Обобщение передового педагогического опыта "Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии как средство развития творческих способностей учащихся"
статья по технологии по теме
В работе представлено обобщение опыта применения ИКТ на уроках технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_opyt.docx | 59.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение «Школа-интернат среднего общего образования» с. Самбург Пуровского района
Информационно - педагогический опыт
Обобщение передового педагогического опыта
Блок 1. Общие сведения
- Адрес передового опыта:
МКОУ «ШИСОО» с. Самбург Пуровского района.
- Сведения об авторе передового опыта:
ФИО | Должность | Образование | Стаж | Категория | Награды, звания |
Енкова Наталья Евгеньевна | Учитель технологии | Высшее, закончила в 2007 году МГПИ им. Н.К. Крупской | 21 год | первая |
- Сведения об эксперте:
ФИО | Должность | Образование | Стаж | Категория | Награды, звания |
Блок 2. Теоретическая интерпретация опыта
2.1. Наименование передового опыта
Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии как средство развития творческих способностей учащихся.
2.2. Объект передового опыта
Образовательный процесс школы-интерната.
2.3. Актуальность проблемы опыта.
В условиях перехода образовательных учреждений на ФГОС нового поколения возникла острая проблема несформированности информационно-коммуникативной компетентности учащихся. Одним из требований нового государственного образовательного стандарта является введение информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) в образовательный процесс. В связи с этим возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий.
Бытует мнение, что информационно-коммуникативная компетентность учащихся формируется только на уроках информатики. Но своевременная действительность показывает, что это совершенно не так. В результате изучения всех без исключения предметов идёт формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретают опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
Дети знакомятся с различными средствами ИКТ, осваивают общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры, приобретают первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ; учатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; учатся создавать, редактировать, сохранять и передавать гипермедиа сообщения. Дети учатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности, определять возможные источники её получения, критически относиться к информации и к выбору источника информации, учатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.
В результате использования средств, инструментов, ресурсов ИКТ для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у детей формируются и развиваются необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения.
Ряд педагогических теорий, особенно те из них, которые исследуют проблемы мотивации учения, активизации познавательной деятельности, развития личности и познавательных способностей учащихся в процессе обучения, дают основание предположить, что педагогической технологией, отвечающей в большей степени, чем многие другие, вышеназванным требованиям, может служить информационно-коммуникативное обучение, так как оно побуждает учащихся проявлять способность к самообразованию и самоорганизации, к синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников; делать выбор и принимать решения; развивать творческие способности.
Очевидно, что XXI век требует принципиально иных подходов к образованию. Обучение должно быть развивающим в плане развития самостоятельного критического и творческого мышления. Но для этого, естественно, недостаточно наличия в системе только учителя и учебника (понимаемого расширительно, как система средств обучения), отражающих одну точку зрения, принятую в обществе. Необходимо широкое информационное поле деятельности, различные источники информации, различные взгляды, точки зрения на одну и ту же проблему, побуждающие ученика к самостоятельному творческому мышлению, поиску собственной аргументированной позиции. Для этого необходимы и адекватные поставленной цели методы и средства обучения.
Мы предполагаем, что на сегодняшний день, современная система образования, опираясь на традиционные источники информации, такие, как школьные учебники, учебные пособия, реализуемая под руководством учителя, требует расширения информационного поля. Требуется и иная дидактическая система, иные методы и технологии обучения, адекватные личностно-ориентированному подходу в образовании.
Объектом исследования является использование ИКТ в обучении для развития творческих способностей учащихся.
Предмет исследования: использование ИКТ на уроках технологии как средство развития творческих способностей учащихся.
Цель исследования изучить применения ИКТ в преподавании технологии для развития творческих способностей учащихся.
Задачи исследования:
- проследить историю появления и развития ИКТ;
- показать возможности использования ИКТ в обучении технологии для развития творческих способностей учащихся;
- изучить методику применения ИКТ на различных этапах урока.
Методическую основу исследования составили методы анализа, синтеза, индукции.
Гипотеза: применение ИКТ на уроках технологии приводит к повышению эффективности образовательного процесса для развития творческих способностей учащихся.
Таким образом, актуальность технологии информационно-коммуникативного обучения для современного образования определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие растущей личности.
Учитывая рассматриваемую актуальность, следует выявить следующие противоречия:
- между современными социально-экономическими условиями жизни, которые требуют от человека нестандартных, творческих, жизненно важных решений и слабой разработанностью проблемы развития творческих способностей школьников с целью подготовки их к самостоятельной жизни через ИКТ;
- между традиционными методами и приемами обучения школьников и необходимостью использования новых педагогических технологий, направленных на развитие творческих способностей обучающихся;
- между коллективным способом организации обучения и индивидуальными особенностями восприятия обучающихся.
Анализ выявленных противоречий позволил определить проблему, которая заключается в поиске ответа на вопрос, какими должны быть содержание, методы, формы учебно-творческой деятельности школьников, стимулирующие развитие их творческих способностей с помощью использования ИКТ.
2.4. Условия функционирования опыта
Школа, учебный кабинет, класс.
Блок 3. Практико-прикладная интерпретация опыта
3.1. Описание сущности опыта
На рубеже XX-XXI веков вычислительная техника проникла во все сферы человеческой деятельности и открыла громадные возможности выбора источников информации, применение ИКТ в преподавании, в том числе технологии. Начинают появляться методическая литература по этой проблеме.
Проблема влияния ИКТ на мотивацию учебной деятельности затрагивается в работах Короткова A.M., Синельникова Б., Обуховой Л.Ф., Беспалова П.В., Илькевича В.М. и др. Авторы исследуют дидактические возможности использования мультимедиа в учебном процессе, выявляют отдельные программные средства ИКТ в плане их влияния на мотивацию учебной деятельности. Исследователи предлагают отдельные, несистематизированные рекомендации, педагогические условия, педагогические возможности по повышению мотивации средствами ИКТ.
На современном этапе развития школьного образования, учитывающего требования ФГОС, заметную роль приобретает разработка электронных учебно-методических комплексов по технологии.
Качественный электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) позволяет не только максимально использовать все имеющиеся возможности для усвоения информации на уроках технологии, систематизировать научные сведения, оперативно закреплять полученные знания на практике, но и обеспечивать системный подход к дидактическому процессу, освещать изучаемые вопросы с различных сторон, формировать универсальные учебные действия обучающихся.
В состав ЭУМК входят: учебная программа по технологии с учетом ФГОС в электронном виде; методические рекомендации по изучению технологии: описание последовательности действий, советы по распределению времени, рекомендации по использованию имеющихся в наличии материалов; тематические презентации; тесты, являющиеся итогом изучения тем, созданные в свободно распространяемой программе Super Test; обучающие компьютерные программы по технологии. В программе Super Test результаты тестирования оцениваются программой и фиксируются в ее дневнике, что дает возможность учителю технологии в любое время просмотреть результат теста. Эта оценка является объективной и не зависит от мнения учителя об ученике. Компьютерное тестирование дает возможность индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения посредством разноуровневых вопросов, гарантированно достигая усвоение учебного материала, заложенного программой.
В своей деятельности педагог руководствовался теоретическими положениями Захарова И.Г. в книге «Информационные технологии в образовании» подчёркивает, что применение технических средств - одна из характерных черт современного развития школы и педагогики, - «иначе трудно двигаться дальше». Пособие посвящено современным технологиям преподавания технологии - модульно-блочному обучению, проектной деятельности, применению компьютерных программ и Интернета на уроках технологии. Собраны вопросы и задания развивающего характера, викторины для учащихся. Предлагаемое пособие раскрывает опыт работы учителей технологии по применению современных технологий обучения. А так же рассказывается о современном устройстве кабинета технологии, его наполнении видеоносителями и их применении на уроках технологии, включая электронные компьютерные программы в сочетании с Интернетом:
- Информационно-энциклопедический центр.
- Продукция, позволяющая осмыслить и закрепить материал.
- Развитие практических умений и навыков, развитие интуиции.
- Система автоматизации (пакеты прикладных программ, система автоматизации).
Автор нацеливает учителя на творческое освоение ИКТ.
В учебном пособии представлена классификация программных средств информационных технологий обучения с позиции дидактики. Рассмотрены принципы и возможные пути интеграции ИКТ обучения в учебно-воспитательный процесс. Даны практические рекомендации по применению гипертекстовой технологии для создания гипертекстовых электронных учебников и авторских, образовательных Web-сайтов силами педагогов.
«Мультимедийный кабинет технологии» считает, что понятие «кабинет технологии» будет полностью пересмотрено, в нём должно быть современное оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, акустическая система, интерактивная доска, сканер, принтер и др.
В качестве источников работы выступили методическое пособие «Уроки технологии с применением информационных технологий», «Дизайн мультимедийного урока». Оно предназначено для применения в учебном процессе учреждениями образования Российской Федерации, а также для самостоятельного использования учащимися (дома, в библиотеке, медиацентре и т.д.). Работа с изданием облегчает восприятие, понимание и запоминание информации, обеспечивает повышение интереса к предмету. Издание не привязано к конкретным учебникам, не является дополнением к какому-либо курсу. Это вполне самостоятельный учебный продукт, который может найти самое разнообразное применение в практике преподавания, и подготовлено в соответствии с Обязательным минимумом содержания технологического образования в основной школе, Программой по технологии для 5-8 классов, Требованиями к уровню подготовки выпускников основной школы.
Тематические презентации, созданные учителем в программе PowerPoint 2010, позволяют не только освоить компьютерное приложение MS Office 2010, но и понять роль и значение презентации в процессе объяснения и закрепления учебного материала для развития творческих способностей.
Обучающие компьютерные программы не являются случайным компонентом в электронных учебно-методических комплексах учителей технологии. Демонстрация дидактических возможностей готовых обучающих компьютерных программ на курсах повышения квалификации, (например, таких как «Технология», цифровые образовательные ресурсы по технологии профессора Самородского П.С.) с последующей самостоятельной работой слушателей в условиях мобильного компьютерного класса дает учителю технологии новые ориентиры в улучшении процесса преподавания школьного курса технологии. Обилие иллюстраций, анимации и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение в обучающих компьютерных программах, создает возможность выбирать удобный темп и форму восприятия материала, что, безусловно, отвечает современным требованиям ФГОС.
Разработка электронных учебно-методических комплексов и их использование в образовательном процессе является важным средством улучшения школьного технологического образования.
Таким образом, новизна опыта ИКТ очень актуальна на сегодняшний день. В своей работе мы попытаемся изучить проблему внедрения ИКТ в современную систему образования, что раздвигает узкие рамки предмета технология и обеспечивает развитие творческих способностей учащихся.
3.2. Практическая значимость
Целью педагогической деятельности педагога является создание на уроках технологии условий для развития творческой активности учащихся в результате внедрения ИКТ.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
- развивать умение самостоятельно творчески мыслить и использовать это умение на практике;
- повышать эффективность учебного процесса, для облегчения понимания и восприятия материала учащимися;
- увеличить принятия необходимых выводов, решений, обобщений;
- сократить время на подачу учебного материала и на вводный инструктаж;
- развивать активность и самостоятельность учащихся;
- дать возможность ученикам, пропустившим занятие, самостоятельно в удобном для них темпе ознакомиться с учебным материалом;
- способствовать развитию внимания, памяти учащихся, информационно-коммуникативной компетенции, логического мышления;
- обеспечить самостоятельное приобретение знаний из разных источников;
- научить учащихся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- сформировать коммуникативные умения обучающихся;
- развивать исследовательские умения обучающихся;
- развивать системное мышление школьников.
Организация учебно-воспитательного процесса
Применение ИКТ на уроках технология как средство развития творческих способностей учащихся позволяет в полной мере овладеть вышеперечисленными умениями обучающийся. Основу курса технологии составляет творческая деятельность учащихся. И это не удивительно, ведь такая деятельность способствует активному овладению знаниями и умениями, развитию творческих способностей, воспитанию нравственно-трудовых и других положительных качеств личности.
Результаты развития цивилизации свидетельствуют о том, что формирование информационного общества, а вместе с ним и информационного образования, происходит довольно быстрыми темпами. При этом на всех ступенях образования ИКТ становятся системообразующими при организации учебно-воспитательного процесса. При этом образовательная область «Технология» не является исключением. Более того - практика показывает, что технологическая подготовка школьников будет эффективной, если осуществляется на основе применения самых передовых разработок ИКТ.
Информационное обучение - процесс индивидуальный, поэтому значительно более эффективной организацией учебно-воспитательного технологического процесса было бы бикомпонентное обучение, состоящее из самостоятельного дистанционного освоения учащимися учебного материала посредством использования электронных образовательных ресурсов (далее ЭОР) и творческого практикума в учебных мастерских.
Проанализировав возможности использования ЭОР ИКТ в технологическом образовании учащихся общеобразовательной школы, педагог выделил следующие принципиально важные направления их применения в учебно-воспитательном процессе в образовательной области «Технология»:
- в качестве источника учебной информации инструмента при освоении учебного материала;
- мотивационного инструмента при организации учебно-познавательной деятельности;
- объективного средства осуществления контроля и самоконтроля степени усвоения учебного материала;
- инструмента работы учащихся при выполнении творческих работам;
- эффективного средства при проведении профориентационной работы;
- инструмента при проведении внеурочной работы по предмету.
В ЭОР предусмотрено два уровня управления: внутренний, осуществляемый программой и внешний, выполняемый пользователем. Такая двухуровневость управления ЭОР значительно усиливает интерактивность программного продукта, способствует усилению иллюзии интеллекта ресурса, что делает его не только эффективным при применении, но и стимулирует к нему интерес учащихся для развития творческих способностей, что, способствует повышению качества технологического образования школьников, основанного на использовании ИКТ.
Для того чтобы дети развивали творческие способности, педагог постоянно создаёт ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных данных, где творческие способности не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней. И чем раньше дети будут развивать свои способности, тем выше будет их творческий потенциал.
Творчество начинается с новой идеи. Новые идеи могут появляться как на основе новой информации, так и без нее. Чтобы ребенок мог создать что-то новое он должен опираться на уже известное, иметь материал, хранящейся в памяти. Чтобы дети начали творчески применять полученные ими ранее знания, необходимо, чтобы они испытывали потребность в предложенной им деятельности. Должна быть организована мотивация к действию. Иначе интереса к творчеству просто не будет.
Последовательность творческой деятельности ребенка заключается в том, что на самом первом этапе, познакомившись с образцами работ разного уровня сложности, дети составляют свою композицию изделия. В первых работах педагог предлагает включать элементы, обязательные для начального обучения, для пробуждения интереса к действию, показывая примеры творческих работ. Показ рассчитан на пробуждение переживаний учащихся, вызванных созерцанием красивого изделия, мастерски выполненного преподавателем.
Педагог подготовил и использует каталог мультимедийной поддержки уроков технологии, предоставляет учащимся возможность активного «визуального» овладевать учебным материалом, узнавать свойства изучаемого объекта, связывать его зримый образ с физическими или техническими параметрами, задающими его. Учитель часто применяет видеоролики, презентации, различные тесты, задания, развивающего характера. Учитель превращает презентацию в увлекательный способ вовлечения обучающихся в образовательную деятельность. Причём презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой. Презентация даёт возможность проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Тек же педагогом разработаны компьютерные тесты, самостоятельные работы, позволяющие педагогу за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.
Использование ИКТ на уроках технологии упрощает инструктаж, появляется возможность продемонстрировать порядок выполнения работы, с помощью штриховки, стрелок можно обозначить необходимые линии, а затем вывести готовый результат. Причём ИКТ даёт возможность с помощью повторов отработать сложные этапы работы.
Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий, для педагога является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность. У школьников среднего звена небогатая жизненная практика и поэтому для них многие образы окружающего мира, изучаемые по программе, незнакомы. А при помощи ИКТ педагог имеет возможность подобрать богатый иллюстративный материал в качестве дополнения к учебнику. Экран притягивает внимание, которого педагогу трудно добиться при фронтальной работе с классом. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.
Выполнения творческие работы на уроках технологии педагог разделяет на четыре группы: информационный поиск; разработка модели (преобразование) объекта; технология изготовления изделия; презентация (оформление) работы, которые предполагают использование ИКТ. Поэтому сложность данных заданий определяется не только технологической составляющей (хотя она является основной), но и характером и объемом информационной поддержки задания. Рассмотрим подробно каждую группу заданий.
Информационный поиск. Информационный поиск может осуществляться с использованием электронных ресурсов (мультимедийные энциклопедии, электронные каталоги, электронные учебники, Интернет и т.д.). Выбор источника информации зависит от материально-технической базы школы, уровня информационной подготовки учащихся, характера задания и личной мотивации учащегося.
Разработка модели (преобразование) объекта. Моделирование объекта, разработка конструкции, создание интерьера, составление схемы для вышивки, лоскутного шитья и т.д. — это основные традиционные задания для уроков технологии. Использование ИКТ в данном случае позволяет: сэкономить время на выполнение задания; быстро внести коррективы, не переделывая всей работы; использовать готовые схемы, конструкции; подобрать цветовые сочетания и т.д.
Технология изготовления изделия. Технология изготовления изделия связана с материальным воплощением объекта, и использование информационных технологий на данном этапе минимальное. Уровень задания зависит от сложности конструкции и выбора способов обработки изделия. Современным направлением является использование автоматизированных систем поузловой обработки изделий.
Презентация (оформление) работы. Результаты работы (чертежи, таблицы, схемы, доклады, рефераты и т.д.) с использованием информационных технологий могут быть оформлены аккуратнее, нагляднее с помощью различных компьютерных программ. В данном случае учащиеся, придумывал алгоритм своего выступления, прорабатывая электронную презентацию, оформляя буклет по теме и т.д., не только осуществлять информационный поиск, но и анализировать информацию, выделять главное, кратко выражать свои мысли, подбирать соответствующее иллюстративное сопровождение, учатся правильно оформлять печатные документы, тем самым подготавливаясь к осуществлению проектной деятельности.
Используя ИКТ на уроке позволяет максимально развить интеллектуальный и творческий потенциал, где ученики создают что-то новое, собственный продукт, результаты которого выступают в качестве новации. Педагог широко использует в практике своей работы различные виды заданий. В разделе «Химический состав продуктов» программного средства «Кулинарная энциклопедия Кирилла и Мефодия» найдите и запишите содержание витаминов, белков, жиров и углеводов в пищевых продуктах на 100 г продукта: молоко коровье кефир, сметана и т.д. В разделе «Декоративно-прикладное творчество» составьте схему рисунка для изделия в технике лоскутной пластики с помощью программы Раiпt, Ехсеl, моделирующего программного средства. В разделе «Интерьер» используя предложенный банк предметов, на плане комнаты разместите плоскостные изображения мебели и оборудования в соответствии с функциональными зонами (задание на печатной основе); с каталога мебели ПС «АrСоn-Визуальная Архитектура» выполнить планировку комнаты, составить каталог отделочных материалов для оформления интерьера квартиры.
При реализации на практике предлагаемой педагогом системы, задания могут сочетаться между собой, тем самым дополнять и усложнять практическую работу в целом. Выполнение практических заданий позволяет учащимся от класса к классу совершенствовать свои навыки по компьютерной обработке, постепенно усложняя алгоритм действий и увеличивая объем использования информационной поддержки при выполнении практических работ.
Разрабатывая уроки с использованием ИКТ педагог уделяет особое внимание здоровью детей. Обязательно включает интерактивные физические и динамические паузы, зарядку для глаз.
Для упрочнения знаний, развития интереса к школьным предметам тем учащимся, которые уже хоть немного владеют компьютером, педагог предлагает самостоятельные творческие задания, которые могут выражаться:
• в составлении кроссворда, ребуса по теме,
• в подготовке различных творческих сообщений;
• в изготовлении презентаций и др.
Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.
От учителя, использующего средства ИКТ требуется развитое умение вводить учащихся в круг изучаемых проблем, направляя их деятельность, делать обобщающие выводы, оказывать индивидуальную помощь в процессе самостоятельной работы. Умение методически правильно использовать и преподать мультимедийный контент.
Педагог использует методические условия, выполнение которых обеспечивает успешное использование наглядных мультимедийных средств обучения:
- хорошее обозрение;
- чёткое выделение главного, основного при показе иллюстраций, видеофильмов;
- детальное продумывание пояснений, необходимых для выяснения сущности демонстрационных явлений, а также для обобщения усвоенной учебной информации;
- привлечение самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии, в сети Интернет, постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера.
Выполнение данных условий при использовании средств ИКТ значительно повышает эффективность уроков.
В сфере образования происходят интенсивные процессы формирования новых информационных ресурсов и предоставления новых образовательных сервисов, в том числе, сетевых. Поэтому процесс подготовки учителей к применению ИКТ на уроках и во внеурочное время не может носить только единовременный и краткосрочный характер. Педагог создаёт систему регулярной работы в области применения ИКТ в обучении.
Учителям, получившим знания в области новых образовательных технологий, требуется постоянно проявлять себя в них, иметь профессиональную среду оперативного взаимодействия. Инновационные процессы требуют широкой апробации, то есть обмена живым опытом и мнениями, широких обсуждений и освещения в профессиональных сообществах в Интернет. Педагог состоит в сетевых сообществах, где активно делится опытом работы и разработками: «Сеть творческих учителей», «Открытый класс», «Педагогический мир», «Педагогическая газета», «Продлёнка», «Учительский портал», «Непрерывная подготовка учителя технологии». Участник Всероссийского общеобразовательного проекта «Школа цифрового века». Для каждого педагога участие в подобных сообществах – это школа изучения передового опыта, сравнивание и оценка своих работ, начинаний. Что именно приобретает учитель от участия в работе сетевых сообществ? Богатейший опыт коллег по внедрению ИКТ в учебную, педагогическую деятельность. В связи с чем, повышается уровень владения предметной информацией в преподавательской деятельности и как следствие – повышаются мотивации школьников к изучению предмета.
Участие в различных профессиональных сетевых сообществах педагогу помогает:
- объективно оценить уровень своей готовности к использованию средств ИКТ;
- выбрать наиболее подходящий для себя путь повышения квалификации на основе самообразования;
- видеть те педагогические проблемы, которые решаются более эффективно с помощью использования средств ИКТ;
- анализировать и аккумулировать в своем опыте лучшие образцы педагогической практики.
Все это способствует формированию нашей информационной культуры. И подвести итог хотелось бы словами К.Д. Ушинского «Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».
Многолетний опыт педагога по разработке и применению ИКТ в практике технологического обучения школьников подтверждает эффективность ЭОР. Применение ИКТ способствует развитию творческих способностей учащихся, дает возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребенка – естественную потребность в общении и игре, стремление к коллекционированию, порядку, способность создавать неожиданные и эстетически значимые изделия. Богатейшие возможности предоставления информации на компьютере позволяют изменять и обогащать содержание образования. И задача педагога всесторонне внедрять в формы и методы своей работы использование ИКТ, дать образованию – новый уровень.
И в заключении хочется пожелать учителям постоянного стремления к повышению уровня своей профессиональной компетентности, в связи с чем, нужно более активно использовать ИКТ и разнообразные интерактивные технологии в преподавании, осуществлять интеграцию с другими учителями-предметниками, посещать тематические курсы, постоянно заниматься самообразованием с целью повышения познавательного интереса учащихся к данному предмету.
3.3. Результативность опыта
Информационные технологии только для учителей ищущих, любящих осваивать новое. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям времени.
Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.
При активном использовании ИКТ достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
Также применение новых информационных технологий в образовании позволяет дифференцировать процесс обучения школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.
Таким образом, развитие творческих способностей с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:
• повышает качество знаний;
• продвигает ребенка в общем развитии;
• помогает преодолеть трудности;
• вносит радость в жизнь ребенка;
• позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития;
• создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Использование ИКТ положительно влияет на качество учебного процесса:
- повышает эффективность обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности детей на уроке).
- расширяет объем предъявляемой учебной информации, что расширяет кругозор обучающихся;
- улучшает организацию урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);
- повышает качество контроля знаний учеников и разнообразие его формы;
- повышает интерес ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшить качество образования, активизировать творческий потенциал ученика и учителя;
Педагог уверен, что применение ИКТ на уроках технологии для развития творческих способностей учащихся не только возможны, но и необходимы. Применение ИКТ существенно расширяет возможности современного урока.
ИКТ – технология, ИКТ - компетентность являются одними из важных элементов формирования познавательных УУД обучающихся как средство развития творческих способностей на всех ступенях общего образования.
3.4. Адрес внедрения опыта
Муниципальный уровень: открытые уроки, мастер-классы, участие в семинарах.
3.5. Использованная литература и интернет-источники:
- Адаменко А.С. Творческая техническая деятельность детей и подростков. М., 1986.
- Алексеев В.Е. Организация технического творчества учащихся. М., 1984.
- Аствацатуров Г.О. Дизайн мультимедийного урока: методика, технологические приёмы, фрагменты уроков. Волгоград: Учитель, 2009.
- Дейкина А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения. М., 2002 г.
- Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. М.: Издательский центр «Академия», 2005.
- Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений А.П. Панфилова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
- Шарыгина Т.В. Применение информационных технологий в преподавании различных предметов. Северная Двина, 2004, №6.
- Шоломий К. М. Психология и компьютер. Информатика и образование. 2009, № 6.
- http://www.ido.tsu.ru/prog_nfpk2.php?prog=iktcomp_baseped&page=comp Информационные технологии в деятельности учителя-предметника.
- www.ict.edu.ru Информационно-коммуникационные технологии в образовании
- www.ict.edu.ru Информационно-коммуникационные технологии в образовании.
- www.ito.su Материалы XVI Международной конференции «Информационные технологии в образовании» (ИТО-2006).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта по теме "Технология педагогической мастерской как средство развития творческих способностей учащихся"
В работе представлено обобщение опы та по использованию в образовательном и воспитательномпроцессе технологии педагогической мастерской....
Использование приёмов театрализации на уроках истории как средство развития творческих способностей учащихся
использование приёмов театрализации на уроках...
Синквейн на уроках физики как средство развития творческих способностей учащихся
Синквейн на уроках физики позволяет не только развить творческие способности учащихся, но и помогает кратко обобщить изученное понятие или тему, выразить личное отношение к ней, то есть формирует навы...
Пояснительная записка к методическому семинару «Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки - как форма развития творческих способностей учащихся»
Академик, хирург Н.М. Амосов говорит о здоровье: «Здоровье необходимо. Это базис счастья…Добыть здоровье проще, чем счастье. Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, в...
Презентация "Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки - как форма развития творческих способностей учащихся"
Академик, хирург Н.М. Амосов говорит о здоровье: «Здоровье необходимо. Это базис счастья…Добыть здоровье проще, чем счастье. Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, в...
Обобщение опыта работы по теме: "Проектная деятельность, как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии и во вне урочной деятельности".
Передо мной, как перед учителем технологии стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с удовольст...