«Роль информационных технологий на уроках технологии в развитии профессионального самоопределения учащихся»
статья по технологии (8 класс)

Скубак Вера Леонидовна

Профессия все больше начинает рассматриваться и как средство для достижения жизненного успеха, и как средство для нахождения своего места в обществе, и как средство самореализации личности. Проблема самоопределения становится актуальной как для самого ученика, так и для общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_informatsionnyh_tehnologiy_na_urokah.docx16.12 КБ

Предварительный просмотр:

 «Роль информационных технологий на уроках технологии в развитии профессионального самоопределения учащихся»

Подготовка обучающихся к осознанному выбору профессии - важная социально-педагогическая задача школы.

Профессия все больше начинает рассматриваться и как средство для достижения жизненного успеха, и как средство для нахождения своего места в обществе, и как средство самореализации личности. Проблема самоопределения становится актуальной как для самого ученика, так и для общества.

Для  достижения профориентационных целей  используются такие формы и методы, которые обеспечивают наибольшую активность и самостоятельность обучающихся в овладении универсальными учебными действиями. Это, прежде всего, проектная деятельность.  При изучении декоративно-прикладного искусства проекты увязываются  со сведениями о профессиональном труде. Например, «Обработка ткани», 5 класс – знакомство  ребят с профессией швеи и закройщика (выполняемая работа, характер и условия труда), прядильного и ткацкого производства: прядильщиц и ткачих (выполняемая работа, характер и условия труда).

Используя широкие возможности ИКТ, проводятся виртуальные экскурсии, которые позволяют познакомиться с редкими видами технологического оборудования и профессиями, которые встречаются только на очень крупных предприятиях. Уроки — видео-лекции помогают продемонстрировать учащимся последовательность выполнения технологических операций, современное оборудование, передовые технологии в различных областях производства. Это вызывает интерес, побуждает любознательность, создаёт эмоциональное восприятие учебного материала.

Формированию профессиональных навыков и умений способствуют уроки-конференции, на которых происходит обсуждение и детальное рассмотрение изучаемой темы. На таких уроках формируются общие компетенции: поиск информации, необходимой для эффективного выполнения поставленной задачи, анализ полученной информации.

Сведения о профессиях сообщаются и во время практических работ в виде кратких информационных комментариев. При этом можно рассказать, в какой профессиональной деятельности применяются операции, выполняемые обучающимися на данном занятии, какие знания, умения и навыки нужны для их выполнения в производственных условиях.

Работая таким образом, знакомясь с профессиями у обучающихся накапливаются профессиограммы, которые они создают сами на уроках технологии.

К концу девятого класса выпускник должен сделать определенный выбор. Существует два способа выбора. Первый способ – «проб и ошибок». Когда ученик выбирает профиль обучения или учебное заведение вслепую. И второй способ - когда ученик, изучив самого себя, овладев технологическими знаниями и умениями в 5-8 классах на уроках технологии, ознакомившись с миром профессий, опираясь на профессиограммы  осознанно и самостоятельно делает этот  выбор.

Преимущество использования средств ИКТ в  процессе профессиональной диагностики заключается в том, что они предоставляют инструменты для хранения и обработки накапливаемых данных, что позволяет обеспечить преемственность в формировании профессионального самоопределения учащихся на протяжении нескольких учебных лет, объективно оценить эффективность профориентационной деятельности с каждым обучающимся за счет создания индивидуальной карты профориентации - профкарты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для преподавания модуля «Профориентация и профессиональное самоопределению учащихся 5-8 классов» для учителей технологии

В данном  пособии представлена базисная программа по технологии, которая включает модуль «Профориентация и профессиональное самоопределение учащихся 5-9 классов. Профориентация в предлагаемой про...

Роль классного руководителя в профессиональном самоопределении учащихся

Выбор будущей профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии зависит будущая судьба,  место в жизни.  Ведущую роль в формировании и...

Роль тьютора в профессиональном самоопределении учащихся

Тьюторское сопровождение - провожу через кружок «Я и моя будущая профессия»....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ТЕХНОЛОГИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЛЯ ОСОЗНАННОГО ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ТЕХНОЛОГИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЛЯ ОСОЗНАННОГО ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ»...

Банк методик для отслеживания динамики развития учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью по направлениям «Эмоционально-волевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Профессиональное самоопределение»

Банк методик для отслеживания динамики развития учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью по направлениям «Эмоционально-волевое развитие», «Социально-коммуникативное развит...

Статья "Роль системы дополнительного образования в профессиональном самоопределении учащихся"

Рекомендации по методическому сопровождению для специалистов ОДОД...