природа Удмуртии. | 1 | Игра по пройденным темам занятий. | Применять полученные знания. |
Тема 3. Население Удмуртии (8 ч.) | ||||
20 | Удмурты – коренной народ республики. | 1 | Экскурсия в краеведческий музей | Применять полученные знания, сопоставлять, исследовать, предполагать |
21 | Уральские народы нашего края | 1 | Обсуждение полученной информации об уральских народах, проживающих на территории республики (коми, марийцы) | Приводить примеры культурных особенностей основных народов, населяющих территорию Удмуртии |
22 | Тюркские народы, проживающие на территории Удмуртии. | 1 | Обсуждение полученной информации об тюркских народах, проживающих на территории республики (татары, башкиры, чуваши, азербайджанцы) | Приводить примеры культурных особенностей основных народов, населяющих территорию Удмуртии |
23 | Народы индоевропейской языковой семьи, проживающие в Удмуртии: русские, белорусы, украинцы, армяне, цыгане. | 1 | Обсуждение полученной информации о народах индоевропейской языковой семьи, проживающих на территории республики (русские, белорусы, украинцы, армяне, цыгане) | Приводить примеры культурных особенностей основных народов, населяющих территорию Удмуртии |
24 | Религиозные верования. | 1 | Сбор информации о религиозном составе населения Удмуртии. Работа с источниками информации, атласами, интернет ресурсами. | Умение работать с разными источниками информации. |
25 | Удмуртия – многонациональная республика. | 1 | Игра по пройденным темам занятий. | Применять полученные знания. |
26 | Люди, прославившие Удмуртию | 1 | Обсуждение полученной информации. | Уметь делать выводы по данной теме. |
27 | Они сражались за Родину. | 1 | ||
Тема 4. Города Удмуртии (7 ч.) | ||||
28 | В каком населенном пункте ты живешь? | 1 | Обсуждение полученной информации о типах населенных пунктов республики. Определение географических координат своего населенного пункта. | Умение определять тип своего населенного пункта, его географические координаты. |
29 | Ижевск – столица Удмуртской Республики | 1 | Сбор информации о столице Удмуртии. Работа с источниками информации, атласами, интернет ресурсами. | Находить нужную информацию и применять ее в учебной деятельности |
30 | Глазов - город ссылки В.Г. Короленко. | 1 | Сбор информации подготовка к созданию презентации о городе. Обсуждение темы, работа с интернет ресурсами. | Уметь работать в группе, распределять обязанности, ставить цели и выполнять их |
31 | Воткинск – родина П.И.Чайковского. | 1 | Выступление с сообщениями. Обсуждение, примеры из жизни. | Уметь применять полученные знания в жизни. |
32 | Сарапул – купеческий город. | 1 | Сбор информации о истории и достопримечательностях города. Обсуждение темы, работа с интернет ресурсами. | Находить нужную информацию и применять ее в учебной деятельности |
33 | Камбарка – город районного подчинения. | 1 | Обсуждение полученной информации. | Уметь высказывать своё мнение, делать выводы. |
34 | Диагностика | 1 | Обобщающий, игра «Удмуртия – край родниковый» | Применять полученные знания. |
ДИАГНОСТИИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ И КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
- Козлова Н.Т., Успенская В.М. География Удмуртии. 8-9 класс: Учебно-методическое пособие. 2-е изд., испр. Ижевск: Издательство ИУУ, 2000. -98 с.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Список рекомендуемой литературы для учащихся
- Петров А.Н. «Удмуртский этнос: проблемы ментальности». Изд. «Удмуртия», 2002
- Козлова Н.Т., Украинцева А.Ю. «Наш край. Удмуртская республика». Изд «Удмуртия», 2006
Список рекомендуемой литературы для учителя
- Петров А.Н. «Удмуртский этнос: проблемы ментальности». Изд. «Удмуртия», 2002
- Козлова Н.Т., Украинцева А.Ю. «Наш край. Удмуртская республика». Изд «Удмуртия», 2006
- Борлукова Н.В., Волкова Г.С. «История наших народов». Изд. ИПК и ПРО УР. 2006
- Владимирова Р.Н., Никулина Т.Е. «К 450-летию присоединения Удмуртии к России». Изд. ИПК и ПРО УР. 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по экологии "Изучаем родной край" 1 класс
В программе “Изучаем родной край” прослеживается ряд условий, способствующих развитию нравственной позиции по отношению к родному краю: поскольку процесс обучения построен на взаимодействии учителя и ...
Рабочая программа кружка "Занимательная география" для учащихся 8-9 классов
Рабочая программа кружка "Занимательная география" для учащихся 8-9 классов....
Рабочая программа кружка "Юный географ"для учащихся 7 класса
Кружок рассчитан на 1 час в неделю. В год 35 занятий....
Рабочая программа элективного курса "Я познаю свой край" 5 класс
Программа элективного курса "Я познаю свой край" разработана для учащихся 5 класса. Курс построен в форме интересных и познавательных экскурсий, практических и творческих работ....
Рабочая программа кружка по географии: "За страницами учебника географии"
Данная программа предназначена для организации повышения географических знаний учащихся. Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Этот вопрос в...
Программа внеурочной деятельности по географии "Познаю свой край". Классы: 6,7
Программа внеурочной деятельности по географии "Познаю свой край" Классы: 6,7...