Роль тьютора в профессиональном самоопределении учащихся
статья на тему
Тьюторское сопровождение - провожу через кружок «Я и моя будущая профессия».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shchni_vystuplenie_24.08.2017_toipkro.docx | 30.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль тьютора в профессиональном самоопределении учащихся
Тьюторское сопровождение провожу через кружок «Я и моя будущая профессия».
В 2015 с делегацией района мы побывали в Пермском крае, где очень хорошо ведётся работа по профориентации через Тьюторское сопровождение.
Тьюторское сопровождение осуществляется мною третий год.
Работа проходит в несколько этапов:
- Подготовительный (Тесты, анкеты)
- Организационный (Экскурсии, встречи, поездки и т.д.)
- Основной (Профессиональные пробы)
- Заключительный. Рефлексия. Игра – размышление «Профессиограмма»
(Анализ ИОП)
Составление плана по сопровождению на подготовительном этапе самоопределения - через тестирование выявляю интересы и склонности ребят к профессии.
Целью педагогической деятельности тьютора является создание условий для построения собственной индивидуальной траектории обучающихся, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы (ИОП).
Задачи деятельности тьютора:
- анализировать индивидуальные особенности ребят;
– помочь ребенку закрепить собственные познавательные интересы и выстроить свою программу.
Во-первых, тьюторское действие - это создание среды выбора.
Основные задачи тьютора в школе заключаются не только в разработке и реализации индивидуальной программы, но и в организации пробы профессиональной деятельности через профессиональную практику.
В деятельности тьютора по профессиональному самоопределению большое значение приобретает сотрудничество, т.к. с его помощью ученик получает возможность на практике проанализировать правильность выбранного пути.
Игра – размышление «Профессиограмма»
Способности каждого отвечают определённым типам профессии.
Далее предложить ребятам, собраться по группам, где набрано максимальное количество баллов
Работа в группах После обработки анкеты (Я хочу, я могу ) Класс делим на группы и даём задание.
1.задание: Придумайте, запишите те профессии, которые соответствуют, на ваш взгляд, данным склонностям.
Пожалуйста, представьте профессиограмму. Группа «Р», затем «П», «С», «И», «К», «А».
2.задание: Составьте профессиограмму качеств человека-представителя профессии вашей группы. Вы должны записать качества необходимые представителю выбранной вами профессии.
После завершения работы каждая группа представляет профессиограмму, все остальные принимают участие в обсуждении.
Профессиограмма
Профессиональные умения ___________________________
Образование ________________________________________
Функции, обязанности ________________________________
Личные качества: коммуникабельность, трудолюбие, ответственность, оптимизм презентабельная внешность, доброта, терпимость.
Профессиональный опыт_______________________________
3.задание: Игра «День из жизни». Составьте рассказ о типичном трудовом работника, которого вы определите в группе. Это будет рассказ только из существительных. Например. Трудовой день учителя: звонок- завтрак- звонок урок – двоечники – вопрос – ответ – тройка – учительская – директор – урок – звонок – дом.
Каждая группа выбирает профессию, и все участники группы произносят своё существительное, при этом повторяя все предыдущие. В конце игры важно осмыслить, что сегодня произошло. Что дала вам эта игра? Понравилась ли она вам?
Попробуйте придумать формулу выбора профессии. Это, конечно, должны быть не цифры, а слова.
Формула Хочу + могу + Надо --- Выбор профессии ( предпочитаю, ( способен, (востребованность нравиться) умею) в обществе) |
Сегодня вы получили несколько подсказок для выполнения этой работы.
В дополнение сказанному, предлагаю ребятам пройти тест «Способности», чтобы определить свои предпочтения и сильные стороны.
Организационный
В ходе игр участникам будет предложено понаблюдать за следующими компетенциями:
Умение работать в команде, устанавливать хорошие отношения с людьми, находить компромиссы и при этом не терять своей собственной цели.
Предпринимательские качества (инициативность, лидерство, умение принимать решения и др).
Личностные качества, такие как доброта, искренность, веселость, смелость, отзывчивость и др.
Каждый участник будет наблюдать в первую очередь за своими компетенциями, а также и за компетенциями других участников. Таким образом, все смогут получить информацию о том, какие компетенции в них видят другие. Все наблюдения будут заноситься в специальные буклеты и к ним можно будет вернуться в любое время.
Для чего это нужно?
Знание своих особенностей станет опорой для того, чтобы сделать правильный выбор:
- профильного класса,
- будущей профессии,
- тренингов по развитию творческих способностей, лидерских качеств и др.
- дополнительных занятий, кружков и секций
Практическая работа учащихся
Перед входом в аудиторию участникам предлагается взять на выбор листочек одного из 4-х цветов. Игра начинается с групповой дискуссией по остро сформулированным вопросам:
- Часто ли вам приходиться делать выбор в своей жизни?
- Размышляете ли вы перед тем, как принять решение, к каким последствиям оно приведет? На сколько ходов вперед вы просчитываете свою жизнь?
- Принимали ли вы когда-нибудь решения, о которых потом сожалели?
- Вам везет по жизни или все вокруг против вас?
- Вы сами делаете выбор, или его осуществляет кто-нибудь за вас, родители, учителя, друзья?
По цвету выбранного листочка формируются команды по 4 человека. Предлагается как можно быстрее ответить на несколько вопросов, касающихся каждого участника. «При входе в аудиторию вы сегодня уже совершили выбор: выбрали цвет. Как вы это сделали? Взяли листочек, не глядя, или долго выбирали? Ориентировались на то, что выбрал друг или следовали тому, что у вас есть свой любимый цвет?». Дальнейшее погружение участников в центральную тему классного часа происходит через упражнение «Два стула», Перед участниками стоят два стула, предлагается сесть на первый стул и сказать: «Выбор будет ответственным, если…», сесть на второй стул и сказать: «Выбор будет бездумным, если…».
Условие игры: Каждый участник команды берёт карточку одного цвета.
Примеры предложенных участникам игры карточек:
Профессия (красный) | Условия жизни (синий) | Семейное положение (зелёный) | Хобби (жёлтый) |
Имиджмейкер президента | Коттедж в районе Широкой речки | Вы женаты (замужем), имеете троих несовершеннолетних детей | Боулинг |
Старший лейтенант милиции | Общежитие | Вы - единственный кормилец семьи, состоящей из неработающей супруги (супруга) и двоих детей | Фитнес |
Рядовой служащий банка | Трёхкомнатная квартира в «сталинском» доме | Вы – папа (мама) трудного подростка | Игровые автоматы |
Дизайнер по интерьеру | Вилла на Мальдивах | Вы счастливы в браке, имеете школьницу – дочку, красавицу и отличницу | Горные лыжи |
Массажист | Однокомнатная «хрущёвка» | Вы новобрачный (новобрачная) | Компьютерные игры |
Игра предполагает, что прошло 10 лет, участники стали взрослыми, и их жизнь изменилась (каким образом, написано в листочках). Время на задание 10-15 минут.
Задача 1: придумать жизненную ситуацию, в которой был сделан выбор, приведший к заданным обстоятельствам семейной жизни.
Задача 2: придумать жизненную ситуацию, в которой был сделан выбор, приведший к заданным обстоятельствам условий жизни.
Задача 3: придумать жизненную ситуацию, в которой был сделан выбор, приведший к заданным обстоятельствам выбора профессии.
Задача 4: придумать жизненную ситуацию, в которой необходимо сделать выбор, который приведёт к профессиональному успеху.
Задача 5: создать слоган «Ответственный выбор – это…»
Обсуждение жизненных выборов проходит по командам. Учащиеся обосновывают свою позицию, оценивают, насколько, верно сделан выбор, и что могло измениться в жизни человека.
Притча о самоопределении
№1.Притча «Осознанный выбор»
В деревне наводнение, дед не хочет уезжать, говорит:
- Бог мне поможет.
За ним прислали грузовик, лодку, вертолёт, ответ был один:
- Бог мне поможет
В раю он спрашивает Бога:
- Что же не помог мне, я ведь так в тебя верил!
- Чудак, - отвечает Бог, - а кто присылал тебе грузовик, лодку и вертолёт.
Не всегда выбор является осознанным, часто старшеклассники осуществляют выбор, не задумываясь о последствиях. Чтобы совершать выбор на основе нравственных установок, прежде всего, нужно уметь выбирать осознанно, а значит понимать ценность для своей жизни каждого предстоящего выбора.
№2. Пути решения проблемы
Притча: Однажды внук пришел к деду и спросил:
- Что такое душа?
Дед поведал ему историю, услышанную давным-давно от своего деда:
- Говорят, в человеке живут три «Я», которые поддерживают и направляют его всю жизнь. Первое «Я» - самое холодное. Его видят все окружающие тебя люди. Второе «Я» - наиболее теплое. Его видят лишь самые близкие тебе люди. Первое и второе всегда ссорятся за власть над человеком, а их раздоры пробуждают в нас сомнения и страхи. И лишь только третье «Я» способно примирить и найти компромисс между первыми двумя. Его не видит никто. Иногда мы даже не подозреваем о его существовании, но оно всегда с нами.
- Я никогда не слышал о них, - сказал внук.
Дед улыбнулся и ответил:
- Первое «Я» - это Разум. Если он берет верх над вторым, человек становится расчетливым и холодным. Второе «Я» - это Сердце. Если побеждает оно, мы становимся наивными. Тогда нас легко ранить и обмануть. Третье же - Душа. Только она способна установить в нас гармонию.
Заканчивая классный час, педагог еще раз обращает учащихся к той проблематике, которая была затронута. Выбирая будущую профессию, необходимо учитывать:
- свои интересы и возможности, в том числе состояние своего здоровья;
- начинать готовиться к будущей профессиональной деятельности еще за школьной партой;
- профессиональная проба открывает двери к успеху в профессиональной карьере, а умение человека создать образ своего «Я - реальное» - к профессиональному росту.
№3 Организационный «Самая важная компетенция»
Совершенно несекретно, или узнай свои компетенции. Есть замечательная история о мальчике Тиме Талере, написанная Джеймсом Крюсом, которая привлекает читателей разного возраста, наводит их на размышления.
Тим Талер обладал удивительным и заразительным смехом. Но однажды он заключил сделку, которая кардинально изменила его жизнь. Он отдал свой смех загадочному барону, а в обмен на это получил возможность выигрывать любое пари. После этой сделки мальчик с одной стороны оставался все тем же Тимом, а с другой, превращался в человека сурового и безрадостного, и жизнь его становилась такой же, несмотря на то, что он теперь был богат. Смех Тима был его самой важной компетенцией! С помощью смеха он устанавливал отношения с людьми, смех помогал ему преодолевать многие жизненные трудности. Если бы Тим знал заранее, если бы для него самого не было секретом, что его смех - это его самое главное богатство, он никогда не продал бы свой смех ни за какие деньги! Тиму пришлось преодолеть много трудностей, чтобы вернуть назад свою главную компетенцию и стать самим собой.
Вспоминая эту историю, мы задумались: "А все ли мальчишки и девчонки знают о своих компетенциях или они, подобно Тиму, живут и даже не замечают их?". Из этого вопроса появилась новая интересная программа, поучаствовав в которой, каждый сможет узнать о своих компетенциях. Процесс оценки компетенций будет происходить в игровой форме, все задания будут объединены единым сюжетом, что позволит сделать процедуру легкой и непринужденной, без стресса, который часто сопровождает любое наблюдение и оценку.
Итогом такой формы работы является защита ИОП.
Анализ работы показал, что ребята, которые прошли профессиональную пробу (практику) выбрали тоже самое направление при поступлении:
Педагогический колледж –Червонная Юлия.
ТУСУР - Минин Алексей
Железнодорожный техникум– Кожемякина Диана, Щетинина Анастасия
Медико-фармацевтический колледж СИБГМУ – Куталайкина Светлана
Предлагаю вашему вниманию защиту ИОП по профессиональному самоопределению обучающихся
(Были приглашены выпускники школы: Кожемякина Д., Федюнина А., Минина К., Щетинина А.; Малыгина Л.Ю., медсестра ОВП, дежурная по станции Горбунова Г.А. и др.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в профессиональном самоопределении подростков
Цель: мотивировать родителей на оказание поддержки в профессиональном определении детей.Задачи:изучить особенности профессионального самоопределения подростков;развивать интерес родителей к проб...
Профессиональное самоопределение учащихся через участие в профессиональной пробе
Необходимость определения со школы жизненного пути с учётом своих интересов, склонностей, способностей, состояния здоровья, учёта потребностей общества позволит старшеклассникам эффективнее опре...
Роль классного руководителя в профессиональном самоопределении учащихся
Выбор будущей профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии зависит будущая судьба, место в жизни. Ведущую роль в формировании и...
Статья "Роль системы дополнительного образования в профессиональном самоопределении учащихся"
Рекомендации по методическому сопровождению для специалистов ОДОД...
Роль классного руководителя в профессиональном самоопределении учащихся
Мир профессий очень велик. Выбор будущей профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека, от которого зависит будущая судьба, место в жизни. Профориентация учащихся начина...
Презентация на тему "Роль классного руководителя в профессиональном самоопределении учащихся."
Мир профессий очень велик. Выбор будущей профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека, от которого зависит будущая судьба, место в жизни....
«Роль информационных технологий на уроках технологии в развитии профессионального самоопределения учащихся»
Профессия все больше начинает рассматриваться и как средство для достижения жизненного успеха, и как средство для нахождения своего места в обществе, и как средство самореализации личности. Проблема с...