Методическая разработка "Использование информационных технологий при организации проектной деятельности обучающихся на уроках математики"
методическая разработка по математике

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ученик живет в мире электронной культуры. Роль учителя -  стать координатором информационного потока. Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Это возможность изменить традиционное проведение урока в школе, сделать урок более насыщенным, ярким, увлекательным, запоминающимся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx32.81 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационных технологий при организации проектной деятельности обучающихся на уроках математики

        XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ученик живет в мире электронной культуры. Роль учителя -  стать координатором информационного потока. Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Это возможность изменить традиционное проведение урока в школе, сделать урок более насыщенным, ярким, увлекательным, запоминающимся.

           Однако задача учителя математики на современном этапе состоит не только в том, чтобы вооружить детей знаниями по предмету, научить их решать определенные типы задач и выполнять определенные действия по выученному алгоритму, но и в том, чтобы развить их творческие способности, развить их внимание, мышление, воображение. Большой объем математических знаний востребован будет не каждым, а развитая речь, логическое мышление и память нужны всегда. Для этих целей мною  используется проектная деятельность.

      Используя в обучении метод проектов, обучающиеся постигают всю технологию решения задач: от постановки проблемы до представления результата. Работа над проектом включает 4 основных этапа: планирование работы, аналитический этап, этап обобщения, этап презентации полученных результатов (защита проекта).

      Классификация проектов по продолжительности:

1. Мини – проекты – 1 урок или менее урока.

2. Краткосрочные – 4-6 уроков.

3. Недельные проекты.

4. Годовые проекты. (долгосрочные)

     Метод проектов немыслим без применения новых информационных технологий. Именно тогда происходит вовлечение обучающихся в работу с Интернет ресурсами (Интернет, электронный учебник, электронная библиотека). Дети учатся создавать разнообразные проекты: исследовательские, творческие, информационные. Учатся самостоятельно подбирать необходимый материал для своей работы, делать презентации, буклеты, видеофильмы, видеоролики (Word, Excel, Publisher, PowerPoint)., создавать и  оформлять портфолио проекта (Word).

      Обучающиеся при подготовке проектов используют интернет ссылки, при помощи которых в процессе выступления могут выйти на сайты, что позволяет сделать проект более полным, интересным и наглядным.

    Замечательный опыт самопрезентации дает ребятам процедура защиты проекта. Умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста, строгий регламент – 7-10 минут на выступление и 3-5 минут  - ответы на вопросы. Автор должен подготовить аннотацию своего проекта, ознакомить с ней представителей жюри, позаботиться об оформлении аудитории, приготовить технику для демонстрации слайдов, видео- или аудиофрагментов, компьютерной презентации.  Защита проектов осуществляется с использованием новых информационных технологий: интерактивной доски SMART, документ-камеры и системы опроса и тестирования для интерактивного голосования (Turning point).

     В результате осуществления проектной деятельности создается определенный продукт, форма которого может быть различной.

Приведем формы выхода проектной деятельности учащихся:

  • презентации в программе Power Point;
  • буклеты в программе Publisher;
  • wiki-статья;
  • web-сайт;
  • электронные тесты;
  • кроссворды в программе Exel;
  • антологии (сборники стихотворений по определенной теме);
  • научный доклад;
  • коллекции орнаментов;
  • словарь исторических и математических терминов;
  • макеты;
  • виртуальные экскурсии.;
  • серия иллюстраций к задачам;
  • газеты и журналы и т.д.

В проектной деятельности свое применение получили следующие направления информационных технологий:
• Ресурсы Интернета: поисковые системы и отдельно взятые сайты (historic.ru, soldat.ru, rkka.ru).
• Электронные библиотеки и энциклопедии как распределенного, так и централизованного характера, позволяющие по-новому реализовать доступ обучающихся к мировым информационным ресурсам (например, lib.ru или tululu.ru).
• Информационные среды на основе открытых (доступных) баз данных и баз знаний, позволяющие осуществить как прямой, так и удаленный доступ к информационным
• Обучающие онлайн порталы различных тематик, такие, как www.gramota.ru, www.intuit.ru или lingualeo.ru.
• Прикладные и инструментальные программные средства, обеспечивающие выполнение конкретных учебных операций (обработку текстов, составление таблиц, редактирование графической информации). Для этих целей можно использовать различные офисные пакеты приложений, таких, как MicrosoftOffice, LibreOffice, OpenOffice, StarOffice и др.
• Мультимедиа технологии. В их числе существует огромное количество раз-личных видеоэнциклопедий, электронных учебников, интерактивные путеводителей, обучающие программы, видеокурсы в формате онлайн, ситуационно-ролевые игры и др.
• Телекоммуникационные системы, реализующие электронную почту, телеконференции и т.д. и позволяющие осуществить выход в мировые коммуникационные сети, сайты учебного заведения и/или преподавателя, дающие возможность опубликовать работу в сети Интернет.
• Электронные настольные типографии, позволяющие в индивидуальном ре-жиме с высокой скоростью осуществить выпуск печатных материалов и документов на различных носителях.
• Системы защиты информации различной ориентации (от несанкционированного доступа при хранении, от плагиата, от искажений при передаче и т.д.).

       Многие обучающиеся работают творчески, очень серьезно и в результате лучшие работы представляем на ежегодных научно-практических конференциях (НПК) различного уровня.  

        Есть в школьной математике особые темы, которые ждешь с нетерпением, предвкушая встречу с невероятно красивым материалом. К таким темам можно отнести «Многогранники». Тема «Многогранники» одна из основных в традиционном курсе школьной геометрии. Центральная роль многогранников определяется прежде всего тем, что многие результаты, относящиеся к другим телам, получаются исходя из соответствующих результатов для многогранников. Кроме того, многогранники сами по себе представляют чрезвычайно содержательный предмет исследования, выделяясь среди всех тел многими интересными свойствами, специально к ним относящимися теоремами и задачами. Здесь не только открывается удивительный мир геометрических тел, обладающих неповторимыми свойствами, но и интересные научные гипотезы. Ни одни геометрические тела не обладают таким совершенством и красотой, как многогранники. «Правильных многогранников вызывающе мало, - написал когда-то Л.Кэрролл, - но этот весьма скромный по численности отряд сумел пробраться в самые глубины различных наук».


       
Практика показывает, что знания, добытые самостоятельно и с хорошей мотивацией наиболее прочны и эффективны. Использование информационных технологий при проектной деятельности учащихся, позволяет увеличить скорость разработки проекта и качество его выполнения. Приведу пример основных тезисов проектной деятельности с применением ИКТ по теме: «Грани безграничного мира».

         По ходу работы обучающиеся использовали компьютер как инструмент поисковой и оформительской работы, тем самым становились личностью, способной использовать все средства информации, проявляли  свою индивидуальность, свое видение.

        Типология проекта:

1. Данный проект включает в себя исследовательскую, поисковую, ознакомительную деятельность.

2. Затрагивает межпредметную область, в частности, математику, архитектуру, информатику.

3. Предполагается групповая форма работы учащихся.

        Задачи проекта: расширить теоретические знания по теме «Многогранники»; развить математическое и системно-логическое мышление; сформировать математическую культуру и понятие универсального характера математики.

        Работа над проектом:

        І. Подготовительный этап:

        1.Постановка цели проекта.

        2.Формирование групп учащихся (2-3 человека) по интересам:

  • История возникновения многогранников.
  • Многогранники в архитектуре современных  городов.
  • Архитектурные сооружения города Таганрога и многогранники.      

    3. Вопросы исследования:

  • Определение архитектурного стиля, к которому принадлежит произведение архитектуры.
  • Использование различных (каких?) геометрических форм при создании проекта.  

4.Составление плана работы групп, распределение задач.

 5.Установление сроков выполнения проекта.

ІІ. Этап реализации проекта:

1.Подбор информационных ресурсов.                                                                                                            2.Систематизация собранного материала.

3.Подготовка и оформление результатов в виде презентации. 4.Консультации по проекту.

ІІІ. Заключительный этап:

1.Защита проекта.

2.Выявление новых проблем и определение направлений дальнейшего развития проекта.

        Одной из основных задач обучения математики является развитие у обучающихся абстрактного мышления. Этой цели в значительной мере способствует применение наглядных пособий. Широкие возможности для реализации этой цели предоставляет самостоятельное изготовление учениками наглядных пособий. В процессе изготовления моделей многогранников, кроме теоретических знаний и навыков, ученики закрепляют сформировавшиеся новые понятия при помощи чертежа и фактического решения задач на построение. При самостоятельном изготовлении моделей образ создается по частям, в силу этого с ними можно производить различные манипуляции. При этом все их свойства и особенности легко познаются и прочно закрепляются в памяти учащихся.

        Работа над проектом повышает  интерес к изучению различного цикла предметов и информационным технологиям. Использование метода проектов с применением информационных технологии на уроках решает значительную часть стоящих перед преподавателем проблем, помогая обучающихся осознать фундаментальность изучаемого курса.        

        Применение средств информационных технологии в процессе обучения методом проектов способствует:

  • формированию у обучающихся определенных знаний, умений и навыков для осуществления информационной деятельности с компьютерной техникой;
  • развитию наглядно-образного, интуитивного, креативного, творческого типов мышления;
  • поддержанию мотивации применения информационных технологий в учебной деятельности;
  • развитию эстетического восприятия объектов;
  • формированию умений принимать оптимальное решение или находить варианты решения в сложной ситуации;
  • видению динамики процесса моделирования объектов;
  • развитию пространственного воображения и пространственных представлений обучающихся;
  • формированию банка ЭОР для решения учебных проблем.

        Приобщение обучающихся к проектной деятельности с использованием информационных технологий позволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности.

        Таким образом, каждый учитель, используя информационно - коммуникативные технологии в преподавании в процессе освоения ФГОС нового поколения, открывает для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности, благодаря чему для учителя - работа, а для его обучающихся - обучение станут радостнее и увлекательнее.

        Проектный метод с применением информационных технологии  демонстрирует высокую эффективность, мотивированность обучения, снижение перегрузки и повышение творческого потенциала обучающихся.

В центре любого образовательного процесса стоит обучающиеся, ведомый учителем к знаниям. И если школьник от мотива «надо» придет к мотиву «мне интересно, я «хочу знать», то путь этот будет радостным и плодотворным.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выпускная квалификационная работа "Использование информационных технологий при организации проектной деятельности учащихся на уроках информатики"

Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его можно использовать в любой школьной дисциплине, где решаются большие по объему задачи, желательно для учащихся с...

Информационные технологии в организации проектной деятельности учащихся

Информационные технологии в организации проектной деятельности учащихся...

Организация проектной деятельности обучающихся на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС

Организация проектной деятельности обучающихся на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС...

"Организация проектной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы"

Структура организации проектной деятельности обучающихся при анализе художественного текста...

Особенности использования средств информационно-коммуникационных технологий при организации познавательной деятельности обучающихся на уроке английского языка.

Данная работа представлена в виде статьи. Актуальность работы является в интенсивном использовании различных  информационно -коммуникативных средст  на уроке иностранного языка,в частности н...

Организация проектной деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочное время

Обмен опытом «Организация проектной деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочное время» Ведущее место среди  методов новой школы  принадлежит сегодня исслед...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССОВ

В данной статье обозначена проблема формирования инженерного мышления у обучающихся, получающих общее и среднее образование. Рассматриваются особенности организации проектной деятельности на уроках из...