ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛЕ
статья по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 135.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛЕ
Выступление учителя истории
Краснопахорской школы
Сучеленкова Людмила Николаевна.
Ребёнок совершает большинство своих
интеллектуальных открытий самостоятельно –
при условии, что окружающий его фон достаточно
богат. Компьютеризация этого фона создаст новую,
ранее невиданную операционную обстановку, которая
потребует новых представлений в психологии развития
Одним из положительных последствий этого измене-
ния может стать преодоление инфантилизма и
чувства зависимости, столь характерных для
современного городского общества.
А.П. Ершов
Нововведения, появившиеся в последние годы в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Современные дети - это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним так много информации поступает отовсюду! Не учитывать этого больше нельзя.
Но дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Обилие информации не может привести и к системности знаний. Детей необходимо научить правильно усваивать полученный материал, ранжировать его, выделять главное, находить связи и структурировать . Необходимо научить обучающегося целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.
Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов организации учебно - воспитательного процесса, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию личности;
- развивали исследовательские, рефлексивные, самооценочные умения и навыки;
- формировали не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности;
- были нацелены на развитие познавательного интереса;
- реализовывали принцип связи обучения с жизнью.
Чего ждут наши обучающиеся от учителя? Знаний для жизни. Мы должны учить детей не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике.
Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой. Как изменить отношения между учителем и учеником, привести их в соответствие? Какой метод позволяет это сделать?
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
Проектная деятельность осуществляется на учебном и внеучебном материале; наряду с ней дети выполняют и другие виды деятельности – игровую, учебную, трудовую, исследовательскую и т. д.
Проектная деятельность даёт возможность ученику действовать самостоятельно, получать результат. Проект как форма требует оформления результатов для предъявления его окружающим. Таким образом, проектная организация основной школы создаёт условия для реализации основных направлений стратегии модернизации общего образования.
Множественность видов деятельности, а главное – переходы между различными видами деятельности создают условия для развития у детей способности:
- выделять собственную цель;
- соотносить поставленную цель и условия её достижения;
- строить программу действий в соответствии с собственными возможностями;
- различать виды ответственности внутри собственной учебной работы
Это является условием формирования учебной самостоятельности учащихся. К концу основной школы дети оказываются способны выбрать наиболее адекватную форму продолжения образования.
История возникновения и развития метода учебных проектов
Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859-1952). Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества.
В сжатом виде концептуальные положения теории Джона Дьюи выглядели следующим образом:
- ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании;
- усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс;
- ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а благодаря возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
Условиями успешности обучения по Дьюи являются:
- проблематизация учебного материала;
- активность ребенка;
- связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.
Методические приемы создания проблемных ситуаций по Дьюи:
- учитель подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти решение;
- сталкивает противоречия в практической деятельности;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предлагает рассмотреть явление с различных позиций;
- побуждает делать сравнения, обобщения, выводы;
- ставит конкретные вопросы;
- ставит проблемные задачи.
В конце ХХ века интерес к идеям Джона Дьюи возрос в связи с развитием активных методов и форм обучения, развивающих творческие способности учащихся. Он указывал на необходимость «критического мышления» и разработал принципы и методику его формирования для активного и сознательного усвоения учебного материала.
«Метод проектов» приобрели известность в различных странах, в том числе и в России в 20-х годах ХХ века. Они хорошо были известны С.Т. Шацкому, В.Н. Сороке-Расинскому, А.С. Макаренко и многим другим. Наиболее полно идеи Дж. Дьюи были реализованы в педагогической практике А.С. Макаренко. В 1930 году Наркомпрос утвердил программы для начальной школы и для школ ФЗС, которые были построены на основе комплексов-проектов.
Период существований этой новации быв недолгим. Постановлением ВКП (б) в 1931 году метод проектов был осужден. С тех пор в отечественной педагогике он не практиковался. И только в 80-е годы в педагогическую практику нашей страны метод проектов снова пришел из-за рубежа вместе с технологией компьютерной телекоммуникации.
Что такое учебный проект?
Проект - замысел.
Метод проектов (в дословном переводе) - путь замысла или способ планирования.
Метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
Структура работы над проектом
Так что же такое учебный проект?
Это и задания для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителями и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
Как сделать, так чтобы работа действительно была проектной, чтобы она не сводилась просто к самостоятельной работе по какой либо теме?
Прежде всего, начиная работу над проектом, пробуждаетcя интерес к теме проекта.
Затем очерчивается проблемное поле, расставляя акценты значимости, предлагая тот или иной ракурс рассмотрения темы, заостряя внимание на тех моментах, которые будут фигурировать в формулировке проблемы учебного проекта.
В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы - нет деятельности. Проблема проекта обуславливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью
проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.
Следует подчеркнуть: никто не требует, чтобы тема проекта формировалась в соответствии с учебным планом, она вовсе не должна быть приучена к знаменательным датам, событиям – тема проекта должна быть обязательно связана с теми вопросами, получить ответы на которые актуально и важно.
Общеучебные умения и навыки,
формирующиеся в процессе проектной деятельности
1. Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных
областей; - умение самостоятельно найти недостающую информацию
в информационном поле; - умение запросить недостающую информацию у эксперта
(учителя, консультанта, специалиста); - умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
- Навыки оценочной самостоятельности.
- Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умения коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других
участников группы.
5. Менеджерские умения и навыки:
- умение проектировать процесс (изделие);
- умение планировать деятельность, время, ресурсы;
- умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
- навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
6. Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.
7. Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при
выступлении; - умение отвечать на незапланированные вопросы.
Еще один вид необходимого обеспечения - информационное.
При информационном обеспечении проекта всегда необходимо, прежде всего опираться на имеющиеся знания, жизненный опыт. Но этого мало. Нужно использовать все возможные источники информации, в том числе библиотеку, Интернет, CD-Rom и т.д.
Вопрос о том, совместима ли проектная деятельность учащихся с классно-урочной системой, по-прежнему остается дискуссионным.
Современные ученые-педагоги различают проектную форму организации учебного процесса, альтернативную классно-урочной системе, и метод проектов, который может быть использован на уроках наряду с другими методами обучения.
Практика работы отечественных школ рубежа XX — XXI вв. показывает, что проект, действительно, «не вписывается» в урок продолжительностью 40-45 минут.
Полноценная реализация каждого из этапов проекта требует несколько большего времени, хотя бы спаренного урока. Более эффективными оказываются проекты, занимающие 4-7 уроков, когда в качестве домашних заданий к очередному уроку учащиеся выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываясь о проделанной работе в начале следующего урока. Последние два урока (спаренные) используются для презентации подготовленных проектов.
И все-таки наиболее глубокие и содержательные проекты выполняются, как правило, в ходе внеклассной деятельности.
Это относится:
- к проектам, выполняемым в ходе проектной недели (в ходе проектной недели уроки не проводятся, поэтому общая продолжительность времени для выполнения проекта составляет 40-48 ч);
- к среднесрочным ролевым и исследовательским проектам,
предполагающим полевой (выездной) этап; - к продолжительным (годичным) проектам, носящим, как
правило, исследовательский характер.
Приведём примерный поэтапный план работы по реализации продолжительной проектной деятельности.
Персональные или групповые проекты: что эффективней?
Единой точки зрения на этот счет не существует.
Преимущества персональных проектов:
1) план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью;
2) формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от себя самого;
3) приобретается опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта — от рождения замысла до итоговой рефлексии;
4) происходит формирование важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.
Преимущества групповых проектов:
1) у участников проектной группы формируются навыки сотрудничества;
2) проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;
3) каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуативного лидера, и, наоборот, каждый участник, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы;
4) в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
Опасности проектного метода.
1) Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить его процесс.
Это связано с тем, что оценка дается по результатам презентации, а презентуется именно результат проекта.
Чтобы оценка была максимально объективной и разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу портфолио проекта («проектной папке»).
2)Главная опасность при выполнении исследовательского проекта — его превращение в реферат.
Конечно, реферативная часть обычно присутствует в любом исследовании, и умение писать рефераты необходимо. Но создавать у детей представление о научной деятельности как о компиляции чужих мыслей не стоит. Проектант должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление.
3) При организации системы проектов в школе не всегда удается обеспечить содержательное единство тем.
На каких предметах лучше всего «работает» метод проектов?
По своей целевой направленности учебные предметы могут быть разделены на две большие группы.
Первая группа — это предметы, формирующие систему специальных и общеучебных знаний и умений учащихся.
Это «серьезные» предметы, такие как русский язык, литература, история, география, биология, химия, физика, математика.
Систематическое построение учебной программы — условие высокого качества знаний «на выходе» — диктует жесткий отбор форм и методов обучения. На уроках этой группы метод проектов имеет относительно низкую эффективность, что доказала и мировая, и отечественная практика.
Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов.
Вторая группа предметов ориентирована на формирование компетентностей (гражданской, информационной, коммуника-тивной и других).
Эти предметы не так тесно связаны со своей научной основой и носят в значительной степени интегративный и/или прикладной характер. Кроме того, все они тесно связаны с окружающей жизнью и будущей профессиональной или общественной деятельностью школьников. В данную группу входят такие предметы, как; иностранные языки, информатика, изобразительное искусство, технология, граждановедение, экология. Для данных предметов вопрос о том, как их изучать, имеет не меньшую, а нередко и большую значимость, чем вопрос о том, что изучать в рамках данных курсов.
Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проектов как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.
Классификация проектов
Проектная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Практико- ориентированный проект
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, города, государства Палитра разнообразна - от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендации по восстановлению экономики России. Важно оценить использование продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Творческий проект
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения искусства, видеофильмы и т. п.
Информационный проект
Информационный проект направлен на сбор информации о каком –то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Входом такого проекта часто является публикация в СМИ или создание информационной среды класса, школы.
Исследовательский проект
Под исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся; направленная на решение творческой, исследовательской проблемы с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования:
- выявление и постановка проблемы исследования;
- формулирование гипотезы;
- планирование и разработка исследовательских действий;
- сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ и синтез;
- сопоставление (соотношение) данных и умозаключений, их проверка;
- подготовка и написание (оформление) сообщения;
- выступление с подготовленным сообщением;
- переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы;
- подготовка выводов, заключений.
Ролевой проект
В таких проектах структура только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и описанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои; имитирующие социальные или игровые отношения, осложняемые гипотетическим игровыми ситуациями. Результаты этих проектов намечаются в начале выполнения начале выполнения, но окончательно вырисовываются лишь в самом конце.
Примерные требования к учебным проектам:
- Работа может выполняться коллективом (классом), группами (5-7 человек), индивидуально.
- Поощряется активное использование современных
методов работы с информацией (Интернет и др. телекоммуникационные технологии).
- Работа представляется в напечатанном виде, с приложением дискеты, на ней указаны: имя автора, название работы, имя файла, дата сдачи работы.
- Проект выполняется с соблюдением правил элементарного дизайна (разбивка на абзацы, заголовки, шрифтовые выделения, поля, единый стиль).
- Справочно-вспомогательный аппарат (примечания, сноски) должен быть выполнен в соответствии с принятыми стандартами.
Примерная структура проекта:
I. Титульный лист
- наименование образовательного учреждения (в случае подачи на конкурс - почтовый адрес и телефон администрации)
- - тема выбранной работы
- ФИО автора, класс, домашний адрес, телефон;
- ФИО, должность научного руководителя, оказавшего методическую и консультативную помощь учащемуся
- город, год
Прилагается рецензия
II. Оглавление (перечень основных частей проекта)
III. Краткая аннотация, содержащая изложение основных положений проекта
IV. Основная часть
1 раздел - отражает материалы, демонстрирующие аргументы в проблемы проекта (актуальность);
2 раздел - анализ вариантов альтернативных программ, решения проблемы;
3 раздел - собственное видение проблемы и программа (способы) ее решения, разработанная учащимся
V. Заключение
VI. Библиография
VII. Визуальный ряд к проекту: фотографии, рисунки, иллюстрации, видеоматериалы, плакаты
VIII. Приложения: карты, таблицы, графики, схемы, анкеты и др.
Дидактические характеристики учебных проектов
1. Наличие значимой проблемы (задачи), требующей интегрированного знания исследовательского поиска для ее решения. Например, исследование демографической проблемы в регионах России; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; изучение проблемы влияния кислотных дождей на окружающую среду
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. Например, подготовка справки в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный с партнером по проекту выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; карта охраны леса в разных местностях; план мероприятий и т.п.
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная,
групповая, коллективная) деятельность учащихся. Например, обобщение и систематизация материалов докладов, рефератов, сообщений; выполнение парами или группами альбомов, чертежей, макетов, литературных журналов, дайджестов; подготовка творческими коллективами праздников, у ролевых игр, выставок и т.д.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). Например, этап поиска литературы по проблеме завершается составление библиографического списка или библиографической картотеки;
этап изучения и анализа у источников - написанием введения; этап сбора фактических данных - оформление систем, диаграмм, графиков и т.д.
5. Использование конкретных исследовательских процедур. Например:
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
- выдвижение гипотез;
- определение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и проч.);
- оформление конечных результатов (презентации, защиты, творческих отчетов, просмотров и др.);
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Информационная карта проекта для банка данных
(паспорт проектной работы)
Паспорт проектной работы используется дважды, а иногда и трижды.
Вначале – как методическая разработка проекта, которую
руководитель проектной группы утверждает у администрации школы перед началом работы над проектом.
Затем уточненный паспорт проекта становится необходимым вступлением к портфолио проекта, представляемой на защите.
Наконец, расширенный вариант паспорта проектной работы может стать описанием проекта, подготовленным для публикации или хранения в школьной медиатеке.
Как правило, данный паспорт состоит из следующих пунктов:
- Название проект
- Автор(ы) проекта
- Научный руководитель проекта
- Консультанты
- Состав проектной группы
- Ведущая кафедра
- Этапы работы над проектом
- Краткое описание (аннотация к проекту)
- Вид проекта (исследовательский, прикладной, информационный, практико- ориентированный, творческий, реферативный, ролевой)
- Жанр проекта (альбом, выставка, буклет, стенд, другое)
- Цель проекта
- Задачи проекта
- Проблематика
- Необходимое оборудование
- Предполагаемый иллюстрированный ряд к проекту
- Предполагаемые продукт(ы) проекта
- Оценка содержания проекта (отзыв)
- Оценка оформления проекта (отзыв)
Презентация проектной деятельности.
Завершается осуществление учебного проекта презентацией полученных результатов. Поскольку деятельность в проекте в основном самостоятельная, то именно во время презентации мы и узнаем, что было сделано во время самостоятельной проектной работы.
Выбор формы презентации проекта – задача не менее важная, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор « типичных» форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полёт фантазии (в сочетании с обязательным учётом индивидуальных интересов и способностей проектантов-
артистических, художественных, конструкторско- технических, организаторских и т.д.)
Виды презентаций проектов
- Воплощение (в роль человека, одушевлённого и неодушевлённого существа).
- Деловая игра.
- Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.
- Диалог исторических лиц или литературных персонажей.
- Защита на Учёном Совете.
- Игра с залом.
- Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций.
- Инсценировка реального или вымышленного исторического события.
- Научная конференция.
- Научный доклад.
- Отчёт исследовательской экспедиции.
- Пресс- конференция.
- Путешествие, экскурсия
- Реклама.
- Ролевая игра.
- Соревнования.
- Спектакль.
- Спортивная игра.
- Телепередача
Критерии оценки проектов
Выработка системы оценки проектных работ требует предварительного ответа на следующие вопросы:
- Предполагается ли включение самооценки участников проектных групп в общую оценку проекта?
- Предполагается ли присуждение мест или номинации?
- Предполагается ли оценка проектов по предметным секциям или единым списком?
Проблемными местами в оценке проектных работ обычно являются:
- предметная компетенция жюри;
- все участники проектной работы приложили усилия, но не все получили места и номинации.
В этом случае лучше обнародовать рейтинговые оценки всех представленных проектов, чтобы свой итоговой балл видели и те, кто не получил наград. Необходимо выработать исходные критерии оценки и познакомить с ними проектантов задолго до защиты.
Критерии могут быть следующие:
При оценке письменной части:
- актуальность и важность поставленных проблем;
- социальная значимость проблемы;
- самостоятельность разработки проекта
- новизна и неординарность подхода
- оригинальность предложений;
- реалистичность, экономичность;
- перспективность;
- результаты, прогнозы (согласно собственному видению).
Критерии оценки выступления
- ораторское мастерство выступающего
- свободное владение материалом
- общая эрудиция;
- качество ответов на вопросы;
- аргументированность;
- убедительность представляемых доводов.
...Итак, понятие «проект» снова вошло в российскую педагогику. И еще не осмыслено до конца. Но уже ясно: проект многогранен. Кроме того, проект эффективен. Проект перспективен. Проект неисчерпаем!
По данным некоторых отечественных и зарубежных исследований было выяснено мнение самих школьников:
- школьники отмечают, что, в ходе работы над проектом они «становятся лучшими друзьями»;
- 62% школьников всех возрастов отмечают, что проект был
интересен именно потому, что выполнялся самостоятельно;
- 56% учащихся выделяют как самый интересный исследовательский этап; 32% - этап обработки собранного материала и подготовки выхода проекта; 12% -презентацию;
- по итогам выполнения проектов 74% учащихся стали выше оценивать свои возможности и способности- остальные говорили о недовольстве собой, часто добавляя что постараются выполнить следующий проект качественнее;
- отвечая на вопрос о том, что нужно изменить в ходе проведения проектной недели, 48% отмечают свою полную удовлетворенность; 17% предлагают сделать более глубокой презентацию проектов; 10% - «увеличить время проектной недели до двух недель».
На вопрос «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?»
школьники чаще всего дают следующие ответы:
« Распределять правильно время »;
« Анализировать собственные действия »;
« Презентовать результаты своего труда »;
«Доделывать все до конца»;
«Достигать поставленной цели»;
«рассматривать тему с разных точек зрения»
Ответы учеников-проектантов на вопрос: «В какой форме лучше всего проводить презентацию проектов? » распределились следующим образом:
48% — в свободной форме;
18% —в форме продолжительной защиты;
12% —в форме деловой игры;
10% —в форме просмотра видеозаписей о ходе работы над проектами;
7% —в форме театрализации;
—5% —другие ответы./5
Актуален вопрос. Школа будущего — школа проектов?
Проект - это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Подготовка учащихся к работе над проектом
Изучение законодательной и нормативно – правовой базы
Выбор проблемы
Социологические опросы
Анализ материалов СМИ
Сбор информации
(исследование проблемы)
Встречи, интервью с компетентными спец.
Разработка собственного варианта решения проблемы
Реализация плана действий
Подготовка учащихся к работе над проблемой
Подготовка учащихся к работе над проектом
Составление «портфолио»
Презентация
Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной деятельности обучающегося
Проект является дополнительным материалом по теме: «Вычисление процентной суммы и начального числа» на уроках технологии при обучении в системе НПО/СПО по профессии «Повар, кондитер» по профессиональн...
Повышение эффективности урока истории путем организации проектной деятельности обучающихся в условиях перехода к ФГОС.
В данной статье рассмотрены основные аспекты работы учащихся и роли учителя в проектной деятельности на уроках истории и обществознания....
Мастер – класс по теме: Организация проектной деятельности обучающихся в рамках общественных дисциплин
Опыт организации проектной деятельности. Выступление по теме: Организация проектной деятельности обучающихся в рамках общественных дисциплин с представлением созданного информационного сайта "СС...
Организация проектной деятельности обучающихся как средство достижения метапредметных результатов обучения физике
В данной презентации (с интерактивным слайдом №5) рассмотрена поэтапная работа над проектом с указанием формируемых УУД на каждом этапе при обучении физике., что приводит к пониманию проектной де...
Методические рекомендации по организации проектной деятельности обучающихся
Деятельностный характер является отличительной особенностью нового стандарта, который ставит главную цель – развитие личности обучающегося. Исследование явля...
Организация проектной деятельности обучающихся в объединении «Школа экологических знаний»
Рекомендации для педагогов дополнительного образования...
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССОВ
В данной статье обозначена проблема формирования инженерного мышления у обучающихся, получающих общее и среднее образование. Рассматриваются особенности организации проектной деятельности на уроках из...