Методические рекомендации по организации проектной деятельности обучающихся
учебно-методический материал
Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего общего образования (СОО) каждый обучающийся должен выполнить индивидуальный проект. В методических рекомендациях даны методические указания по организации научно-исследовательской деятельности обучающихся, правила выбора темы исследовательской работы, сведения о направлении проекта, типе, виде, об этапах реализации исследовательской работы, о подготовке к защите исследования, правила оформления списка литературы, общие требования к оформлению проектно-исследовательских работ, критерии оценки учебно-исследовательской деятельности обучающихся, о процедуре защиты проекта.
Методические рекомендации могут быть использованы педагогическими работниками при создании условий для организации проектной деятельности обучающихся, развития у них ряда ключевых компетенций и обучающимися при оформлении индивидуальных проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации по организации проектной деятельности обучающихся | 37.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Бурятия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Бурятский аграрный колледж имени М.Н. Ербанова»
Кижингинский филиал
Ломака И.В.
Методические рекомендации по организации проектной деятельности обучающихся
с.Кижинга, 2017
Составитель – Ломака И.В.
Методические рекомендации по организации проектной деятельности обучающихся: методические рекомендации. – с.Кижинга, 2017. – 10 с.
Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего общего образования (СОО) каждый обучающийся должен выполнить индивидуальный проект. В методических рекомендациях даны методические указания по организации научно-исследовательской деятельности обучающихся, правила выбора темы исследовательской работы, сведения о направлении проекта, типе, виде, об этапах реализации исследовательской работы, о подготовке к защите исследования, правила оформления списка литературы, общие требования к оформлению проектно-исследовательских работ, критерии оценки учебно-исследовательской деятельности обучающихся, о процедуре защиты проекта.
Методические рекомендации могут быть использованы педагогическими работниками при создании условий для организации проектной деятельности обучающихся, развития у них ряда ключевых компетенций и обучающимися при оформлении индивидуальных проектов.
Введение
Индивидуальный проект – это самостоятельная, итоговая творческая работа обучающегося, которая позволяет проверить приобретенные знания и умения, увидеть, насколько хорошо они сумели усвоить содержание различных разделов учебной программы.
Подготовка проекта
1. Определение темы и целей учебного проекта и тем исследований обучающихся.
2. Определение проблемы исследования и проблемных вопросов учебной темы
Планирование проекта
1. Определение области исследования.
2. Определение источников необходимой информации. Источники для сбора материала во многом зависят от избранной темы.
3. Определение способов сбора и анализа информации.
4. Определение способа представления результатов (формы проекта).
5. Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.
6. Распределение задач (обязанностей) между участниками проекта.
Выполнение проекта
1. Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.).
2. Выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
3. Выбор оптимального варианта хода проекта.
4. Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта.
5. Формулирование выводов (анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого).
6. Оформление результатов.
7. Доработка проектов с учетом замечаний и предложений.
8. Подготовка к публичной защите проектов (подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет).
Заключительный этап
1. Публичная защита проектов осуществляется на конференции. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.
Сроки выполнения проекта
Проект должен быть выполнен в течение одного года, не позднее апреля текущего учебного года.
Правила выбора темы исследовательской работы
Способы решения проблем с начинающими исследователями во многом зависят от выбранной темы.
Правило 1. Тема должна быть интересна обучающемуся, должна увлекать его. Вы сами выбираете тему проекта из утвержденного перечня предлагаемых тем.
Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть обучающегося на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - сложная, но необходимая задача для работы педагога. Надо подвести обучающегося к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.
Правило 3. Учитывая интересы обучающихся, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.
Правило 4. Тема должна быть оригинальной с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.
Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целеустремленно работать в одном направлении, у многих наших ребят ограниченна.
Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения.
Правило 7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают "пустословие". Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.
Правило 8. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство обучающихся не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас.
Требования к содержанию, оформлению и предъявлению проекта
1. Тема работы должна быть сформулирована грамотно и должна отражать содержание проекта.
2. Структура проекта содержит в себе: титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список литературы.
2.1. Введение включает в себя ряд следующих положений:
2.1.1. Проект начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Рассматривается, что уже известно в науке и практике и что осталось нераскрытым и предстоит сделать в данных условиях. На этой основе формулируется противоречие, на раскрытие которого направлен данный проект. На основании выявленного противоречия может быть сформулирована проблема, определены цели и задачи работы.
Цель исследования. Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим и что необходимо достигнуть в результате работы над проектом.
Задачи исследования. Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.
Гипотеза исследования. Гипотеза – предложение, догадка ещё не доказанная логически. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно». Самую главную гипотезу надо поставить на первое место, остальные расположить по степени важности.
2.1.2. Далее указываются методы и методики, которые использовались при разработке проекта. Обучающимся можно предложить список допустимых методов исследования:
- подумать самостоятельно;
- прочитать книги о том, что используешь;
- познакомиться с фильмами по этой проблеме;
- найти информацию в сети Интернет;
- спросить у других людей;
- понаблюдать;
- провести эксперимент.
2.1.3. Завершается введение разделами «на защиту выносится», «новизна проекта», «практическая значимость».
2.2. Основная часть проекта может состоять из одного или двух разделов. Первый, как правило, содержит теоретический материал, а второй - экспериментальный (практический).
2.3. В заключении формулируются выводы, описывается, достигнуты ли поставленные цели, решены ли задачи.
Подготовка к защите исследования
Кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом. Для этого потребуется:
- Дать определения основным понятиям.
- Классифицировать основные предметы, явления, проблемы.
- Выработать суждения.
- Сделать выводы.
- Подготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования.
- Приготовить текст, макеты, рисунки, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.
Этап защиты и оппонирования. Работа завершается коллективным обсуждением, экспертизой, объявлением результатов, формулировкой выводов. Результаты должны быть реалистичными. Если рассматривается теоретическая проблема, то итогом проектной деятельности является конкретное ее решение: советы, рекомендации, выводы. Если выдвигается практическая проблема, то требуется получить конкретный продукт, готовый к внедрению (видеофильм, альбом, компьютерная газета, альманах, доклад, мультимедийная презентация и т. д.).
Защиту проекта пропустить нельзя. Без нее исследование не может считаться завершенным. Это один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Защита должна быть публичной, с привлечением авторов других проектов, зрителей (педагоги, родители, обучающиеся, социальные партнеры и т.д.). Таким образом, обучающийся учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения. Время представления проекта целесообразно ограничить 7–10 мин. Необходимо строго регламентировать вопросы и ответы. Повторяющиеся и малосущественные вопросы должен снимать педагог, ведущий защиту. По завершении прений следует поощрить не только тех, кто хорошо отвечал, но и тех, кто задавал интересные вопросы.
Используемые источники:
- Конституция РФ;
- Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. N 172 "О Всероссийском физкультурно- спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)"
- Постановление Правительства РФ от 11.06.2014 года N 540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно - спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)» М.: «РГ», 2014 — 6 с.
- Закон «Об образовании в РФ» (№273-Ф3 от 29 декабря 2012г.);
- Национальная доктрина развития образования РФ до 2025г.;
- Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Концепция развития дополнительного образования (№1726-р от 04. 09. 2014г.).
- Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений/ Б.Р. Голощапов - Москва: Издательский центр “Академия”, 2001 — 312 с.
- Маршак С.Я. «Рассказ о неизвестном герое»: сборник стихотворений/ С.Я. Маршак- Москва:1937- 47 с.
Общие требования к оформлению проектно-исследовательских работ
- Работа выполняется на листах стандарта А 4, шрифтом Times New Roman, размером шрифта 12 пунктов с интервалом между строк – 1,5. Размер полей: верхнее – 2см., нижнее – 1,5 см., левое – 3см., правое – 2 см.
- Титульный лист считается первым, но не нумеруется.
- Каждая новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят.
- Все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц.
- Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.
- Объем текста исследовательской работы, включая формулы и список литературы, не должен быть менее 10 машинописных страниц.
- Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц. Основной текст работы нумеруется арабскими цифрами, страницы приложений – арабскими цифрами.
- Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.
- Перечень использованной литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа: в алфавитном порядке: фамилии авторов, наименование источника, место и год издания, наименование издательства, количество страниц. Если используются статьи из журналов, то указывается автор, наименование статьи, наименование журнала, номер и год выпуска и номера страниц, на которых напечатана статья. В тексте работы должна быть ссылка на тот или иной источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру источника в списке литературы).
- Выполненная работа рецензируется преподавателями. В рецензии оцениваются и освещаются основные позиции с учетом оценки критериев содержательной части проекта в баллах.
Критерии оценки учебно-исследовательской деятельности обучающихся
1. Актуальность темы и предлагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы.
2. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность к опубликованию.
3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений.
4. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии, цитируемость.
5. Умение использовать известные результаты и факты, знания сверх программного материала.
6. Владение автором специальным и научным аппаратом.
7. Сформулированность и аргументированность собственного мнения.
8. Практическая и теоретическая значимость исследования.
9. Четкость выводов, обобщающих исследование.
10. Грамотность оформления и защиты результатов исследования.
11. Качество отчета: оформление, соответствие стандартным требованиям, рубрицирование и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков; качество и полнота рецензий.
Процедура защиты проекта
Презентация и защита индивидуальных учебных проектов проводится на конференции внутри филиала.
Для проведения конференции будет создаваться комиссия, в состав которой будут входить члены администрации филиала, методист, преподаватели, обучающиеся, которые выступали на научно-практических конференциях разных уровней и иные квалифицированные работники. Количество членов комиссии не должно быть менее 3-х и более 7 человек.
Состав комиссии для оценки индивидуальных проектов будет назначен приказом руководителя филиала.
Комиссия оценивает уровень проектной деятельности каждого обучающегося, дает оценку выполненной работы.
Процедура защиты состоит в 6-8 минутном выступлении обучающегося, который раскрывает актуальность, поставленные задачи, суть проекта и выводы. Далее следуют ответы на вопросы комиссии.
Проектная деятельность оценивается по 2 группам критериев: критерии оценки содержания проекта и критерии оценки защиты проекта.
Критерии оценки защиты проекта
1. Качество презентации: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность, убедительность, убежденность.
2. Объем и глубина знаний по теме (или дисциплине), эрудиция, междисциплинарные связи.
3. Педагогическая ориентация: культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, импровизационное начало, удержание внимания аудитории.
4. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убежденность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы.
5. Деловые и волевые качества группы: ответственное решение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность.
Выполненный проект оценивается по каждому критерию по пятибалльной системе.
Ответственность сторон
Руководитель индивидуального проекта должен:
- Совместно с обучающимся определить тему и учебный план работы по индивидуальному образовательному проекту.
- Совместно с обучающимся определить цель работы, этапы, сроки, методы работы, источники необходимой информации.
- Мотивировать обучающего на выполнение работы по индивидуальному образовательному проекту.
- Оказывать помощь обучающемуся по вопросам планирования, методики, формирования и представления результатов исследования.
- Контролировать выполнение обучающимся плана работы по выполнению индивидуального образовательного проекта.
Руководитель индивидуального проекта имеет право:
- Требовать от обучающего своевременного и качественного выполнения работы.
- Использовать в своей работе имеющиеся в филиале техникума информационные ресурсы.
- Обращаться к администрации филиала техникума в случае систематического несоблюдения обучающимся сроков реализации плана индивидуального образовательного проекта.
Обучающийся должен:
- Выбрать тему индивидуального образовательного проекта.
- Посещать консультации и занятия по индивидуальному образовательному проекту.
- Ответственно относиться к требованиям и рекомендациям руководителя индивидуального образовательного проекта.
- Подготовить публичный отчет о проделанной работе.
Обучающийся имеет право:
- На консультацию и информационную поддержку руководителя на любом этапе выполнения индивидуального образовательного проекта;
- Использовать для выполнения индивидуального образовательного проекта ресурсы филиала техникума.
Темы проектов:
1.Роль Всероссийского физкультурно- спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в патриотическом воспитании и привитии здорового образа жизни.
2. Современные вооруженные силы и их назначение.
Выводы
Таким образом, использование проектной деятельности формирует личностные и метапредметные результаты, развивает творческую активность обучающихся, стимулируется интерес к фундаментальным и прикладным наукам – ознакомление с научной картиной мира. Проектная и исследовательская деятельность заставляет и приучает молодых людей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что они уделяют мало времени чтению любой литературы. При организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся используются информационно-коммуникационные технологии и все это соответствует современным задачам обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации проектной деятельности
Презентация на тему "Методические рекомендации по организации проектной деятельности" содержит информацию о классификации учебных проектов, их педагогических особенностях, требованиях к оформлению пор...
Методические рекомендации по организации проектной деятельности одаренного ребенка.
В статье описаны методические рекомендации по организации проектной деятельности одаренного ребенка....
Методические рекомендации по организации проектной деятельности обучающихся
Деятельностный характер является отличительной особенностью нового стандарта, который ставит главную цель – развитие личности обучающегося. Исследование явля...
Методические рекомендации по организации проектной деятельности на уроках профессионально-трудового обучения, с учащимися специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Метод проектов формирует и совершенствует как трудовую, так и общую культуру общения и социального поведения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученик учится мыслить, планирова...
Методические рекомендации по организации проектной деятельности
Методические рекомендации по организации проектной деятельности...
Методические рекомендации по организации проектной деятельности с обучающимися
Методические рекомендации по проведению проектной деятельности с обучающимися...
Методическая разработка «Методические рекомендации к организации проектной деятельности на уроках технологии в рамках реализации ФГОС»
Статья содержит конкретные рекомендации из опыта работы по организации и выполнению творческого проекта на уроках технологии в рамках реализации ФГОС. Также здесь представлены ...