Авторская программа дополнительного образования "Творческая мастерская"
рабочая программа по технологии на тему
Образовательная дополнительная программа «Мастер» - художественно - эстетического направления рассчитана на 1 год, которая носит индивидуальный и групповой характер обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma.docx | 38.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная дополнительная программа «Мастер» - художественно - эстетического направления рассчитана на 1 год, которая носит индивидуальный и групповой характер обучения.
По виду – прикладная;
По типу – модифицированная;
По уровню освоения – углубленный уровень.
В программе отражается специфика стороны, которая присуща предметам практической деятельности, как мощному средству назначения и развития, учитывающая все требования к декоративно – прикладному образованию, которые до сих пор не используются в системе школьного и дополнительного образования.
Актуальность- данной программы заключается в соединении умственного и физического творческого труда, которое является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека. Программа содержит установку на познание многообразия живых существ на земле, свойства и строение дерева – самого распространенного природного материала, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности.
Новизна данной программызаключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; начиная с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках.
Цель данной программы– сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой, вдумчивой работе с деревом – одним из самых любимых, распространенных материалов для декоративно-прикладного творчества, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка, удовлетворение потребности в практической деятельности, осуществляемых по законам красоты.
Разработана на основе программы Симоненко В.Д., Неменского Б.М.:
1. Программы для общеобразовательных школ и гимназий «Основы народного и декоративно- прикладного искусства 1-8 классы;
2. Технология для 5-9 классов.
3. Декоративно-прикладное творчество для дополнительных образовательных учреждений.
4. Программы «Живое дерево» .
Внесены свои разделы с учетом интересов детей и с учетом их возраста. Программа расширена по своему творческому потенциалу, включает в себя разнообразные разделы в декоративно- прикладном творчестве.
Основные учебно – воспитательные задачидополнительной образовательной программы «Мастер»
Обучающие
Ø Формировать пространственное представление, художественно – образное восприятие действительности;
Ø Научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных образов и предметов быта;
Ø Освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины;
Ø Изучить технологию работы лобзиком;
Ø Изучить технологию работы выжигателем;
Ø Научить работать различными инструментами, приспособлениями;
Развивающие:
Ø Развивать художественно – творческие способности учащихся;
Ø Развить способности работы с инструментом, объемное видение предметов, развить руки, как важнейшее средство общения человека с окружающим миром;
Ø Развивать фантазию, память, эмоционально – эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности;
Воспитывающие:
Ø Прививать любовь к народным традициям, к истории родного края;
Ø Пробуждать интерес к русскому народному творчеству и к новым, современным направлениям народного творчества;
Ø Развивать терпение, настойчивость, трудолюбие;
Ø Сформировать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе, где младшие учатся у старших, а старшие помогают младшим.
В реализации программы участвуют
Дети в возрасте 12-14 лет.
Разработанная программа по своему тематическому содержанию применима для учащихся среднего звена
Срок реализации программы
1 год.
Форма и режим занятий:
136 часов в год (4 часа в неделю, т. е. 2 раза по 2 часа)
Форма занятий:
Ø Беседы.
Ø Объяснения
Ø Рассказы
Ø Практические работы
Ø Выставки
Ø Творческие отчеты
Характеристика ожидаемых результатов
В результате прохождения данной программы дети
должны знать:
- принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
- основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
- физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
- способы разметки по шаблону и чертежу;
- принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
- назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка, электролобзика, электрофрезера);
- иметь понятие о конструировании и моделировании;
- способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
- основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;
- историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике области;
- основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
- основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
- технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;
Должны уметь:
- рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;
- уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
- определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
- производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
- применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;
- использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;
- выполнять простейшие столярные операции;
- производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;
- самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;
- экономно расходовать материалы и электроэнергию;
Воспитанники должны освоить, отработать и закрепить следующие -
Навыки:
- владения основными ручными инструментами по обработке, точению, выжиганию, резьбе и мозаике по дереву;
- выполнения операции точения, сверления, выпиливания, резьбы;
- владения основными элементами графической грамотности;
- выполнения плоскостной разметки;
- разработки и составление композиции для выжигания, различных видов резьбы;
- выполнение декорирования изделий - выжиганием, различными видами резьбы;
Формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная;
- коллективная (звеньевая).
Критерии и показатели оценки знаний воспитанников.
Прямые:
- теоретический уровень знаний;
- степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;
- применение полученных знаний на практике;
- соблюдение технических и технологических требований;
- качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;
- изготовление изделия в установленные нормы времени;
- соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.
Косвенные:
- экономия материалов;
- желание трудиться;
- познавательная активность и творческий подход;
- самостоятельность;
- партнёрские отношения при совместной работе.
Методы обучения
- Словесные: рассказ, беседа, объяснение;
- Наглядные: иллюстрации, демонстрации;
- Практические: практические занятия;
- Репродуктивные, проблемно-поисковые: повторение, конструирование
- Эвристический: продумывание будущей работы.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
- Выставки детского творчества
- Участие детей в районных, областных выставках декоративно-прикладного творчества, конкурсах различного уровня.
Содержание программы
Раздел I. Выпиливание лобзиком
Тема 1.1. Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.
Теория. Введение. ТБ, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. Начальная диагностика.
Тема 1.2. Основы материаловедения
Основы материаловедения. Знакомство с учебно-тематическим планом по выполнению изделий из древесины. Рабочее место и гигиена труда. Древесина: основные свойства и пороки; характеристика пород; фанера, шпон, нетрадиционные и отделочные материалы и клеи.
Тема 1.3. Материалы, инструменты и приспособления
Материалы, инструменты и приспособления. Основные свойства материалов; характеристика инструмента и приспособлений; Струбцина. Лобзик. Пилки.
Тема 1.4. Виды резьбы по дереву.
Народные художественные традиции; Виды и особенности резьбы по дереву. Источники орнаментальных узоров. Контурное выпиливание
Практическая работа: Выпиливание лобзиком частей к подвижной игрушке (крестьянин и медведь)
Тема 1.5. Технология выпиливания лобзиком как разновидность
оформления изделия.
Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия. Особенности работы лобзиком
Практическая работа: изготовление подвижной игрушки. (крестьянин и медведь)
Тема 1.6. Технология выпиливания орнамента.
Технология выпиливания орнамента. Виды орнамента применяемые в работах лобзиком. Фурнитура. Конструкция, форма изделия. Подготовка материалов, рисунка. Перевод рисунка на заготовку.
Практическая работа: выпиливание лобзиком частей к корзиночке для конфет
Тема 1.7. Технология сборочных и отделочных работ.
Технология сборочных и отделочных работ. Способы соединения деталей. Форма и конструкция деталей.
Практическая работа: зачистка и протравка морилкой древесины для корзиночки
Тема 1.8 Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.
Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. - Назначение и виды орнамента;
- симметрия;
- орнаментальные розетты и полосы;
- сетчатый орнамент.
Тема 1.9. Работа над конструкцией изделия.
Работа над конструкцией изделия.
- Плоские, объёмные изделия;
- изделия округлой формы;
- изделия со сложным орнаментом.
Практическая работа: сборка корзиночки для конфет
Тема 1.10. Построение орнамента.
Практическая работа: перевод рисунка и выполнение орнамента простейшей рамки для фотографии.
-Плоские, объёмные изделия;
- изделия округлой формы;
- изделия со сложным орнаментом.
Тема 1.11. Отделка изделия.
Практическая работа: отделка изделия.
- Отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- облицовывание шпоном;
- циклование и шлифование;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Тема 1.12. Изготовление изделия.
Практическая работа: выполнение настенного панно
Раздел II. Художественное выжигание
Тема 2.1.Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.
Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. ТБ при работе с электровыжигателем
Правила:
- поведения и техники безопасности;
- пожарной и электробезопасности;
- пром.санитарии и личной гигиены при производстве художественных изделий из дерева.
Тема 2.2. Технология декорирования изделий выжиганием.
Технология декорирования изделий выжиганием
. - Подготовка материалов;
- перевод рисунка;
- приёмы выжигания.
Тема 2.3. Основы композиции.
Технология создания композиции с использованием отдельных элементов выполненных электро выжигателем. Основы композиции. - Основные принципы композиции;
- форма и конструкция изделия.
Тема 2.4.. Подготовка заготовок к работе.
Практическая работа: подготовка древесины к работе, выполнение контурного рисунка на древесине
- Основные требования к инструменту;
- уход за инструментом
Тема 2.5. Технология декорирования художественных изделий выжиганием.
- Подготовка материалов;
- перевод рисунка;
- приёмы выжигания;
- способы соединения деталей;
- сборка изделия;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Практическая работа: выполнение контурного выжигания
Тема 2.6. Основные приёмы выжигания.
Технология основных приёмов выжигания.
Практическая работа: совершенствование приёмов выжигания
Тема 2.7. Технология выполнения приёмов выжигания
Практическая работа: совершенствование приёмов выжигания. Освоение приёмов выжигания. Выполнение настенного панно
Тема 2.8. Отделка изделия.
Практическая работа: выполнение настенного панно
- Отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Тема 2.9. Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.
Практическая работа: выполнение настенного панно
- Форма и конструкция изделия;
- назначение и виды орнамента;
- симметрия;
- изделия со сложным орнаментом
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
по разделам и темам
№ п/п | Наименование раздела и темы | Форма занятий | Приемы и методы | Форма подведения итогов | Средства обучения |
Раздел I. Выпиливание лобзиком | |||||
1.1 | Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. | Беседа | Словесно-наглядный. Приучение к выполнению требований | Вводная диагностика | Раздаточный материал |
1.2. | Основы материаловедения. | Объяснение | Словесно-наглядный | Обобщающая беседа | Таблицы, инструменты и принадлежности |
1.3 | Материалы, инструменты и приспособления. | Объяснение | Словесно-наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
1.4. | Виды резьбы по дереву. | Объяснение | Словесно-наглядный | Анализ работ, выставка | Таблицы инструменты и принадлежности |
1.5. | Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия. | Объяснение | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | Таблицы инструменты и принадлежности |
1.6 | Технические приёмы выпиливания орнамента. | Объяснение | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
1.7 | Сборочные и отделочные работы. | Объяснение | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
1.8 | Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. | Объяснение | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
1.9 | Работа над конструкцией изделия. | Объяснение | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
1.10 | Построение орнамента. | Объяснение | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
1.11 | Отделка изделия. | Объяснение | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
1.12 | Изготовление изделия. | Объяснение | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
Раздел II. Художественное выжигание | |||||
2.1 | Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. | Беседа | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
2.2 | Декорирование изделий выжиганием. | Объяснение | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
2.3 | Основы композиции. | Объяснение | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
2.4 | Подготовка заготовок к работе. | Объяснение | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
2.5 | Технология декорирования художественных изделий выжиганием. | Объяснение | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
2.6 | Основные приёмы выжигания. | Объяснение | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
2.7 | Технология выполнения приёмов выжигания | Объяснение | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
2.8 | Отделка изделия. | Объяснение | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
2.9 | Изготовление изделий и декорирование их выжиганием. | Объяснение | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
Оснащение каждого занятия
Каждый ребенок должен иметь:
Карандаш Линейка Ластик | Тетрадь Ручка циркуль | Пилки для лобзика Электровыжигатель Акварель или гуашь | Копирка Кисти Стакан для воды |
Ожидаемые результаты:
Итогом обучения является выставка поделок и изготовление стендов, оформление фойе школы и классов, участие в различных районных конкурсах декоративно-прикладного искусства.
Условия реализации программы.
Направление работы кружка в большой степени зависит от материальной базы школы.
В школе имеется кабинет, который отвечает требованиям санитарии и противопожарной безопасности.
Список литературы
1. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.
2. Внеклассная работа по труду. /Сост. Гукасова А.М./ - М.: Просвещение, 1981.
3. Коротков В.И. Деревообрабатывающие станки. - М.: Высшая школа, 1986.
4. Франк Нипель. Мастеру на все руки. Книга 1. - М.: Мир, 1993.
5. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 1984.
6. Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе.- М.: Просвещение, 1981.
7. Шемуратов Ф.А. Выпиливание лобзиком. - М.: Легпромбытиздат, 1992.
8. Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс, 1999.
9. Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Экология, 1996.
10. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995.
11. Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. - Минск.: Полымя, 1990.
12. Справочник по трудовому обучению 5 - 7 /Под ред. Карабанова И.А./.- М.: Просвещение, 1993.
13. Технология 5. /Под ред. Симоненко В.Д./. - М.: Просвещение, 1999.
14.Технология 6. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.
15. Технология 7. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.
16. Технология 8. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.
Учебно-тематический план
4 часа в неделю, всего 136 часов
№п/п | Содержание темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практические работы | ||
Раздел I. Выпиливание лобзиком (74 часа)
| ||||
1.1 | Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. | 2 | 2 | - |
1.2. | Основы материаловедения. | 4 | 1 | 3 |
1.3. | Материалы, инструменты и приспособления. | 4 | 1 | 3 |
1.4. | Виды резьбы по дереву. |
10 |
1 |
9 |
1.5 | Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия. | 8 | 1 | 7 |
1.6 | Технические приёмы выпиливания орнамента. | 10 | 1 | 9 |
1.7 | Сборочные и отделочные работы. | 6 | 1 | 5 |
1.8 | Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. |
6 |
1 |
5 |
1.9 | Работа над конструкцией изделия. | 6 | 1 | 5 |
1.10 | Построение орнамента. | 4 | - | 4 |
1.11 | Отделка изделия. | 4 | - | 4 |
1.12 | Изготовление изделия. | 10 | - | 10 |
|
| 74 | 10 | 64 |
Раздел II. Художественное выжигание (62 часа)
| ||||
2.1 | Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. | 2 | 2 | - |
2.2 | Декорирование изделий выжиганием. | 4 | 4 | - |
2.3 | Основы композиции. | 4 | 1 | 3 |
2.4 | Подготовка заготовок к работе. | 4 | - | 4 |
2.5 | Технология декорирования художественных изделий выжиганием. | 16 | 1 | 15 |
2.6 | Основные приёмы выжигания. | 8 | 1 | 7 |
2.7 | Технология выполнения приёмов выжигания | 8 | - | 8 |
2.8 | Отделка изделия. | 6 | - | 6 |
2.9 | Изготовление изделий и декорирование их выжиганием. | 10 | - | 10 |
|
| 62 | 9 | 53 |
|
Итого
|
136 |
19 |
117 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Мастерская слова"
Программа дополнительного образования (система кружковых занятий) интегрирует учебную и творческую деятельность обучающихся, представляет собой междисциплинарное взаимодействие в рамках занятия (истор...
Авторская программа дополнительного образования по народному творчеству «Возвращение к истокам»
Данная программа направлена на активные приобретения детьми культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к...
Авторская программа. Внеурочная деятельность "Мастерская доброты". 3 класс
Программа внеурочной деятельности продолжает занятия учащихся начальной школы по предметам "Крупицы доброты" (1 класс) и "Дорогой добра" (2 класс). Нагрузка - 1 час в неделю. программа разработана в с...
программа дополнительного образования "Мастерская фантазий"
программа для объединений декоративно-прикладного творчества...
Авторская программа дополнительного образования детей художественного направления «Студия – мастерская «МИР КОСТЮМА»»
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно – ориентированный и деятельностный подходы в обучении. Основные принципы реализации программы ...
Статья «Реализация программы дополнительного образования «Мастерская «Фитодизайн и бумагопластика» в условиях инклюзивного пространства образовательной организации»
Статья «Реализация программы дополнительного образования «Мастерская «Фитодизайн и бумагопластика» в условиях инклюзивного пространства образовательной организации»...
Авторская программа. Дополнительная общеразвивающая программа по виду спорта "Хоккей"
Актуальность разработки данной программы связана с активным развитием и ростом популярности детского хоккея в стране, городе, необходимостью создания системы подготовки спортсменов в соответствии с со...