Методическая разработка "Использование информационных технологий при организации проектной деятельности обучающихся на уроках математики"
методическая разработка по математике
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ученик живет в мире электронной культуры. Роль учителя - стать координатором информационного потока. Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Это возможность изменить традиционное проведение урока в школе, сделать урок более насыщенным, ярким, увлекательным, запоминающимся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 32.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование информационных технологий при организации проектной деятельности обучающихся на уроках математики
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ученик живет в мире электронной культуры. Роль учителя - стать координатором информационного потока. Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Это возможность изменить традиционное проведение урока в школе, сделать урок более насыщенным, ярким, увлекательным, запоминающимся.
Однако задача учителя математики на современном этапе состоит не только в том, чтобы вооружить детей знаниями по предмету, научить их решать определенные типы задач и выполнять определенные действия по выученному алгоритму, но и в том, чтобы развить их творческие способности, развить их внимание, мышление, воображение. Большой объем математических знаний востребован будет не каждым, а развитая речь, логическое мышление и память нужны всегда. Для этих целей мною используется проектная деятельность.
Используя в обучении метод проектов, обучающиеся постигают всю технологию решения задач: от постановки проблемы до представления результата. Работа над проектом включает 4 основных этапа: планирование работы, аналитический этап, этап обобщения, этап презентации полученных результатов (защита проекта).
Классификация проектов по продолжительности:
1. Мини – проекты – 1 урок или менее урока.
2. Краткосрочные – 4-6 уроков.
3. Недельные проекты.
4. Годовые проекты. (долгосрочные)
Метод проектов немыслим без применения новых информационных технологий. Именно тогда происходит вовлечение обучающихся в работу с Интернет ресурсами (Интернет, электронный учебник, электронная библиотека). Дети учатся создавать разнообразные проекты: исследовательские, творческие, информационные. Учатся самостоятельно подбирать необходимый материал для своей работы, делать презентации, буклеты, видеофильмы, видеоролики (Word, Excel, Publisher, PowerPoint)., создавать и оформлять портфолио проекта (Word).
Обучающиеся при подготовке проектов используют интернет ссылки, при помощи которых в процессе выступления могут выйти на сайты, что позволяет сделать проект более полным, интересным и наглядным.
Замечательный опыт самопрезентации дает ребятам процедура защиты проекта. Умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста, строгий регламент – 7-10 минут на выступление и 3-5 минут - ответы на вопросы. Автор должен подготовить аннотацию своего проекта, ознакомить с ней представителей жюри, позаботиться об оформлении аудитории, приготовить технику для демонстрации слайдов, видео- или аудиофрагментов, компьютерной презентации. Защита проектов осуществляется с использованием новых информационных технологий: интерактивной доски SMART, документ-камеры и системы опроса и тестирования для интерактивного голосования (Turning point).
В результате осуществления проектной деятельности создается определенный продукт, форма которого может быть различной.
Приведем формы выхода проектной деятельности учащихся:
- презентации в программе Power Point;
- буклеты в программе Publisher;
- wiki-статья;
- web-сайт;
- электронные тесты;
- кроссворды в программе Exel;
- антологии (сборники стихотворений по определенной теме);
- научный доклад;
- коллекции орнаментов;
- словарь исторических и математических терминов;
- макеты;
- виртуальные экскурсии.;
- серия иллюстраций к задачам;
- газеты и журналы и т.д.
В проектной деятельности свое применение получили следующие направления информационных технологий:
• Ресурсы Интернета: поисковые системы и отдельно взятые сайты (historic.ru, soldat.ru, rkka.ru).
• Электронные библиотеки и энциклопедии как распределенного, так и централизованного характера, позволяющие по-новому реализовать доступ обучающихся к мировым информационным ресурсам (например, lib.ru или tululu.ru).
• Информационные среды на основе открытых (доступных) баз данных и баз знаний, позволяющие осуществить как прямой, так и удаленный доступ к информационным
• Обучающие онлайн порталы различных тематик, такие, как www.gramota.ru, www.intuit.ru или lingualeo.ru.
• Прикладные и инструментальные программные средства, обеспечивающие выполнение конкретных учебных операций (обработку текстов, составление таблиц, редактирование графической информации). Для этих целей можно использовать различные офисные пакеты приложений, таких, как MicrosoftOffice, LibreOffice, OpenOffice, StarOffice и др.
• Мультимедиа технологии. В их числе существует огромное количество раз-личных видеоэнциклопедий, электронных учебников, интерактивные путеводителей, обучающие программы, видеокурсы в формате онлайн, ситуационно-ролевые игры и др.
• Телекоммуникационные системы, реализующие электронную почту, телеконференции и т.д. и позволяющие осуществить выход в мировые коммуникационные сети, сайты учебного заведения и/или преподавателя, дающие возможность опубликовать работу в сети Интернет.
• Электронные настольные типографии, позволяющие в индивидуальном ре-жиме с высокой скоростью осуществить выпуск печатных материалов и документов на различных носителях.
• Системы защиты информации различной ориентации (от несанкционированного доступа при хранении, от плагиата, от искажений при передаче и т.д.).
Многие обучающиеся работают творчески, очень серьезно и в результате лучшие работы представляем на ежегодных научно-практических конференциях (НПК) различного уровня.
Есть в школьной математике особые темы, которые ждешь с нетерпением, предвкушая встречу с невероятно красивым материалом. К таким темам можно отнести «Многогранники». Тема «Многогранники» одна из основных в традиционном курсе школьной геометрии. Центральная роль многогранников определяется прежде всего тем, что многие результаты, относящиеся к другим телам, получаются исходя из соответствующих результатов для многогранников. Кроме того, многогранники сами по себе представляют чрезвычайно содержательный предмет исследования, выделяясь среди всех тел многими интересными свойствами, специально к ним относящимися теоремами и задачами. Здесь не только открывается удивительный мир геометрических тел, обладающих неповторимыми свойствами, но и интересные научные гипотезы. Ни одни геометрические тела не обладают таким совершенством и красотой, как многогранники. «Правильных многогранников вызывающе мало, - написал когда-то Л.Кэрролл, - но этот весьма скромный по численности отряд сумел пробраться в самые глубины различных наук».
Практика показывает, что знания, добытые самостоятельно и с хорошей мотивацией наиболее прочны и эффективны. Использование информационных технологий при проектной деятельности учащихся, позволяет увеличить скорость разработки проекта и качество его выполнения. Приведу пример основных тезисов проектной деятельности с применением ИКТ по теме: «Грани безграничного мира».
По ходу работы обучающиеся использовали компьютер как инструмент поисковой и оформительской работы, тем самым становились личностью, способной использовать все средства информации, проявляли свою индивидуальность, свое видение.
Типология проекта:
1. Данный проект включает в себя исследовательскую, поисковую, ознакомительную деятельность.
2. Затрагивает межпредметную область, в частности, математику, архитектуру, информатику.
3. Предполагается групповая форма работы учащихся.
Задачи проекта: расширить теоретические знания по теме «Многогранники»; развить математическое и системно-логическое мышление; сформировать математическую культуру и понятие универсального характера математики.
Работа над проектом:
І. Подготовительный этап:
1.Постановка цели проекта.
2.Формирование групп учащихся (2-3 человека) по интересам:
- История возникновения многогранников.
- Многогранники в архитектуре современных городов.
- Архитектурные сооружения города Таганрога и многогранники.
3. Вопросы исследования:
- Определение архитектурного стиля, к которому принадлежит произведение архитектуры.
- Использование различных (каких?) геометрических форм при создании проекта.
4.Составление плана работы групп, распределение задач.
5.Установление сроков выполнения проекта.
ІІ. Этап реализации проекта:
1.Подбор информационных ресурсов. 2.Систематизация собранного материала.
3.Подготовка и оформление результатов в виде презентации. 4.Консультации по проекту.
ІІІ. Заключительный этап:
1.Защита проекта.
2.Выявление новых проблем и определение направлений дальнейшего развития проекта.
Одной из основных задач обучения математики является развитие у обучающихся абстрактного мышления. Этой цели в значительной мере способствует применение наглядных пособий. Широкие возможности для реализации этой цели предоставляет самостоятельное изготовление учениками наглядных пособий. В процессе изготовления моделей многогранников, кроме теоретических знаний и навыков, ученики закрепляют сформировавшиеся новые понятия при помощи чертежа и фактического решения задач на построение. При самостоятельном изготовлении моделей образ создается по частям, в силу этого с ними можно производить различные манипуляции. При этом все их свойства и особенности легко познаются и прочно закрепляются в памяти учащихся.
Работа над проектом повышает интерес к изучению различного цикла предметов и информационным технологиям. Использование метода проектов с применением информационных технологии на уроках решает значительную часть стоящих перед преподавателем проблем, помогая обучающихся осознать фундаментальность изучаемого курса.
Применение средств информационных технологии в процессе обучения методом проектов способствует:
- формированию у обучающихся определенных знаний, умений и навыков для осуществления информационной деятельности с компьютерной техникой;
- развитию наглядно-образного, интуитивного, креативного, творческого типов мышления;
- поддержанию мотивации применения информационных технологий в учебной деятельности;
- развитию эстетического восприятия объектов;
- формированию умений принимать оптимальное решение или находить варианты решения в сложной ситуации;
- видению динамики процесса моделирования объектов;
- развитию пространственного воображения и пространственных представлений обучающихся;
- формированию банка ЭОР для решения учебных проблем.
Приобщение обучающихся к проектной деятельности с использованием информационных технологий позволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности.
Таким образом, каждый учитель, используя информационно - коммуникативные технологии в преподавании в процессе освоения ФГОС нового поколения, открывает для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности, благодаря чему для учителя - работа, а для его обучающихся - обучение станут радостнее и увлекательнее.
Проектный метод с применением информационных технологии демонстрирует высокую эффективность, мотивированность обучения, снижение перегрузки и повышение творческого потенциала обучающихся.
В центре любого образовательного процесса стоит обучающиеся, ведомый учителем к знаниям. И если школьник от мотива «надо» придет к мотиву «мне интересно, я «хочу знать», то путь этот будет радостным и плодотворным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выпускная квалификационная работа "Использование информационных технологий при организации проектной деятельности учащихся на уроках информатики"
Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его можно использовать в любой школьной дисциплине, где решаются большие по объему задачи, желательно для учащихся с...
Информационные технологии в организации проектной деятельности учащихся
Информационные технологии в организации проектной деятельности учащихся...
Организация проектной деятельности обучающихся на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС
Организация проектной деятельности обучающихся на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС...
"Организация проектной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы"
Структура организации проектной деятельности обучающихся при анализе художественного текста...
Особенности использования средств информационно-коммуникационных технологий при организации познавательной деятельности обучающихся на уроке английского языка.
Данная работа представлена в виде статьи. Актуальность работы является в интенсивном использовании различных информационно -коммуникативных средст на уроке иностранного языка,в частности н...
Организация проектной деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочное время
Обмен опытом «Организация проектной деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочное время» Ведущее место среди методов новой школы принадлежит сегодня исслед...
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССОВ
В данной статье обозначена проблема формирования инженерного мышления у обучающихся, получающих общее и среднее образование. Рассматриваются особенности организации проектной деятельности на уроках из...