ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССОВ
статья по изобразительному искусству (изо, 7 класс)

Дзюба Екатерина Олеговна

В данной статье обозначена проблема формирования инженерного мышления у обучающихся, получающих общее и среднее образование. Рассматриваются особенности организации проектной деятельности на уроках изобразительного искусства как средства формирования инженерного мышления. В основе рассуждений – пример реализации метода проектов в рамках темы ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» в соответствии с рабочей программой 7 класса, реализуемой в общеобразовательной школе.

Ключевые слова: проектная деятельность, инженерное мышление, изобразительное искусство, дизайн, проектирование, конструирование.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дзюба Е.О.,

магистр дизайна,

член СПХ и СХМСИ «ЕХС»

учитель ИЗО,  педагог доп. образования

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССОВ

В данной статье обозначена проблема формирования инженерного мышления у обучающихся, получающих общее и среднее образование. Рассматриваются особенности организации проектной деятельности на уроках изобразительного искусства как средства формирования инженерного мышления. В основе рассуждений – пример реализации метода проектов в рамках темы ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» в соответствии с рабочей программой 7 класса, реализуемой в общеобразовательной школе.

Ключевые слова: проектная деятельность, инженерное мышление, изобразительное искусство, дизайн, проектирование, конструирование.

На сегодняшний день некогда популярное гуманитарное образование теряет свою привлекательность среди обучающихся, тогда как техническая направленность образовательного процесса становится приоритетом на всех уровнях развития общества. Актуальность данного направления в сфере образования обозначил президент РФ В.В. Путин: «Сегодня лидерами глобального развития становятся те страны, которые способны создавать прорывные технологии и на их основе формировать собственную мощную производственную базу. Качество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства» [5]. К сожалению, уровень квалификации и количество необходимых для выполнения данного поручения специалистов не всегда соответствуют требованиям предприятий регионов нашей страны, в частности, Челябинской области. В.В. Путин подчеркнул: «Нельзя допустить, чтобы существующий кадровый дефицит стал сдерживающим фактором развития экономики» [5]. Поэтому для реализации программы повышения количества высококвалифицированных инженерных кадров в Российской Федерации становится необходимым формировать инженерное мышления у обучающихся на всех уровнях образования.

З.С. Сазонова в своей работе определяет мышление успешного в современных условиях инженера как системное, позволяющее ему видеть проблему с разных сторон, «в целом», с учетом многообразных связей между всеми ее составляющими [3]. Важной характеристикой инженерного мышления, по мнению таких исследователей, как Н.П. Линькова, В.А. Моляко, Н.М. Пейсахова, К.К. Платонова и других, является не только системный подход к поставленной задаче, но и «высокоразвитое творческое воображение и фантазия, логически выстроенное творческое осмысление знаний, владение методологией технического творчества, позволяющее сознательно управлять процессом генерирования новых идей» [3].

Иными словами, инженерное мышление – это творческое мышление технической направленности, т.е. умение ставить проблемы и решать их нетрадиционными методами посредством накопленных технологических знаний, порождать нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, стремлением к рационализации окружающей среды.

Во многом решением задачи развития творческого мышления учащихся в школе занимается такая интегративная дисциплина, как «Изобразительное искусство», которая предполагает не только формирование у школьника теоретической базы в сфере изобразительных и конструктивных видов искусств, но и через практическую деятельность позволяет ученику накопить личностный творческий и технологический опыт.

Одним из эффективных методов преподавания в современной школе является проектная деятельность обучающихся - учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, результатом которой становится решение какой-либо проблемы, представленное в виде его подробного описания (проекта). Проектная деятельность на уроке изобразительного искусства направлена на формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности в области учебной дисциплины.

Изучение опыта проектной деятельности в образовательном процессе позволило определить, что в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся и критического мышления, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Иными словами, формируются ключевые компетенции: исследовательская, коммуникативная и информационная, при этом под компетенцией нами понимается общая способность и готовность человека использовать на практике знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности. Поэтому, на наш взгляд, метод проектной деятельности способствует успешному развитию инженерного мышления обучающихся.

Тема в рамках преподавания ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» в программе 7 класса наиболее ярко демонстрирует воплощение инженерной мысли в конкретные, осязаемые объекты в жизни общества. Учащиеся знакомятся с художественным языком конструктивных искусств, совместно разрабатывая проект «Малые архитектурные формы моего города». Итогом становится инсталляция – бумажный мир зданий, сооружений, ландшафта. Работа над проектом предполагает индивидуальную и совместную деятельность всего класса на уроках ИЗО в течение 8 уроков второй четверти. Школьники располагают минимальным набором материалов (плотная белая бумага, картон, резаки, клей) и способов его обработки (скручивание, сгибание, создание ребер жесткости, склеивание).

Проектная деятельность предполагает следование определенному плану, включающему несколько этапов работы. На каждом из них решение поставленных задач предполагает большую вариативность.

Работу над проектом «Малые архитектурные формы моего города» можно условно разделить на 5 этапов. Эти этапы соответствуют основным этапам, выделяемым исследователями в инженерно-техническом творчестве.

На первом подготовительном этапе происходит погружение в проект. Формируется проблемная ситуация с одновременным аналитическим осмыслением ее структуры субъектом творчества. Обучающиеся подводятся к мысли о том, что инфраструктура городской среды складывается не только из общественных и жилых построек, транспортных развязок и рекреационных зон, но и что немаловажную роль в уровне комфортности окружающего пространства города играют малые архитектурные формы (далее МАФ), такие как беседки, остановочные комплексы, детские площадки, скамейки, фонари и т.д. Следовательно, архитектура и дизайн призваны удовлетворять эстетические потребности человека, совершенствовать его, приобщать к идее единства красоты, комфорта и функциональности. На данном этапе обучающиеся знакомятся с понятием МАФ, их видами и функциями и выбирают для себя наиболее близкий для дальнейшего изучения и проектирования. Происходит осознание, что ассортимент подобных МАФ в нашем городе незначителен

Таким образом, условно происходит переход на второй «поисково-исследовательский» этап. Ребятам предлагается провести небольшое исследование по выявлению наиболее проблемных участков городского пространства, нуждающихся в реорганизации или созданию новых МАФ. Подготовительным этапом выступает выбор территориального участка городской среды, анализируются карты города, фотографии местности. Сбор и систематизация материалов производится путем анализа ситуации и потребителя непосредственно на местности, производится фотосъемка. Педагог проводит организационно-консультационные занятия, организовывает промежуточные отчеты учащихся. Итогом анализа становится составление технического задания, т.е. формулирование основных задач и этапов проектирования. Семиклассники формулируют требования, предъявляемые проектируемому объекту, описывают его необходимые свойства и особенности (размеры, площадь, информативность, компактность, удобство и эргономичность, многофункциональность, необычность художественного образа противопоставление, соответствие художественного образа окружающей среде и т.п.).

Немаловажно на данном этапе работы рассмотреть существующие аналоги архитектурных сооружений выбранной тематики. Школьники работают с литературой и интернет- ресурсами. Весь собранный материал оформляется в виде презентации в Microsoft PowerPoint.

На следующем, третьем этапе, происходит разработка «идеальной модели», функциональной и структурной схем будущего объекта («Концепция - идея – образ»), рождение и разработка новой творческо-технической идеи. «Дизайн-концепция» проекта - принципиальная дизайнерская идея будущего проекта, но уже содержащая его реально представимые формы: инженерно-технические, пространственные, процессуальные и т.д. Как правило, формулируется дизайн-концепция в виде какого-либо парадоксального тезиса, неожиданной метафоры, наиболее выпукло отражающей смысл дизайнерского предложения: «перетекающее пространство» в жилом доме, «сцена вокруг зала» в театре без антрактов, «город в городе» для гигантского супермаркета и т.д. Умение формулировать и четко излагать свои мысли является основополагающим в профессиональной деятельности дизайнеров. Любое проявление проектной мысли, визуально отраженное, требует четкого вербального обоснования. Если до этого, в первую очередь, решались функциональные и эргономические задачи, то теперь добавляются эстетические и конструктивные задачи. Важным на этом этапе представляется эмоциональный импульс, окраска создаваемого пластического образа сооружения. Таким образом, обучающийся должен как настоящий архитектор и дизайнер ответить на вопрос «Какой будет моё сооружение?» Легкой и воздушной или тяжеловесной, мощной и стабильной, а может быть, тягучей, ветвящейся или виртуозно балансирующей. На этом этапе важно проследить взаимосвязь архитектуры с историческими, научными знаниями, отражающими взаимосвязь между исторической эпохой и ее воплощением в конструктивных элементах зданий (арки, купола, перекрытия, своды, колонны и др.). Данный этап подчеркивает взаимосвязь конструктивных видов искусств с универсальным международным языком техники и инженерии – черчением.

Формулирование дизайн-концепции происходит на бумаге, с последующей расшифровкой, обоснованием и дополнением. Предложения должны сопровождаться графическими зарисовками – пояснениями. Художественно-графические поиски архитектурной композиции выполняются на бумаге простым карандашом, далее могут прорабатываться по желанию ребёнка в любом графическом редакторе (Microsoft Paint, CorelDRAW, 3d studio max и т.д.).

Четвертый этап – этап конструирования – самый продолжительный по времени. Если задачи первых трех этапов решаются на первых 2-3 уроках (зависит от подготовленности класса и их личной мотивации), то этому этапу посвящены последующие 3-4 урока. Переход от мысленного построения, графических эскизов и первых объемных заготовок к реальным разработкам вызывает качественный скачок, у учащихся наблюдается всплеск интереса. Поиск реальных форм воплощения своей идеи в материале (бумаге и подручных материалах) – это, с точки зрения инженерного мышления, создание нового продукта в специфике конкретных условий. С этого момента начинается разрешение противоречий между идеальным и материальным, между теорией и практикой. Обучающиеся ищут наилучшие пути решения взаимосвязи формы и материала, а значит, активно развивается их творческое воображение, происходит инсайт в применении старых, подручных вещей в макете (пуговицы, цветные пленки, макаронные изделия, разнообразные фактуры картонов и бумаг и т.д.) В этот момент учащиеся активно экспериментируют, фантазируют. Выполняют математические расчеты при построении разверток будущего сооружения, учатся работать с канцелярским ножом.

Нужно отметить, что на этой ступени очень важна индивидуальная работа педагога с каждым учеником. Учитель выступает в роли наставника, фасилитатора, помогает ученику выбрать оптимальное, наилучшее и самое эффектное решение. Остальные учащиеся также могут вступать в дискуссию и предлагать свои пути решения появившихся проблем у «инженера», «конструкторского, проектного бюро».

Последний пятый этап – завершение работы над воплощением изобретения, т.е. макета архитектурного сооружения. Это, как правило, последний урок четверти. На нем происходит сборка всех изделий в общий макет. Возможна доработка отдельных изделий путем устранения недостатков сооружений в контексте общего макета. Для создания большего эффекта возможно использование светодиодов и светодиодных лент для подсветки, дополнение элементами ландшафта (имитация деревьев, газонов, водоемов и др.), оживления улиц фантастического города стаффажами, машинами (их можно подобрать в наборах конструкторов LEGO). Одновременно происходит защита индивидуальных проектов МАФ, обсуждение, рефлексия, подведение итогов индивидуальной и совместной работы обучающихся.

Таким образом, по мере создания проекта «Малые архитектурные формы моего города» обучающиеся получают базовые навыки проектной деятельности, конструирования из бумаги и подручных материалов, осваивают содержание рабочей программы по дисциплине «Изобразительное искусство», получают представление о взаимосвязи конструктивных видов искусства с черчением, прикладной математикой и геометрией, знакомятся с основами эргономики, находят точки соприкосновения архитектуры и дизайна с историей.

Уровень сложности малой архитектурной формы, разрабатываемой обучающимся, во многом определяется их личным желанием и возможностями осуществить более детальное, технически обоснованное и разностороннее, моделирование. Семиклассник, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности. Учебная работа, организованная в виде проекта, предполагает самостоятельную, индивидуальную и групповую деятельность обучающихся. Это позволяет приобретать коммуникативные, регулятивные, личностные и познавательные УУД. Постановка задач, решение проблем повышает мотивацию к проектной деятельности и предполагает постановку цели, предметность, инициативность, оригинальность в решении поставленных задач, неординарность подходов, интенсивность умственного труда, исследовательский опыт. Таким образом, выполняя все этапы проекта, обучающиеся учатся обозначать проблемы и решать их нетрадиционными методами, порождать нечто качественно новое. Так формируется творческое инженерное мышление, развивается фантазия, логика, художественный вкус, приобретаются практические навыки конструирования, происходит знакомство ребят с особенностями таких востребованных ныне профессий, как архитектор, дизайнер среды, инженер-конструктор.

Литература

  1. Инженерное образование. – 2014. – №16. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ac-raee.ru/files/io/m16/IO_2014_16.pdf
  2. Рабочие программы. 5-8 классы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского: учеб. пособие для общеобразоват. организаций /Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских. – М.: Просвещение, 2015. – 176 c.
  3. Сазонова, З.С. Развитие инженерного мышления – основа повышения качества образования: учеб. пособие /З.С. Сазонова, Н.В. Чечеткина – М.: МАДИ (ГТУ), 2007. – 195 с.
  4. Уроки изобразительного искусства. Дизайн и архитектура в жизни человека. Поурочные разработки. 7 класс /Г.Е. Гуров, А.С. Питерских /Под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2013. – 142 с.
  5. Сайт президента России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/45962


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность учащихся на уроках биологии как средство формирование познавательных компетенций.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучаемых, роль учителя заключается в   консультативной помощи.С помощью метода проектов, возможно, обучить:-выявлять и фор...

Организация проектной деятельности обучающихся на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС

Организация проектной деятельности обучающихся на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС...

«Организация проектной деятельности в ДО-одно из эффективных средств формирования у дошкольников предпосылок к УУД»

Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного.Это период, когда р...

"Проектная деятельность обучающихся на уроках музыки как средство формирования универсальных учебных действий"

Выступление на методическом объединении учителей эстетического цикла ГБОУ Школа № 2083 г. Москвы 21 февраля 2018 г....

«Проектная деятельность обучающихся на уроках музыки как средство формирования учебных универсальных действий»

laquo;Проектная деятельность обучающихся на уроках музыки как средство формированияучебных универсальных действий»...