Роль тьютора в профессиональном самоопределении учащихся
статья на тему

Тьюторское сопровождение - провожу через кружок «Я и моя будущая профессия».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shchni_vystuplenie_24.08.2017_toipkro.docx30.84 КБ

Предварительный просмотр:

Роль тьютора в профессиональном самоопределении учащихся

         Тьюторское сопровождение провожу через кружок «Я и моя будущая профессия».

В 2015 с делегацией района мы побывали в Пермском крае, где очень хорошо ведётся работа по профориентации через Тьюторское сопровождение.

Тьюторское сопровождение осуществляется мною третий год.

 Работа проходит в несколько этапов:

  1. Подготовительный (Тесты, анкеты)
  2. Организационный (Экскурсии, встречи, поездки и т.д.)
  3. Основной (Профессиональные пробы)
  4. Заключительный. Рефлексия. Игра – размышление   «Профессиограмма»

 (Анализ ИОП)

Составление плана по сопровождению на подготовительном этапе самоопределения - через тестирование выявляю интересы и склонности ребят к профессии.

Целью педагогической деятельности тьютора является создание условий для построения собственной индивидуальной  траектории обучающихся, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы (ИОП). 

Задачи деятельности тьютора:

- анализировать индивидуальные особенности ребят;

помочь ребенку закрепить  собственные познавательные интересы и выстроить свою программу.
Во-первых
, тьюторское  действие - это создание среды выбора. 

Основные задачи тьютора в школе заключаются не только в разработке и реализации индивидуальной программы, но и в организации пробы профессиональной деятельности через профессиональную практику.

В деятельности тьютора по профессиональному самоопределению большое значение приобретает сотрудничество, т.к. с его помощью ученик получает возможность на практике проанализировать  правильность выбранного пути.  

Игра – размышление   «Профессиограмма»

          Способности каждого отвечают определённым типам профессии.

Далее предложить ребятам, собраться по группам, где набрано максимальное количество баллов

    Работа в группах После обработки анкеты (Я хочу, я могу ) Класс делим на  группы и даём задание.

1.задание: Придумайте, запишите те профессии, которые соответствуют, на ваш взгляд, данным склонностям.

Пожалуйста, представьте  профессиограмму. Группа «Р», затем «П», «С», «И», «К», «А».

2.задание: Составьте профессиограмму качеств человека-представителя   профессии вашей группы. Вы должны записать качества необходимые представителю выбранной вами профессии.

После завершения работы каждая группа представляет профессиограмму, все остальные принимают участие в обсуждении.

Профессиограмма

Профессиональные умения ___________________________

Образование ________________________________________

Функции, обязанности ________________________________

Личные качества: коммуникабельность, трудолюбие, ответственность, оптимизм  презентабельная внешность, доброта, терпимость.

Профессиональный опыт_______________________________

3.задание: Игра «День из жизни». Составьте рассказ о типичном трудовом  работника, которого вы определите в группе. Это будет рассказ только из существительных. Например. Трудовой день учителя: звонок- завтрак- звонок урок – двоечники – вопрос – ответ – тройка – учительская – директор – урок – звонок – дом.

Каждая группа выбирает профессию, и все участники группы произносят своё существительное, при этом повторяя все предыдущие. В конце игры важно осмыслить, что сегодня произошло. Что дала вам эта игра? Понравилась ли она вам?

Попробуйте придумать формулу выбора профессии. Это, конечно, должны быть не цифры, а слова.

                                             Формула

     Хочу    +             могу        +               Надо            ---               Выбор профессии

 ( предпочитаю,      ( способен,          (востребованность

нравиться)              умею)                    в обществе)

Сегодня вы получили несколько подсказок для выполнения этой работы.

В дополнение сказанному, предлагаю ребятам пройти тест «Способности», чтобы определить свои предпочтения и сильные стороны.

Организационный

В ходе игр участникам будет предложено понаблюдать за следующими компетенциями:

Умение работать в команде, устанавливать хорошие отношения с людьми, находить компромиссы и при этом не терять своей собственной цели.

Предпринимательские качества (инициативность, лидерство, умение принимать решения и др).

Личностные качества, такие как доброта, искренность, веселость, смелость, отзывчивость и др.

Каждый участник будет наблюдать в первую очередь за своими компетенциями, а также и за компетенциями других участников. Таким образом, все смогут получить информацию о том, какие компетенции в них видят другие. Все наблюдения будут заноситься в специальные буклеты и к ним можно будет вернуться в любое время.

Для чего это нужно?

Знание своих особенностей станет опорой для того, чтобы сделать правильный выбор:

  • профильного класса,
  • будущей профессии,
  • тренингов по развитию творческих способностей, лидерских качеств и др.
  • дополнительных занятий, кружков и секций

Практическая работа  учащихся

Перед входом в аудиторию участникам предлагается взять на выбор листочек одного из 4-х цветов.  Игра начинается с групповой дискуссией по остро сформулированным вопросам:

  • Часто ли вам приходиться делать выбор в своей жизни?
  • Размышляете ли вы перед тем, как принять решение, к каким последствиям оно приведет? На сколько ходов вперед вы просчитываете свою жизнь?
  • Принимали ли вы когда-нибудь решения, о которых потом сожалели?
  • Вам везет по жизни или все вокруг против вас?
  • Вы сами делаете выбор, или его осуществляет кто-нибудь за вас, родители, учителя, друзья?

По цвету  выбранного листочка формируются команды по 4 человека. Предлагается как можно быстрее ответить на несколько вопросов, касающихся каждого участника. «При входе в аудиторию вы сегодня уже совершили выбор: выбрали цвет. Как вы это сделали? Взяли листочек, не глядя, или долго выбирали? Ориентировались на то, что выбрал друг  или следовали тому, что у вас есть свой любимый цвет?». Дальнейшее погружение участников в центральную тему классного часа происходит через упражнение «Два стула», Перед участниками стоят два стула, предлагается сесть на первый стул и сказать: «Выбор будет ответственным, если…», сесть на второй стул и сказать: «Выбор будет бездумным, если…». 

Условие игры:  Каждый участник команды  берёт карточку одного цвета.

Примеры предложенных участникам игры карточек:

Профессия (красный)

Условия жизни (синий)

Семейное положение

(зелёный)

Хобби

(жёлтый)

Имиджмейкер президента

Коттедж  в районе Широкой речки

Вы женаты (замужем), имеете троих несовершеннолетних детей

Боулинг

Старший лейтенант милиции

Общежитие

Вы - единственный кормилец семьи, состоящей из неработающей супруги (супруга) и двоих детей

Фитнес

Рядовой служащий банка

Трёхкомнатная квартира в «сталинском» доме

Вы – папа (мама) трудного подростка

Игровые автоматы

Дизайнер по интерьеру

Вилла на Мальдивах

Вы счастливы в браке, имеете школьницу – дочку, красавицу и отличницу

Горные лыжи

Массажист

Однокомнатная «хрущёвка»

Вы новобрачный (новобрачная)

Компьютерные игры

 

Игра предполагает, что прошло 10 лет, участники стали взрослыми, и их жизнь изменилась (каким образом, написано в листочках). Время на задание 10-15 минут.

Задача 1: придумать жизненную ситуацию, в которой был сделан выбор, приведший к заданным обстоятельствам семейной жизни.

Задача 2: придумать жизненную ситуацию, в которой был сделан выбор, приведший к заданным обстоятельствам условий жизни.

Задача 3: придумать жизненную ситуацию, в которой был сделан выбор, приведший к заданным обстоятельствам выбора профессии.

Задача 4: придумать жизненную ситуацию, в которой необходимо сделать выбор, который приведёт к профессиональному успеху.

Задача 5: создать слоган «Ответственный выбор – это…»

Обсуждение жизненных выборов проходит по командам. Учащиеся обосновывают свою позицию, оценивают, насколько, верно  сделан выбор, и что могло измениться в жизни человека.

Притча о самоопределении

№1.Притча «Осознанный выбор»

В деревне наводнение, дед не хочет уезжать, говорит:

- Бог мне поможет.

За ним прислали грузовик, лодку, вертолёт, ответ был один:

- Бог мне поможет

В раю он спрашивает Бога:

- Что же не помог мне, я ведь так в тебя верил!

- Чудак, - отвечает Бог, - а кто присылал тебе грузовик, лодку и вертолёт.

Не всегда выбор является осознанным, часто старшеклассники осуществляют выбор, не задумываясь о последствиях. Чтобы совершать выбор на основе нравственных установок, прежде всего, нужно уметь выбирать осознанно, а значит понимать ценность для своей жизни каждого предстоящего выбора.

№2. Пути решения проблемы

Притча: Однажды внук пришел к деду и спросил:

  • Что такое душа?

Дед поведал ему историю, услышанную давным-давно от своего деда:

  • Говорят, в человеке живут три «Я», которые поддерживают и направляют его всю жизнь. Первое «Я» - самое холодное. Его видят все окружающие тебя люди. Второе «Я» - наиболее теплое. Его видят лишь самые близкие тебе люди. Первое и второе всегда ссорятся за власть над человеком, а их раздоры пробуждают в нас сомнения и страхи. И лишь только третье «Я» способно примирить и найти компромисс между первыми двумя. Его не видит никто. Иногда мы даже не подозреваем о его существовании, но оно всегда с нами.
  • Я никогда не слышал о них, - сказал внук.

Дед улыбнулся и ответил:

  • Первое «Я» - это Разум. Если он берет верх над вторым, человек становится расчетливым и холодным. Второе «Я» - это Сердце. Если побеждает оно, мы становимся наивными. Тогда нас легко ранить и обмануть. Третье же - Душа. Только она способна установить в нас гармонию.

Заканчивая классный час, педагог еще раз обращает учащихся к той проблематике, которая была затронута. Выбирая будущую профессию, необходимо учитывать:

  •  свои интересы и возможности, в том числе состояние своего здоровья;
  • начинать готовиться к будущей профессиональной деятельности еще за школьной партой;
  • профессиональная проба открывает двери к успеху в  профессиональной карьере, а  умение человека создать образ своего «Я - реальное» -  к профессиональному росту.

№3 Организационный «Самая важная компетенция»

Совершенно несекретно, или узнай свои компетенции. Есть замечательная история о мальчике Тиме Талере, написанная Джеймсом Крюсом, которая привлекает читателей разного возраста, наводит их на размышления.

Тим Талер обладал удивительным и заразительным смехом. Но однажды он заключил сделку, которая кардинально изменила его жизнь. Он отдал свой смех загадочному барону, а в обмен на это получил возможность выигрывать любое пари. После этой сделки мальчик с одной стороны оставался все тем же Тимом, а с другой, превращался в человека сурового и безрадостного, и жизнь его становилась такой же, несмотря на то, что он теперь был богат. Смех Тима был его самой важной компетенцией! С помощью смеха он устанавливал отношения с людьми, смех помогал ему преодолевать многие жизненные трудности. Если бы Тим знал заранее, если бы для него самого не было секретом, что его смех - это его самое главное богатство, он никогда не продал бы свой смех ни за какие деньги! Тиму пришлось преодолеть много трудностей, чтобы вернуть назад свою главную компетенцию и стать самим собой.

Вспоминая эту историю, мы задумались: "А все ли мальчишки и девчонки знают о своих компетенциях или они, подобно Тиму, живут и даже не замечают их?". Из этого вопроса появилась новая интересная программа, поучаствовав в которой, каждый сможет узнать о своих компетенциях. Процесс оценки компетенций будет происходить в игровой форме, все задания будут объединены единым сюжетом, что позволит сделать процедуру легкой и непринужденной, без стресса, который часто сопровождает любое наблюдение и оценку.

Итогом такой формы работы является защита ИОП. 

Анализ работы  показал, что ребята, которые прошли профессиональную пробу (практику) выбрали тоже самое направление при поступлении:

Педагогический колледж –Червонная Юлия.

ТУСУР  -  Минин Алексей

Железнодорожный техникум– Кожемякина Диана, Щетинина Анастасия

Медико-фармацевтический колледж СИБГМУ – Куталайкина Светлана

Предлагаю вашему вниманию защиту ИОП по профессиональному самоопределению обучающихся

 (Были приглашены выпускники школы: Кожемякина Д., Федюнина А., Минина К., Щетинина А.; Малыгина Л.Ю., медсестра ОВП, дежурная по станции Горбунова Г.А. и др.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в профессиональном самоопределении подростков

Цель: мотивировать родителей на оказание поддержки в профессиональном определении детей.Задачи:изучить особенности профессионального самоопределения подростков;развивать интерес родителей к проб...

Профессиональное самоопределение учащихся через участие в профессиональной пробе

Необходимость  определения со школы жизненного пути с учётом своих интересов, склонностей, способностей, состояния здоровья, учёта потребностей общества позволит старшеклассникам эффективнее опре...

Роль классного руководителя в профессиональном самоопределении учащихся

Выбор будущей профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии зависит будущая судьба,  место в жизни.  Ведущую роль в формировании и...

Статья "Роль системы дополнительного образования в профессиональном самоопределении учащихся"

Рекомендации по методическому сопровождению для специалистов ОДОД...

Роль классного руководителя в профессиональном самоопределении учащихся

Мир профессий очень велик. Выбор будущей профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека, от которого зависит будущая судьба,  место в жизни. Профориентация учащихся начина...

Презентация на тему "Роль классного руководителя в профессиональном самоопределении учащихся."

Мир профессий очень велик. Выбор будущей профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека, от которого зависит будущая судьба,  место в жизни....

«Роль информационных технологий на уроках технологии в развитии профессионального самоопределения учащихся»

Профессия все больше начинает рассматриваться и как средство для достижения жизненного успеха, и как средство для нахождения своего места в обществе, и как средство самореализации личности. Проблема с...