Повышение эффективности урока истории путем организации проектной деятельности обучающихся в условиях перехода к ФГОС.
статья по истории по теме

Артамошина Марина Александровна

В данной статье рассмотрены основные аспекты работы учащихся и роли учителя в проектной деятельности на уроках истории и обществознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.98 КБ

Предварительный просмотр:

                            Повышение  эффективности урока истории путем организации   проектной деятельности  обучающихся в условиях перехода к ФГОС.

     Современного человека должны отличать ответственность и инициативность,      продуктивность и эффективность, адаптивность к динамично меняющимся условиям, способность к множественным выборам, т.о. учитель сталкивается с необходимостью совершенствовать формы и методы работы, для реализации требований и задач ФГОС в процессе обучения.    

     Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в  возможности: создания у учащихся образа цельного знания; повышения мотивации учащихся в получении дополнительных знаний; рефлексии и интерпретации результатов. Учитель сталкивается с необходимостью осуществления всех «ключевых компетенций» в процессе обучения: исследовательских (обработка информации, работа с различными источниками, документами, представление ее и обсуждение); социально-личностных (формирование критического мышления в вопросах изучения прошлого и будущего, умение вступать в дискуссию, излагать и аргументировать собственную точку зрения), коммуникативных (умение слушать и принимать взгляды других, дискутировать, работать с графиками и таблицами), организация деятельности и сотрудничества (организовывать работу лично и отвечать за нее, решать межличностные конфликты, работать в команде).

 Целью метода проектов, как педагогической технологии, является: ориентировать обучающихся не на интеграцию фактических знаний, а на их применении и приобретении новых знаний (путем самообразования) для активного включения в освоение новых способов человеческой деятельности.  

    Можно выделить следующие типы проектов:                                                                                               - прикладные проекты, которые предполагают тщательное продумывание  структуры, распределение функций между участниками, оформление итогов деятельности с их последующей презентацией и внешним рецензированием;                                                                                                     - исследовательские проекты подразумевают деятельность учащихся по решению творческих задач с заранее неизвестным результатом, которые включают в себя: обоснование актуальности темы исследования, его предмета и объекта, обозначение цели и задач, методы поиска информации, выдвижение гипотезы, сбор данных, их анализ и синтез, обсуждение и оформление полученных результатов, выступление;                                                                                                                        -информационные проекты направлены на изучение характеристик процессов, явлений  и предполагают их анализ и обобщение выявленных фактов. В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых, например, сочетаются признаки как информационных, так и прикладных.

            Этапы проектной работы.                                                                                  

  Начальном этапе важна мотивация учащихся  к проектно-исследовательской деятельности. Подготовка к работе над проектом включает в себя определение руководителей  и создание инициативной группы обучающихся; поиск или выбор проблемы; определение темы с точки зрения ее необходимости, реальности (соизмеримости с уровнем возможностей исполнителей), актуальности, востребованности, значимости; формулировка цели и постановка конкретных задач проектирования; обсуждение методов реализации проекта и используемых средств; сбор необходимой для начала проектирования информации; моделирование финального продукта; планирование предстоящей деятельности; формирование рабочих групп и определение задания для каждой; разработку критериев контроля. Важным является коллективное обсуждение обучающимися всех принимаемых решений на основе согласования их интересов (мозговой штурм, анализ первичных идей, выявление альтернатив, выбор оптимального варианта).

 Поисковый этап предполагает сбор и анализ информации. Результаты обсуждают в микрогруппах, после чего вырабатываются идеи, версии, варианты решения проблемы. Выдвинутые гипотезы проверяют, собранные же материалы готовят к защите. Успех проекта во многом зависит от оформления его модели.

  Итогом проектной деятельности являются презентация и защита ее финального продукта. Некоторые учебные проекты могут иметь и больше этапов, что определяется в каждом конкретном случае. Опыт показывает, что самостоятельное овладение учащимися проектной технологии невозможно. Важная роль на всех этапах деятельности отводится педагогу, который, с одной стороны, выступает организатором проекта, обеспечивая развитие и обучение детей, а с другой ,  является равноправным членом рабочей группы, выдвигающим собственные цели, анализирующим ситуацию и предлагающим интересные идеи для обсуждения.

  В сфере развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся приоритетное внимание уделяется:

  • практическому освоению учащимися основ проектно-исследовательской деятельности;
  • развитию стратегий смыслового чтения и работе с информаицией;
  • практическому освоению методов познания и широкого спектра логических действий и операций.

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе

  • систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
  • выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий – концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
  • заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

Учащиеся усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин. Они научатся осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска.

Учащиеся приобретут потребность поиска дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; освоят эффективные приемы поиска, организации и хранения информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в Интернете; приобретут первичные навыки формирования и организации собственного информационного пространства.

Они усовершенствуют умение передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т.е. сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными компонентами).

Смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, моделирования и проектирования.

Регулятивные универсальные учебные действия        

Выпускник научится:

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • планировать пути достижения целей;
  • устанавливать целевые приоритеты;
  • уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • овладеть основами прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  •  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
  • уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.
  • уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, для решения различных коммуникативных задач; владение устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
  • уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • уметь организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
  • управлять поведением партнера, осуществляя контроль, коррекцию, оценку действий партнера, уметь убеждать;
  • уметь работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в условиях перехода на ФГОС

Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время чер...

"Организация внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС"

Эссе: организация внеурочной деятельности...

Проектирование урока технологии в 5-ом классе в условиях перехода на ФГОС ООО

Введение и реализация Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования...

Методический семинар: Экологическое воспитание школьников на уроках биологии и во внеурочное время в условиях перехода на ФГОС ООО

Методический семинар: Экологическое воспитание школьников на уроках биологии и во внеурочное время в условиях перехода на ФГОС ООО...

Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС

Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС. Отчет по работе над мето...

Применение современных технологий в организации образовательного процесса на уроках истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС второго поколения

Целью моей педагогической деятельности  является обеспечение  благоприятныхусловий для формирования и развития личности каждого обучаемого, с учётом его индивидуальных способностей и возможн...