«Использование методических приемов технологии поддержки ребёнка при организации проектной деятельности обучающихся».
материал по технологии

Иванькова Ирина Викторовна

Обобщение опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обобщение опыта работы20.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема метод семинара: «Использование методических приемов технологии поддержки ребёнка при организации проектной деятельности обучающихся».

В нашей школе существует прекрасная и полезная традиция. Когда учитель берет класс, он встречается с родителями на родительском собрании и рассказывает об особенностях курса, о своих требованиях.

Когда я впервые взяла 5й класс в моей школе, я начала свое выступление с вопросов:

- как вы предполагаете, зачем нужен предмет «Технология» в школе?

– какой вы видите мою роль в учебной деятельности на уроках технологии?

Мамы и папы очень сомневались, как их дочки будут готовить, заниматься рукоделием, они же маленькие для этого.  Они такие маленькие, что дома еще не помогают по хозяйству.

Моя дочь, говорили многие мамы, легко замыкается, а нагрузка на нее в 5ом классе все увеличивается. Другие мамы сетовали, что их дочери рассеянные и им трудно собраться. Очень важная проблема была поднята на собрании, дети затрудняются не только во взаимодействии друг с другом, но и в коммуникации!

Очень редкий случай, но он тоже имел место, мать одной девочки обиделась на нее и решила проучить, демонстрируя ей свое пренебрежение.

Эти проблемы в моем классе, и в других классах, мне пришлось решать и приходится решать по сей день.

Понимая образовательный процесс как целостную взаимосвязь воспитания, обучения, социализации и самоопределения личности, педагог должен признать за ребенком право на построение собственного, индивидуального социального опыта. В педагогическом процессе для этого требуется особая технология, получившая название "педагогическая поддержка". Ее автором является замечательный педагог-новатор Олег Семенович Газман (1936-1996).

Центром, в котором сходятся все технологические усилия учителя, осуществляющего педагогическую поддержку, является рефлексивная деятельность ребенка. Она строится как система "семи шагов" и работает на всех технологических этапах:

- "шаг первый": ребенок с помощью педагога должен проявить свое эмоциональное состояние, которое покажет, что у него возникла проблема;

- "шаг второй": в беседе, через систему вопросов педагог помогает ребенку успокоиться и осознать свою проблему;

- "шаг третий": в дальнейшей беседе ребенок определяет свое отношение к проблеме: боится он ее или готов взяться за ее решение;

- "шаг четвертый": ребенок размышляет над тем, что конкретно, когда и с кем он будет делать для разрешения обнаруженной проблемы;

- "шаг пятый": ребенок совместно с педагогом рассматривает несколько путей решения проблемы, осуществляется выбор наиболее приемлемого;

- "шаг шестой": разрабатывается и обсуждается с педагогом план-проект своей деятельности;

- "шаг седьмой": во время реализации проекта ребенок и педагог постоянно обсуждают: что получилось, а что нет, стоит ли это дальше делать или отказаться от задуманного.

Понятие "педагогическая поддержка" очень многозначно. Педагогическая поддержка предполагает не радикальное официальное вмешательство в жизнь ребенка, а внимательное изучение того особенного, своеобразного, чем он наделен от природы и что сложилось в его индивидуальном опыте.

Поддерживать можно лишь то, что уже сложилось и дает положительные результаты. Отсюда - вторая теоретическая идея технологии педагогической поддержки: в процессе воспитания и обучения нужно поддерживать социальность ребенка, его детскую социальную жизнь. Содержательно технология педагогической поддержки направлена на:

- поддержку здоровья и физических сил ребенка: организацию здоровье-сберегающего режима жизни детей, приобщение их к индивидуально подобранным формам двигательной активности, к занятиям, укрепляющим здоровье; поддержку их стремления избавиться от вредных привычек, разрушающих здоровье;

- поддержку интеллектуального развития детей: выявление и развитие познавательных интересов каждого ребенка, создание ему условий для успешной учебной деятельности, помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута, в том числе выходящего в область будущей профессии;

- поддержку ребенка в области общения: создание условий для гуманистического взаимодействия детей, помощь в сознательном выборе поведения, поддержку проявления индивидуальных способностей детей в досуговой деятельности;

- поддержку семьи ребенка: изучение семейных отношений, взаимодействие с наиболее авторитетными для ребенка членами семьи.

Педагогическая поддержка организует особую творческую атмосферу и постоянно культивирует в жизни детей ситуации выбора.

Технология педагогической поддержки радикально меняет саму организацию педагогического процесса. Воспитание начинает планироваться не от задач общества, социального заказа, а "от ребенка", причем не столько от его интересов, досуговых устремлений, сколько, и прежде всего, от его жизненных проблем. Учитель, реализующий технологию педагогической поддержки, действует на основе гуманистических идей, которые сформулировал О. С. Газман:

- ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей;

- самореализация педагога - в творческой самореализации ребенка;

- всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении;

- все трудности непринятия преодолевай нравственными средствами;

- не унижай достоинства своей личности и личности ребенка;

- дети - носители грядущей культуры, соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание - диалог культур;

- не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий;

- доверяй - не проверяй!

- признавай право на ошибку и не суди за нее;

- умей признать свою ошибку;

- защищай ребенка, учи его защищаться.

Проектная деятельность дает большие возможности в обучении и воспитании учащихся – применять свои знания на практике, умение исследовать, анализировать, оценивать. Способствует творческой самостоятельности, развивает целеустремленность, инициативность, умение работать в команде, воспитывает толерантность, чувство ответственности за свою деятельность, удовлетворенность, формирует самооценку, активную жизненную позицию

Метод проекта на моих уроках предполагает:

- связь обучения с жизнью;

- развитие самостоятельности и активности детей в учебном процессе;

- развития умения адаптироваться к действительности;

- умение общаться, сотрудничать с детьми в различных видах деятельности.

Проектная деятельность — это всегда четкий алгоритм учебных действий, строгое выполнение технологии реализации и в то же время достаточная свобода творчества обучающегося. Я стараюсь организовать выполнение плана, правил, инструкций и в то же время помочь учащимся реализовать свою творческую индивидуальность в работе, применить умения и знания, полученные на уроках технологии.

Технологический алгоритм педагогической поддержки выстраивается вокруг конкретных проблем ребенка и включает пять этапов.

1. Диагностический этап

Педагогическая поддержка осуществляется только на основе знания индивидуальных особенностей учащихся. Начальный этап этой технологии - распознание и диагностирование конфликтов, трудных жизненных проблем детей, выявление их эмоциональных состояний. У каждого ребенка есть свой индивидуальный спектр возможностей, они должны открыться не только учителю, но и самому ребенку, которого педагог включает в самоисследование своей личности.

Примеры из практики: кроме наблюдения, беседы, сбора информации о детях, я применяю интересный методический прием «Портрет семьи». Я прошу девочек нарисовать свою семью, написать портрет. Рисунки схематичны, но по ним я сужу о месте ребенка в семье, о семейной иерархии, достатке (с точки зрения ребенка), проблемах семьи и ребенка, конфликтах. Все это выясняется в ходе беседы по содержанию рисунка.

2. Поискóвый этап

Совместно с ребенком определяются пути преодоления проблемы. Первый самостоятельный выбор ребенок должен сделать в той области, где у него уже есть опыт и некоторый прошлый успех. На этом этапе учитель создает ситуации, в которых дети просто не могут не сделать собственного выбора.

Примеры из практики: это прежде всего целеполагание обучающегося в его проектной деятельности, часть детей в погоне за оригинальностью, необычностью теряют время. Другие сомневаются, что смогут выполнить проект и программируют себя «на неудачу». Моя задача – создать такую педагогическую ситуацию, результатом которой будет успешное целеполагание ученицы.  «выбор предмета проекта на олимпиаду Лизы Куприной»

3. Договóрный этап

Организуется помощь ребенку в сознательном совершении выбора своего поведения и деятельности:

- "ты свободен в своем выборе, но делай это не импульсивно, а осознанно, серьезно обдумай ситуацию и прими решение";

- "свободный выбор - это твоя готовность отвечать за свои поступки";

- "не бойся совершить ошибку: мы все учимся на ошибках, кроме того, каждая из них сигнализирует о ближайшей проблеме, которую предстоит решать".

Примеры из практики: учащаяся шьет юбку, допуская много ошибок. В результате многих неудач теряет интерес к работе. После детального разбора и коррекции ребенок возобновляет работу, и как результат – юбка готова.

4. Деятельностный этап

На этом этапе организуется индивидуальное и групповое консультирование, доверительное общение "в кругу": активное "слушание другого", проявление способности вставать на позицию другого, открытого самовыражения.

Здесь нужна также организация социальной практики детей, "инициативных событий", увлекательных совместных дел в досуговой сфере. Не помешают индивидуальные собеседования с родителями школьников, которые должны стать союзниками учителя.

Фото детей, родителей

5. Рефлексивный этап

Педагог в технологии педагогической поддержки работает (по выражению О. С. Газмана) "с вопросом ребенка к самому себе". Когда у детей появляются осмысленные, рефлексивные вопросы "про себя", это означает, что педагог достиг цели.

Примеры из практики, видео

Выращивать, поддерживать индивидуальность - это значит учить ребенка понимать мир и себя, то, что с ним происходит. Технология педагогической поддержки вызывает естественные действия ребенка, аналогичные взаимодействию людей в реальной социальной практике.

Сегодня перед образовательными учреждениями стоит задача повышения качества обучения учащихся, развитие и воспитание конкурентоспособного ученика, имеющего твердую позицию относительно своего профессионального становления. Я считаю, что без создания психологического комфорта для учащихся на уроке, без использования инновационных технологий добиться этого трудно. То есть на каждом уроке и на каждом внеурочном мероприятии я стараюсь создавать условия для развития учащегося. Основная цель моего подхода – воспитание личности, развитие его на основе собственной самостоятельной учебной деятельности.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности обучающегося

Проект является дополнительным материалом по теме: «Вычисление процентной суммы и начального числа» на уроках технологии при обучении в системе НПО/СПО по профессии «Повар, кондитер» по профессиональн...

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛЕ

Ребёнок совершает большинство своих интеллектуальных открытий самостоятельно – при условии, что окружающий его фон достаточно богат. Компьютеризация этого фона создаст...

Повышение эффективности урока истории путем организации проектной деятельности обучающихся в условиях перехода к ФГОС.

В данной статье рассмотрены основные аспекты работы учащихся и роли учителя в проектной деятельности на уроках истории и обществознания....

Методические рекомендации по организации проектной деятельности обучающихся

Деятельностный характер является отличительной особенностью нового стандарта, который ставит главную цель – развитие  личности обучающегося. Исследование  явля...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности обучающихся

Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего общего образования (СОО) каждый обучающийся должен выполнить индивидуальный проект. В методических рекомен...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССОВ

В данной статье обозначена проблема формирования инженерного мышления у обучающихся, получающих общее и среднее образование. Рассматриваются особенности организации проектной деятельности на уроках из...

Методическая разработка "Использование информационных технологий при организации проектной деятельности обучающихся на уроках математики"

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ученик живет в мире электронной культуры. Роль учителя -  стать координатором информационного потока. Проведение уроков с использо...