Дополнительная образовательная программа интеллектуальной школы «Созвездие» «В мастерской знатока истории»
рабочая программа по истории (8 класс) по теме
Образовательная программа «В мастерской знатока истории» имеет историко-краеведческую направленность, позволяет познакомить учащихся с системой первоначальных теоретических и практических знаний по вспомогательным историческим дисциплинам : разъяснить цели и задачи каждой дисциплины, её терминологию; научить учащихся ориентироваться в разных системах летоисчисления, мер и весов, монетных системах; показать на практике возможность использования полученных знаний при изучении конкретных исторических вопросов. Программа предназначена для организации деятельности учащихся, стремящихся совершенствовать свои знания в области истории, краеведения, обществознания; приобретать умения и навыки научно-исследовательской работы, развивать свой интеллект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_v_masterskoy_znatoka_istorii.doc | 439.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена на заседании Городского методического объединения Протокол №__________ От «____»__________ 2013 г. | «Согласовано» Директор ИМЦ Пильнова А.И. «____»___________2013 г. | «Утверждаю» Директор МАУДОД ЦРТДЮ Волчек О. Е. Приказ №_______________ от ___________ 20_______г. |
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей
«Центр развития творчества детей и юношества»
Дополнительная образовательная программа
интеллектуальной школы
«Созвездие»
«В мастерской знатока истории»
Для детей 13-14 лет
Срок реализации программы - 3 года
Автор программы: Кокорева В.И.
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
г. Бугуруслан,
2013 г.
Пояснительная записка
Образовательная программа «В мастерской знатока истории» имеет историко-краеведческую направленность, позволяет познакомить учащихся с системой первоначальных теоретических и практических знаний по вспомогательным историческим дисциплинам : разъяснить цели и задачи каждой дисциплины, её терминологию; научить учащихся ориентироваться в разных системах летоисчисления, мер и весов, монетных системах; показать на практике возможность использования полученных знаний при изучении конкретных исторических вопросов. Программа предназначена для организации деятельности учащихся, стремящихся совершенствовать свои знания в области истории, краеведения, обществознания; приобретать умения и навыки научно-исследовательской работы, развивать свой интеллект.
Программа занятий ОЗШ по историко-краеведческому направлению составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
Основания для разработки Программы
- Конституция Российской Федерации;
- Всеобщая декларация прав человека;
- Конвенция о правах ребенка;
- Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года;
- Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2015 г.;
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года № 599;
- Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 года № 761;
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012г. №2148-р;
Актуальность данной программы:
В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнениях: традиционные формы обучения истории устарели. Чтобы завладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. Сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь каждому ученику ощутить свою причастность к истории. Наверное, нет более интересной и увлекательной области исторического знания, чем вспомогательные исторические дисциплины. Эти науки не просто служат подспорьем для историка, они позволяют по-новому увидеть мир вполне обыденных явлений культуры, сделать историю ближе и понятней, заинтересовать и увлечь ею. Кроме того, именно вспомогательные исторические дисциплины делают историю точной наукой, а не пространством для идеологических баталий и политизированных интерпретаций, а краеведение, как одна из вспомогательных исторических дисциплин, позволяет изучить историю своей малой Родины, что является актуальным в настоящее время.
Новизна программы:
Содержание образовательной программы «В мастерской знатока истории» предусматривает комплексное изучение вспомогательных исторических дисциплин и выступает действенным фактором приобщения учащихся к истории, воспитания уважительного отношения к прошлому, к тому великому культурному наследию, которое вошло в нашу повседневную жизнь Программа рассчитана не на пассивное усвоение школьниками готовых знаний, а на сотворчество учеников и учителя. Имитируя процесс познания исторической действительности, играя, сотрудничая, делая маленькие открытия, дети постепенно начинают понимать, что постижение прошлого – важная и совсем не скучная часть их интеллектуальной жизни– в этом состоит её новизна.
Цель программы: развитие и поддержка одаренных детей, их творческого потенциала, формирование познавательного интереса к истории .
Задачи программы
- познакомить учеников с методами исторического исследования и языком исторической науки;
- показать многообразие исторических источников и особенности их групп и разновидностей, сформировать понимание того, что восстановление достоверной картины прошлого возможно только на основе комплексного использования различных источников;
- обучить детей некоторым приемам работы с историческими источниками, способствуя тем самым углублению знаний и развитию творческих способностей школьников;
- воспитывать чувство сопричастности прошлому как основу становления исторического сознания.
- Развитие общих и специальных образовательных компетенций, обеспечивающих результативное участие учащихся в различных конкурсах и олимпиадах.
Данная программа имеет ряд отличительных особенностей, что качественно отличает её от базового курса истории. Вспомогательные исторические дисциплины базовом курсе истории не представлены совсем или представлены « вскользь». Данная программа обнаруживает ряд общепедагогических и методических преимуществ: расширяет знания учащихся не только в области истории, но, что важно, и в области её методологии, а также даёт возможность показать учащимся другую сторону истории – не в «готовом» её виде, представленном в учебниках, а со стороны исследовательского поиска. Науки помощницы истории позволяют по-новому увидеть мир вполне обыденных явлений культуры, сделать историю ближе и понятней, заинтересовать и увлечь ею
Возраст детей участвующих в реализации программы: 13-14 лет и старше
Сроки реализации программы: Программа рассчитана на 3 года обучения
Режим проведения занятий: один раз в неделю по 3 учебных часа( 1,5 урока- очно, 1,5 урока заочно). Всего108 ч.
Формы занятий:
Познавательные:
-беседы, лекции, семинары, экскурсии
-просмотр и обсуждение фильмов, телепередач;
- ознакомление с новинками научно-популярной и специальной литературы,
Творческие
- составление кроссвордов, написание эссе;
-составление родословной, герба семьи
Игры, конкурсы, олимпиады
- участие в мероприятиях, способствующих патриотическому воспитанию; научно- практических конференциях; олимпиадах
Ожидаемые результаты:
По окончанию занятий, ученики должны: понять суть вспомогательных исторических дисциплин; научиться производить самые простые расчёты в области хронологии, метрологии и нумизматики; читать и составлять гербы, проводить генеалогическое исследование; анализировать письменные исторические источники; работать с копиями рукописей, с топонимами, этнонимами, антропонимами, со статистическими источниками; анализировать историческую карту; уметь выразит свою точку зрения через написание исторического эссе.
Методы педагогического контроля:
- наблюдение;
- тестирование;
- анкетирование;
- опрос.
Формы подведения итогов:
- экскурсии;
- беседы;
- минисочинения;
- творческие работы;
- инсценирование;
- праздники;
- итоговое тестирование;
- малая олимпиада;
- игра «Самый умный».
Учебно-тематический план.
№ темы | Темы | Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 3 | 1,5 | 1,5 |
2 | Исторические источники | 6 | 3 | 3 |
3 | Системы счисления времени и историческая хронология | 6 | 3 | 3 |
4 | Кладовая земли раскрывает свои тайны | 6 | 3 | 3 |
5 | В мире древних и старинных рукописей. Что изучает палеография? | 6 | 3 | 3 |
6 | Метрология. | 6 | 3 | 3 |
7 | Монеты — оригинальный и важный исторический источник. | 6 | 3 | 3 |
8 | Геральдика — наука о гербах. | 15 | 7,5 | 7,5 |
9 | Вексиология | 6 | 3 | 3 |
10 | Генеалогия. История моей семьи. | 12 | 6 | 6 |
11 | Историческая ономастика | 6 | 3 | 3 |
12 | Историческое краеведение | 30 | 15 | 15 |
108 |
Календарно-тематический план
№ занятия | Перечень разделов, тем | Кол-во часов | Дата | Примечание |
1-3 | Вводное занятие Что такое вспомогательные исторические дисциплины? Практикум «Легендарные правители Руси» | 3 | ||
Тема 2. Исторические источники | 6 | |||
4-6 | 2.1. Исторические источники как средство познания исторического прошлого. Критика и интерпретация исторического источника. Практикум « Первые русские князья» | 3 | ||
7-9 | 2.2. В мастерской знатока: учимся писать историческое эссе, работать со статистическими источниками. Практикум « работа с документом» | 3 | ||
Тема 3. Системы счисления времени и историческая хронология | 6 | |||
10-12 | 3.1. Хронология. Эры. Юлианский и Григорианский календари. В мастерской знатока: решаем олимпиадные задания «хронологические последовательности» | 3 | ||
13-15 | 3.2.Эволюция систем счёта времени в России. Церковный календарь В мастерской знатока: решаем хронологические задачи | 3 | ||
Тема 4. Кладовая земли раскрывает свои тайны | 6 | |||
16-18 | 4.1.Археология — «наука лопаты». Методы работы археологов. В мастерской знатока: История великих археологических открытий. Практикум « Креститель Руси - Владимир 1» | 3 | ||
19-21 | 4.2. Наш край в древности Практикум « Расцвет Руси при Ярославе Мудром» | 3 | ||
Тема 5 В мире древних и старинных рукописей. Что изучает палеография? | 6 | |||
22-24 | 5.1.Что такое палеография? Палеографический метод. Возникновение письменности у восточных славян. Письменные памятники Руси и России Практикум « Слово о законе и благодати»,» Слово о полку Игореве, Поучение детям В. Мономаха. | 3 | ||
25-27 | 5.2. В мастерской знатока Анализ письменных памятников Русского государства. Чтение рукописей. Словесная и образная стилизация исторической информации (« дневники», «письма», «мемуары») | 3 | ||
Тема 6. Метрология. | 6 | |||
28-30 | 5.1.Что изучает метрология? Метрология Русского государства (10-15 вв.) В мастерской знатока: перевод мер длины, поверхности, веса, сыпучих и жидких тел на современную метрическую систему. | 3 | ||
31-33 | 5.2. Русская метрология XVI- XX вв. Практикум « Князья отдельных княжеств времен раздробленности» | 3 | ||
Тема 7. Монеты — оригинальный и важный исторический источник. | 6 | |||
34-36 | 7.1.Понятие и задачи нумизматики. Денежное обращение Древнерусского государства до оформления русской монетной системы XVI-XVII вв. Практикум « Александр Невский» | 3 | ||
37-39 | 7.2. Русская монетная система XVI-XVII вв. Изменения в денежной системе в XVIII веке Монеты СССР и современной России. Денежные знаки. В мастерской знатока: конкурс «Знатоки нумизматики». Олимпиадные задания | 3 | ||
Тема 8 Геральдика — наука о гербах. | 15 | |||
40-42 | 8.1. Задачи геральдики. | 3 | ||
43-45 | 8.2. Причины появления гербов. Классификация гербов. | 3 | ||
46-48 | 8.3. Основные понятия геральдики. В мастерской знатока: составляем свой герб Практикум «Сергий Радонежский и Д.Донской» | 3 | ||
49-51 | 8.4.Эволюция герба России. Гербы городов России. | 3 | ||
52-54 | 8.5. История герба Оренбурга, Оренбургской области и Бугуруслана Практикум « Иван Калита и Иван 3» | 3 | ||
Тема 9. Вексиология | 6 | |||
55-57 | 9.1.Вексиология и ее элементы: а) знамя б) штандарт, флаг, хоругвь | 3 | ||
58-60 | 9.2. История флагов. Современный государственный флаг России. Практикум « Иван Грозный» | 3 | ||
Тема 10. Генеалогия. История моей семьи. | 12 | |||
61-63 | 10.1 Понятие и задачи генеалогии. Вопросы теоретической генеалогии. | 3 | ||
64-66 | 10.2.В мастерской знатока: генеалогическое древо Рюриковичей, Романовых. | 3 | ||
67-69 | 10.3. Решение олимпиадных заданий с генеалогическими схемами. | 3 | ||
70-72 | 10.3. Практическая генеалогия. Составление родословной Решение олимпиадных заданий | 3 | ||
Тема 11 Историческая ономастика | 6 | |||
73-75 | 11.1 Что изучает ономастика Топонимика родного края | 3 | ||
76-78 | 11.2. Этнонимика. Историческая антропонимика. В мастерской знатока: конкурс «Имена в истории» | 3 | ||
Тема 12 Историческое краеведение | 30 | |||
79-81 | 12.1.Что изучает краеведение Археологическое прошлое Оренбуржья Практикум « Смутное время» | 3 | ||
82-84 | 12.2. История основания городов Оренбургской области Практикум « Петровская эпоха» | 3 | ||
85-87 | 12.3 Возникновение Оренбургского и Яицкого казачьих войск Практикум «Герои бунташного века» | 3 | ||
88-90 | 12.4 Оренбуржье и крестьянская война 1773-1775 гг под предводительством Е.И. Пугачева. Практикум «Пугачевщина» | 3 | ||
91-93 | 12.5 Развитие культуры в оренбургской губернии. Решение олимпиадных заданий | 3 | ||
94-96 | 12.6. Развитие Оренбуржья в 19 веке. Практикум « Дворцовые перевороты» | 3 | ||
97-99 | 12.7. Начало 20 в в истории нашей малой Родины: революции и гражданская война | 3 | ||
100-102 | 12.8. Наша область в годы Вов Решение олимпиадных заданий «ВОв» | 3 | ||
103-105 | 12.9. Экскурсия в краеведческий музей Наши земляки – герои Великой Отечественной войны 1941-1945г | 3 | ||
106-108 | Итоговое занятие. Игра « Самый умный» (резерв) | 3 | ||
Итого | 108 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1.- 3 ч.
Вводное занятие
Теоретическая часть:
Что такое вспомогательные исторические дисциплины?
Определение названий исторических дисциплин, входящих в понятие ВИД (хронология, метрология, нумизматика, палеография, геральдика, сфрагистика, генеалогия, археография. краеведение, вексилография, ономастика).
История развития исторических дисциплин.
Практическое использование ВИД.
Практическая часть: заполнение анкеты, техника безопасности, викторина
Тема 2 Исторические источники. -6ч
Теоретическая часть:
Исторические источники Их виды. Интерпретация исторических источников.
Практическая часть
Учимся писать историческое эссе, работать со статистическими источниками
Анализируем исторические источники.
Тема 3. Системы счисления времени и историческая хронология-6 ч
Теоретическая часть:
Хронология. Эры. Юлианский и Григорианский календари. Определение науки (Хронология – в.и.д., изучающая системы времяисчисления и историю их развития). Понятие эры и их виды (от Рождества Христова или наша эра, от сотворения мира, мусульманская эра, буддийская эра).История Юлианского и Григорианского календарей. Их отличие. Эволюция систем счёта времени в России. Церковный календарь.
Практическая часть Выполнение заданий по переводу дат разных эр и разных календарей Работа с историческими источниками (ПВЛ, Переписные книги) по переводу упомянутых в них дат на современное летоисчисление. Работа с календарём церковных праздников. Решение хронологических задач
Тема 4
Кладовая земли раскрывает свои тайны.-6 ч
Теоретическая часть
Археология — «наука лопаты». Культурный слой. Методы работы археологов. История великих археологических открытий. Наш край в древности
Практическая часть
Проведение семинара «История великих археологических открытий». и экскурсии в городской краеведческий музей «Наш край в древности»
Тема 5 В мире древних и старинных рукописей. Что изучает палеография?- 6 ч.
Теоретическая часть
Палеография, внешние признаки рукописных источников, этапы возникновения письменности у восточных славян; кириллица и глаголица; различные теории о возникновении письменности у славян, рукописные источники Древней Руси и Российского государства, материал письма, графика, украшение рукописей
Практическая часть
Анализ письменных памятников Русского государства. Чтение рукописей. Словесная и образная стилизация исторической информации (« дневники», «письма», «мемуары»)
Тема 6 Метрология.-6 ч.
Теоретическая часть
Что изучает метрология? Метрология Русского государства. Меры длины, их разновидности и подразделения. Народно-бытовые меры длины. Меры площади. Меры веса и их связь с денежными единицами. Меры объема сыпучих и жидких тел.
Практическая часть: перевод мер длины, поверхности, веса, сыпучих и жидких тел на современную метрическую систему. Решение метрологических задач
Тема 7 Монеты рассказывают. Монеты — оригинальный и важный исторический источник. -6 ч.
Теоретическая часть
Нумизматика. Денежное обращение Древнерусского государства до оформления русской монетной системы XVI-XVII вв. Определение дисциплины (нумизматика – в.и.д., изучающая монетное производство, историю денежно-весовых систем и денежного обращения).
Практическая часть
Конкурс «Знатоки нумизматики»
Тема 8. Геральдика — наука о гербах. -15ч.
Теоретическая часть
Основные понятия термины геральдики виды щитов, эмблемы, цветовая гамма, деление щита, фигуры; внешняя часть герба; девиз. Первые русские гербы. Гербы удельные, дворянские и городские. Государственный герб России. Герб Оренбурга и Бугуруслана
Практическая часть
В мастерской знатока: составляем свой герб
Тема 9. Вексиология -6 ч.
Теоретическая часть
Вексиология – вспомогательная историческая дисциплина. Знамя, его составные части; штандарт, флаг, хоругвь; история флага; современный флаг России.
Практическая часть
Проведение семинара « История флага России»
Тема 10. Генеалогия. История моей семьи.12ч.
Теоретическая часть
Что такое генеалогия. Методика генеалогических исследований.
Практическая часть
Составление генеалогических таблиц и «древ». Изучение родословных
Тема 11. Историческая ономастика 6 ч.
Теоретическая часть
Что изучает ономастика. Отражение исторического прошлого в памятниках топонимики. Топонимика России и СССР. Топонимика Оренбуржья как исторический источник. Имена у разных народов. Русские имена. Фамилии у народов Европы и Востока. Русские фамилии.
Практическая часть
Составление топонимического словаря. Исследование « Что значит моё имя», Игра «Имена в истории»
Тема 12. Историческое краеведение-30 ч.
Теоретическая часть
Краеведение как вспомогательная историческая дисциплина. Краткая история родного края История основания городов Оренбургской области. Оренбуржье в 18-19 вв. Наш край в 20 веке.
Практическая часть
Проведение семинара «История возникновения городов Оренбуржья», практического занятия на основе анализа документов по теме « Восстание под предводительством Пугачева», экскурсия в музей.
Подведение итогов-3 ч Итоговое тестирование. Малая Олимпиада. Итоговое занятие. Игра «Самый умный»
Методическое обеспечение программы
Памятка - алгоритм к изучению вспомогательной исторической дисциплины.
1. Определение.
2. Основные понятия.
3. Основные разделы научной дисциплины.
4. Основные методы исследования.
5. Известные ученые в данной области.
6. Факты из истории становления и развития.
7. Достижения данной науки.
2 год обучения
ТЕМА: «История России с древности до наших дней»
Учебно-тематический план
№ | тема | количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Русь изначальная | 9 | 4,5 | 4,5 |
2 | Борьба Руси за независимость в 13-начале 14 вв. | 9 | 4,5 | 4,5 |
3 | Россия в 16 веке | 9 | 4,5 | 4,5 |
4 | Россия в 17 столетии Смутное время | 9 | 4,5 | 4,5 |
5 | Эпоха Петра 1 | 9 | 4,5 | 4,5 |
6 | Россия в эпоху дворцовых переворотов | 9 | 4,5 | 4,5 |
7 | Россия в эпоху преобразования. 1860-1870-е г.г. | 9 | 4,5 | 4,5 |
8 | Россия на рубеже 19-20 вв. | 9 | 4,5 | 4,5 |
9 | Россия в годы революций и гражданской войны. | 9 | 4,5 | 4,5 |
10 | Великая Отечественная война. 1941-1945 гг. | 9 | 4,5 | 4,5 |
11 | Россия на рубеже 20 – 21 вв. | 9 | 4,5 | 4,5 |
12 | Россия и современность | 9 | 4,5 | 4,5 |
108 |
Основное содержание курса
Не в подражание М.Н.Покровскому, но с уважением к его памяти,
в совершенно другую эпоху и с совершенно иными целями
Россия расположилась на землях, где кончалась Европа. В I тысячелетии по Р.Х. обжитое пространство властно прекращалось Волгой. За нею шли совершенно неизведанные земли — степной океан Евразии, через который отважные путешественники проложили дальние караванные тропы. До Великих географических открытий это был единственный путь с атлантического Запада на таинственный и прельстительный Дальний Восток, с балтийского Севера — в цветущую и многоумную Византию.
Как и всякая держава, обустроенная на пограничье цивилизаций и культур, Россия жива историей. Корни многих наших нынешних проблем, истоки нашей силы и нашей слабости покоятся в прошлом.
К VI—IX вв. междуречье Дуная и Волги заселили многочисленные восточнославянские и финно-угорские племена. Тогда еще не могло идти и речи о разделении Великороссии, Малороссии и Белоруссии, — всё это были земли, объединенные схожим бытом, религией, почти единым наречием и судьбой.
Первые города на этом огромном пространстве, едва ли не превышающем всю остальную Европу, стали возникать в VII—IX вв.: Киев, Новгород, Чернигов, Суздаль, Ростов, Смоленск.
Начало русской государственности летописная легенда относит к 862 г., когда новгородцы, утомившись от вольницы, якобы призвали к себе на княжение варяжского конунга Рюрика. Через двадцать лет преемник Рюрика Олег, завоевав Киев, положил начало первой крупной державе на нашей земле — Киевской Руси.
В 988 г. Владимир Святой крестил племена от Новгорода до Киева, заложив еще один камень в фундамент национальной культуры. Как свидетельствует летописное предание, князь придирчиво выбирал веру, призвал к своему двору мусульман, католиков и даже иудеев, но только греческое православие покорило его величественным внутренним строем и красотой богослужения. Послы, побывавшие на литургии в храме Святой Софии в Константинополе, говорили, что им мнилось: очутились-де они на небесах.
Так или иначе, единоверная Византия надолго стала для России идеалом государства, а эллинская культура — лучшим образцом для подражания. Можно сказать, что мировую культуру мы во многом увидели греческими глазами, в то время как германские племена, пировавшие на развалинах античной Италии, смотрели на нее чаще всего глазами римлян.
Удивительно, как быстро русские освоили греческое культурное наследие. Меньше чем через полстолетия после Крещения у нас была уже развитая школа иконописи и церковного строительства, собственная литература и историография. Вместе с христианством пришло и осознание себя как особого народа в сообществе других народов, населявших и населяющих Землю.
Подобно многим современным ей крупным державам, Киевская Русь не выдержала испытания на прочность. Уже к XII столетию из нее выделилось несколько значительных государственных образований: Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество и Великий Новгород.
Новгород и Владимир с Суздалем стали первыми самостоятельными государствами на территории современной России. Кстати, Новгородская республика, даже выделившись из Киевской Руси, оставалась самой большой по территории страной в Европе. Ее владения простирались от берегов Балтики до Урала, от верховьев Волги до Северного Ледовитого океана.
В XIII в. на русские земли из евразийских степей нахлынули завоеватели — монголы, непобедимые воины кочевой державы, созданной Чингисханом. Батый завоевал в 1238 г. Владимиро-Суздальское княжество, а в 1240 г. разрушил древний Киев.
До Новгорода кочевники не дошли. По преданию, в лесах под Торжком им явилась икона Божьей Матери и приказала повернуть назад. Степняки, не имевшие почтения к человеческой жизни, но привыкшие чтить свои и чужие святыни, в ужасе бежали.
На огромном пространстве от северных границ Китая до восточных границ Польши монголы основали свое государство — Золотую орду. В границах Орды впервые возникла та территориальная целостность, к которой позже будут стремиться Московское государство и Российская империя. Именно здесь, среди сотен народов, населявших вотчину наследников Чингисхана, русские учились жить бок о бок с иноплеменниками, строить многонациональное государство.
Одновременно с монголами Северную Русь поджидала и другая напасть. В 1242 г. расквартированные в Прибалтике германские рыцарские ордена решили захватить новгородские земли, но были остановлены ополчением во главе с князем Александром Невским. Не покорившись германцам-католикам, Александр Невский отправился в Орду, присягнул на верность ордынскому хану и принял ярлык на великое княжение.
Ему принадлежит знаменитое высказывание: «Латинщики хуже татар». История, кажется, подтвердила правоту великого князя. Где нынче те народы, которые некогда оказались завоеваны немцами — пруссы, жемайты? Только топонимы на карте хранят тайну их прошлого.
В составе Золотой орды русским землям был определен особый статус. Князья получали от хана ярлыки на княжение, население платило ордынцам дань. Особое положение занимала Церковь — она была освобождена ото всех налогов и пошлин.
Одним из самых серьезных последствий монгольского завоевания стало прекращение регулярного общения между Северо-Восточной и Юго-Западной Русью, между Владимиром и Киевом. Великороссия и Малороссия на триста лет были отданы своей собственной судьбе.
Постепенно на территории Северо-Восточной Руси возникли новые центры власти. Борьбу за возможность повести за собой русские земли затеяли Москва, Тверь и Литовское княжество. Своему возвышению Москва обязана хитроумной политике князя Ивана Калиты (1325—1340) и переезду в его столицу митрополита всея Руси Петра (1328).
Дело объединения русских земель вокруг Москвы довершил Иван Васильевич Третий (1462—1505), присоединивший Новгород. Именно его с полным основанием можно считать отцом великорусской государственности. Иван Третий окончательно вывел страну из-под власти Орды, провел судебную и административную реформы, перестроил столичный Кремль.
Становление Московского государства в XV—XVII вв. проходило на фоне того сильнейшего потрясения, которое мир восточного христианства пережил с падением Константинополя (1453). Русские воспринимали свою страну как последний оплот православия, а Москву — как Третий Рим, то есть как центр Богом устроенной Вселенной. «Два Рима пали, Москва — третий, а четвертому — не быть», — писал старец Псковского Елиазарова монастыря Филофей в своем послании дьяку Мисурю Минухину.
«Москва, как Рим, стоит на семи холмах», — вторили современники. Иван Третий женился на византийской царевне Софии Палеолог, чтобы подтвердить эту преемственность.
В годы правления внука Софии Палеолог Ивана Васильевича Четвертого Грозного (1533—1584) Россия начала движение на Восток, по следам откатывавшейся Орды. Была пройдена Волга, присоединены Казанское и Астраханское ханства, а разбойник Ермак, перевалив по следам новгородских землепроходцев Урал, начал завоевание Сибири.
Последние десятилетия царствования Ивана Грозного оказались омрачены неудачной Ливонской войной, в ходе которой Россия потеряла свои последние владения на Балтийском море, и невиданными дотоле репрессиями, обрушившимися на лучшие семьи страны, на ее родовую аристократию. Выделив себе особую территорию, опричнину, и уехав из Москвы в Александровскую слободу, страдающий манией преследования государь дал волю своему гневу и своему страху. Его опричники, пугая народ причудливыми одеяниями, рыскали по всей стране, сея ужас и смерть.
Разорение, учиненное Иоанном Васильевичем, сказалось спустя несколько десятилетий. Его старший сын, Федор Иоаннович, умер бездетным, а младший, царевич Дмитрий, якобы по неосторожности упал на нож в Угличе. Молва винила в убийстве всесильного фаворита и шурина царя Федора, Бориса Годунова. Но когда в 1598 г. династия пресеклась, именно Годунов был избран на царство.
Начало XVII в., прозванное Смутным временем, ознаменовалось на Руси неслыханными бедствиями. У власти самозванцы чередовались с негодяями, поляки пировали в Кремле, а по всей стране рыскали банды иноземных разбойников и авантюристов. Некоторое успокоение наступило только в 1613 г., когда по приговору Земского cобора на царство был избран Михаил Федорович Романов.
Узловое значение для истории русской государственности имела середина XVII в., время правления царя Алексея Михайловича. В 1649 г. Земский собор принял Уложение, важнейший правовой документ, регулировавший все отрасли гражданского и уголовного права.
Почти через два столетия, в 1830-х гг., именно Соборное уложение откроет первое Собрание законов Российской империи, подготовленное М.М.Сперанским.
В 1654 г. Переяславская рада — казачий круг при участии делегатов из некоторых областей Украины — приняла решение о воссоединении Украины с Россией. Трехсотлетнему разрыву между Севером и Югом пришел конец.
Тогда же, в середине XVII столетия, тяжелейшее испытание выпало на долю русской Церкви. Резкие преобразования патриарха Никона, стремившегося унифицировать греческий и русский православный обряды, подтолкнули церковный раскол.
Фанатичные приверженцы национальной веры, сторонники двуперстия и сугубой аллилуйи, спасаясь от преследований государственной власти, бежали в скиты, на Восток и на Север. Этим движением были захвачены многие серьезно относящиеся к духовной жизни и собственному историческому наследию московские люди. На несколько десятилетий никонианские храмы в столицах почти опустели.
Но свято место пусто не бывает. В Москву устремилось образованное духовенство из Греции и из Малороссии. Воспитанные на совершенно других идеалах и образцах, эти ученые люди несли с собой западное, латинское влияние. Россия стояла на пороге нового времени.
Идеи нового времени стали проникать в московскую среду еще в XVII столетии. Однако только реформы Петра Великого обозначили наступление новой эпохи.
При любой оценке петровских преобразований нужно понимать, что Петр лишь отвечал на вызов, брошенный самим развитием западного мира. Реформа государственного управления, выход к Балтийскому морю, строительство Санкт-Петербурга — лишь внешние свидетельства того невероятного, но спасительного разворота, который совершил в начале XVIII в. корабль российской государственности.
Первый русский император стремился перенять именно материальную мощь цивилизации нового времени, навязать России ее внешние черты. В противном случае России грозила участь превратиться в колонию или полуколонию.
Но при этом насильственной трансформации сверху подверглись многие стороны общественной жизни, недостаточно подготовленной к продиктованным властью переменам. Государство более не вырастало из глубин народного быта, оно стремилось определять этот быт и даже бытие, действуя силой. Налицо была явная внешнеполитическая (соседство с быстро развивавшейся Западной Европой) нужда в переменах, но общество, государство, живые люди оказались к ним не готовы.
Именно эту неготовность игнорировал Петр. Некоторое злорадство типично для эпохи — как в эпизоде с бритьем бород. Ясное представление об идеале человека (как ошибочно полагали некоторые — о его природе) позволяло корежить судьбы живых «неправильных» людей.
«Благо подданных» решительно торжествовало над их мелкими привычками, интересами. Российская жизнь, вырванная из контекста собственного развития, потеряла цельность. В некоторых регионах, отраслях, социальных слоях она становилась как бы цитатой жизни европейской, по всей остальной стране изменялась мало.
Некоей лоскутностью оказалась отмечена вся история XVIII столетия.
Русские войска воевали в Скандинавии и Польше, брали Берлин, переходили Сен-Готтард, дворяне беседовали по-французски об изящном, Российская Академия наук проводила исследования в важнейших областях знания, достаточно быстро развивались промышленность и торговля — но, с другой стороны, мужики оказались низведены до положения рабов, телесные наказания применялись ко всем, кроме дворян, рынок свободной рабочей силы только-только намечался, на металлургических заводах работали приписанные к ним крепостные, российский университет оказался лишен основной родовой черты университетов — самоуправления. И надо всем попечительствовало государство.
Особенно тревожным становилось отчуждение от собственных корней. «Просвещение наших предков не проникало далее Польши», — говорил основатель Петербурга. Порой это настроение приводило к абсурду.
Когда сенаторы за победу в Северной войне пожаловали Петру титул императора, никто не осмелился напомнить им, что царь (кесарь, цезарь) — это и есть «император», только в греческом переводе и в византийской традиции.
Петр представлял себе общественную жизнь как беспрестанную службу на благо государства. Государство становилось союзом работников, где царь был первым, мужик и солдат — последними, но все тянули лямку. Этот принцип нашел свое самое полное выражение в «Табели о рангах».
В любезной Петру картине жизни присутствовал свойственный новому времени утопизм, но не было и намека на доверие к самоорганизации. Противоречие между государственной опекой и требованиями естественного развития также оказалось заложено в саму структуру новой России. Организаторы не доверяли организму, государство — обществу, общество — человеку, любому человеку, в том числе и государю.
Дело Петра привелось довершить Екатерине Великой. В годы правления этой императрицы, подруги Дидро и Вольтера, прославленной при жизни и часто порицаемой после смерти, Российская империя достигла вершины своего военного могущества.
Были присоединены Крым, часть Черноморского побережья Кавказа, Одесса и окрестности, Литва и прибалтийские территории. Упиваясь военными победами своих фаворитов, Екатерина много и плодотворно занималась также внутренним государственным строительством. Она урегулировала правовое положение дворянства и купечества, провела судебную и административную реформы.
Только восстание в Предуралье и Поволжье (Пугачевский бунт) и начавшаяся в конце 1780-х гг. революция во Франции не позволили «премудрой Фелице», как именовал свою высочайшую покровительницу великий русский поэт Гаврила Романович Державин, довести до конца правовое устроение империи.
Делегаты Комиссии по составлению нового Уложения были избраны со всей России и созваны в Петербург, но война с Турцией прервала эту работу.
К началу XIX в. Российская империя представляла собой крупнейшую в мире самодержавную монархию с территорией 15 млн квадратных км и населением в 36 млн человек. Основой русского общества оставались сословия (дворянство, купечество, крестьянство, духовенство, казачество), воплощавшие принцип разделения ответственности за общее — государственное — дело.
Перелом от XVIII к XIX веку в Европе и ее ближайших окрестностях прошел под знаком Великой Французской революции. Мирабо, Робеспьер и Наполеон Бонапарт бросили не столько даже политический, сколько религиозный и нравственный вызов старому укладу христианской цивилизации. От России требовалось найти адекватный ответ на притязания новой Франции и, изменяясь в соответствии с нуждами времени, сохранить верность традициям, своему духовному и культурному наследию.
Царствование Александра Первого (1801—1825) еще раз обнажило разрывы во внутреннем строе страны. Невиданные успехи во внешней политике, рост мирового влияния Санкт-Петербурга после победы в войне с Наполеоном, накладывались на непоследовательные и не до конца продуманные попытки реформирования внутреннего строя империи.
Александр в первые полтора десятилетия своего царствования предполагал ввести представительную систему управления и даже смутно намекал на конституционную реформу, — но дело ограничилось учреждением министерств и некоторыми привилегиями для Царства Польского.
После победы над французами сам император, человек, получивший светское воспитание и образование, но не чуждый при этом духовных и интеллектуальных исканий, уверился в своей провиденциальной роли и попал под обаяние мистических сект и толков. В высшем обществе, оторванном от национальной духовной культуры поверхностным европеизмом XVIII столетия, как на дрожжах множились масонские ложи и тайные общества.
«Быть может, они и весьма почтенны, но отчего им тогда блюсти тайну?» — недоумевал генерал Ермолов — и по-своему был прав.
В этой среде легко зародились радикальные политические союзы, ставившие перед собой задачу коренным образом изменить политический строй России.
Александр знал о деятельности вольнодумцев почти всё, но не считал себя вправе отдать приказ об их аресте. Ситуация продолжала оставаться двусмысленной до тех пор, пока в 1825 г. государь неожиданно не скончался в Таганроге. Впрочем, легенда гласит, что он лишь бежал от непосильного выбора и под именем старца Федора Кузьмича почти три десятилетия прожил на Урале.
Восстание 14 декабря 1825 г. еще раз раскололо русское общество. Под удар было поставлено само основание государственности — сословный строй.
Так как в мятеже участвовали представители лучших русских фамилий, Николай Первый не мог более опираться на дворянство, веками считавшее службу Отечеству делом чести. Во главу угла государственного строительства был положен бюрократический принцип; центральной фигурой стал чиновник.
Бюрократизация власти не пошла стране на пользу, и, несмотря на множество необходимых начинаний (систематизацию законов, урегулирование правового положения государственных крестьян, финансовую стабилизацию, поощрение отечественной промышленности, науки и технического образования) возрастало взаимное недоверие общества и власти. Следствием этого недоверия стала тенденциозная оценка, которую получила политика и сама фигура Николая Павловича в русской либеральной и наследующей ей советской историографии.
Между тем стабилизация 1830—1840-х гг., когда возможности разрушительных сил были ограничены последовательным и достаточно жестким авторитаризмом, обеспечила расцвет русской науки и культуры, и Пушкин вряд ли лукавил, когда писал в знаменитых «Стансах» Николаю: «Нет, я не льстец, когда царю хвалу свободную слагаю».
К середине XIX в. стало окончательно ясно, что социальный строй империи становится главным тормозом на пути поступательного развития. Николай Павлович прекрасно понимал необходимость освобождения крестьян, но завершить эту работу предстояло его сыну, императору Александру Второму.
Подготовка закона, давшего мужикам волю и лишившая помещиков крепостных, длилась шесть лет, и в этой работе приняли участие лучшие государственные умы России. Крестьяне безвозмездно и навеки получали личную свободу, но должны были в течении 49 лет вернуть казне долг за выкупленные для них земельные наделы.
Крестьянская реформа (1861) стала началом коренного преобразования всей российской жизни.
В 1860—1870-е гг. были введены суд присяжных, всеобщая воинская повинность, новые университетский и цензурный уставы, местное и губернское самоуправление.
К сожалению, общество оказалось не готово к столь масштабным переменам. Власть столкнулась с постоянным ропотом представителей образованных слоев. Оппозиционность воспринималась как исключительная доблесть интеллигента, сотрудничество с правительством могло служить основанием для обструкции в профессорской или журналистской среде.
На этом фоне стали множиться радикальные группы и течения, ставившие своей задачей прямое уничтожение исторической государственности в России.
В 1870-х гг. террористическая организация «Земля и воля» начала охоту за императором и другими высокопоставленными чиновниками. Государственная служба стала смертельно опасной профессией.
После серии неудавшихся покушений 1 марта 1881 г. Александр Второй был убит террористами. «Охота на человека» закончилась. Символично, что царь-освободитель погиб, возвращаясь из Зимнего дворца, где он только что подписал проект министра внутренних дел графа Лорис-Меликова о поэтапном введении конституционного строя и представительских учреждений в России.
Политика Александра Третьего, принявшего власть после убийства отца, естественным образом оказалась реакционной — в смысле реакции на предшествовавшие события. Различные конституционные проекты в 1881—1882 гг. оказались свернуты, и правительство перешло к охранительной политике, пытаясь выстроить отношения между властью и большинством населения, игнорируя мнение «профессоров и журналистов».
Эпиграфом к царствованию можно поставить слова наставника императора, отца судебной реформы К.П.Победоносцева: «Россию следует слегка подморозить».
Последовательная охрана начал национальной жизни, подавление антиправительственных выступлений и высказываний, уверенная и профессиональная защита русских интересов в экономике и внешней политике принесла свои плоды. В крупных городах стало спокойнее, радикалы всех мастей вытеснялись за границу, хозяйство и промышленность интенсивно развивались. И наследник Александра Третьего, последний русский император Николай Александрович, принял власть в относительно благополучной стране.
На исторической дороге западной цивилизации вторая половина XIX и первая треть XX в. были весьма опасным участком. В результате промышленного переворота огромные массы сельского населения хлынули в городские предместья. Это были люди, оторванные от традиционных корней и в то же время чуждые городскому обиходу, современному образованию и культуре. Они легко становились добычей политических манипуляторов и отличались непредсказуемостью социального поведения.
Говоря о том, что «пролетариату нечего терять», Маркс был прав. Европейским государствам предстояло пережить сложные десятилетия.
Положение России оказалось еще серьезнее. Огромная, динамично развивавшаяся страна с десятками хозяйственных и бытовых укладов, лежащая на границах Европы и Азии, не имела устойчивой привычки к размеренной буржуазной жизни.
Царствование Александра Третьего не разрешило, а лишь заморозило самые болезненные вопросы становления национального капитализма. Охранительная политика вообще не способна преодолеть кризис, она может только отложить его.
Экономические трудности начала ХХ в. и проигранная русско-японская война вызвали социальный взрыв, изменивший лицо государства.
Манифест 17 октября 1905 г. гарантировал подданным основные права и свободы. Аграрная реформа Столыпина давала хозяйственную свободу огромным массам экономически активного сельского населения. В стране чувствовалась возможность быстрого и решительного роста, но многочисленные разрывы и расколы предшествующих веков не обещали стабильности.
Устойчивому экономическому положению способствовали казавшиеся почти беспредельными материальные и человеческие возможности России, свобода хозяйственной инициативы, последовательная экономическая политика правительства, державшийся на протяжении более 30 лет положительный итог торгового баланса. Более 70% произведенного национального богатства в ту пору шло на личные нужды граждан. Прирост промышленного производства составил только за период 1908—1913 гг. более 50%.
Однако Первая мировая война разрушила эти перспективы. Ее годы стали непомерным испытанием для русского общества. Не так уж значительны были неудачи на фронтах, но сказывалась ненадежность тыла. В феврале 1917 г. демонстрации домохозяек, возмущенных недостатком хлеба, спровоцировали рабочие и солдатские бунты.
Оппозиционные депутаты Государственной думы воспользовались беспорядками в Петрограде, чтобы потребовать отречения Николая Второго, находившегося в действующей армии. В этой критической ситуации главнокомандующие фронтами отказались поддержать императора, и тот отрекся от престола.
Власть перешла к Временному правительству, неспособному обуздать хаос. Страна стремительно левела, и переворот 25 октября 1917 г. стал естественным следствием развала государственных структур.
Большевики пришли к власти под демагогическими лозунгами. Они обещали мир — через несколько месяцев началась гражданская война, и линия фронта прошла через каждую семью; они предлагали хлеб — и жуткий голод в Поволжье унес миллионы жизней; они сулили землю — и отобрали ее в процессе коллективизации, лишив крестьян паспортов и прикрепив их на тридцать лет к колхозам, фактически возрождая крепостное право.
Провозглашение «республики советов» и псевдомарксистские лозунги оказались лишь ширмой для неограниченной диктатуры коммунистической партии. Во имя утопических идей построения нового «бесклассового» общества в 1917—1922 гг. была уничтожена или вытеснена за рубеж старая русская элита. Рушились семьи, разрывались родственные связи.
Национализация всех богатств России дала Ленину и его сподвижникам неслыханную по масштабам площадку для социального эксперимента. Революционные преобразования таили в себе огромную энергию, — большевики клялись изменить ход истории и облик всего мира. События в России рассматривались ими лишь как прообраз мировой революции.
Однако к началу 1920-х гг. новые хозяева страны вынуждены были вернуться к решению более реальных проблем. Необходимо было развивать собственное государство, — и Иосиф Сталин провозгласил курс «на победу социализма в одной, отдельно взятой стране».
Создание СССР в 1922 г. стало важной вехой в ходе революционного преобразования российской государственности. Троцкий говорил: «Если нас заставят уйти, мы хлопнем дверью так, что вздрогнет весь мир». Именно этот принцип
был заложен в основу так называемого «ленинского плана» создания Советского Союза, восторжествовавшего над идеями федерации, предложенной Сталиным.
По Ленину и Троцкому, Союз оставался нерушимым, пока держалась диктатура единой партии. Но как только эта диктатура ослабевала, местные лидеры неизбежно должны были вспомнить о своем праве на независимость и суверенность.
Восстановление хозяйства и форсированное развитие экономики в 1920—1930-х гг. стало возможным не вопреки, а в известной степени благодаря жесткому политическому режиму. Индустриальная эпоха покровительствовала странам с крайней степенью централизации и обширными военными программами.
Меньше чем за десятилетие в СССР была создана современная тяжелая промышленность, ликвидирована неграмотность. Особенно благоприятно все эти перемены сказались на национальных окраинах — в Закавказье и в Центральной Азии, где и поныне бывшие границы Советского Союза остаются рубежом между цивилизациями.
Трагедии и преступления коммунистической власти — коллективизация, искусственно организованный голод на Украине, репрессии, жертвы Великой Отечественной войны, безумные хозяйственные решения — не должны заслонить от нас уникальных достижений эпохи.
Одержав победу над фашизмом, Советский Союз стал одной из двух ведущих мировых держав, были осуществлены самые амбициозные научные и технические проекты. Однако чем более значительными становились успехи народов России и других республик СССР, тем откровеннее обнажались недостатки социалистической системы как таковой, разрывы и разломы советского общества.
В конце 1970-х — начале 1980-х гг. страну охватил тотальный кризис. Государственные структуры старели, всё труднее было найти компетентных и лояльных исполнителей на ключевые общественные роли.
Среди причин этого кризиса — и переоценка истории СССР, осуществленная Хрущевым в конце 1950-х гг., и новая редакция программы КПСС, обещавшая коммунизм к 1980 г., и «цифровая» революция в технике, посягавшая на святая святых марксизма — пользу и значение физического труда.
Попытки преобразовать советское общество, предпринятые М.С.Горбачевым во второй половине 1980-х гг., еще раз подтвердили, что без жесткой и тотальной диктатуры искусственное государство, созданное Лениным и Сталиным, рушится как карточный домик.
Беловежский договор декабря 1991 г. поставил точку в процессе распада Советского Союза.
Президент Российской Федерации Борис Ельцин провозгласил курс на последовательную либерализацию всех сторон хозяйственной и политической жизни. Однако власти не хватало продуманной стратегии принятия решений. Реформы 1992 г. не обеспечили преодоления кризиса. В 1993 г. страна стояла на пороге гражданской войны.
Однако возврата к прошлому нет. Принятие новой российской Конституции и поражение коммунистов на выборах 1993, 1996 и 2000 гг. показали, что национальные и личные интересы, политические и экономические свободы остаются для большинства наших соотечественников универсальными и решающими ценностями.
Российская Федерация объявила себя правопреемницей Советского Союза. Но на самом деле наше наследие гораздо богаче. Мы наследуем всему тысячелетнему опыту российской истории, и именно от того, насколько удачно удастся нам его совместить с требованиями современности, зависит наше будущее.
3 год обучения
Тема: «Русская культура»
Учебно-тематический план
№ | тема | количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Расцвет Киевской Руси | 12 | 6 | 6 |
2 | Русская культура в 10 – 12 вв. | 12 | 6 | 6 |
3 | Русская культура 13 - 14 века | 12 | 6 | 6 |
4 | Русская культура конца 15 – 16 вв. | 12 | 6 | 6 |
5 | Русская культура 17 века | 12 | 6 | 6 |
6 | Русская культура конца 17 первой четверти 18 в. | 12 | 6 | 6 |
7 | Развитие науки и образования во второй половине 18 столетия | 12 | 6 | 6 |
8 | Русская культура 19 века | 12 | 6 | 6 |
9 | Русская культура 20 века | 12 | 6 | 6 |
108 |
Основное содержание курса
Древняя Русь
Культуру Древней Руси принято называть средневековой или традиционной. Для неё характерны следующие черты:
- Замедленность темпов развития. Важную роль играл опыт предыдущих поколений, традиции.
- Локальность, замкнутость, разобщённость русских земель, вызванная отсутствием экономических интересов в условиях натурального хозяйства.
- Патриотизм, культ сильного и храброго воина-богатыря.
- Очень глубокие нравственные устои.
- Сильное влияние религии.
- Господство в идеологии религиозного мировоззрения.
Несмотря на отличие развития Руси от западноевропейских стран, русская культура развивалась в общем русле европейской культуры.
Культура России XIII—XVII веков
Ключевые особенности культурного развития в тот период:
- Необходимость самоидентификации русского народа и, как следствие, размытие различий между отдельными княжествами и формирование общерусской культуры.
- Возвышение православной церкви как хранительницы культурно-политических традиций русского государства. Прекращение двоеверия.
- Самоизоляция Руси не только от мусульманских, но и от католических стран.
Российская империя
Российская империя в силу исторических обстоятельств на протяжении всего своего существования охотно заимствовала многие элементы западноевропейской культуры и обычаев. И как следствие, в понимании «западного» наблюдателя культурный уровень подавляющего населения России был невысок. Однако, невозможно переоценить вклад ведущих российских деятелей в мировую культуру.
Советское государство
Культура СССР является кумулятивной культурой стран и народностей, проживающей на территории Советского Союза.
Интенсивно развивалось театральное искусство, кинематограф, изобразительное искусство. В отдельные периоды поощрялось развитие культур этнических меньшинств, национальных культур.
Современная история
Современная история культуры в России связана с восстановлением элементов культуры Российской империи и её интеграцией в культурное наследие СССР.
В России производится активное восстановление храмов и религиозных обычаев, возрождается институт меценатства и прочее. Помимо этого в существующую культуру СССР приходят ценности, свойственные Западным и Восточным цивилизациям, например, привносятся традиции популярной культуры западных или чайные церемонии и кухня восточных стран. Проводится много тематических фестивалей, выставок и мероприятий, связанных с культурой. Также в России проводятся ежегодные Молодёжные Дельфийские игры России.
ЛИТЕРАТУРА:
Литература для учителя
- Археологические памятники Оренбуржья. г.Оренбург,1999г
- Альтов В.Г. Города Оренбургской области. Челябинск. 1974г
- Водомонов Н.В. Календарь: прошлое, настоящее и будущее. М.,1987
- Всеволодов И.В. Беседы о фалеристике. Из истории наградных систем. М.,1990
- Дорофеев В.В. Любовь и восток. !988г.
- Кабанова В.Г.. Кинельская чаша. Оренбург, 1999
- Каменцева Е.И. Хронология. М.,1982
- Каменишин И.А. Календарь и хронология. М.,1980
- Кобрин, Леонтьева, Шорин. Вспомогательные исторические дисциплины. М, 1984
- Каменцева Е.И., Устюганов Н.В. Русская метрология. М.,1975
- Куперенко Э.И. Мошнягин Д.И. Нумизматика в школе. М.,1968
- Леонтьева, Шорин, Кобрин. Ключи к тайнам Клио. М.,1994
- Лакнер А.Б. Русская геральдика. М.,1990
- Леонтьева Г.А.. Хронология, археология, геральдика. М., 2000.
- Молчанов А.А. Таинственные письмена первых европейцев. М.,1980
- Мурзаев Э. География в названиях. М.,1982
- Мохунов, Г.А. Герои Оренбуржья / Г.А.Мохунов.-Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2008
- Пронштейн А.П., Кияшко В.Я. Хронология. М.,1981
- Рейсер С.А. Палеография и текстология нового времени. М.,1970
- Соболева Н.А. Старинные гербы российских городов. М.,1985 Соболева Н.А.. Российская городская и областная геральдика XVIII – XIX вв. М., 1981.; Старинные гербы российских городов М., 1985.; Символы России. Очерки истории государственной символики России М., 2003.
- Федоров-Давыдов Г.А. Монеты- свидетели прошлого. М.,1988
- Футорянский Л.И. Оренбуржье - Великой Победе. Оренбург, изд-во Южный Урал, 1994г.
- Щелоков А.А. Свидетели истории. .,1987
- Никонов В.А. Словарь русских фамилий. М.,1993
Литература для детей
- Альтов В. Г «Бугуруслан». Челябинск, Южно-Уральское кн. изд-во, 1990.
- Арсеньев Ю.А.. Геральдика. М., 1997
- Аксенова М Большая детская энциклопедия Аванта+. История России . От древних славян до конца 17 века. 2009г
- Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. М., 2006.
- Михнюк. Л.З Геральдика. Оренбург, 2007. .
- Леонтьева Г.А.. Хронология, археология, геральдика. М., 2000.
- Кабанова В.Г.. Кинельская чаша. Оренбург, 1999.
- А.Б. Лакнер. Русская геральдика. М., 1990.
- Соболева Н.А.. Российская городская и областная геральдика XVIII – XIX вв. М., 1981.; Старинные гербы российских городов М., 1985.; Символы России. Очерки истории государственной символики России М., 2003.
Материалы сети интернет
- http://kraeved.opck.org/index.php
- http://www.orsk-adm.ru — сайт администрации города Орска
- http://admin.orenburg.ru/orenburg/index.htm — сайт администрации Оренбург
- http://www.buzuluk.ru — сайт администрации Бузулук
- http://buzuluk-town.ru — сайт Бузулука
- http://www.kuvandyk.info — сайт города Кувандыка
- http://www.yasnii.narod.ru — сайт города Ясного
- http://www.novotroitsk.org — сайт администрации города Новотроицка
Электронные энциклопедии и словари
- Географические названия Оренбургской области: Краткий топонимический словарь
- Башкортостан. Краткая энциклопедия
- Уральская историческая энциклопедия
П р и л о ж е н и е
Лекционный материал к теме
« Системы счисления времени и историческая хронология»
История — это движение общества во времени. Изучать историю, не изучая ее во времени, нельзя. Этим занимается вспомогательная историческая дисциплина хронология — наука о системах исчисления времени. В начале третьего тысячелетия непросто представить, что наши предки совсем иначе определяли, какой у них идет год.
Читаем в летописи: «В лето 6621. Бысть знамение в солнци в 1 час дня; бысть видити всем людем: остася солнца мало ... месяца марта в 19 день, а луны в 29».
Конечно, вы поняли, что здесь рассказано о солнечном затмении. Ученые-астрономы подтверждают: действительно, это редкое явление имело место в тот год и в тот день.
Но что это за «лето 6621»? Согласно летописи, речь идет о временах Великого князя Киевского Владимира Мономаха, т.е. о начале XII в. Но, чтобы понять, чему соответствует названный в летописи год, нужно знать, что хронология той поры имела свои особенности.
До 1700 г. отсчет лет осуществлялся от мифической даты — сотворения мира. Христианские вероучители утверждали, что акт сотворения мира Богом состоялся за 5508 лет до Рождества Христова. Новая эра начиналась с Рождества.
Как считать? Ответ: 6621 г. — 5508 г. = 1113 г. Это и будет годом описанного затмения солнца.
А почему такой отсчет лет был до 1700 г.? Да потому, что в 1700 г. царь Петр I произвел реформу календаря, издав такой указ:1736. — Декабря 20. Именный. — О праздновании Новаго года.
Великий Государь указал сказать: известно Ему Великому Государю нетолько что во многих Европейских Христианских странах, но и в народах Славянских, которые с Восточною православною нашею Церковью во всем согласны, как: Волохи, Молдавы, Сербы, Далматы, Болгары и самые Его Великаго Государя подданные Черкасы и все Греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно летa свои счисляют от Рождества Христова осьмь дней спустя, то есть Генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую разнь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущаго Генваря с 1 числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век: и для того добраго и полезнаго дела, Указал Великий Государь впредь лета счислять в Приказах и во всяких делах и крепостях писать с нынешняго Генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года. А в знак того добраго начинания и новаго столетнаго века в царствующем граде Москве, после должнаго благодарения к Богу и молебнаго пения в церкви и кому случится в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам знатным людям и у домов нарочитых духовнаго и мирскаго чина перед вороты учинить некоторыя украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно; а людем скудным каждому хотя по деревцу, ветве на вороты, или над храминою своею поставить; и то б то поспело, ныне будущаго Генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению Генваря по 7-й день того же 1700 года.
А какой год по старому летоисчислению был в момент петровской реформы? Посчитайте.
Ответ: 5508 г. + 1700 г. = 7208 г. Но!
1. Надо учитывать, что год начинался не с 1 января, а с 1 сентября, т.е. 4 месяца надо всегда особо учитывать. Зная год и месяц события по счету от сотворения мира, мы должны отнимать цифру 5508 не во всех случаях, а только тогда, когда в документе говорится о событиях с января по август, а с сентября по декабрь надо вычитать уже 5509 лет, учитывая те самые «переходные месяцы».
2. Не всегда в источниках пишут месяц, иногда встречаются глухие указания — в лето такое-то. Условились, что в таких случаях при переводе дают двойную дату. Например, лето 7179 будет означать 1670—1671 гг.
3. Иногда помогает астрономия. Ученые-астрономы составили таблицы всех солнечных затмений. И это помогло историкам определить время похода князя Игоря Святославича на половцев, описанного в «Слове о полку Игореве». Поход Игоря описан в летописях. Однако летописцы привели разные годы — 6693 и 6694, а число и месяц — 1 мая — указано во всех летописях. В «Слове о полку Игореве» говорится о затмении солнца, а, согласно астрономическим данным, затмение произошло 1 мая 1185 г. Таким образом, исследователи утвердились в том, что поход состоялся в 1185 г., или, сосчитайте от сотворения мира: 5508 г. + 1185 г. = 6693 г.
4. Но и это еще не все сложности в хронологии. Случалось в науке и такое, что точной дате событий русской истории соответствуют памятники письменности других народов. Так было, например, с печально знаменитой битвой на Калке, когда русские князья потерпели жестокое поражение от монголо-татарского войска. Летописи указывали противоречивые даты битвы — от 6731 до 6734 г., да и месяцы и дни назывались разные (30 и 31 мая, 16 июня).
В «Истории Государства Российского» Н.М. Карамзина приведено не дошедшее до нас известие, что битва произошла в пятницу, а пятницей были 31 мая 1223 г. и 16 июня 1224 г. Какую же дату предпочесть?
Изучая арабские источники той же эпохи, ученые обнаружили упоминание о битве на Калке под 620 г. мусульманского календаря. При переводе на наше летоисчисление получалось 16 июня 1223 г.
5. Но и это еще не все трудности хронологии.
Хронологические задачи
Вопросы и задания
1. Сколько лет новогодней елке в нашей стране?
2. Посчитайте год своего рождения от сотворения мира.
3. В каком году произошло это событие?
«В лето 6635. По велению князя Всеволода начато строительство церкви каменной святого Иоанна в Новгороде... В то же лето была метель сильная по земле, и по воде, и по хоромам 2 ночи и 4 дня. Того же лета ... на осень побил мороз всю рожь, и был голод всю зиму. Ржи осьминка стоила по полгривны».
«В лето 6748. Правитель Швеции Биргер, услышав о храбрости великого князя Александра Ярославича, задумал победить его или в плен взять и Великий Новгород захватить и всю область новгородскую. Собрал он воинов множество, наполнил корабли и пришел в реку Неву... И пришел вскоре князь Александр, и была сеча великая со шведами. Побили множество бесчисленное шведов, и самому Биргеру возложил Александр печать на лице острым своим копьем. Явились в полк Александра шесть храбрых мужей: Гарвило Олексич, Сбыслав Якунович, Яков Полочанин, Миша, Сава и Радмир...»
Лекционный материал к теме « Метрология»
История движется не только во времени, но и в пространстве. А как определить расстояние? Это всегда интересовало людей. Как же это делалось, скажем, в Киевской Руси, какие меры длины тогда были в ходу? Скупы на сей счет данные источников. Здесь на помощь историкам приходит метрология. Метрология — наука о мерах веса, длины, объема, площади.
Оказывается, расстояния можно определять в... днях. Пройденный путь от одного пункта до другого оценивали по числу дней, необходимых всаднику или пешеходу, чтобы преодолеть это расстояние.
Конечно, кони, всадники, рельеф местности — все неодинаково, поэтому такой подход был приблизителен, но он существовал много столетий.
Известны и своего рода спортивные (с нашей точки зрения) способы измерения расстояний. Так, в описании одного далекого путешествия не раз говорилось о «вержении камня». Это — близкое расстояние, когда до цели взрослый мужчина может добросить камень. Подсчитали, что имеется в виду расстояние примерно 42 м.
Измеряли расстояние также перестрелами — куда долетит стрела, пущенная сильной и умелой рукой. Но вы сами часто встречаетесь с такими мерами длины и веса, как:верста = 2160 м; верста путевая = 500 сажень;
сажень = 216 см; верста межевая = 1000 сажень;
аршин = 72 см; четверть = 18 см;
вершок = 4,5 см.
Эти меры длины были в ходу до XVIII в. В конце XVIII — начале XIX в. специальные правительственные комиссии занялись упорядочением мер и весов. На больших дорогах стали ставить столбы — указатели расстояний в верстах, их можно увидеть близ Бородина. Длину сажени определили в 213 см. Сохранились более мелкие деления на четверти и вершки. К 1833 г. относится изготовление эталонов метрических мер длины в России.
Задания для практической работы по теме « Метрология»
Положите на лист в тетради ладонь с расставленными пальцами и обведите ее контуры.
Учитель вместе с учениками выполняет это задание и наносит разметку (рис. 1). Затем производится объяснение по иллюстрациям с мерами длины и веса (рис. 2, 3).
Задание 2
А теперь с помощью рук покажите меры длины, которые уcлышите в отрывках:1. Вижу один островок небольшой —
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Н.А. Некрасов
2. Гой вы еси, удалы добры молодцы!
Видел я Тугарина Змеевича,
В вышину ли он, Тугарин, трех сажень...
3. ...Он ведь мечет все палицу тяжелую,
Он ведь мечет-то палицу сорока пудов.
Сколько килограммов весила палица богатыря Ильи Муромца?
4. «В сердцевине цветка что-то щелкнуло, и он раскрылся. Это был в самом деле большой тюльпан, но в чашечке его сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, ростом всего ...».
С помощью рук покажите, какого роста была эта девочка.
Домашнее задание
1. Выучить определение понятий хронология и метрология.
2. Подобрать пословицы и поговорки, в которых упоминаются изученные на уроке меры веса и длины.
3. Посчитать от сотворения мира даты: Ледовое побоище, отмена крепостного права, война с Наполеоном.
Контрольная работа по «Вспомогательным историческим дисциплинам»
Вариант 1.
Задание 1. Дайте определение следующим понятиям:
Исторический источник – это
Устав – это
Пергамент – это
Нумизматика – это
Монетная легенда – это
Государственный герб – это
Юлианский календарь – это
Антропоним – это
Генеалогическое древо – это
Задание 2. С чем связано возникновение письменности у восточных славян? Назовите внешние признаки письменных источников Древней Руси.
Задание 3. Опишите пути формирования топонимов.
Задание 4. Назовите и опишите законы генеалогии.
Контрольная работа по «Вспомогательным историческим дисциплинам»
Вариант 2.
Задание 1. Дайте определение следующим понятиям:
Вспомогательные исторические дисциплины – это
Скоропись – это
Кириллица – это
Метрология – это
Монетная стопа – это
Девизная лента – это
Тропический год – это
Григорианский календарь – это
Топонимический субстрат – это
Задание 2. С чем связано появление первых гербов? Какие формы геральдических щитов вы знаете? Назовите основные геральдические цвета и металлы.
Задание 3. Как принятие христианства повлияло на русскую антропонимическую систему?
Задание 4. Чем характеризуется безмонетный период в истории русского денежного обращения?
Контрольная работа по «Вспомогательным историческим дисциплинам»
Вариант 3.
Задание 1. Дайте определение следующим понятиям:
Нумизматика – это
Глаголица – это
Полуустав – это
Лигатура – это
Щит геральдический – это
Календарь – это
Реальная эра – это
Топоним – это
Родословная – это
Задание 2. С чем связано появление первых русских фамилий?
Задание 3. Что легло в основу создания древнейших календарей? В чем заключаются различия между Юлианским и Григорианским календарями?
Задание 4. Метрология древнерусского государства.
Контрольная работа по «Вспомогательным историческим дисциплинам»
Вариант 4.
Задание 1. Дайте определение следующим понятиям:
Этноним – это
Генеалогия – это
Лунный календарь – это
Герольд – это
Монетная легенда – это
Палеография – это
Заставка – это
Внешняя критика исторического источника – это
Генеалогическая роспись – это
Задание 2. Назовите и охарактеризуйте основные версии происхождения двуглавого орла в гербе России.
Задание 3. Что является предметом и объектом изучения генеалогии? Выделите основные направления в генеалогическом исследовании?
Задание 4. Метрология периода феодальной раздробленности Руси.
Тест по дисциплине «Вспомогательные исторические дисциплины».
- Геральдика – это:
А) наука о печатях;
Б) наука об эмблемах;
В) наука о гербах.
- Что было изображено на печати Ивана III 1497 г.:
А) всадник, поражающий копьем змия и двуглавый орел;
Б) всадник-змееборец на груди двуглавого орла;
В) двуглавый орел.
- Основным гербовым полем является:
А) намет;
Б) щит;
В) корона.
- К геральдическим металлам относят:
А) серебро и золото;
Б) платину и золото;
В) медь и олово.
- Щит, разделенный по горизонтали называется:
А) рассеченным;
Б) пересеченным;
В) рассечено-пересеченным.
- Естественные или легендарные фигуры, поддерживающие щит с боковых сторон это:
А) щитодержатели;
Б) намет;
В) сень.
- Девиз в гербе располагается на:
А) щите;
Б) девизной ленте;
В) шлеме;
- Печать – основной объект изучения такой вспомогательной дисциплины как:
А) вексиллография;
Б) метрология;
В) сфрагистика.
- Бонистика занимается изучением:
А) бумажных денег;
Б) металлических денег;
В) облигаций.
- Остатки прошлого, которые связаны с деятельностью людей и отражают историю человеческого общества это:
А) исторический источник;
Б) архитектурное сооружение;
В) археологические находки.
- Наука, исследующая внешние признаки рукописного источника называется:
А) источниковедение;
Б) палеография;
В) сфрагистика.
- Уставом писали в:
А) IX-XIV вв.
Б) XVI-XVIII вв.
В) XIX в.
- Беглое, ускоренное письмо, отличающееся раскованностью в написании букв, называется:
А) уставом;
Б) полууставом;
В) скорописью.
- Реверс- это:
А) оборотная сторона монеты;
Б) лицевая сторона монеты;
В) ребро монеты.
- В нумизматике легендой является:
А) сказание о монетном кладе;
Б) надпись на монете;
В) изображение государственного символа на монете.
- Попытка введения бумажных денег впервые была предпринята в царствование:
А) Петра I;
Б) Екатерины I;
В) Екатерины II.
- Хронология изучает:
А) системы времяисчеления;
Б) эры;
В) исторические события.
- Первая реформа календаря в Западной Европе была проведена:
А) Григорием XIII;
Б) Юлием Цезарем;
В) Константином Багрянородным.
- До календарной реформы Петра I, времяисчесление в русском государстве велось от:
А) Рождества Христова;
Б) сотворения мира;
В) рождения бога Перуна.
- Этнонимика изучает:
А) названия народов;
Б) имена собственные;
В) теонимы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая мастерская, дополнительная образовательная программа
Дополнительные образовательные программы самостоятельно составленные, имеют широкие спектры применения, апробированны и актуальны....
Дополнительная образовательная программа "Кукольная мастерская"
Программа «Кукольная мастерская» является модифицированной, так как разработана на основе опыта отечественных мастеров кукольников, методической литературы.Дополни...
Дополнительная общеобразовательная программа интеллектуальной школы «Созвездие» по историко- краеведческому направлению для учащихся 7-9 классов
Программа предназанчена для развития творческих способностей учащихся, совершенствования навыков решения творческих и занимательных задач по истории и формирования логического мышления, памяти, вниман...
Дополнительная образовательная программа «Общефизическая подготовка» для обучающихся 11-12 лет с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Дополнительная образовательная программа «Общефизическая подготовка» направлена на разностороннюю физическую подготовку обучающихся с УО преимущественно оздоровитель...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Чудесная мастерская» (для детей 7-18 лет)
Программа разработана с учетом специфики работы с детьми в социально-реабилитационном центре. В основе программы «Чудесная мастерская» лежит идея использования потенциала ...
Дополнительная образовательная программа "Знатоки дорожной азбуки"
Дополнительная общеобразовательная программа "Знатоки дорожной азбуки" предназначена для получения углубленных знаний по правилам дорожного движения....
Дополнительная образовательная программа "Творческая мастерская"
Дополнительная образовательная программа "Творческая мастерская" разработана для воспитанников 7 - 18 лет, реализуется в детском доме. Сосавитель программы инструктор по труду....