Роль классного руководителя в профессиональном самоопределении учащихся
материал ( класс) на тему

Фомина Ирина Петровна

  Выбор будущей профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии зависит будущая судьба,  место в жизни.  Ведущую роль в формировании и становлении личности ребенка, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, защите интересов, как показывает практика различных типов учреждений образования, дает именно классный руководитель.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль классного руководителя в профессиональном  самоопределении учащихся

  Выбор будущей профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии зависит будущая судьба,  место в жизни. Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

Никто не может отрицать, что на современном этапе развития общества, становиться очевидной роль педагогов в становлении личности. Особенно велика роль классного руководителя в подготовке и выборе будущего учащихся, их самоопределении в профессиональном выборе, ориентация классного руководителя на развитие личности школьника, ориентация на человека, и прежде всего на ребенка, подростка, как на высшую ценность, уникальную человеческую личность. Ведущую роль в формировании и становлении личности ребенка, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, защите интересов, как показывает практика различных типов учреждений образования, дает именно классный руководитель.

Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии. Классические исследования в области профориентации принадлежат Е.А. Климову, И.С. Кону, А.Е. Голомштоку, Н.С. Пряжникову, Н.Н. Чистякову, А.Д. Сазонову.

   Так Е.А. Климов в своей статье «Как выбирать профессию» подчеркивал важность профориентационной работы: «Надо всячески помогать подростку получить широкую ориентировку в мире профессий. Он должен стать автором проекта и строителем своего жизненного пути». Поэтому в круг обязанностей педагога современной школы входит и ознакомление учащихся с профессиями, востребованными на рынке труда.

В связи с этим огромное внимание уделяется проведению целенаправленной профориентационной работы среди  школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

Деятельность  классного руководителя способствует более гибкому подходу в получении учащимися знаний и умений, профессиональному самоопределению, развитию личности школьника.

Профориентационная деятельность классного руководителя - одно из приоритетных направлений его работы. При переходе учащихся в 9-й класс перед ними стоит вопрос о выборе последующей формы обучения . В большинстве случаев в данной ситуации учащийся выбирает один из нескольких вариантов последующих действий:

1. Следование “выбору толпы”, т.е. срабатывает принцип воздействия на подростка группового мнения “куда все - туда и я”. В таком случае выбор совершенно не осмыслен и роль классного руководителя в данном случае - оградить подростка от такого влияния, дав возможность ему самому решать свою судьбу.

2. Выбор наиболее престижной будущей профессии, предполагающей хорошую финансовую прибыль. В данном варианте классный руководитель должен проанализировать,  осознан ли данный выбор учащимся? Проанализировал ли учащийся свои физические, умственные, социальные, коммуникативные возможности в выборе профессии?

3. “Вынужденный вариант”, т.е. выбор учащегося ограничен финансовыми возможностями или уровнем успеваемости ученика.

4. “Предрешённый вариант” или “навязанная роль”, для которого характерна ситуация следования родительскому выбору. В данном варианте основная работа классного руководителя должна проводиться с семьёй ученика.

5. Неопределённый вариант: учащимся совершенно безразлично, где, с кем и на кого  учиться.

        Профориентация учащихся начинается в семье, где родители активно помогают детям готовиться к самоопределению. Например, многие ученики выбирают профессию своих родителей еще в детстве. Другие ученики определяются в выборе будущей профессии позже, когда проводится профориентационная работа в школе. Некоторые делают свой выбор при помощи рекламы или узнают о профессии от знакомых и друзей.

Представления родителей о «правильном» выборе часто отстают от реальной жизни и больше соотносятся уже с прошедшими социально-экономическими периодами развития страны. Причина этого в появлении на рынке труда большого количества новых профессий. Не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Нередко их советы основываются на «престижности» той или иной профессии. Зачастую родители современных подростков не имеют позитивного опыта жизни в изменившихся условиях, находятся в ситуации тотального неуспеха. Им не только сложно предположить, какие ценности будут адекватны завтрашнему дню, но еще и передать своему ребенку те ценностно-нормативные модели, которым они не следуют сами и не всегда могут полностью принять. Исходя из этого, возникает необходимость профориентационной работы и работы с родителями учащихся.

   Работу с семьей следует начать с родительской конференции «Профессии, которые выбирают наши дети», целью которой является знакомство родителей с результатами изучения склонностей и способностей учащихся. Задачи конференции: познакомить родителей с приоритетами интересов в получении профессии; организовать встречу с представителями различных учебных заведений. Обсуждаемые на конференции вопросы могут лечь в основу работы с детьми: проведение тематических классных часов по данной проблеме, встреч, тематических консультаций по профессиональной ориентации в том случае, если в семье зреет конфликтная ситуация, связанная с выбором будущей профессии.

   Таким образом, результатом профориентационной работы становятся выявление областей или конкретных профессий, где человек наиболее широко сможет проявить свои способности. На завершающем этапе необходимо использовать такие формы организации профориентационной деятельности, которые закрепили бы образ о возможной профессиональной самореализации, помогли сформировать привычные представления об основных этапах.

   Мероприятием, отображающим итоги работы, может стать презентация творческого, исследовательского проекта «Моя будущая профессия», созданного и реализованного в результате совместной деятельности родителей, детей, психолога и классного руководителя.

В профориентации традиционно выделяются следующие направления:

  • профинформация;
  • профагитация;
  • профпросвещение;
  • профдиагностика;
  • профконсультация.

     В ходе профориентационной работы классный руководитель решает следующие задачи:

  1. оказывает помощь школьникам в самопознании, осуществляет психологическую подготовку учащихся к труду, участвует в организации их общественно полезного и производительного труда;
  2. организует систематическое ознакомление с содержанием массовых профессий, пропагандирует те из них, которые необходимы региону;
  3. изучает личность школьника, его профессиональные интересы, намерения, возможности, способности;
  4. организует разнообразные виды деятельности, в которых школьники могут осуществить своеобразную «пробу сил», стимулирует их участие в занятиях кружков, факультативов;
  5. устанавливает и поддерживает контакты с организациями и учреждениями, осуществляющими профориентацию учащихся;
  6. проводит работу с родителями учащихся, помогает выпускникам в трудоустройстве, определении места учебы, выявляет удовлетворенность избранным жизненным путем;
  7. координирует действия учителей, работающих в классе.

      При выборе профессии  ученика часто подстерегают самые различные ошибки, ведь в огромном море их выбрать одну- свою- очень сложно. И здесь на помощь придет психолог.

        Давая советы, психолог говорит о том, насколько важно при выборе профессии соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии, наличие     способностей,  соответствующих профессионально важным качествам,  тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с   личностным, характерологическим типом. Психолог определяет 7 шагов к взвешенному решению, формулирует правила выбора профессии, предупреждает об ошибках при выборе профессии.

      Выбирая профессию, мыслить нужно о будущем, но действовать в настоящем. Будущее начинается сегодня. Выбор остается за учащимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"

В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы  VIII вида по профориентации учащихся....

Роль классного руководителя в повышении мотивации учащихся к обучению

Выступление на педагогическом совете  МБОУ Барвихинской СОШ "Роль классного руководителя в повышении мотивации учащихся к обучению"...

Роль классного руководителя в становлении личности учащегося

Если классный руководитель содержательно и умело будет, осуществляет воспитательную работу по стимулированию учебно-познавательной деятельности учащихся, вовлечению их в разнообразные виды труда...

Выступление на семинаре классных руководителей "Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ"

Доклад и презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ»...

роль классного руководителя в профориентации учащихся

роль классного руководителя в профориентации учащихся...