Рабочая программа объединения дополнительного образования «Художественная мастерская» 7-11 классы
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Рабочая программа «Художественная мастерская» призвана ознакомить с главными особенностями основных техник живописи и графики.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новоусманского муниципального района Воронежской области
«Никольская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано» Зам. директора по УВР Е.Н.Акимова «___»_________2017 г. | «Утверждаю» Директор М.Г.Фурсова «___» ________2017 г. |
Рабочая программа
объединения дополнительного образования
«Художественная мастерская»
7-11 классы
2017-2018 учебный год
Разработчик:
Лахина Н.А.
учитель ИЗО ВКК
Поселок 1 отд. с/за «Масловский»
2017 г.
Пояснительная записка
Предлагаемая программа адресована обучающимся 7-11 классов общеобразовательной школы.
Объединение «Художественная мастерская» относится к образовательной области – «Искусство».
Рабочая программа кружка «Художественная мастерская» соответствует Государственному образовательному стандарту 2004 г., составлена с учетом примерной программы по «Изобразительному искусству», утвержденной Министерством образования и науки РФ. Программа составлена на основе авторской. Составитель Аксенова Инна Владимировна.
Общая характеристика учебного предмета
Изобразительному искусству доступен весь мир чувств, переживаний, характеров, взаимоотношений, тончайшие наблюдения натуры и самый смелый полёт фантазии, вечные идеи, мгновенные впечатления и тончайшие оттенки настроений. Специфика технических основ каждого из видов изобразительного искусства способствует раскрытию всего спектра этого мира посредством собственных, своеобразных приёмов, открывая широчайшие возможности перед творящим человеком.
Рабочая программа кружка «Художественная мастерская» призвана ознакомить с главными особенностями основных техник живописи и графики.
В процессе изучения данного курса предполагается реализация не только познавательных, образовательных, но и воспитательных, и творческих задач.
Содержание программы складывается из последовательного рассмотрения основных техник живописи, материалов, изучения своеобразия художественного языка и специфических приёмов. Программа предусматривает краткие обращения к истории техник изобразительного искусства.
Кроме теоретической части, программа предполагает включение разнообразной практической работы: освоения основ отдельных техник (например, акварели, пастели и гуаши в живописи) и выполнения творческих работ с их использованием.
Рабочая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения. Являясь наиболее доступным для детей, художественное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
В области живописи заложены большие возможности для эстетического и художественного воспитания учащихся, дети постигают законы цвета и колорита, фактуры и формы, в графике – образный язык, основой которого являются точка и линия, плоскость и пространство.
Рабочая программа предполагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью.
Освоение материалов в основном происходит в процессе творческой деятельности детей. Работа в материале в области изобразительного искусства будет осуществляться в технике живописи и графики. Для живописи предлагается использовать гуашь, акварель, пастель, для графики – карандаш, тушь, гелиевую ручку.
Работая в детском объединении, учащиеся не только создают индивидуальные работы в области живописи, графики, но и участвуют в различных художественных конкурсах.
Программа позволяет получить возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования, синтезу обучения и воспитания.
Основная идея программы является воспитание человека – человека всесторонне и гармонически развитого. Важным здесь является необходимость эстетического воспитания подрастающего поколения.
Цель данной программы — способствование всестороннему развитию личности учащегося и его введению в художественную культуру, формирование у него готовности и способности к самостоятельному духовному освоению подлинных общечеловеческих и национальных ценностей, стимулирование раскрытия его творческого потенциала.
Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей, создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Задачи программы:
Обучающие:
- знакомство с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
- обучение основам рисования с натуры, по памяти и по воображению;
- знакомство с графическим наследием выдающихся художников прошлого и настоящего, ролью рисунка в их творчестве.
Развивающие:
- развивать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа, внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление и самоанализ;
- создание условий для развития творческого потенциала ребенка, его познавательной активности.
Воспитательные:
- создание комфортной среды педагогического общения между педагогом и воспитанниками;
- осуществление трудового и эстетического воспитания школьников;
- воспитание в детях любови к родной стране, ее природе и людям.
Основные формы занятий:
- практические занятия;
- индивидуальная деятельность;
- лекционные занятия;
- выставки творческих работ.
Методы обучения:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция);
- наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу);
- практический (выполнение работ и упражнений).
Виды художественно-творческой деятельности:
- ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность;
- изобразительная деятельность (основы художественного изображения);
- декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративно-прикладного искусства);
- художественно-конструкторская деятельность (элементы дизайна и архитектуры);
- художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.
Сроки реализации программы
Рабочая программа рассчитана на 1 год обучения.
Курс рассчитан на 2 часа в неделю. При 34 учебных неделях в год – 68 часов.
Система оценки достижений учащихся:
- учится ставить цели и искать пути их достижения;
- привлекается к открытию новых знаний;
- обучается приемам работы в группах;
- обучается самопроверке;
- учится самостоятельно выбирать критерии для оценки;
- учится отстаивать собственное мнение и уважать мнения других;
- учится сотрудничеству между учениками, учениками и учителем.
Формы контроля
- устный контроль – по итогам занятия вызываю ученика, который на выставке выбирает наиболее удачные работы и объясняет, почему это так.
- Взаимоконтроль – способные ученики во время занятий помогают отстающим в работе.
- Самоконтроль – умение самостоятельно исправлять ошибки.
Результаты освоения
Личностные результаты:
- в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
- в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественной деятельности;
- в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты:
- умения видеть и воспринимать художественные культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
- обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическом содержанием;
- формирование мотивации и умения организовать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
- в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
- в ценностно-эстетической сфере – умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
- в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в разных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
- в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Выпускник научится
- получать цветовые оттенки
- использовать знания о контрасте цветов
- выражать чувства, настроение в рисунке
- создавать образ человека
- придумывать узоры
- изображать лицо человека
- изображать животных
- работать в жанре натюрморт
- работать в жанре пейзаж
- придумывать образы, фантазировать
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, композиция, ритм);
Учащиеся получат возможность научиться:
- определять средства выразительности (линия, цвет, композиция);
- создавать индивидуальные и парные работы;
- выполнять мазки кистью;
- выразительно выполнять рисунки;
- использовать разнообразные художественные материалы;
- использовать знания по композиционному решению;
- видеть и передавать красоту действительности;
- воплощать в жизнь идею, замысел.
Тематический план
№ | Тема раздела | Содержание | Колич. часов |
1 | «Живопись По - сырому» | 1-4. Цветы у раскрытого окна. 5-8. Цветы и фрукты 9-12. Букет с настроением 13-15. Времена года. Осень. 16-18. Осенний пейзаж. Солнечный день | 18 |
2 | «Гризайль» | 1-3. Пасмурное небо 4-6. Закат 7-9. Разнообразие пород и форм деревьев 10-11. Дремучий лес 12-14. Архитектура и пейзаж | 14 |
3 | «Смешанная техника» | 1-4. Создание композиции из овощей и фруктов 5-8. Создание композиции из цветов 9-11. Дождливый день. 12-14. Гроза. 15-17. Передача настроения в пейзаже 18-20. Пейзаж с проработкой деталей на переднем плане | 20 |
4. | «Спецэффекты» | 1-3.Горный пейзаж 4-6. Сельский пейзаж 7-9. Городской пейзаж 10-12. Человек и природа 13-14. Весенний пейзаж с радугой 15-16. Память о военных тех годах | 16 |
Всего 68 ч. |
Содержание
1 Тема: «Живопись по - сырому»
Суть этого приема заключается в том, что краска наносится на предварительно смоченный водой лист. Степень его влажности зависит от творческого замысла, но обычно начинают работать после того, как вода на бумаге перестанет «блестеть» на свету.
Такой способ работы позволяет получить легкие, прозрачные цветовые оттенки с мягкими переходами. Основная трудность при работе «по-сырому» кроется как раз в главном достоинстве акварели - текучести. При наложении красок этим методом результат нередко зависит от капризов растекающихся по мокрой бумаге мазков, которые в процессе творчества могут получаться далеко не такими, как хотелось изначально. При неаккуратном исправлении может появиться определенная замызганность и грязь. Поэтому данный способ работы воспеитывает в учащихся самоконтроль, умение свободно владеть кистью и учит выявлять гармоничные цветовые сочетания.
2 Тема: «Гризайль»
По используемой цветовой палитре можно условно выделить многоцветную классическую и монохромную акварель – гризайль. В гризайли используются различные тона одного цвета, поэтому данная техника помогает наглядно показать обучающимся, что такое тон, насыщенность и контрастность.
Изучение данной техники позволяет научить детей работать в ограниченной цветовой гамме и больше акцентироваться на форме и объеме предметов. Кроме того развить мелкую моторику и укрепить руку, так как из-за своей монохромности гризайль требует особой тщательности и аккуратности.
Изучение данной техники позволяет научить детей работать в ограниченной цветовой гамме и больше акцентироваться на форме и объеме предметов. Кроме того развить мелкую моторику и укрепить руку, так как из-за своей монохромности гризайль требует особой тщательности и аккуратности.
3 Тема: «Смешанная техника»
Существуют и широко применяются детьми на уроках композиции станковой и основах изобразительной грамоты техники, когда акварель смешивают с другими красящими материалами – белилами (гуашью), акварельными карандашами, пастелью, тушью. Хотя результаты бывают весьма впечатляющими, такие техники не являются «чистыми». Можно попробовать с детьми различные варианты. Технику, как правило, задает общий творческий замысел работы и предрасположенность ребенка к тому или иному материалу. Образы получаются запоминающими и яркими, кроме того дети очень любят экспериментировать, пробовать что-то новое.
4 Тема: «Спецэффекты»
Во время работы акварельными красками можно использовать различные «спецэффекты». Наиболее популярные и часто используемые – это применение соли, пищевой пленки и набрызга. Учащиеся, уже имея определенный опыт, сами предлагают какой прием можно применить в каждой конкретной работе. Применение подобных «спецэффектов» делают процесс создания творческой работы более интересным и захватывающим для детей. Они испытывают удивление, что при создании художественного образа можно применять не только краски и кисти, но и предметы казалось бы далекие от изобразительного искусства - соль, пленка, зубная щетка и пр. Такие уроки надолго запоминаются и вызывают бурю эмоций у детей. Они учатся находить художественный образ в хаотическом распределении цветовых пятен, развивают фантазию, воображение, творческое мышление.
Например, кристаллики крупной соли, нанесенные поверх влажного красочного слоя, впитывают в себя часть пигмента, в результате оставляя на бумаге неповторимые разводы, движущиеся тональные переходы. Таким образом, можно создать в работе воздушную среду, украсить луг цветами, небо звездами, показать брызги воды и пр.
Интересный эффект дает обычная пищевая пленка. Лист покрывают красочным слоем, и пока он не высох, плотно прижимают мятую пленку. В результате получаются неповторимые разводы – зелень, небо, море или просто абстрактная, композиция в которой дети пытаются разглядеть и подчеркнуть какие-то образы.
Набрызг – это самый простой из приемов. Но на занятиях «Художественная мастерская» композиции работ усложняются, цветовые сочетания становятся богаче. Эффектно используется набрызг по трафаретам. В сложных сюжетных композициях или пейзажах можно тоже использовать этот прием, но надо проследить за тем, что бы учащиеся были предельно аккуратны. Частички раствора краски практически бесконтрольно разлетаются по бумаге и легко можно испортить работу, переборщив с интенсивностью данного эффекта.
Список рекомендуемой литературы
1. Краткий словарь художественных терминов. Н. Сокольникова, Обнинск издательство «Титул» 1996 г.
2.Основы композиции. Н.М. Сокольникова. Обнинск Издательство «Титул» 1996 г
3.Основы рисунка. Н.М. Сокольникова. Обнинск Издательство «Титул» 1996 г
4.Основы живописи. Н.М. Сокольникова. Обнинск Издательство «Титул» 1996 г
5. работа с красками в школе. З. Масленникова, Ленинград 1959 г.
Материально-техническое обеспечение
Учебные презентации
- Как современные художники передают состояние природы
- Натюрморт
- Графический пейзаж
- Русская пейзажная живопись
- Энциклопедия русской природы в пейзажах И. И. Шишкина
- Пленэр
- Правила линейной и воздушной перспективы
- Изображения эмоций
- Портрет
- Творчество Ван-Гога
- Морской пейзаж
- Импрессионизм
- Творчество Исаака Левитана
Интернет ресурсы
- «Библиотекарь.ру» http://www.bibliotekar.ru/
- http://www.uchetelyam.su/izo/38663-v-mire-prekrasnogo.html
Технические средства обучения
- Компьютер
- Мультимедиа
- Магнитофон
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования. Логопедические занятия для коррекционных классов VII вида.
Задачи рабочей программы:- практическая реализация компонентов федерального государственного образовательного стандарта в коррекционной работе на голопедических занятиях;- определение содержания, объе...
Рабочая программа дополнительного образования детей "Искусство рукоделия" 5 класс
Программа построена таким образом, чтобы у детей сложилось представление о рукоделии, его роли, исторических корнях и происхождении различных видов искусства. Кроме то...
Рабочая программа дополнительного образования по математике для 5 класса
кружок по математике....
Рабочая программа дополнительного образования "Художественное валяние из шерсти"
Рабочая дополнительная общеобразовательная программа "Художественное валяние из шерсти"...
Рабочая программа дополнительного образования «Занимательный английский язык» 5 класс
Особенности содержания курса обусловлены возрастной спецификой развития личности школьника. Учёт возрастных особенностей учащихся 5 класса обеспечивается личностно ориентированным и деятельностным под...
Авторская рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности "Смастеримка"
Авторская рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности "Смастеримка" с календарно-тематическим планированием.Работа в кружке «Смастеримка&raq...
Программа дополнительного образования "Художественная мастерская"
Программа дополнительного образования "Художественная мастерская"...