«Роль информационных технологий на уроках технологии в развитии профессионального самоопределения учащихся»
статья по технологии (8 класс)
Профессия все больше начинает рассматриваться и как средство для достижения жизненного успеха, и как средство для нахождения своего места в обществе, и как средство самореализации личности. Проблема самоопределения становится актуальной как для самого ученика, так и для общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_informatsionnyh_tehnologiy_na_urokah.docx | 16.12 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль информационных технологий на уроках технологии в развитии профессионального самоопределения учащихся»
Подготовка обучающихся к осознанному выбору профессии - важная социально-педагогическая задача школы.
Профессия все больше начинает рассматриваться и как средство для достижения жизненного успеха, и как средство для нахождения своего места в обществе, и как средство самореализации личности. Проблема самоопределения становится актуальной как для самого ученика, так и для общества.
Для достижения профориентационных целей используются такие формы и методы, которые обеспечивают наибольшую активность и самостоятельность обучающихся в овладении универсальными учебными действиями. Это, прежде всего, проектная деятельность. При изучении декоративно-прикладного искусства проекты увязываются со сведениями о профессиональном труде. Например, «Обработка ткани», 5 класс – знакомство ребят с профессией швеи и закройщика (выполняемая работа, характер и условия труда), прядильного и ткацкого производства: прядильщиц и ткачих (выполняемая работа, характер и условия труда).
Используя широкие возможности ИКТ, проводятся виртуальные экскурсии, которые позволяют познакомиться с редкими видами технологического оборудования и профессиями, которые встречаются только на очень крупных предприятиях. Уроки — видео-лекции помогают продемонстрировать учащимся последовательность выполнения технологических операций, современное оборудование, передовые технологии в различных областях производства. Это вызывает интерес, побуждает любознательность, создаёт эмоциональное восприятие учебного материала.
Формированию профессиональных навыков и умений способствуют уроки-конференции, на которых происходит обсуждение и детальное рассмотрение изучаемой темы. На таких уроках формируются общие компетенции: поиск информации, необходимой для эффективного выполнения поставленной задачи, анализ полученной информации.
Сведения о профессиях сообщаются и во время практических работ в виде кратких информационных комментариев. При этом можно рассказать, в какой профессиональной деятельности применяются операции, выполняемые обучающимися на данном занятии, какие знания, умения и навыки нужны для их выполнения в производственных условиях.
Работая таким образом, знакомясь с профессиями у обучающихся накапливаются профессиограммы, которые они создают сами на уроках технологии.
К концу девятого класса выпускник должен сделать определенный выбор. Существует два способа выбора. Первый способ – «проб и ошибок». Когда ученик выбирает профиль обучения или учебное заведение вслепую. И второй способ - когда ученик, изучив самого себя, овладев технологическими знаниями и умениями в 5-8 классах на уроках технологии, ознакомившись с миром профессий, опираясь на профессиограммы осознанно и самостоятельно делает этот выбор.
Преимущество использования средств ИКТ в процессе профессиональной диагностики заключается в том, что они предоставляют инструменты для хранения и обработки накапливаемых данных, что позволяет обеспечить преемственность в формировании профессионального самоопределения учащихся на протяжении нескольких учебных лет, объективно оценить эффективность профориентационной деятельности с каждым обучающимся за счет создания индивидуальной карты профориентации - профкарты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для преподавания модуля «Профориентация и профессиональное самоопределению учащихся 5-8 классов» для учителей технологии
В данном пособии представлена базисная программа по технологии, которая включает модуль «Профориентация и профессиональное самоопределение учащихся 5-9 классов. Профориентация в предлагаемой про...
Обобщение передового педагогического опыта "Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии как средство развития творческих способностей учащихся"
В работе представлено обобщение опыта применения ИКТ на уроках технологии....
Роль классного руководителя в профессиональном самоопределении учащихся
Выбор будущей профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии зависит будущая судьба, место в жизни. Ведущую роль в формировании и...
Роль тьютора в профессиональном самоопределении учащихся
Тьюторское сопровождение - провожу через кружок «Я и моя будущая профессия»....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ТЕХНОЛОГИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЛЯ ОСОЗНАННОГО ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ТЕХНОЛОГИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЛЯ ОСОЗНАННОГО ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ»...
Банк методик для отслеживания динамики развития учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью по направлениям «Эмоционально-волевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Профессиональное самоопределение»
Банк методик для отслеживания динамики развития учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью по направлениям «Эмоционально-волевое развитие», «Социально-коммуникативное развит...
Статья "Роль системы дополнительного образования в профессиональном самоопределении учащихся"
Рекомендации по методическому сопровождению для специалистов ОДОД...