Повышение эффективности урока истории путем организации проектной деятельности обучающихся в условиях перехода к ФГОС.
статья по истории по теме
В данной статье рассмотрены основные аспекты работы учащихся и роли учителя в проектной деятельности на уроках истории и обществознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 26.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение эффективности урока истории путем организации проектной деятельности обучающихся в условиях перехода к ФГОС.
Современного человека должны отличать ответственность и инициативность, продуктивность и эффективность, адаптивность к динамично меняющимся условиям, способность к множественным выборам, т.о. учитель сталкивается с необходимостью совершенствовать формы и методы работы, для реализации требований и задач ФГОС в процессе обучения.
Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности: создания у учащихся образа цельного знания; повышения мотивации учащихся в получении дополнительных знаний; рефлексии и интерпретации результатов. Учитель сталкивается с необходимостью осуществления всех «ключевых компетенций» в процессе обучения: исследовательских (обработка информации, работа с различными источниками, документами, представление ее и обсуждение); социально-личностных (формирование критического мышления в вопросах изучения прошлого и будущего, умение вступать в дискуссию, излагать и аргументировать собственную точку зрения), коммуникативных (умение слушать и принимать взгляды других, дискутировать, работать с графиками и таблицами), организация деятельности и сотрудничества (организовывать работу лично и отвечать за нее, решать межличностные конфликты, работать в команде).
Целью метода проектов, как педагогической технологии, является: ориентировать обучающихся не на интеграцию фактических знаний, а на их применении и приобретении новых знаний (путем самообразования) для активного включения в освоение новых способов человеческой деятельности.
Можно выделить следующие типы проектов: - прикладные проекты, которые предполагают тщательное продумывание структуры, распределение функций между участниками, оформление итогов деятельности с их последующей презентацией и внешним рецензированием; - исследовательские проекты подразумевают деятельность учащихся по решению творческих задач с заранее неизвестным результатом, которые включают в себя: обоснование актуальности темы исследования, его предмета и объекта, обозначение цели и задач, методы поиска информации, выдвижение гипотезы, сбор данных, их анализ и синтез, обсуждение и оформление полученных результатов, выступление; -информационные проекты направлены на изучение характеристик процессов, явлений и предполагают их анализ и обобщение выявленных фактов. В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых, например, сочетаются признаки как информационных, так и прикладных.
Этапы проектной работы.
Начальном этапе важна мотивация учащихся к проектно-исследовательской деятельности. Подготовка к работе над проектом включает в себя определение руководителей и создание инициативной группы обучающихся; поиск или выбор проблемы; определение темы с точки зрения ее необходимости, реальности (соизмеримости с уровнем возможностей исполнителей), актуальности, востребованности, значимости; формулировка цели и постановка конкретных задач проектирования; обсуждение методов реализации проекта и используемых средств; сбор необходимой для начала проектирования информации; моделирование финального продукта; планирование предстоящей деятельности; формирование рабочих групп и определение задания для каждой; разработку критериев контроля. Важным является коллективное обсуждение обучающимися всех принимаемых решений на основе согласования их интересов (мозговой штурм, анализ первичных идей, выявление альтернатив, выбор оптимального варианта).
Поисковый этап предполагает сбор и анализ информации. Результаты обсуждают в микрогруппах, после чего вырабатываются идеи, версии, варианты решения проблемы. Выдвинутые гипотезы проверяют, собранные же материалы готовят к защите. Успех проекта во многом зависит от оформления его модели.
Итогом проектной деятельности являются презентация и защита ее финального продукта. Некоторые учебные проекты могут иметь и больше этапов, что определяется в каждом конкретном случае. Опыт показывает, что самостоятельное овладение учащимися проектной технологии невозможно. Важная роль на всех этапах деятельности отводится педагогу, который, с одной стороны, выступает организатором проекта, обеспечивая развитие и обучение детей, а с другой , является равноправным членом рабочей группы, выдвигающим собственные цели, анализирующим ситуацию и предлагающим интересные идеи для обсуждения.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся приоритетное внимание уделяется:
- практическому освоению учащимися основ проектно-исследовательской деятельности;
- развитию стратегий смыслового чтения и работе с информаицией;
- практическому освоению методов познания и широкого спектра логических действий и операций.
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе
- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
- выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий – концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
- заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Учащиеся усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин. Они научатся осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска.
Учащиеся приобретут потребность поиска дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; освоят эффективные приемы поиска, организации и хранения информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в Интернете; приобретут первичные навыки формирования и организации собственного информационного пространства.
Они усовершенствуют умение передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т.е. сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными компонентами).
Смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, моделирования и проектирования.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей;
- устанавливать целевые приоритеты;
- уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- овладеть основами прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
- уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, для решения различных коммуникативных задач; владение устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
- уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- уметь организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
- управлять поведением партнера, осуществляя контроль, коррекцию, оценку действий партнера, уметь убеждать;
- уметь работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в условиях перехода на ФГОС
Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время чер...
"Организация внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС"
Эссе: организация внеурочной деятельности...
Проектирование урока технологии в 5-ом классе в условиях перехода на ФГОС ООО
Введение и реализация Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования...
Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС второго поколения
Системно-деятельностный подход"...
Методический семинар: Экологическое воспитание школьников на уроках биологии и во внеурочное время в условиях перехода на ФГОС ООО
Методический семинар: Экологическое воспитание школьников на уроках биологии и во внеурочное время в условиях перехода на ФГОС ООО...
Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС
Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС. Отчет по работе над мето...
Применение современных технологий в организации образовательного процесса на уроках истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС второго поколения
Целью моей педагогической деятельности является обеспечение благоприятныхусловий для формирования и развития личности каждого обучаемого, с учётом его индивидуальных способностей и возможн...