Технологическая карта урока технологии 6 класс «История костюма. Женская рубаха Тамбовской губернии конца18 начала19 века ».
план-конспект урока по технологии (6 класс)
Класс: 6 «А»
Время: 45 минут
Педагогические цели | Закрепить знания по теме плечевое изделие |
Задачи | обучения – научить классифицировать плечевые изделия, познакомится с женским костюмом Тамбовской губернии конца 18 начала19 века. развития – способствовать формированию работы с информацией, инструкционными картами, чертежными принадлежностями . воспитания – сформировать интерес к предмету и любовь к малой Родине. |
Тип урока | Постановка и решение поставленных задач |
Методы и формы обучения | Обьяснительно-иллюстрационный; практический/ индивидуальная фронтальная. |
Планируемые результаты (предметные) | Научаться выбирать для решения поставленных задач нужную информацию, анализировать и систематизировать полученные знания, самостоятельно выполнять творческие задания, решать технологические задачи. |
Личностные Результаты | Проявляют интерес к творческой деятельности |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: научаться принимать и сохранять учебную задачу урока; планировать и регулировать свою деятельность, оценивать правильность выполнения учебной задачи. Познавательные: научаться находить необходимую информацию из различных источников, наблюдать, сравнивать, рассуждать; Коммуникативные: научаться формировать ответы на вопросы, вести небольшой познавательный диалог по теме урока. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Понятие о женская рубахи. Виды и назначение рубахи. Отделка и значение вышивке. Культурно-исторические традиции тамбовской Губернии конца 18 начала 19 века. |
Образовательные ресурсы и оборудование | Рабочая тетрадь, образцы женской, девичей и детской рубахи, компьютерная презентация, простой и цветные карандаши, ластик, линейка, мультимедийное оборудование. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_istoriya_kostyuma.zhenskaya_rubaha.docx | 27.13 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ СОШ №24 г. Тамбов
Учитель технологии
Колесникова Екатерина Валентиновна
Тема урока: «История костюма. Женская рубаха Тамбовской губернии конца18 начала19 века ».
Класс: 6 «А»
Время: 45 минут
Педагогические цели | Закрепить знания по теме плечевое изделие |
Задачи | обучения – научить классифицировать плечевые изделия, познакомится с женским костюмом Тамбовской губернии конца 18 начала19 века. развития – способствовать формированию работы с информацией, инструкционными картами, чертежными принадлежностями . воспитания – сформировать интерес к предмету и любовь к малой Родине. |
Тип урока | Постановка и решение поставленных задач |
Методы и формы обучения | Обьяснительно-иллюстрационный; практический/ индивидуальная фронтальная. |
Планируемые результаты (предметные) | Научаться выбирать для решения поставленных задач нужную информацию, анализировать и систематизировать полученные знания, самостоятельно выполнять творческие задания, решать технологические задачи. |
Личностные Результаты | Проявляют интерес к творческой деятельности |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: научаться принимать и сохранять учебную задачу урока; планировать и регулировать свою деятельность, оценивать правильность выполнения учебной задачи. Познавательные: научаться находить необходимую информацию из различных источников, наблюдать, сравнивать, рассуждать; Коммуникативные: научаться формировать ответы на вопросы, вести небольшой познавательный диалог по теме урока. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Понятие о женская рубахи. Виды и назначение рубахи. Отделка и значение вышивке. Культурно-исторические традиции тамбовской Губернии конца 18 начала 19 века. |
Образовательные ресурсы и оборудование | Рабочая тетрадь, образцы женской, девичей и детской рубахи, компьютерная презентация, простой и цветные карандаши, ластик, линейка, мультимедийное оборудование. |
Организационная структура урока
Этапы урока | Форма, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма контроля | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1.Орг. момент | Фронтальная. Словестный. | - Приветствие учащихся. Проверка по списку учащихся, запись отсутствующих. - Проверка готовности учащихся к уроку | Готовятся к уроку. | Повторяют пройденный материал на прошлом уроке | Готовность учащихся к уроку |
2.Проверка домашнего задания | Фронтальная. Словестный, наглядный | - Проверка домашнего задания мы проведем в необычной форме. В нашем волшебном квадрате зашифрованы слова и понятия, с которыми мы познакомились изучая тему «Плечевая одежда».(приложение 1) Учащиеся выполняют задание, контролирует и направляет. | Отвечают на вопросы, отгадывают загадки | Выбирают правильные варианты ответа, закрепляют пройденный материал | Правильный выбор ответов на задание |
3. Подготовка изучению нового материала | Фронтальная. Словестный, наглядный. Вводная беседа | - На прошлых уроках мы научились снимать мерки, строить чертеж основы плечевого изделия с цельнокройным рукавом, с помощью моделирования создавать различные виды ночной сорочки. Чтобы закрепить полученные знания мы познакомимся историей одежды, которую носили в Тамбовской губернии в конце 18 и начале 19 века. Но прежде чем начать, давайте вспомни что такое плечевая одежда? - Какие виды плечевой одежды вы знаете? -Какие мерки нужны для построения чертежа основы плечевого изделия с цельнокройным рукавом? | Отвечают на вопросы, определяют цель деятельности на уроке | Принимают учебную задачу, определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью вопросов учителя | Беседа по вопросам |
4.Изучение нового материала | Фронтальная. Словестный, наглядный Беседа о женской рубахе Тамбовской губернии конца 18 начала19 века, виды и назначение рубахи, отделка и значение вышивке на ней. | Демонстрирует компьютерную презентацию по теме урока, сопровождая объяснением. Записать в тетрадь основных понятий и термины. - Сегодня на уроке мы немного окунемся в историю костюма, поговорим о женской рубахе Тамбовской губернии конца 18 начала 19 века, узнаем из каких материалов ее шили, и как украшали В конце урока будет интересная творческая работа. Так что, внимательно слушайте и смотрите. На Руси по одежде можно было определить, из какой губернии этот человек (Тамбовской, Воронежской, Орловской, Курской, Рязанской, Смоленской). Основой костюма наших предков была домотканая рубаха. Само слово происходит от корня «руб» - кусок ткани, ведь слово «рубить» когда-то имело ещё значение «резать». Прямоугольный кусок ткани перегибали пополам, вырезали отверстие для головы и скрепляли поясом. Позже спинку и переднюю часть рубахи стали сшивать и добавили рукава. В древности в качестве первой пелёнки сыну служила рубаха отца, дочери – рубаха матери. Рубашки детям шили не из нового холста (полотна), а из старой одежды родителей. Рубашка из старой поношенной материнской мягче, она хранит тепло материнского тела. Выбрасывать старую одежду считалось грехом, как и покупать (шить) лишнее. Свою рубаху нельзя было продавать, считалось. Что заодно с рубахой продашь и своё счастье. По этому всегда так ценились люди, готовые отдать ( подарить ) последнюю рубаху. Женская рубаха от мужской отличалась длиной до пят. Её изготовляли с прямым вырезом на груди, без воротника или с низким воротником-стойкой. Также отличались подателям кроя с прямыми и косыми поликами( вставками в верхней части). В Тамбовской губернии носили рубахи с косыми поликами из красной однотонной или набивной ткани. Рубаха - шилась из белого льняного или конопляного полотна. Украшалась вышивкой, особенно ворот, оплечья, грудь и подол, оберегающий женщину от «сглаза». Чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее её владелица, а касаясь до земли подолом, женщина получала жизненную силу от неё. В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли. Узор изображался из стилизованных растений, цветков, веток. Прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная - воду; огонь, солнце – изображались крестом. Цвета используемые в основном были: красный и белый, черный, золотой, реже зеленый, голубой, желтый. С развитием промышленности для отделки использовались атласные ленты, сутаж, бисер. Различались рубахи по назначению: -нижняя (нательная) и верхняя. В свою очередь верхняя могла быть: повседневной, праздничной, свадебной, и траурной. Повседневную украшали скромно, праздничная и свадебная отличались богатой отделкой. | Слушают объяснение, смотрят презентацию, записывают основные термины и понятия | Принимают и сохраняют учебную задачу, проявляют познавательный интерес, умеют наблюдать и сравнивать | Беседа по вопросам |
Физкультминутка | Коллективная Практическая | Упражнения (сидя за партой):
| Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления | Правильное выполнение движений |
5.Закрепление знаний и способов действий | Фронтальная, индивидуальная. Словестный, наглядный, практический Практическая работа. Работа по учебнику (стр.161) | - Для того чтобы закрепить полученные знания на уроке мы выполним эскиз женской рубахи. Сейчас каждая из вас получит лист, с уже нарисованным контуром женской рубахи, на основе которого вы выполните задание. На всю работу вам отводиться 15 минут. Время пошло, можете приступать. Наблюдение при необходимости оказывает помощь в выполнении задания | Выполняют предлагаемые задания, анализируют результаты работы | Владеют приемами работы с ручными инструментами. Осуществляю самоконтроль. | Практическая работа |
6. Рефлексия учебной деятельности (итог) | Фронтальная. Словестный. Беседа | По окончанию делаем выставку работ на стенде, оцениваем работу учащихся. Выявляем ошибки и недочеты, если есть. - Что нового вы узнали на уроке? -Понравился ли вам урок? | Слушают учителя, одноклассников; | Подводят итоги урока, оценивают свою деятельность на уроке | Оценивание учащихся за работу на уроке. Устные ответы |
Домашнее задание | Фронтальная. Словестный. | Выучить записи в тетради, принести ткань, инструменты и приспособления для раскроя плечевого изделия. | Записывают домашнее задание. Слушают объяснение учителя | Выделяют главную информацию | Наблюдение |
Используемая литература:
- Технология. 6 класс: рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику А.Т.Тищенко, Н.В. Синцы, В.Д. Симоненко. Модифицированный вариант для неделимых классов /авт.- сост. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2017г. – 207с.
- Технология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / [Н.В. Синица, П.С. Самородский, В.Д.Симоненко и др. ]. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана- Граф, 2015.-208с.: ил.
- Интернет ресурсы:
https://oren-reader.livejournal.com/3361569.html
https://infourok.ru/prezentaciya-kostyum-tambovskoy-gubernii-2001791.html
http://www.myshared.ru/slide/627419/
Приложение 1.
М | О | Д | Е | Л | И | Р | О |
У | Л | Б | Р | У | К | А | В |
З | К | А | М | Е | Л | В | А |
Ч | Т | А | Л | А | Х | И | Н |
Е | Р | Т | М | Е | Р | К | И |
П | А | Ё | Ж | Г | О | Р | Е |
Р | К | Н | И | П | С | Л | О |
И | Л | И | А | А | Н | И | В |
П | К | Н | К | Е | К | О | Ш |
У | С | Е | Й | Л | А | Л | Е |
Ш | Ё | Л | К | Ь | Т | С | Р |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...
Технологическая карта урока 7 класс история
Используется при работе с ФГОСами, формируются УУД. Особо выделена работа учащихся и учителя на уроке....
Технологическая карта урока №1 по истории России 6 класс ( к учебнику Андреева И.Л. "История России с древнейших времен до XVI в." )по теме:" Введение. Человек и история"
Педагогическая цельпознакомить учащихся с целями, задачами и предметом курса «История России с древнейших времен до начала XVI в.», а также структурой учебника и основными приемами учебной деятельнос...
Технологическая карта урока технологии для 5 класса по теме: «Тонколистовой металл и проволока. Искусственные материалы» в технологии развивающего обучения
Технологическая карта урока технологии по ФГОС...
Технологическая карта урока по предмету "История" 7 класс раздел "Всеобщая история". Тема урока: "Индия. Империя Великих Моголов"
Материал содержит технологическую карту урока в соответствии с требованиями ФГОС. Урок занимает определенное место в теме: "Страны Востока в XVI-XVII веках....
Технологическая карта урока технологии « Индустриальные технологии » 8 класс
Технологическая картаурока технологии« Индустриальные технологии » 8 класс...
Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6) Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"
Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6)Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"...