Статья "Роль системы дополнительного образования в профессиональном самоопределении учащихся"
статья
Рекомендации по методическому сопровождению для специалистов ОДОД
Скачать:
Предварительный просмотр:
Роль системы дополнительного образования
в профессиональном самоопределении обучающихся
Дополнительное образование предоставляет воспитаннику практически неограниченные возможности приложения своих интересов, дает возможность получить опыт в различных сферах деятельности, которые не охватываются школьной программой. Познакомившись на собственном опыте со спецификой той или иной области, ребенок может сделать осознанный выбор – близки ли ему специальности этой сферы или лучше выбрать что-то другое.
И в этой ситуации не столь важно, выбрал ли ребенок сам, по своим интересам, направление ОДОД, «пристроили» ли его учителя, чтобы занять свободное время, или привели в кружок родители, пытаясь реализовать свои детские мечты: собственный опыт, и позитивный, и негативный, ведет к решению дилеммы «это мое - это не мое». Именно на занятиях в ОДОД ребенок, мечтающий о карьере великого артиста, приходит к осмыслению того огромного труда, что стоит за красивой картинкой популярности. Именно здесь, принимая на себя ответственность за живое существо из зооуголка, будущий ветеринар делает свой профессиональный выбор. И здесь же ребенок, мечтавший о карьере фигуриста, попробовав свои силы, откажется от этой мысли и направит свои силы на достижение реальных, не менее значимых для него целей.
В рамках ОДОД существует возможность попробовать себя в разных направлениях без существенной потери времени и нервов. Некоторые психологи считают, что позволить ребенку поменять область ОДОД стоит только после того, как он добьется какого-либо позитивного результата. Однако, если ребенок определен в секцию или кружок насильно и не заинтересована в результатах, такая позиция может привести не к формированию лидерства, настойчивости и уверенности в себе, а к заниженной самооценке, привыканию к неудачам, неумению сопротивляться внешним обстоятельствам (например, точке зрения родителей в вопросе заниматься или нет в кружке). Во избежание такой ситуации желательно проводить с воспитанниками индивидуальные собеседования, уточняя их интересы, и работать с родителями в случае расхождения точек зрения. Такое собеседование позволит определить интересную для ребенка сферу и позволит избежать постоянных переходов из кружка в кружок «в поисках себя».
Если в ОДОД есть психолог, то любая диагностика проводится им – на долю преподавателя остается наблюдение, анкетирование и общение. Для учреждения ОДОД удобны некоторые методики, которые можно предложить воспитаннику на этапе выбора направления. Методика «Карта интересов» позволяет сравнить заинтересованность воспитанника в разных областях. Методика проста в проведении и обработке, достаточно информативна и может быть проведена педагогом. Можно использовать опросник ДДО (дифференциальный диагностический опросник) Климова. Эти методики позволяют рекомендовать воспитаннику одно или несколько направлений, имеющихся в ОДОД, а также определить востребованность той или иной сферы, а значит, наметить перспективы развития ОДОД.
На этапе погружения в программу, в случае неуспешности ребенка, но при его желании продолжать обучение, необходима индивидуальная работа психолога, который сможет подобрать соответствующие методики и определить причину неуспешности и способы возможного преодоления ситуации. Преподаватель может отслеживать на занятиях изменение психологической комфортности как одного воспитанника, так и группы с помощью проективных методик. Оценка каждым воспитанником его настроения проводится в начале занятия и по окончании.
На заключительном этапе возможно исследование степени удовлетворенности процессом и результатом обучения. Наиболее приемлемый способ – анкетирование, поскольку позволяет учесть те аспекты, которые интересуют конкретное отделение, так как анкету можно разработать самостоятельно или с помощью психолога.
Особый интерес в рамках ОДОД представляет изучение креативности, творческого потенциала воспитанников (проводится исключительно психологом). Можно рекомендовать батарею тестов Туник, тесты Гилфорда, Торренса, опросник креативности.
Если в результате занятий в ОДОД неосознанный интерес воспитанника окажется выведенным на уровень осознания, если будет позволено человеку реализовать этот интерес, то гарантирован осознанный выбор этим человеком своего профессионального пути, а значит, и успешность в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование в системе дополнительного образования по "Бадминтону" для учащихся 2-4 классов.
Разработка в системе дополнительного образования....
ПРОГРАММА И УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВОНОГО КУРСА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КУЛЬТУРА АНГЛИИ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА
Сравнивая себя с зарубежными сверстниками, учащиеся учатся выделять общее и специфическое. Целью данной программы является расширение и углубление страноведческих знаний учащихся. Практическая з...
Выступление на Педагогическом совете ГБОУ детско-юношеского центра "Профессиональное самоопределение детей и подростков в системе дополнительного образования детей" 28.11.2011г.
Выступление по теме "Образовательные технологии и организационно-педагогические условия профессионального самоопределения в процессе проектной деятельности" посвящено вопросам организации проектно-исс...
Работа с родителями по формированию профессионального самоопределения учащихся в дополнительном образовании
В рамках психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения в ЦТиО проводится работа с родителями обучающихся. Важнейшей задачей становится формирование конструктивных родительс...
Формы наставничества в профессиональном самоопределении учащихся в условиях общеобразовательной программы дополнительного образования
В методической разработке представлен опыт наставнической работы на примере студии "Мир красоты" Ценра творчества и образования Фрунзенского района Санкт-Петербурга...
Методическое пособие "Практикоориентированные подходы к организации личностного и профессионального самоопределения детей и подростков в системе дополнительного образования (из опыта работы МОУ ДО «Центр детского творчества» г.Надым)"
В настоящем пособии представлен опыт работы педагогического коллектива МОУ ДО «Центр детского творчества» г.Надым по организации личностного и профессионального самоопределения детей и под...
Внешняя рецензия на методическое пособие "Практикоориентированные подходы к личностному и профессиональному самоопределению детей и подростков в системе дополнительного образования
Внешня рецензия на методическое пособие по личностному и профессоинальному самоопределению детей и подростков...