Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида
план-конспект урока (7 класс) по теме
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения их к национальным и культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. История Отечества в коррекционной школе для обучающихся с ОВЗ рассматривается как учебный предмет, в котором заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с ОВЗ к жизни, специально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
Таким образом, История Отечества является эффективным средством развития личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Урок истории Отечества по теме «Русь под монголо-татарским игом» разработан для обучающихся 7 класса на основе программы специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида под редакцией О.И. Бородина, В.М. Мозгового с использованием учебника История России (7 класс, авторы учебника Б.П. Пузанов, О.И. Бородина, 2005 г.).
Урок № 4 из раздела № 5 «Борьба Руси с иноземными завоевателями» календарно- тематического планирования по истории Отечества.
Цель урока:
Обобщение и систематизирование знаний по теме «Героическая борьба русских людей против монголо - татар»; формирование представлений о монголо-татарском иге и его последствий для русского народа.
Задачи:
Образовательные: обобщить и систематизировать знания у обучающихся о борьбе русского народа против монголо-татар, сформировать представление о «монголо-татарском иге»; познакомить с последствиями монголо - татарского ига для русского народа.
Коррекционно - развивающие: работать над формированием исторического словаря обучающихся; развивать умение ориентироваться по карте; развивать операции обобщения и классификации.
Воспитательные: воспитывать научное мировоззрение; формировать положительную мотивацию к обучению.
Тип урока: комбинированный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 134 КБ |
Предварительный просмотр:
Русь под монголо-татарским игом
(технологическая карта урока)
Исполнитель:
Колбасина Елена Сергеевна,
учитель истории муниципального казенного
(специального) коррекционного образовательного
учреждения для обучающихся воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья-
специальной (коррекционной) общеобразовательной школы
VIII вида № 9 Мысковского городского округа
Содержание
- Введение……………………………………………………………………3
- Технологическая карта урока истории Отечества по теме «Русь под монголо-татарским игом»,7 класс………………………………..……… 7
- Список литературы……………………………………………………… 15
Введение
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения их к национальным и культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. История Отечества в коррекционной школе для обучающихся с ОВЗ рассматривается как учебный предмет, в котором заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с ОВЗ к жизни, специально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
Таким образом, История Отечества является эффективным средством развития личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Урок истории Отечества по теме «Русь под монголо-татарским игом» разработан для обучающихся 7 класса на основе программы специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида под редакцией О.И. Бородина, В.М. Мозгового с использованием учебника История России (7 класс, авторы учебника Б.П. Пузанов, О.И. Бородина, 2005 г.).
Урок № 4 из раздела № 5 «Борьба Руси с иноземными завоевателями» календарно- тематического планирования по истории Отечества.
Цель урока:
Обобщение и систематизирование знаний по теме «Героическая борьба русских людей против монголо - татар»; формирование представлений о монголо-татарском иге и его последствий для русского народа.
Задачи:
Образовательные: обобщить и систематизировать знания у обучающихся о борьбе русского народа против монголо-татар, сформировать представление о «монголо-татарском иге»; познакомить с последствиями монголо - татарского ига для русского народа.
Коррекционно - развивающие: работать над формированием исторического словаря обучающихся; развивать умение ориентироваться по карте; развивать операции обобщения и классификации.
Воспитательные: воспитывать научное мировоззрение; формировать положительную мотивацию к обучению.
Тип урока: комбинированный. Цель, задачи соответствуют типу и структуре урока. Урок разделен на смысловые отдельные части, так как нарушения последовательности логического высказывания обучающихся приводит к тому, что они не могут воспринимать исторический материал в большом объеме. Урок построен логически четко, прослеживается завершенность каждого этапа урока, их целенаправленность, подчиненность общей цели урока, прослеживается преемственность в обучении. Цель соответствует теме урока. Образовательные задачи решались в ходе урока. Коррекционные задачи решались посредством включения в урок упражнений на соотнесение, работа с терминами (формирование исторического словаря), работа с наглядностью (формирование пространственных представлений, развитие словесно-логоческого мышления), все задания были построены по нарастающей степени сложности. Воспитательные задачи реализовывались через организационный момент, в итоге урока (создание эмоционального настроя у обучающихся, мотивации к обучению), в ходе урока (воспитывалось научное мировоззрение).
Урок построен с учетом следующих принципов обучения в коррекционной школе:
- Научности и доступности обучения (отражение в ходе изучения материала реальной действительности, на уровне реальных возможностей обучающихся).
- Коррекционной направленности обучения (задания на уроке направлены на исправление и ослабление недостатков психофизического развития обучающихся).
- Систематизации и последовательности в обучении (линейно-концентрическое изучение материала, преемственность в обучении строится на основе предыдущих знаний).
- Индивидуального и дифференцированного подхода в обучении (задания с учетом индивидуальных особенностей, а также с учетом особенностей определенной группы детей).
- Принцип наглядности (иллюстрации в учебнике, карта, сюжетные картины).
- Принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков (повторение, закрепление пройденного материала).
Также на уроке в рамках реализации элементов технологии деятельностного подхода реализованы следующие принципы:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что обучающиеся на уроке, получали знания не в готовом виде, а добывали их сами, с частичной помощью педагога.
2) Принцип минимакса – заключается в следующем: обучающимся предлагалась возможность освоения содержания образования на максимальном для них уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума.
3) Принцип психологической комфортности заключается в создании на уроке доброжелательной атмосферы.
4) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к принятию решений в ситуации выбора (программированные задания, на соотнесения).
На уроке использовались следующие методы:
Словесные - объяснительная беседа, рассказ, вводное слово учителя, словарная работа, уточняющая беседа, обобщающая беседа, вопросы (информационные, проблемные, уточняющие).
Наглядные – иллюстрации в учебнике, историческая карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в 13 веке», сюжетные картины, презентация.
Практические - работа с текстом учебника, картой, задание на соотнесение, решение программированных заданий. На протяжении урока обучающиеся работают с учебником: чтение вслух указанного рассказа, отдельных абзацев; устные ответы на вопросы, нахождение ответов в тексте учебника.
На уроке осуществлялись приемы: вопрос-ответ, обведение по карте границ государства, чтение вслух абзацев по цепочке, соотнесение, выбор правильного ответа из предложенных, обобщение.
Сюжетные картины использовались с целью непосредственного восприятия изучаемого материала, иллюстрация в учебнике – формирование исторического понятия и восприятие материала. Работа с наглядностью способствует развитию воображения, умению элементарно анализировать изучаемые события, использовать зрительную опору, воспроизводить изученный материал. Все задания на уроке предполагали оптимальное чередование устной и письменной форм работы, последовательную активизацию различных анализаторов, смену видов деятельности.
- Технологическая карта урока
Тема | Русь под монголо-татарским игом |
Класс | 7 класс |
Цель | Обобщение и систематизирование знаний по теме «Героическая борьба русских людей против монголо - татар»; формирование представлений о монголо-татарском иге и его последствий для русского народа. Задачи: Образовательные: обобщить и систематизировать знания у обучающихся о борьбе русского народа против монголо-татар, сформировать представление о «монголо-татарском иге»; познакомить с последствиями монголо - татарского ига для русского народа. Коррекционно - развивающие: работать над формированием исторического словаря обучающихся; развивать умение ориентироваться по карте; развивать операции обобщения и классификации. Воспитательные: воспитывать научное мировоззрение; формировать положительную мотивацию к обучению; культуру поведения при работе в парах. Содействовать созданию благоприятного психологического климата на уроке. |
Планируемые результаты | Предметные: Иметь представления о монголо-татарском иге, его последствии для русского народа. Личностные: Оценка жизненных ситуаций и поступков исторических деятелей, исторических текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. Метапредметные: Регулятивные: Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. Учиться планировать учебную деятельность на уроке. Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, рабочая тетрадь). Познавательные . Ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомого материала. Анализировать, сравнивать, группировать различные исторические события. С помощью учителя делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе высказываний. Коммуникативные: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи. Слушать и понимать речь других. Уметь отвечать на поставленный вопрос. Совместно договариваться о правилах общения и следовать им. Учиться выполнять различные роли при работе в парах. |
Основные понятия | Иго, Сарай, баскаки, ярлык. |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах |
Этап урока и его цель | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности. Цель:
на интеллектуальную деятельность | Включение в деловой ритм. Проводит инструктаж, предлагая оценить готовность к уроку. Читает стихотворение. Звенит, заливается школьный звонок, | Слушают учителя. | -Организация своего рабочего места. -Уметь слушать в соответствие с целевой установкой. -Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цель:
| Надо вспомнить и ответить на вопросы. - Какую тему изучали на предыдущем уроке? - О чем шла речь? - Вспомните, когда произошла первая битва русских с монголо - татарами? - Приведите примеры героической борьбы народов нашей страны с монголо-татарами. - Покажите на карте города, захваченные монголо-татарами. Проследите путь продвижения монголо-татар. Задание 1. (на карточке на доску – для всех, на карточках для слабоуспевающих) Когда монголо - татары напали на Русь? Выберите дату. 1221 1237 1223 (слайд 2, 3) Задание 2. 1. На доску вывешиваются 3 тематические картины с изображением осадных орудий монголо-татар, затем 1 убирается, дети должны назвать, что изменилось; затем добавляется картинка с изображением танка, дети должны назвать, что лишнее и почему. (Можно попросить перечислить названия осадных орудий одного об-ся, можно по рядам). | Вспоминают тему и содержание предыдущее го урока. Учащиеся отвечают на вопросы, приводят разные доводы. Работа с картой. Идет поиск конструктивных решений. | -Умение выражать свои мысли полно и точно. -Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. -Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. -Умение делать выводы. - Осуществлять актуализацию имеющихся знаний. |
3.Формулирование темы урока, постановка цели. Цель:
| Вводное слово учителя. На Руси наступили тяжелые времена. -Что мы знаем о состоянии Руси? Страна была разорена. Более 200 лет, с середины 13 века до конца 15 века, продолжалось иго монголо-татарских ханов. Тема нашего урока - Русь под монголо-татарским игом. Какой вопрос у вас возникает? Что такое монголо-татарское иго? | Отвечают на поставленный вопрос Записывают тему урока в тетрадь. Формулируют ответ на вопрос, с помощью учителя ставят задачи к уроку, определив знания и незнания. | -осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог. -понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. |
5. Закрепление нового материала. Цель:
| 1. Обобщающая беседа - Объясните, в чём проявлялась зависимость Руси от Золотой Орды? Вырази свое отношение. - Правитель, какого огромного государства жил в городе Сарае? -Столица государства Золотая Орда. -Представьте с помощью руки, как нужно было встретить русским князьям врага? 2. Задания на карточках и на доске (оказание помощи слабоуспевающим). - Соотнесите понятия с определениями: Государство монголо – татар Баскаки Столица Золотой Орды Ярлык Сборщики дани Золотая Орда Документ на великое княжение Сарай Слайд 10,11. | Отвечают на вопросы, комментируя ответ. Сжимают пальцы в кулак. Выполняют задания на соотнесение. Участвуют в беседе, проверяют задание. | -осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. -осуществлять взаимоконтроль. -находить и выбирать способ решения предложенного задания. -умение строить высказывание, отвечать полными ответами на вопрос. -осуществлять актуализацию имеющихся знаний. - уметь слушать в соответствии с целевой установкой. |
6. Контролирующее задание Цель: - проверить умение применять изученный материал на практике, степень усвоения материала | Программированные задания (задания на карточках) 1. Река, где впервые встретились русские воины с монголо- татарскими воинами? а) Днепр; б) Калка; в) Волхов. 2. Господство одного народа над другим а) иго; б) жертва; в) ярлык. 3. Город, который семь недель оборонялся от монголо - татар и был прозван «злым городом». а) Козельск; б) Новгород; в) Киев. 4. Ханская грамота на княжение а) ярлык; б) грамота; в) документ. 5. Столица Золотой Орды а) Новгород; б) Сарай; в) Киев. 6. Город Руси, первый подвергшийся разгрому со стороны монголо -татар. а) Торжок; б) Рязань; в) Москва. 7. Подарки ханам от русских князей. а) налог; б) дань; в) выкуп. 8. Поход монголо - татар в 1237 году возглавил хан... а) Чингисхан; б) Батый; в) Ахмат. Организует деятельность по применению новых знаний. Вывод учителя о работе на данном этапе. | Выполняют задание. Подводят итог, проверяют задания, комментируют ответы, исправляют ошибки. Слайд 12 | - выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. -самоопределение. |
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель:
| Ребята, должны с помощью опоры на доске продолжить выражение об уроке:
Комментарии, выставление оценок за работу каждого обучающегося. Слайд 13. | Формулируют ответы, подводят итог работы на уроке. | -строить речевое высказывание - рефлексия своих действий |
Цель:
| Сообщение домашнего задания прочитать текст учебника с. 204-242, дать ответы на вопросы учебника. Индивидуальные задания - подготовить пересказ рассказа для дополнительного чтения. Слайд 14. | Записывают домашнее задание |
- Список литературы
1. Петрова, Л.В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида [Текст] / Л.В. Петрова. –– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 208 с. – (Коррекционная педагогика).
2. Пузанов, История России [Текст]: учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. – М.: Владос, 2005.
Приложение 1.
Текст.
Задание.
- Прочитать текст.
- Объяснить значение выделенных слов и словосочетаний.
Все русские князья должны были получить от хана грамоту на право управлять своим княжеством. Ханская грамота называлась - ярлык. Русские князья ездили за грамотой в Сарай. Поездка была очень опасной, потому что никто из князей не знал, вернётся ли он из Золотой Орды живым. Приезжал князь к хану с подарками. Хан сам назначал великого князя.
Все русские люди платили дань Золотой Орде. Дань собирали ханские слуги- баскаки. Они с многочисленными отрядами ездили по русским городам, селениям и собирали дань. Если они встречали сопротивление или нежелание платить дань, тогда они сжигали целые города и посёлки, убивали жителей.
Каждый житель ежегодно должен был послать в Золотую Орду медвежью шкуру, шкуру соболя, бобра, лисицы. Каждый посёлок 2 тонны хлеба. Баскаки брали золото, серебро, посуду, украшения, угоняли скот. Уводили в плен жителей. Высокая дань разоряла русские города. Только храмы и монастыри не платили дань. Туда баскаки старались не заглядывать. Поэтому многие русские люди спасались от них за стенами храмов и монастырей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока с презентацией и видео по кулинарии для учащихся 8 класса коррекционной школы VIII вида.
Разработка урока по кулинарии "Приготовление печенья из песочного теста" для учащихся 8 класса коррекционной школы с использованием авторского видео, презентации и тестов, созданных в программе Айрен....
Урок русского языка «Личные местоимения с предлогами» для учащихся 9 классов коррекционных школ VIII вида
Урок русского языка по теме «Личные местоимения с предлогами» предназначен для учащихся 9 классов коррекционных школ VIII вида. Цель и задачи данного урока состоят в том, чтобы повторить знания учащих...
Урок русского языка «Лицо и число местоимений» для учащихся 9 классов коррекционных школ VIII вида
Урок русского языка по теме «Лицо и число местоимений» предназначен для учащихся 9 классов коррекционных школ VIII вида. Цель и задачи данного урока состоят в том, чтобы повторить знания учащихся корр...
Конспект интегрированного урока письма и развития речи в монтессори-среде в 3 классе коррекционной школы VIII вида. Тема: "Дописывание предложений по вопросам. Большая космическая история (фрагмент)".
Данный урок знакомит учащихся с историей образования Солнечной системы, истоками праздника "День космонавтики". На уроке формируется умение строить предложение с опорой на вопросы, закрепляются правил...
Конспект урока по экономическому практикуму на тему "Акция" для учащихся 10 класса коррекционной школы 8 вида.
На уроке учащиеся знакомятся с экономическим понятием слова "акция", с видами акций, их назначением. Учатся решать задачи на вычисление дивидендов по вкладам....
Методические рекомендации к урокам рисования на тему «Изображение осенних листьев» в 1-5 классах коррекционной школы VIII вида
Вашему вниманию предлагаются методические рекомендации и наглядный материал, которые могут быть использованы на уроках рисования в 1-5 классах школ VIII для учащихся с легкой степенью умственной отста...
Конспект урока чтения в 8 классе для детей со сложной структурой дефекта коррекционной школы VIII вида "Ручей и камень"
Адаптированный конспект урока чтения для учащихся 8 класса для детей со сложной структурой урока с использованием тренажёров для отработки навыков чтения....